Епископ Филарет принадлежал к числу тех немногих деятелей, вся жизнь которых, по особому устроению Промысла Божия, слагается из дел для славы Церкви Православной и блага пасомых. Литература: Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом её и настоящем: Исследование Николая Чернавского: в 2 т. Оренбург. 1900–1903//Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Оренбург. 1901–1902, вып. 1, стр. 506. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889 гг. М. 1899, стр. 16, 24, 144, 448, 484. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроники моей жизни: в 9 т. Сергиев Посад. 1897–1911, стр. 364, 514: т. 5, стр. 121, 166, 191, 246, 651. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872. 328. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1404, 1406, 1416. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 328. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, т. 10, стр. 512. Описание кончины и погребения в Бозе почившего преосвященного Филарета, епископа Нижегородского и Арзамасского и биография его. Н. Новгород. 1873. Русская старина. СПб., 1880, т. 58, стр. 93–95. Русская старина. СПб., 1888, т. 60, декабрь, стр. 134. Христианское чтение. СПб., 1869, июнь, стр. 978. Христианское чтение. СПб., 1870, март, стр. 203–204. Православное обозрение. М. 1873, т. 3, стр. 595. Русский архив. М. 1903. Кн. 2, 3, стр. 128: 6, стр. 281, 283. Русский архив. М. 1910. Кн. 2, 8, стр. 631: кн. 1. 3, стр. 420. Русский архив. М. 1899. Кн. 3, 12, стр. 549. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г., т. 2, стр. 1634, 2215. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; M., 1896–1913, т. 21, стр. 93–94. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1838. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 59, 72, 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы увидим, что замыслы Сталина были всего лишь тактическими (точнее, стратегическими), что ни о какой реальной благожелательности с его стороны и речи быть не могло, но таков настрой Хроники, в которой рассказ о самой встрече начинается со слов: «Сталин, как и подобает хозяину, был любезен и доброжелателен» (Хроника, стр. 328). Ничего особенного, конечно, но в подробном рассказе об исторической встрече главы государства и церковных иерархов Сталин так и представлен – доброжелательным. И Хроника не скупится отвести затем место и для сообщения о встрече Патриарха Алексия I со Сталиным в апреле 1945 г. (умалчивается, что это была их последняя встреча!), и для текста поздравления Сталина со стороны Церкви с его 70-летием, и для текста телеграммы Святейшего Патриарха Алексия о совершении молебнов о здравии И.В. Сталина 4 марта 1953 г. Конечно, в реальной жизни панегириков Сталину со стороны Церкви было гораздо больше, и все же поставим под сомнение уместность и содержательность «церемониальных текстов», которые выдаются Хроникой чуть ли не за искренние. Понятно, в Хронике нет ни слова об отказах Сталина встретиться с Патриархом Алексием I в связи с «новым курсом нового курса» в 1948–1949 гг. Примечателен текст, относящийся ко 2 августа 1946 г. «Контроль за деятельностью Совета по делам Русской Православной Церкви перешел к А.А. Жданову »: «Это означало ужесточение политики в отношении Церкви. В этот день последовало решение Политбюро, согласно которому именно на А.А. Жданова возлагалось председательствование на заседаниях Оргбюро и руководство работой Секретариата ЦК. Таким образом, он стал вторым лицом в партии и возглавил идеологическое направление. И.В. Сталин больше не мог единолично принимать решения, касающиеся Церкви. У «нового курса», который он проводил в отношении Церкви, были противники. К ним относился и Жданов». На наш взгляд, утверждение «больше не мог единолично принимать решения, касающиеся Церкви», с головой выдает просталинскую настроенность издания. Слова эти, по сути, являются как бы предваряющей оговоркой: мол, Иосиф Виссарионович к возобновлению гонений на Церковь в конце 1940-х годов (нашедших отражение в Хронике) непричастен...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Полн. Собр. Русск. Летоп.», т. I, стр. 55, 63, 67; т. II, стр. 261, 264, 268; т. III, стр. 1; т. V; стр. 134, 138; т. VII, стр. 223, 231, 328, 332, т. IX, стр. 77, 83; т. XV, стр. 142, 143, 149; Карамзин. «История Госуд. Российск.», изд. журн. «Север», т. II, стр. 14, 15, прим. 21, 22; Соловьев. «История России», изд. т-ва «Общ. Польза», кн. I, т. I, стр. 202, 204 и прим. 5, 6. И. Д. Беляев ; «Рассказы из русской истории», т. II стр. 239; т. IV, стр. 316. Батюшков. «Белоруссия и Литва», стр. 24; Довнар-Запольский. «Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до нач. XIII век.», стр. 75, 76. 7 . Василько Борисович; был князем Полоцкой колонии в Ливонской земле – в городе Герсике (ныне Крейцбург). Предки его по восходящей линии: Борис 3), Рогволод 30), Борис 2), Всеслав 15), Брячислав 6), Изяслав 28), Владимир Святой. Ливонские хроники, в которых и сохранилось о нем известие, называют его Wissewalde, почему его иногда и зовут Всеволодом, по созвучию с этим словом, хотя оно, как скорее можно предположить, есть испорченное имя Василько. Василько, как и другой его брат Вячеслав 21), княжил в ливонском городе, колонии Полоцкой земли. В противоположность брату своему Вячке, боровшемуся с литовцами, этот князь так сблизился с литовцами, что даже женился на дочери одного знатного литовца и покровительствовал разбойникам литовским, давая им свободный пропуск по Двине и снабжая съестными припасами. Он, благодаря литовцам, своим неизменным союзникам, был «страшным врагом христианского имени, преимущественно латинян»; по словам летописца, он не только боролся с немцами, но от него доставалось даже и русским, так как он не умел сдерживать грабежей литовцев. В 1209 году Альберт, епископ Рижский, напал неожиданно на Герсин и овладел им; сам Василько спасся на лодке, переплыв чрез Двину, но жена попалась в плен, а город предан был сожжению. Говорят, Василько рыдал, стоя на другом берегу и видя пожар своего города. Вскоре он был вызван в Ригу, куда возвратился епископ с добычей и пленными, и Василько явился в Ригу, – и назвал епископа «отцом».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Письмо 28 (16) ноября. Гоголь, получив от Прокоповича известие о «корсарстве» Куликова, просит П. А. Плетнева (в письме к нему) увидеться с директором петербургских театров А. М. Гедеоновым и договориться с ним о том, чтобы он не допускал постановки произведений Гоголя на сцене без согласия автора; одновременно Гоголь пишет и к М. С. Щепкину, которому он передает право распоряжаться всеми своими драматическими сочинениями и их постановкой. Письма 3 декабря (21 ноября). В письме к М. С. Щепкину Гоголь дает указания о постановке своих пьес. Просит позаботиться о новой постановке «Ревизора». Письмо 17 (5) декабря. Гоголь пишет к А. О. Смирновой, что он садится на две недели за работу, чтобы «заплатать прорехи, нанесенные цензурою» его «Сочинениям». Письмо 9 декабря. Первое представление «Женитьбы» в Петербурге. А. Вольф. «Хроника петербургских театров», т. I. СПб. 1877, стр. 100; «Письма» Белинского, II, стр. 328. 10 декабря. Цензурное разрешение «Отечественных Записок», т. XXVI, (статья Белинского «Русская литература в 1842 году» и «Женитьба» Н. Гоголя). Конец декабря. Последние два тома сочинений Гоголя, уже отпечатанные, задержаны цензурой. В. Гиппиус. «Гоголь в письмах и воспоминаниях». М. 1931, стр. 266–267. 1843. Январь — апрель (н. ст.). Гоголь в Риме. В конце января в Рим приезжает А. О. Смирнова и остается там до мая. Гоголь знакомит Смирнову и ее брата А. О. Россета с архитектурными памятниками и художественными сокровищами Рима, совершает с ними совместные прогулки по Риму, в Альбано и в Римскую Кампанью. Слушая чтение «Писем путешественника» Ж. Санд, сравнивает ее романтические описания природы с фальшивой игрой на скрипке. «Записки», II, стр. 1–4; «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 11–12 и 26–36. 4 января. Отношение попечителя петербургского учебного округа кн. Г. Волконского на имя министра народного просвещения по поводу сомнений цензуры, вызванных 3 и 4-м томами «Сочинений» Гоголя. Особенное внимание цензуры привлекли «Шинель», «Женитьба», «Театральный разъезд».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Кроме того И. А. составил «Лоцию Черного моря», перевел с английского большое сочинение Джемса: «История Английского флота»; напечатал в «Русском Архиве» за 1873 г. кн. 2 свои воспоминания под заглавием «Полвека обыкновенной жизни» и оставил огромный дневник в 7–8 томов, но который будет напечатан лет через 50 после его смерти. Затем ему принадлежит еще несколько статей в «Кронштадтском Вестнике», «Николаевском Вестнике» и других повременных изданиях. «Полвека обыкновенной жизни». Воспоминания И. А. Шестакова, «Русский Архив» 1873 г. стр. 166–200; «Иван Алексеевич Шестаков 1820–1888» воспоминания Л. И. Шестаковой «Русская Старина» 1889 г. т. 62, апрель, стр. 163–182; «Нива» 1887 г. 2, «Московские Ведомости» 1888 г. 328, некролог, «Московский Листок» 1888 г. 336, некролог; «Новое Время» 1888 г. 4576 и 4578, некролог; «Север» 1888 г. 50, некролог; Д. Д. Языков «Обзор жизни и трудов покойных русских писателей» Вып. VIII, М. 1900 г. стр. 129–130, биография и перечень сочинений. «Исторический Вестник» 1889 г. январь, стр. 259–260, некролог; «Русская Старина» 1889 г. т. 61, январь, стр. 201–202, некролог; «Общий Морской Список» т. XII, СПб. 1900 г. стр. 313–320; «Кронштадтский Вестник» 1888 г. 140 и 141, некролог, ст. Н. Рыкачева; «Петербургские Ведомости» 1888 г. 324, некролог; «Русский Инвалид» 258, некролог; «Русская Мысль» 1888 г. декабрь, стр. 188, некролог; «Газета Гатцука» 1888 г. 8, стр. 118, некролог; «Новости и Биржевая Газета» 1888 г. 324, некролог; «Энциклопедический Словарь» изд. Ефрона и Брокгауза т. 39, стр. 572; Леер «Энциклопедия военных и морских наук» т. VIII, стр. 357; «Правительственный Вестник» 1888 г. 256, стр. 3, некролог; «Общий Гербовник» т. III, СПб. 1897 г. стр. 65; «Русский Календарь» на 1890 г. некролог, стр. 253; «Всеобщий Календарь» на 1890 г. некролог, стр. 501; «Морской Сборник» 1890 г. октябрь отдел морской хроники, ст. А. Пиленко «Англичане о развитии русского флота за последнее десятилетие» стр. 63–68; «Русский Архив» 1877 г. кн. III, стр. 1018; 1884 г., кн. I, стр. 1212; 1894 г. кн. 3, стр. 149; 1902 г. кн. 3, I, стр. 445, 452, 454 и 699, II, стр. 162, 222, 235; «Русская Старина» 1890 г. т. 66, стр. 51 и 97; 1899 г. т. 99, июль, стр. 93. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

выше), Шаховского и Носова, сочинившего сведения еще о двух драмах Димитрия: Столпотворение и Беседа 12 апостолов (Хроника Рус. Театра М. 1883 стр. 32 и 36), у нас нет никаких сведений о драматических трудах святителя и им самим нигде о них и не упоминается. Основываясь же на том, что напр. Димитровская драма приписана ему только благодаря тому, что была разыграна в его школе, мы думаем, что и мнение об авторстве св. Димитрия относительно других пьес возникло именно таким же образом. У Свиньина (Рус. музеум Спб. 1829 стр. 124) упоминается, например, «Навуходоносор», трагедия, сочинение Димитрия Ростовского (вместо Полоцкого). Пьеса Эсфирь и Агасфер была и в репертуаре Грегори Rhinhuber Relation de voyage en Russie. 1684. Berlin. 1883. стр. 29. Ничего не знаем и об «Успенской драме» упоминаемой митрополитом Евгением, указывающим и на списки в библиотеке Синодальной, где их теперь нет (словарь, I, 133). 1252 Небеса поле дождем покропили и плоды от земли произвели: жито, пшеницу, ячмень, овес, гречу и пшено нам детям на кашу. (Я. Е. В. 1883. 45, стр. 356). Радовахомся мы, егда красныя вишни, сладкие яблоки, вкусныя груши, зеленые огурцы росли в лете, а ныне не веселы есмы для того, что горькою редькою и жестоким хреном челом бьем (Я. Е. В. 1863. 35, стр. 347). О покупке сукна там же, 25, стр. 244. 1253 Mando vobis diligentiam ne prodatis vos plagis quoniam vos mihi praesul commisit. Я. Е. B. 1863. 33, стр. 328. 1262 Я. Е. В. 1863 27 стр. 265. Вознесенский ходил бы почаще в школу, если бы ему нравилось учиться. 1263 Подлинное письмо св. Димитрия в ризнице Яросл. арх. дома, наклеенное на доске, поднесено высокопреосвященному Ионафану при объезде им епархии одним из приходских священников. Не знаем, откуда напечатано оно в Ч. О. И. и Д. 1883 6 стр. 17, вышедших впрочем после обнародования письма нами в «Искусстве» 1883 29. 1265 Рукоп. Рост. Спасо-Яковл. мон., 354 л. 226 об. Это же письмо было напечатано в Архиве князя Воронцова М. 1870 кн. I., причем приведено семейное предание о дружбе святителя и жены воеводы Анны Григорьевны Воронцовой, урожденной Масловой, и о письмах святителя, быть может и сохранившихся в архиве Бутурлиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Конечно, последнего обстоятельства история не может извинить широко образованному и в общем толерантному императору. Но обозревая церковно-религиозную деятельность Алексея I Комнина во всем её объеме, мы должны сказать, что Алексей был один из лучших защитников Церкви и веры православной на византийском императорском престоле после разделения церквей. Если Анна Комнин, 66 бесспорно, сильно преувеличила заслуги своего отца, назвав его тринадцатым Апостолом и поставив его «рядом с Константином, или по крайней мере вслед за Константином“, то, с другой стороны, вполне справедливы слова составителя анонимной хроники, 67 что Алексей был μεγαλβουλος αι μεγαλουργς как в области государственной, так и в области церковно-религиозной. 3 † Проф. А. Π. Лебедев – Очерки истории византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV в. 1892, стр. 144 – сомневается, чтобы религиозность имп. Алексея «была вполне искренна и истекала от чистого сердца“, но приводимые им для оправдания этого сомнения соображения говорят только о том, что Алексей в религиозно-нравственном отношении не представлял собой совершенства. Ср. F. Chalandon, Essai sur le règne d " Alexis I Comnène, Paris, 1903, p. 52. 5 Письмо Алексея Комнина к Роберту Фландрскому, датируемое учеными различно, в том виде, в каком оно известно в науке, несомненно подложно. F. Chalandon, ор. cit., рр. 326 – 338. К. Παπαрρηλοπουλον Ιστορια τ. λ. ϑν. 1871, IV, 489 – 492. Ср. А. Катанский , История попыток к соединению церквей, 1868, стр. 48 (прим. 3). В. Г, Васильевский, Византия и печенеги, в Журн. Мин. Нар. Просв. 1872, дек., стр. 316 – 328. 10 Ш. Диль, Византийские портреты, ч. II, стр. 3. Перев. Е. Киричинского. Ср. Norden, ор. cit., 63, Anmer. 2. 16 Сохранилась до нашего времени речь Хрисолана de Spiritu Sancto, обращенная к Алексею Комнину. Migne Patr. gr. t. 127, 911 – 920. 24 I. Zonarae Annal. XVIII, 21. Migne, Patr. gr. t. 135. col. 247. νονϑμου Σνοις χρονι ν Μεσαιωνι Βιβλ. το . Ζαϑσ. τ. 7, σελ. 182. Μ.εδεν, Πατριαχικο πναες. σ.335.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Миссионерский отдел. Самое верное начало противораскольничьей миссии. (По поводу 10-летия единоверческой церковной школы в стародубск. пос. Клинцах – из воспоминаний ее учителя). Единоверческий свящ. И. Чередников. Стр. 268–285. К вопросу о “смешанных браках”. (Историко-каноническая справка). Свящ. Димитрий Александров. Стр. 286–290. Недоразумения. В. П. Б–ов. Стр. 291–295. По сектоведению. Беседа с хлыстами (О христианском браке). Д. Грацианский. Стр. 296–301. Адвентистское учение о праздновании субботнего дня. Д. Грацианский. Стр. 302–309. По расколоведению. К истории австрийского согласия. (Письмо окружнического архиерея Швецова о разделении австрийщины из-за “окружного послания”). Стр. 310–328. Хроника. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии Церкви. Обзор печати. Священник Кронид, рассказ Бор. Зайцева (“Вопросы жизни”, 1905 г., август). Н. Пустынник. Стр. 329–336. Миссионерство, секты и раскол. Католическая пропаганда среди православных Киевской г. Свящ. села Великой Чернявки Федор Синельников. Стр. 337–345. О церковных братствах. Стр. 345–352. Вестник “Миссионерского Обозрения”. Забытая проповедь апостола – “ Друг друга тяготы носите ”. (Из доклада на Тамбовском общеепарх. мисс. съезде). Свящ. А. Знаменский. Стр. 353–354. Неудачный пропагандист австрийщины. (Корр. ис Сейны, Сувалк. губ.). Свящ. А. Николаьский. Стр. 354–355. Мировая трагедия в поисках блаженства. Н. Облеухов. Стр. 356–368. 10 октябрь О свободе вероисповеданий (по воззрениям старообрядцев). В. Сенатов. Стр. 369–389. К вопросу о приходе. Протоиерей И. Восторгов. Стр. 390–407. О предании, как источнике веры. (Против протестантов). П. Паров. Стр. 408–419. Герцен и наши дни. Н. М. Соколов. Стр. 420–437. Какими средствами может располагать приходской пастырь в борьбе с штундобаптизмом? Свящ. Василий Лузанов. Стр. 438–442. К переписке сектантских деятелей. Н. Чиннов. Стр. 443–454. Рукопись хлыстовского лжехриста. Д. Грацианский. Стр. 455–458. Годовое собрание представителей русских штундобаптистских общин. Н.Б. Стр. 459–469.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Корреспонденции “Миссионерского Обозрения”. Из Новочеркасска. Стр. 251. Из религиозно-общественной жизни г. Минска. Свящ. К. Попов. Стр. 252–254. Братство без братства. (Из Костромы). Братчик. Стр. 255–257. Американский лжепророк Илья. Стр. 257–259. Отклики. Против насильников. (Голос священника). Свящ. С. Потехин. Стр. 260–268. Некоторые из телеграмм ко дню исполнившегося десятилетия журнала “Миссионерское Обозрение”, полученные В. М. Скворцовым. Харьковское Архангело-Михайловское “Содружество”, свящ. Потехин, епарх. мисс. иерей Симон Никольский. Стр. 269. В складе редакции журнала “Миссионерское Обозрение” имеются в продаже. Стр. 270–272. По общим вопросам веры и церковной жизни. Церковная мозаика и ее участь в России. Императорской Академии Художеств Почетный Общник А. А. Карелин. Стр. 273–298. О судебных доказательствах по каноническому праву. (К предстоящей реформе церковного судопроизводства). В. Троицкий. Стр. 299–328. Как японцы относятся к христианству. А. А. Берс. Стр. 329–333. Тридцатипятилетнее служение в священном сане Преосвященного Гурия, Епископа Симбирского и Сызранского. Свящ. А. Иванов. Стр. 334–342. Миссионерский отдел. К вопросу о перечислении из православия в единоверие. (Заключение по прошению крестьян села Марьина, православных, о приписке их к местному храму и Марьинскому приходу, единоверческому). Проф. Н. Ивановский. Стр. 343–361. По сектоведению. Обличение лжеучения хлыстовской секты. Д. Грацианский. Стр. 362–367. Духовные песни скопцов Курской епархии. Свящ. В. Шевалеевский. Стр. 368–375. Надгробные надписи субботников и молокан с. Рассказова Тамбовского уезда. Епарх. мисс. М. Третьяков. Стр. 376–380. По расколоведению. Из жизни современной беглопоповщины. В. Демидов. Стр. 381–384. Церковь Христова и временно без епископа быть не может. (Из полемики). (Замечания на книгу Ивана Усова “ Церковь Христова временно без епископа” миссионеров священника Сергия Шалкинского и Калл. Картушина). Стр. 385–391. Хроника. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Сущность христианства. Барона М. Ф. Таубе. Стр. 392–396.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

103) на две митрополии, и приводит ряд ссылок – на Палинодию, киевский летописец и прусскую Линдеблатову хронику, – направленных к «оправданно» оклеветанного иерарха. Взявши его, так. обр., под свою ученую защиту, пр. Евгений добавляет еще, что в Констансе и не рассуждали о соединении церквей, а лишь только порешили сжечь Русса и Иеронима «и низложит трех пап, в одно время присвоявших себе римский престол, а развратною жизнию соблазнявших церковь » (стр. 104). – Любопытный вывод делает наш автор по отношению к Витовту, от Григория извещенному о судьбе этих пап. «Такие известия, пишет он, не могли и его подкрепить в уважении римской церкви, и не видно уже по истории, чтобы после того гнал и утеснял он православие Россиян» (стр. 104). Стало быть, зародившаяся уния лишилась венценосного поборника, вовсе не встретив поддержки в юго-западной православной России. По смерти Витовта, при Сигизмунде, в Литве началось «жестокое гонение и притеснение православных» со стороны усилившихся там католиков, как свидетельствует польский историк Кромер 326 (стр. 106). Но гораздо большая опасность православию шла с запада, где составлялся Флорентийский собор и замышлялась уния 327 . «В сие дело надлежало вмешать и всероссийскую церковь »; в Константинополе с этою целию избирают Исидора, «преданного папе», который в качестве, представителя русской церкви и приеутствовал на соборе 328 . Возвращаясь с собора, он «принятый с честию в Киеве» (стр. 107), вовсе не был принят в Москве, и там соборне низложен «за предательство». Почему Исидору была оказана честь со стороны киевлян, и всех ли киевлян, или только известной их части, – об этом интересном, предмете Евгений не сказал здесь ни слова 329 . Он скорее спешит уверить читателя, что всероссийская иерархия и вел. русский князь ни мало не были причастии унии; эту непричастность Великороссы униатским тенденциям автор, как мы и выше видели, нарочно подчеркивает и всю вину сваливает, и справедливо, на восток и запад (ср. стр. 143). Его настойчивость в данном и других подобных случаях вполне естественна и понятна, так как польские историки уклонение русских от принятия католичества или унии считают заблуждением, и, наоборот, усвоение того или другой – результатом раскаяния и исправления ранее допущенной ошибки (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010