В случае если ни один из кандидатов не набрал в первом туре голосования более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Избранным Патриархом является архиерей, набравший наибольшее число голосов. В случае если во втором туре голосования оба кандидата набрали равное количество голосов, избранным Патриархом считается тот архиерей, который набрал большее число голосов в итоговом голосовании на Архиерейском Соборе. 15. Кандидаты на Московский Патриарший престол имеют право самоотвода на любом этапе голосования. Если в результате самоотвода останется один кандидат, то, по решению Поместного Собора, присутствующие на нем архиереи, имеющие право голоса на Архиерейском Соборе, тайным голосованием могут избрать, по крайней мере, еще одного кандидата. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Если Поместный Собор отказывается выдвигать еще одного кандидата, то по оставшемуся кандидату производится голосование. В таком случае избранным Патриархом становится тот архиерей, в пользу которого было подано более половины розданных бюллетеней. При наличии единственного кандидата, избирательный бюллетень имеет поля для проставления знаков «за» и «против». Примечания: 1 Всемирный русский народный собор; византийский клуб «Катехон»; Преображенское братство; православное общество (братство) «Радонеж»; Россия православная; Союз православных братств; Совет православных молодежных организаций Москвы; Союз православных граждан; Патриарший центр духовного развития молодежи, а также Совет православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества.   Предлагаемые поправки в Устав Русской Православной Церкви Действующий Устав Предлагаемые изменения  Глава II. Поместный Собор е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания; е) избирает Патриарха Московского и всея Руси в соответствии с «Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси» и устанавливает процедуру такого избрания. В период вдовства Патриаршего Престола «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси» не может быть изменено.

http://patriarchia.ru/db/text/1542557.ht...

Они отличаются, прежде всего, составом выборщиков первоиерарха и тех, кто может выдвинуть кандидата на этот пост. В первом случае патриарх избирается Поместным собором (то есть самым многочисленным составом выборщиков) из кандидатов, представленных Архиерейским собором, при этом Поместный собор не имеет права выдвижения претендентов. Кандидатом в патриархи может стать любой архиерей, и количество соискателей не ограничивается. Архиерейский собор из их числа рейтинговым голосованием отбирает трех претендентов. А уже из них члены Поместного собора тайным голосованием выбирают патриарха Московского и всея Руси. Согласно второму варианту, патриарх избирается, напротив, Архиерейским собором из кандидатов, представленных Поместным собором. Также с помощью рейтингового голосования определяются три кандидата, после чего Архиерейский собор, который может выдвинуть дополнительного кандидата, тайным голосованием избирает предстоятеля Русской церкви . Третий вариант предполагает избрание патриарха Архиерейским собором из кандидатов, определенных самим Архиерейским собором. В случае если один из кандидатов получает в первом туре более половины голосов выборщиков, он становится патриархом. Если же ни один из кандидатов не получает в первом туре более 50% голосов, проводится второй тур с участием трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. При голосовании побеждает кандидат, набравший более половины от числа поданных голосов. В противном случае проводится третий тур с двумя соискателями, набравшими наибольшее количество голосов. Победитель определяется простым большинством. В четвертом варианте патриарх избирается Поместным собором из кандидатов, представленных Архиерейским собором, согласно процедуре соборов 1990-2009 годов. Этот вариант идентичен первому за исключением того, что Поместный собор может выдвинуть дополнительного кандидата. Именно по такому сценарию прошли последние выборы патриарха. Разработчики документа особо подчеркивают важность тайного голосования при выборах патриарха. " Это не только соответствует сложившейся исторической практике, но и ярче подчеркивает проявление воли Божией через участников Поместного собора,- – говорится в пояснительной записке к документу.- – При открытой форме голосования выборы становятся уязвимыми в отношении возможного влияния внешних сил на решение собора, давление на отдельных делегатов, что недопустимо " .

http://religare.ru/2_98172.html

Бог, – по апостолу, – есть Любовь, и соборность в жизни человеческих обществ есть явление обитающего в составляющих эти общества людях Божественного Духа Любви, Который приводит к признанию в каждом человеке его Богоподобной личности, ее ничем извне неограниченной самостоятельности и свободы, и вместе проводит их всех к согласию, к единомыслию и единодушию» . Если соборы – это контекст жизни во Христе, место, где мы встречаем Христа благодаря действию животворящего Духа, тогда соборность должна предполагать своего рода аскезу. Жизнь во Христе всегда подразумевает аскезу, потому что это жизнь в новом эоне, жизнь, которая в мире, но не от мира. Это напряжение определяет практику соборности. Как мы видели, нравственная сущность соборности – христианская любовь: единство Духа в союзе мира (Еф 4:3). Когда церковь собирается с целью самоуправления и принятия решений, тогда в том способе, которым церковь ведет свои дела, должны отражаться аскетические требования христианской любви. Харизмы нового эона должны ясно проявляться. Это значит, что церковные соборы в своих деяниях отличаются от того, как проходят собрания, преследующие светские цели. История соборов дает много примеров. Во-первых, древняя церковь не «проводила» соборов – она их «праздновала». Об этом говорит уже Тертуллиан. Глагол celebrare ясно показывает, что соборы были – и всегда должны быть – торжественными событиями, праздничной радостью о присутствии живого Христа. Именно поэтому соборы предполагают совершение богослужений. Аскетические требования христианской любви определяют также и способ принятия решений на соборах. В древней церкви решения принимались либо единодушно, либо большинством голосов (maior pars). Выражение maior pars – это не то же самое, что «большинство голосов» в современных демократических собраниях. В современных демократических собраниях под большинством обычно понимается просто численное превосходство. Такая система имеет целью достигать результата даже в том случае, если налицо почти равное количество голосов «за» и «против». Если одна фракция проиграла выборы, набрав 49% голосов против 51%, она не отрицает результата (или, по крайней мере, не должна его отрицать!). Проигравшая сторона начинает готовиться к следующим выборам в надежде, что сможет набрать 51% голосов против 49%. При принятии решений в древней церкви maior pars почти всегда означало подавляющее большинство. Идеалом оставалось единодушие, даже когда собрание его не достигало. Практика, когда разногласия трансформируются в единодушное решение с согласия меньшинства, хорошо показывает логику собора. Принятие решений в соборной церкви является консенсусным, а не конфликтным, даже в контексте действительного конфликта.

http://bogoslov.ru/article/1243124

Но еще ранее, в сентябре, были отправлены куда-то в Предтеченский монастырь Лучка Голосов. Все они были возвращены по собственному челобитью, писанному Голосовым, 19 декабря. За что они сидели «под началом у духовных старцев» – не известно: «за вину», глухо сказано в одном месте, «за страдничьи вины " – пишут они сами в своем челобитьи 66 . Но принимая во внимание характер наказания, а также то обстоятельство, что Голосов выступает здесь в компании все с тем же Засецким, с которым он весной возмущался против киевской науки и представителей и любителей ее в Москве, – приходится думать, что оппозиция против просвещения усилилась и захватила еще новых лиц, главным образом из низшего церковного клира. Вероятно, новое выступление против него, сорганизованное Голосовым, и повело к рассылке по монастырям, для вразумления, противников школьной науки. При этом естественно, что против них выступил протопоп Ст. Вонифатьев, один из руководителей современного умственного движения в Москве. Может быть, что это вразумление примирило Голосова с киевской наукой и позволило сделать ему видную дипломатическую карьеру. Начав службу с 20 июля 1653 г. дьякон в Патриаршем разряде, Лукьян Тимофеевич Голосов с 1660-х годов упоминается на службе в Посольском приказе. В 70-х и 80-х годах они в качестве посла посетили четыре раза Польшу и по одному разу Швецию и Австрию. Одно время (1670–1672) он был дьяком Аптекарского приказа 67 . Все это должности, которые предполагают в нем знание латинского языка. И, действительно, «председательство» во «Врачебном судилище или приказе», по словам Рейтендельса, обусловлено было тем что Голосов хорошо знал по латыни –единственный будто бы из уроженцев Москвы 68 . Мало того, Западную науку Голосов полюбил не ради практических только интересов, а искренно. Судить в этом можно по тому поздравлению, которое он поднес 23 дек. 1682 г. царевне Софье Алексеевне. Оно состояло из титула царевне, приветствия ей, слова о Воплощении Иисуса Христа, тринадцати стихотворений для отроков, 8 стихотворений на темы ирмосов Рождественского канона 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Но ещё ранее, в сентябре, были отправлены куда-то в Предтеченский монастырь Лучка Голосов. Все они были возвращены по собственному челобитью, писанному Голосовым, 19 декабря. За что они сидели „под началом у духовных старцев“ – не известно: „за вину“, глухо сказано в одном месте, „за страдничьи вины“ – пишут они сами в своём челобитьи 1432 . Но принимая во внимание характер наказания, а также то обстоятельство, что Голосов выступает здесь в компании всё с тем же Засецким, с которым он весной возмущался против киевской науки и представителей, и любителей её в Москве, – приходится думать, что оппозиция против просвещения усилилась и захватила ещё новых лиц, главным образом из низшего церковного клира. Вероятно, новое выступление против него, сорганизованное Голосовым, и повело к рассылке по монасты- —19— рям, для вразумления, противников школьной науки. При этом естественно, что против них выступил протопоп Ст. Вонифатьев, один из руководителей современного умственного движения в Москве. Может быть, что это вразумление примирило Голосова с киевской наукой и позволило сделать ему видную дипломатическую карьеру. Начав службу с 20 июля 1653 г. дьякон в Патриаршем разряде, Лукьян Тимофеевич Голосов с 1660-х годов упоминается на службе в Посольском приказе. В 70-х и 80-х годах они в качестве посла посетили четыре раза Польшу и по одному разу Швецию и Австрию. Одно время (1670–1672) он был дьяком Аптекарского приказа 1433 . Всё это должности, которые предполагают в нём знание латинского языка. И, действительно, „председательство“ во „Врачебном судилище или приказе“, по словам Рейтендельса, обусловлено было тем что Голосов хорошо знал по латыни. – единственный будто бы из уроженцев Москвы 1434 . Мало того, Западную науку Голосов полюбил не ради практических только интересов, а искренно. Судить в этом можно по тому поздравлению, которое он поднёс 23 дек. 1682 г. царевне Софье Алексеевне. Оно состояло из титула царевне, приветствия ей, слова о воплощении Иисуса Христа, тринадцати стихотворений для отроков, 8 стихотворений для темы ирмосов Рождественского канона 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е., закрытою подачею голосов. Голоса собираются и пересчитываются тремя членами, избранными собором из его среды. Председатель объявляет во всеуслышание, сколько голосов получил какой епископ и кто таким образом избран в архиепископа белградского и митрополита Сербии. Избранным же признается тот епископ, в пользу которого голосовало не менее двух третей присутствующих членов. Если никто из епископов не получит такого числа голосов, то Избирательный Собор закрывает свое заседание и приступает после этого к новому выбору только на четвертый день, не считая дня первого выбора. Кто из епископов на новых выборах получит более половины голосов присутствующих членов, тот считается избранным в архиепископа белградского и митрополита Сербии. Протокол об избрании министр просвещения и церковных дел представляет королю на одобрение и после того, как король одобрить выбор, избранный епископ, по докладу министра просвещения и церковных дел, назначается королевским указом в архиепископа белградского и митрополита Сербии. Получив известие от министра просвещения и церковных дел об одобрении королем избрания и о назначении избранного епископа архиепископом белградским и митрополитом Сербии, Избирательный Собор, записав это уведомление в свой протокол, закрывает свои заседания. Между тем министр просвещения и церковных дел уведомляет о назначении архиепископа белградского и митрополита Сербии всех министров и епархиальных епископов, а епархиальные епископы уведомляют уже остальные церковные власти. Но если на повторительных выборах ни один из епископов не получит более половины голосов присутствующих членов или если король не одобрит состоявшегося выбора, то избрание митрополита признается несовершившимся, и тогда Избирательный Собор закрывает свои заседания, о чем уведомляет и министра просвещения и церковных дел. Если же это случится, то Избирательный Собор снова созывается для выбора митрополита не позже годичного и не раньше шестимесячного срока со дня, в который Избирательный Собор закрыл свое последнее заседание.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Голоса собираются и пересчитываются тремя членами, которых Избирательный Собор изберет из своей среды. Председатель объявляет во всеуслышание, сколько голосов какой епископ получил и кто избран в архиепископа белградского и митрополита Сербии. §137 Делопроизводитель немедленно записывает в протокол, сколько какой епископ получил голосов и кто избран в архиепископа белградского и митрополита Сербии. §138 Требуется (букв. наблюдается), чтобы в архиепископа белградского и митрополита Сербии был избран тот епископ, в пользу которого голосовало не менее двух третей присутствующих членов. Если ни один из епископов не получит двух третей голосов присутствующих членов, то Избирательный Собор закрывает заседание и приступает к новому выбору на четвертый день (не считая дня первого выбора). Кто из епископов на новых выборах получит более половины голосов присутствующих членов, тот считается избранным в архиепископа белградского и митрополита Сербии. §139 Протокол об избрании архиепископа белградского и митрополита Сербии министр просвещения и церковных дел представляет Королю на утверждение (букв. одобрение), и после того как Король утвердит (одобрит) выбор, избранный епископ, по докладу министра просвещения и церковных дел, назначается Королевским указом в архиепископа белградского и митрополита Сербии. §140 Когда министр просвещения и церковных дел объявит Избирательному Собору, что Король утвердил избрание и избранного епископа назначил архиепископом белградским и митрополитом Сербии, то Избирательный Собор, записав настоящую резолюцию (букв. объявление) в свой протокол, закрывает свои заседания. §141 Министр просвещения и церковных дел уведомляет об утверждении (назначении) архиепископа белградского и митрополита Сербии всех министров и епархиальных епископов, а епархиальные епископы (уведомляют) остальные церковные власти. §142 Если на новых выборах ни один из епископов не получит более половины голосов присутствующих членов или если Король не утвердит выбора, то избрание архиепископа белградского и митрополита Сербии считается несовершившимся, и тогда Избирательный Собор закрывает свои заседания, о чем уведомляет и министра просвещения и церковных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

В случае, если в избирательную комиссию назначается четыре сестры, две первые сестры – самые старшие по количеству прожитых в монастыре лет, и еще две сестры назначаются Митрополитом. Члены избирательной комиссии должны за семь дней до выборов во время обеденной трапезы объявить о предстоящих выборах, а также при входе в трапезную сделать соответствующее уведомление в письменном виде, указав имена сестер, имеющих право избирать и право быть избранными. Избрание в игумении совершается в воскресный или праздничный день в святом храме после совершения Божественной литургии и особого последования перед избранием, посредством тайного голосования в присутствии избирательной комиссии. Избрание проходит спокойно (θορβως), благопристойно (σεμνς), подобающим образом (εροπρεπς). Каждая монахиня получает избирательный бюллетень (ψηφοδλτιον), на котором стоит печать монастыря, и в который внесены имена всех сестер монастыря, имеющих право быть избранными. Выражение волеизъявления совершается посредством собственноручного начертания креста (σημεο το Σταυρο) в избирательном бюллетене напротив имени одной конкретной сестры. Избирательный бюллетень опускается в избирательную урну (ψηφοδχος), о чем делается запись членами избирательной комиссии в специальном протоколе избрания (ες εδικν πρωτκολλον ψηφοφορας). В случае если кто-то из сестер болен или по какой-то причине не может присутствовать вместе со всеми на избрании, члены избирательной комиссии перед подсчетом голосов идут в келью сестры, и там происходит процедура избрания. Голосование через представителя запрещается. По окончании избрания вскрывается избирательная урна, и подсчитываются голоса в присутствии всего сестричества (νπιον τς Μοναχικς δελφτητος). Игуменией избирается сестра, получившая 2/3 голосов. В случае если никто из сестер монастыря не набрал указанное количество голосов, выборы  продолжаются, и из двух сестер, набравших большее количество голосов в первом туре голосования, избирается одна сестра, получившая больше голосов во втором туре.

http://bogoslov.ru/article/4294179

С детства, от отцов своих мы приняли, как неоспоримую истину, что ум и совесть не изменяются как величины арифметические, что истина и добро не расцениваются по большинству голосов их оценщиков. “Большинство голосов есть великая ложь нашего времени”, – сказал один умный государственный муж. Но опыт последних лет показал, что при­ходится считаться и с этою ложью: иначе ложь возьмет верх в законодательстве над истиной, зло – над добром. Ясно, что в законосоставительные учреждения надо собирать побольше людей умных и честных, чтоб и большинством голосов они брали верх над людьми неум­ными и нечестными. Понятно, что если бы в Государственной Думе составилось большин­ство из людей, преданных Церкви, беззаветно любящих Самодержца и Родину-мать, то и смуте давно был бы положен конец, и пьянству народному – должные пределы, и школьное дело процветало бы в истинно народном, православном духе, и Церковь Божия стояла бы на высоте, ей подобающей, да духовенство наше не нуждалось бы в куске насущного хлеба. Видите, как ни противно нашему нравственному чувству признавать в жизни принцип реше­ния столь важных вопросов большинством голосов, но раз этот принцип допущен в законы, нам необходимо противопоставить ему такое же, но совершенно нравственное средство – тоже большинство голосов, но подаваемых людьми достойными, разумными, честными, а следовательно, только таких и избирать в будущую Государственную Думу. Русский народ искони жил в любви к Церкви, всегда прислушивался к ее голосу, к ней обращался в своих нуждах и невзгодах политических. Грешно нам, пастырям Церкви, оставить его без руковод­ства и в настоящую трудную для него историческую минуту. Наш долг указывать ему грозящие опасности, разъяснять, что такое все эти политические партии, все эти кадеты, октяб­ристы, эсеры и эсдеки, обличать лживость их обещаний, их тайные замыслы. Например: партия кадетов назвала себя “партией народной свободы”, а когда и эта лживая кличка была разоблачена, теперь называют себя “беспартийными прогрессистами”. А на деле их стрем­ления ясны, как Божий день: они хотят лишить Помазанника Божия Его Самодержавия, сде­лать Его игрушкой в своих руках, чтобы Он не мог распоряжаться на Руси, яко Самодержец, по велению Своей Царской совести, а только подписывал бы то, что Ему подложат эти господа кадеты. Захватить Державную Власть в свои нечистые руки – вот их цель! Понятно, что с негодованием следует отвергать всякую мысль о выборе в Государственную Думу каких бы то ни было лиц, принадлежащих к этой изменнической партии, которую было бы спра­ведливо называть, как и называют умные люди, партией народного обмана, а не народной свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Что все церкви и все верования равны, с этим не может согласиться ни одна верующая душа (20). Последующие события покажут, долго ли может устоять и в Северо-Американском союзе эта теория. Католическая церковь располагает там миллионом голосов, от счета которых зависит направление политики (21). На бумаге можно разделить область политической деятельности от духовно-нравственной. Но на деле не то. Центральное из побуждений проистекает от веры, от убеждения в истине, требующей не отрицательного, а положительного ответа. Свободная церковь не станет в равнодушное отношение к государству. Она не может отказаться от своего влияния на жизнь гражданскую и общественную (22). На церкви лежит долг учительства и наставления. Итак, вместо уравнения отправлений государства и церкви, в политическом союзе окажется неравенство и противоположение. Это ненормальное состояние должно привести или к преобладанию церкви, или к революции (23). Страстные провозвестники свободы ошибаются, полагая свободу в равенстве. Свобода не зависит от равенства, и равенство совсем не свобода (24). II. Новая демократия Свобода в смысле демократическом, есть право участвовать в правлении государством. Расширяя свое основание, новейшая демократия ставит ближайшею себе целью всеобщую подачу голосов: вот роковое заблуждение, одно из самых поразительных в истории человечества. В достижении этой цели демократия оболживила свою священную формулу свободы. Каждый голос, представляя собою ничтожный фрагмент силы, сам по себе ничего не значит. Но тот, кто сумеет прибрать большое количество этих фрагментов силы, становится господином правления. Повсюду, кто оказывается сильнее, тот и становится господином правления. При демократическом правлении, правителями становятся ловкие подбиратели голосов (2526). С расширением выборного начала происходило принижение государственной мысли, и вульгаризация мнения. Игра в собрание голосов составляет обыкновенное явление. И кажется перед всеми обнаружилась ложь ее. Ценность голосов реализируется подкупом (27).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010