32 . М. В Оптиной Пустыни: [Воспоминания]//Душеполезное чтение. 1915. 9–10. С. 31–38. 33 . Мельникова Т. Воскрешение Оптиной пустыни//Храм. 1991. 1. С. 100–105. 34 . Муравьев А. И. Оптина пустынь//Муравьев А. Н. Святые горы и Оптина пустынь. СПб., 1852. С. 81–151. 35 . Обитель//Православный Собеседник Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни. 1991. 1. Сентябрь-октябрь. 36 . Обозрение Козельского Оптина монастыря и бывших в нем до начала XVIII в. храмов. Калуга, 1857 (переизд. 1960). 37 Овчаренко О. Свет Невечерний//Работница. 1991. 10. С. 16–17. 38 . Оптина пустынь сегодня//Вестник русского христианского движения. 1977. 123. С. 238–239. 39 . Оптина пустынь: история и современность: Каталог книжной выставки/Сост. Л. Е. Цыганкова М., 1992. 40 . Оптинская Атлантида: Монастырская библиотека: «своевременные мысли»: Беседа Т. Злобина, А. Д. Червякова, дьякона Александра (Троицкого)//Литературное обозрение. 1990. 6. С. 88–91. 41 . Павлович И. Оптина: [Поэма]//Москва, 1991. 7. С. 90–93. 42 . Погожее Е. Н. (Поселянин). Святые земли Русской. СПб., 1899. С. 175–176. 43 . Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. 44 . Пузаков А. Печаль моя Россия//Сельская молодежь. 1990. 3. С. 38–45. 45 . Путешествие учеников Мещовского духовного училища в Оптину пустынь//Душеполезное чтение. 1901. 10. С. 367–396. 46 . Розанов В. В. Оптина пустынь//Литературное обозрение. 1991. 9. С. 68–71. 47 . Розанов В В. Оптина пустынь// Розанов В. В. Около церковных стен. СПб., 1906. Т. 2. С. 95–128. 48 . Сахаров Н. В тихом пристанище//Душеполезное чтение. 1899. 11. С. 377–393. 49 . Син-ский К. Паломничество в Оптину Пустынь воспитанников Калужского духовного училища//Калужские епархиальные ведомости. 1903. 12. 50 . Соколов Д. Д. Значение Оптиной Пустыни (преимущественно по письмам иерархов и отзывам других лиц)//Калужские епархиальные ведомости. 1898. 8, 10. 51 . Солоухин В. Время собирать камни//Москва. 1980. 2. С. 186– 212 . 52 . Трифон, en. Шамординская Казанская Амвросиевская пустынь и ее основатель старец иеросхимонах Амвросий. Сергиев Посад, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

983 . М. Ч. Оптинские торжества//ЖМП 1996. 9. 27–33. 984 . Неизвестная Оптина/Иеромонах Ераст (Вытропский), преподобный Никон (Беляев) , иеромонах Иосиф (Полевой). СПб. 1998. 558. 985 . Оптина Пустынь. Сидней 1990. 22. 986 . Оптина Пустынь и русская культура: Тезисы докладов конференции Калужского гос. педагогич. ун-та им. К. Э. Циолковского. Калуга 2000. 107. 987 . Оптина Пустынь: монастырь и русская культура. Материалы Международного симпозиума в г. Бергамо (Италия), 19–23 апреля 1990 г./Под редакцией проф. Каухчишвили Η. М. и Бонецкой Н. К М. 1993. 1. [ОПРК]. 988 . Оптина Пустынь: Русская православная духовность/Сост., послесл. Горелова А. М. 1997. 415. 989 . Павлович Н. А. Оптина пустынь. Почему туда ездили великие?//Прометей. 1980. 12. 84–91. 990 . Павлович Н. А. Оптина пустынь. Почему туда ездили великие?//Памятники Отечества. М. 1993. 213. 156–164. 991 . Письма великого князя Константина Константиновича в Оптину пустынь/Публ. Гупало Ю.//Новый журнал. СПб. 1998. 1. 165–167. 992 . Преподобные Оптинские старцы: Жития и наставления. Оптина Пустынь 1998. 479, ил. изд., испр., доп.: Там же. 2001. 511. 993 . Преподобные старцы Оптиной пустыни. М.; Рига 1995. 416. 994 . Розанов В. В. Оптина пустынь//Он же. Около церковных стен. СПб. 1906. 2. 95–128. 995 . Серафим, архим. Оптинските старци. София 1991. 443. 996 . Сергеев С. М. «Богоискатели». Оптина и интеллигенция в конце XIX-haчaлe XX веков ( К. Н. Леонтьев , В. В. Розанов , о. Павел Флоренский )//ЦиВ 2002. 4(21). 171–184. 997 . См-ий М. Из истории Оптинской Козельской пустыни//Приб. к Церк. ведомостям. 1903. 26. 973–981. 998 . Соколов Д. Значение Козельской Оптиной пустыни в XIX столетии. Калуга 1898. 999 . Соколов Д. Заслуга Оптиной пустыни в деле издания святоотеческих творений//Приб. к Церк. ведомостям. 1902. 30. 1001–1005. 1000 . Стрижев А. Н. Пристань духа святого.· Сергей Нилус в Оптиной Пустыни//Лит. учеба. М. 1996. 2. 154–182. 1001 . Толстая С. А. Четыре посещения гр. Л. Н. Толстым монастыря Оптина пустынь//Толстовский ежегодник 1913 года. СПб. 1913. 3–16.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

75 . Площанская пустынь Орловской епархии. 76 . Псковский Никандров монастырь. 77 . Петропавловский монастырь Черниговской епархии. 78 . Пятницкая женская община Воронежской епархии. 79 . Предтеченская пустынь в городе Кромах. 80 . Почаевская Успенская Лавра. 81 . Ростовский Яковлевский монастырь. 82 . Рыхловский монастырь Черниговской епархии. 83 . Рославльские скиты Смоленской епархии. 84 . Сретенский монастырь в Москве. 85 . Симонов монастырь в Москве. 86 . Соловецкий монастырь. 87 . Саровская пустынь Тамбовской епархии. 88 . Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. 89 . Сурпуховский женский монастырь. 90 . Севский девичий монастырь. 91 . Софрониева пустынь Курской епархии. 92 . Святогорская пустынь Харьковской епархии. 93 . Смоленский женский монастырь. 94 . Спас-Чекряк, Болхобского уезда, Орловской епархии. 95 . Тихвинский монастырь Новгородской епархии. 96 . Троицкий монастырь в Киеве. 97 . Тихонова пустынь Калужской епархии. 98 . Троицкий женский монастырь в Бирске Уфимской епархии. 99 . Троице-Сергиева Лавра. 100 . Устюжский монастырь Новгородской епархии. 101 . Усть-Медведицкий женский монастырь Донской епархии. 102 . Успенский монастырь в Оренбурге. 103 . Уфимский Благовещенский монастырь. 104 . Флорищева пустынь Владимирской епархии. 105 . Филиппо-Иранская пустынь Новгородской епархии. 106 . Челнская пустынь Орловской епархии. 107 . Якутский монастырь. Из сказанного видно, как широк был круг влияния старца Паисия. У нас в России он распространялся на монастыри 35 епархий, причем наибольшее число монастырей, имевших учеников старца Паисия, находится в Московской епархии (14); далее следуют: Орловская епархия (12), Калужская (9), Новгородская (7), Владимирская (6), Курская и Смоленская по 5, Олонецкая – 4, Петербургская, Тульская, Воронежская, Оренбургская и Уфимская по 3, Костромская, Псковская, Киевская и Черниговская по 2, остальные по одному. Настоящая книга была написана в исключительные дни, когда не только в России, но и повсюду идет жестокая борьба против самых оснований христианства. Развивается стремление построить жизнь человечества на иных новых основаниях, которые именуются социалистическими и коммунистическими, но которые правильнее было бы назвать атеистическими и материалистическими. Христианство в течение двух тысячелетий указывало человечеству, что ни в самом человечестве и ни в самом человеке, оторванном от вечного начала жизни, от Бога, нельзя найти истинный смысл и оправдание жизни. Их можно найти только в познании Бога, в единении с Ним и в любви к Нему и в согласовании своей жизни с волей Божией. Вне этого подчинения воле Божией человеческая жизнь превращается в сплошной хаос озлобленной борьбы и взаимного уничтожения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Св. Мартирий [упом. 1582, 95]; † 1 мар. 1603. Сильвестр , 1624. Закхей , 1628. Иосиф , в янв. 1650. Корнилий в 1668 перев. из Тихвина, а 16 мар. 1673 хирот. в митрополита Казанского. Игумены Иосиф , 1676–79. Феодорит , 2 февр. (sic, sic) 1677, 1679–82. Иеремия , в мае, авг. 1683. Никодим , 1686–88. Савватий , 1690–93. Лаврентий , 1694–97. Ефрем , 1698–1708. Иоиль , 1722–1738. Иосиф , 1749–64. Иов , 1769; † 1771. Архимандриты Вениамин Румовский-Краснопевков 2 дек. 1771 перев. из Староладожского, а 16 янв. 1774 – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Транквиллин в янв. 1774 перев. из Антониева, а 13 июля – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Иоанникий Орловский произведён 5 сент. 1774, а в июле 1782 перев. в Солотчинский. Вениамин Багрянский произведён в июле 1782, а в исх. 1783 перев. в Антониев. Иннокентий Полянский 4 дек. 1783 перев. из Московского Знаменского, а 13 нояб. 1785 – в Вяжицкий. Антоний произведён 14 янв. 1786, а 25 июля 1788 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Иоасаф Клоков 23 дек. 1788 перев. из Деревяницкого, а 11 авг. 1792 – в Серпуховский Высоцкий. Анастасий Братановский (Романенко) произведён 6 сент. 1792, а 13 мар. 1795 переведён в Петергофскую Сергиеву пустынь Феофилакт Русанов произведён 13 мар. 1795, а 29 мая 1796 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Ксенофонт Троепольский произведён 16 июня 1796, а 7 февр. 1798 переведён в Казанский Спасо-Преображенский. Флавиан Ласкин произведён 14 февр. 1798, а 10 окт. 1799 перев. в Сергиеву пустынь. Евгоний Болховитинов , из протопопов Воронежских, произведён 11 мар. 1800, а 27 янв. 1802 перев. в Сергиеву пустынь. Израиль Звягинцов 7 февр. 1802 перев. из ректоров Орловской семинарии, а 13 мар. 1806 перев. в Сергиеву пустынь. Порфирий Кириллов произведён 10 июня 1806, а 31 авг. 1808 перев. в Сергиеву пустынь. Вениамин Весновский произведён 2 окт. 1808; † 9 нояб. 1809. Годеон Федотов произведён 14 окт. 1810, а 3 июля 1816 перев. в Сковородский. Парфений , с 1816, а 15 мар. 1819 перев. в Свирский. Паисий , 1819–22, уволен на покой. Иннокентий произведён 1822, а 2 мая 1829 перев. в Кириллов Белоезерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Богородично-Казанская Площанская пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1613. Ссылки:   Адрес: Россия, Брянская область, Брасовский район, п. Пчела Координаты: 52.521275, 34.468349 Проезд:на автомобиле следуйте по трассе М-3 (Москва — Киев); на 438-м км (ближайший крупный населенный пункт до этого — Навля) — поворот с указателем «Монастырь Площанская пустынь»; до монастыря от поворота еще 3 км. Своим ходом от Брянска — автобус на Севск, Комаричи, Локоть или Белгород до остановки «Пост ДПС “Локоть”». От остановки около 3-х км пешком. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основанная киево-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп. Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин), будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов), написавший здесь " Сад во время зимы " . Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду). Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку. Вот как описана пустынь в небольшой книжке, вышедшей в 1855 году: " Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни " .

http://sobory.ru/article/?object=01116

Соловецкая пустынь, урочище. Симбирская Соловецкая пустынь. /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1670. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ульяновская область, Ульяновский район, берег Куйбышевского водохранилища в 3 км к востоку от с. Новая Беденьга Координаты: 54.497618, 48.405329 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 6 километрах к северу от пристани «Захарьевский Рудник» (пос. Сланцевый Рудник) Ульяновского района, на крутом правом берегу Волги, в прошлом находился один из старейших монастырей епархии - Симбирская Соловецкая мужская пустынь (иногда называемая Симбирских гор Соловецкая пустынь). Основанная в тогда еще глухих лесах, она служила местом уединенного подвига не одного поколения монашествующих. Кем и когда основана пустынь - точно неизвестно. Мнения авторов, исследовавших историю пустыни, на этот счет разделяются: К. Невоструев и А. Яхонтов считают, что пустынь на этом месте основана позже 1670 г. - после нападения на г. Симбирск Степана Разина; П. Мартынов и А. Смеловский считают, что пустынь основана намного раньше - вероятно, даже до основания г. Симбирска. Здесь будут рассмотрены и сравнены обе эти версии. 1. По мнению К. Невоструева и А. Яхонтова, происхождение Соловецкой пустыни связано с Симбирским Успенским монастырем. В подтверждение этого приводится грамота о кресте (этот крест с мощами, присланный митрополитом Маркеллом, хранился в Кафедральном соборе г. Симбирска), данная в 1695 г. Казанским митрополитом Маркеллом, где содержится фраза: «в церкви Смоленския Божия Матери, где прежде сего монастырь бывал». Из того, что в Смоленскую церковь - Смоленская церковь находилась на занятом сейчас садами Волжском косогоре, ниже выхода к нему ул.

http://sobory.ru/article/?object=52386

Роспись Суздальской архиепископии городам и монастырям. В Суздале монастыри с вотчинами: Спасо-Евфимьев, Покровский девичий; без вотчин: Васильевский, Ризположенский девичий, Троицкий девичий, Александровский девичий, Николаевский девичий; в Суздальском уезде – монастыри с вотчинами: Спасский-Куноцкий; без вотчин: Успенский, Золотниковская пустынь, Макарьевская пустынь, Богоявленская пустынь на Истре, Ивановский девичий монастырь, Козмодемьянова пустынь, Николаевский монастырь – Пищикова пустынь, Петропавловский монастырь, Покровская пустынь, что в с. Иванове, Городецкая пустынь – Девичий монастырь, Покровский девичий монастырь, что на Куксе, Богородицкий девичий, что на Котме, Свято-озерская пустынь, Ламская пустынь, Холуйская пустынь; в Юрьеве – Архангельский монастырь с вотчиной; в уезде – Черевский монастырь – Дубовые церкви с вотчиной, Введенский девичий без вотчин; в Шуе – Троицкий монастырь с вотчиной; в уезде – Николаевский Шартомский монастырь с вотчинами, Введенский девичий монастырь без вотчин. Дополнительные сведения о названных монастырях можно найти у В. В. Зверинского – в его «Материале для историко-топогр. исследования о православн. монастырях в Росс. Империи», вв. I–III; у священ. Ратшина в «Полном собр. истор. свед. о монастырях», у Амвросия – История Иерархии тт. II–VI; у П. Семенова в географ.-стат. словаре Российской Империи тт. I–V... Но по епархиям монастыри нигде не указаны, что и имелось в виду в представленном примечании. Более обстоятельная ведомость монастырей с распределением их по епархиям, относящаяся к первой половине XVIII в. помещена в конце тома особым приложением II. 744 Напр., роспись о том, сколько в Тверской епархии городов и в них монастырей, помечена 25 сентября 190 года, а вся ведомость об епархиальных городах и монастырях помечена сентябрь-октябрь 7190/1681 г. В ней не указано количества дворов за казанскими, нижегородскими, ростовскими и другими монастырями... Эти справки, очевидно, наведены после того, как проект от 2 сентября 1681 г. был уже составлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Дату основания Феофиловой пустыни и одноименного села относят к 1396 году, когда на берегу болотистой речки Омуги (Омучи) преподобный Феофил и его сотаинник преподобный Иаков заложили небольшую Успенскую пустынь. Первое печатное свидетельство об этом встречается в «Истории Российской иерархии» (СПб., 1881. Т.6, ч. 2. С. 848—849), где отмечается, что «Феофилова Успенская пустынь мужская, упраздненная в 1764 году, находилась в Новгородской епархии, ныне Псковской, в Шелонской пятине, в Порховском уезде, в Демьяновском погосте, на берегу реки Омуги, расстоянием от Порхова к северу в 65, от Новограда к западу в 78, от Пскова к северо-востоку в 95 верстах». В другом источнике читаем, что «Феофилова пустынь находится в 200 верстах от Петербурга и в 56 верстах от Луги. Называется она по имени бывшей здесь до 1764 года мужской пустыни, основанной преподобным Феофилом. Село стоит при соединении Динабургского шоссе с Новгородско-Псковским, на берегу реки Омуги, впадавшей в Плюссу» (Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т.9. СПб., Лужский уезд, 1885). В «Энциклопедическом словаре», изданном в начале XX столетия под редакцией профессора И.Е. Андреевского, приводятся следующие краткие сведения «Феофилова пустынь — село Санкт-Петербургской губернии, Лужского уезда, на Варшавском шоссе, в 57 верстах от уездного города. До 1764 года здесъ находился монастырь — Успенская-Коневская-Феофилова пустынь, основанная преподобным Феофилом и Иаковом в 1396 году. Под спудом мощи основателей» (Энциклопедический словарь. С.-Петербург Типография Акционерного общества Брокгауз-Ефрон, 1904. С. 932). В то время местность входила в состав Шелонской пятины Великого Новгорода. Пустынь просуществовала три с половиной века, будучи приписанной вначале к Посолодинскому, а затем к Розважскому монастырям. В 1577—1589 годах она называлась Успенская и Богоявленская Феофилова пустынь. По записке 1580 года «Феофилова пустынь была ружною 2 на нее отпускали 6 рублей, 3 алтына и 4 деньги» (Времен. Общ. Истории. Кн.24. С. 38, 39).

http://sobory.ru/article/?object=01588

Ф. 7383, оп. 3, д. 14, л. 20–23]. 829 ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-36531. Следственное дело Карташовой Матрены Степановны 1931 г. Карташова Матрена Степановна родилась в 1885 году в селе Каменское Наро-Фоминского района. Девица, из крестьян. Окончила сельскую школу в дер. Каменской. «До 17 лет проживала в дер. Каменской Наро-Фоминского района. В 1902 году по собственному желанию ушла в монастырь Зосимова пустынь. В монастыре находилась до 1929 года мая месяца. После ликвидации артели, именовавшейся «трудовая артель», переехала в дер. Кузнецову в дом Тараканова, который разрешил им занять помещение. В дер. Кузнецовой изредка работала у крестьян, временами рукоделием. С ней все время в доме Тараканова проживали монашки: родственница Таракановым – Тараканова Евдокия Степановна и Пестова Дарья». Монахиня Дорофея (Дария Феодоровна Пестова) родилась в 1860 году, родом из Туринского уезда Тобольской губернии. Приехала в Троице-Одигитриевский монастырь Зосимова пустынь в 1880 году, пострижена в монашество 17 июня 1908 года. Проходила послушание Старшей в хлебной с 1894 года. [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 70, л. 273–313. Послужные списки монашествующих 1916 г.]. В артели в 1920-х годах на общих работах [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 59–62. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за сентябрь 1920 г.]. Евдокия Стефановна Тараканова родилась около 1877 года. Упоминается в списках Зосимовой пустыни 1920 и 1928 годов. 830 Забелина Мария Сергеевна (в монашестве Магдалина) родилась в 1863 году в городе Орле в семье рабочих. Обучалась в церковной школе. С 1876 и до 1914 года была послушницей в Иоанно-Предтечевом монастыре города Кромы. После 1914 года – в монастыре Зосимова пустынь, попав в эту обитель с группой беженок [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 29. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за январь 1920 г. (включая список беженок, получивших приют в Зосимовой пустыни)]. После ликвидации артели жила в деревне Новинской. Из справки, выданной Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры республики Казахстан 163Кот 15 ноября 2006 года в ответ на запрос из Зосимовой пустыни, стало известно, что «Забелина Мария Сергеевна, 1863 года рождения, умерла 08.12.1931 года в вагоне во время этапа». Рясофорная послушница Мария Яковлевна Панкратова родилась в 1886 году в селении Наро-Фоминском. Из рабочих. Обучалась в сельской школе. В монастырь Зосимову пустынь пришла в 1904 году, занималась иконописанием, а в артели в 20-х годах была на общих работах [ЦГАМО. Ф. 690, оп. 1, д. 7, л. 59–62. Список членов сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь за сентябрь 1920 г.]. Облечена в рясофор после 1916 года. В 1931 году ее родители жили в Наро-Фоминске в казарме 5 [ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-37222, л. 10]. После ликвидации артели жила в селе Таширове.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Они свидетельствуют о том, что официальное присоединение Глинской пустыни к Путивльскому Молченскому монастырю было лишь внешним, формальным. Путивльский монастырь не мог подчинить столь большую по масштабам своей духовной и экономической деятельности обитель, которая, под покровом Чудотворной святыни, на протяжении двух предшествующих веков отличалась высотой духовной жизни своих насельников и особыми духовными традициями. Это подтверждают архивные документы, в которых и после 1731 года Глинская пустынь числится самостоятельной. Так, в «Реестре Синодальной области мужским и девичьим монастырям» за 1734 год 246 и «Ведомости о монастырях, бывших в ведении Московских патриархов и отошедших к Синодальной области» 247 за 1738 год наравне с другими обителями Путивльского уезда самостоятельной указана и Глинская пустынь. В «Ведомости о монастырях и церквах России» за 1743 год Глинская пустынь числится уже в Севском уезде Ставропигиальной Киево-Межигородской Белоградской губернии 248 , а Путивльский Молченский монастырь отнесен к городу Путивлю. В «Реестре монастырям 1751–1754 годов» указано, что Глинская пустынь относилась тогда одновременно к Севской и Московской епархии 249 , поскольку севские епископы, в ведении которых находилась Глинская пустынь, были в то время викариями московских архипастырей 250 . Оставаясь, по существу, самостоятельной, Глинская пустынь продолжала владеть обширными угодьями. «Молченский монастырь в Путивле… Глинский монастырь в Путивльском уезде были в первой половине XVIII века крупнейшими землевладельцами» 251 . В «Истории Российской иерархии» архимандрит Амвросий (Орнатский) писал, что до 1764 года настоятелями Глинской пустыни были не иеромонахи, а архимандриты и игумены 252 , что невозможно в обители, подчиненной другому монастырю. Об экономической и духовной независимости пустыни свидетельствуют также сведения сохранившейся до наших дней описи Глинской пустыни 1764 года 253 . Это отмечает и архимандрит Анатолий (Ключаров) 254 , несмотря на то что в названии описи пустынь официально значится приписанной к Путивльскому Молченскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010