Что это за монастырь Оптина пустынь? – Возникновение обители теряется в глубоком прошлом. По тёмному преданию, она основана покаявшимся и принявшим иночество предводителем разбойничьей шайки Оптом три столетия слишком тому назад. Почти до самого начала XIX-ro столетия Оптина пустынь была маленьким монастырём. Но со времени митрополита Московского и Калужского Платона она, почти разорённая в прежние годы, восстановлена в новом виде. Стараниями новоназначенного настоятеля о. Авраамия 75 и заботами Владыки Оптина пустынь возродилась. В ней установились строгие порядки новой жизни, так что Калужские архипастыри часто представляли в пример другим обителям Оптинские порядки 76 . В управление Калужской епархией преосвященного Филарета 77 , любившего всею душою монашество и особенно пустынное, Оптина пустынь возвысилась ещё более. Так, именно в это время 78 был введён в Оптиной пустыни строгий устав общежительного монастыря, писанный для Коневской обители, «Св. Синодом рассмотренный и для подражания во все епархии Российской церкви разосланный» 79 ; невдалеке от обители был устроен скит во имя св. Иоанна Предтечи, первого новоблагодатного пустынножителя, где с самого его основания и поныне живёт особенный, истинно христианский, иноческий дух; наконец, Филарет же, накануне своего удаления из Калуги в Рязань, определил настоятелем пустыни начальника скита, иеромонаха Моисея, которого преемник Филарета, преосв. Григорий 80 утвердил йотом строителем. С 1826, по 1839 год, когда прибыл в Оптину пустынь Александр Михайлович Гренков, прошло целых 13 лет мудрого управления обителью о. Моисеем. За этот период сей поистине замечательный человек успел уже положить твёрдые основы того особенного оптинского иноческого духа, который пред своею смертью он передал своему преемнику, о. Исаакию, беседуя с ним на смертном одре о любви к Богу и ближним 81 и который теперь отличает Оптинскую обитель от всех прочих. Главное, что уже успел сделать к тому времени о. Моисей, это было введение им в обители, так называемого, старчества. Отец Иларион Троекуровский прямо благословил Александра Михайловича идти в Оптину пустынь ради старцев; придя в пустынь, он, действительно, стал под руководство старцев; наконец, после их смерти ему Господь сподобил самому быть их преемником и носителем святых преданий старчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Знаменитая Глинская Рождество-Богородицкая пустынь основана в начале XVI века в 160 км от Курска на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В течение почти пяти столетий пустынь является могучим центром духовного просвещения. Просветительная деятельность обители многогранна, действенна и поучительна для потомков. За несколько веков пустынью накоплен огромный опыт в этой области. Обитель издавна славилась своей миссионерской, издательской деятельностью, борьбой с сектантством, ересями, большим вкладом в дело народного просвещения и образования. Поэтому изучение ее богатых традиций столь важно сегодня. Святые Русской Православной Церкви, архиереи, известные церковные историки издавна отмечали огромное нравственное влияние этой обители. Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой духовной жизни», алтайский миссионер преподобный Макарий (Глухарев) – «школой Христовой, светлейшей точкой на земле», архиепископ Ювеналий (Половцев) – «идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига», митрополит Антоний (Храповицкий) – «лучшей обителью», а Глинских старцев – «украшением монашества». 3 Святитель Филарет (Дроздов) писал, что «Глинская пустынь процветает благодатью». 4 Глинская пустынь поставлена на первое место в определении Поместного Собора Русской Православной Церкви (6 – 8 июня 1988 года), посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, при канонизации преподобного Паисия Величковского : «Русская школа старчества, возрожденная на протяжении всего XIX века и позднее, приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской, Оптиной и в других монастырях и пустынях...». 5 В житии преподобного Паисия сказано, что известная Глинская пустынь была продолжательницей духовного наследия старца Паисия и вместе с Оптиной «определяла духовное возрождение русского народа в XIX веке». 6 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называет Глинскую пустынь монастырем особой духовной судьбы и значения. 7 Что же лежало в основе того огромного духовного потенциала обители, за который ее и назвали «школой Христовой»?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

950 . Афанасьев В. Супруги Киреевские в их отношении к Оптиной Пустыни: (Одна из забытых страниц русской культуры)//Лит. учеба. М. 1996. 3. 188–216. 951 . Беловолов Геннадий, свящ. Оптинские предания о Достоевском//Достоевский Ф. М. Собр. соч. СПб. 1997. 14. 301–312. 952 . Беловолов Г. Иоанн Кронштадтский и Оптина Пустынь//Подъем. Воронеж 1999. 11. 186–194. 953 . Благословенная Оптина: Воспоминания паломников об обители и ее старцах. Оптина Пустынь; М. 1998. 301. Оптина Пустынь 2000. 954 . Богданов Д. П. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей//Истор. вестник. 1910. 92:10. 330. 955 . Бьянки Энцо. Оптина пустынь и русское старчество//ЦиВ 2002. 4(21). 123–128. 956 . Ганичев В. Оптина//Москва. 1998. 12. 212–219. 957 . Голиков А. Оптина пустынь в истории русского монашества XIX века//ХЧ 1899. 17. 140–156. 958 . Горбачук Георгий, прот. Образы преподобных оптинских старцев в дневниках, записках и очерках С. А. Нилуса//ЦиВ 2002. 4(21). 138–155. 959 . Добров В. Константин Леонтьев в Оптиной Пустыни и у стен Троице-Сергиевой Лавры//Лит. учеба. М. 1996. 3. 129–140. 960 . Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев: Симфония. 1–2. Оптина пустынь 2001. 961 . Е., послушник. Оптина возрождается//Ясная Поляна. 1991. 4. 26–32. 962 . Е. В. [Ераст (Вытропский), иером.] Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). [Сергиев Посад]; Оптина Пустынь 1902. 221. [Изд., «выпущенное самою пустынью» (В. В. Розанов ) и достоверно излагающее мн. события и эпизоды деятельности опт. старцев]. 963 . Евлогий (Смирнов), архиеп. Духовное наследие оптинских старцев//ЦиВ 2002. 4(21). 129–137. 964 . Житие священномученика архимандрита Исаакия. Оптина Пустынь 1996. 127. 965 . Жития преподобных старцев Оптиной Пустыни. Джорданвилль 1992. (с измен.): Преподобные старцы Оптиной Пустыни: Жития – чудеса – поучения. М.; Рига 1995. 416. же: М. 2001. 966 . Ильинская А. Мученики и исповедники. Судьбы оптинской братии и шамординских сестер в годы советской власти//ЖМП 1991. 11. 28–32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В марте 1818 года иеромонах Тимон по болезни был освобожден от должности строителя обители. Стремясь к уединенной подвижнической жизни, преподобный сначала перешел в Высокогорскую Вознесенскую пустынь близ Арзамаса, а затем совершил паломничество к святыням Русского Севера. Именно тогда он впервые посетил Николо-Надеевскую пустынь Костромской епархии – и, всей душой полюбив это место, твердо решил перейти сюда на жительство. Преподобный Серафим благословил намерение отца Тимона, произнеся при этом знаменательные слова: «Сей плоды, да расцветут цветы». Весной 1825 года преподобный Тимон переселился в Надеевскую пустынь. Здесь, в 10 верстах от обители, он выкопал землянку и устроил в ней келью, где проводил жизнь в подвигах поста, молитвы и богомыслия на протяжении семи лет, посещая Надеевскую пустынь лишь по воскресным и праздничным дням для совершения богослужений. Но в начале 1832 года Господь сподобил преподобного Своего явления, повелев старцу приступить к возобновлению Надеевской пустыни – которая, приписанная к Троицкому Кривоезерскому монастырю, тогда находилась в ветхом состоянии, не имея даже постоянной братии. Жизнеописание старца так передает слова, обращенные Господом к преподобному: «Не ужасайся, старец, а сотвори то, что Я повелю тебе. Иди в пустынь угодника Моего святителя Николая Чудотворца, в которой спасались некогда многие иночествующие, и возобнови ее для жительства вновь иночествовать имеющим по тебе в последующие годы». Чем дольше преподобный размышлял о том, как возобновить Надеевскую пустынь, тем более это дело казалось невозможным для него – и по возрасту (старцу к тому времени исполнилось 65 лет), и по слабости телесных сил, и по отсутствию материальных средств для начала работ. Но однажды, когда отец Тимон предавался подобным скорбным раздумьям, ему в легком сне явился святитель Николай и с любовью сказал: «Что ты скорбишь, старец, о таком деле, которое совершенно зависит от воли Божией? Неужели Господь, благоволивший избрать тебя для исполнения воли Своей, не силен помочь тебе? Вот ты посмотри, что для тебя при мне имеется». С этими словами святитель Николай показал преподобному мешок, полный золота, и тотчас стал невидим. Сомнения, долго томившие отца Тимона, после этого явления рассеялись; твердо уповая на помощь Божию, он стал готовиться к воссозданию пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=24186

Святынями обители являются Нерукотворный образ Спаса и Казанская икона Богоматери. Первая икона осталась совершенно неповрежденной во время пожара, истребившего городскую башню, в которой была поставлена эта икона. Народ чтит святую икону и молится перед ней. При этом многие болящие получали по вере своей исцеление. Другая особенно чтимая Казанская икона Богоматери явилась в роднике, на Ключевском поле. В 1848 г., когда холера свирепствовала в городе Алатыре, эта икона была обнесена с молебным пением вокруг города, и на другой же день холера прекратилась. В память этого события совершается ежегодно 9 августа крестный ход вокруг города. Архив и библиотека монастыря имеет не мало ценных исторических памятников. В 1906 г. обитель сильно пострадала от пожара; почти весь монастырь выгорел. С помощью Божией монастырские здания начали теперь восстанавливаться. Управляет обителью архимандрит. Алатырская Свято-Духовская пустынь при Алатырском Троицком монастыре. Находится эта пустынь в 2 в. от г. Алатыря. Время основания ее относится в XVII веку. Вследствие разорения она была в 1727 году закрыта. При пересмотре штатов (1764 г.) ее упразднили, а затем приписали к Алатырскому Троицкому монастырю, в ведении которого она находится и в настоящее время. В пустыни два храма: холодный – в честь Св. Духа – теплый – во имя Св. Иоанна Воина. Управление игуменское. Ключевская пустынь при Алатырском Свято-Троицком монастыре. Кроме Свято-Духовской пустыни, к Алатырскому Троицкому монастырю приписана еще Ключевская пустынь, находящаяся в 18 вертах от уездного города Алатыря. Именуется Ключевской она потому, что находится на ключе, в котором, по преданию, явилась чудотворная Казанская икона Богоматери. Пустынь основана во второй половине XVIII столетия. В ней один храм в честь Казанской иконы Богоматери. Для приезжающих поклониться чудотворной иконе устроено помещение. Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь в Корсунском уезде. В 75 верстах от уездного города Корсуна, при реке Самородке, впадающей в Барышь, расположена Жадовская необщежительная мужская пустынь. Местоположение ее очень красивое: она стоит на горе, среди леса; у подошвы горы течет названная река и ключ с прекрасной водой. Называется пустынь Жадовской по имени соседнего села Жадовки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Житие священномученика архимандрита Исаакия [II]/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни/Сост. игум. Дамаскин (Орловский): Письма преподобноисповедника Рафаила [Шейченко]. Оптина пустынь, 2008. Записи старца Никона (Беляева) в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству»//Даниловский Благовестник. М., 1995. 7. С. 52–67. Записки священника Сергия Сидорова. М., 1999. Зеленская Г. Архимандрит Леонид (Кавелин) . К 100-летию со дня преставления//Глаголы жизни. М., 1991. 1. С. 30–34. Иоанн (Снычёв), митр. Митрополит Мануил Лемешевский . СПб., 1993. Карагандинский старец преподобный Севастиан/Сост. В. Королёва. М., 2002. С. 381–382. Киево-Печерский духовник иеросхимонах Антоний//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. Оптина пустынь, 1994. (Репр. с изд.: М., 1909). С. 293–316. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М., 1911. Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М., 2002. Климент (Зедергольм) , иером. Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского (1795–1865). Оптина пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. с изд.: М., 1870). Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Троице-Сергиева Лавра; Владимир, 1995. (Репр. с изд.: Джорданвилль, 1970). Корольков А. Пророчества Константина Леонтьева . СПб., 1991. Котельников В. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной). СПб., 1994. Леонид (Кавелин) , архим. Житие Оптинского старца Макария. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. изд.). Леонид (Кавелин) , архим. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, (Репр. с 3-го изд.). Леонид (Кавелин) , иером. Иеросхимонах Иоанн Оптинский [Малиновский]//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. Оптина пустынь, 1996. (Репр. с изд.: М., 1909). С. 65–69. Леонид (Кавелин) , иером. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борок. Борковская Троице-Николаевская пустынь. Храмы монастыря: Другие постройки монастыря: План составлен А.В.Богдановым Карта и ближайшие объекты БОРОК, ПУСТЫНЬ БОРКОВСКАЯ ТРОИЦЕ-НИКОЛАЕВСКАЯ, 2-я пол. 18 2-я пол. 19 в. Расположенная в 1 км от Холуя на левом низком берегу р. Теза пустынь основана ок. 1650 г. по завещанию князя Д.М. Пожарского его сыном И.Д. Пожарским. Первоначально все постройки были деревянными, и по главному храму пустынь именовалась Борковской Николаевской. После пожара в сер. 18 в. пустынь в 1764 г. упразднили. Однако уже в следующем году она была возобновлена " тщанием " астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя, который тогда же (1765) на свои средства выстроил теплый каменный храм Троицы. В 1774 г. сооружен летний каменный соборный храм, получивший название Троицкого, а теплый был переименован в Казанский (в связи с этим с 1787 г. пустынь стали называть Борковской Троицкой). В 60-70-е гг. 18 в. из кирпича построены одноэтажный настоятельский корпус и ограда с тремя воротами и башнями на углах. В 1853 г. пустынь сделали общежительной и в ней возвели (до 1868) братский корпус и ряд хозяйственных построек, над настоятельским корпусом надстроили второй деревянный этаж, а к собору пристроили новую трапезную. На рубеже 19-20 вв. соорудили новую монастырскую ограду, а в северной части территории, неподалеку от ворот, поставили еще один жилой корпус, возможно использовавшийся как гостиница. В настоящее время разобраны барабаны с главами храмов, верхний ярус шатровой колокольни Казанской церкви; утрачен ряд хозяйственных построек. Территория сравнительно небольшого монастырского комплекса образует в плане неправильный четырехугольник, вытянутый с севера на юг, с невысокой оградой по периметру (на северной стороне разобрана). Юго-восточный угол участка фиксирует большое Г-образное здание братских келий, а в противоположном углу его композиционно уравновешивают расположенные там хозяйственные строения (конюшня, баня и жилой корпус) кон. 19 - нач. 20 в. В комплексе господствует наиболее крупное здание Троицкого собора, которое возвышается в южной части территории, вытянувшись параллельно ограде. В некотором отдалении, к северу от собора, находится Казанская церковь с колокольней - вертикальной доминантой. Небольшая прямоугольная площадь между храмами, ограниченная с запада настоятельским корпусом, является композиционным центром. На площадь ориентированы их главные, более нарядно украшенные фасады. Северные и главные западные въездные ворота утрачены. Комплекс интересен как образец монастырского строительства 18 в., сохраняющего формы предшествующего столетия.

http://sobory.ru/article/?object=07744

77. Петропавловский монастырь Черниговской епархии. 78. Пятницкая женская община Воронежской епархии. 79. Предтеченская пустынь в городе Кромах. 80. Почаевская Успенская лавра. 81. Ростовский Яковлевский монастырь. 82. Рыхловский монастырь Черниговской епархии. 83. Рославльские скиты Смоленской епархии. 84. Сретенский монастырь в Москве. 85. Симонов монастырь в Москве. 86. Соловецкий монастырь. 87. Саровская пустынь Тамбовской епархии. 88. Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. 89. Серпуховский женский монастырь. 90. Севский девичий монастырь. 91. Софрониева пустынь Курской епархии. 92. Святогорская пустынь Харьковской епархии. 93. Смоленский женский монастырь. 94. Спас-Чекряк, Болхобского уезда, Орловской епархии. 95. Тихвинский монастырь Новгородской епархии. 96. Троицкий монастырь в Киеве. 97. Тихонова пустынь Калужской епархии. 98. Троицкий женский монастырь в Бирске Уфимской епархии. 99. Троице-Сергиева лавра. 100. Устюжский монастырь Новгородской епархии. 101. Усть-Медведицкий женский монастырь Донской епархии. 102. Успенский монастырь в Оренбурге. 103. Уфимский Блоговещенский монастырь. 104. Флорищева пустынь Владимирской епархии. 105. Филиппо-Иранская пустынь Новгородской епархии. 106. Челнская пустынь Орловской епархии. 107. Якутский монастырь. Из сказанного видно, как широк был круг влияния старца Паисия. У нас в России он распространялся на монастыри 35 епархий, причем наибольшее число монастырей, имевших учеников старца Паисия находится в Московской епархии (14); далее следуют: Орловская епархия (12), Калужская (9), Новгородская (7), Владимирская (6), Курская и Смоленская по 5, Олонецкая — 4, Петербургская, Тульская, Воронежская, Оренбургская и Уфимская по 3, Костромская, Псковская, Киевская и Черниговская по 2, и остальные по одному. Настоящая книга была написана в исключительные дни, когда не только в России, но и повсюду идет жестокая борьба против самых оснований христианства. Развивается стремление построить жизнь человечества на иных новых основаниях, которые именуются социалистическими и коммунистическими, но которые правильнее было бы назвать атеистическими и материалистическими. Христианство в течение двух тысячелетий указывало человечеству, что ни в самом человечестве и ни в самом человеке, оторванном от вечного начала жизни, от Бога, нельзя найти истинный смысл и оправдание жизни. Их можно найти только в познании Бога, в единении с Ним и в любви к Нему и в согласовании своей жизни с волею Божиею. Вне этого подчинения воле Божией человеческая жизнь превращается в сплошной хаос озлобленной борьбы и взаимного уничтожения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Серапионова Пустынь, урочище. Скит Серапионова Пустынь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Корсунской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1800 - 1875. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, Козловская сельская Администрация, Свято-Троицкий мужской монастырь Серапионова Пустынь. Троицкая церковь Координаты: 56.307026, 42.034506 Проезд:Церковь находится на территории монастыря на искусственном холме, насыпанном для защиты от паводков р.Клязьма Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В живописных местах Вязниковского заречья среди луговин, болот и стариц реки Клязьмы, под сенью вековых дубов на берегу Троицкого озера расположена Серапионова пустынь, «Пустынька» - так ласково называли её в народе. Кем и когда основана пустынь, точных сведений о том не сохранилось. Существует лишь народное сказание о том, что на этом пустынном и трудно доступном месте вдали от суеты мирской поселился инок схимник Серапион. О земной жизни, молитвенных трудах и подвиге преподобного Серапиона, к сожалению, нам ничего не известно. Первое упоминание о пустыни относится лишь к 1702 году. В этом году, по указу императора Петра I, описывались все монастыри, относившиеся к монастырскому приказу в России. Были описаны и все существовавшие в ту пору вязниковские монастыри. О Серапионовой пустыни сказано: «В Ярополченском стану, Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе, глава обита чешуею деревянною. Крест опаян белым железом, с двух сторон паперти, крыто тесом… Колокольня на столбе, на ней три колокола. В монастыре 13 келий, в них живут: иеромонах Макарий, клирошанин, пономарь, проскурняк да пять старцев. Денежнаго и хлебнаго жалования им не дается, а кормятся именем Христовым, то есть мирским подаянием. Вокруг тое пустыни по ограде 150 сажен, а каменной ограды и башен и пороху и свинцу и воинскаго снаряду и у врат караульных воротников нет, потому что тое пустыни слуг и служебников и крестьян и бобылей нет и приставить в караульные воротники некого» (Из подлинного описания в делах монастырского приказа - 1702г.)

http://sobory.ru/article/?object=07627

Материал с сайта В настоящее время Золотниковская пустынь находится в крайне плачевном состоянии, фактически на грани исчезновения. Сохранились руины 3-х главного Успенского собора (1651), огромной двухэтажной Казанской церкви с трапезной (1657), настоятельский корпус (1806). Из беседы с местным жителем выяснили, что вроде кто-то пытается занятся её восстановлением. Успенский собор выметен, и рядом лежат штабеля собранного старого кирпича. Но учитывая силу разрушений, работы предстоит очень много. Золотниковская Успенская пустынь, заштатная, общежительная, в 5 верстах от железнодорожной станции Якшинской, в 34 верстах от города Суздаля, на берегу реки Золотоструйки. Основана в 1-й четверти XVII века иноком Ионою (Головицыным). Здесь находится явленная и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В пустыни принял пострижение святой Митрофан Воронежский (см. 23 ноября). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Пустынь Успенская Золотниковская, 2-я пол. 17 - нач. 19 в. Расположена в северо-западной части села недалеко от шоссе Иваново–Суздаль–Владимир. Занимает участок в форме неправильного квадрата, некогда обнесенного каменной оградой; с севера и запада он ограничен рекой Золотоструйкой с овражистыми, покрытыми деревьями и кустарником берегами, а с юга и востока застройкой села. Основана пустынь в 1-й четв. 17 в. иноком Ионою Головициным, при котором была поставлена небольшая деревянная Успенская церковь и называлась обитель «Новая пустынь березовского борку Успения Богородицы». В 17 – 1-й пол. 18 в. пустынь пользовалась большой известностью и процветала. Ее часто посещал суздальский митрополит Илларион, вносили вклады цари Михаил Федорович, Петр I, царевна Софья; энергично велось строительство. В 1651 г. вместо первоначальной деревянной была сооружена каменная, ныне существующая Успенская церковь, в 1656 г. построена надвратная церковь Всех Святых, в 1657 г. – Казанская. Согласно описи 1764 г. главы Успенской и Казанской церквей были покрыты «чешуею каменной».

http://sobory.ru/article/?object=03813

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010