Русские песни (переложения для хора) А.Архангельский «Светит месяц» «У ворот, ворот» «Разненастный день, суббота» «Ночка» Воскресенье. 27 ноября. 1911 год. Петербург. Зал Дворянского Собрания. Юбилейный духовный концерт в честь 10-летнего существования Церковно-Певческого Благотворительного Общества Отделение I. «Отче наш» (для мужского хора) Д. Направник «Гласом моим» (из 17 и 76 псалмов)      Д. Бортнянский «Творяй Ангелы» П. Чесноков «Херувимская песнь» Ю. Сохновский «Верую (баритон соло) А. Архангельский «Блажен разумеваяй» (псалом 40)       А. Архангельский Отделение II. Великая ектения Епископ Серафим Псалом 21-й Ц. Кюи «Достойно есть» Е. Азеев «Благослови, души моя, Господа» А. Гречанинов «К Богородице прилежно»      А. Гречанинов «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянский Четверг. 2 декабря. 1920 год. Зал Хоровой Академии. Второй Исторический концерт Государственного Хорового коллектива (бывш. Архангельского) под управлением А. А.Архангельского Итальянская хоровая музыка XVI, XVII и XVIII вв. Отделение I. «Ave Regina» Томас Луис де Викториа Месса для 2-х хоров Григорио Аллегри (1560–1652) «Magnificat» (на 12 голосов) Дж. Габриэли (1540–1612) »Benedictus» (на 12 голосов) Дж. Габриэли «Jubilate Deo» Дж. Габриэли Отделение II. Алессандро Скарлатти (1660–1725) Из Missa а) Kurie eleison, Christe eleison; б) Sanctus; в) Agnus Dei. Клаудио Монтеверди (1567–1643) Dixit Dominus (на 6 голосов) Антонио Лотти (1667–1740) Из Missa а) Sanctus (на 4 голоса); б) Crucifixus (на 8 голосов). Архангельский как духовный композитор Среди духовных композиторов русской Православной Церкви за последнее время одно из виднейших мест принадлежит покойному А. А. Архангельскому . Едва ли найдется хор, который бы не пел его произведений, начиная от стильных ученых хоров в столицах и кончая скромными деревенскими хорами. Многие вещи Архангельского пелись наизусть, без нот, в ряду прочего обиходного пения, так они уже сроднились с русским клиросом, что перешли в обиход, вошли в круг, так сказать, канонического церковного, пения, наряду с распевами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После того, как все кардиналы-выборщики опустят свои бюллетени в урну, бланки пересчитываются. Если количество бюллетеней не совпадает с количеством выборщиков, все бланки сжигаются, и сразу переходят к новому голосованию. После того, как все проголосуют, трое, отвечающие за подсчет голосов, считают бюллетени, проделывают в них дырки и сшивают. После проведения подсчета ревизоры проводят полный контроль. Для выбора Римского Понтифика необходимо иметь 2/3 положительных голосов от общего числа присутствующих выборщиков. Если после первого голосования не достигается 2/3 голосов, немедленно проводится повторное голосование без переизбрания Scrutatores, Revisores u Infirmarii и без повторной клятвы. После 1 или 2 голосования и перед тем, как кардиналы покинут Сикстинскую Капеллу, сжигаются бюллетени и все листки с заметками, сделанными кардиналами во время подсчета голосов. Перед началом Конклава в Сикстинской Капелле устанавливается маленькая печка, в которой сжигаются бюллетени после каждой сессии голосований. В соответствии с традицией, если на данной сессии Папу избрать не удавалось, к бланкам прикреплялись кусочки мокрой соломы, и дым при сжигании таких бюллетеней был черным. Это извещало верующих, собравшихся на площади Святого Петра, что выборы Папы не состоялись. Если же Папа был избран, сжигали только бюллетени, и дым из печки выходил белым. В настоящее время цвет дыма достигается путем добавления специального красящего вещества. Со времени последнего конклава 2005 года, чтобы избежать неясности, устанавливаются 2 печки: одна — простая, в которой сжигаются бюллетени и прочие бумаги, другая — электронная, которая производит и добавляет к дыму цветовые добавки. Более того, в том же году решили белый дым сопровождать звоном колоколов собора Св. Петра, чтобы у зрителей не было сомнений относительно цвета клубов дыма, выходящих из трубы. По окончании выборов кардинал Камерлинг Святой Римской Церкви готовит рапорт, который согласовывается также с тремя кардиналами-ассистентами. В нем объявляется исход выборов по каждой из проведенных сессий. Такой рапорт затем передается Папе и хранится в специальном архиве, в закрытом конверте, чтобы никто не смог его открыть без разрешения Верховного Понтифика.

http://pravmir.ru/kak-vybirayut-rimskogo...

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов. 12. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют соборный совет. Соборный совет является руководящим органом Поместного Собора. В его компетенцию входит: а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора. 13. Все архиереи — члены Поместного Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается председателем Собора по его инициативе, по решению совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Поместного Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Поместного Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Поместном Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения. 14. Открытие Поместного Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. 15. Заседания Поместного Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов президиума Собора. 16. В открытых заседаниях Поместного Собора, помимо его членов, могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Поместного Собора. 17. Решения на Поместном Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. При равенстве голосов в случае открытого голосования решающее значение имеет голос председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

http://mospat.ru/ru/documents/87533-pome...

Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения» (II.13). Таким образом, епископат приобрел контроль за ходом дел, рассматриваемых Поместным Собором. (Заметим, что Устав 1988 г. давал аналогичную власть Архиерейскому Совещанию лишь в случае голосования в нем за отмену принятого полным составом Собора решения квалификационным большинством в две трети голосов, а не простым большинством.) Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого уставного богослужения. Заседания Собора возглавляются Председателем или, по его предложению, одним из членов Президиума Собора. «В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случае они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора» (II.16). Патриарх Московский и всея Руси избирается на закрытом заседании. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных регламентом. Если имеет место равенство голосов при открытом голосовании, перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование. Все официальные документы Собора подписываются Патриархом или Местоблюстителем, а также членами Президиума и секретарем. «Постановления Собора входят в силу сразу после их принятия» (II.19). Архиерейский Собор. Ему посвящена гл. 3 Устава. Он является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церковью, состоит из епархиальных архиереев и викарных епископов, возглавляющих синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. (По Уставу 1988 г. ректоры всех духовных школ, а не только академий, в епископском сане были членами Архиерейского Собора.) Викарные епископы, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами» (III.1), – те архиереи, которые, будучи по титулу викариями Патриарха Московского и всея Руси, управляют приходами Русской Церкви на канонической территории Американской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В конце XVIII века в связи с церковными реформами Nempa I и Ekamepuhы II, приведшими к интенсивному проникновению светской (мирской) жизни в церковную, древние традиции богослужебного пения стали претерпевать важные изменения. Церковное пение, вышедшее из-под жёсткого контроля церковных властей, концертным характером своего исполнения стало привлекать в храмы «публику», желающую насладиться красивым пением. Стали появляться частные хоры с коммерческой целью , в основном в Москве, вдали от пристального взора Синода и Придворной Певческой Капеллы. Подобные хоры содержались помещиками и состояли в основном из крепостных. Итальянский концертный стиль, проникший в Церковь, ввиду того что не все владельцы церковных хоров имели возможность содержать и обучать мальчиков, требовал введения женских голосов для исполнения высоких партий. Введение женщин на клирос для пения за богослужением наравне с мужчинами и на виду у всего народа было совершенно невозможным в силу неприличия и церковных запретов , и тогда был найден способ избежать все возможные прещения, препятствующие пению женщин в церкви: крепостных девок стригли, одевали в мужские одежды и в таком виде ставили на клирос с мужчинами . Общепринятым считается факт введения женских голосов в церковные хоры в России (как в профессиональные, так и в любительские) Александром Андреевичем Архангельским в 1880 году. Но необходимо сделать существенное уточнение: Архангельскому принадлежит инициатива открытого введения женских голосов в церковные хоры, то есть с сохранением женской одежды, без мужских стрижек и с возможностью стоять на виду у прихожан. В качестве доказательства значительно более раннего использования женских голосов в церкви приведём две цитаты об одном и том же событии, произошедшем в 1805 году в Москве. Е. Ф. Тимковский в своих воспоминаниях пишет: «Бекетовский хор пел обыкновенно в церкви св. Димитрия Солунского, близ Тверского бульвара. В нём отличалась какая-то девушка Анисья (непригожая, впрочем) своим прелестным голосом и методою пения, почти театральною. Вот поют, кажется, “Достойно есть”, и под конец Анисья своим solo и в хоре, а более своими руладами так поразила благочестивых и светских слушателей, что один из сих последних, некто князь Визапур, выкрещенный индеец, лев того времени, захлопал в ладоши в каком-то неистовом восторге. Такой соблазн был слишком гласен и дерзок, по требованию известного Московского Митрополита Платона г. Бекетов принужден был немедленно отправить своих певчих в деревню» . С. П. Жихарев подтверждает это событие: «12 февраля, воскресенье, вечер Ездили в голицынскую больницу к обедне. Певчие очень хороши, но всё не то, что колокольниковские у Никиты-мученика. Из числа последних тенор Самойлов взят на петербургский театр. Отлично также поют у Дмитрия Солунского. Черномазый Визапур — не знаю, граф или князь, — намедни пришел в такой восторг, что осмелился зааплодировать. Полицеймейстер Алексеев приказал ему выйти» .

http://bogoslov.ru/article/6174691

По итогам тайного голосования митрополит Алексий получил 139 голосов, митрополит Владимир – 107 голосов, митрополит Филарет – 66 голосов. Поскольку ни один из кандидатов не набрал половины голосов состоялся второй тур выборов. За митрополита Алексия теперь проголосовало 166 членов Собора, за митрополита Владимира – 143. Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий. Детство будущего предстоятеля, происходившего из древнего немецкого дворянского рода, прошло в независимой Эстонии. По окончании академии в 1950 г. Алексий Ридигер был рукоположен во иерея, в 1961 г. принял монашеский постриг и был рукоположен во епископа Таллиннского и Эстонского. С 1964 г. архиепископ (затем митрополит) Алексий был управляющим делами Московской Патриархии, с 1986 г. – митрополитом Ленинградским и Новгородским. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II прошла 10 июня в Богоявленском Елоховском соборе. Важным деянием Собора стала канонизация праведного кронштадтского пастыря Иоанна Сергиева. Собор обсудил и проект закона о свободе совести, обратив внимание на необходимость предоставления юридического лица не только приходам, монастырям и учебным заведениям, но и Русской Церкви в целом. Действительно, закон «О свободе совести и религиозных организаций», принятый 1 октября 1990 г., предоставил права юридического лица Русской Православной Церкви. Новый закон открывал возможность для религиозного воспитания детей, запрещал военному командованию препятствовать совершению религиозных обрядов военнослужащим, а также позволял совершение служб в тюрьмах, лагерях, больницах и т. д. Вместо Совета по делам религий в Верховном Совете была создана Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям. 25–27 октября 1990 г. в Свято-Даниловом монастыре под председательством патриарха Алексия II прошел Архиерейский Собор, рассматривавший вопросы правового статуса Русской Церкви, а также вопросы церковных расколов. Радостным событием тех лет стало обнаружение в служебном помещении санкт-петербургского Казанского собора, превращенного в советские годы в Музей истории религии и атеизма, мощей одного из самых любимых и почитаемых народом русских святых – преподобного Серафима Саровского . 11 января 1991 г. рака с мощами святого была перенесена в Троицкий собор Александро-Невской лавры, откуда мощи были доставлены в Москву. Более пяти месяцев останки святого находились в Москве, а затем крестным ходом через Владимир, Нижний Новгород и Арзамас перенесены в Дивеевский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Действительно, собор переходил к обсуждению текущих задач: суд над разными лицами, разбор разного рода дел, вопросы канонического характера, вызванные условием времени и исторической обстановкой. Все, что имело отношение к церкви, к жизни клира и мирян, все вопросы, которые опосредованно или непосредственно затрагивали интересы церкви, могли обсуждаться и обсуждались на соборе. Каждый член собора имел право инициативы на соборе, а поэтому очень трудно ограничить круг вопросов, подлежащих рассмотрению собора. Все решения такого рода, принятые на соборе, суть решения окончательные, но, конечно, они не могут быть рассматриваемы в одной плоскости с догматами веры, формулированными на соборе. Эти последние – абсолютные истины, не допускающие никаких изменений или ограничений; раскрытые в определенный исторический момент, они сами вне времени. Канонические решения вызваны временем и потребностью определенной исторической эпохи. Совокупность условий, вызвавших эти решения, может измениться, и потребность в них пройдет. Техника принятия решений на соборе, особенно по вопросам веры, не поддается научному исследованию. Принцип решения по большинству голосов был известен грекам и римлянам: большинством голосов принимались решения на греческих κοιν и в римских провинциальных собраниях, связанных с культом императора. Этот принцип не мог быть вполне принят христианскими соборами. Мы бы не могли охарактеризовать технику принятия решений на соборах как принятие решений по большинству голосов, особенно так, как она существует в наших представительных учреждениях. Это не означает, что собравшиеся члены собора были одного мнения, что на соборе не было ни меньшинства, ни большинства. Задача заключалась именно в том, чтобы в результате обмена мнений, споров, доказательств принять такое решение, которое было бы истинно, решение не эмпирического человеческого ума, а при содействии благодати Св. Духа, которая собирает собор 71 . Принятие решения большинством голосов в представительных учреждениях не исключает истинности мнения меньшинства или, точнее, совмещает правильность мнения и большинства и меньшинства, почему и оставляет за меньшинством право оставаться при своем мнении, домогаться победы этого мнения в том же самом учреждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Отделы и службы Патриархии возглавляют как епископы, так и пресвитеры, и миряне. 32.6.Сербская Церковь Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее пяти лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных святым Архиерейским Собором. Избрание патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на патриарший престол заседает под председательством старейшего члена Собора – митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора – митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием. Патриарх как верховный глава Сербской Православной Церкви обладает теми правами, которые усваиваются ему канонами. Он представляет Сербскую Церковь перед другими автокефальными Церквами и перед государственной властью, лично или через своих представителей возглавляет хиротонии епископов, освящает миро, награждает архиереев титулами и отличиями, управляет зарубежными общинами и миссиями там, где нет сербских епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

7. В первом заседании Собора оглашается соборное опре­деление о порядке избрания Патриарха и указываются кандидаты для замещения патриаршего престола. 8. Кандидатами на патриарший престол могут быть каждый состоящий в иноческом чине Архиерей и лица священного сана, удовлетворяющие каноническим требованиям, причем избранное в Патриархи лицо в священном сане, не состоящее в иночестве, обязывается прежде поставления в Патриархи принять иноческое пострижение. 9. Каждый член Собора, при указании кандидатов на патриарший престол, пишет на особом листе одно имя и в закрытом конверте представляет Председателю Собора. Примечание . Члены Собора, прибывшие на заседание после подачи листов, не имеют права возражать на состоявшиеся без их участия действия Собора. 10. Председатель Собора, с помощью присутствующих членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета, вслух оглашает называемые в поданных листах имена и составляет список указанных голосованием кандидатов с подсчетом поданных за каждого голосов. 11. Во втором заседании Председатель предлагает Собору об исключении из списка имен тех кандидатов, которые пись­менно или устно заявили о своем отказе от избрания. 12. По составлении засим и объявлении списка никто не имеет права отказаться быть подвергнутым дальнейшему голосованию. 13. Из объявленного списка Собор закрытым голосованием избирает трех кандидатов в Патриархи, путем подачи листов с обозначением на каждом трех имен. 14. Избранными признаются три, получившие каждый не менее половины всех голосов и наибольшее количество оных, сравни­тельно с другими, подвергавшимися голосованию. 15. Если при первом голосовании никто не будет избран или избранных окажется менее трех, то происходить новое голосование – в порядке ст. 13, причем избирательные листы подаются с обозначением трех, двух или одного имени, соответственно числу подлежащих избранию кандидатов. 16. Старшинство кандидатов, получивших равное количество голосов, определяется жребием. Если же при посредстве жребия оказывается необходимым разрешить вопрос о включении или невключении избираемого в число трех кандидатов на патриаршество, то получившие одинаковое количество голосов подвергаются не жребию, а повторному голосованию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Прослушиваем фонограммы, просматриваем видеоматериалы. И уже потом с теми, кто готов заниматься углубленно, мы начинаем немного другую программу. В том числе в наши планы входит посещение заводов, где отливают колокола. В Светлую седмицу ходим на различные колокольни. В нынешнем году, например, мы были на колокольне храма Василия Блаженного – Казанского собора на Красной площади. Там есть старые колокола, которые отлиты в старых московских мастерских знаменитыми русскими литейщиками, имеются и другие, не менее интересные, например французский. Это замечательные экземпляры, с интересным звуком, и студентам представляется возможность сравнить звучание старых, общепризнанно красивых голосов с голосами современными. – Расскажите, пожалуйста, подробнее об учебных поездках. – Мы посещаем обязательно две литейные фирмы: это московский завод ЗИЛ, где располагается мастерская Общества древнерусской музыкальной культуры, и завод «Италмас» в городе Тутаеве Ярославской области. Они представляют два диаметрально противоположных направления в области технологии изготовления колоколов, разные способы литья. Общество древнерусской музыкальной культуры, созданное в 1990-е годы, поставило своей целью возрождение искусства отливки колоколов. Работу тогда возглавил профессор-акустик Борис Николаевич Нюнин. Работа там отличается строго научным обоснованием всех процессов отливки. В качестве основного материала литейных форм используется так называемая «литейная земля» (содержащая специальный наполнитель на основе эпоксидных смол). В Тутаеве на заводе «Италмас» работают по рецептам XVII века, и профили колоколов в основе старинные, хотя, конечно, с привнесением поправок. Литейные формы включают в свой состав компоненты почти экзотические: не просто глина, но и, например, коровья шерсть, хотя, конечно, привносятся и современные элементы (графит, кварцевая мука). Результаты литья на этих заводах очень разные, сильно отличаются тембры колокольных голосов. На каждом из них есть свои удачи и неудачи. Нельзя категорически утверждать, что один завод лучше другого. И там, и здесь ведется работа по улучшению звучания голосов. Приезжая в Тутаев, мы посещаем могилу известного батюшки отца Павла Груздева, который благословил здесь начало колокололитейного дела, служим литию. В Москве мы посещаем разные храмы. У нас в Сретенском монастыре висят колокола, отлитые ОДМК на ЗИЛе. В соседнем с нами храме Пресвятой Троицы в Листах и преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках – тутаевские. Студенты имеют возможность сравнить звучание колокольных голосов современного литья. Так постепенно они начинают понимать красоту и сложность колокольного голоса, из чего она состоит. – Студенты вас больше радуют или огорчают?

http://pravoslavie.ru/32050.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010