132-158 с. 14. Святогорская общежительная Успенская пустынь. - Святогорская пустынь. 1994. 132 с. - М.: Типография Бахметева на Малой Дмитровке. 1868. 15. Ткаченко нариси у двох книгах. Книга Ткаченко. - Суми: Слобожанщина, 2000. С. 276 16. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия/прот. Г. Флоровский - Paris.: YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne Ste-Genevieve., 1983. 599 c. 17. Харьков: его прошлое и настоящее в рисунках и описаниях/сост. А.Н. Гусев. - Х.: Типография Адольфа Дарре, 1902. 246 с. 18. Харьковская старина: из воспоминаний старожила В.П. Карпова (1830-1860 гг.). - Х.: Типография " Южного Края " , 1900. Источник: shulika-art.kh.ua В историческом центре города Харькова, там, где улицу Пушкинскую венчает старинный парк, в его уютном уголке стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм построен в русско-византийском стиле. Архитектор – академик архитектуры Андрей Андреевич Тон. В 1857 году храм был освящен архиепископом Харьковским и Ахтырским святителем Иннокентием Борисовым. Первым настоятелем Иоанно-Усекновенского храма стал священник Иоанн Чудновский, который скончался 18 февраля 1859 года и погребен у северной стены храма. В Харьковском календаре 1878 года, изданном Харьковским Статистическим комитетом, в разделе «Церкви г. Харькова, не имеющие приходов» есть упоминание: Кладбищенская церковь во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. Настоятель — священник Оникевич Никандр Иванович и помощник настоятеля — священник Волобуев Георгий Иванович (оба в церковном кладбищенском доме). За отца Никандра известно, что он нес послушание инспектора и законоучителя при Харьковском Епархиальном Женском училище, находившемся недалеко от храма по ул. Немецкой, 50 (ныне ул. Пушкинская), имел степень кандидата богословия Киевской духовной академии. А отец Георгий там же нес послушание помощника законоучителя. С 1882 по 1884 годы в Иоанно-Усекновенском храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, член Харьковской городской думы, член Государственного совета протоиерей Тимофей Иванович Буткевич. Он много сделал для развития духовной жизни в городе Харькове. Это был выдающийся человек своего времени, его труды бесценны и пользуются большой популярностью в наше время. В 1903 году настоятелем Иоанно-Усекновенской кладбищенской церкви назначен протоиерей Иоанн Христофорович Пичета. Известный священник того времени, много трудов положивший на развитие духовных школ православной церкви, родом из Сербии.

http://sobory.ru/article/?object=04036

Вологодского уезда, из-за Великого озера, Борисоглебского игум. Моисей , 1659. Сойгинской Екатерининской пустыня иг-нья Александра , 1665–72. Куфтыревской Троицкой пустыни строит. Игнатий , 1676. Сученской пустыни строит. Евфросин , 4 янв. 1684. III, 415; VI, 698, 180. Борисоглебского Сольвычегодского игум. Дионисий , 1548. В 1680 г. мнтрь упом. как церковь с попами. Лусской Пермцы 236 , Спасова Устьвожинская пустынь упом. в 1684.Строит. Даниил , в февр. 1704. VI, 328, 579. Спасской, на реке Вычегде, построен лета 7170-го, чёрным священником Филаретом ; существовал 1707. Покровской, в Пыелдине погосте, (Яренской), строит. Иоасаф , 1707. VI, 258, 1022. Игнатиевы пустыни строит. Григорий Неронов , 1665. Мнтрь запустел 1721. Южской волости, Спасской пустыни чёрный поп Григорий , в мар. 1659. Харитонцовой пустыни строит. Варсонофий , 22 мар. 1664. III, 298. Архангельской пустыни игум. Адам , 1737 и 38. III, 414; V, 376. Борисоглебская. III, 429. Боровинская. III, 464; VI, 1024. Белавиной: Строит. Иоасаф , 1738. – Аполлоний в 1818 перев. в Спасо-Суморин. – Иона , 3 нояб. 1834–37, 27 янв. перев. в Сямский. III, 530. Верхосицкая. III, 610. Вондожская. IV, 62. Дуниловой пустыни строит. Иосиф , 1764. IV, 72, Дедовская. IV, 76. Дюдикова. IV, 214. Зубовская. IV, 322. Кайсаровский. IV, 628. Коптев. IV, 774. Коровина пустынь. V, 13. Лешская. V, 21; VI, 958, 1022. Ломовская. V, 142. Негренской строит. Ефрем , 1702–4. V, 354; VI, 1032. Ножемская. V, 370. Орловский Устюжский. V, 465. Перевысьевская. V, 517. Перцова. V, 525. Песочного: Игум. Пимен , 1588. – Иосиф , 1626. Чёрный поп Рафаил , в июле 1659. Келарь Киприан , в февр. 1663. Строит. Филарет , 1729; после игум. Озерский. – Гавриил , 1738. – Дионисий , около 1760; в 1764 перев. в Сямский. V, 550. Печорская. V, 623. Кубенская. V, 670. Ржаницына. V, 733. Рябининой строит. Александр , 1738. VI, 69. Святолуцкая. VI, 184. Сольвычегодский Сретенский. VI, 239, 1047. Шуйская. VI, 366. Тиксненская. VI, 467. Ульяновская. VI, 606. Христофорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вологодской губернии: муж, монастыри: – 1) авнежский троицкий, 2) антониевская п., 3) арсеньева масленская, 4) архангельская под болотом или подболотная, 5) бабозерская николаевская 6) борисоглъбская пуст., 7) белявинская богоявленская или маркова введенская 134 , 8) верхомоломская спасониколаевская, 9) верхопежемская пуст., 10) верхосицкая, 11) верхотерменский, 12) воломская симонова пуст., 13) вондожская пуст., 14) голубинская рождественская пуст., 15) дружининский зосимо-саватиевский м. 16) дунилова богородицкая, 17) дюдикова предтеченская п., 18) евфимиев, 19) заозерский введенский, 20) зосимосавватиевская великоустюжская, 21) зубовская николаевская пуст., 24) ильинский вологодский, 23) иннокентиев спасопреображенский, 24.) кайсаровский троицкий герасимов, 25) спасокаменный , 26) дедова троицкая , 27) катарминский или катромский николаевский, 28) коптева сретенская пуст., 29) кохтынский иоаннобогословский, 30) крестогорский тиханов, 31) коряжемский, 32) куштинский или куштский александровский 33) дальский архангельский, 34) маркушевский николаевский, 35) мокрая николаевская пустынь, 37) александро-коровенская пуст., 38) нуромский спасопреображенский, 39) озерский николаевский-комельский, 40) перевисьевский покровский, 41) перцова троицкая пуст., 42) песочный успенский, 43) печенский спасский, 44) печенский грязовецкий спасопреображенский, 45) печорская троицкая пуст., 46) подольный успенский, 47) покровский глушицкий, 48) преображенская кубеницкая или кубенская, 49) рабанский спасопреображенский монастырь или спасская на Шухе. п., 51) репная спасская, 52) рябинина п., 53) святолуцкий, 54) соезерская троицкая пуст., 55) сойгинский преображенский , 56) спасская капитоновская пуст., 57) стефановская вотчинская пуст., 58) темгов троицкий, 59) теплогогорская богогодицкая пуст., 60) тикененская спаса нерукотворного пуст., 61) ульяновская пуст., 62) усть-недумский, 63) Устюжский троицкий, 64) устьвимский архангельский, 65) христофорова богородицкая цуст., 66) цилибинская арганиельская, 67) цывенскаях николаевская пуст., 68) троицкий гледеной, 69) борисоглебская на глебове пустынь 135 , 70) троицкая что на чевце пуст. 136 , 71) троицкий крестовоздвиженский 137 , 72) спасогорский белоезерский и 73) воздвиженский вологодский. Женские монастыри – 1) сольвычегодский сретенский, 2) тотемский богородицкий, 3) никольский 138 , и 4) устюжский преображенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Впоследствии обитель Христофорова прославилась как примерным житием ее тружеников и чудесами от иконы Богородицы проистекавшими, так равно и открывшимся близ монастыря целебным источником, от которого и царица Анастасия, супруга царя Иоанна Васильевича, получила в болезни облегчение. – В 1572 году Препод. Христофор скрылся из обители тайно и неизвестно куда; после чего пустынь пришла в упадок и приписана к Николаевскому Коряжемскому монастырю, куда и икона Божией Матери перенесена. – Это продолжалось 18 лет. Но когда, в 1590 году, Чудотворная икона возвращена опять сюда, то обитель начала процветать. В 1763, Богородицкая церковь сооружена, вместо деревянной, каменная. При учреждении штатов, в 1764, пустынь упразднена, а церковь обращена в приходскую. Сюда и до ныне, стекается множество богомольцев на праздник Одигитрии 28 Июля, также в 9 пятницу по пасхе и 8 Сентября. СОЙГИНСКИЙ-СПАСКИЙ, муж. в 75 верстах от уездного города Сольвычегодска, на берегу реки Вычегды, при впадении в нее речки Сойги; основан был в 1540 году Преподобным Симоном. Здесь две церкви: 1) Преображения Господня, построенная первоначально деревянная Преподобным Симоном, и освященная 17 мая, 1541 года; 2) Великомученицы Екатерины, где почивают под спудом мощи основателя, Преп. Симона. Обитель упразднена в 1791 году и обе церкви обращены в приходские. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. в уездном городе Сольвычегодске, на берегу реки Вычегды. О времени основания этой обители, равно и о том, когда она уничтожена, сведений нет; известно только, что она существовала еще до 1498 года. – Здесь в XVI веке жили Преподобные Агапит Маркушевский и Логгин Коряжемский. СПАСКАЯ-УЛЬЯНОВСКАЯ пуст. муж., существовавшая в 165 верстах от уездного города Устьсысольска, на берегу реки Вычегды, и давно уже уничтоженная. Она была основана в XIV веке св. Стефаном, первым Епископом и Апостолом Пермским. Теперь на этом месте Ульяновский погост. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. в 33 верстах от уездного города Яренска, при впадении реки Выми в Вычегду, в селении Усть-Выми.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

преподобным Арсением Сухарусовым , который прежде был игуменом Сергиевой лавры (1525–1527); е) Катромский Николаевский при озере Катромском в 104 верстах от Вологды, основан неизвестно когда преподобным Онуфрием, но упоминается в 1532 г.; ж) Коряжемский Николаевский близ устья реки Коряжмы в 15 верстах от Сольвычегодска, основан в 1535 г. преподобными Логгином и Симоном; з) Сойгинская Преображенская пустынь при устье реки Сойги в 75 верстах от Сольвычегодска, основана в 1540 г. тем же самым преподобным Симоном, который был сотрудником преподобному Логгину при устроении Коряжемского монастыря; и) Черниговский Предтечев на устье речки Черной, в бывшем городке Чернигове близ Сольвычегодска, в 1546 г. сгорел, а в 1586 г. в нем жили только один иеромонах и два монаха . Из монастырей 2-й половины XVI в. в обозреваемых нами местах известны: а) Телегов Троицкий в 70 верстах от Устюга к северу по Двине, построен в 1553 г. преподобным Нифонтом; б) Тотемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске — первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых — Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний — детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла — благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

стана), “Книги дозорн., переписн. и проч.”, 64 (игум. м-ря Иоасаф 1696 г.), 187 (игум. Гедеон 1681 г.); “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.”, 273 (краткие свед.); “Справочн. кн. Калуж. губ. на 1871 г.”, Отд. 2, 25 (крест. ходы в день Вознесения и 10 авг.); “Экономич. Журн. на 1889 г.”, 1 (Золотницкий, “Опис. Калуги”); “Отчет Об. Прок. св. Синода за 1887 г.”, 166 (пожертв. В. кн. Константином Константин. серебр. лампады и 600 руб.). 275. Ламбасская – Преображенская , мужская пустынь, ныне погост Ламбасская-Преображенская пустынь, Архангельской губ., Пинежского у., Михайловской волости, в 75 вер. к юго-вост. от Пинеги и в 15 вер. от села Михайловского Четогоры, между ручьем Ламбасом и Урою (см. Подробная карта, часть XI). Основана в 1615 г. старцем Христофором, в 1764 г. оставлена на своем содержании, в 1777 г. упразднена и обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 6; Ратшин, 17; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.”, I, 37, “Арханг. губ. вед.”, 1853 г., 5 (происхожд. слова Ламбас); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 834; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., III, христиан. в предел. Архан. губ., 18 (основ. около 1635 г.). 276. Мазаловский – Спасо – Преображенский – Успенский , женский, 3-го класса, Могилевской губ., Мстиславльского у., при селе Мазоловщизне, в 10 вер. от Мстиславля. Основан в 1665 г. дочерью Мстиславльского стольника Николая Суходольского, Мариамною; в 1743 г. передан униатам, но в 1795 г. вновь возвращен в православие и в 1828 г. возведен на степень 3-го класса. Церковь Преображения построена в 1799 г. иждивением граф. Чернышевой. В 1847 г. сюда разрешен крестный ход с чудотв. иконою Тупичевской Бож. Матери. При м-ре существуют 2 школы для мальч. и девочек. “Ист. Росс. Иер.”, V, 36; Ратшин, 178; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. I, 27; “Опис. монаст.”, 1817 г., 66; “Памят. кн. Могилев. губ. на 1861 г.”, Отд. I, 1; Отд. III, 87; “Полн. собр. Закон.”, 1795 г., XXIII, 17288; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1846 г., 92 (надел. лесом; здесь назван Вознесенским); “Извл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В своем поздравлении по случаю начала учебного года Святейший Патриарх говорит о многотрудной миссии церкви: " ...всем нам, и, прежде всего священнослужителям, предстоит не только реставрировать храмы и монастыри, заниматься социальным служением и благотворительностью, образованием и просвещением, но и в первую очередь, восстанавливать искалеченные грехом и тлетворным воздействием века сего души человеческие. А это дело, требующее и знаний и умения, и чуткости, и доброты, и личного опыта духовной жизни " . Но не только возведение стен осуществляется и в нашей епархии. 8 октября продолжили работу 2-годичные начальные православные богословские курсы, организованные епархиальным отделом образования. Они предназначены для учителей воскресных школ, а также для поступающих в духовные заведения. В прошлом году на таких курсах обучалось около 160 человек. Преподавание ведется силами выпускников Православного Свято-Тихоновского Богословского института. В минувшем году мы отмечали несколько славных юбилеев. Особенно торжественно проходило празднование 100-летнего юбилея храма преп. Лонгина в г. Коряжма. Несколько тысяч человек участвовало в этом общегородском празднике. В связи с трагической кончиной настоятеля храма-юбиляра, протоиерея Михаила Яворского, торжества были перенесены на сентябрь. Много сил и трудов отдал возрождению храмового комплекса практически воссозданного из руин. Вечная ему память, достойному пастырю Церкви Христовой. Он вписал в летопись нашего края благодатную, яркую страницу. Вместе с ним мы вспоминаем протоиерея Валентина Таразевича и протодиакона Димитрия Салова, отошедших в мир иной в течение отчетного периода и молимся об упокоении их душ. Вечная им память! В торжествах 100-летия Свято-Лонгинова храма принимали участие высокие гости, различные коллективы, исполнители, руководство Котласского ЦБК и главы муниципальных образований Архангельской области. Трудами и заботами о. Михаила стала возрождаться Христофорова пустынь, храм в честь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Построен церковный дом, стало вестись подсобное хозяйство. Вхраме преп Лонгина Коряжемского находится святыня - вериги и власяница преподобного. Ежегодно в День города совершается Крестный ход со святыней. На гербовом знаке Коряжмы в качестве символа города изображается Николо-Коряжемский монастырь. Именно вокруг этого монастыря веками рос и строился город.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

После закрытия почти всех монастырей хранителями благочестия и православных традиций стали монахи и особенно монахини, вынужденные спасаться вне монастырских стен, чаще всего исполнявшие на приходах обязанности уставщиц, псаломщиц, певчих; беседуя с прихожанами, они научали их христианской жизни, а искавших познания истины приводили ко Христу, в Его Церковь . Характерным явлением религиозной жизни 60-х гг. было полулегальное паломничество к разоренным святым местам, в Оптину пустынь, в Дивеевский монастырь, к святым источникам, связанным с подвигами прославленных угодников и почитаемых в народе подвижников благочестия. Одним из благодатных событий в жизни Русской Православной Церкви явилось первое после Поместного Собора 1917–1918 гг. прославление святого. 19 июля 1962 г. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия I постановил причислить имя преподобного Иоанна Русского «к лику святых, чтимых Русской Православной Церковью, установив празднование ему в день его преставления – 27 мая (в соответствии с днем праздника его в Греческой Церкви), в день памяти святого Иоанна службу ему править с полиелеем» 564 . В начале 60-х гг. государство, как и в предыдущее десятилетие, поддерживало международные контакты Церкви. Эта деятельность не вызывала опасений у атеистов, хотя всегда оставалась под неусыпным контролем соответствующих органов, но таков был общий порядок в стране, и с ним приходилось мириться. Русская Православная Церковь в силу своей природы участвовала в миротворческом движении, потому что цели и задачи его не расходились с евангельскими заповедями. Появлением и активным участием своих представителей в международных форумах Русская Православная Церковь укрепляла свое положение в первую очередь в самом СССР. В 1-й половине 60-х гг. представители православных поместных Церквей неоднократно посещали Москву и встречались с Патриархом. В июле 1960 г., после своего избрания на первосвятительский престол, приезжал Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II. В ноябре и декабре 1960 г. предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Алексий I совершил второе паломничество на Святую землю и к святыням Востока, встретился с Патриархами Константинопольским Афинагором, Александрийским Христофором, Антиохийским Феодосием VI, Иерусалимским Венедиктом; архиепископом Афинским Феоклитом. В пасхальные дни 1962 г. Патриарх Алексий побывал на Балканах и встречался с Патриархами Сербским Германом, Румынским Юстинианом и Болгарским Кириллом. В июне 1963 г. на святой Афонской горе состоялось торжество, посвященное 1000-летию афонского монашества. Делегацию Русской Церкви на этом торжестве возглавлял архиепископ Никодим (Ротов).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

преподобным Нифонтом; б) Тотпемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске – первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых – Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний – детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла – благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г. постриженником Пыскорского монастыря преподобным Трифоном на иждивение местных граждан, которые исходатайствовали для того грамоту у царя Иоанна Васильевича. III Из сделанного нами подробного обозрения монастырей Московской митрополии довольно уже ясно открывается, какие были главные причины основания этих монастырей и от чего зависела их поразительная многочисленность. Некоторые из тогдашних монастырей, впрочем весьма немногие, были вызваны к бытию сознанием их потребности и пользы для известного края и местности. Просветители лопарей, Феодорит и Трифон, основали каждый по монастырю с тою целию, чтобы эти обители служили не только для поддержания, но и для дальнейшего распространения христианства между дикарями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

При церкви в Яренге, селе на Летнем берегу Белого моря, со времени явления мощей Иоанна и Логгина около половины XVI века, велись тетради, в которых служившие при этой церкви соловецкие монахи преемственно записывали чудеса угодников. В монастыре Тихона Луховского с открытия мощей пустынника в 1569 году непрерывно записывали чудеса ею до 1649 года, когда составлена указанная выше редакция жития его, и одно из этих чудес, случившееся в 1583 году, сам исцеленный сын боярский «в памятные книги ноднмса своею рукою». В поздней редакции сказания о Толгскои чудотворной иконе находим замечание, что о чудесах ее пространно пишется в той обители. Сольвычегодский ратман и историограф Алексей Соскин пишет, что в Христофоровой пустыни на Малой Коряжемке и у сольвычегодских обывателей есть летописи об этой обители, в которых записаны чудеса, в ней совершившиеся со времени ее основания Христофором в половине XVI века; в своем повествовании Соскин приводит длинную выписку из этих летописей 571 . При восстановлении обители Иосифа Заоникиевского в начале XVIII века поправили часовню над его гробом, который украсили пеленою, начали петь панихиды по пустыннике для приходящих богомольцев и поручили эконому записывать совершающиеся чудеса. Летописание чудес не прекращалось с появлением жития, но примыкало к нему как его естественное продолжение. Очень часто позднейшие прибавки не обозначались в списках житий никакой заметной чертой, и отсюда происходит одно из главных затруднений для исследователя при определении времени, когда появилось житие, если в последнем нет прямых указаний на это. Мы видели, что после Досифея к житию соловецких чудотворцев прибавлено было в XVI и XVII веках несколько новых серий чудес. После Пахомия Логофет а в XVI веке описывались новые, им опущенные или после него случившиеся чудеса Варлаама Хутынского, и некоторые из них живо рисуют упадок дисциплины в старых богатых монастырях, обнаружившийся в XVI веке 572 . Обыкновенно чудеса записывались со слов тех, с кем они совершились, с соблюдением оттенков изустного рассказа, и в таком виде переносились биографом из старых записей в житие. Есть много указаний на то, что люди, умевшие писать, сами записывали случившиеся с ними чудеса и присылали записки в монастырь или приходили туда и собственноручно вносили их в монастырскую памятную книгу. Между чудесами Антония Сийского XVII века помещена записка игумена Строкиной пустыни Евфимия: живя в Сийском монастыре, он заболел глазами и, исцелившись, переселился в Строкину пустынь в 1662 году, где начал было писать о своем исцелении, но остановился, подумав, «яко просто прилучися таковая вещь, без присещения, и не поймут ми веры»; возобновление болезни и вторичное исцеление заставили его продолжать писание, которое потом было внесено в повесть о чудесах Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010