Третий крестовый поход в итоге ничего крестоносцам в Святой земле не дал. Английский король Ричард Львиное сердце захватывает у византийцев Кипр и отдает его под власть тамплиеров. Рыцари ордена сразу стали вводить на острове католицизм с помощью костров. Папа Целестин устанавливает три епископских кафедры. Земля делится между новыми феодалами, а грекам отводится участь крепостных. Так крестовые походы освобождения христианских святых земель от мусульман на деле превратились в попрание и поругание Православия на Востоке. Но византийцы, никогда не страдавшие наивностью, в борьбе с турками продолжали цепляться за эфемерную помощь Запада. И не только в борьбе с турками. Так, в 1195 году император Исаак Ангел был свергнут с престола и ослеплен своим братом. Сын пострадавшего, Алексей, в 1201 году добрался до Италии и просил папу Иннокентия III, готовившего очередной, четвертый, крестовый поход – на этот раз в Египет, изменить маршрут, напасть на Константинополь и навести там порядок. За «труды» обещано царское вознаграждение. Сделка заключена. В 1203 году крестоносцы входят в Константинополь и восстанавливают слепого Исаака на престоле. Однако в качестве «платы за услуги» крестоносцы начали грабить церкви, чем вызвали народное недовольство. Крестоносцы же были, в свою очередь, недовольны и раздражены волокитой с расчетами. И 12 апреля 1204 года они захватывают столицу Византии. Крестоносцы подвергли Константинополь невиданному разорению. Шел повсеместный разбой и поругание святынь. Один из крупнейших церковных историков-писателей, сам чуть не погибший в те дни, Никита Хониат писал: «Мусульмане в 1187 году, взяв Иерусалим, были не так жестоки». Да и папа Иннокентий III отметил: «Латиняне не щадили ни веры, ни пола, ни возраста». Поистине варварский грабеж крупнейшего центра Православия потряс весь христианский мир. В далеком Новгороде летописец передает рассказ очевидца ужасных событий: «А наутро, с восходом солнца, ворвались фряги в святую Софию и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столпов серебряных и четыре киотных; и тябло разрубили, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем, а между ними – шишки, словно деревья, выше человеческого роста, и стену алтарную между столпами, и все это было серебряное. И ободрали дивный жертвенник, сорвали с него драгоценные камни и жемчуг, а сам неведомо куда дели. И похитили 40 сосудов больших. И служебное Евангелие, и кресты честные, и иконы бесценные – все ободрали. И под трапезой нашли тайник, а в нем до 40 бочонков чистого золота, а на полатях, и в стенах, и в сосудохранильнице – не счесть сколько золота, и серебра, и драгоценных сосудов. Это все рассказал я об одной лишь Святой Софии, но и Святую Богородицу, что на Влахерне, куда Святой Дух нисходил каждую пятницу, и ту всю разграбили. И другие церкви; и не может человек их перечислить, ибо нет им числа».

http://pravoslavie.ru/5715.html

Ведь если мы умерли для греха, как нам жить в нем? 19 Ничего не мог сказать он лучше и короче. Ведь что более полезное представляет нам благодать Божия в нынешнем лукавом веке, чем то, что мы умираем для греха? И потому оказывается неблагодарным этой самой благодати тот, кто хочет посредством ее жить во грехе, тогда как благодаря ей он умер для греха. Бог же, богатый милосердием 20 , да даст вам мыслить неповрежденно и пребыть с постоянством вплоть до конца в добром своем намерении. Молитесь об этом непрестанно и бодрственно в братском мире и испрашивайте это для себя, для нас, для всех, кто вас любит, и для тех, кто вас ненавидит. Живите благополучно в Боге. Если вы соблаговолите что-либо написать мне, пусть придет ко мне брат Флор. 4 Имеется в виду Карфагенский собор 416 г. против Пелагия и Целестия.. Текст послания см. среди писем Августина – письмо 175//PL Т. 33. Col 758–762; а также в PL Т. 33. Col. 1711–1712 (сокращенный вариант). – Прим. ред 5 Имеется в виду собор 416 г. в Милевии (Нумидия) против пелагиан. Текст послания см. среди писем Августина – письмо 176//PL Т. 33. Col. 762–764; а также в PL Т. 33. Col. 1712–1713 (сокращенный вариант). Прим. ред. 6 Это послание папе Иннокентию было написано пятью африканскими епископами: Аврелием, Алипием, Августином, Еводием и Поссидием после двух упомянутых соборов 416 г. Текст послания см. среди писем Августина – письмо 177//PL Т. 33. Col. 764–772; а также в PL Т. 33. Col. 1713–1714 (сокращенный вариант). – Прим. ред. 7 Текст посланий папы Иннокентия I см. среди писем Августина – пись­ма 181–183//PL Т. 33. Col. 780–788; а также в PL Т. 33. Col. 1714–1715 (сокращенный вариант). Русский перевод фрагментов из первого послания см. в сборнике: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб.. 2002. С. 242. – Прим. ред. 8 Имеется в виду Карфагенский собор 417 г. против Пелагия и Целестия. О послании Отцов собора папе Зосиме см.: PL Т. 45. Col. 1723–1724; а также: Проспер Аквитанский. Contra Collatorem, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Святитель Александр, епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием. Когда святой Афанасий достиг 21 года, святитель Александр рукоположил его в диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра на Никейский Собор (325 г.), где выступил с опровержением ереси Ария. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником. Ариане, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя Афанасия и изгнания его в Трир. По приказу благоволившего арианам императора Констанция архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий. Святитель Афанасий отправился в Рим к папе Юлию I (337–352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным с догматами Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) святой Афанасий оказался в изгнании в Фиваидской пустыне. После бесславной смерти Юлиана Отступника святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года. Оставил огромное духовное наследие, почитается как великий учитель Церкви. Свт. Афанасий Великий Святитель Кирилл Александрийский — происходил из знатной и благочестивой христианской семьи, был хорошо образован. В юности вступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти патриарха Феофила св. Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви. Писал увещевательное послание к еретику Несторию и письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. На III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в городе Ефесе, святитель Кирилл был председателем. Скончался в 444 г.

http://pravmir.ru/svyatye-severnoj-afrik...

В этот период Проспером были написаны также две небольшие, но едкие эпиграммы на зложелателя Августина (InobtrectatoremAugustini, PL 51, 149–152). Когда трактаты Августина попали в Марсель, их автор был уже при смерти и даже не предполагал, какую реакцию они вызовут. Вскоре два священника из Генуи, Камилл и Феодор, прочитав трактаты Августина, пришли в замешательство и прислали Просперу список цитат из этих двух сочинений Августина, которые вызвали у них недоумения. Проспер послал им свои “Ответы в защиту Августина на избранные цитаты генуэзцев” (Responsiones Pro Augustino ad excerpta Genuensium, PL 51, 187–202, далее —Отв. Ген.), где разъяснял содержание упомянутых трактатов Августина. Смерть блаженного Августина в 430 г. дала полную свободу действий его противникам. Проспер оказывался во все большей изоляции в Провансе и в 431 г. вместе со своим другом Иларием предпринял поездку в Рим для того, чтобы заручиться поддержкой папы Целестина и добиться осуждения учения, распространившегося в Южной Галлии. Однако этого не произошло. В своем весьма двусмысленном письме к галльским епископам (Epist. 21 ad episcopos Gallorum, или “Catholici Verba”, PL 50, 528–530) папа хотя и хвалил Августина, но избегал точных формулировок, призывал к миру и спокойствию и осуждал новшества. Не достигнув успеха, Проспер вернулся в Галлию. После смерти папы Целестина, в июле 432 г. Римскую кафедру занял Сикст III, при котором спор еще более обострился. Кроме преподобного Иоанна Кассиана 5 , против учения Августина со своими сочинениями выступили Викентий Леринский 6 , Арнобий Младший 7 ; появились язвительные памфлеты в адрес Августина. В ответ на это Проспер, считавший себя главой партии августинианцев, в 432–434 гг. написал три полемических трактата: Degratia et libero arbitrio contra Collatorem (“О благодати и свободном произволении против Собеседника”, PL 51, 213–276, далее — Пр. Собес.). Это одно из самых важных сочинений Проспера, направленное против преподобного Иоанна Кассиана, написавшего Собеседования (Collationes); Responsiones ad capitula objectionum Gallorum caluminantium (“Ответы на Главы возражений Галлов-клеветников”, PL 51, 155–174, далее —Отв.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Фабиан 236–250 Корнелий 251–253 Новациан 251–окт. 258, антипапа Луций 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Дионисий 259–268 Феликс I 269–274 Евтихий 275–283 Гай 283–296 Марцеллин 296–304 Марцелл I 308–309 Евсевий 309, или 310 Мильтиад (Мельхиад) 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк 336 Юлий I 337–362 Либерий 352–366 Феликс II 355–365, антипапа Дамасий I 366–384 Урсин 366–367, антипапа Сириций 384–399 Анастасий I 399–401 Иннокентий I 401–417 Зосим 417–418 Эвлалий 418–419,антипапа Бонифаций I 418–422 Целестин I 422–432 Сикст III 432–440 Лев I 440–461 Гиларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах 498–514 Лаврентий 498–499; 501–506, антипапа Гормизд 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Диоскур 530, антипапа Бонифаций II 530–532 Иоанн II 533–535 Агапит I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 556–561 Иоанн III 561–574 Бенедикт I 575–579 Пелагий II 579–590 Григорий I Великий 590–604   Александрийские патриархи до конца VI в (Александрийские епископы получили статус патриархов по решению Первого Вселенского Собора 325 г.) Феон 282–330 Петр I 300–311 Ахилл 312 Александр ?–328 Афанасий 328–373 Пист 336 или 338 Григорий 339 или 341; 344 или 348 Георгий 357–361 Луций 365 Петр II 373–380 Луций (вторично) 375–378 Тимофей I 380–384 Феофил 394–412 Кирилл 412–444 Диоскор 444–451 Протерий 451–457 Тимофей II Элур 457–460 Тимофей II Салофакиол 460–475 Тимофей II Элур 475–477, вторично Петр III Монг 477 Тимофей II Салофакиол 477–482,вторично Иоанн I Талайа 482 Петр III Монг 482–489, вторично Афанасий II Келит 489–496 Иоанн I 496–505 Иоанн II 505–516 Диоскур II 516–517 Тимофей III 517–535 Павел из Табенны 537–540 Зоил 540–551 Аполлинарий 551–570   Епископы Константинопольские и затем, с 381 г. по решению Второго Вселенского Собора, Патриархи до конца VI века (епископы) Руфин 284–293 Метрофан 306/307–314 Александр 314–337 Павел I 337–339 Евсевий Никомедийский 339–341 Павел I 341–342, вторично Македоний I 342–346 Павел I 346–352, в третий раз

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Сбор сведений о праведной жизни К. был начат при папе Целестине III (1191-1198); для изучения информации была созвана комиссия, в состав которой вошли епископы Аугсбурга, Вюрцбурга и Айхштетта, а также аббаты цистерцианских обителей Эбрах, Лангхайм и Хайльбронн ( Petersohn. 1977. S. 23). После смерти Целестина III канонизационный процесс К. был на время приостановлен, но снова возобновился 1 авг. 1198 г.- этим днем датируется 1-е зафиксированное чудо К.: некоему священнику явилась императрица вместе с супругом и пообещала стать покровительницей еп-ства Бамберг (ActaSS. Mart. T. 1. P. 275). В Житии К., составленном в 1199 г., еще до офиц. канонизации, сообщается и о др. чудесах: напр., будучи обвиненной в супружеской неверности, К., чтобы с Божией помощью опровергнуть навет, прошла босиком по 12 раскаленным лемехам и не получила ожогов (этот сюжет получил широкое распространение в иконографии К.). Описан также случай, когда императрица легла спать, а упавшая свеча подожгла ее ложе; К. осенила пламя крестным знамением, и оно немедленно угасло. К. была провозглашена святой Римско-католической Церкви 29 марта 1200 г. папой Римским Иннокентием III (1198-1216) (булла «Cum secundum» от 3 апр. 1200 - PL. 140. Col. 219). Лит.: Priest G. Die Handschriften der «Vita Heinrici» und «Vita Cunegundis»//NA. 1916. Bd. 40. S. 249-263; Braun J. Tracht und Attribute der Heiligen in der deutschen Kunst. Stuttg., 1943. S. 447-450; Ulrich G. Die hl. Kaiserin Kunigunde. Saarbrücken, 1953; Klauser R. Der Heinrichs- und Kunigundenkult im mittelalterlichen Bistum Bamberg: Festgabe aus Anlass des Jubiläums «950 Jahre Bistum Bamberg 1007-1957». Bamberg, 1957; Hlawitschka E. Kunigunde//LTK. 1960. Bd. 6. S. 680-681; Schr ö pfer H.-J. Heinrich und Kunigunde: Untersuch. z. Verslegende d. Ebernand von Erfurt u. z. Geschichte ihres Stoffs. Göppingen, 1969; Petersohn J. Die Litterae Papst Innocenz " III. zur Heiligsprechung der Kaiserin Kunigunde (1200)//Jb. f. Fränkische Landesforschung. Erlangen, 1977.

http://pravenc.ru/text/2462257.html

И. способствовал теоретическому развитию и реализации учения о папском примате, о папе - «викарии Христа» (лат. vicarius Christi), обладающем полнотой духовной и светской власти (plenitudo potestatis), и о Римской Церкви как о «Матери всех Церквей» (Mater omnium ecclesiarum). Верховенство папы в области законотворчества и судопроизводства способствовало оформлению церковной иерархии католич. Церкви, уменьшению самостоятельности еп-ств, а также укреплению власти и авторитета папы Римского в отношениях со светскими государями. И. провел реформу куриального судо- и делопроизводства, способствовал развитию декретального права: при нем резко возросло количество апелляций, поданных в папский суд, и количество папских декреталий. Начало понтификата И. пришлось на сложный период: Иерусалим с 1187 г. находился под властью мусульман, 3-й крестовый поход (1189-1192) закончился неудачей; в Испании мусульмане одержали победу при Аларкосе (1195); в Италии германский кор. Генрих VI смог утвердить права своего наследника на Сицилийское королевство, установил власть своих наместников в центральной части полуострова и оккупировал Папскую область. Не лучшим образом складывались отношения предшественника И. Целестина III с коммуной Рима. Одним из первых достижений И. стало упрочение папской власти в Риме и в Папской области. После смерти имп. Генриха VI (28 сент. 1197) в итал. городах росло недовольство епископами и должностными лицами, назначенными императором. И. возглавил эту борьбу, расширив свое влияние в Риме и Центр. Италии. В отношениях с Римом И. продолжил линию папы Климента III, заключившего 31 мая 1188 г. с рим. коммуной договор, в соответствии с к-рым папа считался верховным сюзереном Рима, ему было возвращено право чеканить монету, а ежегодно избираемый сенат приносил ему клятву верности. В первые месяцы пребывания на Римской кафедре И. удалось восстановить контроль над рим. коммуной, подчинив важнейших магистратов: в февр. 1198 г. клятву верности И. принес Петр из Вико, префект г. Рима (со времен Генриха VI префект выполнял функции представителя Римско-Германской империи в городе) (Regestum Innocentii III papae (далее в ст.: Regest.). 1. 23; 2. 275). Тогда же папе удалось добиться отказа коммуны от избрания сената и назначения, как того требовали рим. статуты 1191 г., городского «верховного сенатора» (summus senator), утверждаемого папским представителем (medianus) (Gesta Innocentii. 8). Впосл. отношения между понтификом и коммуной вновь обострились из-за споров о землях общины, которые И. хотел передать в лен своему брату Райнерию, и о принципах избрания сената, в т. ч. о количестве сенаторов. В 1203 г. И. даже пришлось покинуть Рим, однако вскоре (март 1204) по просьбе горожан он вернулся. В 1205 г. после продолжительных столкновений в городе между папой и коммуной был заключен новый договор, подтвердивший соглашения 1198 г. (Gesta Innocentii. 142)

http://pravenc.ru/text/468777.html

Основные биографические данные свт. Льва приводятся в таком достаточно известном памятнике раннесредневековой истории как Liber Pontificales, которая представляет собой свод основных биографических сведений о Римских епископах с апостола Петра и до Феликса III (526–530). Свт. Лев был уроженцем Тосканы (natione Tuscus), его отец принадлежал к патрицианскому роду знатных римлян. В некоторых манускриптах свт. Лев именуется natione Romanus, что указывает на его знатное происхождение. 5 Его отца звали Квинтиан (Quintianus) 6 . Год рождения свт. Льва неизвестен. Долгое время свт. Лев был архидиаконом и секретарем у Римских пап свт. Целестина и свт. Сикста III 7 Ему приходилось исполнять многочисленные поручения Римских пап по церковным делам, а также ряд дипломатических поручений императора Валентиниана III. Например ему было поручено примирить враждовавших друг с другом двух выдающихся политических фигур позднеримской истории как полководец и главнокомандующий римскими войсками в провинциях Аэций и главный магистрат Альбин. Вмешательство свт. Льва в произошедший раздор, который пред активным натиском гуннов на империю был лишь только на руку врагам Рима, был завершен успешным миром. 8 В церковных делах того времени свт. Лев известен примирением Галльской церкви, а также тем, что по его настоятельному совету родоначальник западного монашества прп. Венедикт Нурсийский пишет богословский трактат, имеющий для Православной Церкви огромное значение, «О воплощении Господа против Нестория» (De Incarnatione Domini contra Nestorium). 9 29 сентября 440г. архидиакон Лев был рукоположен во епископа, а после блаженной кончины папы Сикста 10 ноября 461г. свт. Лев единогласно был избран его преемником. 10 В истории Римской Церкви, периоде ее существования как Православной поместной церкви до 1054г., свт. Лев считается, как и свт. Григорий I Великий (VIb.) самой выдающейся личностью. Та же Liber Pontificales сообщает нам о самом главном деянии его жизни – вести напряженную борьбу с ересями Нестория и Евтихия 11 , а также с распространенной на Западе манихейской ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

(4) Трещина в универсуме воли ( De Genesi contra Manichaeos ) (5) Анализ воли по De diversis questionibus LXXXIII , 1-60 (6) Gratia как милость в De vera religione   3. Павловы мотивы (период священства, 391-396 гг.) (1) «Делаю то, чего не хочу» ( De duabis animabus ; Contra Fortunatum ; De libero arbitro , III) (2) Принятие людей сынами Божьими (De fide et symbolo ; De sermone Domini in monte ; Enarrationes in Psalmos , 1, 32; De Genesi inperfectus liber ) (3) Августиново толкование посланий Римлянам и Галатам (а) Expositio quarundam propositionum ex Epistola ad Romanos (б) De diversis questitionibus LXXXIII , 66-68, 76 (в) Epistolae ad Romanos inchoate exposition (г) Epistolae ad Galatas expositionis liber unus   II. «Благодать победила» (396-411 гг.) 1. Ответ Симплициану (1) Римлянам, 7 ( Ad Simplitianum , I, 1) (2) Римлянам, 9 ( Ad Simplitianum , I, 2)   2. Исповедь (1) Божие присутствие в человеке ( Confessiones , I) (2) Зло само по себе ( Confessiones , II-VII) (3) Обращение ( Confessiones , VIII) (4) «Делай то, что поручишь, и поручай то, чего хочешь» ( Confessiones , IX-X) (5) Вечность и время ( Confessiones , XI-XIII)   3. Остальные сочинения в начала епископства (1) Полемика с манихеями (а) «Заслуга веры» и исполнение закона (б) Адоптивное усыновление (в) Дарованный свет (г) Бог не зависит от человека (2) Благодать, дарованная даром ( Enarrationes in Psalmos ; In Epistolam Ioannis ad Parthos ) (3) Защита благодати ( Adnotationes ad Iob ) (4) Причины, сокрытые в Боге ( De Genesi ad litteram ) (5) Благодать исключает гордость ( De virginitatae ) (6) Благодать за благодать ( Tractatus in Ioannis Evangelium , 1-16)   4. Антидонатистские сочинения (1) Святость благодати и благодать сама (2) Кафолическая церковь и церковь-голубица (3) Преследование (4) Действие на волю и теология насилия (5) Ответ Симплициану и полемика с донатистами   III. Спор с пелагианами (411-430 гг.) Введение 1. Полемика с Пелагием и Целестием (411-418 гг.) (1) Унаследованный грех ( De peccatorum meritis )

http://bogoslov.ru/book/1277875

PL21: Руфин Аквилейский ; Пелагий Британец PL22–30: Иероним Стридонский (т. 27: «Хроника» с продолжением Проспера Аквитанского; в т. 30 включены тексты папы Мартина V) PL31: Флавий Луций Декстер (подложное сочинение 16 в.); Орозий; Лепорий PL32–47: Аврелий Августин ; также, помимо его сочинений, в т. 41 помещены: пресвитер Авит; Лукиан (пресвитер Кафар Гамалы); Анастасий–библиотекарь; Север с Менорки; в т. 42: Кводвультдей; Секунд (манихей); Орозий; Алкуин; в т. 44: одно письмо Проспера Аквитанского; в т. 45: ряд текстов Проспера Аквитанского; в т. 46: Поссидий (епископ Каламы) PL48: Марий Меркатор PL49: Иоанн Кассиан PL50: Иоанн Кассиан ; Пахомий; Вигилий (диакон); Фастидий (епископ); Целестин I (папа Римский); Антонин Гонорат (епископ Константины); Сикст III (папа Римский); Викентий Лиринский ; Евхерий Лионский; Иларий Арелатский PL51: Проспер Аквитанский; Идаций (епископ Аквэфлавийский); Марцеллин Комит PL52: Пётр Хрисолог ; Валериан (епископ Кемелийский); Никита (епископ Аквилейский) PL53: Сальвиан Массилийский; Арнобий Младший; Клавдиан Мамерт; Патрик Ирландский ; Капреол Карфагенский; Урбан (пресвитер); Евстафий (переводчик «Шестодне- ва» Василия Кесарийского ) PL 54–55: Лев I (папа Римский) PL56: Анонимные сочинения по каноническому праву PL 57: Максим Туринский PL58: Иларий (папа Римский); Симплиций (папа Римский); Луп из Труа; Руриций (епископ Лиможский); Виктор Витенский; Сидоний Аполлинарий; Перпетуй (епископ Турский); Цереалий Касталланский; Евгений (епископ Карфагенский); Фауст (епископ Риез- ский); Феликс III (папа Римский); Геннадий Массилийский; анонимный «Хронологический указатель о преследованиях вандалов» PL59: Геласий I (папа Римский); Авит Вьенский; Иоанн (диакон); Фаустин; Юлиан Померий; Пруденций PL60: Пруденций; Драконций PL61: Павлин Ноланский ; Клавдий Марий Виктор; Меробавд; Ориенций (епископ Ошский); Ауспиций (епископ Тульский); Павлин из Перигё; Амоэн; Дрепаний Флор PL62: Пасхазий (диакон); Симмах (папа Римский); Пётр (диакон); Вигилий Тапсский; Афанасий Александрийский (перевод); Лев I (папа Римский); акты Халкидонского собора; Гельпидий Рустик; Евгиппий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010