В ответ на эти представления митрополита и гражданского правительства Сербии патриарх со своим священным синодом с полною готовностью исполнил их просьбу об автокефалии сербской церкви, – и сербская церковь в октябре 1879 г. была провозглашена на патриаршем в Константинополе синоде как «святая независимая церковь Сербского княжества». С другой стороны, еще ранее, а именно в момент обострённых отношении между греками и болгарами по церковному вопросу, митрополит Михаил в своем послании вселенскому патриарху (от 10 мая 1869 г.) писал между прочим, что церковное управление может видоизменяться согласно требованиям необходимости. Затем, призывая обе стороны к взаимному соглашению ради церковного мира, митрополит высказался за удовлетворение требований болгарского народа, который желал иметь свою народную иерархию 15 . В другом своем послании на имя патриарха Григория VI (от 14 декабря 1870 г.) митрополит Михаил повторяет свою точку зрения по вопросу о греко-болгарской распре и при этом не преминул помянуть и о желании сербского населения Оттоманской империи иметь архиереев своей народности. «Мы, писал между прочим митрополит, почитаем доброго архиерея, который посвящает себя на служение благу своей паствы, какой бы народности единоверной он ни был. Но ваше святейшество примите во внимание любовь народа к своему языку, к своим народным обычаям, примите во внимание и нынешний век, центр тяжести которого заключается в начале народности, которого не исключает и православная церковь и которое скрепляет связи и сближает отношения духовных пастырей к своей пастве. Вследствие этого и те народы, которые находятся в единении с вселенским престолом, с нетерпением желают иметь у себя архиереев своей народности... Народ сербский за свою верность надеется, что ваше святейшество утешите его удовлетворением его желаний...» Ту же точку зрения о необходимости сербам турецким иметь иерархию сербского происхождения митрополит энергичнее повторял в последнее время в переписке с бывшим константинопольским патриархом Анфимом VII (в 1896 г.) по вопросу о замещении скопьской митрополии архиереем славянского происхождения 16 . И в результате этих представлений, не смотря на сопротивление патриархии, администратором скопьской митрополии состоит теперь, с октября минувшего года, достойный архимандрит сербский Фирмилиан. Так твердо, но вместе с тем и апостольски-снисходительно к нуждам, времени и потребностям церкви действовал блаженнопочивший владыка Михаил в интересах охранения драгоценного церковного мира. Со словами «мир вам!» он вступил в первый раз на архиерейскую кафедру в шабацкой епархии. Теми же словами «мир вам!» он начал и свою юбилейную речь в день празднования архиерейского его служения в 1894 г. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bl...

– Здравствуйте, Михаил Феодорович! – сказал он, наконец. – Вот при каком случае вам пришлось меня видеть. Думалось ли нам с вами, что мы когда-нибудь тут увидимся? Я слышал, что и вам в Белеве нелегко и невесело живется; но что видел я в своей короткой жизни, этого вы и представить себе не можете. И вот, в конце концов, попал сюда. – Что делать? – отвечал я, поздоровавшись с ним. – В жизни нужно быть ко всему готовым – и к отрадному, и к печальному. Жизнь прожить, говорит наша русская пословица, не поле перейти. Всего увидишь много. По крайней мере, долго ли вам здесь осталось жить? – К счастью, нет. Я уже прошел здесь чрез все роды мук и испытаний и кончаю свое подначальство: мне осталось здесь жить всего только неделю. – Вот и прекрасно. А мне на Петров день хочется выбраться в далекий путь, проехать в Тулу, чтобы похлопотать там о перемене условий данного мною обязательства при поступлении на место, а отчасти и попробовать счастья, не удастся ли перейти в Тулу на какое-нибудь место. Нужно и на родине своей побывать, и в Свято-Духовский монастырь проехать, чтобы исполнить давнишнее свое обещание, отслужить там молебен пред иконою святителя Николая, а кстати и повидаться с нашим бывшим товарищем, а моим ближайшим другом В. Я. С, поступившим в Новосильское училище в учители. Как видите, мне придется сделать большой круг, нужно будет проезжать и мимо ваших мест. Я с удовольствием довезу вас до двора, взгляну на ваше житье-бытье и побеседую с вами на досуге о вашем горе. – Ах, как я вам буду благодарен, но не столько за то, что вы довезете меня до двора, сколько за то, что вы посетите меня и своим появлением в нашем доме обрадуете Юленьку и утешите ее! Поверите ли, с самого времени поступления моего в Архангельское мы с нею не видели около себя ни одного человека, мало-мальски образованного и расположенного к нам. Мое импровизированное сватовство за Юленьку и поступление в Архангельское вооружило против меня Юса и с первого же раза поставило нашего благочинного в самые неприязненные ко мне отношения. А там недовольство на меня со стороны моих сослужителей и соседних священников за то, что я одни обычаи переменил, а другие совершенно отменил, подлило много масла в огонь, разложенный вокруг меня Юсом и благочинным. Сколько за эти два года я вынес горя! Сколько неприятностей пришлось мне вынести! И все из-за чего? Из-за того, что я честно относился к своему сану и к своим священным обязанностям. Если бы не Юленька моя поддерживала меня в моих напастях, я давно бы погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Изъясняя эту мысль, мы сказали следующее (Lib. 1, сар. 8): «ясно, говорит апостол, чего желал бы я. Но так как и в церкви дарования различны, то допускаю и супружества, чтобы не показаться осуждающим природу. Но заметь при этом, что девство есть одно дарование, а супружество – другое. Ибо, если бы девство и супружество были безразличны, то, заповедуя воздержание, Апостол отнюдь бы не сказал: но кийждо свое дарование имать от Бога: ов убо сице, ов же сице. Где у каждого есть своя особенность, там есть и различие. Допускаю, что и супружество есть дарование Божие, но между одним дарованием и другим большое различие. Наконец, Апостол об одном каявшемся после блудодеяния сказал: сопротивное паче вы да даруете ему и утешите... Емуже аще что даруете, и аз ( 2Кор. 2:7, 10 ), и дабы мы не подумали, что должно презреть дарование человека, присовокупил: ибо аз аще что даровах, емуже даровах, вас ради о лице Иисусе Христове (ст. 10). Христовы дарования различны. Посему и Иосиф, прообразовавший Христа, имел разноцветную одежду. И в псалме сорок четвертом читаем: предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена ( Пс. 44:10 ). И апостол Петр говорит: яко и снаследницы многообразной (multiplici) благодати Божией ( 1Пет. 3:7 ), что по-гречески читается выразительнее: – ποικιλης, т.е. многоразличной (variae). Спрашиваю, что значит это усилие – закрывать глаза, и не видеть самого ясного света? Мы сказали, что «в церкви дарования различны, – дарование девства – одно, супружества – другое», – и не много спустя, – «согласен, что и супружество есть дар Божий: но между одним даром и другим – большое различие». И говорят, что мы осуждали то, что в самых ясных словах мы назвали дарованием Божиим. Если Иосифа считать прообразом Господа, то разноцветность одежды его должно применить к девицам, вдовам, воздержницам и замужним. Да и можно ли по одежде считать Иосифа не прообразом Христа, – когда и сама царица, то есть церковь Спасителева, как мы указывали, – в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена? И впоследствии, рассуждая о браке, мы следовали этому же образу мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Я им этого не сказала, а старалась успокоить, что у нас останется экземпляр, по которому мы сможем оправдаться. Однако в душе у меня остался тяжелый осадок, который до сих пор не изжился. Анатолию Вас[ильеви]чу, кот[орый] это устроил, говорить ничего не буду сама, а с Вами захотелось поделиться. Конечно, Анат[олий] Вас[ильевич] не прав! Если ему хотелось привлечь к работе о.Александра, то следовало бы сделать это иначе! Ни о. Сергий, ни я не напрашивались на эту работу, и поэтому он мог поручить составление календаря о. Александру, а не давать составленный календарь на просмотр человеку, кот[орый] никогда этим не занимался и не имеет к тому же и богословского образования. У меня было желание поговорить с Анат[олием] Вас[ильевичем], но боюсь, что из этого получится неприятная шумиха, и поэтому решила положиться на волю Божию и преклонить выю под иго super orbiter’a 384 о. Александра. Простите, святый Владыко, что омрачаю Вам наступающий праздник своим сообщением! Но мне кажется, что Вы хорошо относитесь к о. Сергию и его утешите!.. В нашем храме печально – заболел о. Николай. Во время чтения канона прп. Андрея Критского (стояние Марии Египетск[ой]), почти в самом начале, ему сделалось плохо, его провели в алтарь, где ему оказали помощь, после чего он уехал домой, и вот сейчас он лежит дома, вставать не велят. А на Благовещение намечается хиротония архим[андрита] Стефана 385 во еп[ископа] Можайского. Архим[андрит] Стефан совершал сегодня литургию, а вчера всенощную в нашем соборе. Он был прежде врачом, а потом ушел в монастырь, но не знаю, в каком монастыре он подвизался 386 . О нем мне говорил Вл[адыка] Мануил, кот[орый] приезжал на сессию и заходил ко мне. Из его слов я поняла, что это будет достойный пастырь! Вл[адыку] Мануила перевели в Куйбышев, а на его место назначили еще не посвященного, и Владыка должен был в Чебоксарах совершать его хиротонию совместно с архиереями соседних епархий. Митрополит Борис 387 уехал в Америку, а на его месте пока его викарий еп[ископ] Сергий Петров 388 , недавно (на 2-й неделе Великого поста) хиротонисанный в Сергиевой лавре во епископа Херсонского и Балтского.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

—282— ние Твоего Богом благословенного царствования, для блага Церкви, для счастья Твоего народа»! После речи началось представление. Подходили сначала к Государю Императору, потом к Государыне Императрице. Со всеми духовными Их Величества целовались рука в руку. После духовенства, постепенно представлялись Их Величествам все прочие чины и представители разных учреждений. 2208 Так совершилось пред нашими очами в древле-престольном граде Москве великое и преславное церковное торжество священнейшего коронования и таинственного миропомазания Их Императорских Величеств, благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и благочестивейшия Государыни Императрицы Марии Александровны. 22-го числа августа писал мне карандашом А. Ник. Муравьев записку, в которой просил меня доставить ему из Синод. библиотеки житие св. Зосимы Соловецкого (ркп. под 91, 290 и 928) и где, между прочим, упоминается о репетиции, в соборе (Успенском). – Это – была репетиция церемониала, имевшего быть в день коронации. Андрей Николаевич, по званию камергера, должен был участвовать в этой репетиции. В тот же день получил я с Филей, от доброго Арбатского старца, протоиерея Сергия Ивановича Тихомирова-Платонова записку следующего содержания: «Завтра, то есть, сего августа 23-го дня обещался быть у нас о. протопресвитер Киевский, Ив. Михайлович Скворцов. Много нас утешите, ежели и вы изволите к нам пожаловать и попросить о. ректора нас обязать тем же». По обстоятельствам, ни я, ни о. ректор Леонид, не могли исполнить усердной просьбы почтенного Сергия Ивановича. Киевский протоиерей И. М. Скворцов 2209 – известный про- —283— фессор академии и за тем университета, прислан был в Москву, вместе с наместником Киево-Печерской лавры, архимандритом Иоанном от митрополита Киевского Филарета, для принесения поздравления Государю Императору по случаю коронования Его Величества. О. протоиерей Сергий Иванович был знаком с протоиереем Скворцовым с 1831-го года, когда им обоим поручено было Правительством, после усмирения польского мятежа, обозревать православные церкви юго-западных епархий – Подольской и Волынской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чрез краткие строки сии приношу Вам поздравление мое со днем тезоименитства Вашего, и наступающим торжеством Живоначальной Троицы. Усердно желаю, да всеблагий Утешитель, Дух Святый, утешит Вас в огорчениях Ваших, подаст крепость в терпении, облегчение в болезни, и радость в печали, и как невесту Христову да украсит Ваше сердце смирением и любовью ко всем. Много поболело сердце мое о болезни Вашей, и молило Господа Бога о помощи и заступлении Вашем. Воистину тяжко терпеть невинно нападение и напраслину, но блажени есте Вы, егда поносят Вам, и рекут на Вас всяк зол глагол лжуще, яко мзда Вам за сие будет многа на небеси; a посему радуйтеся Вы и веселитеся, рече Господь. Но помилуй Бог! когда бы Вы кого зацепили дерзким словом, тогда бы много досталось Вам сухариков и от меня; почему, ей, выгоднее терпеть нападение, нежели наносить другим. За сим прости, возлюбленный о Господе друг мой, и не унывай, ибо печется о тебе Сам Бог. Прошу поминать поминающего всегда тебя грешного богомольца А. 26 мая 1848 г. Письмо 274 Два любезные мне писания Ваши, хотя и орошенные слезами Вашими, имел утешение получить исправно. Когда же Вы утешите меня благодушием своим? Ибо уныние Ваше и мою бедную душу приводит в уныние. Неужели не находите Вы, за что поблагодарить Господа Бога, ущедряющего Вас, якоже щедрит отец сыны? Или думаете там обрести покой душе своей, где Вас ныне нет? Ибо где бы мы ни были, всюду юдоль плачевная, сиречь беды во градех, беды и в пустыне, a посему должны во смирении обретать покой душе своей. 24 мая 1850 г. Письмо 275 Минувшие лета жизни нашей y всех нас протекли не без горя и не без боли. A посему богомольчески желаю, чтобы наступившее новолетие сделал для Вас Господь Бог летом благоприятным по всему, чтоб Вы на все с улыбкою на лице смотрели, о всем радовались и за все благодарили бы Бога. Душевно соболезную я о Ваших тяжких страданиях душевных, сердечных и телесных, и прошу и молю Господа Бога, чтоб даровал Вам или облегчение от страданий, или послал бы терпение к благодушному перенесению всего, случающегося с нами. Между тем скажу Вам и то, что так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей свой имел крест, который и должен он с детскою покорностью ко Отцу нашему небесному несть, взывая к Нему из глубины своея души: Отче наш! Да будет во всем Твоя святая воля, точию не лиши мя небесного царствия Твоего!

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

Поручая себя молитвам Вашего Высокопреосвященства, имею честь быть с сыновнею преданностпо и любовью, Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и отца, нижайший послушник Иннокентий, епископ Камчатский. Апреля 29 дня. 1844. Новоархангельск. Письмо 49 Ваше Высокопреподобие, Всечестный Отец Архимандрит. Да воздаст Вам Господь Бог за то попечение, какое прилагаете Вы о сыне моем. Вы этим меня очень утешили. Не знаю; едва ли кажущееся исправление его истинное! По крайней мере, я на это не надеюсь! Собственные усилия человека в исправлении себя (как Вы и сами знаете лучше меня), очень не надежны, даже совсем не надежны. Только благодать Божия может это начать и совершить, а из всех приемов сына моего в исправлении себя я вижу только его действия, по крайней мере, я не вижу в них духа благодати. Там, где человек выражается, я, мне, мое, исправлюсь. – Тут дело не надежно. Настоящее положеше его меня не сокрушает, я ждал этого. Но боюсь что он, сделавшись рясоносцем, не окажется таким, каким должен быть. И потому, если бы касалось до меня самого, то я не только руки но пальца не положил бы на него. Напрасно он хочет ко мне, я ни за что не дам ему ни малейшей должности, и он мне здесь будет только мешать. Но это отнюдь не значит, что я отрекаюсь от него, нет! где бы он ни был и кто бы он ни был, хоть с краскою в лице, но всегда назову его сыном своим, и, если бы случилось (и была возможность), то стал бы сам ухаживать за ним. Господа ради, умоляю Вас, не оставьте его, в случае нужды кормите его на счет мои, заплачу все. Я надеюсь, я уверен, что Вы это сделаете, и тем утешите и обяжете меня навсегда, Вашего покорнейшаго слугу Иннокентия, Е. Камчатского. Марта 28 дня, 1845. По поводу этого письма, вот что пишет нам достоуважаемый отец протоиерей Московского Страстного монастыря, Нил Михайлович Воронцов от 29 июля 1888 года: «Многоуважаемый Иван Платонович, посылаю Вам письмо Высокопреосвященнййшего Митрополита Иннокентия, когда еще он был Епископом Камчатским, писанное в 1845 году к моему родителю. Знаменскому Архимандриту Митрофану. Поводом к написанию сего письма было следующее: Старший сын его, Иннокентия Вениаминов , уволенный из среднего отделения Вифанской семинарии, был прислан Московским Митрополитом Филаретом к моему родителю на исправление; по этому случаю было послано моим родителем письмо к Епископу Иннокентию, на которое и был прислан от него ответ весьма замечательный по отеческой любви к несчастному его сыну и по той твердости и прямоте, какие свойственны великому Архипастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Нет дня, чтобы я не вспоминал несколько раз о вас, о вашем ко мне радушии, и вспомнить не могу без грусти о наших беседах с вами, столь приятных: если когда, бывало, сгруснется, то бежишь к вам, и всё, что на душе тяготит, и все скорби откроешь, вы всегда примете участие, и утешите, и облегчите скорбь, и сделается легко на душе. Но теперь трудно прийти в Петровский монастырь: всё пусто, всё не то, и нет того родного и радушного владыки. Я бываю там очень редко, и то по делу. Очень сожалею, что вам трудно созидать и устраивать всё вновь. Мы с преосвящ. Леонидом погоревали и пожалели о вас: но что делать? Сам Бог вас избрал; Он вам и поможет: так мы и успокоились» 2107 . В тот день, как писал я в Москву к Д.А. Шеру, преосвящ. Игнатий писал мне из Москвы, сообщая разные, более или менее интересные сведения. «За рукопись, присланную мне, – писал преосвященный, – премного вашему преосвященству благодарен. Мне чрезвычайно утешительно было узнать, что моя телеграмма получена была в день смерти покойного о. архим. Порфирия, а письмо за несколько часов до его смерти, и успокоило его. Очень много для меня интересного нашел я в рукописи и желание ваше постараюсь исполнить 2108 . Письмо вашего преосвященства читано было всё то, в котором подробно описан был праздник св. Александра Невского. Святителю угодно было, чтобы я вслух прочитал. Прежнее письмо, не знаю, было ли читано во время моего путешествия. Кажется, Святитель остался очень доволен подробностями. Дивится обычаю при хиротонии диаконов Филофея. —621— 1886 г. Когда узнал Святитель, что вы приказали отменить введенную прежде встречу губернатора с крестом, то говорит, что лучше бы подождать и предоставить сие течению времени. Влад. Ив. (Рахманов-врач) 2109 сделал для нас некоторую льготу, сказав, что для здравия преосвящ. Дмитровского (Леонида) полезно докладывать с открытою головою, и потому теперь мы докладываем просто без камилавок. Статья: «Тяжелое нарекание», в Домашней Беседе и Трудах Киевской академии Певницкого заслужила одобрение» 2110 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В глубине церкви стояли ширмочки, над ними слегка виднелась сребро-белеющая голова Савватия. Он исповедывал. Невидимый грешник бормотал что-то. Когда Андроник проходил мимо, знакомый баритон серебряной головы произнес громко и раздельно: – А велика ли была сумма? Грешник невнятно залепетал. Андроник содрогнулся: «Ну вот, опять…» Он отлично знал, что больше всего уязвимы кающиеся по «не прелюбы сотвори» и по «не укради», но сегодня раздражило особенно это плебейское «велика ли была сумма». «Наверно, растратил в Благотворительном Обществе или в Союзе» – и вовсе не сердился на грешника, но задела убогая будничность жизни, даже самого Савватия. «Велика ли была сумма!» Если не велика, так еще ничего, а то уж совсем скверно. «Да, жизнь… это вот именно „жизнь как она есть“, без наших романтических и поэтических прикрас». И стоя в библиотеке, ища справку о Григории Нисском , не без горечи думал он о том, о чем не раз думал. «Какой я монах? Сам-то? Нервная баба…» Вечером он зашел к архимандриту Савватию попрощаться – тот завтра уезжал. Теперь оканчивал укладывание, был сдержанно возбужден, краснота лица особенно выделяла серебро его волос. На столе стоял самоварчик («дар благочестивой прихожанки»), недопитой стакан чаю. Чемоданы уложены, в особой картонке ехала митра – с ней архимандрит никак не мог расстаться, не архимандричья, а будущая епископская. – Рад видеть дорогого соседа, – сказал он. – Перед отплытием, так сказать, в дальнее странствие. – И я рад пожелать вам доброго пути и всяких благ. – Недостоин награждения, посланного Господом, и не скрою, что не могу быть спокойным. Не могу. Чайку стаканчик? Еще не остыл. Утешите меня. Но Андроник не утешил. Не хочется ему чаю, он зашел просто попрощаться, пожелать благополучия. – Сердечно признателен, сердечно. Архимандрит недолго посидел у Савватия. На прощание облобызались, он ушел. Савватий довязывал последние пустячки. Андроник поднялся к себе. В комнате было полутемно. Лампадка в углу пред иконою Богоматери не могла осветить ни Филарета, ни Александра I, ни Константина Леонтьева . Пахло сладковато и ладаном – было довольно душно.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

«Аще ли кто оскорбил [мене], не мене оскорби, но от части, да не отягчу всех вас». Апостол намеревался сказать нечто большее и показать, что все тело Церкви участвовало в скорби; но, оставив прочих, упомянул о них одних; ибо сие выражается словами: «от части» и «да не отягчу». Потом обнаруживает отеческое сердоболие. 2Кор.2:6 .  Для такого довольно сего наказания от многих. 2Кор.2:7 .  Так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. «Доволно [бо] таковому запрещение сие, еже от многих: темже сопротивное паче вы даруете и утешите, да не како многою скорбию пожерт будет таковый». Апостол показал силу покаяния, назвав его «многою скорбию»; а подобно сему отпущение грехов именует благодатию, давая видеть, что грех превышает покаяние. Но изобразил и рачительность коринфян, ибо сказал: «Доволно таковому запрещение сие, еже от многих»; потому что все стали отвращаться от согрешившего, как повелел Апостол. Столько силы и в писании своем имел сей скинотворец, по обитавшей в нем Божией силе. «Пожертием» же назвал он отчаяние и совершенное отступление от веры. 2Кор.2:8 .  И по­тому про­шу вас оказать ему любовь. «Темже молю вы, утвердите к нему любовь». Присоедините член к телу, приобщите овцу к стаду, покажите горячее к нему расположение. 2Кор.2:9 .  Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. «На сие бо и писах, да разумею искусство ваше, аще во всем послушливи есте». Ибо вам надлежит содействовать не только тому, кто отсекает, но и тому, кто присоединяет. 2Кор.2:10 .  А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова. «Ему же аще что даруете, и аз». Когда произносил на него карательный приговор, тогда не дал им права оказать какую-либо пощаду, так как видел, что весы суда держат они неверно. Поскольку же дознал, что извлекли они пользу из написанного, то дает им право оказать щедрость и говорит: «ему же аще что даруете, и аз: Ибо аз аще что даровах, емуже даровах, вас ради». Слово сие наводит на ту мысль, что коринфяне чрез блаженных мужей Тимофея и Тита просили Апостола о согрешившем. И чтобы не подумал кто, будто бы Апостол из угождения людям вознерадел о справедливости, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010