12 марта 1945 г. Синод СПЦ признал действия Инициативного комитета и I Церковно-народного Собора неканоническими и не подлежащими рассмотрению. Митр. Скопскому Иосифу (Цвийовичу) , высланному из епархии во время болг. оккупации, было поручено прибыть в Македонию для изучения обстановки, но правительство Югославии не разрешило ему вернуться в Скопье. 22 сент. 1945 г. Синод СПЦ постановил: «Епархии на территории нынешней Федеративной Македонии: Скопская, Злетовско-Струмицкая и Охридско-Битольская были законно присоединены к СПЦ, о чем свидетельствует Томос Вселенского Патриархата... Свящ. Архиерейский Синод не может признать никакой самостоятельной и независимой Церкви в Федеративной Македонии, провозглашенной без разрешения и согласия Матери-Церкви...» Под давлением федеральных и республиканских властей, не заинтересованных в обострении отношений в стране, автокефалистское движение в Македонии начиная с сер. 1945 г. стало ослабевать, его сторонники считались сепаратистами, а решение о восстановлении Охридской архиепископии от 4 марта 1945 г. было объявлено властями результатом подрывной деятельности «врагов» в Инициативной группе. Сформированное в апр. 1945 г. правительство Македонии во главе с Л. Колишевским согласовывало свои действия с Белградом, поэтому гос. поддержка македонского автокефализма ослабла. Уже к концу года в македон. церковных кругах возобладала линия на сохранение канонической связи с СПЦ и получение статуса автономной Церкви. С нач. 1946 г. в Македонии повсеместно проводились собрания духовенства, на которых принимались резолюции с критикой решений I Церковно-народного Собора. 8 мая 1946 г. в Скопье под председательством свящ. Кирилла Стоянова прошла конференция с участием македон. духовенства. Председатель республиканской Комиссии по делам религий Э. Поп-Андонов в выступлении подчеркнул, что «автокефальность означает отделение, прерывание всех связей с Сербской Патриархией, замыкание внутри самих себя, и таким образом - нарушение братства и единства югославских народов». В итоге конференция приняла решение о создании в Македонии национальной самоуправляемой Церкви: «Мы требуем народных архиереев, народного духовенства и самоуправления в решении всех внутренних церковно-народных вопросов». Делегаты призвали Синод СПЦ, правосл. духовенство и верующих Югославии «поддержать идею скорейшего формирования Православной Церкви в Югославии, в которую войдут все Православные Церкви на равноправных началах» ( Илиевски. 2011. С. 57-58). Предполагалось, что входящие в состав этой буд. церковной структуры православной Церкви народных республик будут иметь внутреннее самоуправление, а каждая из них, независимо от численности паствы, будет представлена одним архиереем в едином Синоде Югославской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Победа царя Симеона над визант. армией во Фракии. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2 Fol. 122) После завоеваний имп. Василия II земли 1-го Болгарского царства стали визант. провинциями. На его бывш. территории были созданы фемы Парадунавон (Паристрион) с центром в Дристре, Болгария (Вулгария, юго-зап. области с центром в Скопье) и Сирмий (в основном серб. земли к зап. от Балканских гор). Вместо упраздненного Болгарского Патриархата была учреждена автокефальная Охридская архиепископия . Со временем началась постепенная замена болгар на высших церковных постах выходцами из др. областей Византии - в основном греками. С момента визант. завоевания болг. земли были вовлечены в сферу воздействия экономической системы более высокого уровня, что способствовало развитию различных форм феодального землевладения, ремесла и торговли. С др. стороны, визант. владычество привело к упадку собственно болг. культуры, лишившейся покровительства гос. власти. Визант. администрация использовала в болг. землях в качестве офиц. греч. язык. Слав. рукописи продолжали создаваться, однако общий уровень болг. книжности значительно снизился; увеличилось количество апокрифической лит-ры. На протяжении всего периода визант. правления болг. народ сохранял национальное самосознание, что нашло отражение в лит. памятниках этого периода (краткое Житие св. Кирилла, болг. апокрифическая летопись). Эпоха правления христ. болг. царей Симеона и Петра в восприятии болгар стала временем благоденствия, святые Кирилл и Мефодий объявлялись болгарами по происхождению; утверждалось, что св. Димитрий Солунский оставил Фессалонику и «перешел к болгарам», чтобы помочь им освободиться от визант. власти. Неоднократно на территории бывш. Болгарского царства вспыхивали восстания против визант. власти, причем во главе большинства этих выступлений стояли родственники правящей династии 1-го Болгарского царства и представители высшей болг. аристократии либо самозванцы, выдававшие себя за таковых. Наиболее крупным выступлением такого рода стало восстание 1040-1041 гг. под рук. Петра Деляна, к-рый был (или называл себя) сыном царя Гавриила Радомира. Восставшие создали собственную администрацию, пытаясь возродить традиции болг. государственности. В 1072-1073 гг. в болг. землях развернулось восстание, руководителями к-рого были потомок болг. кавханов Георгий Войтех из Скопье и сын главы серб. княжества Зеты Константин Бодин, к-рого восставшие провозгласили царем под именем Петр.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Младшие сыновья Бранко Григорий (Гргур) († не позднее авг. 1385) и Вук († 1397) в 1365 г. даровали Хиландарскому мон-рю земельные владения от имени своего старшего брата. Из источников 70-х гг. XIV в. известно, что Радоня и Вук также делали вклады в мон-рь Кутлумуш ( С. 170). Изображения Григория и Вука включены в композицию портала капеллы св. Григория ц. Богоматери Перивлепты в Охриде ( Джурич. С. 217). Григорий держал обл. Полог в Сев.-Зап. Македонии ( Записи. 4, 6045), он был женат на Феодоре, вышедшей вторично замуж за серб. кор. Марко. Вук, вероятно, унаследовал владения брата после его смерти и значительно расширил их, выступив в союзе с кн. Лазарем Хребеляновичем (на старшей дочери к-рого Марии (Маре) он женился ок. 1371). Ему принадлежали Скопье и обл. Косово с городами Приштина, Печ, Призрен, Вучитрн и Звечан. В 70-х гг. XIV в. Вук претендовал на значительную самостоятельность: присоединил к своему имени династическое имя Неманичей Стефан, именовал себя «господином... северным странам, градовом и землям, Серблем и Греком и Подунавию» (градозданная надпись из Приштины 1378/79?), однако вынужден был признавать сюзеренитет тестя. Его правление ознаменовалось значительным экономическим и культурным подъемом в регионе. В столице своего удела Приштине он построил мощную крепость, вел активное храмовое и монастырское строительство, ок. 1378/79 г. был украшен фресками соборный храм Липлянской митрополии. Вуком сделаны значительные вклады в Хиландарский мон-рь (грамоты 1365, 1376/77, 1389-1396 и 1392). В 1376/77 г. он подарил этой афонской обители мон-рь св. Георгия в Скопье со всеми его владениями и доходами (СпомМакед. Т. 1. С. 239-241), после 1389 г.- с. Гадимле, а в 1392 г. им было сделано еще одно пожалование. В землях Вука в 80-х гг. XIV в. довольно активно велось книгописание. Сохранился созданный для него в 1387 г. в ц. Архангелов около Призрена список Хроники Георгия Амартола (Ath. Pantel. Slav. 17), в колофоне к-рого он фактически назван соправителем кн. Лазаря. В том же скриптории Липлянской митрополии был создан ряд книг, в частности неск. комплектов Торжественника минейного очень архаичного состава ( Л. Писари грачаничког npoлora-мuheja//АрхПр. 1979. 1. С. 133-166).

http://pravenc.ru/text/153337.html

Поместные Церкви не примут появления «Православного Папы» Эти заявления Сербского Патриарха Иринея указывают на то, что предоставление Фанаром автокефалии раскольнической церкви Скопье (Северной Македонии) является одним из его непосредственных приоритетов. Патриарх Варфоломей: Всеправославный Собор бесполезен В предыдущем выпуске газеты «Ортодоксос типос», во всеобъемлющей статье г-на Панайотиса Тракадаса, был поставлен вопрос: «Пока Патриарх Константинопольский отказывается (приступить к созыву Всеправославного Собора), кто будет его созывать? Пусть ответят парализованные Константинопольским Патриархом Предстоятели!» 1 марта на официальном сайте Московского Патриархата был опубликован текст, в котором обнародован ответ Патриарха Варфоломея на обращение, сделанное Антиохийским Патриархом в начале этого года, в котором он призывал к диалогу в связи с состоянием Украинской Церкви с участием всех православных Предстоятелей. Патриарх Варфоломей в своем ответе среди прочего подчеркивает, обращаясь к Патриарху Иоанну, следующее: «В ответ вам мы объявляем, что после отсутствия без причины четырех Православных Церквей, которые отказались присутствовать на Святом и Великом Соборе, чему нет оправданий (и среди них была и ваша древняя Церковь), Вселенский Патриархат имеет вескую причину избегать такой встречи всеправославного уровня, которая будет бесполезна, поскольку приведет только к соглашению о том, что участники не согласны друг с другом. Великая Церковь Христова, с любовью и самопожертвованием, без корысти и давления, имея единственной целью объединение украинского народа и прекращение раскола и разделения миллионов верующих, вернула их обратно в объятия канонической Церкви, чему предшествовало их несправедливое отторжение от нее, следуя церковной традиции и канонам...». Как долго продлится беспорядок и разделение в Православной Церкви? В связи с ответом Патриарха Варфоломея возникают важные вопросы. Стало быть, Фанар соблюдает одни священные каноны, позволяющие утвердить автокефалию раскольников, а остальные Православные Церкви – другие, раз «выступают исключительно за соблюдение священных канонов и установленного веками порядка», на основании чего не утверждают автокефалию (как подчеркивает Сербский Патриарх в своем интервью)? До каких пор будет длиться беспорядок и разделение в Православной Церкви, если Константинопольский Патриарх не ставит вопрос о созыве Всеправославного Собора? И это происходит тогда, когда разногласие имеет также и политическое измерение, поскольку Патриарх Ириней своим заявлением, что если Фанар узаконит раскольническую церковь Скопье, «это станет псевдодуховной версией Милосердного ангела” НАТО», косвенно подразумевает, что Фанаром манипулирует американская политика.

http://pravoslavie.ru/120432.html

В 70-х гг. XIX в. были построены храмы во имя К. и Мефодия в Севлиеве (1871), Меджидие, Тулче и Карапче (ныне Маломир) (Юж. Добруджа) (1872), с. Богдалий-Чамурлий (ныне Житен) близ Добрича и Даутларе (ныне Царимир) близ Пловдива (1874), с. Арабаджиево (ныне Коларово) близ Стара-Загоры, с. Гердеме (ныне Питово) близ Сливена, Свиштове и Горна-Бане (ныне в черте Софии) (1875) и др. После освобождения Болгарии от османского владычества с 1878 г. до кон. XIX в. были построены еще 24 храма во имя К. и Мефодия, самый большой- в с. Константин возле Тырнова (1879-1881). В Софии солунским братьям посвящены 2 церкви, а устроенный в нач. ХХ в. храм в бывш. Черной мечети (1528) освящен во имя их ближайших учеников- св. Седмочисленников . К 1985 г. на территории Болгарии ок. 100 храмов и 7 параклисов были посвящены равноапостольным К. и Мефодию,к 2002 г.- 104 храма и 6 параклисов, также им посвящено 2 монастыря - Клисурский и Горнобанский (Люлинский). Во имя братьев 9 февр. 2002 г. был освящен католич. собор в Свиштове. Храмы во имя слав. просветителей были возведены и в центрах болг. эмиграции: в Бухаресте (1869), в т. н. Болгарском хуторе близ Киева (1869, позже переосвящен в честь Преображения Господня ( Темелски Х. Заслугата на архиеп. Йосиф Соколски за основаването на храм св. Кирил и Методий в Киев, 1869 г.//Международен симпозиум 1100 години от блажената кончина на св. Методий. 1989. Т. 1. С. 262-264)), Мельбурне (Австралия) и Торонто (Канада), Загребе, параклис - в Вене (1994) и др. (см.: Колева, Кръстев. 2003. Т. 4). Праздник славянской письменности в Скопье. Фотография. 1901 г. Праздник славянской письменности в Скопье. Фотография. 1901 г. Учебные заведения, названные именами К. и Мефодия, появились на болгарских землях впервые в 40-х гг. XIX в.: в с. Кипилово близ Сливена (1840), Софии (1842), Прилепе (1843), с. Калипетрово возле Силистрии (1850), Перуштице (1850). Уч-ще в Пловдиве, основанное в 1850 г., в 1851 г. было названо в честь просветителей, в 1868 г. преобразовано в гимназию, в 1869 г.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

В 1884 года экзарх Иосиф I предпринял попытку отправить болгарских архиереев в македонской епархии, духовную юрисдикцию над которыми оспаривали как Константинопольская Патриархия, так и сербы. Это соперничество Высокая Порта умело использовала в своих интересах. В конце года турецкие власти разрешили назначить владык в Охрид и Скопье, однако бераты, подтверждавшие их назначение, не были изданы, и архиереи не смогли отбыть на места. После воссоединения Болгарского княжества с Восточной Румелией (1885), сербско-болгарской войны 1885 года, отречения князя Александра I Баттенберга (1886) и восшествия на его место князя Фердинанда I Кобургского (1887) курс османского правительства в отношении Болгарского Экзархата в Константинополе изменился. В 1890 году были изданы бераты, подтверждавшие назначение митрополитов Синесия в Охрид и Феодосия в Скопье, было отменено установленное еще в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. военное положение в европейских вилайетах. Экзархату было разрешено начать издание собственного печатного органа «Новини» (Новости), позже переименованного в «Вести». В середине 1891 года по приказу великого везира Кямил-паши главам Солунского и Битолского вилайетов было предписано не препятствовать болгарам, вышедшим из-под юрисдикции Константинопольской Патриархии, самостоятельно (через представителей духовных общин) улаживать свои церковные дела и следить за функционированием школ; в результате за несколько месяцев более 150 сел и городов заявили местным властям об отказе от духовного подчинения Константинополю и переходе под юрисдикцию Экзархата. Это движение продолжалось и после указа нового (с 1891) великого везира Джевад-паши об ограничении выхода болгарских общин из ведения Патриархии. Весной 1894 года были изданы бераты для болгарских владык Велесской и Неврокопской епархий. В 1897 году Турция вознаградила Болгарию за нейтралитет в турецко-греческой войне 1897 года дарованием бератов для Битольской, Дабарской и Струмицкой епархий. Охридскую епархию возглавлял епископ Болгарского Экзархата, не имевший султанского берата. Для остальных епархий с болгарским и смешанным населением — Костурской, Леринской (Могленской), Воденской, Солунской (Фессалоникийской), Кукушской (Поленинской), Серской, Мелникской и Драмской — экзарх Иосиф I сумел добиться признания председателей церковных общин наместниками Экзархата с правом урегулирования всех вопросов церковной жизни и народного просвещения.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Албанизация Северной Македонии как части будущей Великой Албании вступила в завершающую фазу Македонская властная группировка превращает страну в полу-албанский протекторат Запада 28.08.2020 702 Время на чтение 6 минут Источник: Фонд Стратегическоой Культуры Через три с половиной года в Северной Македонии будет албанский премьер-министр. Пока же там появятся албанский вице-премьер, албанский спикер парламента и пять албанских министров из девятнадцати. А ещё над городами с преимущественно албанским населением реют флаги Албании; государственные македонские флаги встретишь разве что в кабинетах мэров. И в тех же кабинетах развешана символика Армии национального освобождения (UCK – Ushtria Çlirimtare Kombëtare) – вооружённого албанского формирования, пытавшегося в 2001 г. силой отторгнуть западные районы страны. В 1991 году, когда славянская ещё Македония брала курс на выход из состава Югославии, никто представить такое не мог. Тогда СФРЮ подарила славянам Вардарской Македонии, в массе своей болгарам и частично сербам, особую македонскую идентичность. Объявили референдум, отпустили с миром. А через два года в Скопье заявили о желании вступить в НАТО , через восемь лет стали натовским плацдармом, объявили каноническую Сербскую православную церковь вне закона, признали независимость Косово…. Однако грезам об интеграции «в семью демократий» осуществиться было не суждено. Новые македонские власти открыли ящик Пандоры. Ещё в середине XV века османы, захватив территорию нынешней Македонии, провели перепись и выяснилось, что там было всего 84 албанских домохозяйства. Албанцы начали принимать религию завоевателей, и к 1991 году они составляли уже 21% населения югославской Македонии. Через год провели референдум о независимости западных районов страны, где албанцев было большинство. Итогов референдума в Скопье не признали, по стране прокатились волнения, были погибшие. Джин был выпущен из бутылки. Албанцев не устраивает только прибрежная территория, выделенная после распада Османской империи под государство Албания, их интересуют ещё Косово и Прешевская долина Сербии , запад Македонии, северо-восток Черногории, северо-запад Греции – всему этому вместе присвоили название «Великая Албания» . И именно на албанский фактор сделали ставку США в деле подчинения Балкан.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/28/albani...

Довершая перечисление влияний, испытанных Николаем Афанасьевым , когда он был еще молодым богословом, я должна назвать имена знаменитого Карла Барта (интерес к которому был, впрочем, преходящим) и Рудольфа Зома: его книге «Kirchenrecht», купленной с немалым трудом еще в Скопье, Николай Афанасьев был обязан многим в своем понимании канонического права и «рецепции». Столь разносторонней была подготовка богослова Николая Афанасьева – философская, историческая, психологическая, догматическая. Это делало его скорее экклезиологом, чем канонистом, и превращало его курсы канонического права в курсы экклезиологии. Две статьи, написанные в 1931–32 гг., свидетельствуют об этой трансформации; они, если так можно сказать, предисловие и наброски его последующих больших трудов – статья, публикуемая здесь в «Contacts» 11 , и «Две идеи вселенской церкви». Я добавлю, что, помимо научного и духовного развития, Николая Афанасьева подталкивали к исследованиям великие драмы нашей жизни за границей. Разделение христианского мира с древних времен не есть ли смертный грех? 12 Так и с возникновением нашей диаспоры церковная жизнь была отмечена разделениями и расколами, из-за которых болела душа у Николая Афанасьева , а его исследования сосредоточились на теме единства в Любви («всегда все и всегда вместе»), на отрицании всякого индивидуализма в христианстве и на поиске, в духе творчества и в Любви, подлинного понимания канонов, столь древних и столь вечно новых. Николай Афанасьев действительно еще в молодости глубоко переживал раскол между митрополитами Антонием и Евлогием; он даже попробовал в качестве советника своего большого друга патриарха Варнавы (ранее митрополита в Скопье) 13 найти пути к примирению. Еще болезненнее для Николая Афанасьева был другой раскол, между митрополитом Евлогием и митрополитом московским Сергием: пламенный патриот, он любил родину – мать и Церковь – мать нежно и одновременно тихо, без шума. Уход из Богословского института епископа Вениамина (Федченкова . – Ред.), который в 1922–1924 гг. стал Николаю Афанасьеву почти отцом, осуждение отца Сергия Булгакова Карловцами и Москвой также были для него драмами. В 1936 г. отец Сергий надписал ему своего «Параклита»: «На память о годе испытаний». По поводу «дела Булгакова» Николай Афанасьев написал протест, подписанный и другими профессорами Свято – Сергиевского института. Он совершенно не был софиологом, но с горечью защищал свободу богословского исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Но с уходом византийцев из М. власть Стефана была вскоре восстановлена почти без боя. При Стефане Душане начался приток в М. серб. населения. Наиболее плотно сербы селились в Скопье и в Веррии, а также в окрестностях этих городов и в юж. части Восточной М. ( Βακαλπουλος Κ. Α. Ιστορα της Μεζονος Μακεδονας (1350-1950). Θεσ., 2005. Σ. 15). Греч. анклавы в сельской местности в то время сохранялись в сев. части М., близ Струмицы и Мелника (Ibid. Σ. 15-16). Со смертью Стефана Душана (1355) Сербская держава начала постепенно распадаться. К этому времени Иоанн VI Кантакузин отрекся от престола (1355), а крепости на побережье Эгейского м. и Пропонтиды с 1352 г. начали захватывать турки. Весной 1356 г. Иоанн V и Алексей Палеологи восстановили визант. власть в части Южной М., в городах Хрисополь, Анакторополь и Кавала. Попытка Матфея Кантакузина вытеснить сербов из Серр при помощи турецких наемников не была успешной. В то же время Симеон Неманя Палеолог (Синиша) (1326-1371), правивший в Фессалии (с 1359), взял Костур и пытался расширить свои владения на север. Но другие серб. феодалы остались верны серб. кн. Стефану Урошу V и поддержали его на Соборе в Скопье в 1357 г. Симеон Неманя смог удержать Костур, а в 1359 г., после смерти эпирского деспота Никифора II, завладел его землями в Эпире и Фессалии, где сформировал свое царство. В Южной М. в это же время образовалось автономное владение Радослава Хлапена, бывш. наместника Стефана Душана в Веррии и Водене, к-рый ок. 1360 г. получил от Симеона Немани и Костур. В 1360 г. Радослав признал себя вассалом царя Стефана Уроша и не претендовал на самостоятельность. После 1360 г. выделилась и Серрская обл. под властью царицы-матери Елены (в монашестве Елисавета), которая создала в Серрах органы местной власти - городской сенат, судебную и исполнительную власть во главе с родственниками. В это время на землях М. большое значение имели владения братьев Мрнявчевичей , карьера к-рых началась при Стефане Душане. Старший из них, Вукашин, был жупаном и царским наместником в Прилепе.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Кроме того, начиная с декабря 2004 и до сего дня полицейские в городах Прилепе и Резене неоднократно угрожали православным священникам и мирянам, пытаясь вынудить их подписывать документ, в котором они отказываются от канонической Охридской Архиепископии и объявили бы о возвращении в раскольничью “МПЦ”. К примеру, Горан Богатиновский в Прилепе подвергался пять раз таким принудительным “беседам”, а в его доме устраивался обыск без ордера. Полиция угрожала ему самому и его семье. В том же городе мирянин Ристе Ристевский за то, что собирался приютить на даче троих изгнаных монахов Охридской архиепископии, был арестован полицией, оставался без еды и питья, а следователи на допросе говорили ему: “мы уничтожим твою семью, мы – государство, и можем сделать с тобой всё, что захотим”. Подобные случаи систематических репрессий, к сожалению, далеко не единичны. Владыка же Иоанн претерпел исповеднический подвиг за Православие, он был заключен в тюрьму Идризово около г. Скопье до марта 2006 г. В течение этого периода к нему не допускали посетителей (за исключением его матери и адвоката). Владыке запрещали иметь религиозные книги (даже Библию), и не позволяли принести ему Святое Причастие. Позднее архиерея перевели на более мягкий режим, где ему разрешали один раз в месяц иметь свободный уикэнд снаружи, и тогда он мог служить Божественную Литургию. Тяжкие испытания не сломили владыку Иоанна и после освобождения он спокоен, полон сил и решимости исповедовать Православие. До сего дня македонские власти незаконно предотвращают регистрацию Охридской Архиепископии (несмотря на решение Конституционного Суда от 12 мая 2004, которое подразумевает, что нет никаких препятствий для регистрации этого религиозного сообщества). Жизнь верующих из Автономной Охридской Архиепископи до сих пор полна трудностей. С тех пор как члены и духовенство канонической Церкви были изгнаны полицией из всех храмов в стране, Божественные службы совершаются в катакомбном состоянии, обычно в часовнях, расположенных в частных домах. К сожалению, эти часовни часто подвергаются нападениям, и налетам со стороны полиции. Было также несколько избиений, как, например, 12 июля 2005 г., когда отец Борьян Витанов был избит на пороге его часовни в предместьях Скопье.

http://radonezh.ru/analytics/sovremennye...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010