Македонская земля богата православными памятниками, о некоторых из них мы расскажем подробнее. Но вначале перечислим наиболее известные национальные святыни, сыгравшие значительную роль в истории страны и до сих пор сохраняющие роль духовных центров. Одним из них является древний Лесновский монастырь, основанный в XI в. монахом-отшельником Гавриилом Лесновским, где сохраняются уникальные средневековые фрески XIV в., являющиеся определенным византийским ренессансом, предтечей итальянского Возрождения. Много преданий связано с одним из древнейших монастырей – Бигорским, посвященным Иоанну Крестителю. По легенде, монастырь появился в 1020 г. на месте, где монах Иован выловил из реки Радик чудотворную икону святого пророка. В монастырском храме хранится самый знаменитый иконостас в Македонии, созданный в 1829–1835 гг. и украшенный чудной вязью резного растительного орнамента, сочетающего греческие и венецианские традиции . Здесь же находится чудотворная икона Иоанна Предтечи, которую именуют «Троеручец». С этой огромной иконой связан местный обычай среди верующих, считающих, что если трижды проползти под киотом с молитвой, на котором она установлена, то святой Иоанн дарует исцеление от всех болезней. В столице страны Скопье находятся старейшие действующие православные храмы – древний «Свети Спас», с резным барочным иконостасом, и церковь Святого великомученика Димитрия Солунского, перестроенная в XIX в. Скопье является родиной матери Терезы, здесь она родилась и здесь благодарно сохраняется ее дом. В Македонии существуют обычаи, которые часто у русских вызывают полное непонимание. Например, здесь часто можно увидеть, как верующие засовывают монеты и денежные знаки за иконы, а иногда просто кладут их сверху, даже на святые лики. Примером добрососедских отношений между православными и мусульманами, хотя в светской жизни до этого бывает порой далеко, является совместное почитание .ими чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в женском монастыре в Кичево, помогающей в исцелении от бесплодия. Здесь даже существует специальный «мусульманский» придел, куда приходят иноверцы поклониться православной святыне.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

куколя, как правило, изображен головной убор вост. типа в виде тюрбана, к-рый указывает на сир. происхождение святого. В руках И. Д.- свернутый или развернутый свиток с текстами его гимнов в честь Пресв. Богородицы. Известны как единоличные образы святого, так и образы в композициях, посвященных Богородичным праздникам или созданных на сюжеты песнопений И. Д. Наиболее ранний пример изображения И. Д. в иконописи - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI в.), где святой представлен вместе с прп. Ефремом Сирином, в монашеском одеянии, с тюрбаном на голове. Изображение И. Д. в монашеской мантии и в тюрбане становится традиц. для монументальных декораций визант. храмов в XII-XIV вв. В костнице Бачковского мон-ря (80-е гг. XI в.) изображения гимнографов И. Д. и свт. Космы Маюмского фланкируют сцену «Успение Богородицы» на зап. стене, а в ц. свт. Николая Чудотворца (Боянской) в Софии (1259) - композицию «Распятие» (на свитке И. Д.- слова из канона воскресной утрени). На фреске ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164) И. Д. представлен на сев. стене наоса с развернутым свитком со словами из 2-го канона на Рождество, вместе с др. монахами-гимнографами: свт. Космой Маюмским, прп. Феодором Студитом, прп. Феодором Начертанным и Иосифом Сицилийским; такую же группу гимнографов можно видеть на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). В трапезной монастыря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос в нач. XIII в. И. Д. и свт. Косма Маюмский изображены по сторонам от «Распятия»; в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.),- на вост. склоне арки рядом со сценой «Введение Богородицы во храм». В юж. притворе ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), И. Д. представлен в ряду гимнографов. В тюрбане с одним свисающим концом он изображен на фрагменте фрески нач. XIV в. (частное собрание, Женева, Швейцария). Изображение стоящего И. Д. с развернутым свитком было написано мастером Мануилом Панселином в мон-ре Протат в Карее на Афоне (ок. 1290) и в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (нач. XIV в.). Нередко ростовую фигуру И. Д. помещали в ряду преподобных, напр.: в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349); в ц. св. Никиты близ Скопье (до 1316 - мастера Михаил Астрапа и Евтихий, в 1483-1484 поновлена); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница, Сербия (1314); в Дечанах (ок. сер. XIV в.); в ц. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359-1360).

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

потерял Скопье, занятое косовским господарем Вуком Бранковичем (см. ст. Бранковичи ). Охрид в 1378 г. был взят великим жупаном Андреем Гропой, а позже др. албан. аристократом, Карлом Топией. На нек-рое время владения Радослава Хлапена стали собственностью Марко, но вскоре там установилась власть др. албан. семьи, Музаки. Так, к кон. 70-х гг. XIV в. владения Марко ограничились только Западной М. Вопреки своему титулу он превратился в мелкого правителя, к-рому, чтобы уцелеть, потребовалось стать тур. вассалом. В это время в Восточной М. началось формирование государства братьев Драгашей (Деяновичей), которые воспользовались османским нашествием. Старший из братьев, Иоанн Драгаш, получил титул деспота от серб. царя, но когда весной 1372 г. османские отряды проникли по р. Струме на его земли, признал себя тур. вассалом. В результате этого союза его владения начали увеличиваться. После 1374 г. он управлял уже вместе с братом Константином Струмицей, Овче-Полем, Штипом, Радовишем, Тиквешем, землями по р. Черна (Црна), Петричем, Мелником, Вельбуждом и Вране. Ок. 1379-1381 гг. Иоанн Драгаш умер или принял монашество, а Константин начал управлять самостоятельно. В период его правления княжество достигло наибольшего расширения. До кон. 80-х гг. XIV в. Константин Драгаш стал господарем всей Восточной М. В 1386 г. он женился на Евдокии Комнине, дочери трапезундского имп. Алексия III Ангела Комнина , а в 1396 г. его дочь Елена вышла замуж за к-польского имп. Мануила II Палеолога. Палеологовское искусство самым широким образом представлено на территории М. Известны имена некоторых мастеров т. н. македонской школы живописи: Мануил Панселин, Каллиерг Георгий , Михаил Астрапас и Евтихий, к-рые работали только в Вардарской М. (церкви Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295), вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (1312-1313), вмч. Никиты в Чучере (до 1308? или 1320)) и Сербии. Крупнейшими художественными центрами в поздневизант. период оставались Фессалоника, Охрид, Кастория, Веррия, а также Серры, Эдесса, Прилеп. Важные памятники сосредоточены в окрестностях Скопье (напр., Марков монастырь (ок. 1345, фрески 1376-1381 гг.), Матейче (1355-1360), Андрея апостола церковь на Треске (1388-1389), несколько дальше Лесново (1347/48)) и Прилепа ( Манастир (1095, фрески 1271 г.), Трескавец (кон. XIII - нач. XIV в., фрески до 1360 г.), Зрзе (сер. XIV в., фрески 1368/69 г.)). Нек-рые памятники, расписанные одними и теми же мастерами, в наст. время оказались на территории разных гос-в: напр., церкви свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории, Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград в албан. части оз. Преспа и Пресв. Богородицы «Живоносный Источник» в с. Мборья.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные?.. Восхвалю ли в тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простёрта; когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаёшь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою?.. пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину» . В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий древнерусский великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему взывает ко всем нам, русским людям. ПРИМЕЧАНИЯ Поучение Владимира Мономаха. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 59. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страниц. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Лихачёв Д.С. Литература Древней Руси//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 4. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 54 – 55. Там же. – С. 55. Там же. Там же. – С. 57 – 58. Там же. – С. 58. Там же. Там же. Там же. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 200. Там же. Там же. Там же. Св. Иоанн Лествичник. Лествица. – СПб.: Фонд «Благовест», 1996. – С. 156. Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 205. Там же. – С. 208. Wed, 12 Mar 2014 15:58:29 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Мономах: Сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков http://www.zavet.ru/a/post_1394625509.html Автор: А.А. Новикова-Строганова , доктор филологических наук, профессор, г. Орёл. Памяти Владимира Мономаха. В минувшем году исполнилось 960 лет со дня рождения и 900 лет княжения в Киеве великого князя Владимира Мономаха (1053 – 1125) – выдающегося государственного деятеля древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель.

http://zavet.ru/a/rss_1394625509.html

С 50-х гг. XX в. в К. ведутся регулярные археологические раскопки; большая часть античных и визант. построек на территории совр. города остается нераскопанной. Среди открытых в ходе археологических изысканий древнерим. и визант. построек (часть в Археологическом парке, основанном в 70-х гг. XX в.) - руины стен и башен (т. н. Башня мясников, VI в.), терм (II-VI вв.); 3-уровневый комплекс торговых зданий (IV в.; открыт в 1959), украшенных напольными мозаиками (принадлежит к крупнейшим мозаичным ансамблям на Балканском п-ове; площадь более 850 кв. м); остатки акведуков; некрополи (в т. ч. с раннехрист. погребальными стелами). Сохранились руины 4 христ. церквей IV-V вв., в 3 сохранились крипты с фрагментами росписей (напр., под церковью во дворе школы 2 - квадратная крипта с росписями в виде архитектурных мотивов). Большая базилика (V в.?) является одной из крупнейших раннехрист. церквей в Добрудже (54×23 м). Ее внутреннее пространство разделено на 3 нефа мраморными колоннами; полы покрыты остатками керамических мозаик. Под вост. пространством сохранилась большая крипта (10 ´ 10 м) с 2 крестообразными опорами и выступающим к востоку квадратным пространством. Неподалеку от нее обнаружен склад античных статуй и рельефов (II-III вв.). Главный действующий храм К.- собор апостолов Петра и Павла (1883-1885; построен по планам архит. Й. Минку, освящен в 1895), построенный в неовизантийском стиле, с граненым центральным барабаном и зап. фасадом, увенчанным 2 главами (реставрировался в 1946-1951 и 1957-1959). Иконостас и канделябры выполнены по рис. Минку; расписан в 1959-1965 гг. В 2001 г. при соборе учрежден мон-рь ап. Андрея Первозванного. Рядом с собором расположен Архиепископский дворец (заложен в 1925). В духе традиц. румын. зодчества построены 3 главные церкви с нартексами и открытыми притворами: болг. ц. свт. Николая Чудотворца (1898; росписи худож. И. Батрынула), в честь Успения Пресв. Богородицы (1900-1911; росписи 1914, худож. Г. Маринеску), вмч. Георгия Победоносца с вост. частью в виде триконха (1914-1925, росписи 1930-1931). В XIX-XX вв. были возведены правосл. греч. ц. в честь Преображения Господня (1865-1867), ц. равноапостольных Константина и Елены (1934-1937; архит. И. Берекет; росписи худож. Н. Арборе), католической ц. Антония Падуанского (1935-1937; архит Р. де Симон), арм. ц. св. Марии при арм. школе (1948, перестроена в 1990-1991 и 1998-2002), деревянная ц. св. Мины (1995-1997; архит. Н. Гога), а также мечети Хюнкар (1867-1868), Махмудие (Махмуда II; 1910-1912).

http://pravenc.ru/text/2057128.html

Совр. художники, работающие в технике ростовской финифти, создают миниатюрные образы святых («Св. Сергий Радонежский Чудотворец, с житием», 1997, худож. М. А. Рожкова (Масленникова), фирма «Софрино»; «Святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский», 1992, Ростов, худож. Б. М. Михайленко, ГМЗРК; «Св. Димитрий, митр. Ростовский», худож. Н. А. Куландин, частное собрание, и мн. др.). Классификация видов Д.-п. и. по масштабу, материалу, степени творческой свободы, принятая искусствознанием Новейшего времени, отражает различие их восприятия секуляризованным сознанием и средневек. религ. сознанием, акцентировавшим смысловое единство архитектуры храма, произведений монументальных (мозаика, фреска) или станковых (иконы) форм и предметов церковной утвари и убранства, наполняющих церковное здание, что подтверждают описи церковного имущества, определявшие церковную утварь, уборы икон, облачения и книги как «церковное строение», «милость Божию». Их описания зачастую более подробны, чем описания иконографии образов, поэтому бытование той или иной иконы, прежде всего чтимой, прослеживается лишь благодаря особенностям ее убранства (оклада, привесов, прикладов). Для средневек. христианина был важен символический смысл материала, из к-рого исполнен предмет. Так, драгоценные материалы считались наиболее соответствующими предметам, предназначенным для совершения Божественной литургии или украшавшим жилище Божие. Тесная связь предметов Д.-п. и., в т. ч. произведений церковной утвари и убранства, с природным материалом и ремесленно-кустарными технологиями его обработки позволяла искусствознанию советского периода рассматривать их в контексте народного творчества. В совр. отечественной науке постепенно утвердился термин «церковная утварь» («церковное строение»), обозначающий произведения Д.-п. и., созданные для богослужения и украшения храма. К ним относятся богослужебные сосуды (потиры, дискосы, блюда, тарели, звездицы, копия, лжицы и др.); священнические ризы и облачения престола (антепендиум, индития); светильники (кандеи, паникадила, лампады); украшения икон (оклады, цаты, привесы), книг (оклады Евангелий), интерьера (хоросы, преграды, амвоны, купели); мелкая пластика (камеи и инталии, кресты и иконы из кости, литые кресты-энколпионы и дробницы); колокола. В средние века существовала традиция делать вклады «на помин души» в церкви и мон-ри в виде дарений предметов светской роскоши (ткани, одежды, посуда, украшения), в результате чего ризницы и интерьеры древнейших соборов, напр. Св. Софии в К-поле и Св. Софии в Киеве, стали первыми собраниями шедевров Д.-п. и. Сокровищницами произведений средневек. златоделия Зап. Европы являются ризницы соборов св. Петра в Риме, Сан-Марко в Венеции, св. Вита в Праге, соборов Генуи, Кёльна, Мадрида, Ахена, Лоретанского мон-ря в Праге и собрание Христианского музея в Эстергоме. В России знамениты ризницы Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ), собора Св. Софии в Новгороде (НГОМЗ), храмов Московского Кремля (ГММК).

http://pravenc.ru/text/171620.html

обр. из Н. Новгорода и Владимира. Среди наиболее значительных произведений - живописное поясное изображение Г. В. 50-х гг. XX в. худож. В. И. Агевина (Городецкий краевед. музей); гобелен «Основание Н. Новгорода» 70-х гг. XX в. работы О. Балдиной (Театр юного зрителя Н. Новгорода); картина с полуфигурой Г. В. с развернутым свитком, на фоне пейзажа с кораблем, 1994 г., худож. В. И. Заноги (местонахождение неизвестно); большой ростовой образ святого в движении, опирающегося на щит, 1995 г. иконописца В. К. Тырданова в соборе арх. Михаила в Нижегородском кремле и керамическая икона кон. XX - нач. XXI в. В. М. и Т. В. Гришиных на сев. стене этого храма; ростовая икона с частицей мощей 90-х гг. XX в. (Спасский собор Н. Новгорода); единоличная икона на боковой двери иконостаса кон. XX в. (собор Княгинина мон-ря во Владимире); ростовая икона, созданная в нач. XXI в. иконописцами братства блгв. кн. Александра Невского (Димитровская башня Нижегородского кремля),- Г. В. с непокрытой головой, большим крестом, мечом и щитом; изображение в числе др. местных святых на поле иконы «Новомученики нижегородские» 2001 г. (Спасский собор в Н. Новгороде); скульптурный образ Г. В. с поднятой десницей с крестом, верхом на коне 2001-2002 гг. П. И. Гусева (собственность автора),- проект памятника основателю города; бронзовая скульптурная конная композиция 2002 г. скульптора Л. Т. Ядринцева (собственность автора); единоличная икона 2004 г. с мощевиком, освященная в Успенском соборе Владимира (собор арх. Михаила в Нижегородском кремле), написана по образцу совр. иконографии блгв. кн. Димитрия Донского; образ в технике живописи на фоне из прорезной тисненой бересты 2004 г. мастерской В. Логвина (частное собрание); авторское повторение полотна худож. В. П. Малиновского с изображением плывущих в ладье на фоне Дятловых гор еп. Симона и Г. В. с дружиной, 2005 г. (здание администрации Н. Новгорода). Лит.: Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд. А. Прево. СПб., 1836-1844. Саратов, 1995. Ил.

http://pravenc.ru/text/164457.html

М., 1993. С. 90-93; Третьяков Н. Н. К вопр. об изображении природы в произведениях Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 191-193; Вздорнов Г. И. Неовизант. орнамент в южнослав. и рус. рукописных книгах до нач. XV в.//ВВ. 1973. Т. 34. С. 232-234; он же. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978. С. 24-26; он же. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 9, 69, 92, 105-112, 136, 378-379 58); Popova O. S. Les miniatures russes du XIe au XVe siècle. Leningrad, 1975. P. 138, 140, 142, 146, 148, 150, 152, 156, 163; она же. Рус. книжная миниатюра XI-XV вв.// Она же. Визант. и древнерус. миниатюры: Сб. ст. М., 2003. С. 285-298; Тихомиров Н. Б. Евангелие апракос («Евангелие Хитрово»)//1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. М., 1988. С. 412-413. 385; Наумова М. М. Перерождение красочного слоя миниатюр «Евангелия Хитрово»//Консервация и реставрация муз. худож. ценностей: Экспресс-информация. М., 1991. Вып. 4/5. С. 46-48; Попов Г. В. Андрей Рублев: Явление мастера: О творчестве художника ок. 1400 г.//Человек. 1992. 2. С. 128-132; он же. Инициалы Евангелия Хитрово и их место в моск. искусстве рубежа XIV-XV вв.//История и теория мировой худож. культуры. М., 1995. Вып. 2: Образ человека в лит-ре и искусстве. С. 39-71; он же. Евангелие Успенского собора - памятник моск. искусства кон. XIV - нач. XV в.//Евангелие Успенского собора Моск. Кремля: [Сб. ст.]/Сост.: Э. Н. Добрынина. М., 2002. С. 15-26; он же. Андрей Рублев. М., 2007. С. 111, 114-115, 118-124, 127, 203-204; Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995. С. 15-18, 20-21; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Мат-лы к изучению биографии и творчества. М., 2000. С. 35-36; Лосева О. В. Проблемы выявления родственных рукописей и изучение деятельности скрипториев по мат-лам рус. месяцесловов XI - нач. XV в.//Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий: IX междунар. науч. конф. по пробл. книговедения: Тез. докл. М., 2000. С. 125-126; Плугин В. А. Мастер «Святой Троицы»: Труды и дни Андрея Рублева.

http://pravenc.ru/text/180927.html

ч. Репина ( Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям, 1880-1929. М., 1950. С. 121, 123), А. В. Жиркевича ( Жиркевич. 1949. С. 162), самого Н. А. («Было первое сиждение, пока меня рисовали и лепили со всех сторон одновременно: Репин, Антокольский и Васютинский. Это длилось больше часа - скука!» - под 30 янв. 1895; Дневники имп. Николая II (1894-1918). М., 2011. Т. 1. С. 184), Д. И. Яворницкого ( Яворницкий Д. И. Как создавалась картина «Запорожцы»//Репин: Худож. наследство. М.; Л., 1949. Т. 2. С. 84). Тем же годом датируется написанный Репиным портрет Н. А. в интерьерах Мариинского дворца, созданный по заказу вдовствующей имп. Марии Феодоровны (ГЭ). Н. А. представлен в форме полковника 1-й батареи Гвардейской конной артиллерии, его грудь украшает голубая лента ордена св. Андрея Первозванного. Этот портрет Н. А. включен в картину Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г.», на к-рой Н. А. изображен во главе собрания под собственным портретом (1901-1903, ГРМ; Грабарь И. Э. К истории создания картины «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г.»//Репин: Худож. наследство. М.; Л., 1948. Т. 1. С. 264; Жиркевич. 1949. С. 178). Образ императора для этой картины Репин писал на основании фотографий и своих предыдущих работ. В 1896 г. Репин выполнил 2 новых портрета Н. А.: в рост на крыльце (ГИМ) и в Тронном зале Царскосельского дворца (ГРМ). Фигура Н. А. на обоих портретах идентична, различается только фон. По одним данным, оба портрета - авторское повторение ( Яворницкий Д. И. Как создавалась картина «Запорожцы»//Репин: Худож. наследство. Т. 2. С. 84), по другим - один из портретов - копия ученика с прописью самого Репина ( Жиркевич. 1949. С. 170; Сычев Н. П. Воспоминания о Репине//Новое о Репине: Статьи и письма художника. Восп. учеников. Публ. Л., 1969. С. 163-164). По свидетельству Серова, именно копии портрета кисти Репина были «в ходу в присутственных местах империи» (Портретист-отшельник в Финляндии: У В. А. Серова: Беседа с сотрудником «Петербургской газеты»//Валентин Серов в переписке, документах и интервью.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

[Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 113-122; она же. Об иконе Богоматери Одигитрии XV в. в визант. окладе из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы III междунар. конф. Серг. П., 2004. С. 267-279; Иконы Москвы XIV-XVI вв.: Кат. собр. ЦМиАР: Сер. «Иконы». М., 2000. Вып. 1; 2007. Вып. 2; Вздорнов Г. И. Историческое и худож. значение Ферапонтова//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 16-22; Дионисий «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002; Дионисий в Рус. музее: К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. СПб., Художественное наследие Дионисия: Кат. выст. М., 2002; Шалина И. А. Летописная запись Дионисия и особенности росписей боковых нефов собора Ферапонтова мон-ря//Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в.: Сб. ст. М., 2005. С. 163-189; Малкин М. Г. Еще раз об иконостасе собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря//Там же. C. 368-378; Толстая Т. В. «Царские врата» из соборов Моск. Кремля в собр. ГРМ//Там же. С. 379-386; Шаромазов М. Н. К 10-летию формирования коллекций Музея фресок Дионисия (1993-2003)//Источники по истории реставрации и изуч. памятников рус. худож. культуры, XX в.: [Сб. ст.]. М., 2005; Бусева-Давыдова И. Л. [Рец. на кн.:] Голейзовский Н. К. Дионисий и его современники. М., 2005. Ч. 1//Искусствознание. 2006. 6. С. 616-619; Лифшиц Л. И. , Попов Г. В. Дионисий. М., 2006. Г. В. Попов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист КОМАРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (8.10.1883 - 5.11.1937), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в.

http://pravenc.ru/text/178357.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010