Христофорова Пустынь. Христофорова Богородицкая Пустынь. Карта и ближайшие объекты Пустынь была основана преподобным Христофором Сольвычегодским, учеником и пострижеником преподобного Лонгина, игумена Коряжемского монастыря, через десять лет после кончины которого он поселился в верховьях речки Малая Коряжемка, в 20 верстах от монастыря и в 27 от Сольвычегодска. Вскоре к нему начали приходить послушники и около 1555 года основалась там под его настоятельством обитель. Здесь была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, которую преподобный Христофор принес с собой и от которой происходили многие исцеления. Обитель прославилась примерным житием тружеников и открывшимся рядом целебным источником, от которого царица Анастасия, супруга царя Иоанна Василиевича Грозного, получила облегчение в болезни. Царь щедро наградил Христофора, пришедшего в Москву за подаянием на строительство. По окончании обительного здания, в 1572 году, преподобный оставил тайно братию свою, и куда он скрылся, и когда преставился, неизвестно. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая. С сайта храма Всех Святых Христофорова Богородицкая (во имя иконы Божией Матери Одигитрия) мужская пустынь была основана в 1555 г. прп. Христофором, Вологодским чудотворцем. С 1582 по 1764 г. пустынь была приписной к Николаевскому Коряжемскому монастырю, в 1764 г. упразднена. Храм обращён в приходской. Каменная Богородская церковь находилась в с. Богородское, построена в 1763 г. Была известна чудотворной иконой Божией Матери Одигитрия. К началу XX века церковь обветшала, в 1909 г. её решено было разобрать, но Императорская археологическая комиссия своего согласия на это не дала. Вторая церковь - Введенская - была разобрана, вместо неё построена новая, освящённая 1 марта 1907 г. Приходское попечительство было открыто в 1873 г., председателем избран крестьянин Александр Амосов. C сайта Православные приходы и монастыри Севера Описание деревянной Введенской церкви, что в Христофоровской пустыне

http://sobory.ru/article/?object=22135

Гагарки. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Впервые Комарица упоминается в летописных документах, датируемых серединой XVI века. В 1539 году Троице-Гледенский монастырь получил от царя «список несудной грамоты» на семь деревень в Сольвычегодском и Устюжском уездах. В числе этих деревень одна – деревня Канза, находившаяся в XX веке на территории Телеговского сельсовета. В документе определены координаты деревни: «…на речке Канза, волость Канза Комарицкого стана…». Устюжские волости тянулись вниз по Двине до Верхней Тоймы (упоминается в летописи в 1137 г.). По официальному административному делению Комарицкий стан делился на верхний и нижний (по течению реки Северная Двина). В стан входил целый ряд волостей. Комарицкий стан нижнего конца включал волости: Канза, Юрьев-Наволок, Евда, Усть-Евда, Шеломя. До 1668 года Комарица входила в состав Ростовской епархии. После, по свидетельству Устюжского летописца, была учреждена Великоустюжская епархия. С 1682 года в состав ее вошли Устюжский, Тотемский и Сольвычегодский уезды, а через три года и Яренский уезд. По переписи 1623-1626 годов в Комарице насчитывалось 63 двора и упоминается, что 23 принадлежали крестьянам, 5- церкви и 11 монастырям. К исходу XVII столетия на Севере было около 170-180 монастырей и пустынь. В устюжском уезде были Николо-Коряжемский, Троицкий-Телеговский (упразднен в 1764 г.), Симоно-Воломский, Христофорова пустынь (упразднена в 1764 г.). Не осталась в стороне Комарица от разорения и разграбления в 1613 году польскими бандами под предводительством пана Якова Яцкого. Писцовые книги тех времен пестрят записями пустошей, «что были раньше деревни». Недвижимости были сожжены, а движимые ценности – разграблены. Николаевская церковь (1773- 1781 г.г.) в дер. Комарица построена на высоком берегу Северной Двины на месте деревянной Николаевской церкви, которая из-за своей ветхости была разобрана, и на месте старой церкви решили строить каменную. Причиной строительства каменного храма стал пожар, уничтоживший в 1772 году приходскую деревянную Афанасьевскую церковь постройки 1750 года. Благословение на строительство нового храма дал Епископ Великоустюжский и Тотемский Иоанн 13 марта 1773 года. Церковь построена в стиле «тотемского барокко». Все узоры на храмах выкладывались одновременно с кладкой, это не лепнина, как в обычном барокко, и не накладные детали. Ярчайшим памятником архитектуры этого направления является Храм Входа Господня в Иерусалим в г.Тотьма Вологодской области.

http://sobory.ru/article/?object=05082

Христофорова Пустынь. Христофорова пустынь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Богородская (Одигитриевская) Христофоровская церковь Карта и ближайшие объекты Пустынь была основана преподобным Христофором Сольвычегодским. Здесь же была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, которую преподобный Христофор принес с собой, и от которой происходили многие исцеления. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая. Чтимая икона была перенесена в Никольский Коряжемский монастырь, но в 1590 году была вновь поставлена на прежнее пустынное место, где в честь нее Коряжемским игуменом Иовом была сооружена деревянная церковь. С тех пор Христофорова пустынь была приписана к Коряжемскому монастырю. В 1763 году вместо деревянной церкви была построена каменная, но уже в следующем, 1764 году, храм был обращён в приходской. Туда ежегодно, 28 июля, съезжалось много богомольцев на праздник Смоленской иконы «Одигитрии», также в девятую пятницу по Пасхе, и 8 сентября, в день Рождества Богородицы Нынешняя каменная пятиглавая церковь построена в стиле Тоновской архитектуры. Закрыта в советское время, сломана колокольня. Возвращена верующим, восстанавливается. В церкви чтимая икона Одигитрии. С сайта храма Всех Святых Церковь Одигитрии Божией Матери что в Христофоровой пустыне Описание сие заимствовано из Истории Росс. Иерархии и из древней рукописной летописи, хранящейся в подлиннике при церкви. Богородская, что в Христофоровой пустыне церковь, отстоит от города Сольвычегодска к юго-востоку в 27-ми верстах. Она расположена на горном берегу речки Малой Коряжемки, и окружена лесами. Основатель оной пустыни был преподобный Христофор, ученик и постриженец преподобного Логгина, основателя и настоятеля Николаево-Коряжемского монастыря, в котором и был он в числе братства. По кончине учителя своего (преподобный Логгин скончался в 1540-м году февраля 10 дня) проживши еще 10-ть лет в монастыре, преподобный Христофор наконец решился искать себе пустынного уединения и нашел вышепомянутое место в верху речки Малой Коряжемки, поселился сперва там один. Потом начали сходиться к нему послужники, и принимать от него пострижение, а наконец около (7063) 1555-го года составилась в его местопребывании под его начальством обитель, и была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии иконы, которую преподобный Христофор первоначально принес на сие место с собой, и от коей притом происходили многие исцеления молящимся. Обитель сия, до того времени никому неизвестная, вскоре прославилась примерным житием трудников, и притом открывшимся близ оной за речкой Коряжемкой на восточной стороне от церкви в 150-ти саженях целебным источником, от воды которого и царица Анастасия, супруга царя Иоанна Васильевича, получила облегчение от болезни. Сие обратило особливое внимание и усердие самого царя, который наградил пришедшего на тот случай в Москву Христофора щедрым подарком на строение.

http://sobory.ru/article/?object=22143

Христофорова Пустынь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1763. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Архангельская область, Вилегодский район, урочище Христофорова Пустынь Координаты: 61.187968, 47.225418 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1763 г. вместо деревянной церкви была построена каменная. В 1764 г. церковь сия обращена в приходскую. Туда доныне ежегодно, 28-го июля, съезжается много богомольцев на праздник иконы Одигитрии, также и в девятую пятницу по Пасхе, и сентября 8-го, в день Рождества Богородицы. Описание деревянной Введенской церкви, что в Христофоровской пустыне Церковь сия построена иждивением Николаево-Коряжемского монастыря в 1585 году и в том же году освящена по благословению Варлаама, епископа Вологодского и Велико-Пермского. С самого начала ее видом была круглая осмигранная, мерой с наружной стороны каждая грань по 2 1/2 сажени, а кругом 20 сажен, вышины до крыши 4 сажени. Крыша на ней была простая; на крыше осмерик рубленный из бревен, на осмерике чаша и глава деревянные, обитые мелким чешуйчатым тесом, на главе крест деревянный простой фигуры. Алтарь и внутренняя паперть четвероугольные, одинаковой величины, вышины 3 сажени, а длины и ширины 7 аршин. Крыши на них также, как и ныне на два ската, деревянные, а на алтаре крест был деревянный. Церковь прежде обнесена была, начиная с правого клироса до левого наружной папертью, которая была на столбах шлюзами, с улицы околочена тесом и покрыта на один скат; мерой паперть сия была в ширину 2, а в длину кругом 15 сажен, а в вышину 2 сажени. Входов в церковь было три: первый настоящий с западной с небольшой лестницей, которая имела 5 ступеней, а прочие два с южной и северной сторон сперва в наружную паперть, а потом в самую церковь. Двери все трои мерой одинаковы, вышины 2 1/2, ширины 2 аршина, а толщины два вершка, отворялись на пятах. Стены, как в алтаре, так и в самом храме и внутренней паперти и поныне нетесаны, пол был тесанный, а потолок из пильного теса набран в брусы.

http://sobory.ru/article/?object=38309

Христофорова Пустынь. Часовня иконы Божией Матери " Одигитрия " . Часовня у источника Карта и ближайшие объекты Погост Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, в 30 верстах от уездного города, при ручье. В XVI—XVIII вв. здесь был мужской Богородицкий монастырь, основан преподобным Христофором Коряжемским. Рядом целебный источник, известный с XVI века, ему около 460 лет. В годы советской власти это место пришло в запустение. Сейчас идут восстановительные работы. С сайта Святой источник На месте святого родника воздвигнута часовня с купальней. На этом холме была построена первая Богоявленская церковь. После того как она сгорела, там установили деревянную часовню. В последний раз она была уничтожена в 1970 г.: в одну из ночей её распилили безбожники и сбросили с горы. Новая часовня в честь чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери была построена всем миром. 26 октября 1996 г. в её основание заложили первый камень, и менее чем за год, в 1997 г. её освятил владыка Тихон. http://ruskline.ru/monitoring_smi/ Родник, святой источник иконы Одигитрия Матери Божией урочище Христофорова Богородицкая пустынь С середины XVI в. здесь существовал Христофоропустынный Богородицкий приход. Существующий ныне памятник истории и культуры – Одигитриевская церковь, основанная в конце 18 века, входит в приход прп. Лонгина г. Коряжмы. В настоящее время ведутся реставрационные и строительные работы монастыря. На территории монастыря существует святой источник. По легенде, во время молебствования старца Христофора молния ударила в камень и из камня забил родник. Вскоре из родника объявилась икона Божией Матери Одигитрия. В это самое время тяжело заболела жена Ивана Грозного, Анастасия. Она была самой любимой из впоследствии многочисленных жен этого царя. С нею он прожил с 1547 по 1560 гг., вспоминая затем эти годы, как счастливейшие. К сожалению, она не отличалась крепким здоровьем и умерла в возрасте около тридцати лет. Впоследствии ее раннюю смерть царь объяснял «вражьим наветом и злых людей чародейством и отравами». Людская слава донесла весть о чудесном источнике, открывшемся на Севере, Анастасия поверила, что его целебная вода поможет ей поправиться. И вот тогда-то, по велению грозного царя Ивана, Христофор вынужден был лично явиться к царскому двору, чтобы доставить эту воду для царицы. Действительно, вода из источника помогла больной Анастасии. Выпив ее, она «получила облегчение от своей болезни». На радостях царь наградил по-царски, пожертвовал Христофору большую сумму денег на монастырское строительство. «Он был первым и наиболее щедрым благодетелем монастыря, наделив его имениями, угодьями и вотчинами».

http://sobory.ru/article/?object=22138

По завершению строительства здания обители преподобный оставил в 1572 году тайно свою братию; куда он скрылся и когда преставился, неизвестно. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая: икона Божией Матери была перенесена в Николаевский Коряжемский монастырь, но уже в 1590 году вновь взвращена на прежнее пустынное место, где в честь ее Коряжемской игумен Иов соорудил деревянную церковь. С того времени Христофора пустынь была приписана к Коряжемскому монастырю. В 1763 году вместо деревянной церкви построена каменная. Но уже на следующий год, в 1764 году монастырь был упразднен, как и многие малые монастыри Российской Империи, а построенная церковь обращена в приходскую. Вокруг Христофоровой Пустыни было пять деревень: Пулькино, Присека, Попова Гора, Погост, Большая Гора или Вешнякова Гора. К началу XX века старая каменная церковь совсем обветшала, и местные жители просили Императорскую Археологическую комиссию о сохранении старой церкви. Церковь не удалось сохранить, и на ее месте была построена в 1907 году новая церковь, освящение состоялось 1(14 н. ст.) марта. Туда ежегодно 28 июля съезжались много богомольцев на праздник иконы Одигитрии; а также в девятую пятницу по Пасхе и 8 сентября, в день Рождества Богородицы. В советское время колокольня и церковные строения были разрушены, исчезли и стоящи в округе деревни, но сам храм сохранился. В средине 90-х гг. XX века Христофорова пустынь стала возрождаться. Начало ее восстановлению положил настоятель Коряжемского храма преп. Лонгина протоиерей Михаил Яворский. 29 июля 2004 года он трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь в свой храм из Христофоровой пустыни. В данное время сама церковь одета в леса, отремонтированы крыша и купола. Блестят позолотой 6 крестов, приобретенных на пожертвования прихожан. Завезены стройматериалы для возведения колокольни и церковных строений. На месте святого родника воздвигнута часовня с купальней. Христофорова пустынь вновь приобретает былую известность.

http://sobory.ru/article/?object=22135

А в 1799 году одна Усманская помещица, Майорская дочь Надежда Егоровна из фамилии Фёдоровых, просила Государя ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I о восстановлении Усманского женского монастыря в близ Усмани лежащем её селе Новоуглянске на её иждивении с тем, что она не только построит этот монастырь и церковь , но и для ежегодного содержания оного из продажи своего имения, полагает в Банк Опекунского Совета 40.000 рублей навсегда, дабы получаемыми с оных 2.000 рублями составить ежегодное на все времена содержание этому монастырю, а сверх того обязалась дать, кроме места под монастырь, навсегда 150 десятин строевого и домового леса и такое же число сенокосной и пашенной земли, да одну водяную хлебопомольную мельницу. На это прошение его Императорское Величество изволил снизойти Августа 21, 1799 года, позволением восставить на упомянутом основании Усманский девичий монастырь в селе её Новоуглянске, расстоянием от города Усмани вёрстах в 5 и даже перенести туда оставшееся от упразднённого прежнего в Усмани монастыря строение. На таком основании монастырь этот с тех пор уже восстановлен и устроен. Усольская Христофорова пустынь См. Христофорова Усольская. Успенская Андогская пустынь Упразднённая мужская, находится в Новгородской Епархии в Белоезерском уезде на истоке реки Андоги из озера Андо или Андозера, расстоянием от Кириллова Новоезерского монастыря к западу в 22, от Белоезерска к западу же в 50, от Новгорода в 475 вёрстах; в ней церковь во имя Успения Божьей Матери деревянная с приделом Преп. Кирилла Новоезерского, земли 108 десятин, 1.438 саженей. До Штатов 1764 года приписана была к Новоезерскому монастырю, по Штатам же определён священник с причтом. Под словом АНДОГСКАЯ УСПЕНСКАЯ в 3 части Истории Иерархии ошибочно напечатано: Череповского уезда в Андогских сёлах. Успенская Богородская Оханская пустынь См. Богородская Успенская Оханская. Успенская Вепрева пустынь См. Вепрева Успенская. Успенская Верхязвенская Богородицкая пустынь См. Верхязвенская Богородицкая Успенская. Успенская Воронежская пустынь См.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пустынь эта с тех пор была приписной к Коряжемскому монастырю и состояла под одним Настоятелем Игуменом. А со времени духовных Штатов 1764 года обращены сии церкви в приходские Шалимовской волости Христофоровской деревни. Но вместо деревянной в 1763 году построена уже каменная тёплая церковь во имя той же Иконы Одигирии, и в ней поставлена вышеупомянутая чудотворная икона Христофорова. Церковь сия освящена в 1770 году. Другая деревянная, холодная, во имя Введения Богородицы остаётся ещё древняя. Туда доныне ежегодно съезжается много богомольцев: 1) в девятую пятницу по Пасхе; 2) Июля 28, на праздник Богородичный Иконы Одигитрия; 3) Сентября 8, на день Рождества Богородицы. Хутынский Варлаамов Спасопреображенский Новгородский 1 класса мужской монастырь находится в уезде Великого Новгорода, вниз по течению реки Волхова к северу от Кремля по большой Московской дороге в 10 вёрстах, по левую сторону дороги, а на правом берегу Волхова. Местоположение монастыря сего вообще самое красивое и наилучшее из всех окрестностей Новгородских; ибо находясь на довольно возвышенном месте, как сам монастырь отовсюду виден, так и окружающие места на довольно великое расстояние от себя представляются взору зрителя. Основан этот монастырь в 6700 (1192) году Преподобным Варлаамом, который до монашества именовался Алексием и был уроженцем Новгородским, сыном некоего богатого гражданина Михаила (Летописец Новгородский изд. 1781, М., стр. 52). По кончине родителей своих, постригшись в монашество в одном из Новгородских монастырей, отошёл оттуда на место, именуемое Хутынь, и в 1192 году положил основание этой обители сооружением небольшой церкви во имя Преображения Господня, при освещении коей Архиепископ Новгородский Григорий рукоположил его в Игумена этой новосозидаемой им обители. В ней Преподобный Варлаам, пожив 1 год и избрав преемником себе в Игуменстве Антония (который после основал Дымский монастырь), преставился и погребён Ноября 6 дня (см. ниже). По кончине Преподобного этот монастырь устрояем был иждивением монастырским, от доброхотнодателей и вкладчиков, из которых

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Дополнения по благочинию 1-го округа. Монастырь основан преподобным Христофором Сольвычегодским – учеником преп. Лонгина Коряжемского. Преподобный Христофор был одним из первых учеников и пострижеников преп. Лонгина. " Не дошло до нас никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в пустыню " . Но, судя по тому, что преподобный Христофор стал одним из первых, кто пришел проводить иноческую жизнь под старческим окормлением преп. Лонгина, он мог быть " родом или из Сольвычегодска или из ближайших его окрестностей " . По кончине своего учителя Христофор пробыл в Коряжемском монастыре еще 10 лет; потом поселился в верховье речки Малыя Коряжемки, в 20 верстах от монастыря и в 27 от Соль-Вычегодска. Там в уединеннии он жил отшельником. В совершенном безмолвии он, часто целые дни и ночи, проводил в молитве перед иконою Божией Матери Одигитрии, которой его благословили при выходе из монастыря и для которой он устроил близ кельи часовню. Но вскоре к нему начали приходить послушники и принимать от него пострижение, таким образом около 1555 года основалась под его настоятельством обитель и построена церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, от которой происходили чудеса и исцеления. Кроме этой чудотворной иконы в 150 саженях от церкви открылся целебный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла самой Москвы. Царица Анастасия Романовна (первая и самая любимая жена Иоанна IV), услышав о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы и о целебном источнике, пожелала воспользоваться его водою, и по приказанию Иоанна Васильевича преподобный Христофор должен был лично доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по царски наградил он старца, давши достаточную сумму денег на устройство обители. Так гласят «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии» (г. Вологда. 1880 г.).

http://sobory.ru/article/?object=22135

Как известно, Житие Антония Печерского, написанное в 70-е или 80-е гг. XI в., не дошло до наших дней, но его следы сохранились в других памятниках – Повести временных лет, «Сказании, чего ради прозвася Печерский монастырь» и Киево-Печерском патерике 1572 . Следует отметить, что среди многочисленных житий русских преподобных вообще крайне мало собственно отшельнических агиобиографий. Это и понятно. Подвиг скрывшегося от людей и мира подвижника, далеко не всегда оказывался известен за пределами его пустыни. В качестве примера житий отшельников-анахоретов можно назвать жизнеописания двух северно-русских подвижников – Никодима Кожеозерского 1573 и Никандра Псковского 1574 (оба относятся к XVII в.). Первый из них, прожив в монашестве более 49 лет, 36 из них провёл в уединении во «внутренней пустыни» на реке Хозьюге, «близ великаго моря-окиана» 1575 , второй пустынножительствовал в общей сложности более 50 лет в Псковских пределах. Другой яркий пример жизнеописания пустынников являют собой, так называемые, «Повести о соловецких пустынножителях» – сборник рассказов патерикового типа об отшельниках, подвизавшихся в конце XVI – первой половине XVII в. на островах Соловецкого архипелага 1576 . Однако, говоря об относительно малом числе отшельнических житий в литературе Древней Руси, вместе с тем следует отметить, что пустыннические мотивы, в той или иной степени, присутствуют не только в житиях анахоретов, но и в большинстве традиционных монашеских житий. Это вполне закономерно. Многие русские преподобные проводили значительную часть своей иноческой жизни вне стен монастыря, удаляясь для аскетических упражнений, уединения и безмолвия за его ограду. Такие поселения могли находиться недалеко от обители (тогда они назывались «отходными кельями» 1577 ), но чаще, стремящийся к уединению инок, уходил в глухие, безлюдные, «непроходные» места – лесную «пустыню», где он мог, удалившись от всего мира, безраздельно посвятить себя Богу. Так появлялись многочисленные отшельнические «пустыни», за которыми часто закреплялось имя их устроителя. Так, например, основанная Кириллом Новоезерским на Красном острове озера Нового отшельническая пустынь, которая выросла впоследствии в общежительный монастырь, спустя ещё почти полвека после смерти святого продолжала именоваться «пустынью Кирила Белого» 1578 , а пустынь, основанная в XVI в. в пределах Соли Вычегодской Христофором Коряжемским 1579 , до сегодняшнего дня носит имя Христофоровой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010