Каменный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы в вост. части ограды на св. вратах возведен на месте одноименной деревянной церкви (построена между 1646 и 1678). Строительные работы начались по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Адриана от 6 июня 1698 г. на средства посадского человека Григория Авдеева Ширяева. В 1702 г. храм числился построенным и освященным. Представлял собой квадратный одноглавый четверик с папертью. Богослужение в храме совершалось раз в год, в престольный праздник. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника. Фотография. 2005 г. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника. Фотография. 2005 г. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника была возведена в сев.-вост. углу мон-ря по «обещанию» посадского Ивана Авдеева, сына Ширяева. Строительство началось по указу царя Петра I и по грамоте митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 24 мая 1710 г., освящена 24 мая 1716 г. Церковь представляет собой бесстолпный односветный четверик на подклете, увенчанный главой, с апсидой на востоке и трапезной на западе. Вход в трапезную с юж. стороны в виде крыльца с мощными резными столбами, лестницы с арочными проемами по сторонам. Сев. и юж. фасады четверика и трапезной, а также апсида оформлены небольшими полуциркульными окнами с наличниками в виде колонок с дыньками и ступенчатыми фронтонами сверху. Все фасады храма декорированы фризом из поребрика и карнизом над ним; стены четверика завершают ряд килевидных кокошников и карниз. По описанию 1686 г., в Г. м. находилась деревянная колокольня на 2 столбах, в 1702 г. упомянута каменная колокольня, возведенная, вероятно, в 90-х гг. XVII в. у сев.-зап. угла Троице-Никольского собора. Она представляет собой типичную для Гороховца архитектурную композицию: на квадратном в плане основании (где находилась кладовая) возведен высокий восьмерик (с 1884 с ризницей), ярус звона к-рого имеет арочные проемы и завершен шатром с небольшой главкой. Каждая грань шатра украшена 3 слухами, декорированными фигурными наличниками. Колокольня соединялась с папертью собора крытым переходом (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/166259.html

Церковь-колокольня прп. Иоанна Лествичника. 1505–1508 гг. Реконструкция. Чертеж Е. М. Орловой Церковь-колокольня прп. Иоанна Лествичника. 1505–1508 гг. Реконструкция. Чертеж Е. М. Орловой Из летописного сообщения о завершении строительства 3 храмов в Кремле известно имя строителя колокольни итал. архит. Бона Фрязина («Того же лета (7016) совершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн Святый, иже под колоколы, и Иоанн Святый Предотечя у Боровитскых ворот, а мастер церквам Алевиз Новой, а колоколницы Бон Фрязин» - ПСРЛ. Т. 13. С. 10). О происхождении Бона Фрязина нет точных данных. В. Н. Лазарев допускал, что он, как и Алевиз Новый, был уроженцем Венеции ( Лазарев В. Н. Византийское и древнерус. искусство. М., 1978. С. 291). С. С. Подъяпольский считал, что Бон Фрязин мог быть одним из мастеров, приехавших в Москву с посольством Дмитрия Ралева и Митрофана Карачарова. О составе этой партии мастеров известно благодаря грамоте Менгли-Гирея вел. кн. Василию Иоанновичу. Из-за литовско-рус. войны посольство пыталось вернуться на Русь через Кафу (ныне Феодосия), пройдя по владениям союзника Московского вел. князя - хана Менгли-Гирея. Хан задержал посольство и использовал одного из мастеров - Алевиза, для строительства дворца в Бахчисарае (сохр. портал 1503 г.). Подъяпольский считал, что с этим посольством приехал не только Алевиз, единственный названный Менгли-Гиреем по имени, но и Бон Фрязин, Петр Френчюшко (послан в 1508 для строительства кремля в Н. Новгороде), Варфоломей (строил в 1508/09 Дорогобуж с мастером Мастробоном) и, что более гипотетично, мастер Иван (работал в Пскове в 1516/17) ( Подъяпольский. 2006. С. 267-268). Подъяпольский также предполагал, что мастер, названный в летописях Боном Фрязином, и мастер, названный в разрядных книгах Мастробаном или Мастобаном,- одно лицо (Там же. С. 268, 301). Если это так, то Бон Фрязин, как и др. итал. архитекторы, напр. Алевиз Фрязин, был одновременно и военным инженером (см. упоминание о Дорогобуже). Храм 1329 г. находился между Успенским и Архангельским соборами и не мог соответствовать по масштабу новым соборам, перестраиваемым итальянцами. Бон Фрязин поставил новую И. Л. ц. примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнес ее значительно дальше на восток, за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь с трапециевидными очертаниями, главная ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и И. Л. ц. Строительство новой церкви-колокольни внесло в организацию площади принцип регулярности и центричности ( Бондаренко И. А. Реконструкция Соборной площади Моск. Кремля в кон. XV - нач. XVI в. и творческий метод итал. мастеров//Архит. наследство. М., 1995. Вып. 38. С. 210-211) и стало этапом в формировании облика Кремля итал. мастерами.

http://pravenc.ru/text/577898.html

Храм прп. Иоанна Лествичника рядом с его пещерой. Синай, Египет Храм прп. Иоанна Лествичника рядом с его пещерой. Синай, Египет После 40-летнего отшельничества И. Л. против воли (β - «насильно») был поставлен игуменом горы Синай (Ibid. Col. 605A; точнее, игуменом монастыря Неопалимой Купины (Βτος), который позднее стал монастырем св. Екатерины ( Екатерины великомученицы монастырь на Синае )). По всеобщему признанию на Синае появился «второй», или «новый», Моисей ( Anast. Sin. Narrat. 32a, 34), который достиг «горнего Иерусалима», в то время как первый лишился «дольнего» (Vita Ioannis//PG. 88. Col. 605B; ср.: Втор 34. 1-5). Незадолго до смерти преемником по управлению мон-рем И. Л. назначил еп. Георгия, своего брата по плоти, а сам стал снова подвизаться в безмолвии (τν συχαν ατς σπαζμενος) на прежнем месте, где и скончался (Ibid. Col. 609AB). Из сообщения прп. Анастасия о том, что Георгий пережил брата лишь на 10 месяцев и умер как только закончились «зимние дни» ( Anast. Sin. Narrat. 32a), следует, что И. Л. скончался весной - по церковному Преданию, это произошло 30 марта. Уже в X в. И. Л. почитался как святой, Никита Давид Пафлагон (IX-X вв.) составил ему похвальное Слово (Laudatio sancti Joannis Climaci// Nicétas le Paphlagonien. Sept homélies inédites/Ed. F. Lebrun. Leuven, 1997. P. 277-305; BHG, N 883c). Память И. Л. совершается в день его кончины 30 марта, как отмечено в синаксаре К-польской Церкви: «Память преподобного отца нашего Иоанна, автора Лествицы» (см.: Synaxarium mensis Martii. 30. 1. 1-2//SynCP. 571-574). В этот же день память его праздновалась и на Западе (The Roman Martyrology. Baltimore, 1916. P. 91). В православной Церкви память И. Л. отмечается также в 4-ю Неделю Великого поста. Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Частицы мощей И. Л. хранятся в греческих монастырях: в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Коница), в монастыре Кехровуниу (о-в Тинос), в монастыре Богородицы (о-в Самос), в мон-ре Богородицы (Панагии Турлиани, о-в Миконос). Глава находится в мон-ре в честь Преображения Господня (Метеоры) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OrChr. 1970. Vol. 54. S. 201-202). Хронология

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Упоминания о городе, сожженном в 1238 г., надолго пропали со страниц летописей. В 1263 г. по завещанию блгв. кн. Александра Невского Москва была дана в удел его младшему сыну блгв. кн. Даниилу Александровичу, к-рый стал фактическим основателем княжеской, а затем и царской династии, правившей в Москве до 1598 г. В 1-й четв. XIV в. произошло сближение московских князей и свт. Петра, митр. Киевского и всея Руси, к-рый в эти годы нередко посещал Москву и, по-видимому, подолгу здесь жил. 4 авг. 1326 г., незадолго до своей кончины (в ночь на 21 дек. 1326), рядом с пожалованным ему двором митрополит заложил в Кремле «на площади» 1-й известный по письменным источникам каменный храм - Успенский собор. В строящемся соборе, по указанию свт. Петра, было подготовлено место для его погребения (в вост. части храма, слева от алтаря, близ жертвенника). Собор был возведен на месте вероятно существовавшего здесь прежде деревянного храма вмч. Димитрия Солунского, в к-ром предположительно был погребен убитый 21 нояб. 1325 г. в Орде кн. Юрий Данилович, его тело привезли в Москву весной 1326 г., т. е. еще до закладки 4 авг. 1326 г. Успенского собора. 14 авг. 1327 г. собор был освящен Ростовским еп. Прохором. Со временем кремлевский Успенский собор приобрел статус престольного храма рус. митрополии, а затем и патриархии и стал местом упокоения предстоятелей Русской Православной Церкви. Храм Спаса на Бору. Фотография. 1901–1902 гг. Храм Спаса на Бору. Фотография. 1901–1902 гг. При Иоанне I Даниловиче Калите каменное строительство в Кремле было продолжено; видимо, т. о. московский князь желал закрепить возросший статус своего стольного города. В 1329 г. 21 мая была заложена и 1 сент. освящена ц.-колокольня во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45; Т. 18. С. 91; Т. 23. С. 103). 13 авг. начали строительство (14 окт. освятили) придельной ц. Поклонения честным веригам ап. Петра (Там же. Т. 20. Ч. 1. С. 179; Т. 23. С. 103; Т. 28. С. 68, 229), в к-рой в 1353 г. был погребен митр. Феогност (Там же. Т. 7. С. 217; Воронин. 1962. С. 152-153; Выголов. 1988. С. 63). 10 мая 1330 г. была заложена каменная ц. Спасо-Преображения (дата освящения неизвестна), в связи со строительством которой впервые был упомянут княжеский двор (ПСРЛ. Т. 7. С. 202; Т. 10. С. 203-204; Т. 15. Вып. 1. Стб. 45-46; Т. 18. С. 91; Т. 25. С. 169). При этом храме был основан московский в честь Преображения Господня монастырь (Спаса на Бору) - 1-я монашеская обитель в Кремле, куда была переведена братия Даниловского мон-ря и перенесена из этого же мон-ря архимандрития. Судя по сообщению ряда летописей, Спасский мон-рь и его соборный храм (по-видимому, еще деревянный) существовали уже в 1318/19 г. (когда там пребывало привезенное в Москву тело убитого в Орде св. кн. Михаила Ярославича Тверского) (Там же. Т. 6. Вып. 1. Стб. 394; Т. 7. С. 197; Т. 10. С. 182; Т. 24. С. 114; Т. 25. С. 166; Т. 26. С. 106; Т. 27. С. 61; Т. 28. С. 227).

http://pravenc.ru/text/2564228.html

В XIX в. в Знаменском храме Г. м. сохранялся древний резной иконостас, устроенный по образцу соборного иконостаса Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , с резными гроздьями винограда и цветами. Особый интерес представляли живописные царские врата XVII в., деревянные подсвечники, выполненные в форме песочных часов, слюдяные оконницы. Клиросы были украшены силлабическими стихами из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника , каждый стих сопровождался соответствующим изображением. Среди святынь собора - икона Божией Матери «Знамение»: сам образ написан внизу, на полях иконы изображены пророки, в центре - Рождество Пресв. Богородицы, Введение во храм и Успение Пресв. Богородицы (не сохр.). Интерьер собора в честь иконы Божией Матери «Знамение». Фотография. 2005 г. Интерьер собора в честь иконы Божией Матери «Знамение». Фотография. 2005 г. В 1677-1685 гг. в Г. м. была построена теплая деревянная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла, вероятно разобранная ок. 1719 г., после возведения каменного собора. Согласно писцовой книге 1686 г., колокольня с 3 колоколами была устроена на столбах, а в 1-й пол. XVIII в. совмещена со св. вратами. Между 1753 и 1763 гг. с запада вплотную к Знаменскому храму была пристроена каменная 3-ярусная колокольня - 4-угольная в плане, с низким массивным основанием, увенчанная шатром с луковичной главкой; каждая грань шатра украшена 2 ложными слухами. В 1678 г. в Г. м. было 5 деревянных келий, в 1687 г.- 7, в 1723 г.- 6 и одна недостроенная, в 1764 г.- 2 каменные и 1 деревянная. В кон. XIX - нач. XX в. в сев.-зап. углу мон-ря находился 2-этажный келейный корпус, низ - каменный, верх - деревянный. С 1678 г. Г. м. окружала деревянная ограда, к 1764 г.- каменная ограда со щелевидными бойницами и башнями по углам. В XVIII в. в Г. м. располагалось 2 крытых дранью хлебных амбара, по описи 1723 г.- «въезжий» двор с кельей, скотный двор с кельей и амбаром, по описи 1763/64 г.- подворье у реки для проживания приезжающих из Флорищевой пуст. работных людей с лошадьми. В кон. XIX - нач. XX в. были вновь построенные дом для приезжающей братии из Флорищевой пуст., сараи и амбары.

http://pravenc.ru/text/166263.html

На иконах Радонежских святых (учеников прп. Сергия Радонежского) изображения И. не обнаружены. В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 9 окт. облик И. соотносится с внешностью прп. Никона Радонежского: «Сед, брада проста, поуже и покороче Никоновы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 45 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 135). В росписях нек-рых храмов Троице-Сергиевой лавры образ И., трактованный в живописной светотеневой манере, помещен в ряду изображений Радонежских святых. Так, его полуфигура в небольшом повороте влево, в монашеской мантии и зеленой с розовым епитрахили (правая рука на груди, на левой, раскрытой ладонью - четки) находится в верхнем регистре стенописи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?), поновления - 1871, 1947). И. представлен старцем с высоким лбом с залысинами, со впалыми щеками, с длинными волнистыми волосами до плеч и с окладистой, разделенной на пряди седой бородой; подпись: «Св. преп. Ucaakiй молчальникъ». Человеком средних лет (небольшая борода с проседью, волосы на прямой пробор) И. изображен вместе с прп. Василием Сухим на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления XX в.). Святой облачен в рясу и мантию, правая рука на груди, левая, с четками на запястье, отведена в сторону. И. был написан среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в монументальной композиции «Построение Троице-Сергиевой лавры» на юж. стене в сев.-зап. части храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996П. С. 83). В иконописи XX в. изображения И. встречаются в произведениях, созданных мон. Иулианией (Соколовой) в древнерус. стилистике, напр. на одной из икон нач. 50-х гг. XX в., размещенных на столбиках сени над ракой св. мощей прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора ТСЛ ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 138). И. написан в рост, в розовой рясе, коричневой мантии и синей схиме, голова не покрыта и склонена влево, борода прямая, с легкой проседью; перстом десницы он указывает на развернутый вверх свиток в левой руке (надпись: «Благоразмное мoлчahie есть матерь молитвы» - цитата из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника).

http://pravenc.ru/text/674764.html

2 ноября 1896 года митрополит Сергий благословил освятить больничный храм во имя прп. Иоанна Лествичника наместнику Лавры архимандриту Павлу. Освящение храма во имя прп. Иоанна Лествичника состоялось в воскресенье 10 ноября 1896 года, при настоятельстве Митрополита Московского Сергия (Ляпидевского). Накануне освящения, как сообщают «Московские Церковные Ведомости», «была отслужена всенощная на середине нового храма архимандритом Никоном, а на утро священнодействие совершали два архимандрита: наместник Лавры Павел и казначей Никон, в сослужении с несколькими иеромонахами. Все священнослужители были в светло-голубых облачениях, пел хор Лаврских певчих. Литургия окончилась около часу дня». Совершено освящение по благословению епископа Дмитровского Нестора (Метаниева). Отмечая, что день храмового праздника приходится на 30 марта, который нередко может приходиться на Страстной седмице, учрежденный собор Лавры испросил благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия отправлять день храмового праздника в 4-ю неделю Великого поста, посвященную прп. Иоанну Лествичнику. Вскоре после освящения храма в декабре 1893 года теперь уже эконом Лавры иеромонах Досифей, в связи с окончанием работ по устройству в Пафнутьевском саду новых зданий больницы-богадельни для братии с церковью при них, с переходным корпусом, соединяющим эти здания с монастырем, а также с флигелем для заразно больных и оградою вокруг, представил в Учрежденный собор приходно-расходную книгу и краткую ведомость сумм, отпущенных из Лаврского казначейства в разное время. Всего постройки обошлись в сумму 330 000 рублей. Кирпич для построек поставлял мещанин Сергиева Посада Николай Иванович Пикунов в 1892 – 1893 гг. Также казначеем Лавры архимандритом Никоном было куплено за свой счет кирпича на сумму 39 849 рублей. Израсходовано было монастырского кирпича 800 000 штук. Каменные работы выполнял подрядчик Василий Александрович Александров, асфальтовые – подрядчик Капралов. Монастырскими мастеровыми и рабочими была произведена вся кровельная, малярная и часть столярной работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_п...

2 ноября 1896 г. митрополит Сергий благословил освятить больничный храм во имя прп. Иоанна Лествичника наместнику Лавры архимандриту Павлу. Освящение храма во имя прп. Иоанна Лествичника состоялось в воскресенье 10 ноября 1896 г., при настоятельстве Митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) (1893-1898). Накануне освящения, как сообщают «Московские Церковные Ведомости», «была отслужена всенощная на середине нового храма архимандритом Никоном, а на утро священнодействие совершали два архимандрита: наместник Лавры Павел и казначей Никон, в сослужении с несколькими иеромонахами. Все священнослужители были в светло-голубых облачениях, пел хор Лаврских певчих. Литургия окончилась около часу дня». Совершено освящение по благословению епископа Дмитровского Нестора (Метаниева) (29.1.1894 - +8.6.1901). Отмечая, что день храмового праздника приходится на 30 марта, который нередко может приходиться на Страстной седмице, учрежденный собор Лавры испросил благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия отправлять день храмового праздника в 4-ю неделю Великого поста, посвященную прп. Иоанну Лествичнику. Вскоре после освящения храма в декабре 1893 г. теперь уже эконом Лавры иеромонах Досифей, в связи с окончанием работ по устройству в Пафнутьевском саду новых зданий больницы-богадельни для братии с церковью при них, с переходным корпусом, соединяющим эти здания с монастырем, а также с флигелем для заразно больных и оградою вокруг, представил в Учрежденный собор приходно-расходную книгу и краткую ведомость сумм, отпущенных из Лаврского казначейства в разное время. Всего постройки обошлись в сумму 330 000 рублей. Кирпич для построек поставлял мещанин Сергиева Посада Николай Иванович Пикунов в 1892-1893 г.г. Также казначеем Лавры архимандритом Никоном было куплено за свой счет кирпича на сумму 39 849 рублей. Израсходовано было монастырского кирпича 800 000 штук. Каменные работы выполнял подрядчик Василий Александрович Александров, асфальтовые - подрядчик Капралов. Монастырскими мастеровыми и рабочими была произведена вся кровельная, малярная и часть столярной работы. Сверх первоначальной сметы и проекта был наложен 3-й этаж на всем переходном корпусе, устроен выступ у ограды сверх того же корпуса еще в два этажа, построен двухэтажный инфекционный флигель, построены погреба, устроена ограда вокруг новых зданий. Новоустроенное здание находилось с западной стороны монастыря на правом, противоположном от Лавры, высоком берегу речки Кончуры.

http://sobory.ru/article/?object=04149

Сверх первоначальной сметы и проекта был наложен 3-й этаж на всем переходном корпусе, устроен выступ у ограды сверх того же корпуса еще в два этажа, построен двухэтажный инфекционный флигель, построены погреба, устроена ограда вокруг новых зданий. Новоустроенное здание находилось с западной стороны монастыря на правом, противоположном от Лавры, высоком берегу речки Кончуры. Громадное по тем временам по своим размерам здание, в длину оно достигало около 77 метров (36 саженей), в ширину – 17 метров (8 саженей). На северном и южном концах здание имело выступы почти в 26 метров (12 саженей). Весь комплекс и храм были выстроены в русском стиле и имеют четыре этажа, которые полностью просматривались только с восточной стороны, так как размещалась она на склоне горы. В южной части нововыстроенного здания размещалась, собственно, больница на 50 коек-мест, в северной – богадельня на 50 престарелых иноков и мирян-«трудников», долго послуживших при Лавре и от старости и болезни не имевших возможности существовать своим трудом. К 1909 году, как сообщает Е. Е. Голубинский, число мест в больнице было увеличено до 100 и более кроватей. В центральной части в верхних двух этажах (во 2-ом и 3-ем, считая с западной) располагался храм во имя прп. Иоанна Лествичника. Своей трапезною частью он вдавался в самый корпус, разделяя его тем самым на две равные части. Под храмом прп. Иоанна на первом этаже (также считая с западной стороны) помещалась аптека. Под аптекой на нижнем полуэтаже с восточной стороны здания была устроена церковь свв. великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Эта церковь была перенесена сюда из Варваринского, или Певческого, корпуса Лавры. Сразу после освящения храма преподобного Иоанна Лествичника, Учрежденный собор испросил благословения митрополита Московского Сергия на перенос иконостаса бывшей Варваринской церкви в новое здание, где в нижнем этаже устраивается церковь-усыпальница. Окончательное ее устройство относится к июлю 1901 года. Освящение ее совершилось в 1901 году казначеем Лавры архимандритом Никоном. Здесь стали поставлять усопших, умерших в Лаврской больнице, для чтения над ними Евангелия или Псалтири и для отпевания.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_п...

Громадное по тем временам по своим размерам здание, в длину оно достигало около 77 м (36 саженей), в ширину - 17 м (8 саж.). На северном и южном концах здание имело выступы почти в 26 м (12 саж.). Весь комплекс и храм были выстроены в русском стиле и имеют четыре этажа, которые полностью просматривались только с восточной стороны, так как размещалась она на склоне горы. В южной части нововыстроенного здания размещалась, собственно, больница на 50 коек-мест, в северной - богадельня на 50 престарелых иноков и мирян-«трудников», долго послуживших при Лавре и от старости и болезни не имевших возможности существовать своим трудом. К 1909 г., как сообщает Е. Е. Голубинский, число мест в больнице было увеличено до 100 и более кроватей. В центральной части в верхних двух этажах (во 2-ом и 3-ем, считая с западной) располагался храм во имя прп. Иоанна Лествичника. Своей трапезною частью он вдавался в самый корпус, разделяя его тем самым на две равные части. Под храмом прп. Иоанна на первом этаже (также считая с западной стороны) помещалась аптека. Под аптекой на нижнем полуэтаже с восточной стороны здания была устроена церковь свв. великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Эта церковь была перенесена сюда из Варваринского, или Певческого корпуса Лавры. Сразу после освящения храма преподобного Иоанна Лествичника Учрежденный собор испросил благословения митрополита Московского Сергия на перенос иконостаса бывшей Варваринской церкви в новое здание, где в нижнем этаже устраивается церковь-усыпальница. Окончательное ее устройство относится к июлю 1901 г. Освящение ее совершилось в 1901 г. казначеем Лавры архимандритом Никоном. Здесь стали поставляли усопших, умерших в Лаврской больнице, для чтения над ними Евангелия или Псалтири и для отпевания. Все здание больницы-богадельни отапливалось водяным способом. Отопление же здания переходного корпуса поначалу было паровым. Но в 1907 г. стало отапливаться водяным способом в виду того, что отопление котлов нефтью было весьма дорогим, а дровяное отопление не прогревало здание зимой. Замена была осуществлена фирмой котельно-механического завода Эдуард Э. Кудинг.

http://sobory.ru/article/?object=04149

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010