Книги в христианской древности Книги в христианской древности . Книжное дело в христианской древности стояло, конечно, иначе, чем теперь; особенности его могут быть рассмотрены по следующим пунктам: 1) внешняя сторона книжного дела (материал, орудия письма, переписчики, распространение книг, библиотеки и утрата книг); 2) авторство; 3) критика и отношение публики к писателям. I) В качестве материала для манускриптов в христианской древности употреблялись исключительно папирусная бумага, приготовлявшаяся на фабриках из египетского растения „папирус“, и пергамент, выделывавшийся из кожи и получивший свое название от города Пергама, где был изобретен этого рода писчий материал. Папирус отличался своей сравнительной дешевизной и был в большем употреблении, чем пергамент. Последний по своей прочности более подходил для книг Свящ. Писания и книг богослужебных, назначенных для ежедневного употребления. Евсевий кесарийский свидетельствует (Жизнь Конст. 4, 36–37), что император Константин великий , захотев одарить вновь устроенные храмы Константинополя, поручил ему написать на пергаменте – 50 томов с „избранными“ (в богослужебных целях) местами из Свящ. Писания. Так как в те времена книгопечатанье не было известно, то книги писались от руки. Орудием для письма была пористая трость (calamus), расщеплявшаяся на конце. Древнехристианские писатели упоминают в качестве писчего инструмента и грифель, или стиль (stylus), но или не точно (вместо „calamus“), или не в собственном смысле (vertere stylum имело специальное значенье „исправлять написанное“: ср. Иеронима Творения, т. II, стр. 49, 277): дело в том, что стилем, который представлял собою палочку с одним концом заостренным и другим тупым, можно было писать только на вощеной дощечке; а последняя употреблялась исключительно в школе и еще в качестве записной книжки. Что касается чернил, которыми писали на папирусе и пергаменте, то они приготовлялись из смолы и сажи, или из так называемой чернильной рыбы (sepia); употреблялись для письма и другие красящие вещества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Ф.А. Арсеньев История зырянского народа Отсутствие исторических материалов о зырянах. Территория, занимаемая ими в древности. Некоторые филологическая сказания о зырянах. Город Гольмгард. Влияние Москвы на колонизацию Севера. Быт зырян в древности. Языческий пх культ. Жрецы. Понятие о высшем божестве. Св. Стефан Пермский. Подвиги его, в просвещении зырян Христианскою религиею. Борьба с идолопоклонством и торжество истинной веры. Зыряне, числом около 160 т. обоего пола, живут оседло в северовосточных уездах губерний: Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской. Как народ, не ознаменовавший своего существования никакими историческими памятниками, не игравший роли в успехах культуры и наследовавший от предков грубые нравы, вековые предрассудки и мирную беспечность невежества, зыряне не имели историка и летописца. Даже в памяти Зырян не сохранилось каких-либо ясных преданий, которыми бы можно было восполнить недостаток исторических сказаний об этом народе. К какому племени принадлежат зыряне, где обитали прежде, как велико было занимаемое ими пространство, когда они выступили на сцену истории, вернее когда они стали известны как зыряне, каково было их общественное устройство, какия они имели религиозные верования? – все эти вопросы не находят положительных ответов и разрешаются лишь догадками и предположениями. Зырян, по современному счислению, не много; народ этот, стало быть, не многочисленный хотя и разбросан он на обширном пространстве; но не таковы были зыряне в древности. Тогда они заселяли громадное пространство, весь север России и северо-запад Сибири. Так сначала обширно было это ныне угасающее племя. Многочисленные, чисто зырянские названия тамошних местностей, рек, озер, деревень подтверждают, что в отдаленные времена Зырянские поселения были рассеяны по всему северу от Колы до восточных границ Сибири. Отсюда весьма естественно предположение, что в древности зыряне составляли многочисленный народ, принадлежа к громадному племени, разделившемуся впоследствии, по причине внутренних смут, различных неблагоприятных исторических и климатических условий, на множество мелких народностей, населяющих теперь наш север.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ I. Харизматические учителя первенствующей Церкви I и II веков II. Взаимоотношение епископа и диакона в глубокой древности III. Пресвитеры во времена глубокой древности IV. «Нижние чины» клира в древности ОТДЕЛ ВТОРОЙ I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках II. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV-VIII веках III. Епископия и епископское управление церковью IV. Митрополическая система церковного управления во II и III веках и ее происхождение V. Происхождение и характеристика древнейших соборов VI. Патриаршая система церковного управления и ее происхождение VII. Историческое развитие иерархического римского приматства ОТДЕЛ ТРЕТИЙ I. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его во II и III веках II. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его от IV до IX века III. Нравственное состояние духовенства во II и III веках V. Материальное состояние духовенства во II и III веках ПРИЛОЖЕНИЯ I. Вселенские миссионеры II христианского века и их преемники II. Происхождение актов Вселенских Соборов     А. П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Имя профессора церковной истории Алексея Петровича Лебедева достаточно хорошо известно не только специалистам по византийской истории. На рубеже XIX и XX веков его труды по церковной истории Восточной церкви были широко известны за стенами Московской Духовной Академии и Московского Университета, где он преподавал. Собрание сочинений ученого (10 томов) переиздавалось два раза, а некоторые его работы выдержали даже три издания. 1 « Но в то же время не существует творческой биографии А. П. Лебедева , поскольку 12-й том сочинений, где профессор думал поместить свою автобиографию, так и не вышел. 2 Поэтому мы хотели бы в этой статье наметить основные моменты его жизни и деятельности как преподавателя церковной истории, а также его место в современной ему церковно-исторической науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/du...

издательство П.П. Сойкина Абиссиния Абиссиния или Эфиопия – страна, занимающая восточную часть Африки, так называемое абиссинское плоскогорье, прилегающее к Красному или Чермному морю и тянущееся параллельно Аравии. Страна эта в настоящее время составляет абиссинское государство, образовавшееся из нескольких мелких областей в середине XIX ст. Наименование Абиссиния древне- аравийского происхождения и по-арабски значит «сброд». Тем же именем называют страну и европейцы. Наименование Эфиопия – греческое (Αθιοπα) и означает страну людей с пылающими или обожженными лицами (от αθω – сжигать). В качестве национального и государственная имени Абиссинии это наименование усвоено было самими абиссинцами со времени принятия ими христианства в (в IV в.). В древности же термин «Эфиопия» не имел строго определенного географического значения. Под ним разумелись вообще все страны в юго-западной Азии и в Африке, где жили смуглые народы – эфиопляне, при чем африканской Эфиопией назывались то внутренняя Африка вообще, то страны по юго-западному берегу Африки при Атлантическом океане, то страны на юг от Египта – современные Нубия и Абиссиния. Равным образом, и Библия указывает Эфиопию, или по-еврейски землю «Куш», азиатскую – в Аравии или в сопредельности с нею ( Исх. 3, 1 ; Числ. 12, 1; 2 Парал. 21,16) – и африканскую (2 Парал. 12, 3; Псал. 67, 20 ; Исаии 20, 3 – 5; Иерем. 46, 9 и др.). Из Библии и заимствовали ново-просвещенные абиссинцы это наименование, возможно, с целью указать себя в Св. Писании. Впрочем, предполагают причину этой замены наименования и в неприятном, пренебрежительном значении слова Абиссиния. Население Абиссинии в древности составляли потомки Хама – кушиты, переселившиеся сюда из Азии, но когда и каким путем – неизвестно. В древности же постепенно стали переселяться сюда из Аравии семиты, которые, смешиваясь с туземцами, оказали громадное влияние и давление на культуру и язык первоначальных обитателей страны. Следы кушитского наречия сохранились теперь только у некоторых абиссинских народностей (у «агавов» и «фалаша»), а три главных языка страны – так назыв. эфиопский или «геез», тиграйский и амхарский – семитического корня, хотя последние два носят следы сильного хамитского влияния. «Геез» – мертвый теперь язык, язык богослужебный и отчасти литературный, и владеют им лишь духовенство и образованные лица. Государственным же языком и литературным является амкарское наречье. – Количество населения Абиссинии исчисляется до 4 ½ милл., хотя некоторые насчитывают до 15 милл. Господствующая религия – христианская, в форме монофизитства; католичество, имевшее было успех в XVII в., затем подверглось гонению и доселе стеснено в свободе пропаганды; протестантская миссия (с 1830 г.) успехом не пользуется; хамитское племя «фалаша», считающее себя потомками левитов, исповедуют иудейство; в пограничных местностях имеет успех ислам ; есть и языческие племена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

с 78 рисунками в тексте и 72 отдельными таблицами Содержание Введение Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Приложение Отдельные таблицы     Введение Отношения палестинской археологии к общей истории искусства. Оригинальные стороны древностей Сирии в архитектуре, орнаментике, тканях. Постановка вопроса об источниках христианского искусства в сочинении проф. И. Стрыговского: «Orient und Rom». Новооткрытая крестовая базилика в Херсонесе Таврическом. Результаты разбора «эллинистических» основ христианского искусства в книге проф. Д.В. Айналова. Трактат о римской художественной промышленности А. Ригля. Взгляд на древности христианского Востока в IV столетии и значение памятников Палестины в истории образования христианского храма. Вопрос о формах аканфа в греко-восточном христианском искусстве. Связи греко-восточной иконографии с Палестиной Палестинская археология, как и всякая специальная область местных «древностей», т. е. вещественных памятников известной страны, должна разрабатываться по методам общей науки истории искусства, если она желает искать положительно знания. В частности, христианская археология Святой Земли тем теснее должна быть связана теперь с общей наукой истории древнехристианского искусства, чем боле до сих пор обе эти среды были разобщены. Волею судеб, христианский Восток был еще недавно, не более 40 лет назад, закрыт для исследования, и потому именно в то время, когда Рим, благодаря своим катакомбам, и рвению римско-католических богословов, стал, исходным пунктом и всею областью древнехристианской археологии, достигшей затем глубоких, научных результатов, то христианские святыни Востока оставались вне этого научного исследования. Но живое движение, охватившее, в последние тридцать лет, многочисленные ученые Палестинские Общества, и между ними стоящее на видном месте Православное Палестинское Общество, передалось и науке палестинских древностей, вызвав ряд исследований, раскопок, монументальных изданий и экспедиций. С того времени древности Палестины уже в течение периода целого поколения служат предметом самостоятельных работ, а способы и приемы этого изучения усвояются из общей истории искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Раздел 5. Рецензии и библиография Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX – XIV веках. Погребальный обряд и христианские древности. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 270 с.: ил. В петербургской серии Archacologica Pctropolitana, издаваемой Институтом истории материальной культуры РАН, вышла в свет весьма ценная, на наш взгляд, монография Александра Мусина, посвящённая археологическому аспекту исследования истории Русского Православия. Работа охватывает хронологические рамки IX–XIII веков и географический ареал Новгородской земли. Как отмечено в предисловии к работе (с. 7), «проведённое исследование позволило впервые собрать и проанализировать весь корпус предметов личного благочестия IX–XIV веков из погребальных памятников Древней Руси и Новгородской земли». Среди привлекаемых археологических источников наряду с предметами домашнего обихода, посудой, печатями, монетами, камнями заметное место занимают кресты, главным образом энколпионы и тельники, но также намогильные·, выносные и некоторые другие типы. Седьмая глава книги «От Рюрика к Ярославу. Христианские древности Руси IX–XI веков» и восьмая – «Христианские древности в погребальных памятниках Новгородской земли XI–XIII веков» – по существу, включают в себя самоценное ставрографическое исследование, где приведено более 130 изображений крестов и их фрагментов и несколько карт, раскрывающих географический аспект ставрографии. Автор подвергает типологическому анализу распространение нательных крестов с изображением Распятия на территории Древней Руси (отмечено 27 пунктов). Им проведены сравнительные исследования с привлечением византийского и западноевропейского материала в области форм креста, особенностей изображения Распятия и по другим признакам. Кресты играют существенную роль и в построении авторской схемы шести поколений христианских древностей Руси, прослеживаемых с X до середины XVI века. Помимо ставрографической ценности, монография А. Е. Мусина представляет несомненный интерес с точки зрения целого ряда иных научных проблем, среди которых история христианизации Русской земли, проблема столкновения языческого и христианского начал в русской культуре, традиции погребения в дохристианскую и христианскую эпоху и др. В целом автор рассматривает собственный труд как вклад в будущий Свод христианских древностей Киевской Руси, как проверку ряда методологических принципов в области историко-археологических исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В США на крупнейшем археологическом форуме обсудили исследования в области библейских и христианских древностей Этот симпозиум является одним из самых массовых и масштабных научных форумов по археологической тематике в мире ДЕНВЕР. В столице штата Колорадо прошёл пятидневный симпозиум по археологии Древнего Ближнего Востока, организованный Ассоциацией американских школ востоковедения (American Schools of Oriental Research, ASOR), сообщается на сайте ассоциации. Этот ежегодный симпозиум является одним из самых массовых и масштабных научных форумов по археологической тематике в мире. В этом году в его работе приняли участие более 1000 маститых и только начинающих археологов, историков, лингвистов, антропологов, специалистов по эпиграфике, библеистов и религиоведов из университетов и исследовательских центров США, Израиля, Ливана, Канады, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Голландии, Германии, Италии, Австралии, Болгария, Грузии, Азербайджана и других стран. Работа конференции проходила в 12 сессиях, каждая их которых состояла из 8 тематических секций. Самые многочисленные из секций по количеству выступавших и участвовавших в круглых столах – «Археология Ближнего Востока: Бронзовый и Желехный века», «Археология южного Ливана», «Археология Иордании», «Археология Анатолии», «Археология Кипра», «История археологии». Ряд секций были специально посвящены археологическим проблемам, связанным с библейскими свидетельствами, а также с историей христианства, ислама и других древних религиозных традиций древнего и раннесредневекового Ближнего Востока. На подсекции «Археология и библеистика» прозвучало несколько сообщений, сделанных известными специалистами в области изучения Еврейской Библии, археологии, истории и. письменности Древнего Израиля и иудаизма эпохи Второго Храма.

http://sedmitza.ru/text/8534184.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Сборник материалов международной конференции " Евангелие от Матфея: исторический и богословский контекст " » при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р23-306-0133 7 .         Заявитель: Московская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Библия и христианская древность. 1 (17), 2023» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Библия и христианская древность. 1 (17), 2023». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р23-306-0134 8 .         Заявитель: Ярославская духовная семинария. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Вестник Ярославской духовной семинарии 2023» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Вестник Ярославской духовной семинарии 2023». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р23-306-0135 9 .         Заявитель: ИП Токарев В. А. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Сербский Цветослов. Православный календарь на 2024 год/сост. Н. Макаревский» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Сербский Цветослов. Православный календарь на 2024 год/сост. Н. Макаревский» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р23-306-0136

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «С радостью за Христом. Псково-Печерские старцы о монашестве/сост. В. Деревягина». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-105-0093 4 .         Заявитель: ООО «Летопись». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем календаря «Небесная лествица. Поучения святых отцов о вере, Промысле Божием и цели жизни. Советы о браке, воспитании детей, отношении к Богу и ближнему. Православный календарь на 2022 год/сост. Г. П. Чинякова» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Небесная лествица. Поучения святых отцов о вере, Промысле Божием и цели жизни. Советы о браке, воспитании детей, отношении к Богу и ближнему. Православный календарь на 2022 год/сост. Г. П. Чинякова» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному календарю номер Издательского совета – ИС Р21-105-0094 5 .         Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги Е. Е. Давыдовой «Вечная радость: Христос Воскрес!» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Е. Е. Давыдовой «Вечная радость: Христос Воскрес!». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-105-0095 6 .         Заявитель: Московская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста научного журнала «Библия и христианская древность. 1 (9). 2021» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Библия и христианская древность. 1 (9). 2021».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Ранние этапы распространения христианства и истории Церкви в Древней Руси не находят достаточного отражения на страницах письменных памятников, поэтому для научного воссоздания правдивой исторической картины необходимо полноценное привлечение археологических источников. Однако до сих пор в отечественной науке не существует монографических исследований, посвященных древностям Руси как источнику изучения ее христианизации, как не существует и полной сводки этих древностей. Авторы немногочисленных работ на эту тему в основном придерживаются мнения о позднем и длительном характере христианизации Древней Руси, которая сравнительно поздно проявляет себя в археологических материалах 1 . При этом отрицается значение новой религии при переходе древнерусского общества от обряда трупосожжения к трупоположению на рубеже I-II тысячелетий, находки христианских символов в могилах рассматриваются вне связи с христианством, отрицается христианское содержание погребального обряда XI-XIII вв. на основании его отличия от погребальной практики XIX-XX вв., мало внимания уделяется сообщениям письменных источников о распространении христианства в Древней Руси до 988 г., исследования проводятся без учета европейской и византийской христианской традиции, причем данные церковного Предания, представленные каноническими памятниками и литургическими текстами, практически игнорируются. До недавнего времени исследования, посвященные христианству в Древней Руси, ограничивались определенными идеологическими рамками. Все это наложило свой отпечаток как на научную методологию, так и на выводы исследований. В настоящее время оказалось возможным не только обобщить имеющиеся археологические свидетельства распространения христианства на Руси и сопоставить их с данными письменных источников, но и предложить ряд конкретных решений культурно-исторических проблем, в том числе в области методологии историко-археологических исследований. Одной из главных задач нашего исследования была оценка надежности данных об эволюции погребального обряда в Древней Руси и о происходящих из погребений христианских древностей как свидетельств христианизации древнерусского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010