C кон. XVII в. в партесных гармонизациях «Н. о.» чаще всего использовался киевский распев ; они создавались преимущественно для 4 голосов (дискант, альт, тенор, бас). В Обиходах кон. XVII - 1-й трети XVIII в. «Н. о.» входит в циклы песнопений всенощного бдения: ГИМ. Син. певч. 342 (киевского распева), 486 (2 песнопения, 1-е - «киевскаго напеву», из Богословской ц. при костромском Ипатиевском мон-ре), 658 (из новгородского Знаменского собора), 757 (из Ниловой пуст.); ГИМ. Епарх. певч. 5; ГЦММК. Ф. 283. 527 (из Переславского духовного правления). В рукописи РГБ. Ф. 218. 343 рубежа XVII и XVIII вв. 4-голосное «Н. о.», записанное казанской нотацией , является обработкой напева в партесном стиле. В это же время «Н. о.» киевского распева появляется в одноголосных нотолинейных Обиходах, хотя встречается довольно редко (ГИМ. Син. певч. 547. Л. 14). Кроме того, «Н. о.» входит в циклы песнопений всенощного бдения на 6 голосов (ГИМ. Син. певч. 248), на 8 голосов (Там же. 1048 - из ярославской Сретенской ц.; 1067 - из ярославской Петропавловской ц. на берегу Волги; 1097 - из Мологского Афанасиевского мон-ря; 1288 - из кинешемского Успенского собора; ГЦММК. Ф. 283. 481-483 - из «ярославской градской Предтечевской церкви»); в 2-хорных песнопениях обычно отсутствует первоисточник, они являются свободными композициями. Среди «Н. о.» в стиле партесного концерта (с контрастом гомофонной и имитационной фактуры, ансамблей и хорового tutti, 2-дольных и 3-дольных метров и т. п.) выделяются немногочисленные авторские композиции, принадлежащие выдающимся мастерам эпохи рус. барокко. Это сочинения: Н. П. Дилецкого - Вечерня на 4 голоса (ГПНТБ СО РАН. Тих. 503; БАН. Осн. 16.9.25), Вечерня на 8 голосов (РГБ. Ф. 272. 333 5)); В. Титова - Вечерня на 3 голоса (ГИМ. Син. певч. 1312), Вечерня на 8 голосов (Там же. 610; РГБ. Ф. 272. 333), Всенощное бдение на 12 голосов (ГИМ. Епарх. певч. 1-и. Л. 1); ростовского протодиак. Андрея Гаврилова - Всенощное бдение на 12 голосов (ГИМ. Син. певч. 355; ГЦММК. Ф. 283. 575-576).

http://pravenc.ru/text/ Ныне отпущаеши ...

3) бюллетень считается недействительным в следующих случаях: a. если в бюллетене отмечено более чем одно имя; b. если в бюллетене не отмечено ни одно имя; 4) счетная комиссия: a. сверяет число бюллетеней в урнах с числом выданных бюллетеней и выявляет действительность бюллетеней; b. осуществляет подсчет голосов путем проведения каждого бюллетеня через каждого члена счетной комиссии, начиная с младшего и завершая председателем; c. составляет протокол по результатам голосования в каждом туре; 5) в случае ошибки при заполнении бюллетеня член Собора имеет право обратиться в счетную комиссию для замены бюллетеня; в таком случае испорченный бюллетень сдается в счетную комиссию, погашается ее председателем, и делегату выдается новый бюллетень, о чем составляется акт. 13. При голосовании в первом туре избранным Патриархом является архиерей, набравший более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях. В случае если ни один из кандидатов не набрал в первом туре голосования более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Избранным Патриархом является архиерей, набравший наибольшее число голосов. В случае если во втором туре голосования оба кандидата набрали равное количество голосов, избранным Патриархом считается тот архиерей, который набрал большее число голосов в итоговом голосовании на Архиерейском Соборе. 14. Кандидаты на Московский Патриарший престол имеют право самоотвода на любом этапе голосования. Если в результате самоотвода останется один кандидат, то, по решению Поместного Собора, присутствующие на нем архиереи, имеющие право голоса на Архиерейском Соборе, тайным голосованием могут избрать, по крайней мере, еще одного кандидата. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Если Поместный Собор отказывается выдвигать еще одного кандидата, то по оставшемуся кандидату производится голосование. В таком случае избранным Патриархом становится тот архиерей, в пользу которого было подано более половины розданных бюллетеней. При наличии единственного кандидата, избирательный бюллетень имеет поля для проставления знаков «за» и «против».

http://patriarchia.ru/db/text/1542557.ht...

3) Бюллетень считается недействительным в следующих случаях: a. если в бюллетене отмечено более чем одно имя; b. если в бюллетене не отмечено ни одно имя; 4) счетная комиссия: a. сверяет число бюллетеней в урнах с числом выданных бюллетеней и выявляет действительность бюллетеней; b. осуществляет подсчет голосов путем проведения каждого бюллетеня через каждого члена счетной комиссии, начиная с младшего и завершая председателем; c. составляет протокол по результатам голосования в каждом туре; 5) в случае ошибки при заполнении бюллетеня член Собора имеет право обратиться в счетную комиссию для замены бюллетеня; в таком случае испорченный бюллетень сдается в счетную комиссию, погашается ее председателем и делегату выдается новый бюллетень, о чем составляется акт. 14. При голосовании в первом туре избранным Патриархом является архиерей, набравший более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях. В случае если ни один из кандидатов не набрал в первом туре голосования более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Избранным Патриархом является архиерей, набравший наибольшее число голосов. В случае если во втором туре голосования оба кандидата набрали равное количество голосов, избранным Патриархом считается тот архиерей, который набрал большее число голосов в итоговом голосовании на Поместном Соборе. 15. Кандидаты на Московский Патриарший престол имеют право самоотвода на любом этапе голосования. Если в результате самоотвода останется один кандидат, то, по решению Архиерейского Собора, присутствующие на нем и имеющие право голоса архиереи, тайным голосованием могут избрать, по крайней мере, еще одного кандидата. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Если Архиерейский Собор отказывается выдвигать еще одного кандидата, то по оставшемуся кандидату производится голосование. В таком случае избранным Патриархом становится тот архиерей, в пользу которого было подано более половины розданных бюллетеней. При наличии единственного кандидата, избирательный бюллетень имеет поля для проставления знаков «за» и «против».

http://patriarchia.ru/db/text/1542557.ht...

Был собран новый состав Синода, призванный, по мнению Львова, провести коренные перемены в церковном управлении. Но сами члены вновь созванного Святейшего Синода, по словам протопресвитера Н. А. Любимова, своей задачей ставили только «довести церковный корабль до этой пристани, то есть до Собора» 25 . 29 апреля 1917 г. Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр. В тот же день было решено образовать Предсоборный Совет с целью обсуждения вопросов, подлежащих рассмотрению на будущем Соборе, и подготовки для него рабочих материалов 26 . Кроме того, Святейший Синод обратился к архипастырям и пастырям и всем верным чадам Российской Православной Церкви с посланием о мероприятиях высшей церковной власти в связи с предстоящим созывом Поместного Собора 27 . 8 мая 1917 г. Святейший Синод объявил о дате созыва Предсоборного Совета, который должен был открыться 11 июня в Петрограде «для обсуждения назревших вопросов, касающихся устроения Православной Российской Церкви». В Совет надлежало войти членам Святейшего Синода, семи архиереям по выбору епископата, представителям духовно-учебных заведений и монашествующих, лицам по приглашению Синода, а всего – 64 лицам из епископов, священников и мирян. Работа Предсоборного Совета согласно определению Синода должна была проходить в десяти отделах, тематика которых охватывала все насущные стороны церковного управления и церковной жизни того времени. В результате архиерейских выборов, прошедших в мае – начале июня 1917 г., избранными оказались в порядке получения голосов: архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) (83 голоса), архиепископ Литовский Тихон (Беллавин) (58 голосов), архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) (46 голосов), митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) (45 голосов), архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский) (29 голосов), епископ Минский Георгий (Ярошевский) (27 голосов), епископ Пермский Андроник (Никольский) (27 голосов) 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Избрание членов ВЦС состоялось 8 дек. 1917 г. Выдвинуто было 77 кандидатов из белого духовенства, 17 из числа монашествующих и 104 мирянина. Членами ВЦС Собор избрал от монашествующих архим. Виссариона, получившего 220 голосов; от клириков из белого духовенства - протопресвитеров Георгия Шавельского (204 голоса) и Николая Любимова (170 голосов), протоиереев Александра Санковского (216 голосов), Алексия Станиславского (199 голосов), псаломщика Александра Куляшева (170 голосов); от мирян - профессоров С. Н. Булгакова (210 голосов), И. М. Громогласова (169 голосов) и П. Д. Лапина (152 голоса), кн. Е. Н. Трубецкого (156 голосов), А. В. Карташёва (173 голоса) и С. М. Раевского (161 голос). Заместителями членов ВЦС были избраны архим. Алексий (Житецкий), протоиереи Петр Миртов , Павел Лахостский , Павел Соколов, Константин Агеев и свящ. Сергий Верховский, профессора П. П. Кудрявцев , И. И. Соколов , Л. И. Писарев , кн. Г. Н. Трубецкой , П. И. Астров. В соответствии с соборным определением 3 члена ВЦС из числа архиереев не избирались Собором, а делегировались Свящ. Синодом из собственного состава. В последние годы заседания ВЦС проводились нерегулярно и далеко не в полном составе ввиду обстоятельств, вызванных гражданской войной и гонениями на Церковь. Заседания Синода, а также «соединенные присутствия» органов Высшего церковного управления под председательством Патриарха проходили в основном в патриаршей резиденции на Троицком подворье. ВЦС проводил заседания в епархиальном доме, где также размещалась канцелярия Высшего церковного управления. За годы гражданской войны большинство членов ВЦС выбыло по разным причинам. Так, на совместном заседании Свящ. Синода и ВЦС, состоявшемся 20 нояб. 1920 г. под председательством Святейшего Патриарха свт. Тихона , когда принято было исключительно важное постановление о самоуправлении епархий при невозможности поддерживать связь с каноническим центром или в случае прекращения деятельности Высшего церковного управления, ВЦС представлен был помимо председателя и делегированных Синодом епископов митр. Владимирского Сергия (Страгородского) , митр. Крутицкого Евсевия (Никольского) и архиеп. Гродненского Михаила (Ермакова) лишь 3 членами: протопресв. Н. Любимовым, прот. А. Станиславским и А. Куляшевым.

http://pravenc.ru/text/161111.html

3) бюллетень считается недействительным в следующих случаях: a. если в бюллетене отмечено более чем одно имя; b. если в бюллетене не отмечено ни одно имя; 4) счетная комиссия: a. сверяет число бюллетеней в урнах с числом выданных бюллетеней и выявляет действительность бюллетеней; b. осуществляет подсчет голосов путем проведения каждого бюллетеня через каждого члена счетной комиссии, начиная с младшего и завершая председателем; c. составляет протокол по результатам голосования в каждом туре; 5) в случае ошибки при заполнении бюллетеня член Собора имеет право обратиться в счетную комиссию для замены бюллетеня; в таком случае испорченный бюллетень сдается в счетную комиссию, погашается ее председателем и делегату выдается новый бюллетень, о чем составляется акт. 14. При голосовании в первом туре избранным Патриархом является архиерей, набравший более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях. В случае если ни один из кандидатов не набрал в первом туре голосования более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Избранным Патриархом является архиерей, набравший наибольшее число голосов, выраженных в действительных бюллетенях. В случае если во втором туре голосования оба кандидата набрали равное количество голосов, Патриарх избирается жребием из этих двух кандидатов, в соответствии с процедурой, устанавливаемой Поместным Собором. 15. Кандидаты на Московский Патриарший престол имеют право самоотвода на любом этапе голосования, а также и в случае избрания, что предполагается в формуле вопрошания к избранному кандидату: «Преосвященный имярек Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси; Принимаешь ли ты сие избрание?». 16. Если в результате самоотвода останется один кандидат, то, по решению Поместного Собора, присутствующие на нем архиереи, имеющие право голоса на Архиерейском Соборе, тайным голосованием избирают, по крайней мере, еще одного кандидата. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Если Поместный Собор отказывается выдвигать еще одного кандидата, то по единственному кандидату производится голосование. Единственный кандидат считается избранным на Патриарший престол, если в его пользу было подано более половины действительных бюллетеней. При наличии единственного кандидата, избирательный бюллетень имеет поля для проставления знаков «за» и «против».

http://pravmir.ru/polozhenie-ob-izbranii...

Церковь же была разрушена в 1930-х годах, и на ее месте вырос «дом с фигурами» по проекту архитектора Ильи Голосова. Это был один из самых интересных архитекторов советского времени; его творчество выразило идейные коллизии социалистической архитектуры, и «дом с фигурами» стал образцом этих идей. Первым стилем революции был конструктивизм, провозглашавший полный разрыв с историческим наследием, отказ от ордерной системы и взявший за архитектурную основу здания и его художественного образа чистую конструкцию. С 1918 года Илья Голосов работал в архитектурной мастерской Моссовета под руководством И.В. Жолтовского, будущего основоположника «сталинского ампира». Голосов увлекался тогда неоклассицизмом и ордерными формами, но стремился их упростить и избавиться от лишних деталей, оставив лишь те, которые держат на себе здание; так он естественно пришел к конструктивизму и даже был признан одним из его лидеров, наряду с братьями Весниными и М.Я. Гинзбургом. Кстати, брат Ильи Пантелеймон Голосов построил знаменитый корпус издательства «Правда» на одноименной улице. Илья Голосов вместе с Весниными участвовал в конкурсе на проект Дворца Труда, который до Дворца Советов предполагался как «главное здание страны», но не состоялся. А образцом «голосовского конструктивизма» остался рабочий клуб им. Зуева на Лесной улице, возведенный в 1928 году. Разрабатывал Илья Голосов и проекты жилкомбинатов – нового типа советского жилища, где обобществленный быт (столовые, детские) сочетался с «жилыми ячейками» – индивидуальным жильем, но размеры этого жилья максимально сокращались, согласно идеям грядущего отмирания семьи в коммунистическом обществе. Однако в 1930-х годах в мировоззрении архитектора совершается перелом. Отчасти разочаровавшись в конструктивизме за недостаточность его выразительных средств, он возвращается к неоклассицизму. В те же годы появился «сталинский ампир»: когда конструктивизм исчерпал свои реальные возможности, выказав неспособность создать «стиль империи», вновь обратились к классике. Голосов стал разрабатывать проекты классической архитектуры, но без ордеров и по-прежнему без излишних деталей. Первым его «классическим» зданием и стал жилой «дом с фигурами» на Яузском бульваре: нижний этаж отведен под бытовые нужды, магазин и столовую, верхние – для жилья. В нем еще нет декора сталинского ампира, нет «архитектурных излишеств» триумфального послевоенного стиля, а есть лишь фигуры «советского человека» в качестве украшения, а также согласно плану монументальной пропаганды и его идеи синтеза архитектуры и скульптуры. В жертву этому идолу и была принесена Смоленская церковь.

http://pravoslavie.ru/4392.html

8 мая 1917 года Синодом было постановлено созвать к 11 июня того же года Предсоборный совет «для обсуждения назревших вопросов, касающихся устроения Российской Православной Церкви»// Церковные ведомости. Петроград. 1917. 20-21. С. 133 . За епископа Андроника было подано 27 голосов. Кроме него в Предсоборный совет были избраны архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) – за него было подано 83 голоса, архиепископ Литовский Тихон (Белавин) – 58 голосов, архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) – 46 голосов, митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) – 45 голосов, архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский) – 29 голосов и епископ Минский Георгий (Ярошевский) – 27 голосов.// РГИА. Ф. 796, оп. 204, д. 132, л. 172, 176. Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Творения. Книга II. Проповеди, обращения, послания. Тверь, 2004. С. 427-428. «Наша Пермская епархия, – сказал епископ Андроник, – очень бедная, в ней всего до 500 церквей, оборот епархиального свечного завода небольшой. Однако она близко приняла к сердцу нужды тружеников духовной школы и озаботилась их обеспечением, не ожидая сторонней помощи и не сваливая свою беду на других. Она определила педагогам не только штатное содержание, но и различные прибавки на дороговизну. Мало того, она гарантировала содержание не только служащим в духовно-учебных заведениях, но назначила кредит на содержание воспитанников и зданий, притом не в размере штатных ассигнований, а по военному времени. А вы знаете, что значит смета по военному времени. И вот за то, что Пермская епархия проявила инициативу, что она согласилась дать средства на содержание своих духовно-учебных заведений и даже сверх нормы, чтобы нравственно и материально поддержать тех, кто нуждался в помощи, она должна нести наказание и платить и на другие епархии. Простите. Прежде, при старом режиме, у нас жаловались, что инициатива не одобрялась... преследовалась и наказывалась. Оказывается то же и теперь: за проявление инициативы Пермская епархия должна нести наказание, платить не только за себя, но и за другие, более богатые епархии, которые сваливают свою вину на других...»// РГИА. Ф. 833, оп. 1, д. 10, л. 41-42.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/467/Vlad...

—668— математика, физика, гигиена, пение, музыка, шитье, разные ручные работы, домоведение. Для преподавания иностранных языков приглашаются европеянки соответствующей национальности. Языки усваиваются воспитанницами весьма основательно теоретически и практически. В 1897 г. при пансионе была основана монашеская община Св. Екатерины. В ней теперь, кроме настоятельницы, 8 монахинь и 5 послушниц. С. В. Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Т. 7 (1883–1885 гг.) Год: 1884]//Богословский вестник 1906. Т. 2. 7/8. С. 161–240 (4-я пагин.). (Продолжение) —161— 1884 г. Давний мой знакомый Помпей Николаевич Батюшков 2224 обратился ко мне с кратким письмом следующего содержания: „Пользуюсь дозволением напомнить Вам письменно о покорнейшей моей просьбе к Преосвященному Орловскому 2225 , касательно желания престарелой тетушки моей, Анны Ивановны Киреевской, которая желала бы видеть церковь (Болховского у. Писканицы), где похоронен прах её отца, деда моей жены, – самостоятельною. Помогите, Владыко, вашим словом, чрез что утешите 85 л. старуху, истинно обяжете меня и жену“. Это подало мне повод писать к Преосвященному Орловскому Симеону. И вот что я писал Его Преосвященству от 5-го числа: „Обращаюсь к Вашему Преосвященству с следующею просьбою. П.Н. Батюшков просит моего ходатайства пред Вами за свою тетушку, 85-тилетнюю старицу А.И. Киреевскую, которая желает восстановить в своем бывшем имении самостоятельный причт при церкви села Писканицы Болховского уезда. Об этом производится уже, как он говорил, по вашей консистории дело. Если можно, не откажите в удовлетворении просьбы благочестивой старицы. Дела о восстановлении приходов ныне легко проходят в Синоде. Во всяком случай, потрудитесь написать мне, какой я должен дать ответ по этому делу г. Батюшкову“. 7-го ч. писал я в г. Осташков игумении Знаменского монастыря Ольге: „Возвращаю Вам письмо графа В. И. Капниста, я виделся с графом, и не раз. Он подал в Синод прошение об учреждении монастыря при его имении. Прошение это послано Преосвященному Полтавскому 2226 на его заключение. Со стороны Св. Синода, вероятно, затруднения никакого не будет. Граф в свое время будет Вам писать и просить вашего участия в устроении монастыря. Если Вы найдете это с своей стороны возможным, пишите мне тогда и представьте свои соображения“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«…Не опасаюсь что вы не с миром примете меня, хотя и дошел до меня упрек, одетый в смирение, если-ли не в скромную иронию. Ибо слово: «не смею» есть чуждая одежда для мысли: не следуете писать не отвечающему. Как быто то ни было приемлю и ни что-же вопреки глаголю. Осудите меня и помилуйте. Уменьшите мне лет, и прибавте сил: может быть и буду исправен, чего впрочем никогда не достигал, всегда видя, что от меня требуется более, нежели успеваю, могу и умею» 73 . 22-го ч. писал мне преосвящ. Леонид: «Если ваше преосвященство служить сегодня не изволите, то благословите чтобы ваш перводиакон служил со мною: мой захворал. Как здоровье ваше? Сегодня надобно прибыть на Троицкое на четверть часа ранее». 22-е число – это была пятница 5-й недели Великого поста, когда вечером под субботу читается обыкновенно акафист Божией Матери. По вторникам и пятницам каждую неделю у нас были доклады митрополиту с 5-ти часов вечера. На этот раз требовалось чтобы ранее за четверть часа приехали мы на Троицкое подворье, дабы успеть к 6-ти часам, когда обыкновенно начинался благовест ко всенощной службе, окончить наш доклад. 24-го ч. получил я от А. Б. Нейдгарт записку следующего содержания: «Вот завтра день святого Благовещения и я берусь за перо, чтобы напомнить вашему преосвященству и просьбу мою и обещание ваше исполнить ее. Я просила вас в самый день Благовещения, заказав для меня побольше обыкновенной просфоры, вынуть часть из нее за мое здоровье. Не знаю, где будете вы служить, но в соборе-ли или в Петровском монастыре, вспомните в молитвах своих обо мне, и во время Херувимской песни выньте сами часть за меня. Не правда-ли что вы исполните желание мое? – Вы тем очень утешите искренно вам преданную». Благочестивая старица Нейдгарт имела по чему-то особенную веру в Благовещенские просфоры. Того же 24-го ч. писал мне Петербурга директор духовно-учебного управления при Св. Синоде князь С. Н. Урусов: «Получив при письме от 16-го текущего марта экземпляр изданной вашим преосвященством книги «Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» – имею честь принести вам глубочайшую признательность за доставление сего замечательного издания».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010