Представление о П. как о противостоящей христ. ортодоксии совокупности взаимосвязанных еретических убеждений сложилось в ходе пелагианских споров, развернувшихся в Западной Церкви в нач. V в. и с разной интенсивностью продолжавшихся до сер. VI в. Выступив в процессе этих споров с критикой богословских мнений Пелагия , а также его единомышленников и последователей, блж. Августин , еп. Гиппонский, исходил из уверенности в том, что оппоненты явно или скрыто принимают ошибочные мнения, к-рые, даже если не вполне совпадают по внешнему выражению, имеют одинаковый богословский смысл (напр., см.: Aug. Contr. Julian. I 1. 3; III 1. 2). Следуя уже сложившейся в христианстве традиции обозначать ересь именем ее основоположника, блж. Августин ок. 418 г. начал называть этих своих оппонентов в совокупности «пелагианами» (pelagiani; напр., см.: Idem. Contr. Pelag. I 8. 14; 14. 28; 17. 34; II 1. 1), а их взгляды - «пелагианской ересью» (haeresis pelagiana, haeresis pelagianorum; напр., см.: Idem. Ep. 202A. 6, 8; Idem. De nat. et orig. anim. I 9. 11; Idem. De nupt. et concup. II 4. 13; Idem. De grat. et lib. arb. 4. 6; Idem. De haer. 88. 1; ср.: Drecoll. 2016. Col. 657-659). Впосл. эти наименования употреблялись в церковной лит-ре и офиц. документах в таком же обобщающем значении (напр., см.: Concilia Galliae. 1963. P. 68; Ioan. Cassian. De incarn. Dom. I 3; V 1, 2; Prosper. Contr. Collat. 1. 1, 2; 5. 1; 16. 1; 21. 2, 3; Greg. Magn. Reg. epist. VI 14; VII 31; Cassiod. Exp. ps. 3. 4; 24. 6; греч. Πελαγιανο; см.: ACO. T. 1. Vol. 1. P. 9; Phot. Bibl. 54). В сочинениях блж. Августина, а также в др. источниках, используется наряду с наименованием «пелагиане» тождественное по смыслу наименование «целестиане» (лат. caelestiani; напр., см.: Aug. De haer. 41; Idem. Contr. Pelag. II 3. 5; Idem. Contr. secund. Julian. III 101, 138; IV 5; греч. Κελεστιανο; напр., см.: ACO. T. 1. Vol. 1. Pt. 3. P. 7, 9, 33; Phot. Bibl. 54), образованное от имени др. основоположника П.- Целестия, однако оно встречается реже и впосл. не имело широкой рецепции.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНТРОИТ [лат. introitus - вхождение], входное песнопение ( антифон ) в составе проприя мессы. Наименование И. впервые упоминается в литургических памятниках VIII-IX вв. под названием «антифон на вхождение» (antiphona ad introitum) (одно из первых свидетельств - OR I 44// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 81). Авторы IX-XIII вв. называли И. не только антифон, но и весь чин входа понтифика. Напр., Амаларий Мецский ( ок. 850) отмечал, что «чин (officium), который называется Introitus, начинается от первого антифона, называемого Introitus, и заканчивается молитвой, которую читает священник перед чтением [Писания]» ( Amalar. Lib. offic. III 5. 1; ср. у Руперта Дойцского: «начало, которое называется Introitus» - Rupert. Tuit. De div. offic. 1. 31//PL. 170. Col. 28). В тридентском чине под И. понимается комплекс, состоящий из антифона, стиха псалма и «Gloria Patri» (малого славословия). После реформы II Ватиканского Собора было введено в употребление выражение «песнь на вхождение» (cantus ad introitum), поскольку помимо И. (антифонов), содержащихся в Градуале , допускается использование иных песнопений, согласующихся с данным моментом богослужения и одобренных местной епископской Конференцией (Institutio Generalis Missalis Romani. 47-48). Происхождение и употребление Лат. авторы IV-V вв. не сообщают о таком элементе мессы, как И. или пение псалмов в самом начале богослужения (см., напр.: Aug. De civ. Dei. XX 8). В средние века установление И. приписывалось папе Целестину I (422-432) ( Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 23) на основании тех сведений, к-рые содержатся в Liber Ponmificalis. В разделе об этом понтифике говорится, что «он установил, чтобы 150 псалмов Давида прежде жертвоприношения пелись антифонно всем народом [или, согласно др. интерпретации, «из всех псалмов» - antiphonatim ex omnibus], чего раньше не делалось, но читались только Павловы Послания и Святое Евангелие» (LP. Vol. 1. P. 230). Но совр. ученые доказали, что в данном отрывке речь идет не об И., а о градуале ( Jeffery. 1984; McKinnon. 2000).

http://pravenc.ru/text/468855.html

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ III Гонорий III, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий III, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (до 1160, Рим - 18.03.1227, там же; мирское имя Ченчо Савелли), папа Римский (с 24 июля 1216). Происходил из знатной рим. семьи. После рукоположения в сан пресвитера служил каноником базилики Санта-Мария Маджоре, затем каноником Латеранской базилики. Ок. 1188 г. папой Римским Климентом III назначен папским камерарием. Выступил инициатором составления «Liber censuum Romanae Ecclesiae» (с 1192) - регулярно пополнявшегося вплоть до XV в. сборника документов по вассальным доходам Папского престола. В 1193 г. папой Римским Целестином III возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Лукии и в том же году назначен архипресвитером базилики Санта-Мария Маджоре (до 1212). С 1194 по 1198 г. занимал должность канцлера Римской курии, совмещая ее с обязанностями папского камерария. Способствовал реставрации рим. базилики св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), о чем свидетельствует мозаика рубежа XII и XIII вв. в конхе главной апсиды, где у ног Спасителя изображена фигура коленопреклоненного кард. Ченчо Савелли. В 1197-1201 гг. по поручению папы Римского Иннокентия III являлся наставником буд. кор. Фридриха II Штауфена . В 1200 г. папой Иннокентием III возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. апостолов Иоанна и Павла. После смерти папы Иннокентия III на состоявшихся 18 июля 1216 г. в Перудже выборах кард. Ч. Савелли был избран папой с принятием имени Гонорий III и 24 июля кард.-еп. Остии Уголино (впосл. папа Григорий IX ) рукоположен в сан епископа. Коронация и интронизация Г. состоялись 31 авг. в соборе св. Петра в Риме и 4 сент. в Латеранской базилике. Папа Гонорий III преподносит св. Агнесе модель церкви. Мозаика ц. Сант-Аньезе фуори ле Мура, Рим. Ок. 1625 г. Папа Гонорий III преподносит св. Агнесе модель церкви.

http://pravenc.ru/text/166149.html

Иоанн, архиеп. антиохийский Иоанн , архиеп. антиохийский, один из виднейших деятелей несторианской эпохи. О жизни его до этого времени ничего неизвестно, и нет подтверждений тому мнению (Cave), будто он воспитывался вместе с Несторием и Феодоритом в монастыре св. Евпрепия, в пригороде Антиохии. Кирилл ал. (Labbe III, 1050) и Диоскор (Theodoreti epist. 83: Migne gr. LXXXIII, 1268; ср. в сирийских актах разбойничьего собора: Hoffmann, Verhandlungen der Kirchenversammlung zu Ephesus, Kiel 1873, S. 69. 87–89; Martin, Actes du brigandage d " Ephèse, Amiens 1844, p. 161) с одинаковою похвалой говорят о богословском образовании и догматико-канонических познаниях Иоанна, но до нас сохранился от него лишь отрывок проповеди в Халкидоне, а тот факт, что даже столь важное письмо его к Несторию усвоялось Феодориту, кажется, свидетельствует, что литературная репутация Иоаннова стояла невысоко. – Заняв антиохийскую кафедру после Феодота в 429 г., Иоанн имел большой авторитет среди епископов «Востока», которые – по словам Акакия верийского (Labbe III, 386) – радовались и взаимно приветствовали себя с таким вождем. Естественно, что он не по одному только иерархическому положению попал в самый центр несторианского водоворота, когда папа Целестин, осудив на поместном соборе в августе 430 г. лжеучения Нестория, чрез александрийского диакона Посидония сообщил (Labbe III, 379. Mansi ИУ, 10.48.1049. Деян. всел. соб. I, 411–414 и ср. у Migne gr. 93) об этих решениях и антиохийскому предстоятелю (вместе с Ювеналием иерусалим., Руфом фессалоникским и Флавианом филиппийским), к чему нарочито приглашал его и Кирилл ал. (Labbe III, 379. Mansi IV, 1049. 1052. Migne gr. LXXVII, 93. 96). Иоанн предпочитал обратиться к мирным средствам и отправил (вместе с посланием Целестина и Кирилла ал.) от имени ( – собравшихся на посвящение первого – ) Макария лаодикийского, Архелая, Апрингия, Елиада и Мельхия в Константинополь письмо, в котором энергично увещевал Нестория к охранению церковного единения, выражая твердую уверенность в догматической корректности (Labbe III, 390 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иоахим флорийский и иоахимиты Иоахим флорийский и иоахимиты. Иоахим родился в 1130 г. (по Иакову Греку – в 1145 г.) в деревне Целико близ Козенцы в знатной семье. Некоторое время он провел при дворе графа Рожера сицилийского († 1154 г.), но господствующее настроение времени побудило его отправиться в паломничество во св. Землю. По возвращении оттуда Иоахим сделался монахом и в 1177 г. уже был аббатом монастыря цистерцианцев Корраццо (Coramium в Калабрии). Уже в это время он иногда удалялся в монастырь Казамари, желая уединиться для научных занятий, а после 1188 г. отказался от управления монастырем и на долгое время поселился в одном пустынном месте близ Козенцы, за что генеральный капитул цистерцианцев прекратил с ним общение, как с fugitivus. Здесь Иоахим построил монастырь, назвав его флорийским (S. Johannes in flore), и ввел строгий устав, утвержденный Целестином III (см. Jaffe17425). Монастырь этот послужил началом. особой конгрегации (Ordo Florensis), состоявшей более чем из тридцати монастырей, – и только в 1505 г. эта конгрегация воссоединилась с цистерцианским орденом. Иоахим умер 3 марта 1202 г. Как строгий аскет и известный богослов, Иоахим пользовался большим авторитетом у Генриха VI и Ричарда Львиное Сердце. Папы Луций Урбан III и Климент III увещевали его не скрывать данных ему Богом откровений. В свою очередь, Иоахим в 1200 г. заповедовал членам своего ордена, чтобы они не выпускали в свет его сочинений без папской цензуры. Три свои сочинения сам Иоахим считает главными: 1) Конкордия Ветхого и Нового Завета (Liber Concordiae novi ac veteris testamenti, изд. в Венеции 1519), 2) десятиструнный Псалтирь (Psalterium decem chordarum, Вен. 1824), 3) Комментарий на Апокалипсис (Exposimio apocalypsis или apoc. nova, Вен. 1527). В рукописи существуют: Enchiridion in apocalypsim Super quatuor evangelia или cordia euangeliorum; Contra Judaeos; De articulus fidei. Еще несколько сочинений его находятся в Cod. Pamavinus S. Antonii n. 322. Комментарии же на Иеремию и Исаию, приписываемые Иоахиму еще в половине XIII в., не принадлежат ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Папа исполнил эту просьбу и буллой от 20 февраля 1196 года поручил архидиаконам Лаодикии и Лидды озаботиться устройством латинской церкви на Кипре. Архиепископская латинская кафедра была учреждена в Левкосии и её юрисдикции были подчинены епископии Пафа, Лемисса и Фамагусты. Латинская архиепископия имела в своем составе древнегреческие епархии Левкосии, Тримифунта, Кития, Лапифа, Киринии, Китра, Соли и Тамасса; епархия пафская обнимала территорию греческих епархий Пафа и Арсиноя; епархия лемисская равнялась по пространству древнегреческим епархиям Курия и Амафунта; наконец, фамагустская латинская епархия обнимала епархии Саламина и Карпасии. Первым латинским архиепископом был Алэн, избранный представителями латинской церкви острова в 1196 году и утвержденный папою. Буллой от 13 декабря 1196 года папа Целестин III утвердил привилегии и владения архиепископа, предоставив в пользование ему села Орнифос и Афандию и давши ему право собирать десятину в 17-ти местностях; архиепископу даровано право носить и паллиум за богослужением в большие праздники. Затем, по предписанию указанной папской буллы, клирики не могли, без согласия митрополита, уступать свои бенефиции другим или передавать их по наследству. Вторым латинским архиепископом был, по сообщению Lebuien’a, Дюран (Durand), а вернее – Тьери (Thierry, Terry, Terricus), как говорит Mas-Latrie. Он управлял латинской церковью в 1206–1211 годах. В это время латинский патриарх в Константинополе Фома Морозини пытался подчинить своей власти церковную область Кипра, но эта попытка не увенчалась успехом. По этому поводу папа Иннокентий III сделал распоряжение, чтобы латинский архиепископ или сам прибыл в Рим для защиты своих прав, или прислал своих делегатов. Однако, кипрская церковь сохранила свою автокефальность. В 1211 году клирики Левкосии избрали на архиепископскую кафедру Дюрана, но этот выбор не был одобрен папою. Против нового архиепископа были представлены различные обвинения, расследование которых было папою поручено иерусалимскому патриарху Альберту; в дело затем вмешался кипрский король Гуго I Лузиньянский, и по этому поводу папа Иннокентий III отправил несколько посланий на Кипр; в результате же Дюран совсем фактически не занимал архиепископской кафедры. В 1217 году архиепископскую кафедру на Кипре занял Евсторгий, который в течении продолжительного своего управления (до 1250 года) оказал большие услуги латинской церкви. Он усердно защищал ее права, был опытным и преданным церкви администратором, заботился о дисциплине и просвещении клира, благоустраивал материальный быт духовенства, закончил постройку храма святой Софии и в Левкосии, заложенного бывшим иерусалимским патриархом Альбертом и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВИЛА III ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Правила III Вселенского (Ефесского) Собора Понеже надлежало и не присутствовавшим на святом Соборе, и остававшимся в своем месте, или граде, по некоей вине, или церковной, или телесной, не остаться вне ведения о том, что на оном постановлено: то извещаем вашу святыню и любовь, что, если который областный митрополит , отступив от святаго и вселенскаго Собора, приложился к отступническому сонмищу, или по сем приложится, или Целестиево мудрование приял, или приимет, таковый против епископов своея области что-либо делать отнюдь не может, яко отныне Собором от всякаго Церковнаго общения уже отверженный и недействительный. Но еще и разсмотрению тех самых епископов области, и окрестных митрополитов, православно мудрствующих, подлежать будет, для совершеннаго извержения его из сана епископскаго. Если же которые епархиальные епископы не присутствовали на святом Соборе, и в отступлении приняли, или покусятся принять участие; или, подписав извержение Нестория , перешли к оступническому сонмищу: таковым, по изволению святаго Собора, совершенно быть чуждым священства , и изверженным со своея степени. Если же некоторым из принадлежащих к клиру в каждом граде, или селе, Несторием и его сообщниками, возбранено священство за православное мудрствование: таковым мы дали право восприяти свою степень. Вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским Собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам. Если которые из клира отступят, и дерзнут особо, или всенародно держаться Несториева, или Целестиева мудрствования: праведным признал святый Собор изверженным быть и сим из священнаго чина. Если некие за неприличные дела осуждены святым Собором, или собственными епископами; Несторий же, и его единомышленники, вопреки правилам, по его во всем произвольному действованию, покусился или покушается возвратить им общение с Церковью, или степень священства: праведным признали мы, да будет им сие безполезно, и да остаются они тем не менее изверженными из священнаго чина.

http://drevo-info.ru/articles/14547.html

Жизнеописание святителя Льва, Папы Римского Великий святитель и пастырь Божией Церкви - Лев, Папа Римский, родом был из Этрурии, Италия; имя его отца - Роман Квинтиан. С юных лет святой Лев был обучен всякой премудрости, познакомился с внешней философией и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он всецело посвятил себя Богу. В 430 году Лев становится диаконом и ближайшем помощником папы Целестина I, a затем избирается архидиаконом при папе Сиксте III За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу. В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Римские войска не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, а император Валентиниан III бежал из Равенны в Рим. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, Папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае необходимости даже положить душу за овец своих. По преданию, святитель Лев приветствовал вождя варваров словами: " Приветствую тебя, бич Божий " . Мудрой боговдохновенной беседой святитель сумел вразумить Аттилу, превратив его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал увещеваниям угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостию честного лица его. Исполнив все по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Рим был спасен. Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕПИСКОП [греч. ρχιεπσκοπος, лат. archiepiscopus - главный епископ], сан, или титул, епископов. В РПЦ ниже сана митрополита. В нек-рых др. Церквах этот сан выше сана митрополита и усваивается Предстоятелям автокефальных или автономных Церквей. В лит-ре первые упоминания титула А. выявляются с сер. IV в. Еп. Мелитий Ликопольский называет свт. Александра Александрийского А. ( Athanas. Alex. Apol. secund. 71). Сам Мелитий титулуется А. у Епифания Кипрского (Adv. haer. 68. 1). Ок. 383 г. священники Фаустин и Марцеллин в письме к императорам Валентиниану II и Феодосию I Великому титулуют папу Дамаса I А. (PL. 13. Col. 98). В V в. употребление титула А. становится более частым. В документах Всел. III Собора (431) папа Римский св. Целестин I (Деяние 1-е и др.), еп. Кирилл Александрийский (Деяние 5-е) именуются А. В Деяниях отступнического собрания, происходившего параллельно III Всел. Собору, А. назван Иоанн I , еп. Антиохийский, председательствовавший на этом собрании (ДВС. Т. 1. С. 283, 284, 286, 344). В обвинении против еп. Эдесского Ивы , разбиравшемся Антиохийским Собором 447/48 г., епископы К-польский Флавиан и Антиохийский Домн II именуются А. ( Mansi. VII. Col. 220), они титулуются А. и в актах Собора в Берите (Ibid. Col. 212, 213, 231). Титул А. встречается в документах К-польских Соборов против евтихиан (Ibid. VI. Col. 652 sq., 769 sq.; ср.: IV Всел. Деяние 1-е). Ок. 450 г. Созомен именует А. сщмч. Симеона , еп. Ктесифона и Селевкии (Hist. eccl. II 9). В Деяниях Халкид. Собора (451) для титулования архиереев, возглавлявших церковные великие области, почти во всех случаях употребляется «А.»: папа св. Лев I Великий именуется А. (см., напр., Отд. I, а также Деяние 4-е//ДВС. Т. 3. С. 13-14, 24-25), еп. Александрийский Диоскор I в Послании архимандритов Собору титулуется А. (Там же. С. 29), так же именуются епископы К-польский Анатолий и Антиохийский Максим (Деяния 5-е и 6-е).

http://pravenc.ru/text/76484.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010