Рассматриваемый отдел заканчивается очерком церковной историографии на восточных языках; здесь имеются: а) церковная историография в Сирии: (переводы с греческого языка (143–194), труды Маруты (194), хроника Иисуса Столпника (195), перевод и продолжение истории Захарии митиленского (195–196), Иоанн Ефесский и его церковная история (196–197), эдесская хроника (197–198), Дионисий телл-махрский (198), Михаил Великий и его хроника (199–200), Григорий Абу-ль-Фарадж (Бар-Евройо) и его труды (200–201), несторианские писатели: Эбед Йешу и Фома маргский (201), Мари-ибн-Сулейман и Амвру бну-Матта (201–202); б) в Египте коптская церковная письменность (202–203); труды на арабском языке: Севир ашмунайский, Евтихий александрийский, Петр ибн-ур-Рахиб, Аль-Макин Аль-Макризи (203–205); в) эфиопская историография (переводная хроника Иоанна никиусского (206–208), самостоятельные хроники (208–209) и г) армянская историография (добуквенный период: Агафангел Римлянин, Зиновий глакский, Фавст Византиец (209–211); послебуквенный период: Моисей Хоренский, Егише, Кориун, Лазарь фарн- . —124— ский, позднейшие историки (211–212). Четвертый отдел (212–228), заключающий собой книгу, занят вопросом о разделении церковной истории на периоды. Подвергнув критическому разбору разные теории деления, предложенные в западной науке, автор останавливается на эпохе патриарха Фотия, как грани, отделяющей древний период церковной истории от среднего, причем в издании Миланского эдикта в 313 г. указывает событие, позволяющее различать два отдела в древнем периоде. Выпуск заканчивается подробным указателем, составленным издателем и облегчающим пользование книгой. Таким образом, первый выпуск лекции В. В. Болотова , излагающий в себе введение в церковную историю, представляет собой ничто иное, как церковно-историческую пропедевтику, понятую в самом широком смысле. Но тот глубоко ошибся бы, кто на основание представленного сейчас краткого изложения содержания его, не увидел бы здесь ничего большего, кроме справочной книги, потребной только для практического обихода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К. М. принадлежит множество произведений разных жанров: стихотворная «Хроника» (Σνοψις χρονικ), «Путевые заметки» (Οδοιπορικν), «Моральные стихи» (Ηθικν ποημα), сохранившийся во фрагментах роман «Аристандр и Каллифея» (Τ κατ Αρστανδρον κα Καλλιθαν), монодии, утешительные слова, похвальные речи и экфрасисы. «Хроника» «Хроника» содержит 6620 пятнадцатисложников (по критическому изданию О. Лампсидиса), повествование начинается с сотворения мира и доводится до конца правления имп. Никифора Вотаниата (1081). Ряд исследователей считают, что «Хроника» написана между воцарением Мануила (1143) и смертью севастократориссы Ирины (1153), поскольку она содержит посвящение Ирине (l. 1-17) и похвалу Мануилу с пожеланием, чтобы его царствование продлилось много лет (l. 2507-2512). Однако издатель «Хроники» Лампсидис указывает на то, что в посвящении упомянута не только Ирина, но и ее муж Андроник, который умер в 1142 г. В таком случае «Хронику» следует датировать временем до 1142 г., а похвалу Мануилу считать более поздним добавлением. Рукописная традиция «Хроники» очень богата, в критическом издании использовано 13 самых авторитетных списков более чем из 100 известных, хотя первоначально К. М. ориентировался на узкую аудиторию и писал «Хронику», только чтобы развлечь взыскательного придворного читателя. Как и большинство авторов всемирных хроник после Иоанна Малалы , К. М. излагал историю как череду сменяющих друг друга правителей. Он сформулировал этот принцип в начале «Хроники», пояснив, что намерен рассказать, кто, кем и на какой территории правил и сколько лет длилось каждое правление. После описания дней творения (l. 27-341) К. М. излагает историю от Адама до Авраама (l. 283-534), историю вост. правителей - от полулегендарных Бела и Сарданапала до персид. царей, Александра Македонского и эллинистических правителей (l. 535-966), обращается к иудейской истории и доходит до вавилонского пленения (l. 967-1107), хронологически возвращаясь назад, но уже к греч. истории, подробно рассказывает о Троянской войне (l. 1108-1470), повествует об истории Рима - от Энея до равноап. Константина I Великого (l. 1471-2290), после чего переходит к самому объемному визант. разделу (l. 2291-6620). Т. о., из повествования выпадает период полисной Греции и республиканского Рима. К. М. сосредоточен на светской истории: ни церковные Соборы, ни борьба с ересями его не интересуют, история Боговоплощения занимает всего неск. строк, а святые почти не упоминаются. Современная К. М. политическая действительность не нашла отражения в «Хронике»; правящий имп. Мануил упомянут лишь однажды, при противопоставлении Ветхого Рима Новому (l. 2506-2512). Нередко К. М. выступает в роли морализатора, при этом объектом его поучений являются не только конкретные исторические фигуры, но и имперсональные силы - Зависть, Судьба, Эрос, поскольку, согласно его видению истории, именно они, а не Провидение, к-рое упомянуто лишь дважды, играют главенствующую роль в истории человечества.

http://pravenc.ru/text/2057092.html

Существуют две даты, определяющие биографию Феодора. Обе появляются в сирийских хрониках. Это хроника Михаила Сирийца и анонимная хроника 1234-1240 г. Михаил Сириец указывает на 813-814 гг. как на то время, когда Феодор предпринял путешествие из Александрии в Армению, чтобы обратить население из монофизитских в диофизитские общины. Хроника сообщает, что Феодор был рукоположен во епископа Харранского патриархом Антиохии Феодоритом (785-799). В ней так же говорится, что в Армении Феодор появился при дворе принца Ашота, который хронологически должен быть Багратидским армянским князем Ашотом Мсакером, умершем в 826 г. Несторианский патриарх Сириакос, который, насколько о том известно, послал дьякона Нонна Нисибийского в Армению, чтобы диспутировать с Феодором, занимал кафедру с 793 по 817 г. Споры Нонна и Феодора зафиксированы в работе несторианского апологета Хабиба ибн Хидма Абу Раита, современника Абу Курры, который ссылается на " Письмо к Армянам " , написанное патриархом Фомой Иерусалимским (807-821) и адресованное еретикам. Феодор написал письмо для патриарха Фомы на арабском, a Михаил Синкелл перевел его на греческий. Анонимная Сирийская хроника (1234) сообщает еще об одном событии из жизни Феодора, когда он предстает в роли христианского апологета в мире ислама, ведущим беседу с калифом ал-Мамуном (813-833) в Харране . Время этой беседы датируется 829 г., место диалога допускает предположение, что это событие произошло на самом закате жизни епископа Феодора, который был рукоположен между 785-799 г., в соответствии с данными Михаила Сирийца, когда мелькитским патриархом Антиохии был Феодорит. Сопоставляя эти две хроники, мы можем выстроить хронологические вехи биографии Абу Курры, начиная со времени его епископства в Харране: с 813 по 817г он находился на пути в Армению, где пробыл некоторое время, затем окончательно вернувшись в Харран в 829 г. Важно отметить, что период с 785 по 829 является наиболее плодотворным для Феодора. Михаил Сириец называет его " эдесским халкидонитом " . Предположительно, Абу Курра был родом из Едессы. В своем собственном арабском трактате в защиту иконопочитания Абу Курра особенно акцентирует внимание на Эдесском убрусе, говоря: " Из всех икон, мы вспоминаем эту, потому что она особо чтима в моем родном городе, благословенной Эдессе " . Действительно, по свидетельству самого Феодора, он писал на сирийском, a это предполагает его сирийское происхождение.

http://pravoslavie.ru/put/040621125807.h...

Однако доказано с полной очевидностью, что имя автора, равно как и заглавие, являются подделкой греческого переписчика Андрея Дармария, три раза переписывавшего это сочинение. Его списки (Coad. Мопас. gr. 181, Palat. gr. 399, Barber, gr. I 56) прямо или косвенно восходят к еще сохранившемуся Cod. Ambros. D. 34 sup., стр. 10, по которому это сочинение было впервые издано Bianconi. Первоначальное заглавие гласило: κοςμοποιαν  κα χρονικν φεξς. Теперь хроника этого Псевдо-Полидевка после изложения сотворения мира, история евреев, вавилонян, персов, Александра и Птолемеев, наконец, после становящейся все более и более обстоятельной истории римских императоров, обрывается посредине правления императора Валента (377 по P. X.); первоначально же, как можно с большим вероятием заключить по аналогии с подобными трудами и на основании использованных источников, она простиралась много дальше, во всяком случае далеко в византийское время. Для дохристианского времени она согласуется вообще со Львом Грамматиком и Феодосием Мелитинским, хотя уже и в этом отрывке имеются довольно значительные отклонения; между прочим, от Льва и Феодосия хроника эта отличается тем, что для списков языческих государей дохристианского времени в ней использовано возникшее в 845 г. изданное A. Mai Χρονογραφεον σντομον. Окончательно нарушается это согласие с покорения Египта римлянами: с этого момента источником Псевдо-Полидевка является большею частью «церковная история» Евсевия, частью прямо, частью через посредство рассказа монаха Александра о нахождении креста, взятого в хронику целиком; кроме того, автор использовал Созомена и какую сокращенную редакцию Historia tripertita Феодора Чтеца , которая цитируется и у других хронистов, но нигде так обстоятельно и в таком чистом виде, как здесь. В более тесном родстве со Львом и Феодосием стоит сохранившая в Cod. Vatic, gr. 163 анонимная хроника, которую раньше, под влиянием неточной заметки В. Hase, считали полным экземпляром Псевдо-Полидевка; в ватиканском списке, оригинал которого в конце был попорчен, хроника обрывается посредине предложения на правлении императора Романа II (959–963); по-видимому, она и не захватывала дальнейших событий и составлена была, вероятно, к концу X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Таким образом, занимательность рассказов, яркость, конкретность и образность изложения, близость фольклору способствовали популярности апокрифической литературы. Постепенно вбирая в себя черты русской действительности, некоторые апокрифические сказания становились достоянием фольклора, бытовали в виде устных легенд, духовных стихов. Историческая и «естественнонаучная» литература. Выработке новых христианских воззрений на природу, историческую жизнь народов способствовал перевод византийских хроник, «естественнонаучных» сочинений. Особой популярностью на Руси пользовалась хроника Георгия Амартола, созданная в IX в. и дополненная Симеоном Логофетом в X в. Изложение событий «мировой» истории здесь начиналось от сотворения мира и включало историю древнееврейскую и, как ее продолжение, византийскую. Излагая события византийской истории, доведенной до 948 г., Георгий Амартол и Симеон Логофет большое внимание уделяли церковной жизни. Трактовка исторических событий давалась с религиозно-дидактической, провиденциалистской точки зрения. Хроника знакомила русского читателя с событиями мировой истории, служила и назидательным чтением. Ее материалы использовались русскими летописцами для уяснения места и судеб Русской земли в «мировой» истории. Меньшей популярностью пользовались на Руси хроника Иоанна Малалы (VI в.) и хроника Георгия Синкелла (VIII в.); изложение событий в последней было доведено до императора Диоклетиана (III в.). В обеих хрониках преобладал мирской элемент. Георгий Синкелл включил в свою хронику много языческих мифологических рассказов и почти не касался событий церковной жизни. В XI – XII вв. путем обработки хроник Георгия Амартола и Иоанна Малалы на Руси была создана первая редакция «Еллинского и Римского летописца», вторая редакция которого (XIII в.) явилась основой древнерусских хронографов. Своеобразной средневековой «естественнонаучной» энциклопедией были «Шестоднев» и «Физиолог». Сообщая сведения о растительном мире и животном царстве, эти произведения включали много баснословного, фантастического и вместе с тем поэтического.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 (Беда Достопочтимый, «Церковная история англов»); Paulus Diaconus (t post 773), Historia Langobardorum, II. 6 (Павел Диакон, «История лангобардов»). Нужно признать, что хроника Евсевия в латинском переводе Иеронима пришлась латинянам более по вкусу, чем.церковная история его. Это видно уже из того, что хроника Евсевия читалась очень часто, почему и сохранилась во многих рукописях, издать которые в новейшее время выпало на долю Schöne. Интерес к этому труду Иеронима сделал то, что многие писатели пошли в своих исторических трудах по этому направлению Из них замечателен Проспер, аквитанский пресвитер, в свое. «Chronison integrum» продолживший труд Иеронима с 379 до 455 года. На основании некоторых рукописных данных замечают что при жизни его вышло три издания его Chronicon в 433, 445 и 455 годах. [Хроника издана Моммсеном в Monum. Germ. Auct antiqu. IX, 1892]. Продолжена хроника Проспера неизвестным лицом с 456 и до эпохи Юстиниана (гибели вандалов), причем автор стоял на точке зрения чисто африканской. Параллельно с Проспером вел дело продолжения хроники Евсевия другой писатель, живший одновременно с ним, — это был испанский епископ Идатий (Hidatius, Idacius) аквэфлавийский (между 472–474 г.), произведение которого начинается с 375 г. и оканчивается 469 г. Труд этот замечателен по точности местных дат и характеризует тогдашние отношения запада к востоку. Читая такие произведения, можно прийти к тому заключению, что западные христиане с широким интересом относились к востоку, тогда как на востоке к западным были довольно равнодушны. Родился Идатий около 393 года et, quam infantulus et pupillus (в детстве), имел случай совершить путешествие в Палестину, где видел Иеронима, Феофила александрийского, Евлогия кесарийского и Иоанна иерусалимского; оттуда он возвратился в Испанию до 412 года и во все продолжение своей жизни сохранил глубокое уважение к этим великим мужам. Слухами с востока он живо интересуется, хотя они доходили до него самым смутным образом и иногда в превратном виде, так, например, он не знает, что сделалось с этими лицами впоследствии, когда умер Иероним, а слухи об изгнании св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Филарет. Собрание мнений. 5. 2. С. 613 и след.; Миловидов А. Н. Деятельность графа М. Н. Муравьева по народному просвещению в Северо–Западном крае (1863–1865), в: ЖМНП. 1905. 7. Раздел 3. С. 59 и след. 1549 Критика Антония настолько возмутила обер–прокурора Д. А. Толстого, что он хотел даже отправить архиепископа на покой (Савва. Хроника. 4. С. 241). 1550 Савва. Хроника. 6. С. 307; ср.: Никанор. 1. С. 300. 1551 Флоровский. С. 363; Харлампович, в: ПБЭ. 8. Стб. 777 и след. 1552 Только в Киевской Академии ректорство осталось в руках монахов. 1553 Рункевич. История Русской Церкви в XIX в. С. 697 (см. библиогр. к § 9). 1554 Позднее Сергий благодаря благосклонности Победоносцева получил Московскую митрополию (1893–1898). Сергий часто упоминается в 7–8 книгах «Хроники» Саввы. Ср.: Обзор… Александра III. С. 474 и след. 1555 В комитет вошли: В. Д. Кудрявцев (Московская Академия), И. Ф. Никольский и И. Е. Троицкий (Петербургская Академия), В. Ф. Певницкий (Киевская Академия) и И. С. Бердников (Казанская Академия). Ср: Глубоковский. По вопросам духовной школы. С. 61–64; БВ. 1907. 2. С. 157. 1556 Курсив автора. Савва. Хроника. 7. С. 153–154 (запись от 22 января 1884 г.). 1557 3 ПСЗ. 4. 2160; Отчет… за 1884 г. С. 7; Обзор… Александра III. С. 475 и след.; ср.: ТКДА. 1885. 2 (протоколы академии: С. 412 и след.). 1558 3 ПСЗ. 4. 2401, 2060. 1559 См. прим. 219. 1560 3 ПСЗ. 4. 2160. Требование Устава готовить студентов в первую очередь к служению в качестве приходских священников отвечало настроениям консервативного епископата: Савва. Хроника. 8. С. 705. 1561 3 ПСЗ. 4. 2160; Обзор… Александра III. С. 475–520. В Петербургской Академии была дополнительно организована еще кафедра истории славянских Церквей; в одном из частных писем Александру III Победоносцев подчеркивал важность этой дисциплины (Письма. 2. С. 64 и след.). Победоносцев очень возражал против института доцентуры, который предусматривался Уставом 1869 г., теперь же был упразднен (Обзор. С. 520). Об Уставе 1884 г. см.: Флоровский. С. 415 и след.; Kern C. P. 276 и след. 1562

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

4856. КОММЮНИКЕ представителей Церквей Великобритании и Ирландии с представителями Церквей в Советском Союзе. (Визит состоялся по приглашению РПЦ). – 1986, 9, 65. 4857. ЛАМБЕТСКАЯ конференция. Послание Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 7, 56. 4858. БЕСЕДА с представителями Евангелической ассоциации Луиса Палау (Епископальная Церковь в США). – 1989, 8, 62. 4859. ВСТРЕЧА представителей Русской Православной Церкви и Церкви Англии. – 1990, 3, 66. 4860. ПОЕЗДКА в Уэльс. (Хроника). – 1990, 7, 63. 4861. ВИЗИТ англиканского епископа из Китая. (Хроника). – 1990, 7, 63. 4862. ПЕРВАЯ рабочая встреча Совместной координационной комиссии по сотрудничеству между Церковью Англии и Русской Православной Церковью. – 1990, 7, 63. 4863. ПОЕЗДКА в США. (Экуменическая хроника). – 1991, 3, 66. 4864. ВТОРАЯ встреча комиссии по сотрудничеству между Церковью Англии и Русской Православной Церковью. – 1991, 6, 64. 4865. ВТОРАЯ встреча Совместного координационного комитета по сотрудничеству между Епископальной Церковью США и Русской Православной Церковью. – 1991, 8, 62. 4866. К ИНТРОНИЗАЦИИ нового Главы Церкви Англии. Поздравительное послание от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – 1991, 9, 57. 4867. ВИЗИТ Патриарха Алексия II Архиепископу Кентерберийскому Дж. Кэри. – 1992, 2, IX. 4868. СОВМЕСТНОЕ коммюнике Архиепископа Кентерберийского д-ра Дж. Кэри и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – 1992, 2, X. 4869. КОММЮНИКЕ в связи с переговорами представителей Церкви Англии и Русской Православной Церкви. (Каддесдон Хаус, близ Оксфорда, Великобритания, 11–14 мая 1992 года). – 1992, 10, XIV. 4870.ЗАСЕДАНИЕ Координационного комитета Церкви Англии и Русской Православной Церкви. – 1992, 10, XIV. Собеседование с Епископальной Церковью в США 4871. СОБЕСЕДОВАНИЕ по доктринальным вопросам. – 1990, 3, 65. 28.2 Старокатолическая Церковь 28.21 История и современная жизнь 4872. СЕМИНАР богословских факультетов Бернского университета. (Хроника). – 1989, 8, 62. 4873. НА XXV международном старокатолическом конгрессе. – 1991, 3, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Борьба двух тенденций — античной, языческой, и средневековой, христианской,— пронизывает хронику Малалы, который, естественно, этого и не подозревает, думая, что его произведение вполне соответствует христианским канонам. Сочинение Иоанна Малалы послужило источником для многих византийских хронистов. Так, еще в VI—VII вв. его уже переписывали Иоанн Эфесский, анонимный автор Пасхальной хроники, Иоанн Никиусский и Иоанн Антиохийский. Еще больше заимствовали из хроники Иоанна Малалы более поздние хронисты. Такую необычайную славу этого памятника обусловили простота изложения и безыскусственность описаний. Загадочной фигурой в византийской хронографии раннего периода является Иоанн Антиохийский, о личности которого достоверно ничего неизвестно, кроме того, что он был уроженцем Антиохии и представителем сирийской литературной школы . Под его именем сохранилась всемирная хроника, охватывающая промежуток времени от Адама до воцарения византийского императора Ираклия. По-видимому, хроника была создана вскоре после 610 г. Она дошла лишь в отрывках . Длительное время ученых волновал вопрос о взаимосвязи хроник Иоанна Малалы и Иоанна Антиохийского. Оба эти хрониста носили одно и то же имя, были родом из Антиохии, в сохранившихся текстах Малалы и Иоанна Антиохийского много общего, а средневековые компиляторы более позднего времени часто их путали. Теперь установлено, что хроника Иоанна Антиохийского все же значительно отличается от сочинения Малалы, хотя в некоторых частях, видимо, имеет своим источником это последнее. Как и хроника Иоанна Малалы, произведение Иоанна Антиохийского включало историю еврейского народа и стран древнего Востока, мифологический период истории Греции, историю римского государства и Византии. Для византийской истории, кроме Малалы, источниками Иоанна Антиохийского были труды Евнапия, Зосима, Сократа, Приска, Петра Патрикия, Прокопия и некоторые, ныне утраченные произведения. Фрагменты хроники Иоанна Антиохийского содержат ценные сведения главным образом по внешнеполитической истории VI — начала VII в. Особенно интересны его известия о взаимоотношениях Византии с Ираном и другими странами Востока.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

531–582 гг), продолживший труд Прокопия до 558 г.; Менандр Протиктор, военный чин при дворе императора Маврикия (582–602 гг.), освещающий период 558582 гг. (его труд дошел во фрагментах); Иоанн Епифанийский из Сирии – о событиях от 570-х гг. до 591 г; в VII в. – Феофилакт Симокатта (умер после 641 г) – о событиях с 582 до 628 гг.; анонимный автор «Пасхальной хроники», доводящий изложение событий от сотворения мира до 629 г.; Георгий Писида, описавший в поэмах войны василевса Ираклия (610–641 гг.); армянский историк Себеос, затрагивающий восточные походы Ираклия и начало войны с арабами до 661 г.; в VIII в. – Патриарх Никифор, охвативший в «Краткой истории» 602–769 гг.; сирийская «Хроника» Дионисия Телльмахрского; в IX в. – Георгий Синкел, доведший изложение от сотворения мира до 284 г.; Феофан Исповедник , друг Синкела, продолживший описание событий до 813 гг.; монах Георгий Амартол («Грешник»), рассказавший в начале 860-х гг. хронику мира от Адама до 842 гг.; аноним, составивший «Книгу понтификов», охватывающую события до 872 г.: в Х в. – Константин Багрянородный, который описал жизнь своего деда василевса Василия I (867–886 гг), составил трактаты «О фемах» (компиляция по военно-административному устройству Византии), «Об управлении империей» (о народах), «О церемониях», или «Книга церемоний»; эксцерпта – историческая энциклопедия, выписки из античных и византийских авторов, разделенные на 53 отдельные книги («Объявление императора», «Посольства», Стратегемы», «Обычаи и нравы», «Добродетель и порок» и пр. – значительная их часть утрачена); константинопольский чиновник Иосиф Генесий с его «Книгой царств» («Правления»), охватывающей период 813–866 гг.; аноним, известный как Продолжатель Феофана, скорее всего, несколько авторов, которые в Х в. описали правления византийских императоров с 813 до 866 гг.; аноним, в правление Никифора II Фоки (963–969 гг.) завершивший сочинение, известное под условным названием Монемвасийская хроника (о событиях 569–806 гг.); Лев Диакон, современник василевса Василия II, описал историю событий с 959 по 975 гг., прежде всего ромейско-болгарские войны этого периода; так называемые хроники «семьи Симеона Логфета» (собственно хронография Симеона Логофета или Симеона Магистра , хроника Псевдо-Симеона, хронография Феодосия Мелитинского (Мелиссина), редакции хроники Продолжателя Георгия Амартола – о событиях с 842 до 948 гг., хронография Льва Грамматика, завершенная в 1013 г., а также включенная в нее анонимная хроника IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010