Пугаются икон и любят русские имена: как живет перешедшая в РПЦ община в Южной Африке Беседа со священником Николаем Эстерхейзеном Максим Стрелковский В начале ноября 2023 года мы побеседовали с настоятелем храма прп. Иоанна Лествичника в Кейптауне – отцом Николаем Эстерхейзеном, рассказавшем о трудностях и особенностях миссии РПЦ в Африке. Прихожане храма прп. Иоанна Лествичника в храме прп. Марии Египетской (ЮАР). Фото: exarchate-africa.ru «Хотим быть канонической Церковью» – Можно узнать предысторию? Каково было служить под юрисдикцией Александрийского Патриархата и что вас побудило перейти в Московский? – Сам я местный. Папа голландец, мама англичанка. Жена русская. Пришел к Православию из протестантизма. Я учился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в России, правда, прошел не полный курс, а также в Зарубежной Русской Православной Церкви. До этого изучал живопись в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Служил с греками в храме Александрийского Патриархата – это был единственный православный храм в Кейптауне. Начинал алтарником, потом стал диаконом и священником. Это, конечно, православная церковь, но дух там немножко не миссионерский, и всегда было немножко грустно, что храм не открыт для всех. Священники и иерархи Церкви часто преследовали националистические интересы и проявляли мало пасторской заботы об остальных прихожанах, не греках. Приходили люди, хотели стать православными, а греки не знали, что с ними делать. Многие жаловались на это, особенно в Танзании, Кении, Замбии. С Александрией мы теряли возможность начать миссию так, как сейчас это делают русские. Когда Александрийская Церковь стала поддерживать раскольников на Украине, мы решили, что это неправильно и что мы желаем быть канонической Православной Церковью. Люди, которые переходят в Православие из католичества и протестантизма, ждут именно этого. Они не хотят попасть в схизматическую церковь. Поэтому нам было легко сделать выбор, и мы перешли в РПЦ сразу общиной. Священник Николай Эстерхейзен

http://pravoslavie.ru/158366.html

Московские храмы Рождества Христова Почти все Рождественские храмы столицы освящены в честь Рождества Богородицы. И накануне революции только три приходские церкви в центральной Москве, как и храм Христа Спасителя, были посвящены Рождеству Христову. Две из них не пережили советское время, а третья ныне справляет свой престольный праздник. Храм прп. Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого Древний Рождественский храм был освящен в Кремле подле колокольни Ивана Великого при Иване Грозном. У него была сложная и интересная судьба. Первоначально кремлевский храм собирались освятить во имя Воскресения Словущего. Есть версия, что Василий III приказал построить его «под колоколы» — для колоколов, которые были слишком тяжелы для Ивана Великого. Архитектор Петрок Малый возводил явно звонницу, с необычно толстыми стенами, с мощным фундаментом, хотя, по сохранившимся воспоминаниям, довольно изящную. Или же московский государь хотел иметь в Кремле церковь во имя Воскресения Словущего по образу Иерусалима, где стоит храм Воскресения Господня. Церковь строили долго и когда построили — уже при Иване Грозном, — освятили ее во имя Рождества, с Воскресенским приделом. Это тоже символизировало идею «Москва-Третий Рим»: московский храм был посвящен празднику Рождества Христова — Боговоплощения — по подобию храма Святой Софии в Константинополе. А в подклетях Рождественской церкви хранилась казна митрополита: по древнему поверью считалось, что колокольный звон защищает сокровища от грабителей, оттого и возвели храм для надежности подле Ивана Великого. В XVII веке храм по распоряжению патриарха Филарета перевели в соседнее новопостроенное здание с шатровым верхом, возведенное Баженом Огурцовым и получившее название «Филаретова звонница». Рождественская церковь не пережила Отечественную войну: страшный взрыв в октябре 1812 года полностью разрушил Филаретову звонницу. И после того как ее восстановил архитектор Жилярди, Рождественский храм не возобновили, а перевели туда церковь Николы Гостунского, которая тоже стояла около Ивана Великого с 1506 года, и обветшала настолько, что нарушала своим видом кремлевское благолепие. Император Александр I лично осмотрел кремлевские соборы и выразил Высочайшее соизволение перенести Никольский престол в бывший Рождественский храм, где он был освящен в 1818 году.

http://pravoslavie.ru/416.html

Серафимовский собор (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Серафимовский собор (Серпухов). Церковное здание колоссальных размеров имеет 5 глав, закомарное покрытие. Образцом для создания этого храма послужили новгородские церкви XIV-XVI вв., известные своей строгостью и монументальностью форм. Содержание История [ править править код ] На рабочей окраине древнего Серпухова, по завещанию фабрикантши Александры Ивановны Коншиной, умершей 26 сентября 1914 г., был построен комплекс зданий больницы для неизлечимо больных на 200 чел. и богадельни с церковью, в которой, по желанию завещательницы, должно было быть освящено три престола. Главный — во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», придельные — во имя прп. Иоанна Лествичника и во имя мученицы-царицы Александры. На строительство храма в завещании полагалась сумма в миллион рублей. На будущее его содержание в Государственный банк был вложен капитал в 100 тыс. руб. и на содержание причта еще 75 тыс. руб. Автором проекта больнично-богадельного комплекса был архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. По свидетельству «Московских церковных ведомостей» 27 за 1915 г.) и журнала «Зодчий» 28 за 1915 г.), закладка храма состоялась 27 июня 1915 года. Строительство осуществлялось по единому плану, что привело к созданию редкого по размаху ансамбля в неорусском стиле. Первую, парадную часть ансамбля составляют храм и странноприимный дом. Церковное здание колоссальных размеров имеет 5 глав, закомарное покрытие. Образцом для создания этого храма послужили новгородские церкви XIV-XVI вв., известные своей строгостью и монументальностью форм. Далее следует меньшая по масштабу больничная зона, в которую входит корпус «Домик», больничный корпус и корпус «Стена». Наиболее удалена жилая зона с домом причта, домами для персонала и хозяйственным корпусом. После 1917 года здесь размещалась крупнейшая колония для беспризорников. Долгие годы территорию ансамбля богадельни занимает Серпуховский автозавод, в связи с чем было выстроено несколько новых цехов, часть зданий надстроена, храмовое пространство разделено на этажи. В настоящее время завод находится в состоянии банкротства. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Серафимовский_...

Храм в честь прп. Иоанна Лествичника (МДАиС) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь прп. Иоанна Лествичникахрам при Московской духовной академии и семинарии . Божьим Промыслом и человеческим усилиям стоит ныне и красуется Семинарский храм во имя преподобного Иоанна Лествичника . Тысячи студентов Московской духовной академии, семинарии, Иконописной и Регентской школ проходили и будут проходить здесь свое духовное становление и обучение. Тысячи слов и молитв, тысячи гимнов и голосов слышал этот храм. Храм снова живет своей уникальной, неповторимой жизнью. Снова вот уже более десяти лет освящается он принесением «о всех и за вся» Бескровной Жертвы Христовой. Снова храм, как корабль вечной Церкви Христовой, несется по волнам бушующего океана житейских бурь, давая приют и пристанище всем с верою притекающим. Содержание История [ править править код ] В синодальный период [ править править код ] 9 марта 1893 года Управляющий Московской Митрополией викарный епископ Дмитровский Александр (Светлаков) утвердил проект архитектора А.А. Латкова по сооружению нового здания для лаврской больницы и богадельни. А 18 марта того же года проект А. А. Латкова был одобрен Строительным Отделением Московского Губернского Правления. И 31 мая 1893 года с архитектором А. А. Латковым Учрежденный собор Лавры заключил условие на исполнение проекта и технического надзора за постройкой больницы-богадельни. Храм в честь прп. Иоанна Лествичника Проект устройства отопления и вентиляции в новом здании выполнила техническая контора инженера-механика С. Я. Тихомирова г. Москвы. Проект и смета на устройство вентиляции и отопления были проверены и одобрены выдающимся русским инженером-механиком В. Г. Шуховым. Согласно проекту, в здании предполагалось обеспечивать температуру между 15 и 16-тью градусами, а обмен воздуха – из расчета 1 куб. сажень на человека в час. Под аптекой в нижнем этаже был запроектирован подвал с котлом для нагревания воды в трубах и ребристых чугунных батареях. Рядом с котлом в подвале предполагалось устроить также особый калорифер для отопления и вентиляции церкви прп. Иоанна Лествичника. Надзор за работами по устройству отопления и вентиляции был поручен и. о. эконома Лавры иеромонаху Досифею.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_п...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на правом берегу р. Волхов. История Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря. 1113-1119 гг. Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон-ря. 1113-1119 гг. Мон-рь основан прп. Антонием Римлянином , согласно духовной грамоте преподобного (известна в 2 списках: 2-й пол. XVI и XVII в.), а также НПЛ, при свт. Никите , еп. Новгородском, т. е. не позднее янв. 1109 г. (время кончины святителя), на земле, купленной преподобным на собственные средства. Зафиксированные в купчей прп. Антония (известна в тех же рукописях, что и духовная грамота) границы монастырских земель воспроизводят реалии не XII в., а 2-й пол. XVI в. По мнению В. Л. Янина , А. Р. м. был кончанским и находился под патронатом Плотницкого конца Новгорода. Игуменом прп. Антоний был поставлен лишь зимой 1131/32 г., в первый год епископства свт. Новгородского Нифонта . В 1147 г. перед кончиной прп. Антоний назначил преемником своего ученика инока Андрея, к-рый настоятельствовал до 1157 г. Известны имена также нек-рых др. игуменов А. Р. м. древнейшего периода: Алексий (1157-1162), Мануил (с 1162), Моисей († 1187), Власий (с 1187). В 30-50-х гг. XII в. в мон-ре трудился доместик (регент хора) диак. Кирик , автор трактата, посвященного счету времени и основным понятиям юлианского календаря, и один из авторов «Вопрошания» к архиеп. Нифонту. В 1117-1119 гг. в А. Р. м. при прп. Антонии был возведен каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (сохранился), где впосл. покоились до обретения мощи прп. Антония. В 1127 г. построена ныне утраченная каменная трапезная церковь, что свидетельствует о существовании в обители общежительного устава. В 1365 г. свт. Алексием , архиеп. Новгородским, над зап. святыми вратами возведена надвратная Сретенская ц., разобранная в нач. XIX в. в связи со строительством на этом месте настоятельского корпуса. В 1386 г., при подходе войск св. блгв. кн. Димитрия Донского к Новгороду, А. Р. м. был сожжен новгородцами, затем восстановлен. Постройки мон-ря горели также в 1378, 1396, 1467 гг. В 1533-1536 гг. возведена трапезная Сретенская ц., после чего надвратная церковь была освящена во имя прп. Иоанна Лествичника. В сер. XVI в. рядом с Троицким собором сооружен храм, «иже под колоколы», во имя прп. Антония Великого, храм обрушился в 1804 г. и был разобран до основания (фундамент обнаружен при раскопках В. А. Булкина и Г. М. Штендера в 80-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/114056.html

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 1398 г. Описание: История Монастырь был основан в 1398 г. преподобным Саввой, Звенигородским чудотворцем, одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича. В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV в. до начала XVII в., второй — с середины XVII в. до XIX в. Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и кельи при нем. Площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась. Строились новые кельи, монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны. Около 1405 г. был сооружен белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Савва скончался 3 декабря 1406 г. Причислен к лику святых на Московском Соборе 1547 г. В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. Монастырь начал возрождаться при первом государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче. В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя прп. Сергия Радонежского (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения. В стенах обители находился т.н. больничный монастырь с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундамент которой сохранился. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные постройки.

http://patriarchia.ru/db/text/4195410.ht...

В 2012 году Святейший Патриарх посетит Болгарию, Кипр, Польшу и Иерусалим Москва, 24 апреля 2012 г. Когда-то в Варшаве было более 30 православных храмов, но в минувшем веке были уничтожены большинство из них. Храм прп Иоанна Лествичника Польской Правосланой Церкви - один из немногих уцелевших 24 апреля 2012 года, отвечая на вопросы журналистов в ходе презентации эстонского перевода книги Святейшего Патриарха Кирилла «Слово пастыря», митрополит Волоколамский Иларион, в частности, рассказал о предстоящих в нынешнем году визитах Его Святейшества в Поместные Православные Церкви. Как отметил владыка Иларион, в ближайшие дни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по приглашению Святейшего Патриарха Болгарского Максима посетит Болгарию. На июнь намечена поездка на Кипр, на август – в Польшу, а в ноябре предполагается поездка в Иерусалим. Говоря о том, почему план визитов в Поместные Православные Церкви не в полной мере следует диптихам, председатель ОВЦС подчеркнул: «Диптих не есть некий принцип, которым нужно руководствоваться во что бы то ни стало. Если учитывать, что в течение первых трех лет Предстоятельского служения Святейшему Патриарху Кириллу удалось в соответствии с диптихом совершить только три поездки, то для того, чтобы в таком же ритме и прежнем порядке объехать все Поместные Церкви, ему понадобилось бы четырнадцать лет. Например, следующая по порядку диптихов поездка в Иерусалим намечена на ноябрь, и в случае соблюдения упомянутого принципа она стала бы единственной поездкой такого рода в 2012 году». Поскольку приглашения от ряда Поместных Церквей были направлены еще несколько лет назад, Святейший Патриарх принял решение осуществлять поездки по мере того, как поступают приглашения, по возможности – в соответствии с юбилеями или памятными датами в жизни этих Церквей, сообщил глава Отдела внешних церковных связей. Коснувшись темы предстоящего в конце апреля визита в Болгарскую Церковь, митрополит Иларион уточнил, что в программу пребывания Предстоятеля Русской Православной Церкви в Болгарии входит посещение Софии и встреча с Патриархом Максимом и членами Священного Синода Болгарской Православной Церкви, беседы с руководством страны – Президентом, Премьер-министром, а также с бывшим Премьер-министром Болгарии царем Симеоном. Также в программу визита входит краткое посещение Пловдива и, в частности, возложение венка к памятнику воинам-освободителям, известному как «Алеша». Служба коммуникации ОВЦС 24 апреля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53126.html

Москва. Донской монастырь. Церковь Иоанна Лествичника. усыпальница Терещенко Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Лествичника Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1898. Адрес: 115419, Россия, город Москва, Донская площадь, 1, строение 17. Координаты: 55.71471, 37.602462 Проезд:Станция метро «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода из метро повернуть направо, пешком вдоль по улицы Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены — до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника построена в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для его семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь. Небольшой храм сооружен в русском стиле: центральный шатровый восьмерик фланкирован 4 меньшими подобными объемами, расположенными по сторонам света, диагональные углы основного объема оформлены бочками. Реставрация 1991–1992 гг. вернула церкви первозданный облик; был выполнен новый иконостас. Иоанна Лествичника, преподобного, в Донском монастыре церковь (Донская площадь, дом 1). Находится близ алтарной части Большого собора Донской иконы Божией Матери. Выстроена в 1897 г. как часовня-усыпальница И.Ф. Терещенко. К концу 1898 г. была перестроена в русском стиле XVII века в небольшую пятиглавую церковь, богато украшенную кокошниками, наличниками и карнизами. Сохранилось ее описание: «Три окна в алтаре, четыре в трапезе и четыре вверху, в восьмерике, дают много света… Иконы в иконостасе живописные по золотому фону; отделка масляной краской разными колерами деревянного иконостаса, соответствующая его тону церковная обстановка и местные подсвечники из фарфора имеют очень опрятный и изящный вид, который дополняется орнаментами по маслянному колерному фону во всем храме и стенной живописью в гранях сводов близ к восьмерику». Закрыли церковь в середине 1920-х годов. С 1994 г. в ней ведутся реставрационные работы. Комментарии и обсуждение Церковь Святого Иоанна Лествичника с пятью шатровыми главками воспроизводит формы московского посадского храма 17 века. Дата постройки: 1898 г.   Церковь прп. Иоанна Лествичника была построена на средства генерала Терещенко. В 1991-1992 годах в храме проведены реставрационные работы, которые вернули ему первозданный облик. К освящению храма был выполнен новый иконостас, вновь засияли краски росписей. В храме возобновлены богослужения. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04543

Московский Кремль: церковь Иоанна Лествичника (колокольня Ивана Великого) Описание: Центральное благочиние Московской епархии Архитектурный ансамбль колокольни «Иван Великий» состоит из столпа колокольни, Филаретовой пристройки, возведенной в 1635-36 гг. мастером Баженом Огурцовым, и Успенской звонницы начала XIX века (архитекторы Д.И. Жилярди, Л. Руска и И.В. Еготов). Первоначально на месте колокольни стояла церковь Иоанна Лествичника, построенная при Иване Калите в конце первой трети XIV в. Это был храм архитектурного типа «иже под колоколы». В 1505 г.  старая церковь была разобрана, и к востоку от нее приглашенным итальянским зодчим Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 г. При царе Борисе Годунове предположительно государевым мастером Федором Савельевичем Конем к двум ярусам колокольни был пристроен еще один, после чего колокольня приобрела современный вид и стала самым высоким зданием Москвы того времени. В 1812 г. французские оккупанты пытались взорвать ансамбль колокольни Ивана Великого при отступлении из Москвы. При этом здание было лишь слегка повреждено и в 1814-15 гг. восстановлено. В ХХ в. колокольня неоднократно реставрировалась. В 1918 г. колокольня и храм Иоанна Лествичника были закрыты. Сегодня на колокольне находятся колокола XVI- XIX вв., самые известные из них: Успенский (весом более 65 тонн, отлит в 1819 г.), Реут (Ревун, более 32 тонн, 1622 г.), Медведь (1501 г.), Лебедь (1775 г.), Корсунский (1554 г.), Голодарь и др. В 1992 г. в праздник Пасхи впервые после закрытия зазвонили колокола на колокольне Ивана Великого. В настоящее время колокольня используется по прямому назначению в дни больших церковных праздников, когда совершаются богослужения в кремлевских соборах, и по особым случаям. Храм в честь прп. Иоанна Лествичника не действует, в здании располагается музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197665...

Можайск. Лужецкий Ферапонтов монастырь. Церковь Ферапонта Белозерского. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Ферапонта Белозерского Год постройки:Между 1752 и 1753. Год утраты:приблизительно 1930 (разобрана) Адрес: Московская область, Можайский район, Можайск Координаты: 55.521528, 36.007991 Проезд:На территории Лужецкого Ферапонтова монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (в 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом. Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных. В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Свят. Патриарх Алексий II. Ныне рака с мощами великого угодника Божия находится в надвратной Преображенской церкви. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=45845

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010