Соч.: Очерки из истории слав. орнамента: Человеческая фигура в рус. тератологическом рукописном орнаменте XIV в. СПб., 1913. (ПДПИ; 183); Троицкий собор Александровской Слободы//Изв. Об-ва преподавателей графических искусств. М., 1916. 4/6. С. 22-30; Древний Псков и его худож. жизнь. М., 1923; Древние подмосковные: Александровская слобода, Коломенское, Измайлово. М., 1923; Организация массы в архитектуре//Изв. Иваново-Вознесенского политехн. ин-та. 1923. Т. 7. Вып. 2. С. 5-27; Вел. Новгород и его худож. жизнь. М., 1924; Византийское и рус. искусство: Учеб. М., 1924; Древнейшая рус. гравюра//Гравюра и книга. М., 1924. 2/3. С. 25-27; Книгопечатание в России в XVI-XVII вв.//Книга в России. М., 1924. Ч. 1. С. 63-126; Очерки декоративного искусства Др. Руси. М., 1924; Забытая подмосковная «Пехра-Яковлевское». М., 1925; «Тверские» врата Александровской слободы//Тр. отд. археологии РАНИОН. М., 1926. Вып. 1. С. 76-83; Худож. памятники Москвы и городов Моск. губ. М., 1928; Возникновение моск. искусства. М., 1929. Т. 1; Ориентализмы в первопечатном моск. орнаменте//Тр. секции археологии/РАНИОН. М., 1929. Вып. 4. С. 329-338; О стиле рус. архитектуры XVII в.//Тр. секции истории искусства/РАНИОН. М., 1930. Вып. 4. С. 138-149; Проблема происхождения древнерус. столпообразных храмов//Тр. Кабинета истории материальной культуры МГУ. М., 1930. Вып. 5. С. 17-50; Моск. Кремль: Стены и башни//Архитектура СССР. 1935. 10/11. С. 68-76; Новое здание гостиницы Моссовета//Там же. 2. С. 59-67; Первопечатная рус. гравюра//И. Федоров первопечатник. М., 1935. С. 73-93; Рус. ампир. М., 1935; Архитектура Истры и ее значение в общем развитии рус. зодчества//Ежегод. Музея архитектуры. М., 1937. 1. С. 9-51; Природа архитектурного музея//Тр. МИФЛИ. М., 1937. Т. 2. С. 65-77; Проблема творчества Баженова//Академия архитектуры. М., 1937. 2. С. 7-15; Пространство у Баженова и моск. архит. традиция//Там же. С. 55-57; Скульптурная декорация в древнерусском каменном зодчестве//Архитектура СССР. 1937. 1. С. 51-57; Чертежи А. Н. Воронихина: Колл. Музея архитектуры. М., 1938; Архитектурная проблемология в ист. аспекте. Воркута, 1943; Неск. слов о древнейшем датированном памятнике моск. литья//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 189-198; Теория архитектуры/Сост.: В. В. Кириллов, И. Л. Кызласова. М., 1994 [Список тр.: С. 470-475]; К вопросу возникновения Петропавловского собора в Ленинграде//Петербургские чт., 96. СПб., 1996. С. 78-79; Художественно-археол. памятники Чебоксар/Публ. и вступ. ст.: А. И. Мордвинова//Художественная культура Чувашии: 20-е гг. Чебоксары, 2005. С. 211-254 (соавт.: Е. А. Некрасова).

http://pravenc.ru/text/2564844.html

В XX в. образ И. встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ). Рисунок И. выполнен для Миней (МП) иконописцами прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 237). В совр. иконописи и финифти воспроизводятся традиц. изводы иконографии И. На столбиках царских врат ц. Входа Господня в Иерусалим, расположенной под соборной звонницей Ростовского кремля, имеется 6 икон Ростовских святителей (2008, худож. Л. Смирнова; техника живописи по эмали); образ И. в рост - в верхней части левого столбика. В нише стены за ковчегом с мощами святителей И., Игнатия и прп. Даниила Переславского находится 3 иконы этих святых (2011, худож. Г. Соколова; техника горячей эмали). Лит.: Титов А. А. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 42, 67-68; Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собр. Ростовского музея-заповедника//ИКРЗ, 1995. Ростов, 1996. С. 63-71; Маясова Н. А. Одна из последних древнерус. светлиц//ПКНО, 1994. М., 1996. С. 393; Иконография ростовских святых: Кат. выст./Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 89-110; она же. Икона ростовских святителей Леонтия, Исайи, Игнатия: К истории иконографии ростовских святых//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 111-125; она же. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223; она же. Иконы Ростова Великого. М., 20062; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 438-447, 460-461; Т. 2. С. 136-137, 308-309; Третьякова А. Л. Среднерус. агиогр. традиция в искусстве XVI-XVIII вв.: Иконография Авраамия Ростовского: АКД. М., 1998; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 285-289, 294-297, 324, 326-327. Кат. 89, 95, 128; Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 2006. С. 276-279, 474-479. Кат. 65, 107; Коробко О. А. Иконопись XVII - 1-й пол. XVIII в. из собр. ГМИР//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.)/ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 216-217, 409. Ил. 7, 8; Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл.: [Кат. выст.]/Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 40-41. Кат. 45; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008; Рус. икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из колл. И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 114, 144, 329, 332. Кат. 84, 109; Святые земли русской: Кат. выст./ГРМ. СПб., 2010. С. 216-219, 222-223, 230-231, 236-237. Кат. 132-134, 137, 143, 146.

http://pravenc.ru/text/674806.html

очерки церквей г. Казани. Каз., 1913. Вып. 1; Ермолаева О. Д. Св. храм во имя св. мц. царицы Александры при Казанском Родионовском ин-те благородных девиц в Казани на Арском Поле. М., 1916; Денике Б. П. Древнерус. шитье в ризнице Зилантова монастыря. Каз., 1917; Анисимов А. В. В поисках древнерус. живописи (по Казанской земле)//Казанский музейный вестн. 1920. 3/4. С. 28-33; Троицкий В. И. Казанские и свияжские серебряники XVII в.//Там же. 5/6. С. 11-16; он же. Старинное серебро Казанского центр. музея//Там же. 1922. 2. С. 48-55; Бондаренко И. Е. Уфимский художественный музей//Там же. С. 258-261; Сокол В. Деисусный чин (из Казанского музея)//Там же. С. 56-65; Корнилов П. Е. Отделение древнерусского искусства: [Кр. обзор]/Центр. музей ТАССР. Каз., 1927; Брунов Н. И. О некоторых памятниках допетровского зодчества в Казани//Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТССР. Каз., 1928. Т. 2. С. 32-37; Каргер М. М. Успенский собор Свияжского мон-ря как архитектурный памятник: (Из истории культурно-худож. отношений Пскова и Москвы//Там же. С. 10-31; Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI-XVII вв. М., 1962; Остроумов В. П., Чумаков В. В. Свияжск: История планировки и застройки. Каз., 1971; Фехнер М. В. Вел. Булгары, Казань, Свияжск. М., 1978; Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983; Реставрация музейных ценностей в СССР: [Всесоюзная выст.: Кат.]. М., 1985. Т. 1; Червонная С. М. Искусство Татарии. М., 1987; Kunst uit Kazan: Cat./Teksten: C. Delsing; Museum H. Polak. Zutphen in Beeld, 1993; Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье/Отв. ред.: Н. А. Маясова. С. 70-81; Силкин А. В. Древнейший памятник лицевого шитья в Казани//Там же. С. 53-69; он же. Строгановское лицевое шитье. М., 2002; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в.: Проблемы худож. мышления эпохи. М., 1996; Седов В. В. Псковская архитектура XVI в.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. СПб., 1861. 2 ч.; Кондаков Н. П. , Толстой И. И. Рус. древности в памятниках искусства. СПб., 1897. Вып. 5; 1899. Вып. 4; Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде//ВАИ. 1914. Вып. 22; Храм Воскресения и Покрова при 2-й моск. общине старообрядцев поморского брачного согласия в Токмаковом пер. М., 1914 (отд. отт. из: Церковь. 1914); Гущин А. С. Памятники худож. ремесла Др. Руси X-XIII вв. Л., 1936; Grabar A. N. Le reliquaire byzantin de la cathédrale d " Aix-la-Chapell//Karolingische und Ommonische Kunst. Wiesbaden, 1957. Bd. 3. S. 282-297; Даркевич В. П. Произведения зап. худож. ремесла в Вост. Европе (X-XIV вв.). М., 1966; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971; она же. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004; Василенко В. М. Народное искусство: Избр. труды о нар. творчестве X-XX вв. М., 1974; он же. Рус. прикладное искусство: Истоки и становление. М., 1977; Постникова-Лосева М. М. Рус. ювелирное искусство: Его центры и мастера XVI-XIX вв. М., 1974; Пуцко В. Г. Оклад рус. литург. книги XIV-XVI вв.//Myзej уметности. Београд, 1974. Зб. 18. С. 13-32; он же. Рус. сюжетное худож. литье и его модели//Рус. медное литье. М., 1993. Вып. 2. С. 17-29; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975; она же. Черневое дело Др. Руси. М., 1986; она же. Древнерус. наследие в ювелирном деле ранней Москвы, XIV в.: Облачение митр. Алексея. М., 1998; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976; Банк А. В. Прикладное искусство Византии XI-XII вв. М., 1978; Рындина А. В. Древнерус. мелкая пластика: Новгород и центр. Русь XIV-XV вв. М., 1978; она же. О литург. символике древнерус. серебряных панагий//Восточнохрист. храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 204-219; Большая иллюстрир. энцикл. древностей/Пер.: Б. Б. Михайлов. Прага, 1980. С. 56-62. Ил. 60-72; Демидов С. В. Художник С. И. Вашков и его постройки в пос. Клязьма//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 111-116; Рус.

http://pravenc.ru/text/171620.html

Лит.: Погодин М. П. Образцы славяно-рус. древнеписания. М., 1841. Т. 2. С. 10; Повесть о начале и основании Псково-Печерского мон-ря/Изд. архим. Ириней [Климентьевский]. Псков, 18492. С. 48-49; Князев А. С. Ист.-стат. описание псковского кафедр. Троицкого собора. М., 1858. С. 26-29; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 19132. С. 89, 132, 136; Мысливец И. К иконографии рус. святых//Bsl. 1932. T. 4. Vol. 2. S. 426; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 391. С. 46; Сизов Е. Е. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности//ТОДРЛ. 1966. Т. 13. С. 272-273; Постникова-Лосева М. М. Серебряное дело Пскова XVI-XVII вв.//ДРИ. М., 1968. [Вып.]: Худож. культура Пскова. С. 157-173; Цюрик Л. В. Новодевичий мон-рь. М., 1974. С. 16; Бобров Ю. Г. Новооткрытый деисусный чин из ц. Сергия Радонежского в Изборске//ПКНО, 1978. М., 1979. С. 267-273; Гордиенко Э. А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам)//НИС. 1984. Вып. 2 (12). С. 219-220; Гордиенко Э. А. , Трифонова А. Н. Кат. серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей-6. М., 1986. [Вып.]: Худож. собр. СССР. Кат. 25.3. С. 248-249; Удралова Н. В. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске//ДРИ. М., 1989. [Вып.]: Худож. памятники Рус. Севера. С. 193-202; Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 148. С. 316; Ткачева Н. М. Псковские иконы кон. XVI - нач. XIX вв. на сюжет сказания о Видении Дорофея// Белецкий В. Д. Псковский Кремль в планах и изображениях XVII-XIX вв. СПб., 1997. С. 36-47; она же. Образец шитья сер. XVI в. в собр. Псковского музея-заповедника//Древности Пскова: Археология. История. Архитектура. Псков, 1999. С. 261-270; Полякова О. А. Архитектурные фоны на иконах рус. святых//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 74-85; она же. Шедевры древнерус. искусства XVI-XIX вв. в собр. музея-заповедника «Коломенское». М., 1999. Кат. 9. С. 161; Квливидзе Н. В. Фрески ц. Троицы в Вязёмах: Программа и иконография в контексте идейных движений эпохи: Канд. дис. М., 1999. С. 123.

http://pravenc.ru/text/155468.html

Феодор-Даниил Венерис выполнил росписи разрушенной ц. вмч. Георгия Победоносца в Бенудиана близ Канданоса (1290/91), наоса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (кон. XIII в.- Μαδερκης. 1980. Σ. 155-156, 159), ц. вмц. Ирины близ Суйи (кон. XIII в.), ц. прав. Анны в Агрилесе (3-я четв. XIII в.) и ц. вмц. Марины в Равдухе (нач. XIV в.). Хотя Феодор-Даниил был знаком с новыми художественными веяниями, но в целом остался верен старым традициям ( Idem. 1998. Σ. 40). Пропорции фигур персонажей не особенно изящны, но и не тяжеловесны. Некоторая безыскусность в попытке разнообразить ракурсы фигур с избытком компенсируется вниманием к жесту (кисти рук нередко преувеличены), что дополняет психологическую характеристику образов. В живописном решении немаловажную роль играет линия, словно резец скульптора, она создает энергичный, чрезвычайно пластичный рисунок и напряжение в общей спокойной гамме сближенных по спектру тонов. Его племяннику Михаилу Венерису, по мнению М. Андрианакиса, принадлежат фрески ц. св. Иоанна Предтечи в сел. Делиана (нач. XIV в.) и последний слой росписей Ротонды в Эпископи (сер. XIV в.). Его творчество характеризуется появлением нек-рых элементов палеологовского искусства. Вознесение Господне. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, Крит. Худож. Иоанн Пагомен (?). 1315/16 г. Вознесение Господне. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, Крит. Худож. Иоанн Пагомен (?). 1315/16 г. Наиболее плодовитым из работавших в зап. части Крита художников был Иоанн Пагомен (фрески нартекса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (1315), храма вмч. Георгия Победоносца в Анидри (1323), кладбищенской ц. арх. Михаила в сел. Кавалариана близ Канданоса (1327/28), церквей Пресв. Богородицы в Какодики (1331/32) и ап. Иоанна Богослова в Каламосе (немного позже 1340 - Μαδερκης. 1986. Σ. 36)). В ц. вмч. Георгия Победоносца в Продроми над росписями в 1337 или 1340 г. вместе с Пагоменом работал худож. Николай (к-рый принимал участие в декорации еще 5 церквей в исторической обл.

http://pravenc.ru/text/1841123.html

Образы К. и его сыновей присутствуют и в совр. росписях муромских церквей. В 2000-2001 гг. в приделе ап. Иоанна Богослова Благовещенского собора Благовещенского муж. мон-ря была расписана алтарная преграда. Живопись исполнена владимирским худож. А. Г. Филипповым в стиле рус. религ. искусства кон. XIX - нач. XX в., восходящего к образам М. В. Нестерова и В. М. Васнецова. Местное церковное предание, хранителем к-рого в Муроме был А. А. Епанчин, получило своеобразное воплощение в художественной программе росписи, где представлены все основные Муромские святые. «Семейный» характер почитания Муромских чудотворцев особенно выразился в изображении К. и его домочадцев. Они написаны слева (перед диаконской дверью) обращенными в сторону царских врат, на них богатые и яркие княжеские одежды. К. держит знамя с образом Господа Вседержителя; рядом с ним блгв. кнг. Ирина с внуком - младенцем Феодором Феодоровичем (местночтимым святым) на руках, при этом благоверные супруги изображены молодыми и красивыми. Впереди стоят княжичи в виде отроков с миловидными ликами: М.- с закрытыми глазами, в руках - стрела, как в момент гибели; Ф.- в профиль с зажженной свечой в руке. За К. показан местночтимый свт. Василий Муромский (по местной традиции считается, что это и есть тот епископ, к-рый, согласно Житию, пришел с К. из Киева и крестил муромцев). Образы К., М. и Ф. включены и в стенопись притвора собора Троицкого монастыря (2008, худож. А. Топорищев). Они помещены над аркой перед входом в придельный храм блгв. кн. Петра и кнг. Февронии. С левой стороны в молитвенных позах стоят: 1-й от центра - Ф. с пальмовой ветвью в руке, за ним - К. с державой, чуть ниже - М. с крестом (напротив справа - святые кн. Петр, кнг. Феврония и прав. Иулиания Лазаревская). Все чудотворцы обращены к центральному изображению Мурома и Муромской иконы Божией Матери. Лит.: Сухова О. А. Коллекция лицевого шитья в Муроме//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. [Вып. 10]: Древнерус. худож. шитье. С. 82-95; она же. Житийная икона св.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

В течение мн. лет Н. была научным руководителем коллектива, готовившего к изданию уникальную рукопись - Вкладную книгу Троице-Сергиева монастыря 1673 г. (изд. в 1987) - бесценный источник сведений по истории и культуре не только музея, сложившегося на основе богатейших монастырских коллекций и ризницы, но и всей России в эпоху как средних веков, так и Нового времени (до 1764), настоящую энциклопедию сословного и личного благочестия. Как исследователь Н. стремилась расшифровывать замысел изобразительного декора того или иного произведения искусства, обращаясь прежде всего к письменным источникам и вникая в исторические обстоятельства эпохи, напр., рассматривая декор рогатины вел. кн. Бориса Александровича Тверского (О сюжете изображений на рогатине тверского кн. Бориса Александровича//ПКНО, 1975. М., 1976. С. 191-203). По выражению В. П. Даркевича, под пером Н. «вещь становится документом истории» ( Даркевич. 1991. С. 116-117). Соч.: Археологические находки на территории Загорска//Загорский гос. ист.-худож. музей-заповедник: Кр. сообщ. 1955. Вып. 1. С. 18-20; Древнерусское искусство XIV-XVII вв.//Загорский гос. ист.-худож. музей-заповедник: Путев. М., 1956. С. 38-50; Новые находки на территории Загорского музея-заповедника//Сов. арх. 1957. 1. С. 251-255; Древняя панагия//Сообщ. Загорского музея. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 111-112; К вопросу о связях древней Руси с юж. славянами//Там же. С. 19-24; Надгробные плиты под зап. притвором Троицкого собора//Там же. С. 92-106; Оклад с иконы «Троица» письма Андрея Рублева//Там же. С. 30-38; Потомки Авраамия Палицына//Там же. С. 115-116; О некоторых надгробиях XV-XVII вв. Загорского музея-заповедника//Сов. арх. 1958. 3. С. 170-179; К изучению некрополя Троице-Сергиевой Лавры//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. 1960. Вып. 3. С. 181-190; Серебряные блюда, чаши и лохани в собр. Загорского музея//Там же. С. 146-168; Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960; Надгробие новгородского архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565620.html

Подобную иконографию воспроизводит, в частности, ряд икон кон. XIX - нач. XX в., в т. ч. в окладах (2 в ГМИР, Полоцкая худож. галерея), образ с благословением и датой 1901 г. на обороте из ц. свт. Николая Чудотворца в Ст. Изборске (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 5), а также ряд эстампов, напр. литография Г. А. Малкина по рис. Гребнева и Швейцера, изданная свящ. М. Дубровским и А. Сапуновым в Витебске в 1887 г. (ГМИР), хромолитография нач. XX в. товарищества И. Д. Сытина в Москве (ГМИР, см. также: Крест в России: Альбом/Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 194. Ил. 206), хромолитография, выполненная Е. И. Фесенко в 1911 г. в Одессе (частное собрание). В нач. XX в., по-видимому во владимирских иконописных селах, была заказана серия небольших золотофонных икон упрощенного извода: фигура Е. с крестом и цветком в руках, увенчание ее короной, вид обители (Полоцкая худож. галерея, частное собрание). Существовали поясные иконы Е. с крестом 1161 г. в руках, созданные на основе гравированных изображений в посвященных Е. изданиях (см., напр.: «Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении Полотския, от града Киева во град Полотск». СПб., 1911). Важным этапом в развитии иконографии Е. стал монументальный образ на вост. грани юго-зап. столпа в центральном нефе Владимирского собора в Киеве, написанный худож. В. М. Васнецовым в 1885-1896 гг. Святая представлена в рост, в небольшом повороте вправо в образе молодой женщины в монашеской одежде, к-рая смотрит вверх, ладони рук соединены в «замок» возле груди (в кн. «Собор св. равноап. кн. Владимира в Киеве» (К., 1898) на с. 88-89 ошибочно названа кнг. Евдокией Московской). Сохранился эскиз этой росписи, исполненный акварелью и гуашью (ГТГ, см.: ГТГ: Кат. собр. М., 2007. Т. 2: Рисунок XIX в. Кн. 1: А-В. С. 293-294. Кат. 1716. (Рисунок XVIII-XX вв.)), справа внизу авторская подпись карандашом: «В. В.». Известны живописные списки этой иконографии на пейзажном фоне, напр. в Успенском соборе г. Речица Гомельской обл. (Белоруссия), где останавливался пароход со св. мощами Е. при их перенесении в Полоцк.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Изд.: Кат. выставки картин, этюдов и рисунков А. А. Иванова, с краткой биографией художника и кратким описанием его большой картины «Явление Христа народу». М., 1897; Алленов М. М. А. А. Иванов: Альбом. М., 1980; Александр Иванов: Акварель/Сост.: Е. Плотникова. М., 1998; Александр Иванов: Альбом/Авт. текста: Н. Яковлева. М., 2002. Лит.: Романов Н. Эскизы и этюды А. Иванова в Румянцевском музее//Аполлон. 1912. Вып. 8. С. 5-19; Павлуцкий Г. Г. Источники худож. творчества А. А. Иванова//Искусство. К., 1914. С. 3-20; Зуммер Вс. М. Система библейских композиций А. А. Иванова: Анализ 13-ти сложных сюжетных циклов//Искусство в южной России. К., 1914. 7-12; он же. О вере и храме А. Иванова. К., 1918; он же. Проблематика худож. стиля Ал. Иванова: стиль «библейских эскизов»//Изв. Азербайджанского гос. ун-та. Баку, 1925. Т. 2-3; он же. Эсхатология Ал. Иванова//УЗ науч.-исслед. кафедры истории европ. культуры. Х., 1929. вып. 3. С. 393-408; Стасов В. В. О значении Иванова в рус. искусстве// Он же. Избранное. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 125-149; Алпатов М. В. А. А. Иванов: Жизнь и творчество. М., 1956. 2 т.; Неклюдова М. Г. «Библейские эскизы» А. А. Иванова (к истории создания и замысла, к вопросу о стиле)//Рус. искусство XVIII - 1-й пол. XIX в. М., 1971. С. 48-115; Загянская Г. Пейзажи Александра Иванова. М., 1976; Алленов М. М. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»): Идейно-худож. проблематика: Канд. дис. М., 1975. 2 т.; он же. Александр Андреевич Иванов. М., 1980; он же. Картины природы и Картина Природы в пейзажном творчестве: (Уроки Александра Иванова)//Человек - природа - искусство: Вопросы комплексного изучения: Сб. ст. Л., 1986. С. 160-178; он же. Александр Иванов. М., 1997; Пунин Н. Н. «Библейские эскизы» Александра Иванова//Проблемы изобразительного искусства XIX ст. Л., 1990. Вып. 4. С. 14-21; Поспелов Г. Г. «Круг жизни» народа у Александра Иванова// Он же. Рус. искусство XIX в.: Вопросы понимания времени. М., 1997. С. 74-111. М. М. Алленов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200471.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010