Имя и творения блж. Августина были не только известны на Византийском Востоке но и пользовались авторитетом, о чем свидетельствует, во-первых, утверждение III Вселенским Собором решений Карфагенского Собора об осуждении пелагианства Определение, отраженное в 1-м и 4-м правилах против пелагиан, было вынесено III Вселенским Собором на 5-м заседании. Составляя свое послание к папе Римскому Целестину, Собор писал: «Когда на святом Соборе были прочитаны записи деяний о низложении нечестивых пелагиан и целестиан, Целестия, Пелагия, Юлиана, Персидия, Флора, Марцеллина, Орентия и их единомышленников, мы определили оставить твердым и непоколебимым то, что определено против них твоею святостью, и, согласно с тобой, мы их считаем низложенными» 2 . Нужно отдать должное тому факту, что именно по настоянию блж. Августина был созван Великий Собор епископов в Карфагене. Во-вторых, в деяниях IV Вселенского Собора отцы приводят в качестве авторитетного мнения места из творений «святого Августина, епископа Иппонийского» (из послания к Волюзиану, из толкования на Евангелие от Иоанна и из «Слова об изложении веры») в которых раскрывается учение о двух природах Господа нашего Иисуса Христа по воплощении 3 . Собор также ссылается на мнение блж. Августина, оправдывающее практику осуждения еретиков и по их смерти. В-третьих, в послании св. Агафона, папы Римского, императору Константину, в котором святитель раскрывает учение о двух волях и двух действиях в Лице Искупителя, блж. Августин назван «мудрейшим проповедником истины» 4 . С учетом хотя бы этих свидетельств более чем странными представляются попытки отказать блж. Августину в верности православному Преданию и тем более – критиковать его учение о первородном грехе. Огромную ценность для христианина, богослова представляет исследование Д. Гусева «Антропологические воззрения блж. Августина в связи с учением пелагианства», так как фактически ни один из антипелагианских трактатов блж. Августина на русский язык до сих пор не переведен. Труд Д. Гусева , предлагаемый читателю в этой брошюре, был опубликован в 1876 г. Казанской Духовной академией и является единственным подобного рода исследованием воззрений блж. Августина. Однако даже это исследование, описывающее основные положения учения блж. Августина о человеке, дает право называть этого отца именно православным богословом, отцом Церкви. Его учение о состоянии первозданного человека полностью перекликается с учением прп. Макария Великого и свт. Афанасия Великого . Учение о грехопадении Адама как родоначальника человеческого рода, всечеловека и вытекающее из него учение о вмененности греха Адама его потомкам не есть изобретение исключительно блж. Августина. Именно такие воззрения на проблему первородного греха Адама мы найдем и у свт. Григория Нисского , и у свт. Кирилла Александрийского .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Правила II Вселенского Собора. II Вселенский Собор состоялся в Константинополе при императоре Феодосии в 381 г. В его деяниях участвовало 150 православных епископов - это были исключительно восточные Отцы, поэтому Рим не сразу признал вселенский авторитет Собора. Председательствовал на Константинопольском Соборе св. Мелентий Антиохийский, а по его кончине вначале св. Григорий Богослов, потом архиепископ Константинопольский Нектарий. II Вселенский Собор окончательно отверг арианскую, полуарианскую и македонианскую ереси. С ним связано изложение символа веры, названного Никеоцареградским. Собор издал Послание, которое впоследствии было разделено на 7 правил. В «Кормчей книге» 7-е правило разделено на 2 канона, и таким образом получилось 8 канонов. В древние западные сборники включались лишь первые 4 канона; 3 последних считались изданными не Собором, а добавленными впоследствии. Признавая, что 3-е правило издано Константинопольским Собором, Римская Церковь отвергает его. Причина этого очевидна. В 3-м каноне говорится: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим.» Известно, что в Риме неравенство чести кафедр связывают не с политическим значением городов, а с апостольским происхождением общин, и поэтому на первые места в диптихе ставили в древности Римскую, Александрийскую и Антиохийскую церкви, основанные апостолом Петром и его учеником Марком. Римские епископы в течение нескольких столетий упорно противились возвышению столичной кафедры Константинополя. Правила Ефесского Собора. III Вселенский Собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II. В соборных деяниях участвовало 200 Отцов, в основном восточных. Римского епископа Целестина представляли легаты. Председательствовал на Соборе Александрийский архиепископ св. Кирилл. Отцы Ефесского Собора осудили христологическую ересь Нестория. Собор издал и несколько дисциплинарных постановлений, из которых впоследствии было составлено 8 канонов. В канонические сборники, в том числе в «Книгу правил,» включается и Послание III Собора «к священному Собору Памфилийскому о Евстафии, бывшем их митрополите.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432356/

Св. Кирилл Александрийский сначала обличил взгляды Нестория в «Послании к отшельникам», не упоминая его по имени, а затем – в «Первом» и «Втором послании к Несторию». При этом и св. Кирилл, и Несторий обращались к папе Целестину . В итоге в 430 г. в Риме учение Нестория было анафематствовано и связано с ересью Пелагия. Вслед за этим в том же году св. Кирилл собрал собор в Александрии, где также осуждается учение Нестория; вместе с тем св. Кирилл пишет «Третье послание к Несторию» и издает двенадцать анафематизмов, осуждающих несторианство и задающих границы православия. В 431 г. был объявлен собор в Эфесе (III Вселенский собор). Св. Кирилл, открывая собор, не дождался антиохийских епископов во главе с Иоанном Антиохийским; Несторий по этой причине не явился на собор. На Эфесском соборе учение Нестория – по крайней мере, в понимании его св. Кириллом – было осуждено, а Несторий низложен. Прибывшие в Эфес антиохийские епископы, в свою очередь, низложили св. Кирилла, а участников Эфесского собора отлучили. Ими. Феодосий после колебаний и под давлением Пульхерии и папы Целестина признал осуждение Нестория. Компромисс между, с одной стороны, Антиохийской Церковью в лице Иоанна Антиохийского и, с другой – св. Кириллом Александрийским был достигнут лишь в 433 г. посредством т. и. «Формулы единения», выработанной антиохийцами еще в 431 г. в Эфесе 249 . Эта «Формула единения» стала основой для Халкидонского ороса. По настоянию Пульхерии Феодосий в 433 г. распорядился сжечь сочинения Нестория. По низложении Несторий был отправлен в родной для него монастырь св. Евпрепия, однако затем он был сослан в Петру Аравийскую, а потом в египетскую Фиваиду. В ссылках Несторий написал сочинение, подписав его именем Гераклида Дамасского; оно не дошло до нас в оригинале, но сохранилось на сирийском языке. Пребывая в ссылке в Фиваиде, Несторий был освобожден египетскими разбойниками, но затем вновь подчинился властям Фиваиды. После скитания по различным ссылкам Несторий скончался около 451 г. Кроме осуждения на III Вселенском соборе, учение Нестория было осуждено на IV (Халкидонском) Вселенском соборе (431 г.); учитель Нестория, Феодор Мопсуестийский, был осужден на V Вселенском соборе (553 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

IX. Окончательное осуждение пелагианства на Карфагенских соборах 417 и 418 г. X. Папа Зосима держит сначала сторону Целестия и Пелагия, но когда африканские епископы склонили на свою сторону гражданскую власть, осуждает пелагиан и преследует италийских епископов, разделявших пелагианские мнения. XI. Пелагианство подавляется императорскими эдиктами. XII. Изгнанные из Италии Зосимою пелагианствующие епископы удаляются на восток, но здесь попытки их войти в церковное общение оказались тщетными. Третий вселенский собор окончательно осуждает пелагианство. XIII. Преемники Зосимы, Бонифаций, Целестин I и Сикст III не допускают пелагиан к церковному общению. XIV. Пелагианские идеи неоднократно обнаруживаются и Италии в средине и конце V века и подавляются папами Львом I и Геласием. XV. Пелагианство проникло в Галлию и Британию. Учение пелагиан XVI. Пелагианский экзегесис характеризуется отрешенностию от святоотеческого авторитета и произволом. XVII. Центральная идея пелагианства – учение о целостности человеческой природы в настоящем состоянии. Главные доводы в защиту этой идеи: учение о происхождении душ непосредственно из рук Творца, голос совести, примеры добродетельных язычников и особенно ветхозаветных праведников. XVIII. Отрицательная защита этой идеи заключалась в опровержении учения о влиянии греха на природу человека. Формальный взгляд на грех , как акт воли. XIX. Формальное понятие о свободе воли, как всегда тожественной себе способности нравственного самоопределения. ХХ. Особенно нападают пелагиане на учение Августина о передаче всем людям первого греха Адама. Главный их довод – в истории суда Божия над падшими прародителями нет никакого указания на передачу греха. XXI. О спасении пелагиане учат с формально-юридической точки зрения; Бог – законодатель и судия. Воплощение Сына Божия объясняют историческими причинами, а не универсальною потребностию человечества в искуплении. XXII. Благодатию пелагиане называют свободу воли, божественное откровение, пример Христа, прощение грехов в таинстве крещения и особенные дары силы Божией, каковы были дары апостольские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

В 530 г. св. Феликс III тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти и осознавая, что из-за нестабильности политической обстановки, вызванной ослаблением готского государства и ростом мощи Византии, возрастали провизантийские настроения в римском обществе, но в то же время понимая, что власть над Италией принадлежит еще готам, у которых достаточно сил, чтобы развернуть репрессии в случае мятежа, которыми могли бы обернуться в этой ситуации выборы нового Папы, решил, что главное в это время сохранить спокойствие, плавно передав правление в Римской Церкви человеку, который бы продолжил политику мира с готами, и назначил себе преемника – архидиакона Бонифация. Этот небывалый случай в практике избрания Римского Первосвященника вызвал волну споров в римском обществе, став причиной еще одного, к счастью непродолжительного, раскола, но предотвратил тем самым угрозу гражданской войны. Папа умер 22 сентября 530 г. и был похоронен в соборе Святого Петра. 27 Сочинения Св. Феликс поддерживал переписку с Галльской Церковью. В послании св. Цезарию Арелатскому он изложил требования, предъявляемые к священству, настаивая на том, что мирян нельзя посвящать без предварительной подготовки и испытания, а уже принявшим священный сан нельзя возвращаться к мирской жизни. Папа направил Цезарию Арелатскому также т.н. «Capitula» подборку цитат в двадцати пяти пунктах из сочинений св. Августина, Проспера Аквитанского и Максценция, которые были посвящены вопросу благодати и свободы воли. Эти «Capitula», направленные против сочинений Пелагия, Целестия, Юлиана Экланского и Фауста Леринского, были зачитаны Цезарием на заседании, состоявшегося в 529 г. II Оранжского собора, а затем были опубликованы как каноны этого собора. 28 25 КАССИОДОР – (ок. 477 – ок. 570 гг.) – был министром Теодориха и его преемников вплоть до завоевания Италии Византией. Автор многочисленных сочинений по истории, философии, теологии, грамматике, наиболее известное из которых «Наставления в науках божественных и светских» стало своего рода уставом для ученых монахов. В преклонном возрасте Кассиодор удалился в основанный им монастырь «Вивариум», где собрал уникальную библиотеку рукописей, ставшую образцом для будущих монастырских книгохранилищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом начале споров христслогических вся церковь разделилась на две половины: одна высказалась за учение, признанное позднее православием , другая за несторианство, за ересь. За православие высказались все те страны и церкви, где в IV веке жили и действовали поборники никейского собора. За несторианство крепко стояли опять те же страны и церкви, которые в IV веке боролись в пользу арианства 530 . Параллель выходила самая строгая. Подтвердим сказанное фактами. Как во времена арианских споров во главе противников этой ереси стояла александрийская церковь , то же самое и теперь. Главным представителем православия во время споров несторианскнх был св. Кирилл, архиепископ александрийский. Отцы александрийской или точнее египетской церкви на III вселевском соборе заявляли: „от епископов египетских требовать отчета в православной вере излишнее дело. Ибо всякому очевидно, что мы следуем вере святейшего Кирилла» 531 . Таких было на самом соборе 50 человек 532 . Как во времена арианства, так и теперь под влиянием александрийской церкви, церковь римская взяла ту же сторону. Кирилл писал в Рим, разъясняя дело, просил содействия пап и легко достиг желаемого 533 . Папа склонился на сторону Кирилла и с собою склонил и всю церковь Западную 534 . Папа Целестии писал Кириллу: „Ты во всем имеешь такие же мысли, какие мысли и мы имеем: в защищении веры ты самый мужественный поборник» 535 . Как и в эпоху никейского собора, страны иллирийские под влиянием ли пап или под влиянием александрийской церкви объявляют себя за учение, которое раскрывалось и доказывалось Кириллом. Фессалоника, Македония и „весь Иллнрик” 536 , подали голос за одно с Римом и Александрией. Кирилл при одном случае писал, что епископ фессалийский и другие епископы Македонии всегда согласны с папскими суждениями 537 . Церковь Иерусалимская, как и в IV веке, без всяких колебаний стала на стороне александрийского учения. Что все это было действительно так, т. е. что все эти церкви пристали к одной стороне, об этом слышим свидетельство из уст противоположной партии: „Запад, Египет и Македония» отделились по этому свидетельству 538 от церквей восточных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Во время понтификата ученика Абеляра Целестина II (1143-1144), взошедшего на папский престол после Иннокентия II, возникло так называемое «Предсказание о папах», характеризующее будущих пап одним-двумя предложениями. Согласно преданию, эти предсказания принадлежат некоему Маол-Маодхогу, по другим сведениям - " Моргайру, архиепископу Армайскому (1129-1148). Ирландский архиепископ отказался от своего поста и под влиянием своего друга Бернара Клервоского вступил в монашеский орден. Под его именем и увидело свет произведение под названием «Prophetia de Romanis Pontificibus» («Предсказание о папах»), содержащее 111 кратких характеристик типа сентенций о будущих папах с 1143 года и до конца света. Согласно этому труду после Целестина II последуют еще 110 пап, и при последнем, Петре II, наступит Страшный суд. Целестин II в соответствии с каталогом был 166-м папой. Если к этому числу прибавить предсказанное число 110, то всего будет 276 пап. В настоящее время правит 265-й папа. Поддерживавший тесные отношения с норманнами папа Луций II (1144-1145) был из партии Франгепанов. Во время его понтификата римская аристократия и народ реставрировали республику, вновь избрали Сенат и поставили во главе города консула в звании патриция. Они изгнали папского правителя и объявили город независимым. Папство временно вновь очутилось в условиях, в которых оно пребывало в эпоху раннего средневековья. Папа Луций бежал в Капитолий, спасаясь от Пьерлеонов, напавших на Франгепанов, и был убит брошенным в голову камнем. Цистерцианский монах, ставший папой Евгением III (1145-1153), ученик Бернара Клервоского, бежал от римлян в Витербо и сделал его своей резиденцией. Организованные в XII веке коммуны, объединившись с еретическим движением, освободили большинство итальянских городов от непосредственной власти феодалов. Демократические движения вскоре привели к созданию коммуны и в Риме. Во главе антипапского движения обедневших дворян и горожан встал ученик Абеляра, монах ордена августинцев Арнольд Брешианский, который сочетал идеи городского самоуправления с древними еретическими учениями, требовавшими восстановления первоначальной бедности церкви. Арнольд провозгласил, что церковь должна отказаться от своих владений и политической власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/441608/

И вот, в это время распада, разделения и вражды — единственной силой, которая была в состоянии обуздать притеснителей, охранить слабых, выступить с нравственными требованиями и высокими идеалами против развращенного себялюбия, была Церковь. Задача преодолеть вражду и разделения падала на нее. Единство Церкви Христовой — верное и единственное средство для спасения мира, — вот истина, с неопровержимой твердостью, ясностью и силой выраженная именно в эту эпоху. Борьбе за эту именно идею, за, идею единства всех во Христе во единой истинной Церкви Христовой и была посвящена жизнь одного из величайших святых этого времени — св. Льва Великого, папы римского. Первый период жизни и деятельности св. Льва. Нам неизвестно точно, где именно родился св. Лев. Вероятно, он родился, в Тусции, то есть в теперешней Тоскане, хотя, может быть, местом его рождения и был Рим. Что же касается времени его рождения, то и оно неизвестно. Правда, наше житие говорит, что он скончался, «пришед в старость глубоку». Так как его кончина произошла в 461 году, то можно думать, что время рождения от. Льва падает на конец IV века, и что родился он, приблизительно, между 380 и 390 г. г. Передают, что его отца звали Квинтиниан, и это — все, что мы знаем о его родителях; нам неизвестно даже, какое положение они занимали, но, судя по тому образованию, которое он получил, следует думать, что они принадлежали к высшим слоям общества. Действительно, св. Лев получил прекрасное образование, вероятно, в Риме: он основательно изучил литературу, красноречие и церковные науки, но он не умел писать по–гречески, и, по–видимому, очень плохо понимал этот язык. Св. Лев очень рано вступил в состав клира Римской Церкви. Мы встречаем его впервые в 418 г., в качестве диакона. Уже при папе Келестине, (422–432) он пользовался огромным авторитетом. Святость жизни соединялась в нем с замечательным красноречием и большими дипломатическими и административными способностями. (В важнейших вопросах церковного управления папы следуют его советам. Так было при Целестине, так было и при его преемнике, Сиксте III (432–440). Уже в это время вырабатывается и проявляется главная черта деятельности св. Льва — неустанное стремление к защите православия, то есть к защите правой истинной веры против всякого лжеучения. Деятельность папы св. Льва Великого на Западе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Известное преимущество, по образу сенатских старейшин, получали те епископы, которые подавали свои мнения прежде других, — римские легаты и Предстоятели главных кафедр Востока. Епископы более скромного ранга, как правило, уже не утруждались формулированием особых мнений, а просто присоединялись к мнению первенствующих. Учитывая это обстоятельство, можно предположить, что римские легаты, говорившие первыми, могли в известной степени предопределять соборные постановления. Однако протоколы заседаний (они сохранились от II–VII Вселенских Соборов) дают достаточно сложную картину взаимоотношений сторон. В итоге реализуется не «римская», а «константинопольская» модель: Собор не просто присоединяется к мнению Папы, но вырабатывает решение в процессе сложной и достаточно свободной дискуссии, когда учитываются разные точки зрения. Разумеется, принималась во внимание и позиция Рима. Императоры понимали, что только такой способ принятия соборных постановлений дает надежду на сколь-нибудь прочный внутрицерковный (а значит, и гражданский) мир. На примере III Вселенского (Эфесского) и IV Вселенского (Халкидонского) Соборов будет рассмотрена проблема папско-римской и императорско-константинопольской концепций Собора. Эти два Собора выбраны по причине их наибольшего, по сравнению с прочими, внешне «проримского» характера: тем бÓльшую убедительность будут иметь выводы о их фактической свободе от безусловного авторитета Апостольского престола2. Эфесский Собор Эфесский (Третий Вселенский) Собор 431 года открывает ряд Соборов, которым противодействовали увлеченные идеей примата Папы. Святой Папа Целестин уже успел вынести свое определение по поводу учения Нестория и поэтому не желал Собора, на котором император предполагал вновь рассмотреть этот скандальный вопрос. Идею первенства Старого Рима торжественно заявил легат Целестина пресвитер Филипп: Петр, князь и глава апостолов, поставлен Господом как основание Кафолической Церкви; он получил от Христа ключи Царства Небесного. Петр живет в его преемниках и вершит через них суд.

http://e-vestnik.ru/history/efes_i_halki...

Когда созванные в Эфес императором Феодосием II епископы собрались, числом до 200, к предназначенному дню Собора (Пятидесятницы 431 года), но еще не прибыл Иоанн антиохийский с своими окружными епископами, то Кирилл александрийский и Мемнон эфесский с другими епископами, долго дожидавшись прочих, открыли Собор и осудили мнения Нестория. Но Иоанн антиохийский, прибыв в Эфес и оскорбленный тем, что Собор открыт без него, составил свой Собор из небольшого числа епископов, которые объявили Собор Кирилла незаконным и все решения его недействительными. К этому Собору Иоаннову пристали многие из Несториан, уже низложенных первым Собором св. Кирилла 4 . Это произвело новые замешательства в Церкви и только усиливало сторону еретиков. Чтобы предупредить дальнейшие следствия этого разделения мнений, православный Эфесский Собор объявил собрание Иоанна антиохийского сонмищем отступников (της αποςασιος συνεδρου). Правило Собора под общим именем областного митрополита прямо указывает на Иоанна антиохийского, и так как оп с своей сто­роны объявлял низложенными всех епископов, державшихся стороны св. Кирилла, и требовал, чтобы Кирилл с своим Собором подвергнут был церковному суду: то Отцы прав. Собора своим определением лишают Иоанна всех прав над епископами, как уже не действительного митрополита (ανενεργετητος), а его самого подвергают общему суду всех православных пастырей. Замечательно здесь то, что Собор дает право суда над митрополитами епископам их же областей, только совокупно с митрополитами окрестными. Между прочим, в правиле Собора упоминается о Целестиевом мудровании (τ το Κελεςιου). Целестий был ученик Пелагия, который в то самое время (в начале V века) распространял свое учение о том, что нет наследственного, первородного греха, что Адам пал только лично, без дальнейших последствий для всего человеческого рода, что поэтому нет необходимости в искуплении, а благодать Божия только помогает во спасении естественным силам человека, и т. п. 5 Многие из последователей Пелагия, и его деятельнейшего сотрудника– Целесия, также перешли па сторону несториан, в собор Иоанна антиохийского. Поэтому III вселенский Собор и упоминает о них в своем правиле 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010