С. Подъяпольский относит к начальному периоду управления М. Новгородской епархией ( Подъяпольский С. С. Историко-архит. исследования: Ст. и мат-лы. М., 2006. С. 191). А. Л. Баталов, отметив новгородские черты памятника, датирует строительство собора 50-ми гг. XVI в. ( Баталов А. Л. О времени создания собора Рождества Богородицы Лужецкого мон-ря в Можайске//ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 101-111). Очевидно, благодаря покровительству М. в Лужецком мон-ре были воздвигнуты также ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с трапезной и храм во имя прп. Иоанна Лествичника над погребением основателя обители прп. Ферапонта ; можно говорить, «что весь монастырский ансамбль… сложился под патронатом святителя» М. (Там же. С. 111). В 1561 г. 1-м архимандритом в Русской Церкви был определен настоятель Троице-Сергиева монастыря (ПСРЛ. Т. 13. С. 331; Т. 29. С. 290). Как Новгородский, а впосл. всероссийский архиерей, М. имел общение со мн. св. подвижниками, которые позднее были прославлены Русской Церковью. В Новгороде к М. обращался миссионер прп. Трифон Печенгский († 1583), в 30-х гг. XVI в. к М. «ради икон в новопоставленую церковь и иных ради потребных» ( Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца. М., 1908. С. 58) из Переславля-Залесского приходил боровский постриженик прп. Даниил Переславский († 1540), с которым М. познакомился, вероятно, еще в Пафнутиевом мон-ре в кон. XV в. В Житии прмч. Корнилия Псково-Печерского († 1570) не говорится, какой из Новгородских архиереев его рукоположил, но хронологически это должен был быть М. Прп. Александр Свирский († 1533), который был прославлен Собором 1547 г. при жизни М., перед своей кончиной составил адресованную М. духовную грамоту, завещая свой монастырь его попечению (АИ. Т. 1. 135. С. 195-196). Будучи Новгородским архиепископом, М. давал вклады в Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь ( Греков Б. Д. Избр. тр. М., 1960. Т. 4. С. 169). Игум. Иродион позднее описал видение в Свирском мон-ре одновременно посетивших обитель уже скончавшегося прп.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

К моменту Великого освящения, храм, за исключением алтаря, еще не был расписан. Боковые клиросы и весь периметр солеи были украшены металлической оградкой. После великого освящения работы по реставрации и украшению храма продолжались. Так, в 1996 г. иконостас храма был украшен декоративной деревянной резьбой, котораябыла выполнена трудами студентов (Ермоловым, Шаховым, Шишовым) МДА и попечением ныне покойного инспектора Академии архимандрита Сергия (Соколова). Роспись основного объема храма в технике сухой фрески была осуществлена в 1994-1997 г.г. студентами Иконописной школы. Все росписи, как и сам храм, выполнены в русском стиле. Работы по написанию икон в иконостас были окончены к 1997 г. В 1995 г. престол был покрыт металлическою индитиею. В 1999 г. прежние оконные рамы, пришедшие в полную ветхость, были заменены новыми дубовыми, выполненными на заказ в Москве. В 1996 г. в храме прп. Иоанна Лествичника проходили торжества по случаю исполнения 100 лет со дня постройки и освящения первого храма. 24 ноября ректором Академии епископом Верейским Евгением (Решетниковым) было отслужено Всенощное бдение. На Божественную литургию по случаю торжеств в Академию прибыл Управляющий делами Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин). По окончании Божественной литургии архиепископ Сергий огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия II. Божьим Промыслом и человеческим усилиям стоит ныне и красуется Семинарский храм во имя преподобного Иоанна Лествичника. Тысячи студентов Московской духовной академии, семинарии, Иконописной и Регентской школ проходили и будут проходить здесь свое духовное становление и обучение. Тысячи слов и молитв, тысячи гимнов и голосов слышал этот храм. Храм снова живет своей уникальной, неповторимой жизнью. Снова вот уже более десяти лет освящается он принесением «о всех и за вся» Бескровной Жертвы Христовой. Снова храм, как корабль вечной Церкви Христовой, несется по волнам бушующего океана житейских бурь, давая приют и пристанище всем с верою притекающим.

http://sobory.ru/article/?object=04149

За правым клиросом в богатом киоте помещалась больших размеров икона Владимирской Божией Матери. По бокам иконы находились изображения святых, прославившихся в пределах Владимирской епархии. Эта икона, украшенная серебряной вызолоченной ризой с камнями, была прислана в дар Троицкой Лавре Высокопреосвященным Феогностом. Икона утеряна. Также за правом клиросом располагалась икона с частицей одежд свт. Феодосия Черниговского. Эта часть от одежд угодника Божия была прислана в дар по просьбе архимандрита Никона епископом Черниговским и Неженским Антонием (Храповицким). В своем письме о. Никону от 8 января 1901 г. епископ Антоний пишет: «Мною посылается в особом ящике часть от одеяния, которое по переоблачению угодника Божия святителя Феодосия Черниговского чудотворца лежало на нем и прилегало в точном смысле слова к его мощам, в дар для нового храма в больницы-богадельни Троице-Сергиевой Лавры. Господне благословение да пребудет на всех, которые с усердием и верою будут притекать к иконе, где будут храниться часть от одеяния свт. Феодосия Черниговского чудотворца». Эта частица одеяния святого угодника Божия была вделана в серебряный окладец и помещена при иконе свт. Феодосия Черниговского. Икона не сохранилась. За левым клиросом в иконе великомученика Пантелеимона, в сребропозлащенном складне-ковчеге помещалась довольно большая часть св. мощей великомученика Пантелеимона. Икона была прислана в благословение Лавре со св. Афонской горы. Икона также была утеряна. В храме также имелась икона прп. Сергия Радонежского в серебряном окладе размером 25х30 см и икона прп. Серафима Саровского в окладе шитым золоченой нитью (27х30 см). Икона прп. Сергия Радонежского была подарена храму неким Александром Павловичем Бычковым 12 августа 1896 г. за исцеление болящих. Обе эти иконы были скрыты в здании больницы-богадельни и обнаружены рабочими только во время реставрационных работ. Теперь они находятся в восстановленном храме прп. Иоанна Лествичника. История храма после революции 1917 г. 15 января 1919 г. в здании больницы-богадельни был открыт сыпнотифозный госпиталь на 50 коек. Позже он был расширен до 250 мест. В 1921 г. в здании организуется районная Лечебница. В 1923 г. здесь организуется хирургическое отделение. Храм закрывается. Иконостас, церковная утварь и большая часть икон бесследно исчезает. Алтарь главного храма переоборудуют под операционную. Предположительно, это случилось 20 апреля 1923 г. В последующие послевоенные годы храм и весь прежний больнично-богаделенный комплекс функционировал как 3-я районная больница.

http://sobory.ru/article/?object=04149

На одной из диаконских дверей иконостаса храма прп. Иоанна Лествичника был изображен архангел Рафаил. Возможно, это было связано с просьбой купца И.Е. Ефимова, который мог испросить благословение на изображение архангела Рафаила в память небесного покровителя А.А. Смирновой в тайном монашестве. Монахиня была Рафаила погребена напротив алтаря собора Всемилостивого Спаса московского Скорбященского монастыря. В Казанском Головинском монастыре в память об Акилине Алексеевне после 1893 г. был возведен больничный корпус с храмом в честь св. мц. Акилины - её небесной покровительницы. В богослужебном цикле московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря 13/26 июня обозначен как день празднования св. мц. Акилины - небесной покровительницы А.А. Смирновой. Соотнесение информации архивных документов и исторических трудов, посвященных истории Лавры и ее архитектурных памятников, с биографическими сведениями об устроительницах церкви, опубликованными в Интернете, дает возможность точно установить, что церковь была освящена в честь свв. вмцц. Варвары Илиопольской (ок. 306; память 4/17 декабря), Анастасии Узорешительницы (ок. 304; память 22 декабря/4 января) и св. мц. Акилины (293; память 13/26 июня). В эпоху революционных перемен больнично-богадельный корпус, как и все здания архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры, был национализирован и передан органам советской власти. Храм прп. Иоанна Лествичника и церковь свв. вмцц. Варвары, Анастасии и св. мц. Акилины были управзднены. 15 января 1919 г. в больнице-богадельне открылся сыпно-тифозный госпиталь, а в 1921 г. - лечебница, в которой через два года открылось хирургическое отделение, в последующие годы в здании располагалась Загорская районная больница. Распоряжением Совета министров СССР больнично-богадельный корпус в 1986 г. был передан Московской Патриархии для размещения в нем Московской духовной академии. С лета 1988 г. в здании велись ремонтно-реставрационные работы. Учебный процесс начался 1 сентября 1989 г. Корпус, в том числе и помещение, где в дореволюционное время располагалась церковь свв. вмцц. Варвары, Анастасии и св. мц. Акилины, использовался для проживания учащихся и проведения занятий.

http://sobory.ru/article/?object=04149

Внутренне убранство храма было весьма благолепно. Пол был мозаичный с цветными узорчатыми украшениями. Он достаточно хорошо сохранился и до наших дней. Особого внимания заслуживает паникадило. Оно имело форму креста из виноградных лоз с 33 лампадами по числу лет земной жизни Спасителя. Паникадило было утрачено. Стены храма были расписаны иконописью на темы Священного Писания в 1901 году Палеховским иконописцем Н. М. Сафоновым. Проекты стенной живописи были одобрены митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). Все росписи утрачены. За правым клиросом в богатом киоте помещалась больших размеров икона Владимирской Божией Матери. По бокам иконы находились изображения святых, прославившихся в пределах Владимирской епархии. Эта икона, украшенная серебряной вызолоченной ризой с камнями, была прислана в дар Троицкой Лавре Высокопреосвященным Феогностом. Икона утеряна. Также за правом клиросом располагалась икона с частицей одежд свт. Феодосия Черниговского. Эта часть от одежд угодника Божия была прислана в дар по просьбе архимандрита Никона епископом Черниговским и Неженским Антонием (Храповицким). Она была вделана в серебряный окладец и помещена при иконе свт. Феодосия Черниговского. Икона не сохранилась. За левым клиросом в иконе великомученика Пантелеимона, в сребропозлащенном складне-ковчеге помещалась довольно большая часть св. мощей великомученика Пантелеимона. Икона была прислана в благословение Лавре со св. Афонской горы. Икона также была утеряна. В храме также имелась икона прп. Сергия Радонежского в серебряном окладе размером 25х30 см. и икона прп. Серафима Саровского в окладе шитым золоченой нитью (27х30 см). Икона прп. Сергия Радонежского была подарена храму неким Александром Павловичем Бычковым 12 августа 1896 года за исцеление болящих. Обе эти иконы были скрыты в здании больницы-богадельни и обнаружены рабочими только во время реставрационных работ. Теперь они находятся в восстановленном храме прп. Иоанна Лествичника. В советский период [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_п...

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (в 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства, был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами. В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35 м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв. В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом. Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных. В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы.

http://sobory.ru/article/?object=00447

34). Как сообщает Житие, когда число насельников возросло, была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с деревянной трапезной на каменном подклете. Однако сведения о каменной трапезной XIV в. сомнительны: 1-я известная каменная трапезная (московского Чудова мон-ря) относится только к сер. XV в. ( Кучкин В. А. Первые каменные постройки в Кремлевском Чудове мон-ре//ГММК. Мат-лы и исслед. 1980. Вып. 3. С. 1-10; Выголов В. П. Архитектура Московской Руси сер. XV в. М., 1988. С. 110-111). Теплый каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника с трапезной был возведен в 1523-1525 гг. по жалованной грамоте от 22 июля 1523 г. вел. кн. Василия III, выданной архим. Кириллу (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1506-1608 гг. М., 1998. 20. С. 49). Эта грамота может помочь прояснить датировку составления краткой редакции Жития. Скорее всего она была составлена после сер. 20-х гг. XVI в., когда в монастыре уже стояли каменный собор и каменная трапезная, отнесенные составителем ко времени прп. Евфимия. Трапезная ц. Успения Пресв. Богородицы. Посл. четв. XVI в. Фотография. 2007 г. Трапезная ц. Успения Пресв. Богородицы. Посл. четв. XVI в. Фотография. 2007 г. Считалось, что сохранившаяся шатровая трапезная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и есть постройка, упомянутая в жалованной грамоте вел. кн. Василия III. Автор книги «Суздаль и его достопамятности» впервые обратил внимание на несовпадение посвящений трапезной ц. прп. Иоанна Лествичника 1523-1525 гг. и ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом мч. Диомида, фигурирующей в писцовой книге кон. 20-х гг. XVII в. Очевидно, храм был перестроен на средства вкладчика кон. XVI в. Диомида Иванова Черемисинова, устроившего при трапезной церкви придел во имя тезоименитого ему святого. Тем не менее в исследованиях советского времени шатровую Успенскую ц. датировали 1525 г. ( Воронин. 1945. С. 70). В этом усомнился М. А. Ильин, указавший, что теплая церковь была пристроена позднее к трапезной 1525 г. ( Ильин. 1946. С. 143); его поддержал А.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Несмотря на значительные утраты в живописи лика, прослеживается тот же иконографический тип; в руках - крест. С крестом в правой руке и раскрытым свитком в левой И. Л. представлен в «Енклистре» мон-ря прп. Неофита на Кипре (ок. 1183), между преподобными Онуфрием Великим и Феодосием Великим. Со свитком И. Л. изображен: в ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия (1208-1209); в ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) - симметрично образу прп. Саввы Освященного; в ц. свт. Николая в Рамаче, Сербия (ок. 1395), - седовласый старец с немного завивающейся раздвоенной бородой и свернутым свитком в левой руке, симметрично образу прп. Макария Египетского; в ц. Успения Протата в Карее на Афоне (нач. XIV в.); в ц. Введения во храм в мон-ре Нова-Павлица в Брвенике, Сербия (до 1389). Образ И. Л. сохранился в церквах Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343); Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350); свт. Климента в Охриде (1378). В иконописи образ И. Л. нередко бывает включен в состав избранных святых: на иконе «Святые отцы Синая» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (нач. XIII в.) представлен с крестом в правой руке, левая открыта ладонью вовне; на эмалевой пластине оклада мозаичной иконы с изображением ап. Иоанна Богослова из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне (XIV в.). Среди редких уцелевших единоличных образов - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XV в.), где И. Л. представлен в темном монашеском облачении, в мантии с 3 пуговицами (редко встречающаяся деталь), с куколем на голове; пальцы правой руки сложены именословно, в левой - свернутый свиток. Редкость подобных изображений И. Л., а также особое значение этого святого для Синайского мон-ря позволяют предполагать, что эта икона была создана именно там. В поствизант. живописи сохранялись основные особенности иконографии И. Л. Он представлен: в кафоликоне Великой Лавры прп. Афанасия (1535, Феофан Критский с сыновьями Симеоном и Неофитом) - со свитком; в Метеорах в соборе свт.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

в перестроенном виде), кубическое 4-столпное здание к-рого на подклете отличается упрощенным декором и наличием повышенных подпружных арок. В архитектуре соборов Горицкого и Спасо-Прилуцкого мон-рей «восстанавливается преемственность с архитектурой Белозерья конца XV в., прерванная в 1530-е гг. итальянизирующим влиянием» ( Баталов. С. 192). Вероятно, новгородскими мастерами (ростовчанами Горяином Григорьевым Царевым и Третьяком Борисовым Ростовкой?) построен древнейший сохранившийся приходский храм В. е.- действующая в наст. время Успенская ц. в г. Белозерске (после 1552-1553). В строгой монументальной постройке прослеживаются черты новгородского зодчества и одноименных соборов Кириллова Белозерского мон-ря, по образцу к-рых она возводилась, и отчасти Москвы. Массивный кубический объем завершен 5 крупными луковичными главами на приземистых барабанах, сильно выступают 3 пластичные апсиды. Мощные стены разделены широкими лопатками и лишены декора, в их толщу «врезаны» перспективные порталы упрощенного рисунка. В храме сохранились большой колокол из Пскова (1544) и барочный иконостас. Почти одновременно с белозерским был возведен Введенский собор Корнилиева Комельского мон-ря (1552-1557, не сохр.) - 4-столпный 5-главый 3-апсидный храм без подклета, с лапидарной декорацией, напоминавший монастырские храмы Ростовской епархии. Там же во 2-й пол. XVI в. соорудили 2-этажную трапезную палату с ц. во имя прп. Антония Великого, келарскую палату и настоятельские покои. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Белозерске. 1552–1553 гг. Хромолитография. 1859 г. (РГБ) Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Белозерске. 1552–1553 гг. Хромолитография. 1859 г. (РГБ) По преданию, Иоанном Грозным в Кириллове сооружена 2-главая на подклете ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом во имя прп. Дионисия Глушицкого и трапезная (1560, действует). Ц. во имя прп. Иоанна Лествичника с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата (1569-1572) над св. вратами сооружена на вклад царевичей Иоанна и Феодора, сыновей Иоанна Грозного.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Только изменения в положении К. Б. м. после 1764 г. разрушили налаженную систему художественных ремесел ( Лелекова. 1989. С. 176-178). В XIX в. почитание древних икон в обители получило новые формы. С 1854 г. к иконе Смоленской Божией Матери «Одигитрия», принесенной прп. Кириллом после избавления от холеры, был учрежден ежегодный крестный ход в день ее праздника 28 июля ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 9). Небольшой образ св. Кирилла, «бывший в походе 1855-1856 гг. с белозерскою дружиною» (очевидно, в Крымской войне.- Авт.), по возвращении был оставлен в ц. прп. Кирилла ( Геронтий (Кургановский). 1897. С. 62). Перемещение древних икон из соборного иконостаса продолжилось и в XIX в.: после 1802 г. была вынесена икона «Богоматерь Одигитрия, с ангелами» (ок. 1497, ГТГ). В это время продолжали поновлять древние иконы, напр., поновлена в 1830 г. «древним пошибом» местная икона «Успение Пресв. Богородицы», приписываемая прп. Дионисию Глушицкому и находившаяся в теплой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 13). На переустройство нек-рых древних зданий могла оказать влияние слава новых монастырей, приобретших известность к сер. XIX в. Древняя ц. Введения во храм Пресв. Богородицы при архимандритах Феофане и Иакове (во 2-й пол. 50-60-х гг. XIX в.) была значительно переделана, видимо, в плане внутреннего убранства, по образцу теплой ц. Свято-Троицкой Сергиевой пуст., что в Стрельне; было расписано внутреннее пространство храма, а также его притвор ( Геронтий (Кургановский). 1897. С. 51). В нач. XX в. возникла потребность в научной реставрации иконных сокровищ монастыря. Уже в 1911 г. А. И. Анисимов нашел в алтаре надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника икону местного ряда соборного иконостаса «Пресв. Богородица Одигитрия, с ангелами» (ок. 1497, ныне в ГТГ), были обнаружены пророческие иконы древнего ряда из собора в его алтаре, но продолжению работ помешали война и Октябрьская революция 1917 г. В 1918 г. более 70 древних икон мон-ря были перенесены в архиерейский дом, их раскрытие и укрепление произвели местные реставраторы, напр.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010