Новый период в жизни св. Кирилла начался после того, как он вступил в борьбу с несторианской ересью. Несторий, по национальности сириец и представитель антиохийского направления мысли, ставший патриархом Константинопольским в 428 г., учил, что Бог Слово, одно из Лиц Святой Троицы, вселился в человека Иисуса, так что Иисус стал «Богоносцем». Мария, говорил он, родила не Бога, а человека, потому Ее следует называть не Богородицей, а Христородицей. Св. Кирилл впервые выступил против этой ереси весной 429 г. в своем Пасхальном послании александрийской пастве. Немного спустя он написал Окружное послание египетским монахам, в котором защищал православное учение. Затем он отправил императору и членам его семьи три трактата, в которых не называл Нестория по имени, однако опровергал его учение. Конфликт между двумя крупнейшими богословскими центрами Востока, к которому примешивались политический и личный факторы (давнее соперничество между Александрией и Константинополем, а также взаимная антипатия Кирилла и Нестория), быстро набирал силу. Последовал обмен посланиями между двумя иерархами: св. Кирилл указывал на ошибочность мнений Нестория и подробно опровергал их, надеясь предотвратить «вселенский скандал»; Несторий в своих ответах был краток и предпочитал не вдаваться в богословские споры. Император Феодосий II, помня о ссоре между св. Кириллом и Орестом, а также по причине своей дружбы с Несторием отнесся к посланиям св. Кирилла с недоверием: у него сложилось впечатление, что Кирилл хочет посеять вражду не только между александрийцами и жителями столицы, но и внутри императорского дворца, поскольку тот писал отдельно ему, отдельно его жене и сестрам. В ответном послании Кириллу император называл его виновником возмущения в Церкви. Одновременно преп. Исидор Пелусиот писал Кириллу, рекомендуя не углублять конфликт (Письмо 1, 370). Однако св. Кирилл, понимая важность возникшего спора, обратился с посланием к папе Целестину , назвав его «преподобнейшим и боголюбезнейшим отцом» и сославшись на «давний обычай церквей» апеллировать к Римскому первосвященнику относительно спорных вопросов. Несторий тоже написал папе, послав ему сборник своих проповедей. По поручению папы преп. Иоанн Кассиан Римлянин рассмотрел учение Нестория и опроверг его как еретическое в своих «Семи книгах о Воплощении Христа». В августе 430 г. папа созвал в Риме Собор, на котором осудил Нестория и оправдал богословие св. Кирилла. Папа уполномочил Кирилла сообщить об этом решении Несторию: «Итак, ты, приняв на себя подобающую власть и заступив наше место с усвоенной ему властью... произнеси на него (Нестория) анафему» (см. письма св. Кирилла и папы Целестина в «Деяниях III Вселенского Собора»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Папа также стремился нормализовать отношения между различными городами в Италии, сумев добиться прекращения распрей между Пизой и Генуей (1217), Миланом и Кремоной (1218), Болоньей и Пистоей (1219). В 1224 г. Г. направил послание «к христианам Руссии», одной из целей к-рого было, по всей вероятности, привлечь рус. князей к союзу с Ливонским орденом для совместной борьбы против литов. язычников, в 1227 г. в послании «к королям Руси» Г. призвал их «отказаться от заблуждений» и принять католичество. Большое значение для католич. Церкви имела последовательная поддержка Г. нищенствующих монашеских орденов. Папа утвердил уставы доминиканцев (булла «Religiosam vitam» от 22 дек. 1216), францисканцев (булла «Solet annuere» от 29 нояб. 1223) и кармелитов (булла «Ut vivendi normam» от 30 янв. 1226). Важным для католич. Церкви было также регулирование деятельности первых ун-тов: в нояб. 1219 г. Г. издал конституцию «Super speculam», запрещавшую изучение гражданского права в Париже и закрывавшую там правовые школы, что способствовало формированию богословского центра в Париже, а гражданского и канонического права - в Болонье. Наиболее значительные с т. зр. канонического права декреталии, выпущенные при Г., были собраны в «Пятой компиляции» (Compilamio quinta) - 1-м офиц. своде декретального права, получившем папскую санкцию. «Пятая компиляция» была обнародована Г. буллой «Novae causarum» от 2 мая 1226 г., адресованной архидиак. болонского собора канонисту Танкреду. Г. приказывал обеспечить ознакомление Болонского ун-та с новым сборником и использование его в преподавании. «Пятой компиляции» придавалось значение источника права. Г. составил жизнеописания пап Григория VII (Sancti Gregorii VII vita) и Целестина III, а также сборники проповедей и литургических правил и описания различных обрядов (Ordo romanus de consuetudinis et observantiis). Погребен в базилике Санта-Мария Маджоре при алтаре Рождества Христова. Соч.: Opera omnia/Ed. C. A. Horoy. P., 1879-1882. 6 vol.; MGH. Epp. saec.

http://pravenc.ru/text/166149.html

Папа Целестин поставил св. Льва в диакона, или, как говорит Геннадий, во архидиакона Римской Церкви 9 . В сем сане св. Лев был деятельным помощником Целестину в его пастырских трудах, и вскоре приобрел известность во всей Церкви, так что, во время Собора Ефесского Вселен.), св. Кирилл Александрийский вступил уже с ним в переписку, и относился к св. Льву, как к человеку не только известному, но и имеющему влияние на дела Церкви 10 . Помогая Целестину в делах иерархических, ревностный архидиакон не был равнодушным зрителем общего дела веры; благоустрояя Церковь , деятельный дух св. Льва стремился оградить Православие. Так по его просьбе Пр. Кассиан, бывший тогда настоятелем монастыря в Марселе, трудился над изложением и уяснением православного учения о воплощении Сына Божия, – чтоб предохранить верных от лжемудрований Несториан, кои, и по осуждении их на Соборе Ефесском, не преставали еще возмущать умы 11 . При Сиксте III, преемник е Целестина (умершего в 432 г.), св. Лев, движимый любовию к истине, ревностью к православию и благосостоянию общественному, не преставал также ревностно служить вере и обществу. Особенно известно следующее. В 439 году пришел в Рим некто Юлиан, известный поборник ереси пелагианской, и за сие удаленный с епископского своего престола. Еретик сей, притворяясь раскаявшимся, просил у Папы разрешения, и успел столько привлечь к себе снисходительного Сикста, что он обещал принять его в общение с Церковью и объявить православным. Но св. Лев, проникнув лицемерие Юлианово, удержал Папу от сего намерения, и убедил его не вверяться лживым словам еретика. Отвержение Юлиана, говорит Проспер, весьма обрадовало всех православных; казалось, что апостольский меч теперь только обезглавил сию надменную ересь 12 . Не допустив, чтоб зараженный член повредил телу Церкви своим присоединением к оному, св. Лев в тоже время защитил и царство от междоусобия, каким угрожало несогласие двух рассорившихся между собою полководцев Империи, Албина и Аэция. Правительство, не имея сил и средств к их примирению, обратилось к Церкви и просило Папу взяться за дело. Сикст, зная уже силу слова и пламенную любовь св. Льва ко благу общественному, назначил его примирителем и отправил в Галлию, где тогда находились враждующие. Св. Лев не посрамил надежд своего Епископа и блистательно исполнил его поручение, совершенно примирив Албина и Аэция 13 . Сей подвиг был последним подвигом св. Льва в сане архидиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Первую приспосабливающую правку можно отнести к окружению могущественной семьи Колонна, в её борьбе за первенство, против столь же могущественной римской семьи Орсини. И первое предсказание серии, действительно, представляет собой прямую полемику против кумовства «племени медвежьего» (gens dell’ursa). Общая же переработка всей серии из пятнадцати «прорицаний» («vaticinia»), вероятно, имела место во время длительного конклава, проходившего в Перудже с 1304 по 1305 г., и завершившегося избранием французского священнослужителя Бернара де Гота (Климент V; 1305−1314). По случаю этого конклава в умбрский город стеклись со всех концов западно-христианского мира разные люди, среди которых был один необычайный любитель пророчеств, эсхатологии и эзотерики, каталонский врач Арнальд из Вилановы (Arnau de Vilanova) 1662 . Встреча людей облегчала хождение пророческих текстов в международных церковных верхах, даже когда совершенно не выделялась фигура автора того или иного текста. В первой серии «Прорицаний» («Vaticinia») правка пророчеств была осуществлена по характерному методу составления пророческих текстов. Начиная с первой картинки серии, легко отождествляемой с папой Николаем III Орсини (1277−1280), вплоть до одиннадцатой, «пророчества», были явно подправлены предсказаниями ex post (постфактум), в целях придания им значимости, которая заставила бы с большим доверием отнестись к подлинным предсказаниям, представленным четырьмя последними «прорицаниями» («vaticinia»). В них предрекалось пришествие «понтифика ангелического» («angelicus pontifex»), т. е. первосвященника свыше указанного, которому якобы предстояло преобразовать Церковь 1663 . Что касается противоречивой фигуры отшельника Петра из Мурроне, ставшего папой под именем Целестина V (1294), то кажется совершенно невероятным, чтобы подобный род пророчеств использовался по случаю его избрания, хотя впоследствии пятое прорицание будет отождествляться с его образом 1664 . 2. Экклесиологической централизм С переносом папского престола с берегов Тибра на берега Роны, т. е. из Рима в Авиньон, на Западе коренным образом преобразуется обычная картина эсхатологических ожиданий, и особенно меняется центр переработки пророческих текстов, касавшихся превратностей церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Учение о папском примате неоднократно озвучивалось легатами папы на Востоке и не встречало сколько-нибудь серьезного отпора со стороны восточных богословов вплоть до патриарха Фотия. Когда, например, на IV Вселенском Соборе было зачитано послание папы Римского Льва, восточные епископы единодушно воскликнули: «Петр говорит устами Льва!» Более того, во многих случаях восточные епископы и богословы, не нашедшие поддержку в Константинополе, обращались за защитой к папе как верховному арбитру. Так, например, несправедливо низложенный Иоанн Златоуст искал защиты у папы Иннокентия I, Кирилл Александрийский в споре с Несторием апеллировал к папе Целестину I, Максим Исповедник в борьбе против монофелитов обращался за помощью к папе Мартину I, а преподобный Феодор Студит в споре с иконоборцами – к папе Льву III. Называя папу Римского «божественнейшей главой всех глав», преподобный Феодор Студит писал: «Так как великому Петру Христос Бог даровал вместе с ключами Царства Небесного и достоинство пастыреначальства, то Петру или его преемнику необходимо сообщать обо всем нововводимом в Кафолической Церкви отступающими от истины. Итак, научившись этому от древних святых отиов наших, и мы, смиренные и нижайшие, так как и теперь в нашей Церкви сделано нововведение, почли долгом... смиренным письмом нашим донести о том Ангелу верховного твоего блаженства». Не менее определенно ссылается на преимущества Римского престола преподобный Максим Исповедник : «...Лишь тратит слова впустую тот, кто думает, что он должен убедить или завлечь в ловушку таких, как я, а не удовлетворяет и не умоляет благословенного папу Святейшей Кафолической Римской Церкви, то есть Апостольский Престол, который от Самого Воплощенного Сына Божия, и также от всех святых Соборов, в соответствии со святыми канонами и определениями, получил вселенское и высшее владычество, власть и силу вязать и разрешать над всеми Церквами Божиими по всему миру». «Все пределы вселенной... как на солнце вечного света неуклонно взирают на Святейшую Церковь римлян, на ее исповедание и веру, принимая из нее сверкающий блеск отеческих и святых догматов... Ибо и с самого начала от сошествия к нам воплощенного Бога Слова все повсюду христианские Церкви приняли и содержат ту величайшую между ними Церковь Римскую как единую твердыню и основание, как навсегда неодолимую по обетованию Спасителя вратами адовыми, имеющую ключи православной в Него веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это, как и аргументация св. Кирилла против «нечестия Нестория», сразу настроило Рим против него, и вскоре на соборе в Риме (430 г.) учение Нестория было осуждено, а св. Кирилл начал требовать осуждения его, если он не отречется от своей ереси, на Вселенском Соборе. Несторий имел весьма ограниченную поддержку части епископата Сирии, воспитанного в тон же антиохийской традиции, что и он. До некоторого времени он пользовался поддержкой таких видных церковных деятелей, как Иоанн Антиохийский, Феодорит Кирский и Андрей Самосатский. Вероятно, сначала его поддерживал и император Феодосий, а также часть знати. Не приходится сомневаться, что «дело Нестория» обнажило то реальное различие в подходе к христологии, которое имело место в первую очередь между Александрией и Антиохией, хотя сводить все к различию этих школ было бы неверно, ведь Несторня осудил и Рим (а в Римской Церкви против него написал трактат прп. Иоанн Кассиан Римлянин , ученик св. Иоанна Златоуста , хорошо знавший как александрийскую, так и антиохийскую традиции), равно как и многие на востоке империи, в том числе Прокл Кизический и Мемнон Ефесский, всецело поддержавший св. Кирилла во время III Вселенского собора. Поначалу Несторий надеялся, что богословское столкновение с Кириллом принесет ему победу. Он не сомневался, видимо, в своей правоте и искренне был уверен, что учение Кирилла и единомысленных с ним – ересь, повторяющая ереси Аполлинария и Ария; об этом он писал в посланиях и к папе Целестину , и к самому Кириллу. На совпадение учения Кирилла с учением Аполлинария указывала для Нестория взятая и на самом деле из писаний Аполлинария формула «Единая природа Бога-Слова воплощенная», которой широко пользовался св. Кирилл, чтобы подчеркнуть единство во Христе Божества и человечества, как и то, что Христос – не кто иной, как воплощенный Божественный Логос. Несторий в пылу полемики настаивал, что по учению Кирилла получается, что Дева Мария сама рождает предвечное Божество, и что Бог, будучи един с человеком в рамках «единой воплощенной природы», с неизбежностью оказывается претерпевающим страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

417). Узнав об осуждении, находившийся в Палестине Пелагий направил папе исповедание веры, к к-рому приложил соч. «О свободе воли» (De libero arbitrio). Исповедание было направлено на имя папы Иннокентия, однако получил его уже З. Тем временем сподвижник Пелагия Целестий , проживавший после изгнания из Африки сначала в Эфесе, затем в К-поле, в кон. 417 г. явился в Рим с просьбой пересмотреть решение о его осуждении, принятое на Карфагенском Соборе 411 г. Для рассмотрения дела Целестия З. созвал совещание рим. духовенства в базилике св. Климента, где была зачитана апология Целестия, а потом состоялся допрос. Целестий заявил, что полностью принимает все постановления папы Иннокентия, но отвергает как ложные положения Павлина Медиоланского, на основе к-рых он и был осужден. По решению духовенства З. признал веру Целестия православной. Об этом решении он уведомил епископов пров. Африка, упрекнув их за поспешность в осуждении Целестия, чье дело было, по его мнению, рассмотрено без должного внимания. Окончательное решение по делу Целестия откладывалось на 2 месяца. Папа также высказал недовольство тем, что епископы пров. Африка оказались излишне доверчивы к 2 изгнанным из Галлии епископам - Еросу (Эроту) Арелатскому и Лазарю из г. Аквы Секстиевы (близ совр. г. Экс-ан-Прованс, Франция), к-рые жили в Палестине и, обвинив Пелагия в ереси, потребовали возбудить дело против него ( Idem. Ep. 2). Оба епископа лишились кафедр в 411 г. по политическим мотивам, т. к. поддерживали узурпатора Константина III (407-411). Папа относился к ним с неприязнью, вероятно под влиянием архиеп. Патрокла Арелатского, близкого к противнику узурпатора патрикию Констанцию (буд. имп.-соправитель Констанций III). Еще до окончания 2-месячного срока по делу Целестия в Риме было получено послание от Иерусалимского архиеп. Праилия , к-рый ходатайствовал о жившем в Палестине Пелагии. З. вновь собрал совещание духовенства, где было зачитано посланное покойному папе Иннокентию исповедание веры Пелагия. Единодушно исповедание Пелагия было признано православным.

http://pravenc.ru/text/200007.html

На Западе, несмотря на неудачные походы, которые истощали его, стремления отвоевать-таки Иерусалим далеко не ослабели. На воззвания к новому Крестовому походу папы Целестина III ни Франция, ни Англия не могли откликнуться только потому, что в это время неугомонный Ричард Львиное Сердце вел кровопролитные битвы с французами. Но зато в ответ на это воззвание подал свой голос немецкий император Генрих VI. Уже в 1194 году Генрих VI помирился с враждовавшими с ним вассалами и тем укрепился в Германии; вслед за тем Сицилийское королевство за смертью сицилийского короля перешло к нему по наследству через его жену. После этих событий взгляды Генриха VI все расширялись и расширялись. В Италии у него были друзья и сторонники, и большая часть областей итальянских была подчинена ему. Затем, вы помните, что Генрих отпустил из плена Ричарда, подчинив его себе ленной зависимостью; следовательно, со стороны Англии у него была всегда важная поддержка. Франция и Италия тоже признавали господство Генриха, а мусульмане с берегов Африки, лежавших против Сицилии, посылали ему огромные дани для поддержания мирных отношений. Генрих VI начал мечтать о расширении своего могущества и на Востоке, завоевав Иерусалим и тем докончив дело, начатое его отцом, Фридрихом I, а также ослабив константинопольского императора. В Византии правил ничтожный Исаак Ангел, который своим неумелым правлением ронял империю год от году. Генрих VI потребовал от него прежде всего западных провинций, от Диррахии до Фесалоники, и помощи для крестового похода. Но как раз в это время Исаак был свержен с престола (1195 г.), который был занят братом его, Алексеем III. Дальновидный Генрих VI в бытность свою в Палермо встретил там дочь Исаака Ангела, Ирину, вдову Рожера Сицилийского, и решил обвенчать ее со своим братом Филиппом, чтобы тот мог предъявить права на константинопольский престол. Таким образом, после свержения с престола Исаака в руках Генриха VI были права на престол Византии, и он поставил это на вид Алексею III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Др. направлением дипломатической деятельности Джерардо была Юж. Италия; король Сицилии Рожер II (1130-1154) и знать Сицилийского королевства поддерживали антипапу Анаклета II. В 1137 г. кардинал возглавил папскую делегацию в мон-рь Монте-Кассино ; целью миссии было участие в споре о легитимности избрания аббата Райнальда II и об отношениях аббатства с императором и Папским престолом. Во время дискуссии Джерардо продемонстрировал глубокие познания в истории и каноническом праве. В 1137 г. во время переговоров с Лотарем III Джерардо пытался добиться согласия императора на прямое подчинение Монте-Кассино папе Римскому. В том же году Джерардо вместе с др. членами папской делегации - кард. Гвидо (впосл. папа Римский Целестин II (1143-1144)), канцлером Римской курии кард. Аймериком и католич. св. Бернардом Клервоским - участвовал в переговорах в Салерно о преодолении церковной схизмы, проходивших в присутствии кор. Рожера II. На этих переговорах Джерардо показал себя твердым сторонником Иннокентия II. В 1141 г. Джерардо занял пост библиотекаря папской курии, а в 1143 г. стал канцлером. Известно, что он состоял в переписке с аббатом Клюни Петром Достопочтенным и Бернардом Клервоским. Участвовал в избрании папы Римского Целестина II. После его смерти был избран на Папский престол. Выбрал себе имя в честь еп. (папы) Римского Луция I (253-254), память которого совершается 5 марта. Канцлером Л. назначил англ. теолога Роберта Пуллена. Л. пожаловал привилегии мн. церквам, мон-рям и еп-ствам, гл. обр. тем, которые он посетил до своего избрания на Папский престол (среди них еп-ства Равенна и Болонья, базилики Сан-Фредиано и Санта-Мария-ди-Рено, а также ряд мон-рей и еп-ств в Германии). В целом Л. следовал внешнеполитической линии своих предшественников. Он поддерживал имп. Матильду, дочь англ. кор. Генриха I (1100-1135) и вдову герм. имп. Генриха V (1111-1125), в ее борьбе с кор. Стефаном Блуаским (1135-1154) за англ. престол. Поскольку значительная часть рим. знати не признала избрание Л., понтифик рассчитывал на поддержку со стороны норманнов и был готов начать переговоры с кор. Рожером II. 4 июня 1144 г. король встретился с папскими легатами в Чепрано, однако переговоры не привели к желаемому результату из-за оппозиции части кардиналов, а также из-за того, что сыновья Рожера II угрожали начать военные действия против Л. В период между июлем и окт. 1144 г. папа заключил с кор. Рожером II договор сроком на 7 лет; согласно этому договору, Рожер II сохранил захваченные земли, однако признал папские владения (в т. ч. Беневенто) и обязался оказывать поддержку понтифику в противостоянии коммуне Рима.

http://pravenc.ru/text/2110924.html

М.— А. С.) можно было упрекнуть: что он соблазнил чужую жену, увез ее от мужа и женился на ней сам» (MGH. Script. Rer. Germ. T. 16. P. 64). Кандидатуру К. М. поддержал его двоюродный племянник, франц. кор. Филипп II Август (1180–1223), в то время как кандидатуру Ги де Лузиньяна отстаивал англ. кор. Ричард I Львиное Сердце. Согласно достигнутому компромиссу, корона осталась у Ги де Лузиньяна, но после его смерти должна была перейти К. М. и Изабелле. При этом К. М. сохранял власть над Тиром. После отъезда кор. Филиппа II Августа во Францию К. М. пытался вести сепаратные переговоры с Салах-ад-Дином. Недовольный его действиями Ричард Львиное Сердце вынес на голосование баронов вопрос о кандидатуре иерусалимского короля. 13 апр. 1192 г. бароны провозгласили королем К. М., однако он спустя 2 недели (28 апр.) был убит ассасинами в Тире. По распространившимся по Зап. Европе слухам, заказчиком убийства К. М. был Ричард Львиное Сердце (в 1192 в Вене по приказу герц. Леопольда V Австрийского возвращавшийся со Св. земли англ. король был схвачен и заключен в замок Дюрнштайн; освобожден под давлением папы Римского Целестина III и имп. Генриха VI в 1194, после выплаты 50 тыс. марок). Назывались и др. предполагаемые заказчики убийства К. М.: Салах-ад-Дин, Ги де Лузиньян, Генрих Шампанский (король Иерусалима в 1192–1197), женившийся на вдове К. М., но причастность их к убийству доказать не удалось. Родившаяся уже после смерти К. М. дочь Мария унаследовала Иерусалимское королевство (1205–1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином, в 1210–1212 — вместе с мужем Иоанном Бриеннием ). Лит.: Ilgen Th. Corrado, marchese di Montferrato. Casale, 1890; Crousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jérusalem. P., 1936. Vol. 3: La monarchie musulmane et l’anarchie franque. P. 45–130; Brand C. M. Byzantium Confronts the West, 1180–1204. Camb. (Mass.), 1968; Riley-Smith J. Corrado, marchese di Monferrato//Dizionario biografico degli Italiani. R., 1983. Vol. 29. P. 381–387; Jacoby D.

http://pravenc.ru/text/2454255.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010