Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЗЫГРАНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) " Взыграние " ( " взыграние младенца " ) - русское название одного из вариантов иконографического типа Богоматери Елеусы , отражающее подчеркнуто эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном , изображенным играющим (или резвящимся). Название извода появилось на Руси в эпоху позднего средневековья, не являлось ни литературным эпитетом, ни топонимом, имело хождение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи; случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах не известны. В большинстве композиций этого извода Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, порывисто тянется ручками к лику Матери, касаясь Ее подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Его фигура полна живого, нетерпеливого движения, так что Богоматери приходится удерживать Сына, нежно прижимая одну из Его обнаженных ножек (часто скрещенных). Неотъемлемой деталью иконографии является свернутый свиток в откинутой назад руке Младенца. Относительно происхождения иконографии «Взыграния» существовали различные мнения: Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв считали, что Византия позаимствовала ее из итальянского искусства XIV в., где композиция с играющим Младенцем получила широкое распространение. Ф. Швайнфурт связывал зарождение этого типа на Западе с искусством готики. Большинство же исследователей (К. Вайгельт, А. Н. Грабар, Н. М. Беляев, П. Мильковик-Пепек, В. Н. Лазарев) не сомневались в византийском происхождении иконографии, по их мнению занесенной в Италию с Востока, однако каждый из них по-разному определял регион и время ее формирования. Иконография «Взыграния», лишенная характерной для множества византийских богородичных икон иератичности , получила широкое распространение в поствизантийском искусстве, особенно в славянских странах. Ее прототипом, очевидно, является не дошедший до нас древний образ Богоматери Пелагонитиссы , почитавшийся в местности Пелагония (Македония). О его существовании здесь говорят многочисленные повторения в серб. живописи, композиционно близкие типу «Взыграние» и уже с XIV в. сопровождаемые надписью: «Пелагонитисса» (напр., фреска 1318 на алтарной преграде церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино). Об особом почитании этой иконы в Сербии свидетельствует тот факт, что ее изображения украшают ниши аркосолиев над гробницами кесаря Воихны и деспота Иоанна Углеши, потомков сербского королевского рода Неманичей в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (60-е гг. XIV в.).

http://drevo-info.ru/articles/15497.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @3413@ Подпись к иллюстрации: Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) Размер файла: 32.15 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 14.07.2010 20:20:09 Эта иллюстрация использована на страницах: ВЗЫГРАНИЕ

http://drevo-info.ru/pictures/3413.html

Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) Все наиболее ранние изображения «Взыграния» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: фрагмент фрески XI в. на западной грани северного предалтарного столпа церкви св. Софии в Охриде , македонская икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины); миниатюра из сербского Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной библиотеки , воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса; икона сер. XIV в. из афонского монастыря Филофея ; выносная сербская икона 2-й пол. XIV в. из монастыря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери), фреска церкви Успения монастыря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.; фреска 1422 г. с надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории; сербская икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье); фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г., а также многочисленные греч. и крит. иконы XV- XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса , Кардиотисса и др.). Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в византийских памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского , XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «Взыграние» был распространен и в др. восточнохристианских землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. - образ заключен в отдельную рамку). Подобно некоторым древним византийским богородичным иконам, жанровый характер изображения «Взыграния» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции « Сретение Господне ».

http://drevo-info.ru/articles/15497.html

Все наиболее ранние изображения «В.» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: фрагмент фрески XI в. на зап. грани сев. предалтарного столпа ц. Св. Софии в Охриде, македон. икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины); миниатюра из серб. Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной б-ки (Cod. 297/3. Fol. 71; утрачено), воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса; икона сер. XIV в. из афонского мон-ря Филофея; выносная серб. икона 2-й пол. XIV в. из мон-ря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери), фреска ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.; фреска 1422 г. c надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории; серб. икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье); фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г., а также многочисленные греч. и крит. иконы XV- XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса, Кардиотисса и др.). Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в визант. памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162. Fol. 32, XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «В.» был распространен и в др. восточнохрист. землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. (Add. 7154. Fol. 1v) - образ заключен в отдельную рамку). Подобно нек-рым др. визант. богородичным иконам, жанровый характер изображения «В.» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери.

http://pravicon.com/info-3916

6 . Памятники литературы Древней Руси. XII век. Выпуск 2. М., «Худож. лит.», 1978. 704 с. 7 . Памятники литературы Древней Руси. XIII век. Выпуск 3. М., «Худож. лит.», 1981. 616 с. 8 . Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. Выпуск 4. М., «Худож. лит.», 1981. 606 с. 9 . Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. Выпуск 5. М., «Худож. лит.» 1982, 688 с. 10 . Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. Выпуск 6. М., «Худож. лит.», 1984. 768 с. 11 . Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. Выпуск 7. М., «Худож. лит.», 1985. 638 с. 12 . Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. Выпуск 8. М., «Худож. лит.», 1986. 640 с. 13 . «Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., «Худож. лит.», 1969. 800 с. 14 . Хрестоматия по древнерусской литературе. Составители М.Е. Феодорова и Т.А. Сумникова. М., «Высшая школа». 1985. 256 с. 15 . Сокровища древнерусской литературы. Русское историческое повествование XVI–XVII веков. Составление, предисловие, подготовка древнерусских текстов, перевод и примечания Ю. А. Лабынцева. М., «Советская Россия», 1984. 352 с. 16 . Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. Составители С.Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М., «Педагогика», 1985, 368 с. 17 . Д.С. Лихачев. Прошлое – будущему. Статьи и очерки. Л., «Наука», 1985. 576 с. 18 . История русской литературы XI–XVII веков. Под редакцией Д. С. Лихачева. М., «Просвещение», 1985. 432 с. 19 . Н. В. Водовозов. История древней русской литературы. М., «Просвещение», 1972. 384 с. 20 . В. В. Кусков. История древнерусской литературы. М., «Высшая школа», 1982. 296 с. 21 . Памятники русской литературы X–XVII вв. «Труды отдела древнерусской литературы», том 25. М.-Л., «Наука», 1970. 360 с. 22 . Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков. Составление, переводы и примечания И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., «Худож. лит.», 1957. XII+370 с. 23 . Древнерусская литература в исследованиях. Хрестоматия. Составитель В. В. Кусков. М., «Высшая школа», 1986, 336 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

А. И. Пономарева. СПб., 1898. V1I+228 с. 5. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. (Выпуск 1). М.: Худож. лит., 1978. 413 с. 6. Памятники литературы Древней Руси. XII век. (Выпуск 2). М.: Худож. лит., 1978. 704 с. 7. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. (Выпуск 3). М.: Худож. лит., 1981. 616 с. 8. Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. (Выпуск 4). М.: Худож. лит., 1981. 606 с. 9. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. (Выпуск 5). М.: Худож. лит., 1982. 688 с. 10. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. (Выпуск 6). М.: Худож. лит., 1984. 768 с. 11. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. (Выпуск 7). М.: Худож. лит., 1985. 638 с. 12. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. (Выпуск 8). М.: Худож. лит., 1986. 640 с. 13. «Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Худож. лит., 1969. 800 с. 14. Хрестоматия по древнерусской литературе. Составители М. Е. Федорова и Т. А. Сумникова. М.: Высшая школа, 1985. 256 с. 15. Сокровища древнерусской литературы. Русское историческое повествование XVI – XVII веков. Составление, предисловие, подготовка древнерусских текстов, перевод и примечания Ю. А. Лабынцева. М.: Советская Россия, 1984. 352 с. 16. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. Составители С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. 368 с. 17. Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. 576 с. 18. История русской литературы XI – XVII веков. Под редакцией Д. С. Лихачева. М.: Просвещение, 1985. 432 с. 19. Водовозов Н. В. История древней русской литературы. М.: Просвещение, 1972. 384 с. 20. Кусков В. В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1982. 296 с. 21. Памятники русской литературы X – XVII вв. – ТОДРЛ, т. 25. М.-Л.: Наука, 1970. 360 с. 22. Художественная проза Киевской Руси XI – XIII веков. Составление, переводы и примечания И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Фрески Сливницы Скопье. Название города, которое в устах коренных жителей скорее звучит как Скупье, происходит, как нам объяснили, от слова «скупщина» – собрание, в данном случае – собрание жилищ. Город, основанный еще в античные времена, окружен невысокими, но крутыми горами поросшими хвойным лесом; дома подступают к самому их подножию. Скопье довольно четко делится на Старый и Новый город. Новая часть застроена современными высотными зданиями, хотя небоскребов по московским меркам здесь не встретить. В этой части находятся правительственные учреждения, дипмисии, в том числе и российское посольство, банки, крупные торговые центры. Примечательно, что рабочий день в большинстве из них начинается с восьми утра, но у многих к часу дня уже и заканчивается. Летом, по крайней мере, это очень рациональное решение – в полуденный зной деловая активность спадает, город пустеет и только приподнятые жалюзи на окнах жилых домов указывают на присутствие их обитателей. Зелени в Скопье немного и от палящей июльской жары некуда укрыться - отчасти выручают путника только разбросанные по городу многочисленные фонтанчики, в ледяных струях которых можно охладить разгоряченное лицо. Улицы оживают лишь к вечеру. С наступлением сумерек и до глубокой ночи македонцы предаются излюбленному времяпрепровождению – неспешной беседе за чашечкой кофе, бокалом вина или стопкой крепчайшей виноградной ракии. Большинство таких бесед происходит на широких, заставленных цветами лоджиях, которые являются обязательным атрибутом любого жилища – и городской многоэтажки и скромного сельского дома. Те, кому позволяет достаток, заполняют столики многочисленных уличные кафе и ресторанчиков. Македонцы верны христианской традиции – по воскресеньям не работает вообще ничего, кроме тех же кафе и ресторанчиков. Узкие мощеные улочки и приземистые дома старой части города – Чаршии недаром напоминают кварталы ближневосточных городов. Македонские историки утверждают, что «Верхнему городу», а Чаршия расположена в самой возвышенной части Скопье, около тысячи лет. Более трех веков здесь селились турки, а сейчас это место компактного проживания албанской общины, составляющей не менее 20 процентов пятисоттысячного населения Скопье. Турецкое наследие – обилие мечетей, всего их в городе девятнадцать при том, что действующих православных храмов чуть более десятка. Практически из любой точки Старого Города можно увидеть сразу несколько минаретов, в одном месте мы насчитали их сразу семь штук. Турецкая архитектура оставила свой неизгладимый отпечаток на историческом центре и на его главных достопримечательностях. Даже национальная галерея Македонии расположена в турецких банях XV века. Внутри они, конечно же, реконструированы, но снаружи сохранили первоначальный облик. Характерное скопление одиннадцати круглых серых куполов, напоминающих с виду черепашьи панцири, уже стало визитной карточкой этого туристического объекта.

http://sedmitza.ru/text/404316.html

Так, даже его карта Балканского полуострова во времена Василия II кишит мелкими фемами, которые отчасти возникли лишь в позднейшее время, отчасти же вообще никогда не существовали. Эта проблема теперь подробно рассмотрена и Г.Г. Литавриным (Болгария и Византия. С. 250 сл.). 702 Распространенным, но неверным является мнение о том, что резиденция стратига фемы сначала располагалась в Охриде и лишь позднее была перенесена в Скопье, затем в Сердику и наконец вновь в Скопье: так вслед за Скабалановичем полагают Златарски (История. П. С. 14 ел.), Мутафчиев (BZ 26 (1926). S. 251) и др. Если Василий II во время покорения державы Самуила поставил патрикия Евстафия Дафномила в Охриде в качестве ρχων τς πλεως ( Scylitzes-Cedren . II. P. 468.4), это означает лишь, что он назначил его комендантом города, но вовсе не то, что он возвысил его до ранга стратига фемы Булгария. На самом же деле вскоре после этого Евстафий был сделан стратигом фемы Диррахий (Ibid. P. 474.3). Напротив, патрикий Давид Арианит был поставлен в Скопье в качестве στρατηγς ατοκρτωρ и одновременно в качестве κατεπνω Βουλγαρας (так однозначно в: Proki . Zusätze. Nr. 41 к Scylitzes-Cedren . II. P. 468.1). Далее, если ок. 1067 г. Роман Диоген встречается в источниках в качестве дукса Сердики ( Attaleiotes . P. 97.16; Scylitzes-Cedren . II. Р. 663.12; Zonaras . HI. P. 684.8), это не означает, что резиденция стратига фемы Булгария была перенесена из Скопье в Сердику, но является доказательством того, что область Сердики получила статус особой фемы и, как следствие, что тогда началось разделение старых фем и создание новых фемных единиц, причем резиденция стратига фемы Булгария, как и прежде, находилась в Скопье. Это верно отмечает уже Бэнеску ( Banescu . Duchés byzantins. P. 121 сл.). 703 Это предполагали уже Скабаланович (Византийское государство. С. 228 сл.) и после него Мутафчиев (Силистра и Добруджа 1 (1927). С. 159 и История, II. С. 1). К этому мнению склоняется теперь и Г.Г. Литаврин (Болгария и Византия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необходимо отметить, что, в отличие от своих западных партнеров, Россия довольствуется в Македонии лишь небольшими инвестициями в нефтегазовом и электроэнергетическом секторах: здесь работают «Лукойл», «Газпром», «Силовые машины», «Стройтрансгаз» и ряд других. При этом российское влияние как на экономику, так и на политику Македонии остается весьма незначительным, так как особых рычагов давления на Скопье у Москвы на сегодняшний день нет. Например, Москва действительно могла бы в свое время наложить эмбарго на экспорт из Македонии аграрной продукции, однако доля России в македонском экспорте сельхозпродуктов (в основном орехи и цитрусовые) до недавнего времени составляла около одной трети или не более 0,5% от общего экспортного потока. При таких цифрах говорить о каком-либо экономическом давлении на Скопье со стороны Кремля абсолютно бессмысленно, чего не скажешь о возможностях Евросоюза. Правда, в Брюсселе предпочитают об этом не вспоминать, пропуская при этом мимо своего внимания и еще одну немаловажную особенность сегодняшней ситуации в Македонии - усиление влияния Турции. Если еще до 2009 политика Анкары на Балканах была достаточно осторожной, то в последние несколько лет руководство Турции стало все чаще посещать Албанию, Сербию, Болгарию, Черногорию, Румынию, Боснию и Герцеговину, Македонию и Косово, проявляя при этом свою крайнюю заинтересованность в проблемах этих балканских республик. Реджеп Эрдоган в качестве одного из первых своих шагов облегчил визовый режим или вовсе отменил визы с целым рядом государств Юго-Восточной Европы (в их число вошла и Македония). Анкара активно принялась усиливать свое влияние на экономическое и социокультурное развитие республики. Так, много внимания стало уделяться сотрудничеству в области науки, образования, медицины и благотворительности. Например, важным проектом для Турции стал план создания совместных учебников по истории региона с Македонией. 30 января 2009 г. в Скопье было основано представительство Союза турецких гражданских неправительственных организаций, а многие турецкие бизнесмены уже не первый год финансируют создание международных школ и университетов, улучшая образ Турции в глазах местного населения. С 2010 года организация TKA, созданная при турецком МИДе, начала выделять финансирование для реставрации памятников османской архитектуры на территории Македонии, Албании и еще нескольких балканских стран. И недавнее совместное заявление МИД Македонии и Турции, в котором было отмечено, что две страны связывают уходящие вглубь веков прочные узы дружбы и братства, свидетельствует о том, что и в самом Скопье стали все больше проявлять заинтересованность в турецком покровительстве. Чем это может грозить республике? Скорее всего, дальнейшей исламизацией и, как следствие, радикализацией общественных отношений. Тем более, если учитывать, что претензии к Македонии давно предъявляют албанские националисты, которые также имеют поддержку Анкары.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/26/ko...

языка, состоявшая из 25 букв, а 3 нояб. 1944 г. АСНОМ принял решение об открытии гимназий с преподаванием на македон. языке в крупных городах. В окт. 1944 г. был сформирован Инициативный комитет по организации церковной жизни в Македонии, а через месяц - Инициативная группа по организации церковно-адм. устройства М. 13 нояб. 1944 г. было освобождено Скопье, а 19 нояб.- территория всей М. С уходом болг. армии М. окончательно покинули представители БПЦ. 4 марта 1945 г. на I Церковно-народном Соборе в Скопье при активном участии председателя АСНОМ М. Андонова-Ченто было принято решение о «восстановлении Охридской архиепископии в виде Македонской самостоятельной Церкви», независимой от к.-л. Поместной Православной Церкви. В нояб. 1945 г. М. как один из 6 равноправных субъектов под названием Народная Республика Македония (НРМ; с 1963 - Социалистическая Республика Македония) вошла (офиц. вхождение оформлено 31 янв. 1946) в состав Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ; с 1963 - Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Гос. власти не разрешили иерархам СПЦ (еп. Иосиф до смерти носил титул «Скопский») вернуться на свои кафедры и на протяжении последующего времени оказывали содействие МПЦ в ее стремлении добиться своего признания со стороны СПЦ. При этом на жизнь МПЦ существенно повлияли федеративный закон об отделении Церкви от гос-ва (1946) и коммунистическая идеология: в 1945 г. как культурно-исторические памятники в М. были национализированы мн. храмы, правосл. верующие не могли состоять в рядах компартии и занимать высокие должности. Ощущалась острая нехватка духовенства (ДС открылась в 1967, богословский фак-т МПЦ - в 1977), мн. храмы были закрыты, мон-ри пустовали. В послевоенные годы в М. происходили важные культурные процессы, способствовавшие утверждению македонцев как самостоятельной нации. 3 мая 1945 г. была утверждена македон. азбука в составе 31 буквы, а 2 июня 1945 г. приняты правила правописания, разработанные сформированной в нояб. 1944 г. Комиссией по македон. языку и правописанию. Стали открываться, преимущественно в Скопье, научные и учебные ин-ты и создаваться об-ва, ориентированные на изучение македон. языка и истории М.: Македонская б-ка св. Климента Охридского (1945), Национальный музей М. (1945), Ун-т Кирилла и Мефодия в Скопье (1949), Об-во писателей М. (1947), Ин-т национальной истории (1948), Ин-т македонского языка им. К. П. Мисиркова (1953), Македонская академия наук и искусств (1967) и др.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010