23 Аполлонии , игумений — 300 р. — С игуменией Вохоновского монастыря Аполлонией отца Иоанна связывали не только деловые отношения — постоянная денежная поддержка, которую он оказывал, — но и сердечные отношения с нею и сестрами обители, о чем говорят два сохранившиеся письма самой игумений к Батюшке: «Ваше Высокоблагословение Всечестнейший батюшка Иоанн Ильич. С земным поклоном прибегаю к Вам, многомилостивый Батюшка, и умоляю Вас, если есть возможность, не откажите нашей убедительной просьбе! Один мещанин, Иван Алексеевич Медынцов, пожертвовал нашему монастырю часть своей земли у станции Кикерино Балт. жел. дороги, для построения на оной часовни. Но как всем тамошним торговцам известно, что у меня ничего нет, кроме множества долгов, — они, то есть торговцы и некоторые другие жители близь ст. Кикерино, изъявили желание построить часовню своим иждивением, не требуя с меня ничего, кроме согласия и совета, как лучше поставить часовню. Глубоко благодарная за их усердие, я дала им письменное согласие, а они от себя подадут прошение Высокопреосвященному Митрополиту о разрешении строить часовню. Сегодня получено окончательное укрепление за монастырем пожертвованной земли. Надо освятить место и сделать закладку. Нам сказали, Всечестнейший батюшка, что 27 мая Вы уедете на родину, и вероятно надолго. Окажите милость приехать, совершить закладку часовни, в пятницу 24-го числа сего мая, чем несказанно утешите всех нас! В воскресенье обещали приехать ко мне добрые кикеринские жители, желающие на свой счет построить часовню, а в понедельник, вероятно, пойдут подавать прошение Владыке о разрешении строить. Очень всем нам хочется, Родной Милостивый Батюшка, чтобы Вы совершили закладку с нашим причтом. Мы бы все, кому надо, приехали на станцию заранее, а как поезд привезет нашего Благодетеля Батюшку, встретим и все вместе пойдем или поедем на место закладки; а по окончании к нам в монастырь. Честнейший батюшка, надо благословить всех сестер и больных стариц посетить и благословить. Я велела Агриппине Назаровне отыскать непременно Вас, Всечестнейший Батюшка, и телеграммою, не отлагая, дать ответ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3267...

Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешн., да не отступить от Тебе сердце мое... три покл. и псал. Помилуй мя Боже. Прежде прочитайте: Помилуй мя Боже и тогда уже будете продолжать читать письмо. Ах, почто мы не хотим быть скорбны, возлюбленная сестра моя, когда веруем, что многими скорбми подобает нам внити в царство Божие. Наша радость на небеси!!!-путь к оной тесен и прискорбен. Покудова угодно Господу продлить дни мои и вам будет угодно писать ко мне, прошу вас адресовать покороче: В ЗАДОНСК. В Задонский монастырь послушнику Георгию Алексеевичу. Не оскорбитесь на искренность мою: на место вашего высокого выражения ко мне: в Боге живущему и обожаемому: прошу вас говорить и писать к ничтожеству моему во грехах живущему, о Господе спасающемуся простым и смиренным словом-как сами к себе-ежели так угодно вам. Это я пишу к вашему сердцу откровенно, и не для того, чтобы вы объявляли, говорили и показывали другим: в вере и преданности говорю с вами. – Преданность же вашу не только по гроб, но и за гробом свидетельствует Бог! Един сведущий сердце наше и помышления наши: и сколько еще осталось жить нам. Помолимся Господу: отныне всякое гнилое слово да не изыдет из уст наших: смехотворение же и шутовство, и всякая ложь да будут чужды сердцу нашему. «Душа, прикоснувшаяся любви Божественной, иного чего ниже помышляти, ниже желати может: «но всегда воздыхает, глаголя: аки елень на источники водныя, сице желает к Тебе душа моя Боже мой!» (Это мне припоминалось из соч. блаж. Августина). Я вам мало написал-вы уже прочитали; но, чтобы напечатлелось сие на памяти вашей, не малое и об этом потребно размышление;-а чтобы самым делом пройти читаемое, нужно и время, и труд, и долготерпение – с верою и любовью. – Как вы часто помышляете о свидании нашем в будущем веке! А здесь очень кратковременно, и желать нечего. Буди воля Господня. О Христе любящий вас н. р. Георгий. И еще не окончил, убеждаемый искренним вашим сердцем, продолжаю: когда вам угодно особенностью почтить день моего Ангела и вспомнить меня непотребного, прошу вас тогда, по состоянию вашему, ради Христа искупить связанных бедностью должников, где-либо в темнице, или на работе содержащихся под стражею, и тем не только меня утешите не-изреченно, но и сами себе получите великую Божию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Братия! Я, восьмидесятипятилетний старец, стоящий одною ногою в гробу, и служитель Божий, обязанный поучать других истине, не могу обманывать вас, а тем паче внушать вам что-нибудь худое. Послушайтесь же меня, или лучше послушайте самого Бога, призывающего вас чрез меня в общение с нашей Церковью , и примиритесь с нею. Для этого она не потребует от вас ничего, кроме сыновнего послушания ей в духовных делах, и дозволит вам те обрядовые особенности, которыми ныне отличается ваше Богослужение от нашего, если вы оные не хотите оставить для полного согласия с нею во всем. Что же в таком случае может препятствовать воссоединению вашему со Святой нашей Церковью? Совершенно ничего. Между тем, сколько вы сделаете добра, примирившись с нею! Вы утешите эту общую Матерь нашу, искренно скорбящую о напрасном отчуждении вашем от нее, и будете пользоваться правами верных чад ее, получите то, чего недостает ныне для вашего спасения, и сбросите с себя постыдное имя «раскольников». Прекратите ваши распри и разделение с православными, весьма вредные не только для них и для вас, но и для Отечества нашего, потому что они нарушают спокойствие и ослабляют крепость его ( Мф. 12:25 ). Доставите тем самым великое удовольствие доброму Царю нашему, который, как истинно Благочестивейший, искренно печется о преспеянии Православной Христовой веры в нашем Отечестве и мирном житии всех подданных его «во всяком благочестии и чистоте» (Тим. 2:2). Вот сколько добра вы можете сделать своим примирением с нашей Церковью! Если же вы не послушаете гласа, призывающего вас к миру с нею, но упорно будете оставаться в неприязненном удалении от нее, то, со скорбью говорю, горе вам! Говорю это потому, что святые Отцы тяжко осуждают тех, которые удаляются от Церкви Божией и остаются в расколе. «Не имеющий Матерью Церкви Божией, – говорят они, – не может иметь Отцом своим Бога»; «грех отступивших от Церкви Христовой, хотя бы они предали себя смерти за исповедание имени Христова, не омоется и самою кровью»; «отделившийся от Церкви, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что он отторгнулся от единения со Христом, не будет иметь жизни вечной, но гнев Божий пребывает на нем» (Святого Киприана Карфагенского «О единстве Церкви» и блаженного Августина «Послание»). Такая страшная участь ожидает и вас, братия, если вы умрете в удалении от нашей Святой Церкви, матерински пекущейся о спасении чад ее. Поспешите же примириться с нею ко спасению душ ваших! 476. Чему учит нас святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Мира и благодати Господа желая, имею честь пребыть в. Ф. 1847 г. окт. 22.   Р. S. Оканчиваю краткое изложение несогласных мыслей лютеранства и православия с оправданиями последнему против первого и по окончании разошлю своим священникам, чтобы могли давать ответ вопрошающим о вере. Теперь обстоятельства и позволяют и требуют того, тогда как до сих пор одни требовали, другие решительно запрещали. § IV. Священники обращались и обращаются ко мне с вопросом: нельзя ли миропомазывать таких детей, родители которых, сами по старости не желая расстаться с лютеранством, с которым дожили до седины, желают и просят, чтобы дети их были миропомазаны? Священники присовокупляют, что если бы было разрешено на общем основании Высочайше утвержденного устава консистории миропомазывать таковых детей: то весьма много было бы приобретено детей для православия. При этом нельзя не иметь во внимании и того, что если желают православия для Лифляндии, то прежде всего надобно желать, чтобы дети присоединены были к православию; старики сойдут во гроб без следа; другое дело – молодое поколение. Больно оставлять дело в таком положении, в каком находится оно, тем более, что теперь обстоятельства изменились. В начале ревнители лютеранства сильно и упорно настаивали на то, чтобы никто из лифляндских лютеран не присоединялся к православию. Теперь они уже оставили это странное желание. Теперь они насмешливо отзываются и о том, что, по крайней мере, часть желания их выполнена, – дети лютеран не присоединяются к православию, вопреки ясному закону империи и вопреки понятию о православии, как господствующей вере империи. Пока был страшный шум о начале православия в Лифляндии: уступки лютеранству извинялись обстоятельствами. Теперь же нечем более и извинять их, теперь ни для кого более не покажется странным, если закон о детях восстановится в прежней силе его, а странно для всех только то, что родители, принимающие православие, имеют право на то, чтобы дети их были миропомазаны, а родители лютеране лишены права – иметь тоже св. желание. Ваше в-во благоволите принять на себя труд св. дела, чтобы изменилось странное, оскорбительное для церкви и империи положение здешних дел о детях. Этим вы утешите св. церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Если будет у Вас в Твери возможность иметь мне подобную карточку, то премного ею меня утешите. Не скрою пред Вами и скорби моей на газеты, что с особым злорадством разнесли вести о том, что Высокопреосвящ. Филофей оставил по себе 97,000 рублей, воспроизвели подробности описи его имущества гражданскими властями, намекают на иски от его наследников. К чему всё это обнародовать, кому полезно это знать? Если я, знавши лично святителя и его св. жизнь, и то несколько удивился и смутился тем, что копил он капитал, чего учитель его – Филарет Московский был вполне чужд, то какие же суждения могут вызвать о нём и вообще архиереях, в лицах светских, подобные повествования с разными комментариями при них. Горестное время, в которое все и вся пишут и печатают без разбора. От души желаю, чтобы все эти повести оказались преувеличены и ложны, и были опровергнуты близкими к святителю лицами. Я помню, как покойный Антоний 1172 возмущался описью наследства митрополита Арсения 1173 и требованиями его наследников, но тогда хоть в печать не проникло ничего подобного, что видим теперь“. —594— 1882 г. В тот же день писал я в Харьков протоиер. И.Л. Чижевскому, в ответ на, его письмо от 20-го февраля. „Душевно благодарю Вас за указание законных статей для учреждения блюстителей за преподаванием Закона Божия в народных училищах. Но в случае учреждения этих блюстителей, для них потребуется составление определённой инструкции. Прошу Вас оказать мне услугу и здесь. Я не видал, правда, бывши в Харькове, этой инструкции; но из доставляемых мне раз или два в год блюстителями репортов я мог видеть, в чём заключались их обязанности. Поэтому нельзя ли доставить мне, если не копию инструкции, то, по кр. мере, список с чьего-либо более обстоятельного репорта, хранящегося при делах консисторских. – Простите, что я обременяю Вас своими поручениями, когда у Вас так много своих дел и забот – служебных и семейных“. 10-го ч. получена мной из Калязина от архимандрита Иосифа телеграмма следующего содержания: „Архимандрит Макарий скончался 9 марта 10 часов вечера; в приделе Рождества Богородицы при Соборе приготовлена им могила, в которой прошу разрешения похоронить его священническим чином“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если будет у Вас в Твери возможность иметь мне подобную карточку, то премного ею меня утешите. Не скрою пред Вами и скорби моей на газеты, что с особым злорадством разнесли вести о том, что Высокопреосвящ. Филофей оставил по себе 97,000 рублей воспроизвели подробности описи его имущества гражданскими властями, намекают на иски от его наследников. К чему все это обнародовать, кому полезно это знать? Если я, знавши лично святителя и его св. жизнь, и то несколько удивился и смутился тем, что копил он капитал чего учитель его – Филарет Московский был вполне чужд, то какие же суждения могут вызвать о нем и вообще архиереях в лицах светских, подобные повествования с разными комментариями при них. Горестное время, в которое все и вся пишут и печатают без разббора. От души желаю чтобы все эти новости оказались преувеличены и ложны, и были опровергнуты близкими к святителю лицами. Я помню как покойный Антоний 699 возмущался описью наследства митрополита Арсения 700 и требованиями его наследников, но тогда хоть в печать не проникло ничего подобного, что видим теперь». В тот же день писал я в Харьков протоиер. И. Л. Чижевскому, в ответ на его письмо от 20-го февраля: «Душевно благодарю Вас за указание законных статей для учреждения блюстителей за Преподаванием Закона Божия в народных училишах. Но в случае учреждения этих блюстителей, для них потребуется составление определенной инструкции. Прошу Вас оказать мне услугу и здесь. Я не видал, правда, бывши в Харькове, этой инструкции; но из доставляемых мне раз или два в год блюстителями репортов я мог видеть, в чем заключались их обязанности. Поэтому нельзя ли доставить мне, если не копию инструкции, то по кр. мере, список с чьего либо более обстоятельного репорта хранящегося при делах консисторских. – Простите, что я обременяю Вас своими поручениями, когда у Вас так много своих дел и забот – служебных и семейных». 10-го ч. получена мною из Калязина от архимандрита Иосифа телеграмма следующего содержания: «Архимандрит Макарий скончался 9 Марта 10 часов вечера; в приделе Рождества Богородицы при Соборе приготовлена им могила, в которой прошу разрешения похоронить его свяшенническим чином.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1847 году весна была необычно холодна, в июне от полярных ветров море кругом Соловецких островов все еще было покрыто сплошным наносным льдом, и богомольцы, в другое время прибывающие в монастырь в начале мая, еще не появились. Однажды – это было 9 июня – архимандрит Димитрий, во время молебна Преподобным, стоя подле рак Угодников, в печали о боголюбцах плакал. Наум, по обязанности своей, читал канон Угодникам. Заметив слезы настоятеля, он спросил его тихо: «о чем, брат, плачешь?» «Как же не плакать», отвечал архимандрит, «видно за мои грехи Бог не дает тепла, и богомольцы страдают в море, истомятся, быть может, и воротятся домой, не побывав у Преподобных». «Полно, брат, малодушествовать», возразил Наум, и, указав в каноне Преподобным слова в 3–й песни: утешите напасти и бед смущение, продолжал: «видишь, им дана благодать помогать и спасать страждущих в бедах; они и пекутся о своих поклонниках, которые с верою и любовию стремятся к их святым мощам; и вот увидишь, что завтра же будут здесь все богомольцы». Потом прибавил: «каково-то в Анзерах? как будто тесно; гостиница не велика и келий мало; пожалуй, и хлеба не хватит; напрасно зимою не послали муки побольше.» С изумлением слушал архимандрит слова старца, которые однако же в точности исполнились. Богомольцы в числе не менее двух тысяч, отправившиеся из Архангельска в море на карбасах и встреченные на пути льдами, с большим трудом добрались до Анзерскаго острова; там в двух скитах гостиницы, кельи и все помещения переполнились гостями; встретилось и другое неприятное обстоятельство: народ на половину был без хлеба; скудные скитские запасы на прокормление неимущих истратились в два дня, а в монастырь послать за хлебом не было возможности. Тогда нашелся один смельчак, который с багром в руках, перескакивая с одной льдины на другую, перебрался на Соловецкий остров и принес в монастырь весть о печальном состоянии богомольцев. Эта весть получена вечером в тот день, в который происходила беседа Наума с настоятелем. Немедленно подана была из монастыря помощь, и на другой день богомольцы прибыли в монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Возопием молебно Владыце всяческих, возмолим всеусердно Творца небу и земли, воскликнем к нему: Небесный Отче Вседержителю и Сыне единородне и Душе Святый исходяй, презри 278 умершаго согрешения, и иже зде в Церкви тебе послужившаго, в Церкви сотвори его радоватися и славити тя со всеми угождьшими тебе. Помолим християном теплую заступницу, преславную Богородицу: Царице Мати милосердия, милосердо помилуй твоего раба, часто тебе «О, всепетая воспевающаго и «Радуйся, Невесто зде возглашающаго, тамо со всеми святыми умоли пресладкаго Владыку душю его упокоити в небесных селениих. Помолим архаггельский собор и всех святых лики: О, архаггели и аггели, всесветлейший соборе, Михаиле и Гаврииле со всем воинством бесплотным, помозите Божию и вашему рабу, иже в здешнем житии памяти и службы вам усердно торжествовавшаго и на помощь себе призывавшаго, в тамошнем пребывании любовни и милостиви предстатели ему будите. Велиции апостоли Петре и Павле и Иоанне Богослове со всеми апостолы, будите тепли пособники теплому вашему молителю. Всисвятии Божии угодници, угодити вам службами потщившагося милостиво заступите. Теплый наш молитвенниче святителю Николо, усерднаго вашего служителя, яко отец милосердый, приими в защищение. Преподобнии отци наши и всего мира молитвенници Зосимо и Саватие, Сергие и не презрите вашего торжественника. Вси российстии чюдотворци, не оставите ваши праздники любовно творившаго. Пострадавшие за благочестие страдалцы российстии, приимите любовно срачительствующаго 279 во благоверии и поминавшаго вас рачително. Соловецкия отцы и исповедницы благоверия, любящему вы любовь воздадите. Сладчайший церковный и наш подвижниче, обими любовно твоего и нашего срачителя. Дионисие старче и братства подвижниче, приими любезно любезнаго своего сердоболя 280 . боголюбивая, восприими свое чадо, егоже Божия ради любви оставила младша. Вси преставльшиися и милость Божию получившии отци пустыннии и братския обещники 281 , приимите любовно усердно вы зде поминавшаго. Всидуси 282 праведных, утешите вашим утешением от скорби сея грядущаго вашего рачителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

-Я с тобой здесь не соглашусь. Для матери они останутся детьми родными, а для нас… -Да, для нас они останутся святыми, а для матери он останется просто сыном Женей. И, может быть, ты помнишь, когда был жив патриарх Алексей II, он произнес эти прекрасные слова, что когда человеку поставлен очень тяжелый диагноз, ему нужно переливание крови, то ему это переливание крови сделают в медучреждении, потому что запас необходимой крови есть всегда. Но когда человек приходит в храм и идет на причастие - вот это и есть переливание Крови Христовой в твою кровь. И после этого тысячи и тысячи случаев, когда это великое таинство переливания Крови Божьей через причастие, происходят вот эти великие чудеса исцеления. -Преображения. -Преображения души и тела. И физического и духовного. И поэтому человек чувствует себя намного легче, уверенней и дальновидней во многих поступках. -А я дорогие братья и сестры, хотел бы от всех нас и от Виктора, и от Таисии Владимировны, от Галины поздравить с рукоположением, которое состоялось 21 мая 1977 года постоянного автора радиостанции Радонеж отца Александра Шевкунова. Как раз мы хотели батюшку поблагодарить за его труды. Помним, что Любовь Васильевна получила утешение и поддержку именно в храме святителя Николая в Пыжах. И крестик у Жени Родионова именно от святителя Николая. -Именно святителя Николая, это тоже не случайно. -Никола Милостивый послал утешение Любовь Васильевне. Мы батюшку поздравляем, желаем много и благая лета, помощи Божьей в его трудах на благо святой православной церкви, на благо нашего отечества. -А я Виктор, еще вот от себя… -Виктор, прости, чтобы не забыть. Батюшка воинский подвиг не просто так почитает, он суворовец. -Да, он суворовец. Я просто хочу от себя воспользоваться несколькими секундами: отец Александр, я вам лично благодарен за вашу поддержку, за ваши отеческие советы, за то, что вы внезапно позвоните и утешите в непростой час. Поэтому, дай Бог вам доброго здоровья и крепости духа и вашей матушке, которую я очень уважаю, и с которой у меня прекрасные отношения.

http://radonezh.ru/text/stoit-tolko-vkly...

Мы должны не просто говорить правильные слова, но думать, к чему они могут привести Это важно знать родителям и наставникам: когда мы делаем что-либо по отношению к нашим детям, духовным чадам или ученикам, то надо всегда рассуждать, какой результат это принесет. Хороший или плохой? Это поможет нашим детям стать лучше, стать более сознательными, более смиренными и более усердными? Или приведет к обратным результатам? Мы должны не просто говорить правильные слова, но думать, к чему это должно привести, ибо рассуждение, как мы уже говорили раньше, это самая великая из всех добродетелей. Рассуждение предполагает, что даже когда мы творим добро, мы должны совершать его правильным способом. Допустим, мы хотим сделать человеку замечание, которое будет ему во благо. Если мы не сможем сказать его с добром, то вся эта затея может обернуться злом. Поэтому мы всегда должны взвешивать результаты и понимать, что другой человек имеет свою меру. «Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его». Как видите, апостол Павел не отрицает, что нуждался в утешении от людей. Так и для нас человеческое утешение должно быть важным. Если оно у нас есть – хорошо, если же нет – еще лучше, тогда нас утешит Господь. Как говорил старец Паисий, когда мы не имеем человеческого утешения, это, конечно, тяжелое состояние, но тогда мы имеем утешение Божие. Когда нет человеческого присутствия, есть Божие присутствие. Поэтому святые предпочитали не иметь человеческого утешения, но иметь Бога, присутствующего в их жизни. Правда, это очень трудно и требует много терпения и подвига. Жил на Афоне один румынский монах-старичок. И пришел он как-то к нам в монастырь Кутлумуш, где я пробыл два года и имел послушание привратника. Он жил в пустыне и всегда приходил голодный. Был он небольшого роста, сгорбленный, с котомкой за спиной и всегда пешком. И вот приходит он как-то к нам в монастырь, я его спрашиваю: «Геронда Сергий, как поживаешь?» Он отвечает: «Хочу есть». Я, чтобы подтрунить над ним немного, говорю: «У нас нет еды». А он мне: «Ничего страшного, если есть – хорошо, если нет – еще лучше». Тем самым он хотел нам сказать: «Если у вас есть еда и вы можете ее дать мне поесть, вы хорошо сделаете, вы утешите меня по-человечески, но, если у вас нет, и вы не дадите мне поесть, и я останусь голодным, это еще лучше, потому что тогда меня утешит Сам Господь Бог». Такие люди имели надежду на Бога.

http://pravoslavie.ru/148771.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010