В 1839 году вышло в свет «Дополнение к доказательству о древности трехперстного сложения». В этой книге, написанной с целью убедить раскольников в ложности усвоенного ими двухперстного сложения креста, происхождение этого обычая объяснялось следующим образом: «Двухперстное сложение признано св. церковию за армянское предание, а как известно, что армяне такие же еретики, как и ариане: как Арий, научающу его сатане, дерзнул раздирати Божество Сына Божия, нарицая Спасителя нашего Иисуса Христа тварью, а не Творцем, и тем равночинность Лиц Св. Троицы первый он начал раздирать и, подобно волку, словесных Христовых овец возмущать, так и армяне Св. Троицу не православно исповедуют и в противность св. христианской церкви, не только в сложении перстном вместо трех молются двумя, чему и расколоучители последуют, но и в изображении на себе креста, также и в Трисвятом со св. церковию не согласуются, как и старообрядцы в Аллилуйя. Православные христиане в Великую Субботу в память страдания Христова и погребения постятся, равно и в неделю мытаря и фарисея св. отцы установили во все дни, т. е. и в среду и в пяток мирянам исти мясо, сыр и яйца, а армяне, в противность св. церкви определили пост, называемый Арцивуриев, каковый законоположил исполнять им Сергий – ересеначальник армянский в честь любимого своего пса, именуемого арцивурием. Безумный Арий вселенским первым св. собором от церкви христианской извержен и с единомышленниками своими предан анафеме, и именуются они до сего дни проклятыми, а армяне за мерзские свои нововведения и за сопротивление Христовой церкви называются проклятыми» 1 . Тогдашний армянский католикос Иоаннес, прочитавши такие странные сведения о своей церкви в книге, имевшей, по-видимому, официальный характер, счел своим долгом поднять свой голос в ее защиту, и, в прошении, представленном на Высочайшее Имя от 31-го июля 1841 года, доказывая несправедливость сведений об армянской церкви, заяввленных в упомянутой книге, всеподданнейше испрашивал Высочайшего повеления «не печатать книг или статей, касающихся Армяно-Григорианского исповедания, без предварительного сношения о том с высшим духовным сего исповедания начальством и получении от оного о печатаемом точных сведений и пояснений, или вменить в обязанность русской цензуре не выпускать сочинений в самых сокровенных и заветных чувствах, каковы чувства религии, безвинно оскорбляющих народ, имеющий счастие в продолжение более столетия постоянною преданностию обращать на себя милостивое внимание августейших венценосцев России» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

В две церкви, соборную холодную и другую, тёплую с востока ведёт крыльцо или всход Византийско-готического стиля. Соединённая с всходом крытая паперть окружает южную и западную стены собора. Здесь встречают вас поучительные напоминания из истории древней Философии, Церкви и Отечества, как бы предуготовляющие к вступлению в святилище. По обе стороны каменной лестницы, в этом преддверии, на простенках видите изображения мудрецов из области Эллинской Древности 34 , намекавших на истины божественного Откровения, и поэтому ещё с первых веков Христианства заслуживших себе доступ в катакомбы и храмовые притворы; здесь на правой стороне: Орфей, Омир, Солон, Платон и Птоломей, а на левой: Ермий , Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродиан. «Таким изображением, – замечает Митрополит Филарет, – отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней Христианского храма» 35 . На сводах и стенах всхода написаны таинственные видения из VI и XIX глав Апокалипсиса, которые Г. Шнитцлер почёл за сражения Русских с Татарами 36 . В арке изображены: Св. благоверные Князья Феодор Ярославский с чадами своими Давидом и Константином, св. Михаил Черниговский с боярином Феодором. В простенках паперти стенопись представляет насаждение и постепенное развитие в России Христианской веры: 1) Водружение креста на Киевских горах св. Андреем Первозванным; 2) Удостоверение Оскольда и Дира в святости Христианского учения чудом от Евангелия, поверженного Греческим Епископом Михаилом в огонь и оставшегося нетленным; 3) Крещение Великой Княгини Ольги в Царьграде; 4) Принесение к В. К. Владимиру I Греческим философом иконы Страшного суда; 5) Предложение Греческой Царевне Анне вступить в брак с Владимиром I; 6) Просвещение св. купелью в Корсуне Великого Князя Владимира и прозрение его; 7) Общее крещение в Киеве; 8) Учение книжное при Владимире I; 9) Бракосочетание его с Греческою Царевною. В простенках изображён возле Св. Андрея Первозванного Максим Грек , учитель и сострадалец Новоспасского Архимандрита Саввы Святогорца. На южной стене храма написаны семь Вселенских Соборов, а на коробовом своде и его пазухах родословное древо Государей Российских, просвещённых Христианскою верою: все они написаны масляными красками во весь рост, в уменьшенном против натуры виде и с венцами вокруг главы. Великая Княгиня Ольга и внук её Владимир I поливают из алавастров (сосудов) корень сего Царственного древа, насаждённого в купели; а последнею отраслью Рюрикова поколения, Царём Иоанном IV и сыновьями его Феодором и Димитрием оканчивается сие благословенное древо перед входом в собор 37 , как бы в напоминание, что Государи Российские, вступив первые в Царство благодати, вводили в него и свой народ, озаряя его светом Евангельского учения. Державная эта скрижаль простирается по сводам на семнадцать аршин; далее следуют родословие Царей Израильских и лики Пророков, а на западной стене Страшный Суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке 8, 15­–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-bepcuя.   26 мая 2023 г. 16:00 В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.   PDF-bepcuя. Арман Акопян 23 мая 2023 г. 16:30 В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2023/5/

Глава 19. Христианский Запад после Великого разделения (краткий обзор) Усиление власти Римского Папы. XI век ознаменовался не только Великим разделением греко-православного Востока и римо-католического Запада, но и усилением власти Римского Папы в Западной Церкви. Решающую роль в этом сыграл Папа Григорий VII (Гильдебранд) (его понтификат (правление) продолжался с 1073 по 1085г.). Он провел церковную реформу, имеющую целью поднятие авторитета духовенства в обществе, усиление роли монашества в церковной жизни, а главное – достижения Церковью полной независимости от светских государей. До этого авторитет Римского Папы признавался главным образом в вопросах вероучения и церковной дисциплины. Что касается епископов, то они были прежде всего государственными служащими, исполнявшими в том числе и чисто светские обязанности, например, судей, сборщиков налогов и даже правителей областей. Это было связано с тем, что их избрание и назначение зависело от воли императора или же того или иного короля. Папа мог только следить за их правоверием. По замыслу же Григория VII, архиепископы, епископы, аббаты (настоятели крупных монастырей) и вообще все духовенство должны были стать людьми Папы, полностью независимыми от светских государей. Он смог добиться этого, лишив императора Священной Римской (Германской) Империи Генриха IV права назначать и наделять властью епископов и аббатов в пределах его государства. Последний стал этому противиться, даже начал военные действия против Папы. Григорий VII отлучил его от Церкви, и в конечном итоге император вынужден был покориться Папе и испросить у него прощение в местечке Каносса на севере Италии. Таким образом, Папа Григорий VII, будучи государем в Риме и прилегающей области, возвысился над прочими государями Западной Европы в церковном отношении, доказав им, что он не зря носит титул «Наместника Христа»христианской древности этот титул усваивался каждому епископу). Однако это в дальнейшем не избавило Пап от трудностей политического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава IV Иерусалим. Вопросы по истории храма Гроба Господня. Разбор древних свидетельств о храме от Евсевия до крестоносцев; предположения, извлекаемые из древних текстов, по вопросу о Константиновой базилике Св. Гроба. Пропилеи базилики. Детали северного нефа и церкви Св. Елены. Обозрение развалин древних храмов Иерусалима и капителей, сохранившихся в Омаровой мечети, мечети Эль-Акса, Давидова места и Золотых ворот, храмов: Св. Анны, Стефана, Элеонских сооружений. Капители церкви Рождества Христова в Вифлееме. Монастыри Св. Саввы и Св. Креста Весьма естественно, если главным предметом научного изучения в Иерусалиме является храм Св. Гроба: превысшее значение самой святыни, сложные исторические судьбы ее зданий, древность их происхождения, и самая загадочность их остатков, все это приковывает внимание, увлекает любознательность историка. А в той специальной задаче, которая была предложена для экспедиции Православного Палестинского Общества, этот памятник играет роль заглавия, источника, основной, и конечной цели исследования; в самом деле, храм Св. Гроба не только главная святыня, но и главный, исконный памятник христианства, важный не для одной Палестины, и только потому, что мы доселе не в силах даже мысленно восстановить его облик, этот памятник еще не поставлен в главу всей истории восточно-христианского и древнехристианского искусства. На протяжении всей истории христианского искусства основным ее пунктом является вопрос о форме храмового здания, его богослужебном распределении, постепенном развитии отдельных его частей, их влиянии на художественную форму целого здания, словом, история сложения и развития храмовой идеи, и способов ее выражения во внешней форме. В этой истории, построение Константином базилики над Гробом Господним составляет первое, основное и исходное положение, и от его понимания многое должно выясниться. Но, чтобы на деле представить, как слагаются по этому пункту самые задачи научного исследования, мы должны начать с анализа древних текстов, говорящих нам о знаменитом храме. Только, выработав себе определенный, хотя смутный в деталях, образ прошедшего, мы можем приступить к изучению его скудных остатков и вопрошать их о древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Глава VIII. О священных одеждах и происхождении их Священными одеждами называются те облачения, в которые священнослужители облекаются во время Богослужения и которые чрез богослужебное употребление свое делаются священными; для отличия же от обыкновенных одежд, они имеют определенную форму, качество материи и изображение креста. Древность происхождения священных одежд ученые относят то к 4-му веку, 1223 то к 6-му; 1224 мы же на этот вопрос должны сказать, что если бы о существовании священных одежд и не было свидетельств; то и в таком случае существование их мы должны были бы признать на основании тесной связи христиан с иудейством и аналогии древних языческих религий. Но с конца 3-го и начала 4-го веков священные одежды употребляются священнослужителями открыто и отличаются от обыкновенных одежд некоторого рода роскошью. Поэтому нет сомнения, что предписание Ветхого завета, повелевающее первосвященнику – Аарону и священникам – сыновьям его надевать при Богослужении особенные, нарочитые одежды, как украшение их, и вместе, как символ священнического достоинства и отличия от всех прочих сынов Израиля, 1225 и употребление особенных одежд жрецами Греческого и Римского культа, если не служили образцом для христианской церкви в 1-е века её распространения; то имели влияние на их употребление по различию степеней клира и тем самым служили противовесом для слабых в вере христианской и увлекающихся пышностью языческого культа. Все эти соображения получают больнее значение, если обратим внимание на следующие пункты: Если в Новом завете нет ясных следов существования одежд, употребляемых священными лицами и клириками при Богослужении, и если из послания Апостола Павла к Тимофею 1226 нельзя выводить заключения о существовании фелони, где сказано: фелонь, его же оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя; то всё-таки в древности было распространено предание об известных знаках Апостольского достоинства. Сюда относится рассказ Егезиппа, 1227 отца 2-го века, об особенной льняной одежде (срачице, подряснике) Апостола Иакова и его золотой повязке, которую он надевал на лоб, по примеру Иудейского первосвященника, об одежде Иоанна и Марка, о роскошной одежде, похожей на нашу нынешнюю фелонь Варфоломея.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Глава вторая. Песненные часы Преемственная связь службы дневных часов с ветхозаветным общественным и частным богослужением естественно предполагает и заимствование основных элементов часовой службы у древних евреев. В действительности так и было. 1. Древность песненных часов Ветхозаветное богослужение, за выключением жертвоприношений, состояло из молитв, псалмопения и чтения св. Писания. Эти же части всегда входили и в состав христианского богослужения. Молитвы ( Деян. 1:24; 2:1; 4:31; 12:12 ) вместе с пением псалмов ( 1Кор. 11:20; 14:26 ) и чтением св. Писания ( Колос. 4:16 ) употреблялись уже при апостолах. Но в христианском богослужении эти ветхозаветные формы наполнялись новозаветным содержанием и всецело были проникнуты благодатным духом учения Христова. – Молитвы, псалмопение и чтение постоянно чередовались между собою, и в этом состоял древнейший чин христианского богослужения. Так именно было при Тертуллиане . «Более усердные в молении, – говорит он, – обычно к молитвам присоединяют Аллилуиа и псалмы таким образом, чтобы заключительными словами их могли отвечать присутствующие» 52 . Уже и в этом простом иудео-христианском строе богослужения можно различать существенные элементы известного в литургической науке «песненного последования» (σματικ κολουϑα), которое было в употреблении на православном Востоке, по крайней мере, до XIII века 53 . Песненный тип часов сохранился до настоящего времени в древних Типиконах 54 и Евхологиях 55 . Отражение этого строя заметно отчасти и в чине нынешних часов. Все службы песненного строя характеризуются, главным образом, двумя существенными признаками: во-первых, обычным чередованием трех начальных псалмов – антифонов с таким же числом молитв и, во-вторых, преобладанием певческого исполнения 56 . Из менее важных признаков следует отметить произнесение ектений и чтение молитв отпуста и главопреклонения. Эти особенности, свойственные до некоторой степени еще ветхозаветному богослужению, были издревле присущи и богослужению христианскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов О том, как в древнехристианском мире праздновалось Богоявление, рассказывает заведующий Греко-латинским кабинетом при Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов) 21.01.2008 239 Время на чтение 11 минут Православные христиане всего мира с благоговением празднуют двунадесятые праздники. Литургическая жизнь Церкви неотделима от жизни всех, кто является членом Церкви, Тела Христова. Суть ее со времен Христа Спасителя остается неизменной, а многообразные формы ее могут складываться, совершенствоваться, достигать законченности и полноты. Так и в истории двунадесятых праздников. Мы не мыслим своей жизни без них, без включенности ее в год церковный, и нам кажется, что так было всегда. Трудно даже представить, что Сретение Господне стало праздноваться только при императоре Юстиниане (начиная с сер. VI в.), а Успение Божией Матери - со времени царствования императора Маврикия (с кон. VI в.). В X в. афонские монахи недоумевали, стоит ли им принимать недавно установленный Успенский пост, и константинопольский патриарх Николай Мистик вынужден был подтвердить его в своем сочинениии " О посте " . Однако не только для Руси, но, пожалуй, и для всего христианского мира события I тысячелетия освящены авторитетом глубокой древности, круг праздников, сложившийся тогда, стал своеобразным непреложным каноном, нарушение которого по-справедливости считается грехом, а соблюдение - добродетелью. Наша маленькая заметка посвящена двум праздникам - Рождеству Христову и Крещению Господню. Почему именно им? В преддверии и в самый день праздника Крещения вопрос этот представляется излишним. Как будет видно, праздник Крещения Господня всегда был и остается поныне теснейшим образом связан с праздником Рождества. Прп. Никита Стифат (?? в.), повторяя мысли более древних отцов, писал в своих полемических словах о том, что Христос рождается как человек и крестится как Бог; и наоборот, рождается как Бог и крестится как человек. Под видом внешней антиномии и противоречия в этом высказывании скрывается диалектический принцип православного богословия, рационального и иррационального одновременно, - указывающий на тайну Богочеловека Христа, единого по ипостаси в двух природах Божества и человечества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть «Пост – необходимое делание нашей христианской жизни» Проповедь в неделю преподобного Иоанна Лествичника 14.04.2024 5 Время на чтение 4 минуты Фото: russianicon.com Жизнь – удивительная вещь. При всей ее внешней простоте, она поистине многогранна и неповторима. Каждая человеческая судьба тому подтверждение. Жизнь нельзя разложить на формулы, нельзя просчитать. Она иррациональна, и не доступна нашему пониманию. Потому, что мы видим только какой-то один её отрезок, и только Богу доступно полное видение. В противном случае, как объяснить то, как в одном человеке может уживаться как хорошее, так и плохое начало? Порой, жизнь преподносит нам чудеса, заставляя нас задуматься об итогах. Жизнь константинопольского вельможи Ксенофонта была похожа на сказку. Это был весьма богатый и уважаемый человек. Его знали не только в столице, но и во всей империи. Он состоял в переписке с учеными людьми, и ректорами известнейших учебных заведений. Его супруга – Мария, разделяла интересы своего мужа. Поэтому, не стоит удивляться тому, что два их сына – Иоанн и Георгий, рожденные в середине VI века, получили сначала прекрасное домашнее образование, а затем по настоянию отца отправились изучать юриспруденцию в город Верит (современный Бейрут в Ливане). Для современного человека название этого города ничего не скажет, а вот в древности – это был центр юридической науки всей Римской империи. Как для нас русских самым сильными юридическими Вузами являются юридический факультет МГУ или Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина. Или как для людей Запада юридические факультеты Гарвардского или Оксфордского университетов. Вот чем была юридическая школа Верита для древних. Сыновья окончили курс вышеназванного учебного заведения, но вместо того, чтобы вернуться домой и начать строить карьеру, вдруг решили принять монашество. Они отправили письмо своим родителям, где сообщали о своем жизненном выборе. И вот мы с вами встречаем Иоанна в числе иноков знаменитого Синайского монастыря, что находится в Палестине. Ему едва исполнилось 16 лет. Иоанн скрыл от монастырского начальства свое истинное происхождение и поступил учеником к старцу Мартирию. Но Бог открыл Мартирию правду об Иоанне. И старец проникся уважением к юноше и его нелегкому выбору. Он научил его искусству тихой молитвы и терпению. Девятнадцать лет Иоанн находился в обучении у старца до его блаженной кончины. И после его похорон решил попробовать уединенное монашеское делание в скиту.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/po...

И у нас, братие, есть уставы, которыми определяется образ выражения нашей веры и наших стремлений к христианскому совершенству. Эти уставы завещаны нам глубокою древностью и утверждены для нас Церковью . Как известно, предки наши отличались ревностью о хранении их, и земля наша некогда именовалась за это святою. Но нам, потомкам, приходится быть свидетелями того, как с каждым годом слабеет эта ревность. Ныне в среде православного народа русского усиленно распространяются учения, имеющие своей целью отвергнуть всю внешнюю сторону христианского благочестия, и эти учения находят одобрение и встречают сочувствие у многих. В последние годы образовались у нас даже целые общества, которые открыто заявляют о своем отрицании церковных уставов и во имя этого отрицания отделяются от церковного единства. Сознаемся, что и многие из нас, – конечно считающих себя членами Православной Церкви, – на деле давно уже перестали исполнять с должным вниманием ее уставы. Церковные празднества превратились у нас в дни мирского веселия; посты сделались лишь только напоминанием об известных периодах времени; общественное богослужение, почти не посещаемое одними, стало безжизненной формой и мертвым обрядом для других… Приходится слышать даже о том, что в некоторых кругах нашего общества считается непринятым совершать крестное знамение, класть земные поклоны и участвовать в тех или иных священнодействиях… Как видно, церковные уставы о внешнем благочестии представляются ныне уже излишним стеснением, неудобоносимым тяжелым игом, и, слыша напоминание о них, мы готовы сказать: жестоко есть слово сие, и что может его послушати ( Ин. 6:60 ). Иные же пытаются даже отвергать эти уставы во имя некоей высшей праведности христианской. Предписываемые Церковью дела внешнего благочестия им кажутся слишком малыми и потому недостойными их внимания. Они готовы обратиться к Церкви со словом древних нечестивцев, с насмешкой говоривших некогда пророку: «кого хочет он учить ведению и кого вразумлять проповедью? Отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо все заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного» ( Ис. 28:9–10 )… Сущность благочестия христианского, рассуждают они, заключается в настроении, в наших мыслях и чувствах, – и современному человеку должно предоставить полную свободу в проявлении этих чувств: он вырос из тех рамок, которые определены для него церковными уставами, и последние должны быть приведены в согласие с порядками теперешней жизни… Быть может, мы, стоящие здесь, не утвердились в этих мыслях; но, без сомнения, нередко они приходят каждому из нас, и немало ослабляют наше усердие к хранению церковных уставов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010