Существуют совр. живописные и графические повторения портрета П. (2016, худож. М. Мироненко), иллюстрации к ее Житию (живописный образ «Явление прп. Серафима Саровского блж. Пелагии», 2018, Мироненко). Ее портрет изображен на стене кельи блж. Параскевы Дивеевской в композиции «Св. царь-страстотерпец Николай II с супругой посещают блж. Параскеву Саровскую» в росписи Казанской ц. Серафимова Дивеевского мон-ря (2003-2004, Рылло и Шабалина). Лит.: Ковалевский А. Ф. Блж. Пелагия Ивановна, Христа ради юродивая подвижница Серафимо-Дивеевского мон-ря//ДЧ. 1889. 4. С. 418-442; Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря/Сост.: архим. Серафим (Чичагов). М., 2002р; Зеленина Я. Э. Худож. мастерские Серафимо-Дивеевского мон-ря: Иконография и стиль произведений//Светильникъ: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2003. 1(2). С. 120, 123. Ил. 14; она же. О ранней иконографии прп. Серафима Саровского//Прп. Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография/Сост. Н. Н. Чугреева. М., 2004. С. 304, 310-311; она же. Произведения худож. мастерских Серафимо-Дивеевского мон-ря//«Российския державы славо и ограждение»: Прп. Серафим Саровский в ист.-культ. и худож. наследии России. М., 2015. С. 268-269. Кат. 183; Дивеевский правосл. календарь на 2011 г. [Дивеево, 2010]. С. 207; Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). М., 2010. С. 60-61; Прп. Серафим Саровский и Дивеевская обитель/Сост.: иерей Георгий Павлович. М., 2011. Вкл.; Христа ради юродивые Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские/Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский жен. мон-рь. Дивеево, 2015; Мозаики Благовещенского собора: Успенский храм. Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский жен. мон-рь. Дивеево, 2018. Я. Э. З., Т. В. А. Рубрики: Ключевые слова: ПАРАСКЕВА (в миру Ирина Ивановна; между 1795 и 1807 - 1915), Дивеевская, более известна как Паша Саровская, блж. (пам. 22 сент. и в Соборе Дивеевских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/2579926.html

" Полиптих арх. Михаила " . Кон. XV в. Худож. Франческо Пагано (Конгрегация святых Михаила и Омобоно, Неаполь) " Полиптих арх. Михаила " . Кон. XV в. Худож. Франческо Пагано (Конгрегация святых Михаила и Омобоно, Неаполь) В соборе, согласно договору, де Сан-Леокадио и Пагано выполнили алтарь (не сохр.), а также росписи зала капитула и свода главной капеллы в новой технике al fresco. Долгое время фрески считались утраченными при переделке интерьера собора в барочном стиле. Но при реставрации свода в 2004 г. они были раскрыты. На 5-частном готическом своде центральной капеллы в каждом распалубке обнаружены по 2 фигуры музицирующих ангелов на синем фоне с золотыми рельефными звездами. Лики ангелов обращены к центру свода, где сохранился круг из серафимов, написанный в красной и зеленой гамме с применением позолоты. Нервюры украшены гирляндами al antic с растительным и фигуративным орнаментами. В центре верхней части стены, вокруг пробитого в XVII в. окна, сохранились фрагменты композиции «Maiestas Domini». Лица и фигуры ангелов исполнены в северо-итал. ренессансном стиле, отличавшемся тяготением к декоративности и утонченности образов. Отдельные фигуры ангелов отличаются типом ликов и более плотными пропорциями, что заставляет предполагать в качестве их автора Пагано (основная же часть росписей свода по договору была выполнена де Сан-Леокадио). Роспись сделана в технике al fresco, но с доработкой по сухой поверхности. Мадонна кавалера ордена Монтессы. 70-е гг. XV в. Худож. Паоло да Сан Леокадио (Прадо, Мадрид) Мадонна кавалера ордена Монтессы. 70-е гг. XV в. Худож. Паоло да Сан Леокадио (Прадо, Мадрид) Одновременно с фресками собора де Сан-Леокадио мог выполнить «Мадонну кавалера ордена Монтесы» (1473-1476; Прадо, Мадрид) - произведение, близкое по стилю к его ранней картине «Мадонна с Младенцем и святыми», однако отличающееся большей монументальностью образа. Это качество он мог приобрести в связи с работами в соборе, а также воздействием партнера по работе. Но умиротворенные образы североитал.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Большую работу по организации повстанческого движения в этих областях провел член об-ва «Филики этерия» Э. Папас. Т. Колокотронис. Портрет. Худож. М. Скарамангас. 1-я пол. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) Т. Колокотронис. Портрет. Худож. М. Скарамангас. 1-я пол. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) Порта осуществила широкомасштабные репрессии против греч. населения М. Азии, и прежде всего столицы. В апр. 1821 г. было казнено множество фанариотов, в т. ч. высокопоставленных, среди них - К-польский патриарх сщмч. Григорий V и неск. десятков архиереев. В 1821-1822 гг. греч. повстанцам на Пелопоннесе и в Центр. Греции удалось одержать ряд побед над местными тур. отрядами и над османской регулярной армией. В этих боях выдвинулись талантливые полководцы Т. Колокотронис, О. Андруцос, М. Боцарис и др. В это же время стали формироваться первые органы гос. власти. В кон. дек. 1821 - нач. янв. 1822 г. в Эпидавре состоялось I Национальное собрание, принявшее Конституцию - «Органический статут». К нач. 1823 г. повстанцы прочно закрепились на Пелопоннесе и война с турками приняла затяжной характер (в др. греч. провинциях восстание было практически подавлено). В национально-освободительной войне активное участие приняла Церковь ( Герман (Гозис) , митр. Ст. Патр, архим. Григорий (Дикеос)). Священники и монахи с оружием в руках участвовали в боевых операциях, мон-ри были превращены в склады продовольствия и военные базы повстанцев. Архиереи Пелопоннеса и Центр. Греции деятельно участвовали в политической жизни на стороне коджабашей. Однако попытки членов об-ва «Филики этерия» поднять восстание на Афоне были пресечены тур. карательной экспедицией, в результате к-рой Св. Гора подверглась разграблению и на ней до 1830 г. размещались тур. гарнизоны. Наваринское сражение. Худож. Л. Гарнере. 1-я пол. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) Наваринское сражение. Худож. Л. Гарнере. 1-я пол. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) Внутренние и внешние политические проблемы Османской империи, а также начатый в 1822 г.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Прямое или косвенное вмешательство Ватикана в трагические события на Балканах и в Восточной Европе вообще, рассматривается как одна из сторон новой восточной политики западного мира, благоприятствующей динамичному использованию духовного вакуума коммунистических обществ и усиливающей присутствие Римо-католической Церкви в Восточной Европе, особенно же среди традиционно православных народов. Вне всякого сомнения, успех политики Ватикана в Польше и замешательство от непостоянства политики перестройки создали благоприятные условия для принятия со стороны Ватикана широких инициатив с перспективой выдвинуть один более общий план его присутствия в Восточной Европе. Усиление организационных структур Римо-католической Церкви во всех странах Восточной Европы, а также реорганизация угнетенных Униатских Церквей – вот основные направления этого дальновидного плана. В рамки этого плана новой восточной политики Ватикана входят, несомненно, и предпринимаемые им на Балканах инициативы как по реорганизации маленьких Униатских Церквей, так и по усилению римо-католического присутствия в регионе. К тому же, было официально заявлено Ватиканом о том, что униатские общины и римо-католические поместные церкви имеют неотъемлемое право снова организоваться и получить обратно все, что было отнято коммунистическими правительствами стран Восточной Европы. Этим заявлением обычно объясняются не только попытки реорганизовать и укрепить Униатскую Украинскую Церковь или римо-католический епископат в республиках бывшего СССР, но и соответственные инициативы, касающиеся православных балканских народов, т.е. : а. прямая поддержка выхода из бывшей Югославии республик Словении и Хорватии, большинство населения которых католики, б. косвенная поддержка требований Хорватии урегулировать сложную боснийскую проблему с помощью мусульманского элемента в регионе, в. тактичное использование националистического элемента так называемой «Македонии» (Скопье) с помощью периодического вмешательства в натянутые церковные отношения раскольнического Епископата Скопье и Сербской Патриархии,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Иоанна Асеня II в 1241 г. в Болгарии был политический кризис, к-рым воспользовалась усилившаяся Никейская империя. Вероятно, в 1242 г. никейский имп. Иоанн III Дука Ватац предпринял поход на Фессалонику, которой управлял Иоанн, сын Феодора Ангела. Осада была безуспешной, после нее было заключено соглашение о том, что Никейская империя становится сюзереном Иоанна, признаёт его титул деспота и при этом присоединяет к своим владениям эгейское побережье, Вост. Родопы и часть Восточной М. В 1246 г., после смерти малолетнего болг. царя Коломана I, Иоанн III Дука Ватац взял Серры, Мелник, крепости Стубион (Стобы) и Хотово, Вельбужд (Кюстендил), Скопье, Велес, Прилеп, Невстапол (Овче-Поле) и Просек, а никейцы захватили Фессалонику и Веррию. М. была разделена между никейцами и эпирцами. Битола, Охрид и Прилеп были переданы никейцами деспоту Михаилу; Воден, Старидол, Остров - Феодору Ангелу, дяде Михаила. Правителем Восточной М., уже вошедшей в состав Никейской империи, стал Михаил Палеолог (визант. имп. Михаил VIII Палеолог с 1261). В 1254 г. большая часть эпирских владений, в т. ч. Охрид, Велес, Прилеп, Воден, Костур (Кастория) и М. Девол, была завоевана никейцами. В 1255 г. болгары попытались отбить М., гарнизон Мелника восстал против никейцев, но восстание и болг. поход были безуспешны. После смерти царя Михаила II Асеня его мать Ирина переехала в Костур, где покровительствовала ц. арх. Михаила. В 1257 г. болг. царем был избран болярин Константин Тих из Скопье (1257-1277). В 1257 г. сербы впервые за несколько десятилетий совершили поход в М. Будучи союзниками эпирского деспота Михаила II Ангела, они осадили Прилеп, но получили отпор со стороны Михаила Палеолога. В 1259 г., когда Михаил Палеолог стал никейским императором, новый поход в М. возглавил его брат Иоанн. Иоанн высадился на адриатическом побережье, занял Белград (Берат), Полог, Колонию (Колуню), Костур, Битолу, Диррахий, Черник, Девол, Прилеп, Воден, Остров, Петру, Преспу, Старидол и Охрид. На Бориловом лугу близ Битолы состоялась решающая битва, в которой никейцы одержали победу над эпирским деспотом Михаилом II и его союзниками-латинянами (правитель Мореи Гийом де Виллардуэн, кор. Манфред Сицилийский). В 1261 г. имп. Михаил VIII Палеолог вошел в К-поль, восстановив Византийскую империю. В 1262-1263 гг. севастократор Иоанн, брат Михаила, одержал ряд новых побед над эпирцами. Византийцы овладели почти всей М. и на некоторое время стали доминирующей силой на Балканах. Но, учитывая последующие поражения византийцев от франков и венецианцев, присутствие в регионе враждебного им населения, нельзя утверждать, что их власть в М. была стабильна.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

После взятия крестоносцами в 1207 г. Девола и Костура в 1208 г. там появились католич. епископы, занявшие также часть епархий О. а. в Албании. Но, вероятно, в кон. 1213 или нач. 1214 г. католич. епископию упразднили, когда этими землями завладел севастократор Стрез (1211-1214), племянник болг. правителей Асеней и предположительно брат болг. царя Борила . Впосл. О. а. восстановила власть над албан. епархиями и, возможно, над Драчем, а также над Скопье и Призреном. После смерти севастократора Стреза его земли были разделены между Фессалоникийским королевством и Эпирским деспотатом, поэтому О. а. утратила Могленскую и Струмицкую епархии (Там же. С. 98-99). В 1216 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука завоевал Охрид, Прилеп, Костур и Скопье, позже - всю Албанию, Просек, Веррию, Серры, Драму и фракийские города до Адрианополя. Поскольку с момента взятия К-поля рыцарями 4-го крестового похода (1204) К-польский патриарх пребывал в Никее, а в К-поле правил лат. патриарх, эпирский деспот, желавший иметь независимого главу Церкви, обратился с этим к Охридскому предстоятелю и в 1224 г. был коронован в Охриде архиеп. Димитрием II Хоматианом. Эта коронация устранила влияние К-польского патриарха на западные (европейские) епархии, объединившиеся под главенством Охридского архиепископа. Отвечая на обвинения патриарха К-польского Германа II (1223-1240), на каком основании глава Болгарской Церкви возлагал корону, Димитрий Хоматиан разъяснял, что его престол получил право помазывать царя по благоволению имп. Юстиниана, поставившего архиепископский престол Болгарии вслед за К-польским ( Gelzer. 1902. S. 16-19. RegPatr, N 1239, 1244). О. а. вернула Скопскую, Веррийскую и Сервийскую епархии и получила контроль над епископами Фессалоникийского королевства ( Снегаров. 1924. Т. 1. С. 125-129). В этот период обострился вопрос о «загорских» (тырновских) епископах в О. а., хиротонисанных Тырновскими архиепископами, поставление к-рых считалось незаконным, т. к. архиеп. Василий был поставлен неканонически и под давлением светских властей. Охридский клир разделился на 2 лагеря: одни считали, что «загорских» епископов и рукоположенных ими священнослужителей надо отстранить, а другие призывали сохранить их духовный сан в силу человеколюбия Церкви. По этому вопросу Димитрий Хоматиан обращался за советом к митр. Керкирскому Василию Педиадиту ( Ников. 1921. С. 42-49; Принцинг. 2004). Феодор Комнин созвал Архиерейский Собор в Охриде (1217-1220) под председательством архиепископа и пожелал, чтобы решение удовлетворило «болгарскую» партию, поскольку большая часть паствы О. а. была болгарской. В итоге на основании 12-го и 13-го правил Халкидонского Собора «загорским» епископам предписывалось покинуть кафедры, на к-рые следует поставить новых канонических иерархов, но совершённые ими священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными ( Снегаров. 1924. Т. 1. С. 129-134).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

В Македонии недалеко от моего дома есть монастырь, где в середине XX века жили около семидесяти монахов из Старого Валаама, и даже осталась могилка одного старца-монаха. И вот в 1997 году ко мне на Валаам приехали родители и привезли фотографию могилки этого старца. Оказалось, что его звали схимонах Панкратий, т. е. так же, как и нашего игумена. И еще меня поразило, что он преставился 6 февраля 1949 года, а я переехал жить на Валаам 6 февраля 1993 года. И в память о валаамских монахах, в мае 2016 года в Македонии, в моей родной стране, в Лешокском монастыре, мы установили и освятили поклонный крест, подобный тому, что Вы сейчас видите близ Никольского скита, поставленному игуменом Дамаскиным в XIX веке. Рассказывает епископ Троицкий Панкратий: «Когда я посещал Македонию, то молился и служил панихиды на могилах старцев, которые были выходцами со Старого Валаама, они в середине прошлого века приехали и подвизались там, оставив о себе добрую память. И мне рассказали те предания, которые сохранились об их высокой жизни, и, в частности, поведали судьбу схимонаха Панкратия. Этот валаамец в период изгнания подвизался в подвиге пустынножительства. Приехав в Сербию, он поселился в уединении, на горе, расположенной рядом с монастырем святого великомученика Никиты, около города Скопье в Македонии. Нам радостно отметить, что в возрожденном Валаамском монастыре сейчас подвизаются два македонца (игумен Мефодий и иеромонах Наум), выходцы как раз из этих земель. Когда, уже будучи на Валааме, они узнали, что на их родине подвизались валаамские иноки, то поняли, почему они оказались на столь далеком от Македонии острове Валааме. Более того, молодому Венко, будущему игумену Мефодию, когда он еще был у себя в Скопье и думал о выборе жизненного пути, одна благочестивая женщина сказала загадочную фразу: «Молись святому Панкратию, он покровитель молодых монахов». Конечно, она имела в виду уже прославленного святого Панкратия, но не исключается и то, что этот македонец стал монахом на Валааме по молитвам валаамского схимонаха Панкратия, подвизавшегося в Македонии».

http://pravoslavie.ru/106484.html

На это экзарх дипломатично заявил, что отношения между Экзархатом в К-поле и Церковью в Болгарском княжестве являются чисто духовными и что церковный закон свободной Болгарии распространяется только на ее территорию; Церковь же в Османской империи управляется на основании временных правил (поскольку Устав 1871 г. все еще не был одобрен тур. властями). В окт. 1883 г. Иосиф I не был приглашен на прием во дворце султана, на к-ром присутствовали главы всех признанных в Османской империи религ. общин, что было расценено болгарами как шаг к устранению экзарха и привело к волнениям среди населения Македонии, Вост. Фракии и Вост. Румелии. Однако в этой ситуации Болгарский Экзархат нашел поддержку со стороны России. Османскому правительству пришлось уступить, и 17 дек. 1883 г. экзарх Иосиф I был принят султаном Абдул-Хамидом II. Было подтверждено действие фирмана 1870 г., кафедра экзарха была оставлена в К-поле и было дано обещание, что церковные права болгар будут и впредь соблюдаться в вилайетах империи. В 1884 г. экзарх Иосиф I предпринял попытку отправить болг. архиереев в македон. епархии, духовную юрисдикцию над к-рыми оспаривали как К-польская Патриархия, так и сербы. Это соперничество Высокая Порта умело использовала в своих интересах. В конце года тур. власти разрешили назначить владык в Охрид и Скопье, однако бераты, подтверждавшие их назначение, не были изданы, и архиереи не смогли отбыть на места. После воссоединения Болгарского княжества с Вост. Румелией (1885), сербско-болг. войны 1885 г., отречения кн. Александра I Баттенберга (1886) и восшествия на его место кн. Фердинанда I Кобургского (1887) курс османского правительства в отношении Болгарского Экзархата в К-поле изменился. В 1890 г. были изданы бераты, подтверждавшие назначение митрополитов Синесия в Охрид и Феодосия в Скопье, было отменено установленное еще в период русско-тур. войны 1877-1878 гг. военное положение в европ. вилайетах. Экзархату было разрешено начать издание собственного печатного органа «Новини» (Новости), позже переименованного в «Вести».

http://pravenc.ru/text/149675.html

Святитель приводит много примеров терпения и милости Бога по отношению к людям, совершившим тяжкие грехи; наказаны были только нераскаявшиеся, закосневшие в грехе. Кто преступнее царя вавилонского, вопрошает святитель? После того как он признал силу Божию и поклонился пророку Его (Дан 2. 46), он предался прежней гордости: сделал золотого истукана, чтобы его почитали больше Бога; бросил 3 отроков, не поклонившихся истукану, в пещь огненную. И этого нечестивца, «более зверя, чем человека», Бог опять призывает к покаянию, доставляя ему различные средства к исправлению, вразумляя его и через сновидения, и через пророка. Но царь нисколько не исправился, и тогда только Бог предает его казни - но не за прежние преступления, а «пресекая будущее зло и удерживая порок от преуспеяния», однако наказание это было не навсегда: через неск. лет Бог снова возвел его в прежнюю честь. В результате наказания он не претерпел вреда, заключает свт. Иоанн, а приобрел величайшее благо - утверждение в вере в Бога и раскаяние в прежних проявлениях Г. ( Ioan. Chrysost. Ad Theodor. I 5). Христос изгоняет торговцев из храма. Роспись ц. св. Никиты близ Скопье (Македония). До 1316 г. Христос изгоняет торговцев из храма. Роспись ц. св. Никиты близ Скопье (Македония). До 1316 г. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин замечает: «...о гневе или ярости Божией когда читаем, то должны разуметь не человекообразно, т. е. по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, который чужд всякого возмущения, именно под этим можем понимать, что Он есть Судия и Отмститель за все, что неправильно делается в этом мире...» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VIII 4). Свт. Иоанн Златоуст, поясняя, что в словах «ярость», «гнев», относящихся к Богу, нельзя видеть ничего человеческого, добавляет, что так говорится лишь для того, чтобы «приблизить предмет к разумлению людей», это - «слова снисхождения» ( Ioan. Chrysost. In Psalm. 6. 1). Г. человека Как душевная страсть Г. оказывает гибельное влияние на духовную жизнь человека, почему он и считается одним из губительнейших пороков, всеми аскетическими писателями Г.

http://pravenc.ru/text/165179.html

Следовательно, ко времени ее организации славянские епископы уже возглавляли славянские епархии, что подтверждает и славянское происхождение первого охридского архиепископа Иоанна (1018–1037) 107 . В составе же церковной организации I Болгарского царства славянские епископии существовали, вероятно, до середины X в., когда появились первые славянские печати болгарских правителей и церковных функционеров, свидетельствовавшие об активной славянизации государственных и церковных структур 108 , в процессе которой славянские этнические епископии становились излишними. Деятельность славянской Брегальницкой епископии во главе с епископом Константином, учеником свт. Мефодия и сотрудником свт. Климента, а также ее нахождение в одном из центров дорожной сети на Балканах способствовали быстрому распространению славянской литургической традиции и славянских богослужебных текстов, созданных в епископии свт. Климента, не только на территории Восточной Македонии, но и на тех территориях Македонии, Болгарии и Сербии, где после 1018 г. существовали епархии Охридской архиепископии. Вдоль дороги Битола – Прилеп – Штип – Кюстендил – София, идущей с запада на восток, находились Пелагонийская (Битолская), Малешовская (Моровиздская), Велбуждская (Кюстендилская) и Софийская епархии. Вдоль идущего с юга на север древнего «вардарского пути», соединявшего долины Вардара и Моравы (начинался в Фессалонике, шел вдоль Вардара через Стоби (Stobi), где пересекал дорогу Битола – Штип – София, далее шел в Скопье (Scupi) и выходил на Via Militaris в Нише (Naissus), располагались Струмицкая (Тивериупольская), Скопская и Нишская епархии. Римская дорога Scupi (Скопье) – Ulpiana (Липлян), проходившая вдоль р. Лепенац 109 ), соединяла Скопскую и Липлянскую епархии, а также через Липлян проходила дорога, которая вела из Ниша на адриатическое побережье (Ниш – Куршумлия – Приштина – Липлян – Призрен – Леж) 110 . Значимость дорожной сети на Балканах для быстрого распространения славянского богослужения и, в целом, для социально обусловленного процесса передачи и получения различного рода текстов, в том числе и богослужебных, подтверждает история славянской литургической традиции в сербских землях, где был хорошо известен комплекс оригинальных гимнографических сочинений свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010