Избирательное заседание собора начинается, по обычаю, молебствием; затем, как и при избрании константинопольского патриарха, председатель собора – экзаршеский местоблюститель-в присутствии всех разрывает запечатанные конверты, присланные епарх и альными арх и ереями, и объявляет указанные имена кандидатов на экзархийскую кафедру. По поручению собора, два письмоводителя-один священного синода, другой- экзархийского совета-и два члена собора, по избрании, заносят в особенный список число голосов, полученных каждым кандидатом в арх и ерейских пакетах. Если большинство голосов получится только тремя кандидатами, то священный Синод имеет право внести в список кандидатов имена еще двух или трех епископов, которые, по архиерейским записям, получили наибольшее число голосов, хотя и не большинство. Таким образом составленный список кандидатов отправляется немедленно правительству на его благоусмотрение. Нежелательных лиц, с точки зрения политической благонадежности или по какой-либо иной причине, правительство имеет право вычеркнуть из списка кандидатов на экзаршеское достоинство. По получении от правительства списка кандидатов, местоблюститель снова созывает собор и, объявив ему ответ правительства, предлагает приступить к избранию экзарха из не устранённых кандидатов. Избрание экзарха происходит посредством тайного голосования, т. е., закрытою подачею голосов. Избранным признается тот, кто получил абсолютное большинство голосов. Об избрании экзарха, на самом же заседании собора, составляется формальный акт, подписываемый всеми присутствующими избирателями. Затем священный Синод совместно с экзархийским советом немедленно доводит до сведения правительства об избранном экзархе и ходатайствует об его утверждении. После получения от правительства уведомления об утверждении избранного, совершается по установленному чину (весьма похожему на чин поставления константинопольского патриарха) его торжественное поставление,-и новоизбранный экзарх вступает в отправление своих обязанностей, сохраняя за собою все-таки и ту митрополичью кафедру, которую он занимал до своего избрания в экзархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

С детства, от отцов своих мы приняли как неоспоримую истину, что ум и совесть не измеряются как величины арифметические, что истина и добро не расцениваются по большинству голосов их оценщиков. «Большинство голосов есть великая ложь нашего времени», сказал один умный государственный муж. Но опыт последних лет показал, что приходится считаться и с этой ложью, иначе ложь возьмет верх в законодательстве над истиной, зло – над добром. Ясно, что в законосоставительные учреждения надо собирать побольше людей умных и честных, чтобы и большинством голосов они брали верх над людьми неумными и нечестными. Понятно, что если бы в Государственной Думе составилось большинство из людей, преданных Церкви, беззаветно любящих Самодержца и Родину-мать, то и смуте давно был бы положен конец, и пьянству народному – должные пределы, и школьное дело процветало бы в истинно-народном, православном духе, и Церковь Божия стояла бы на высоте, ей подобающей, да и духовенство наше не нуждалось бы в куске насущного хлеба. Видите, как ни противно нашему нравственному чувству признавать в жизни принцип решений столь важных вопросов большинством голосов, но раз этот принцип допущен в законы, нам необходимо противопоставить ему такое же, но совершенно нравственное средство – тоже большинство голосов, но подаваемых людьми достойными, разумными, честными, а, следовательно, только таких и избирать в будущую Государственную Думу. Русский народ искони жил в любви к Церкви, всегда прислушивался к ее материнском у голосу, к ней обращался в своих нуждах и невзгодах политических. Грешно нам, пастырям Церкви, оставить его без руководства и в настоящую трудную для него историческую минуту. Наш долг указывать ему грозящие опасности, разъяснять, что такое все эти политические партии, все эти кадеты, октябристы, эсэры и эсдеки, обличать лживость их обещаний, их тайные замыслы. Например: партия кадетов назвала себя «партией народной свободы», а когда и эта лживая кличка была разоблачена, теперь называют себя «безпартийными»... А на деле их стремления ясны как Божий день; они хотят лишить Помазанника Божия Его Самодержавия, сделать Его игрушкой в своих руках, чтобы Он не мог распоряжаться на Руси яко Самодержец, по велению Своей Царской совести, а только подписывал бы то, что Ему подложат эти господа кадеты. Захватить Державную Власть в свои нечистые руки – вот их цель! Понятно, что с негодованием следует отвергать всякую мысль о выборе в Государственную Думу каких бы то ни было лиц, принадлежащих к этой изменнической партии, которую было бы справедливо называть, как и называют умные люди, «партией народного обмана», а не «народной свободы» 1055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Обнимаю Вас. Господь да укрепит Вас во всяком деле. Любящий Вас Михаил Новосёлов Р. S. Вы, конечно, понимаете, что в задачи моего письма не входило подробное изложение вопроса. Поэтому-то я и отсылаю Вас к «литературе». 125. Новосёлов – Флоренскому 30 ноября 1919 г. Москва, Данилов монастырь + + + Дорогой отец Павел! Да хранит Господь Вас и дом Ваш! – Обращаюсь к Вам с 2-мя просьбами: 1) Укажите в Синод. Послании и докладах м. Антония и арх. Никона 376 самые криминальные, по Вашему убеждению, пункты. Можете просто указать страницы и строчки, т. к. у меня имеется этот Вед.; 2) Я отмечаю в богослужебной практике и церковном быту факты, связанные с имяборчеством. Будьте добры, укажите таковые и Вы. Чем больше укажете, тем больше утешите меня. Потщитесь поскорее исполнить просимое и начертать ответ возможно разборчивее. Получены ли деньги (1.000 р.) от Н-ча? Помоги Вам Господь в совершении столь нужного дела! Критикуя, старайтесь попутно, хотя бы афористически, высказываться и положительно. Я усиленно занимаюсь о. Иоанном 377 и м. Филаретом 378 . Жизнь в Дан. м-ре даёт возможность много времени уделять этим утешительным занятиям. Если можно, пришлите и анафематизмы паламические, но это не к спеху, а то – очень прошу ускорить высылкой. Положением своим в Дан. пока доволен, чтобы не сказать больше, несмотря на некоторые неудобства, как например, на отсутствие отдельной комнаты. Но и «угол» даёт больше, чем Ковригинская квартира, т. к. имею досуг и тишину для занятий. Конечно, ежедневно бываю в церкви, работаю и физически – разгребаю снег, иногда варю пищу... Приветствую домочадцев Ваших. Прошу Вас и их не забывать меня в молитвах. Милость Господня да покрывает всех вас! Любящий Вас Михаил Новосёлов Р. S. Спешу к литургии. В другой раз напишу обстоятельно о здешнем житии и о прочем. Письмо адресуйте: Москва. Данил, м-рь. Кв. Настоятеля 379 . Мамашу поминайте. 126. Новосёлов – Флоренскому 14 (27) апреля 1920 г. Москва. Данилов монастырь. Кв. настоятеля Дорогой отец Павел! Да хранит всех нас Господь! Ждал, ждал и до сих пор не дождался от Вас обещанной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Вам дали Викарного – прекрасно! Но все же Вы должны заниматься Епархиальными делами, особенно важными. Он только будет заменять Вас в служении и еще мелочами. Кстати: что Вы не завербуете в свою чреду достопочтеннейшего протоиерея ц. Успения, что в Казачей, Александра Семеновича Ильинского 1811 ? Достойнейший человек и чей-нибудь хороший бы был сотрудник. Вы, кажется, впрочем, приглашали его: тоже говорил ему и Митрополит Платон в июле месяце, когда Алекс. Сем., бывши в Киеве, представлялся ему. Человек робеет и ждет особого призвания Божия. Значит, да будет воля Божия. Благодарю Вас за приглашение посетить Вас в СПб. Если бы это случилось, конечно, не преминул бы. Но по состоянию здоровья мне только и остается сидеть на своем гнезде. Страсть к чтению у меня необыкновенная! По- —117— 1883 г. стоянно читаю и заметно глаза порчу; думается, хватит из на мой век! Знаю, что у Вас теперь занятий по горло. А все-таки я покорнейше прошу иногда часок на письмецо ко мне грешному, чем премного утешите старика. Да адрес то пишите покороче, чтобы не затруднять себя: М. И. Соколову в Москве дом мещанских училищ у Калужских ворот, вот и все. Ведь я тоже довольно здесь известен, особенно почтальонам – своего рода земляника». Из Симбирска от 15-го ч. писал помещик, бывший совоспитанник мой по Моск. акад., магистр XVI курса (1848 г.) Николай Семен. Волков: «Не часто я напоминаю Вам о себе, хотя было время продолжительного совместного служения нашего с Вами не только в сердце земли Русской-Москве, но и в сердце самой Москвы – священном Кремле, где мы на разных поприщах, но лишь в расстоянии нескольких десятков сажен, отправляя свои служебные обязанности, чуть не каждый день встречались друг с другом, то для обмена мыслей, после тех или других изысканий, то и просто для взаимного отдохновения от дневных трудов и чаепития в прохладных палатах патриарших. К этому периоду времени примыкает и общая связь наша с покойным другом нашим о. Леонидом 1812 , с которым, собственно, и я не только лично, но и семейно сошелся еще в Академии, когда Леонид не заменил еще на свете Льва Васильевича Краснопевкова. Напомню Вам, кстати, что Вы и отдельно, и совместно с о. Леонидом и общим другом вашим, старцем Пименом 1813 , навещали меня в моей квартире за Москвой рекой, на Большой Ордынке, рядом с церковью Николая Чудотворца, что в Пыжах. Напомню и еще одну скорбную пору семейной жизни – опасную болезнь моей перворожденной дочери Наташи, когда по искреннему дружеству ко мне, желая внести утешение религии в пораженную горем семью мою, Вы привезли и Древо Животворящего Креста Господня в ту самую квартиру мою на Большой Ордынке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Стойте же непоколебимо на страже, служите и действуйте, сколько достанет ваших сил, в вертограде Христовом. чтобы потомство радовалось деятельности вашей, и небесный вертоградарь – Спаситель уготовал вам венец вечной славы там – на небе. Верьте, что добрым пастырям Господь будет помощником-покровителем. Никто да не убоится возмутителей, которые бегут в леса, горы и болота образовывать мятежные банды, и потом, встретившись с нашими доблестными войсками, разбегаются, побросав оружие, или отчаянные падают от меча русского. Не забывайте ни на минуту, что дело повстанцев польских, как дело революции, как братоубийство в семье славянских племен, оскорбляет Бога и навлекает на них проклятие Его. Возложив все упование на Господа, мы, делатели Его вертограда, предадим себя в волю Его святую и не станем унывать и малодушествовать. Он, Строитель судеб человеческих, всесилен устроить и судьбу нашу. По молитвам угодников Церкви Русской, которые всегда приятны Ему, враги наши расточатся, и все, неблагомыслящие и желающие нам зла, люди лукавые, уразумеют и покорятся, яко с нами Бог. Он – Господь сил поможет вскоре положить предел и безумным мечтаниям и покушениям революционеров. Известная всем энергия, деятельность, прозорливость и любомудрая ревность нынешнего генерал-губернатора Литвы и Белоруссии Михаила Николаевича Муравьева 2-го представляют все залоги, при содействии ему воинства, гражданских властей, духовенства и народа православного, – к успокоению, умиротворению благомыслящей части населения в Литве и Белоруссии, и водворению везде законного порядка. Потщитесь же, пастыри словесных овец, напрягать все усилия благотворной деятельности вашей и влияния на паству и вообще на православный народ. Вам надобно доказывать беспрестанно, и словом и делом, всему миру, что вы верные сыны России, доблестные служители алтаря Господня, преданные беспредельно святой православной Восточно-кафолической Церкви, пламенеющие любовью к Царю и отечеству. И я льщу себя надеждою, что никого из вас не соблазнят, не искусят воззвания лести и угрозы польского революционного комитета, и что вы, оправдав своими доблестными делами доверие к вам правительства и убеждение мое в благонадежности вашей, утешите и порадуете Государя Императора и всю Россию, а чрез то доставите и мне, смиренному предстоятелю Церкви – архипастырю вашему, отрадную жизнь на закате моих дней, при блеске вашей пастырской благоразумной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

В июне 1841 года было последнее посещение старцем Тихоновой пустыни, где по его благословению начали строить новую трапезу. Говоря о начатой постройке, старец сказал отцу настоятелю: «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу». Когда же отец настоятель возразил: «Может, Господь продлит вашу жизнь и еще нас утешите своим посещением», старец опять сказал: «Нет, едва ли до зимы проживу и здесь уже больше не буду». Приехавши же в Оптину пустынь, говорил многим: «Зимы не доживу» – и давал некоторым конечное решение в недоумениях. Одному знатному лицу, посетившему Оптину пустынь летом 1841 года, старец говорил: «Поживи, если хочешь, до ноября, схоронишь меня». Но тот не решился остаться; а когда впоследствии дошло до него известие о кончине отца Леонида, весьма удивился, что сбылись его слова. Незадолго до кончины старца отца Леонида посетил Оптину пустынь и старца постриженник Святой Афонской Горы инок Парфений, бывший впоследствии игуменом новосозданного им Гуслицкого монастыря в Московской епархии. Из его рассказа об этом посещении, между прочим, видно, что старец почти до конца своей жизни, пока имел возможность, проводил время в обычных своих занятиях – плел пояски и вместе принимал посетителей 116 . Так он повествует: «Из Белобережской пустыни я в пятый день прибыл в общежительную Оптину пустынь, что в Калужской губернии близ города Козельска. Прежде за много лет я слышал о живущем в Оптиной пустыни великом старце иеросхимонахе Леониде и давно желал видеть его, насладиться его беседой и получить от него наставление и в скорбях своих утешение. По прибытии моем в Оптину пустынь я нетерпеливо желал сходить к отцу Леониду, с надеждой получить себе утешение и, расспросив о келье его, пошел к нему немедленно. И пришедши в его сени, убоялся, ово от радости, что сподоблюсь видеть такого великого отца, ово от мысли, как я, недостойный, явлюсь пред такого великого старца, и долго, стоя в сенях, опасался отворить дверь. Потом вышел его ученик. Я спросил: «Можно взойти к старцу?» Он отвечал: «Можно». Потом я вошел к нему в келью, но там еще более убоялся и вострепетал. Ибо почти полная келья была людей разного звания: господ, купцов и простых, и все стоят на коленях со страхом и трепетом, как пред грозным судьей, и каждый ожидает себе ответа и наставления. И я также позади всех пал на колени. Старец же сидит на кроватке и плетет пояс. Это было его рукоделие – плести пояски и давать посетителям в благословение. Потом старец возгласил: «А ты, афонский отец, почто пал на колени? Или ты хочешь, чтобы и я стал на колени?» Я устрашился от того, что никогда он меня не видал и не знал, в одежде же я был простой, а назвал меня отцом афонским.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Ответ — Я вам разъясню это, если вы мне скажете, достаточно ли отчетливо различаете вы в себе сферу душевную от духовной. Х — Нет, не ясно. Ответ — Следовательно, вы и не можете наверно утверждать, что истощение тела вредит духовной (а не душевной) жизни. Я же могу привести вам примеры обратного — что пост развивает духовные силы: молиться вы не станете, наевшись; к умирающему не пойдете, выпив шампанского; страдающего лучше утешите, когда вы не пресыщены. Х — Но все это было хорошо в те времена, когда вся жизнь была приспособлена к церковной жизни. А теперь приходится поститься ни в чем не изменяя обычной работы, встреч с людьми, отчего проигрывает работа, появляется раздражительность. Надо бы, когда постишься, уехать куда–нибудь в монастырь, отойти от обычной жизни. Ответ — Не будьте максималистом и не откладывайте исполнение того, что велит вам Церковь, до наступления условий XVII века. Многого можно добиться и теперь. Пример — наши няньки, прислуга, крестьяне. Х — Это не очень удачный пример. Я никогда не видел прислугу в таком раздраженном состоянии, как в последние дни Страстной недели. Очевидно, пост очень дурно действует на нервы. Ответ — Вы совершенно правы; но пост есть дело совершенно внешнее, техническое, подсобное и, если оно не сопровождается молитвой, усиленной духовной жизнью, то дает только повышенное раздраженное состояние. Естественно, что прислуга, которая постилась всерьез, и которую заставляли на Страстной усиленно работать, не пуская в церковь, злилась и раздражалась. Смысл поста — Послушание Церкви. Облегчение тела — «помышления смертных нетверды и мысли ошибочны, потому что тленное тело отяжеляет душу». Упражнение воли, самоограничение, отказ, жертва. В общежитии существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост, как неядение того–то итого–то или как лишение себя чего–либо в виде наказания: — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных телесностью, и этим облегчить свое приближение к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Июня дня 1835 года Ваше Высокопреподобие Высокопочтеннейший Батюшка Отец Архимандрит Игнатий! Всегда памятуя милостивое ваше благодеяние, первым долгом почитаю поздравить с высокоторжественным праздником всерадостным Рождеством Господа нашего Иисуса Христа, и праздновать оный с сердечным утешением желаю, и по милосердию Его все благоприятное полезное в жизни вашей получить, и усерднейше прошу святых Ваших молитв и благословения. — Обязанностию поставляю и уверен в вашем великодушии, и в надежде отеческого благорасположения смею беспокоить: небезызвестно вам, что мы утруждали прошением высшее начальство о прибавлении штата обители нашей, но благоугодно было Святейшему Синоду дать знать: по замещении недостающих пятнадцати человек монашествующих, сказано во указе; чтобы вторично взойти прошением, если нужно будет. Но как на недостающее число замещены и теперь в немалом затруднении находимся: штат имеется на семь человек, по необходимости в другие монастыри, постригаться многие благонадежные послушники опасаются, ибо и штата малого избегают, посему достойных людей лишаемся. . Посему и осмеливаюсь нижайше просить вашего благоразумного совета, можно ли будет вторично беспокоить Святейший Синод, и если милость ваша будет и незатруднительно для вас, наичувствительно смею просить достовернее узнать и наставлением вашим меня вразумить. И еще свое мнение позвольте предложить, не нужно ли из монашествующих от обители кого послать в С.-Петербург, как вы соизволите усмотреть. И во ожидании милостивого вашего уведомления; чем в старости моей много утешите, кои ваши великие благодеяния для меня с братией вечно будут незабвенны и отеческим благоустройством вы виновниками будете святой обители, которая навсегда будет воссылать ко Всевышнему Богу и к покровительнице Пречистой Богородице о вас усердные молитвы и я навсегда пребуду к вам с должным нижайшим высокопочитанием и сердечною любовию Вашего Высокопреподобия честь имею быть смиренным богомольцем   Строитель иеромонах Анатолий. Декабря 17 дня 1836 года Богородицкая Площанская пустынь Молитвами Святых Отец наших, Господе Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

На другой день я паки пришел к нему, и он паки принял меня с любовью, и много со мной беседовал; потом пришли вчерашние женщины, и больная была с ними, но уже не больная, а совершенно здоровая: они пришли благодарить старца. Видев сие, я удивился, и сказал старцу: «отче святый, как вы дерзаете творить такие дела? Вы славой человеческой можете погубить все свои труды и подвиги». Он же в ответ сказал мне: «отец афонский! Я сие сотворил не своей властью, но это сделалось по вере приходящих, и действовала благодать Святого Духа, данная мне при рукоположении; а сам я человек грешный». Слышав сие, я весьма воспользовался его благим рассуждением, верой и смирением. Потом, паки приходил вчерашний господин, и просил у старца прощения со слезами. Он же простил, и приказал исполнять то, что приказано было прежде. Потом отпустил нас всех. Я препроводил в Оптиной пустыни целую седмицу, и торжествовал праздник Рождества Пресвятыя Богородицы. Торжественное было всенощное бдение: на полуелеи все три псалма пели на распев по стихам, все братия и весь народ стояли со свечами. И многожды я посещал тихий и безмолвный скит, который отстоит от монастыря с полверсты, посреди леса, и многожды там беседовал с отцами, иеросхимонахом Иоанном, обратившимся из раскола, также и с духовником иеромонахом Макарием. Многожды беседовал и с страннолюбивым Оптинским игуменом Моисеем. Потом отправился в путь. А старец Леонид после меня через месяц кончил жизнь свою, и отшел ко Господу своему». Не без скорби приближался старец к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие, или предуведомление от Господа. В июне 1841 г. он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться новая трапеза. Говоря о начатой постройке, старец сказал настоятелю: «не увижу я, видно, вашу новую трапезу». Когда же настоятель возразил: «Может, Господь, продлит вашу жизнь, и еще нас утешите своим посещением»; старец опять сказал: «нет, едва ли до зимы проживу, и здесь уже больше не буду». Приехав в Оптину пустынь, говорил многим: «зимы не доживу», и давал некоторым конечное решение в недоумениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Счастлив тот, кто внемлет апостолу повелевающему, а не снисходящему. Того, говорит он, хочу я, того желаю, чтобы вы были подражатели мне, как я Христу. Он девственник от Девы, от неистленной неистленный. Поскольку мы люди и не можем подражать рождению Спасителя, будем подражать по крайней мере Его жизни. Первое – свойство божества и блаженства, последнее доступно и человеческой ограниченности и подвигу. Хочу, чтобы все люди подобны были мне, чтобы, уподобляясь мне, уподоблялись Христу, коему я подобен. Верующий во Христа должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит ( 1Ин.2:6 ). Но кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице ( 1Кор.7:7 ). – Чего, говорит, я хотел бы, очевидно; но поскольку в церкви есть различные дарования, то я допускаю и брак, чтобы не показаться осуждающим природу. При этом обрати внимание, что иной дар девства и иной – брака. Если бы одинаковая была награда замужних и девственниц, то он никогда не сказал бы: но кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице. Где есть особое свойство у каждого, там, с другой стороны, есть и различие между каждым. Допускаю, что и брак есть дар Божий, но между даром и даром есть большое различие. Наконец и апостол о том же покаявшемся после кровосмешения сказал: сопротивное вы да даруете и утешите, и емуже аще что даруете, и аз ( 2Кор.2:7, 10 ), и чтобы мы не думали, что можно пренебрегать даром человека, прибавляет: ибо аз аще что даровах, емуже даровах, вас ради, о лице Иисус Христове. Разнообразны дары Христа. Поэтому и Иосиф, в образ Его, имел разноцветную одежду, и в псалме сорок четвертом читаем: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна и преиспещренна ( Пс.44:10 ), и апостол Петр говорит: яко наследницы многообразной (multiplicis) благодати Божией ( 1Пет.3:7 ), что по гречески выразительнее обозначается словом ποικλης, т.е. различной. Далее следует: глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010