17 июля 2014 г., в 96-ю годовщину расстрела св. страстотерпца имп. Николая II Александровича и его семьи, состоялся покаянный крестный ход в приходе пос. Удимский Котласского р-на. Монастыри На 2014 г. в К. и В. е. нет действующих мон-рей. Упраздненные: Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский мон-рь (муж., при впадении р. Пинежки в р. Вагу в Шенкурском у., основан в 1426, упразднен в 1764); Коряжемский Николаевский мон-рь (муж., в Коряжме, основан в 1535, упразднен в 1863, восстановлен в 1896, закрыт в 1927; в 1989 воссоздан как приход); Христофорова Богородицкая пуст. (муж., на р. Коряжемке в Сольвычегодском у., основана в 1555, в 1764 упразднена и обращена в приходскую церковь); Введенский мон-рь (муж., в Сольвычегодске, основан в 1565, закрыт в 1918); Елгомская пуст. (муж., на берегу Елгомского оз. в Каргопольском у., упом. в сер. XVII в., упразднена и обращена в приход в 1764); Уздринская (Узринская) Введенская пуст. (жен., на реках Уздре и Пуе в Шенкурском у., основана в 1646, в 1764 упразднена, в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. восстановлена, будучи приписанной к шенкурскому Свято-Троицкому монастырю, закрыта в 1923); шенкурский Свято-Троицкий мон-рь (жен., в Шенкурске, основан в 1664, в 1764 упразднен, в 1778 восстановлен как муж., в 1865 обращен в жен., закрыт в 1923); Макариевская пуст. (на оз. Ума в Шенкурском у., основана как муж. в 1671, в 1779 обращена в приходскую церковь, в 1787 приход обращен в пустынь с причислением к шенкурскому Свято-Троицкому мон-рю, с 1865 жен., упразднена в 1923). Лит.: Список приходов и церквей Архангельской епархии с подразделениями их на благочиния и благочинных и священнослужителей с указ. адреса их местожительства. Архангельск, 1889; Зверинский. 1890. Т. 1; 1892. Т. 2; Шишков А. Шенкурский Св.-Троицкий женский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии: [Сб. ст.]. Архангельск, 1902. С. 563-592; Православные рус. обители. 1910; Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России. Вологда, 1992; Слёзкин А. В. Сольвычегодск и окрестности. М., 2006; Михайловские чт., 5-е: Религиозно-культурное пространство региона: вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011; Дробышевский Б. А. На слиянии Вычегды и Двины. М., 2012; Котлас - город нашей судьбы, 1917-2012. Котлас, 2012; Мошкова Н. Коряжма станет центром Котласской и Вельской епархии//Трудовая Коряжма. 2012. 96. С. 1; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 2. С. 6; Василий (Данилов), еп. «Когда оглянешься вокруг…»: Интервью/Бесед.: М. Сизов.//Вера: Газ. Сыктывкар, 2013. 685.

http://pravenc.ru/text/2458895.html

http://nasledie29.ru/013.html После революции прошло 72 года. 30 июня 1989 г. на сессии горсовета на­родных депутатов было принято мудрое решение - передать зда­ния Николо-Коряжемского мона­стыря с прилегающей террито­рией в пользование православ­ной общине. Справедливость восторжествовала. В Коряжму по приглашению общины приехал священник - иерей Михаил (Яворский). На базе Коряжемской православной общины он создал приход, где и стал действующим приходским священником. Богослужения ве­лись в молельном доме. Парал­лельно с этим, в свободное от церковных служб время, отец Михаил вместе с прихожанами расчищал от хлама и завалов тер­риторию и здание монастыря. Ос­новной груз восстановительных работ несли на своих плечах жен­щины. В основном немолодые, физически далеко не атлеты, они выполняли самую грязную и тя­желую работу. Сохранившие в душе религиозное чувство, зало­женное, может быть, с детства, они по благословению батюшки бесстрашно взбирались на кров­лю храма, делали большое дело своими малыми силами. Да и сам отец Михаил проявил себя как великий труженик. С утра и до позднего вечера пропадал он на работе, занимался расчисткой территории, строительными, органи­зационными хлопотами. Начинали на пустом месте, практически с нуля. Пришлось до­бывать элементарный рабочий инструмент, хлопотать об изготов­лении чертежей по подводке вод­ных сетей и канализации, догова­риваться с трестом о производстве работ и так далее. Церковное начальство оце­нило труды отца Михаила, и он был возведен в сан протоиерея. При таком самоотверженном тру­де церковь преподобного Лон­гина была освящена уже 14 сен­тября 1990 года преосвященным Пантелеймоном, епископом Ар­хангельским и Мурманским. Информационный портал Северодвинска      В 2004 году весь город готовился к празднованию 100-летия со дня закладки первого камня Лонгиновского храма, но случилось несчастье - трагическая гибель настоятеля храма протоиерея Михаил Яворского. На месте гибели по дороге на Христофорову Пустынь установлены крест и часовня, а сам настоятель похоронен за алтарем храма, где прослужил 15 лет. В этом же году на территории монастыря  построена часовня на средства местного предпринимателя Вячеслава Глинкина.

http://sobory.ru/article/?object=06309

Из грамоты, данной Варлаамом епископом Великоустюжским и Тотемским в 1755-м году, хранящейся при церкви, на построение деревянного храма Преображения Господня с приделом на северной стороне пророку Илии, известно, что были две деревянные холодные церкви Преображения Господня и св. пророка Илии, построенные в давних годах. 1785 года (чрез 30 лет после упомянутой грамоты) дана грамота Иоанном епископом Великоустюжским и Тотемским на построение вместо теплой деревянной Николаевской церкви вновь каменной однопрестольной Николаевской, которая в том же году и построена, и по благословению Иринея епископа Вологодского и Белозерского освящена. Чрез 18 лет пристроена и верхняя каменная же во имя Преображения Господня, и в 1804 году по благословению Феофилакта, епископа Вологодского и Устюжского, освящена. Наконец в 1813 году Преосвященным Евгением епископом Вологодски и Устюжским дана грамота на построение каменной церкви во имя святого пророка Илии с колокольней, которая по благословению Онисифора епископа Вологодского и Устюжского освящена в 1822-м году. В таком виде и по сие время находятся храмы без малейшего с наружной стороны изменения. Предметом досточтимости при сей церкви есть икона Божией Матери Взыскание погибших, коей установлено праздновать во вторую неделю Святой Четыредесятницы, - каковое празднование с 1823-го года совершается и до сих пор каждогодно, при многочисленном стечении народа. Поклонники год от года умножаются. Чудотворений особенных не видно. Примечания: Слово Чакула зырянское по словопроизводству (чак — губа и ула — низменное место, означает губное место). Водам речки Чакулы приписывают целебное свойство против расстройства желудка, ран на теле и проч. Сверх того, предание говорит, что однажды проходили три св. угодника Божия Логгин Коряжемский, Симон Сойгинский и Христофор Пустынский, и остановились в долине между горами, при устье упомянутой речки, и, по причине красивости местоположения, хотели там поселиться и основать монастырь, но грубостью жителей деревни Горки были выгнаны, за каковую дерзость упомянутые жители были прокляты вечной бедностью, каковая бедность и доселе в них замечательна. Вследствие сего сии три угодника разлучились между собой, и первый из них — Логгин ушел вниз по Вычегде, и основал монастырь Коряжемский за 45 верст от Чакулы, второй Симон ушел вверх за 25 верст и основал Сйгинский монастырь, превратившийся уже в приходскую церковь, а третий Христофор ушел в сторону за 70 верст, и основал церковь, что ныне Христофорова пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=10616

Существует виршевая «История о святом игумене Логгине...», к-рая известна в 2 списках нач. XIX в.: НМРК. 4117; ГАВО. ВУФ. 3647. Поскольку в тексте сказано, что «История...» создана «усердием графов Строгановых господ», можно предположить, что она была написана после 1761 г. (в этом году А. С. Строганов возведен в графское достоинство, с 1722 Строгановы имели титулы баронов). Установлено текстуальное сходство «Истории» и виршевой редакции Жития Никодима Кожеезерского ( Рыжова. 2005. С. 228-230). Создание текста приурочено к празднованию дня Св. Троицы и, возможно, было произнесено в форме «речи» или «слова» Устюжским еп. Лаврентием (Горкой) по случаю его прибытия в Коряжемский мон-рь ( Власов. 2011. С. 24-25; опубл.: Рыжова. 2005. С. 234-235; «История о святом игумене Логгине...». 2013. С. 483-484). Биография и почитание «Сказание...» сообщает, что Л. «прииде из Верховьских градов» на р. Коряжемку с иконой Животворящего Креста (ВОКМ. 2151. Л. 21-22). Согласно описаниям, на нижнем поле иконы находилась надпись: «Лета 7043 (1535)», а на оборотной стороне - «Крест Христов Павловы пустыни» ( Верюжский. Вологодские святые. С. 476). Исходя из текста надписи, исследователи предполагают, что Л. нек-рое время подвизался в Павловом Обнорском мон-ре и пришел на р. Коряжемку в 1535-1540 гг. ( Власов. 1995. С. 39). Поскольку свой мон-рь святой создавал вместе с прп. Симоном Сойгинским, выходцем из Усолья (ныне Сольвычегодск) ( Верюжский. Вологодские святые. С. 487-488), более обоснованным представляется отнести основание обители к периоду с 1537 г. (известно, что Симон покинул Комельский мон-рь после преставления прп. Корнилия Комельского 19 мая 1538) по 16 сент. 1539 г. (дата основания Сойгинской Преображенской пуст.) (Там же. С. 478, 488-489). Л. с Симоном построили часовню и келью, а затем деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Согласно Сказанию о Христофоровой пуст., написанному еп. Вятским Александром (РНБ. Q.XVII. 142. Л. 86, XVII-XVIII вв.; опубл.: Власов. 2011. С. 76-129), в Коряжемском мон-ре жил еще 1 ученик Л.- прп. Христофор († 25 июля 1572), основавший в 1543-1551 гг. пустынь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» ( Власов. 2011. С. 74-75), к-рая в кон. XVI в. была приписана к Коряжемскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

По прибытию в свою пустынь и по окончании всего обительного здания, преподобный Христофор в (7080) 1572-м году оставил братию свою, тайно отошел, и где скрылся, или каким образом скончался, осталось никому неизвестно. После его вскоре распустилась и опустела сия обитель, и как икона Пресвятой Богородицы Одигитрия, так и всё церковное имущество перенесено было в Николаево-Коряжемский монастырь, где икона находилась 12-ть лет в Николаевской церкви. А потом около (7092) 1584-го года Коряжемским игуменом Иовом с братией икона сия принесена была на прежнее ее местопребывание, и на том же пустынном месте построена ими новая деревянная церковь во имя сей иконы, которая в сей церкви и была поставлена. Вблизи сей церкви вскоре, именно в 1585-м году, иждивением Николаево-Коряжемского монастыря построена и в том же году освящена Варлаамом, епископом Вологодским и Велико-Пермским, другая деревянная во имя Введения Божией Матери церковь, которая будучи перестроена 1823 года, существует и поныне. Вместо деревянной во имя Одигитрии Божией Матери Смоленской основана в 1763-м году настоящая каменная одноэтажная теплая, в то же именование, церковь, которая в 1770-м году игуменом Николаево-Коряжемского монастыря Варлаамом Подъяковым и освящена. Пустынь сия была прежде приписана к Коряжемскому монастырю и состояла под управлением одного настоятеля. А со времени учреждения штатов 1764-го года обращена в приходскую церковь, а причта положено быть при ней одному клиру без диакона. В теплой церкви иконостав в двух ставах. Из икон достойны внимания: 1-я, пятичный стоящий по северную царских врат сторону образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии с Предвечным Младенцем в киоте за стеклом с чудесами. На нем венцы с короной золоченые; свет, риза и поля серебряные кованые, по ризе вынизано хорошим жемчугом, камнями и разными ставками, а вокруг обложен сребренным золоченым гайтаном. 2-я, образ Одигитрии Божией Матери с Предвечным Младенцем. На нем возглавие и ожерелье жемчужное, венцы сребренные золоченые чеканные, риза свет и поле сребряные кованые белые, весом 12-ть фунтов 59 золотников. У образа сего внизу на ризе находится надпись: «Украшен в Устюге Великом Боголюбческим подаянием в 1795-м году июля 6-го дня».

http://sobory.ru/article/?object=22143

Вышина во всей церкви была равна от полу до потолка 3 сажени. Во внутренней паперти вверху под крышей было три окна, существующие и поныне, одно на западной стороне вышиной 2, а шириной 1 1/4 аршина, и два на южной стороне, вышиной 1 1/2, а шириной 2 1/2 четверти, задвигаемые ставнями. В самом храме было три окна вышиной 2, а шириной 1 аршин, два из оных на правом и левом клиросах, и третье на южной стороне, сверх оных два маленьких задвигаемых ставнями. В церкви иконостаса не было, нижние местные иконы стояли на полках, приделанных к стене на не толстых столбиках, а прочие верхние три става икон утверждены были на брусках. В алтаре было одно только окно на горнем месте, вышиной 2, а шириной 1 аршин, задвигаемое также ставнем. Церковь оная в вышеупомянутом виде существовала до 1823 года, и была ли до того времени поправляема или возобновляема, неизвестно. В 1823 году, по ветхости она была разобрана вся и поставлена снова в прежнем виде; снизу три ряда в основание положены новые бревна. Паперть наружная, равно и двери северные уничтожены, а на место оных устроено окно, величиной равное с прочими. Над храмом сделан купол, вышиной 1 1/2 сажени, на нем осмерик, снаружи тесанный, вышиной 1 сажень. В осмерике четыре окна вышиной 1 1/2, а шириной 1 аршин. На осмерике глава и крест деревянные, околочены белой жестью. Потолок в алтаре и паперти сделан также, как прежде, а в храме до самого верху, т.е. до главы потолка нет, а свершен куполом. В то же время сделан новый иконостас в 4 става столярной работы, а иконы поставлены, должно полагать, старые, что доказывает древняя живопись оных. В алтаре прорублено на южной стороне окно новое, мерой с прежним одинаковое. На алтаре сделаны деревянная чаша и глава, околоченные железом, а крест вызолочен. В 1851 году церковь сия извнутри обита вся тесом, пол поправлен, боковые южные двери уничтожены, и вместо оных сделано окно величиной с прочими одинаковое. Из внутренней паперти сделаны в церковь двери полусветные, вверху стекольчатые, вышиной 4, а шириной внизу 5 аршин - сверху полуциркулом.

http://sobory.ru/article/?object=38309

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасская церковь). Дата постройки: 1746 год. Церковь Спаса Нерукотворного образа строилась в первой половине XVIII века на средства монастырской казны и была освящена в 1746 году. В 1897 - 1899 году настоятелем игуменом Нектарием был проведен капитальный ремонт здания. В годы советской власти использовалась под ремонтные мастерские и склады. В 1997 году начали восстановительные работы на Спасском храме и воздвижение купола с крестом. В 2008 году над входом в Спасскую церковь установлена и освящена мозаичная икона Спаса Нерукотворного Образа работы Андрея Чаркина. В 2010 году церковь была освящена. Спасская церковь - одноэтажное культовое сооружение трапезного типа. Основу его композиции составляет квадратное в плане помещение собственно церковь, перекрытое коробовым с распалубкой сводом и покрытое четырехскатной крышей типа " колпак " , увенчанной небольшой главкой с крестом. К основному объему с восточной стороны примыкает пятистенная алтарная апсида, перекрытая полукупольным сводом; с западной стороны - прямоугольное в плане помещение трапезной и небольшая пятистенная паперть. Трапезная перекрыта коробовым с распалубками сводом и покрыта двускатной крышей конькового типа. Апсида и паперть покрыты крышами на пять скатов. Здание, размером 11 х 32 м, построено из кирпича на каменном фундаменте. Крыши обшиты кровельным железом.   Монастырь основан в 1535 году монахом Павло-Обнорского монастыря Лонгином и Симоном Сойгинским. В монастыре долгое время жил ученик св. Лонгина — св. Христофор Коряжемский, позже основавший Христофорову пустынь. Написанные в 1620-х годах «Святцы Коряжемского монастыря» свидетельствуют о почитании Ивана Грозного и ныне являются одним из аргументов сторонников канонизации царя. Расцвет культурной жизни монастыря следует отнести к середине XVII века, когда игуменом монастыря становится Александр (1643—1651), будущий епископ сначала Коломенский, а потом Вятский. Предполагают, что «Сказание о Логгине Коряжемском» принадлежит Александру Вятскому.

http://sobory.ru/article/?object=06309

из отч. Об.-Пр.», 1884 г., 251; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 324, 5; Проценко, “М-ри в России», 43; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 48 (Акты 1679 г. о монастыр. землях; стр. 200); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. имел 249 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724, 437 (инквизитор иеродиак. Арсений Иевлев изувечил тростью игум. м-ря Анастасию), 438 (этот же Иевлев целые ночи прогуливал у отставной игуменьи Марианны, у которой жила в искусе вскормленица ее лет 20, имевшая любодейное чадо); VI, 1726 г., 506 (прошение игум. Анастасии на того же Иевлева); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 4, 101 (основан в 1664 г.; в 1829 г. получил от Государя 4.000 руб., на которые выстроена ограда с башнями). 1348. Христофорова – Богородицкая, мужская пустынь, ныне село Христофорова пустынь, Вологодской губ., Сольвычегодского у., Никольской волости, в 30 вер. к юго-вост. от Сольвычегодска, в верховье рч. Коряжемки, впадающей в р. Виледь, с левой стороны. Основана около 1555 г. преп. Христофором, учеником Логгина Коряжемского, ушедшим тайно в 1572 г. неизвестно куда. В отписном списке 1567 г. Николаев. Коряжем. м-ря сказано: «да в Христофове пустыне церковь старую устроил, и 2 кельи поставил, и на 4 четверти земли под рожь распахали и ржи насеяно.» В 1764 г. упразднена и обращена в приход. В церкви Богородицкой, построенной в 1764 г., находится чудотв. икона Божией Матери Одигитрии, принесенная сюда основателем. “Ист. Росс. Иер.», VI, 606; Ратшин, 78; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 152, 301; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюш. расходы); Ключевский, “Жит. свят.», 418; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 52; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», II, 640, 218 (Отводная XVI ст.; сказано, что в Николаев. Коряжем. м-ре хранилась жалов. грамота на Христофорову пустынь); III, 388, 352 (Отписной список 1567 г.). 1349. Хутынский – Варлаамиев – Спасо – Преображенский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1577 Так, например, в Житии Павла Обнорского читаем: «И по благословению святаго Сергиа отиде вдале от монастыря в отходную келию и пребысть в ней лет 15...» (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказатель/Сост.: И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2005. С. 78. (Памятники рус. агиогр. литературы)). 1578 См. об этом: Карбасова Т.Б. История почитания преподобного Кирилла Новоезерского//Русская агиография. Т. 1. С. 514. Ср. именование пустынью Анзерского скита в «Сказании об Иринархе Соловецком»: «В той же Анзерской пустыни бо тогда строителем монах Елеазар...» (РНБ, Софийское собр., 452, л. 328 об.). Впрочем, можно привести и примеры иного рода: так, отходная пустынь патриарха Никона (располагавшаяся на территории Ново-Иерусалимского монастыря) в XIX в. стала именоваться скитом. См. об этом: Горячева М.Ю. Отходная пустынь патриарха Никона : Материалы исследований//Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. Сост. и науч. ред. Г.М. Зеленская. М., 2002. С. 23, 35. Об одновременном употреблении различных наименований в отношении одного и того же монашеского поселения см. также: Синицына Н.В. Русское монашество и монастыри, X–XVII вв. С. 313−314. Вообще, приходится признать актуальность высказывания Н. К. Никольского , писавшего в начале XX в.: «Терминология относительно внутреннего строя монастырей в русской литературе крайне неустойчива» ( Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397−1625). СПб., 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение. С. 149, сн. 42). 1579 Христофор Коряжемский известен, кроме прочего, тем, что излечил от «скорбной болезни» супругу Ивана Грозного царицу Анастасию. Издание «Сказания о Христофоровой пустыни» см.: Власов А.Н. О памятниках устюжской литературной традиции XVI–XVII вв.: (Создатели и составители некоторых литературных произведений Великого Устюга и Соли-Вычегодской)//Книжные центры Древней Руси: XI–XVI вв.: Разные аспекты исследования/Ред. тома Р.П. Дмитриева; Отв. ред. Д.С. Лихачёв. СПб., 1991. С. 328−343. См. также: Буланин Д.М., Романова А.А. Сказание о Христофоровой пустыни//Словарь книжников. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 628−630.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оба раза просьбы комельских иноков возвратили его в основанную им Введенскую обитель, где он и скончался в 1537 году, оставив после себя многочисленных учеников. Из них Филипп Ирапский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илозерский, Зосима Врбозомский и Даниил Шужгорский 49 основали обители в Белозерском крае. Преп. Нил Сорский , постригшись в Кирилло-Белозерском монастыре, долгое время затем путешествовал по странам Востока, изучая на Афоне и в других скитах монастырские уставы. Окончив путешествие, он возвратился на Белоозеро и здесь, невдалеке от Кириллова монастыря, основал пустыню, но вскоре ее покинул и основал другую в 15 верстах от Кириллова монастыря на реке Сорке. Преп. Нил Сорский ввел на Руси особый вид монашеского подвижничества – скитский, давно уже процветавший на Афоне. обирались два-три, много десять пустынников, устрояли общую трапезу и церковную службу и, живя трудами рук своих, подвизались по отдельным келиям в умном делании. Таких скитов около Белозерского монастыря возникло немалое число; они были приписаны к Кирилловой обители, ею поддерживались, от нее получали настоятелей, в нее же укрывались пустынники, оставлявшие по охоте или по нужде сои скудные пустыни. Из таких скитов, кроме Нило-Сорской известны: Христофорова пустынь, где жил знаменитый князь-инок Вассиан, постриженник Кирилловский; пустынь старцев Нила Палева и Дионисия Звенигородского 50 , переведенных по разрушении их пустыни великим князем Василием Ивановичем в Кириллов; пустынь Порфириева, бывшего игумена Троице-Сергиевой Лавры, где жил преп. Феодорит, просветитель лопарей; пустынь Артемиева, в которой вместе с ним подвизался некоторое время тот же Феодорит; пустынь Георгиевская в Надпорожье и другие многие. Влияние Кирилло-Белозерского монастыря на устройство монастырей в XV и XVI веках распространялось и чрез то, что многие из игуменов Кирилловой обители стали потом епископами, руководителями духовной жизни своей епархии, таковы, например, игумен Алексий, бывший епископом в Вологде (с 1525 г.), игумен Досифей – архиепископом в Ярославле (с 1537 г.) 51 , игумен Афанасий – епископом Суздальским (1551 г.). Таким образом, устав и порядки Кирилло-Белозерской обители далеко славились и служили для многих монастырей образцом. Общежитие, возрожденное на Руси преп. Сергием, не везде еще было введено. Одни монастыри оставались при старых особножитных порядках, другие же усвоили новые общежитные уставы наполовину, усиливаясь ввести их в полной чистоте, как в знаменитых обителях, каковы Белозерская, Троице-Сергиева, Симонова и другие. От времен царя Ивана Васильевича Грозного сохранилось челобитье неизвестных иноков, которые умоляли царя завести общежитие в монастырях, стоящих около Москвы, по образцу Кирилло-Белозерского, Волоколамского и Колязина. III

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010