Нежный Александр. Оставаясь в области достоверной истории...//Огонек. 17.10.1992, 42-43. Политическая хроника: Валерий Балабанов. Нам пишут из Москвы...//Наша страна. 17.10.1992, 2202. Политическая хроника: Судят за цитату. Нам пишут из Москвы...//Наша страна. 17.10.1992, 2202. Назаров Михаил. Миссия Русской эмиграции. Том I. Ставрополь, Кавказский край, 1992. Подписано в печать 20.10.1992. Политическая хроника: о. Bлaдuмip Гамарис. Нам пишут из Москвы...//Наша страна. 24.10.1992, 2203. Политическая хроника: Евреи в Царской России. Нам пишут из Иерусалима...//Наша страна. 24.10.1992, 2203. Потапова Надежда. Екатеринбургская газета " На смену! " сообщает о коммерческих структурах, торгующих информацией об останках семьи Романовых//ИТАР-ТАСС. 28.10.1992. Политическая хроника: Отклик на газету. Нам пишут из Москвы...//Наша страна. 31.10.1992, 2204. Политическая хроника: Кто мстит Дитерихсу. Нам пишут из Москвы...//Наша страна. 31.10.1992, 2204. Политическая хроника: Белибердоносец. Нам пишут из Новониколаевска...//Наша страна. 31.10.1992, 2204. Лоренс Эдди. Генное расследование началось//Мегаполис-экспресс. 1992, октябрь, 40. Кирсанова Наталия. Последний путь последнего Царя//Эхо планеты. 1992, октябрь, 40. В Сербии чтут Николая//Культура. 1992, октябрь, 25. Вулых К.Ф. У нас Юровских не нашлось//Культура. 1992, октябрь, 25. Черепанов О. Символ покаяния//Культура. 1992, октябрь, 25. Призваны из Костромы//Неделя. 1992, октябрь, 43. Близится к завершению идентификация останков членов Царской Семьи, расстрелянных большевиками летом 1918 года//ИТАР-ТАСС. 05.11.1992. Политическая хроника: Храм на крови. Нам пишут из Екатеринбурга...//Наша страна. 07.11.1992, 2205. Политическая хроника: Н.Н.Протопопов. На пишут из Санта-Розы...//Наша страна. 14.11.1992, 2206. The hour has come: let the bones speak//Daily Telegraf. 21.11.1992. No bones.//Daily Telegraf. 25.11.1992. Гридина Л., Гранцев Д. Последние данные о гибели Романовых (Интервью с В.И.Плаксиным из " АиФ " )//Новое русское слово. 25.11.1992. 12 273.

http://religare.ru/2_47504.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Том 1 Том 2 Том 3 Том 5 Содержание Предисловие Введение к тому 1. «Бертинские анналы» (середина IX в.) 2. Послание франкского императора Людовика II византийскому императору Василию I (871 г.) 3. «Баварский географ» («Описание городов и областей к северу от Дуная») (вторая половина IX в.) 4. «Раффельштеттенский таможенный устав» (904/6 г.) 5. Лиудпранд Кремонский. «Книга возмездия» («Антаподорис») (949 г.) 6. Грамота германского императора Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии (968 г.) 7. Регинон Прюмский. «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.) 8. Грамота польского князя Мéшка I папскому престолу («Dagome iudex») (около 990 г.) 9. Иоанн Диакон «Венецианская хроника» (рубеж X–XI вв.) 10. Бруно Кверфуртский. Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) 12. «Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) 13. Адемар Шабаннский. «Хроника» (около 1030 г.) 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) 15. «Барийские анналы» (1040-е гг.) 16. Випон. «Деяния императора Конрада» (1040/6г.) 17. Глосса на псалтири Одольрика Реймсского («Реймсская глосса») (середина XI в.) 18. «Хильдесхаймские анналы» (1060-е гг.) 19. «Альтайхские анналы» (около 1075 г.) 20. Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) 22. Адам Бременский. «Деяния гамбургских архиепископов» (1070-е гг.) 23. «Песнь об Анноне, архиепископе кёльнском» (около 1080 г.) 24. Бруно «Книга о саксонской войне». (1080-е гг.) 25. Сигеберт из Жамблу «ХРОНИКА» (1082–1112 гг.) 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) 27. «Аугсбурские анналы» (начало XII в.) 28. Лев Марсикан (Остийский) «Хроника монтекассинского монастыря» (начало XII в.) 29. Галл Аноним «Хроника и деяния польских князей» (1107–1113 гг.) 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пер. Л.А. Самуткиной Вступительная статья Традиционный в средневековой историографии жанр всемирной хроники берет начало в ранневизантийской хронистике VI–VII веков 1 . Всемирная хроника начиналась с пересказа библейской Книги Бытие и завершалась современными автору событиями. Современник Юстиниана Великого сириец Иоанн Малала и неизвестный автор «Пасхальной хроники», доведенной до 630 г., первыми разрабатывали основы христианского жанра, заложенного еще в позднеантичный период хронистами Юлием Африканом и Евсевием Памфилом . Анонимная хроника, известная как Пасхальная хроника, а также как Александрийская хроника, Константинопольская хроника, Сицилийские фасты, обязана своим именем знаменитому французскому филологу Дюканжу (1610–1668), который назвал ее так по пасхальным таблицам, начертанным на обратной стороне двух листов содержащей ее рукописи. «Пасхальная хроника» состоит из Пролога и Эпитомы времен, которая носит название «Эпитома времен от первозданного человека Адама до двадцатого года царствования Ираклия Благочестивейшего, девятнадцатого года после его консульства, восемнадцатого года царствования его сына Ираклия Нового Константина, третьего индиктиона». Текст хроники представлен одной греческой рукописью XI века, известной как Ватиканский кодекс 1941 (Vat. gr. 1941), и несколькими ее списками XVI в. Хотя рукопись ограничена четырьмя листами спереди и тремя сзади, у нее отсутствует начало и конец. Хроника обрывается описанием событий 628 г. В середине Ватиканский кодекс имеет несколько лакун, объемом от одного листа до нескольких. Текст начинается с цитаты Филона Александрийского о времени иудейской Пасхи. Далее в Прологе анонимный хронист рассуждает о вычислении точной даты христианской Пасхи и других церковных праздников. Автор дает некое подобие истории пасхалий. Он приходит к следующему выводу: «Итак, так как мы не нашли кем-либо начерченный праздничный цикл на 532 года, во всем согласующийся с богодухновенным Писанием и с безукоризненно справляемыми праздниками в святой Божьей кафолической апостольской церкви, ...мы решили, что есть необходимость составить праздничный цикл на 532 года, во всем согласный с богодухновенными Писаниями и с безошибочными традициями богоносных отцов, с правильно справляемыми праздниками во всех святых Божьих церквях» (D.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Политическая хроника: " Воплощение нации "http://Наша страна. 29.09.1990, 2095. Николай II. Поезд последнего русского императора//Военно-исторический журнал. 1990, сентябрь, 9. Марков А. Восспоминания о расстреле великого князя Михаила//Совершенно секретно. 1990, сентябрь, 9. Звездочкин Алексей. Реликвии дома Романовых//Союз. 1990, сентябрь. Буранов Ю., Миркина И., Хрусталев В. Судьба Михаила Романова//Вопросы истории, 1990, сентябрь, 9. Буранов Ю., Хрусталев В. Похищение претендента. Неизвестный дневник Михаила Романова//Совершенно секретно. 1990, сентябрь, 9. Радзинский Э.С. Об убийстве Царской Семьи//Огонек. 1990, сентябрь, 38. Родионов Антоний. Духовный импульс. О выставке " Царский архив "http://Отчизна. 1990, сентябрь. Анисов Л.М. Следственное дело Николая Соколова//Литературная Россия. 05.10.1990, 40. Мещерский Валерий. Масонская грязь//Наша страна. 06.10.1990, 2096. Политическая хроника: Слет монархистов//Наша страна. 06.10.1990, 2096. Политическая хроника: " Целая семья "http://Наша страна. 06.10.1990, 2096. Политическая хроника: Народное почитание//Наша страна. 06.10.1990, 2096. Политическая хроника: Тип цареубийцы//Наша страна. 06.10.1990, 2096. Соколов Н.А. Убийство Царской Семьи. М., Советский писатель, 1990. Подписано в печать 10.10.90. Политическая хроника: До и после полуночи//Наша страна. 06.10.1990, 2096. Политическая хроника: Еще о молебне//Наша страна. 06.10.1990, 2096. Мещерский Валерий. Близкое и родное//Наша страна. 06.10.1990, 2096. Представление " Радонежа "http://Литературная Россия. 12.10.1990, 41. Политическая хроника: Не расстрел//Наша страна. 13.10.1990, 2097. Победа Царя//Наша страна. 13.10.1990, 2097. Распутин-Новый Григорий. Великие дни торжества в Киеве!//Русская старина 1 (Альманах). М., " Возрождение " , 1990. Подписано в печать 16.10.1990. Юсупов Феликс, князь. Конец Распутина. Воспоминания (фрагменты)//Русская старина 1 (Альманах). М., " Возрождение " , 1990. Подписано в печать 16.10.1990. Мачульская Н. За Веру, Царя и Отечество//Молодежь Эстонии. 23.10.1990.

http://religare.ru/2_47504_1_21.html

Перечень таких хроник находим у немецкого ученого Крумбахера. Русь использовала следующие хроники: 1 . «Хроника Иоанна Малалы» – Иоанн Малала (491 – 578), ритор, клирик Антиохийской Церкви. В 532 году переехал в Константинополь, где и написал свою хронику. Хроника включала историю от древнегреческих мифов до императора Юстиниана Великого . Прежде всего нравоучительные сочинения. На славянский язык переведена в X веке в Болгарии. 2 . «Хроника Григория Амартола», составлена в IX веке византийским монахом Григорием. В ней описана история от сотворения мира, до 842 года. В X веке эта хроника была восполнена Симеоном Логофетом и переведена в 942 году. Состоит из 4-х книг: – 1-ая книга, до Александра Македонского; – 2-ая книга, до Юлия Цезаря; – 3-ая книга, до крещения Константина Великого ; – 4-ая книга, «Временник о христианских царях»; 3-ая и 4-ая – были книги богослужебного содержания. Славянский перевод был сделан в XI веке. 3 . «Хроника Григория Синкелла», составлена в XI веке секретарем патриарха Тарасия, Григорием Синкеллом. Содержит историю от Адама до Диоклетиана. Русский перевод был составлен в XI веке. Повлияла на Толковую палею. 4 . «Хроника Симеона Логофета », была составлена в X веке а болгарский перевод в XIV веке. 5 . «Хроники Иоанна Зонары», от сотворения мира до Uoahha II Комнина. В 1170 году был сделан славянский перевод в Болгарии. Использовалась при составлении «Русского Хронографа». 6 . « Хроника Константина Манассии», написана в стихотворной форме. В XIV веке переведена в Болгарии. На Руси с XVI века. В ней излагалась всемирная история, ¾ ее вошли в «Русский Хронограф». 7 . «Летописец Вскоре», патриарха Никифора. История от Адама до 829 года. Здесь переведены списки восточных патриархов, переведен в Болгарии в X веке. Все эти хронографы входили в различные русские сборники. § 7. Естествознание в святоотеческих творениях и сочинениях В основном это творения, описывающие 1-ю и 3-ю главы Книги Бытия. В святоотеческих творениях появляется естественно-научная струя.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

4744. ИВАНОВ М., проф. Поездка в Рим. – 1989, 3, 58. 4745. ИННОКЕНТИЙ, игум. Международный симпозиум в Бергамо, посвященный священнику Павлу Флоренскому. – 1989, 3, 59. 4746. ОТВЕТНАЯ телеграмма Папы Иоанна Павла II Святейшему Патриарху Пимену. (Благодарит за поздравления). – 1989, 5, 6. 4747. ХОРОШЕВИЧ И., прот. Визит кардинала Юзефа Глемпа в Белоруссию. – 1989, 5, 48. 4748. ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Крещения Руси в Алжире. (Хроника). – 1989, 8, 62. 4749. ПРАЗДНОВАНИЕ Рождества Христова в инославных приходах Ленинграда. (Хроника). – 1989, 8, 62. 4750. ВИЗИТ в Советский Союз кардинала Люстиже, архиепископа Парижского. – 1989, 10, 55. 4751. СЕМИНАР в Варшаве. (Хроника). – 1989, 10, 58. 4752. АВГУСТИН, архим. Близкая далекая Индия. – 1989, 11, 63. 4753. ВСТРЕЧА с Папой Иоанном Павлом II. – 1990, 1, 34. 4754. ВИЗИТ в Италию. – 1990, 3, 13. 4755. КИРИЛЛ, архиеп. Телеграмма Высокопреосвященнейшему Иоанну кардиналу Виллебрандсу (по случаю оставления с поста председателя Совета по содействию христианскому единству). – 1990, 3, 67. 4756. ЧАПЛИН В. Молитва и богословский диалог. – 1990, 4, 61. 4757. ЛЕКЦИИ в ФРГ. (Хроника). – 1990, 7, 63. 4758. ИННОКЕНТИЙ, игум. Взаимосвязь западных форм христианского благочестия и русской религиозности. – 1990, 10, 56. 4759. ФИЛАРЕТ, митр., КИРИЛЛ, архиеп. Соболезнования Рижской Курии (по случаю кончины Юлиана кардинала Вайводса). – 1990, 11, 64. 4760. КОЛЫМАГИН Б. Издание Нового Завета-в дар Русской Православной Церкви. – 1991, 3, 31. 4761. ВИЗИТ епископа Марка Херли. (Хроника). – 1991, 6, 63. 4762. ВИЗИТ прелата д-ра А.Рауха. (Хроника). – 1991, 8, 62. 4763. ВИЗИТ Ганса Германа Генриха. (Хроника). – 1991, 10, 63. 4764. MYXIH Г. Выставка издательства “Жизнь с Богом” в Москве. 1991, 11, 58. 4765. ЗАЯВЛЕНИЕ о специальной ассамблее Синода епископов Римско-Католической Церкви по Европе. – 1992, 1, 11. 4766. ЗАЯВЛЕНИЕ православного духовенства и верующих города Самбора Львовской епархии. – 1992, 1, 12. 4767. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 18 февраля 1992 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

527 . Хроника 1913 А=Хроника. ПЦВ. 1913. 11. 528 . Хроника 1913 Б=Хроника. ПЦВ. 1913. 13. 529 . Хроника 1913 В=Хроника. ПЦВ. 1913. 14. 530 . Цензоры=Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г., Фут И.П. Цензоры Санкт-Петербурга (18041917): Аннотированный список. Новое литературное обозрение. 2004. 5 (69). С. 364394. 531 . Цехновицер=Цехновицер О.В. Празднества революции. Л., 1931. 532 . ЦПШ=Церковно-приходская школа. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 84, 3 августа. С. 3. 533 . Чистович= Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. СПб., 1899 [Репринт: М., 1997]. 534 . Чумаченко. Государство.=Чумаченко Т.А. Государство, Православная церковь , верующие. 19411961 гг. М., 1999. 535 . Шилов=Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской Империи. Главы высших и центральных учреждений, 18021917: Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. 536 . Шкаровский 1995=Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и советское государство в 19431964 годах: От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995. 537 . Шкаровский 1999=Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. 538 . Шкаровский 2003=Шкаровский М.В. Александро-Невское братство, 19181932 годы. СПб., 2003. 539 . Шлеев=Шлеев С.И., свящ. Единоверие в своем внутреннем развитии (В разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев). СПб., 1910. 540 . Шмеман= Шмеман А. Д., протопресв. Беседы на Радио «Свобода». М., 2009. Т. 1. 541 . Штриккер=Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (19171991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М., 1995. Кн. I. 542 . Эндека=Эндека А.П., прот. Где нет сектантства. ВСС. 1927. 1 (14). С. 1314. 543 . Энциклопедия Слова=Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. СПб., 1995. Т. 3. 544 . Эфрон=Эфрон (Литвин) С.К. Миссионеры и начетчики. М., 1908. 545 . Юдин А.=Православие и католичество: от конфронтации к диалогу: Хрестоматия. Сост. А. Юдин. М., 2001. 546 . Юдин Н.=Юдин Н.И. Чуриковщина (Секта «трезвенников»). Л., 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Козьма Пражский «Чешская хроника» (около 1119–1125 гг.) 32. «Генеалогия Вельфов» И «История Вельфов» (около 1125/6 и около 1170 г.) 33.«Перенесение св. Годехарда хильдесхаймского» (вскоре после 1132 г.) 34. Теофил Пресвитер «О различных искусствах» (1111/40 г.) 35. Жеффрей Гаймар «История англов» (1135/8 г.) 36. Перенесение руки св. Стефана Первомученика (добавление к «Цвифальтенской хронике» Ортлиба) (1141 г.) 37. Вышеградское продолжение «Чешской хроники» Козьмы Пражского (около 1141 г.) 38. Матфей, епископ краковский. Послание к Бернарду Клервоскому (около 1148 г.) 39. «Анналы монастыря св. Дисибода» («Дисибоденбергские анналы») (около 1147 г.) 40. Альберт Ахенский «Иерусалимская история» (первая половина XII в.) 41. «Анналы монастыря Святого Креста» («Свентокшиский рочник») (первая половина XII в.) 42. Генрих «Суммарий» (не позднее середины XII в.) 43. «Пегауские анналы» (середина XII в.) 44. «Хроника императоров» (около 1150 г.) 45. «Саксонский анналист» (около 1150 г.) 46. Оттон Фрайзингенский «Хроника» («История о двух градах») и «Деяния императора Фридриха», продолженные Рахевином (1146/57 и 1158–1160 гг.) 47. Херборд «Беседа о житии Оттона Бамбергского» (1159 г.) 48. Грамота Кёльнского архиепископа Райнальда городу Медебаху (1165 г.) 49. Винцентий Пражский «Анналы» (около 1170 г.) 50. Хельмольд из Бозау «Славянская хроника» (до 1177 г.) 51. Вкладная книга монастыря св. Эммерама в Регенсбурге (запись 1179 г.) 52. «Магдебургские анналы» (1170–1180-е гг.) 53. Грамота германского императора Фридриха I Барбароссы городу Любеку (1188/1226 г.) 54. «Житие св. Мариана Ирландца» (1180-е гг.) 55. Грамота Штирийского герцога Оттокара IV о таможенных порядках в городе Энсе (1191/2 г.) 56. Грамота Австрийского и Штирийского герцога Леопольда V регенсбургскому купечеству (1192 г.) 57. Магистр Винцентий (Кадлубек) «Польская хроника» (конец XII – первая четверть XIII в.) 58. «Саксонская всемирная хроника» (около 1229 г.) 59. Торговый и таможенный устав австрийского и штирийского герцога Леопольда VI (1198/1230 г.) 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав чтений периода триоди цветной Иерусалимского Устава совершенно совпадает с таковым же Алексеевского и Евергетидского, поскольку последние здесь тождественны, но гораздо беднее их. Иерусалимский Устав ни в одном списке не имеет указанных в Алексевско-Евергетидском списке нарочитых чтений – слов – на недели мироносиц и св. отец Никейских. На несколько других праздников хотя и указываются особые специальные чтения, но разногласие списков свидетельствует, что в первоначальном тексте Устава их не было. Так, в неделю Антипасхи 328, кроме слова Григория Богослова на обновление по 6 п. канона, указывает еще на кафизмах – бослова ёже похвалное и еже отъ иоа к конець кнгъ (л. 255). Под «похвальным от Богослова», конечно, разумеется то же слово на обновление, а под чтением от Иоанна – толкование Златоуста на евангелие дня. Но самое повторение указания на слово Григория свидетельствует, что вся эта тирада, имеющаяся только в 328, есть не совсем удачное дополнение первоначального текста. На Вознесенье 328 (л. 264) указывает на полиелее, вместо помеченного в Алексеевском Уставе слова Златоуста, – чте похвальное гна андреа, т. е. слово Андрея Критского , и по 3 п. – чте пра ; греч. 380 (л. 192) и слав, 242 и 244 дополняют это указание – «и прочих», т. е. авторов; 1458 поясняет последнее выражение – и златстаго. И дамаскина (л. 173), но 445, 239 и 336 имеют только общее указание – чтение, греч. 456, 491 (л. 164), 381 (л. 169), П. Т. (л. 94) вовсе не отмечают чтения. В субботу пред Пятидесятницей слав. 445, 239, 336, 242, 244, 9 имеют условно: чтеа. Аще сут 239, л. 305); 332 Синод, библиотеки – чтемъ же и слова о усопшихъ (л. 187), но греч. 491 (л. 166), 380 (л. 172 об.), П. Т. (л. 95) и слав. 328 указания чтения здесь вовсе не имеют; не имеет его и текст 456, однако на поле этого списка находится позднейшая вставка, указывающая для чтения слово Дамаскина о усопших, положенное Алексеевским Уставом в субботу сыропустную, а Евергетидским в мясопустную – ες τν ρθρον ναγινσκομεν λγον το Δαμαβχηνο ες κοιμηθντας 810 . На Пятидесятницу, корме слова Григория, слав. 1458 (л. 177), 242 и 244, согласно греч. 380 (л. 194 об.) и 488 (л. 272), указывают: в сло. и. В днь на двое , т. е. 50-е слово толкования Златоуста на евангелие Иоанна на две части 811 ; греч. 456 (л. 131) имеет указание на это чтение только на поле, а 491 (л. 166), 381 (л. 172 об.) и П. Т. (л. 95) его вовсе не имеют. В неделю всех святых только 456 (л. 133) имеет позднейшую вставку на поле: λγος το Χρνσοστμου ες τ Πανυγηρικν τ μγα – слово Златоуста в великом Панигириконе. За исключением всех этих наслоений первоначальный состав чтений периода триоди цветной Иерусалимского Устава оказывается в следующем несложном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Чтобы стяжать смирение, нужно «возжелать его всей душой» (ср. с. 328), зная, что, хотя в своей наивысшей форме оно познается только по благодати Духа Святого и является наивысшим даром Божьим, его «возможно привлечь к себе» (с. 328). Преподобный Силуан хорошо осознает этот парадокс: «И как могу я просить того, чего не знаю?» (с. 352). И разрешает его так: «Немного понятия все мы имеем, и Дух Святой всякую душу движет искать Бога» (с. 328). Еще одно фундаментальное условие научиться у Бога подлинному смирению – познать смирение Христово Духом Святым – смиряться самому (см. с. 324–326, 356, 458–460, 501, 517), то есть принижать себя (см. с. 517–518). По этой причине «всю жизнь святые смиряли себя и боролись с гордостью. И я смиряю себя день и ночь...» (с. 304; ср. с. 459–460). Человек смиряется и получает от Бога благодать подлинного смирения, считая себя худшим из всех людей (это – общее положение в учении всех святых отцов 451 ): «... мы должны считать себя хуже всех, и тогда Господь даст тебе, даст и нам познать Христово смирение Духом Святым» (с. 305; ср. с. 463). По этой причине «смирение Христово в меньших обитает», ибо «они рады, что они меньше» (с. 326). Кроме того, человек смиряется, укоряя себя самого (см. с. 463), считая себя недостойным небесных благ и полагая себя осужденным на адские мучения (см. с. 464, 517–518). Христос Сам учит Силуана стяжать смирение радикальным методом, давая ему заповедь: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» (с. 324, 453; ср. с. 357, 433) 452 . Понятно, что в свете вышесказанного «память смертная» является бесценной помощью в том, чтобы стать смиренным (см. с. 330–331). Испытания, которые человек встречает в жизни, могут тоже оказать помощь, так как они побуждают людей, чтобы они «познали немощь свою» (с. 331). На более элементарном уровне смирение можно стяжать, избегая людских похвал и уходя от тщеславных помыслов, а также осознав губительные последствия гордыни (см. с. 326–327). Смирение прежде всего должно быть испрошено у Бога в молитве (см. с. 326, 460–461). «О, как надо просить Господа, чтобы Он дал душе смиренного Духа Святого» (с. 328). И отсюда – молитва: «Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения» (с. 327). Но нужно еще просить молитв у братии (см. с. 329) и прибегать к заступничеству святых (см. с. 326, 329).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010