А. в монументальной живописи было выполнено в 1927 г. в церкви мон-ря св. Наума близ Охридского оз. В белградских газетах от 11 авг. того же года появилось сообщение «Лик императора Николая II в Сербском монастыре св. Наума, что на Охридском озере», в к-ром говорилось, что приглашенный для росписи храма рус. художник и академик живописи С. Ф. Колесников написал образы святых в 14 медальонах. Работа над 15-м образом началась только после того, как в медальоне как в видении художнику явился скорбный лик императора. Уже утром следующего дня Колесников написал погрудный образ Н. А. в горностаевой мантии без головного убора: «Я писал без фотографии. В свое время я несколько раз близко видел покойного государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся у меня в памяти. Я закончил работу и этот портрет-икону снабдил подписью: «Всероссийский император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства»» (Николай II в воспоминаниях и свидетельствах. М., 2008. С. 202-203; роспись не сохр., ил. см.: Православная жизнь//Прил. к ж. «Православная Русь». Jord., 1962. 7. С. 3-4). Роспись церкви мон-ря св. Наума Охридского, Македония. 1927 г. Худож. С. Ф. Колесников. Фотография. 30-е гг. XX в. Роспись церкви мон-ря св. Наума Охридского, Македония. 1927 г. Худож. С. Ф. Колесников. Фотография. 30-е гг. XX в. После 1935 г. худож.-эмигрантом из России Н. Ф. Мейендорфом была выполнена роспись ц. свт. Саввы Сербского в Вознесенском женском мон-ре в Жиче (Сербия). Н. А. представлен по пояс, в имп. короне и горностаевой мантии на синем фоне (в плохой сохранности). В росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Ульцине (Черногория) кон. ХХ - нач. XXI в. поясной образ Н. А. размещен между образами прп. Силуана Афонского и свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Шанхайского. Миропомазание имп. Николая II на царство. Роспись ц. Царственых страстотерпцев Спасо-Преображенского Гуслицкого мон-ря. Ок. 2013 г. Миропомазание имп. Николая II на царство. Роспись ц. Царственых страстотерпцев Спасо-Преображенского Гуслицкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

М. известен как активный публицист, автор многих работ. Было опубликовано его собрание сочинений в 6 томах: «Речи и проповеди одного богослова, а впоследствии клирика в государстве, находящемся под иностранным господством» (1923. Т. 1), «Пасторали и речи одного румынского епископа в стране, находящейся под иностранным господством» (1923. Т. 2), «Три года проповедничества: Пасторали и речи» (1923. Т. 3), «Пасторали, проповеди и речи» (1938. Т. 4, 5; 1939. Т. 6). М. был автором многочисленных статей в изданиях: «Telegraful Român», «Tribuna» (Трибуна), «ara noastr» (Наша страна) в Сибиу, «Familia» (Семья) в Ораде, «Gazeta Transilvaniei» в Брашове, «Libertatea» (Свобода) в Орэштие, «Drapelul» (Знамя) в Лугоже, «Luceafrul» (Светоч) в Будапеште, «Românul» (Румын) в Араде, «Foaia diecezan» (Епархиальный листок») в Карансебеше. М. основал мн. церквей и мон-рей. В 1910 г., будучи епископом Карансебешским, он начал хлопотать о создании в родном с. Топлице монашеской общины. Для этого было необходимо приобрести деревянную церковь в соседнем с. Стынчени, затем ее разобрать, выстроить более просторную и перенести в сад родителей М., сделав ее семейной усыпальницей. В 1923 г. в церковь перевезли частицы мощей и иконы, полученные М. в дар во время его поездок в Афины, К-поль, Иерусалим, Александрию. Вокруг храма построили кельи, колокольню, настоятельские покои, использовав материал разобранного дома М. 20 июля 1928 г. М. направил письмо Калужскому еп. Николаю (Ивану), в юрисдикции к-рого находилась Топлица. В письме М. привел порядок обустройства новой обители, посвященной прор. Илии. При жизни М. мон-рь должен был оставаться патриаршим ставропигиальным, после смерти патриарха - управляться в соответствии с правилами, принятыми в РумПЦ. Строительством занимался архим. Стефан (Теодореску) (настоятель в 1928-1939). Церковь была освящена М. во имя прор. Илии 21 окт. 1928 г. При содействии М. были также сооружены несколько церквей в Бухаресте. Церковь Подяну была построена усилиями свящ. Михая Шерпояну (1926-1928) при финансовой поддержке Н. Подяну и на территории, подаренной этим меценатом. Росписи церкви в неовизант. стиле осуществил в 1930-1932 гг. худож. Д. Белизарие. Сооружение ц. Мирон-Кристя было предпринято в 1928 г. по инициативе кор. Марии. Был объявлен сбор средств. Мэрия Бухареста выделила землю и взяла на себя заботы о составлении плана церкви и финансировании сооружения. Первый камень был заложен М. 8 июня 1928 г., церковь расписывали в неовизант. стиле худож. Д. Брэеску и его супруга Джорджета в 1929-1934 гг.; 16 дек. 1934 г. М. освятил храм в присутствии кор. Марии и клира. Церковь во имя св. Димитрия Солунского в столичном районе Колентина была сооружена на месте церкви XIX в. Проект разработал архит. Й. Траянеску, росписи выполнил худож. К. Петреску. Финансовую поддержку оказали столичная мэрия, Мин-во по делам культов и верующие.

http://pravenc.ru/text/2563338.html

XIX - нач. XX в., все - ЦАК МДА) Ледовое побоище. Мозаика ст. «Площадь Александра Невского» С.-Петербургского метрополитена. 1990 г. Одним из основных объектов, где при оформлении использовали М. в советское время, стали гражданские здания и интерьеры, прежде всего станций Московского метрополитена. Рисунки принадлежали московским художникам, изготавливали М. в Ленинграде. Панно в технике М., прославляющие индустриальное строительство и быт нового общества, были исполнены для ст. «Маяковская» (1938; по эскизам А. А. Дейнеки, общее название «Сутки советского неба» или «Сутки страны Советов»). Неск. комплектов М. были изготовлены в блокадном Ленинграде в первые годы войны и стали последней работой худож.-мозаичиста проф. Фролова для проекта станции «Павелецкая/Донбасская» (кон. 30-х гг. XX в.- 1942) - 8 из них помещены на станции «Новокузнецкая» (1943, 7 - на плафоне, 1 - в вестибюле), в т. ч. панно в технике флорентийской М. «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (худож. Б. В. Покровский); для ст. «Автозаводская» - панно «Советский народ в годы Великой Отечественной войны» (по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Покровского и Ф. К. Лехта, 1943). Эти панно были вывезены из блокадного Ленинграда и установлены на станциях уже к 1943 г. Композиции панно еще повторяли принципы М. для станции «Маяковская»: они были тесно связаны с архитектурой, в их перспективах были продолжены линии реальных опор, что создавало эффект взгляда снизу вверх; яркие краски порождали иллюзию реальности и др. эффекты. В соединении с архитектурой классических форм, на кессонированных или декорированных стуком сводах, М. должны были напоминать об искусстве античности. В оформлении станций метро после 1945 г. М. использовалась по-другому. Станция «Комсомольская» кольцевой линии (открыта в 1952) декорирована М.-панно орнаментального и фигуративного типа по эскизам худож. П. Д. Корина (исторические полотна иллюстрировали речь И. В. Сталина на параде 7 нояб. 1941). Принципы декора и композиции М. напоминали о традициях христ. искусства: применение золотого фона, соотнесение формата с архитектурой. Панно сохраняли самодостаточность, их сюжеты были посвящены воинам всех эпох отечественной истории. Советские солдаты, поднимающие автоматы и красные флаги перед Рейхстагом, были представлены героями в народной истории наравне с дружиной св. Александра Невского, защищавшей Св. Софию Новгородскую, или с ополчением К. Минина и кн. Д. М. Пожарского у стен Московского Кремля и храма Василия Блаженного.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

И. Угрюмов («Архангелы Михаил и Гавриил» - на диаконских вратах главного алтаря; «Ап. Филипп», 1804. ГРМ; «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», 1806-1811; «Спаситель» и «Богородица с Младенцем», 1806-1811, все в ГМИР), а также ученики Боровиковского С. А. Бессонов (утрачено не менее 8 его работ, сохр. только образ для юж. придела - «Брак в Кане Галилейской», ГМИР), А. Е. Егоров (сохр. эскизы его работ «Сошествие Св. Духа на апостолов», 1811, и «Положение во гроб», 1807, все в ГТГ), А. И. Иванов («Сретение Господне», «Крещение Господне» для главного иконостаса, ныне в ГРМ; «Спаситель», 1811; «Христос, воскрешающий сына вдовы», 1809; «Преображение», 1807-1809, для сев. придела; врата юж. придела «Архидиак. Лаврентий», ок. 1804, все в ГМИР) и др. Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) В 1806 г. акад. Ф. И. Яненко начал писать запрестольные иконы для главного алтаря «Богоматерь Нерушимая Стена», «Св. Иоанн Предтеча» и «Св. Иоанн Богослов» (утрачены) и делать роспись «Тайная вечеря» в конхе алтарной апсиды. После смерти художника в 1809 г. их завершил Бессонов (1809-1811). С. С. Щукин - автор икон «Благовещение» для главного иконостаса (утрачена), «Бегство в Египет» для южного придела (ГМИР), «Св. Александр Невский» для главного иконостаса (ГРМ), «Ап. Прохор» для юж. дверей сев. придела (ГРМ). В ГМИР сохранились иконы, написанные для Антониево-Феодосиевского придела: «Обручение Девы Марии с прав. Иосифом» И. П. Чернова и «Св. Иоанн Богослов» И. Ф. Тупылева для главного иконостаса (между 1804 и 1810), «Обрезание Господне» Р. М. Волкова (после 1809), «Воскресение Христово» работы А. Л. Шустова (ок. 1811), «Явление Христа св. Марии Магдалине» и «Моление о чаше» А. Л. Витберга (ок. 1811). Крещение Господне. Образ из иконостаса Казанского собора. 1801–1811 гг. Худож. И. А. Иванов (ГРМ) Крещение Господне.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Сохранились два письма к Мономаху митрополита Никифора, знаменитого своими познаниями и красноречием. Одно из писем содержит не только хвалу истинным добродетелям князя, но и необходимое указание духовного пастыря главе государства: «Не имею нужды во многоречии: ибо ум твой летает быстро, постигая смысл каждого слова. Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные?.. Восхвалю ли в тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простёрта; когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаёшь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою?.. пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину» . В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий древнерусский великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему взывает ко всем нам, русским людям. ПРИМЕЧАНИЯ Поучение Владимира Мономаха. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 59. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страниц. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Лихачёв Д.С. Литература Древней Руси//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 4. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 54 – 55. Там же. – С. 55. Там же. Там же. – С. 57 – 58. Там же. – С. 58. Там же. Там же. Там же. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 200. Там же. Там же. Там же. Св. Иоанн Лествичник. Лествица. – СПб.: Фонд «Благовест», 1996. – С. 156. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 205. Там же. – С. 208. Wed, 12 Mar 2014 15:58:29 GMT

http://zavet.ru/a/rss_1394625509.html

1456 г. Худож. С. ди Пьетро (Национальная пинакотека, Сиена) В ночь с 24 на 25 марта 1455 г. умер папа Николай V . На конклав собрались 15 кардиналов, еще 6 не успели прибыть в Рим. Решение о преемнике Николая V принималось в спешке из-за напряженной внешне- и внутриполитической обстановки: после взятия К-поля османским султаном Мехмедом II Завоевателем (1453) ожидали вторжение турецких войск в Италию, а в Риме после смерти папы начались волнения, вызванные противоборством влиятельных семейств города - Колонна и Орсини. Из участников конклава 7 кардиналов были итальянцами, часть из них поддерживала семейство Колонна, а др. часть - Орсини. Сложившиеся партии были примерно равны по силам, что способствовало выбору компромиссного кандидата. Сначала в качестве кандидата на Папский престол рассматривался митр. Виссарион Никейский, но он не сумел набрать нужного количества голосов. Затем была предложена кандидатура Альфонсо де Борха, к-рый был избран папой Римским во многом благодаря своему авторитету в Римской курии, тесным связям с кор. Альфонсо V Арагонским, ставшим к тому времени королем Неаполитанским, и отчасти преклонному возрасту (на момент избрания Альфонсо де Борха было 76 лет). Из-за угрозы уличных столкновений между Колонна и Орсини папская коронация была отложена и состоялась только 20 апр. 1455 г. Тем не менее в день проведения торжественной церемонии в городе начались беспорядки. Прервав церемонию интронизации в Латеранском дворце, папа неожиданно для восставших вернулся в Ватикан и сумел прекратить начавшиеся там столкновения. Папа Римский Каллист III возводит Энео Сильвио Пикколомини в достоинство кардинала. Роспись Б-ки Пикколомини в кафедральном соборе Сиены. Ок. 1505 г. Худож. Пинтуриккио Папа Римский Каллист III возводит Энео Сильвио Пикколомини в достоинство кардинала. Роспись Б-ки Пикколомини в кафедральном соборе Сиены. Ок. 1505 г. Худож. Пинтуриккио Основным направлением деятельности К. стала борьба с турками и организация нового крестового похода.

http://pravenc.ru/text/1320105.html

Лит.: Овчинников А. Н. Суздальские Златые врата. М., 1978; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. Кат. 18, 35, 44, 54, 59, 88, 212, 235. С. 16, 26, 32-33, 38, 43, 61, 114; Кавельмахер В. В., Панова Т. Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля//Культура средневек. Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. С. 66-83; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв.: [Сб.]/Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 69-71, 276-282, 355-357. Кат. 72, 83; Актовые печати. Т. 3. 29а, 140, 152-155, 161, 162, 171а, 183, 185, 187-189, 230а, 238 в-г, 397-401, 404; Антипов И. В. Древнерус. архитектура 2-й пол. XIII - 1-й трети XIV в.: Кат. памятников/Ред.: В. А. Булкин. СПб., 2000. С. 49-50, 64, 110-113; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний/Изд. подгот.: Е. Б. Французова. М., 2002. С. 171, 173, 174, 187, 188, 205, 206, 210-214, 218, 227, 228, 302, 350; Турилов А. А. О времени основания Михаило-Архангельского мон-ря в Вел. Устюге// Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 211-212; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006; Визант. древности в Моск. Кремле: Кат./Отв. ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2013. Кат. 40, 45, 46. М. А. Маханько В коптской традиции Явление арх. Михаила на горе в Гаргано. 80-е гг. XVI в. Худож. Чезаре Неббиа (Музеи Ватикана) Явление арх. Михаила на горе в Гаргано. 80-е гг. XVI в. Худож. Чезаре Неббиа (Музеи Ватикана) Из всех Восточных Церквей Коптская Церковь имела наиболее развитую традицию почитания М., которая, по мнению М. ван Эсбрука, сопоставима лишь с почитанием коптами Пресв. Богородицы . Архангел упоминается в коптских эпитафиях IV-V вв. Уже в IV в. М. было посвящено большое количество храмов. Дидим Александрийский ( Дидим Слепец ; † 398) отмечает, что церкви и молитвенные дома во имя архангелов М.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Лит.: Коронационный альбом в память Священного коронования их имп. величеств, 14 мая 1896 г. СПб., 1896; Описание свящ. коронования их имп. величеств государя имп. Николая II и имп. Александры Феодоровны. СПб., 1896; Жиркевич А. В. Встречи с Репиным: (Страницы из дневника 1887-1902 гг.)//Репин: Худож. наследство/Ред.: И. Э. Грабарь, И. С. Зильберштейн. М.; Л., 1949. Т. 2; Березина В. Н. А. Эдельфельт и его произведения в ГЭ и др. музеях СССР. Л., 1963; Новое о Репине: Статьи и письма художника: Восп. учеников и друзей/Сост.: И. А. Бродский. Л., 1969; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников/Ред.-сост.: И. С. Зильберштейн и В. А. Самков. Л., 1971. 2 т.; Валентин Серов в переписке, док-тах и интервью/Сост.: И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. Л., 1985. Т. 1; 1989. Т. 2; Барковец А. Имп. Николай II - «остановленное мгновение»: Фотографии последней имп. семьи в фондах ГАРФ//Николай II: Семейный альбом: Кат. выст. М., 1998. С. 19-26; Губарева О. В. Вопросы иконографии Святых Царственных Мучеников: К всероссийскому прославлению Императора Николая II и Его Семьи. СПб., 1999; Мунтян Т. Н. Фаберже: Пасхальные подарки. М., 2003; Казаков В. В. Монеты царствования имп. Николая II. М., 2004; При Дворе рус. императоров: Произведения М. Зичи из собр. Эрмитажа: Кат. выст./Сост.: А. С. Кантор-Гуковская, Г. А. Принцева. СПб., 2005; Л. Туксен: Придворный художник: Произведения из собр. Дании и России: Кат. выст./Ред.: А. А. Бабин. СПб., 2006; Имп. Мария Фёдоровна: Жизнь и судьба: Кат. выст. СПб., 2008; Александрова К. А. От образа к символу: Три портрета имп. Николая II//Символизм и модерн - феномены европ. культуры. М., 2008. С. 276-285; она же. Имп. Николай II и худож. процессы в рус. культуре рубежа XIX-XX вв.: Канд. дис. М., 2009 [Библиогр.]; Контула С. А. Портреты-заказы рус. имп. двора Альберту Эдельфельту//Скандинавские чт., 2008 г./Сост. Т. А. Шрадер. СПб., 2010. С. 411-421; она же (Контула-Вебб С. А. ). Портреты Николая II кисти фин. худож. Альберта Эдельфельта: (К истории культурных связей России и Финляндии)//Обсерватория культуры.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

В многочисленных произведениях ростовской финифти XVIII - нач. XX в. образ Л. писали в традиц. иконографии. К самым ранним изображениям Л. в этой технике относится дробница митры кон. XVII в. из угличского Покровского монастыря, выполненная московскими мастерами (УИХМ; Федорова. 2004). В ростовской финифти были распространены иконы с изображением святителей Л., Исаии, Игнатия, а также поясные и ростовые единоличные изображения Л. Образ святого всегда был центральным в композициях «Собор Ростовских чудотворцев», «Моление Ростовских святителей Владимирской иконе Божией Матери», «Вид Ростовского кремля», «Вид Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря» и др. (в собраниях ГМЗРК, ГИМ, ЦМиАР; см., напр.: Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. ЦМиАР. М., 1994. С. 147, 150-151. Кат. 190, 193). Такие образки паломники развозили по всей России. В Минее на май (1864, ГМЗРК) под 23 мая (день памяти обретения мощей Л.) святой изображен лежащим во гробе, за к-рым находятся присутствующие при обретении мощей. В 1896 г. мещане г. Ростова преподнесли в подарок имп. Николаю II и Александре Феодоровне в память коронации 14 мая 1896 г. икону с финифтяными дробницами, где были изображены виды Ростовского кремля и ростовских мон-рей. В центре иконы - дробница с образами свт. Николая Чудотворца, мц. Татианы и Ростовских святых. Л. представлен справа от свт. Николая. В XX в. образ Л. встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ). Рисунок Л. выполнен для Миней МП иконописцами прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 237). В совр. иконописи Л. представлен в ростовом деисусном чине иконостаса ц. свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мон-ря (2008, худож. А. В. Федотов). В той же церкви находится икона «Собор Ростовских святых», где на фоне Димитриевского храма изображены прямолично в рост Ростовские и Борисоглебские святые, в 1-м ряду помещены святители Исаия, Л., Иаков, Димитрий, Феодор, Игнатий (90-е гг. XX в., худож. З. И. Боровских). С ориентацией на икону сер. XVI в. из ГМЗРК «Ростовские святые и прп. Сергий Радонежский» написана аналойная икона, где представлены избранные святые: Игнатий, Л., Исаия, Иаков (2005, худож. Т. Дуда). Л. в белом клобуке, из-под к-рого выбились характерные волнистые пряди волос. В 2009 г. написана надгробная икона Л. (иконописец Гурьянов), расположенная на его захоронении в Леонтиевском приделе ростовского Успенского собора. Л. изображен на совр. иконах «Собор Зверинецких святых», т. к. святитель иногда отождествляется с 1-м игуменом киевского Зверинецкого мон-ря. В совр. иконописи и финифти воспроизводятся традиц. изводы иконографии Л.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

2002. Вып. 6. С. 170-174; она же. Прп. Кирилл Белозерский: Житие в иконе. СПб., 2009; Враская О. Б. Об орнаментации рукописных книг из Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 3. С. 267-276; Шакурова Е. В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского мон-ря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 408-416; Popova O. Altrussische Buchmalerei 11. bis Anfang 16. Jh. Leningrad, 1984; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988; она же. Мат-лы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского мон-ря в XVII-XVIII вв.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 157-180; она же. Рус. классический иконостас: Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. М., 2011. 2 т.; Смирнова Э. С. Московская икона XIV-XVII вв. Л., 1988; она же. «Успение» из Кирилло-Белозерского мон-ря и проблема традиции в рус. живописи 1-й пол. XV в.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 16-29; она же. Аникиево Евангелие: Малоизв. памятник моск. книжной миниатюры и орнаментики 1-й трети XV в.//Там же. 1997. [Вып.]: Исслед. и атрибуции. С. 171-192; 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988; Лелеков Л. А. Истоки архит. декора заволжских мон-рей//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 320-332; Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников//Там же. С. 131-142; Петрова Г. Д. «Похвала Богоматери» с Акафистом из Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. С. 143-156; Тарабукин Н. М. Искусство Севера//Ферапонтовский сб. М., 1991. Вып. 3. С. 319-356; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ: Кат. СПб., 1995; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995; Орлова М. А. О группе произведений древнерус. серебряного дела кон. XIV - нач. XV в.: (К проблеме генезиса стиля орнамента)//ДРИ. 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 148-170; Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010