Храм был назван в честь свв. вмцц. Варвары Илиопольской (память 4/17 декабря) и Анастасии Узорешительницы (память 22 декабря/4 января). Сведения о деятельности В.А. Татищевой, связанной с попечением о тюрьмах и заключенных, указывают на то, что наречение ее при постриге в монашество Анастасией состоялось в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. 28 февраля 1893 года Учрежденный собор Лавры обратился к епископу Дмитровскому Александру (Светлакову) за благословением на постройку нового здания больницы-богадельни в связи с тем, что Варваринский корпус стал слишком мал и неудобен в санитарном и гигиеническом отношении. По благословению митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) для строительства больницы было выбрано место в Пафнутьевском саду. Проект больнично-богаделенного комплекса был разработан архитектором А.А. Латковым, который был удостоен звания потомственного почетного гражданина Сергиева Посада за эту работу. Строительство комплекса продолжалось с 1893 по 1896 год. В 1893 году Учрежденным собором Лавры было решено перенести церковь свв. вмцц. Варвары и Анастасии из Варваринского корпуса во вновь строящуюся больницу-богадельню в Пафнутьевском саду. Еще до переноса церкви в больницу-богадельню к наименованию церкви было прибавлено имя св. мц. Акилины. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. 25 апреля 1893 года скончалась купчиха из г. Воскресенска Московской губернии Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила). Она была известной храмоздательницей, благотворившей Русскому Пантелеимонову монастырю на Афоне , московским Скорбященскому и Зачатьевскому монастырям, Головинскому монастырю в честь Казанской иконы Божией Матери близ Москвы и другим монастырям и храмам. 5 июня 1893 года ее душеприказчик, владелец типографии сергиево-посадский купец И.Е. Ефимов пожертвовал завещанные ею 10 000 руб. на устройство церкви в больнице-богадельне Лавры с условием, чтобы к именам свв. вмцц. Варвары и Анастасии было присоединено имя св. мц. Акилины, и в церкви ежедневно вместе с именем графини Варвары об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины. 11 ноября 1896 года Учрежденный собор Лавры испросил благословения у митрополита Сергия перенести иконостас Варваринской церкви в только что выстроенное здание больницы-богадельни. Здесь, на этаже под храмом прп. Иоанна Лествичника, устроили церковь-усыпальницу свв. вмцц. Варвары, Анастасии и св. мц. Акилины. В храме находилась икона прп. Сергия, написанная на верхней доске от деревянной раки Преподобного. В этой церкви отпевали усопших.

http://patriarchia.ru/db/text/5085494.ht...

13 января 1932 г. президиум Московского райсовета принял постановление ходатайствовать о сносе собора и использовании кирпича для нужд строительства района. Сносу собора помешала просьба потребсоюза о передаче храма для организации универмага. Храм был закрыт 10 июня, но универмаг там так и не открыли. Собор разграбили, колокольню взорвали. Осенью 2001 г. произошло чрезвычайно важное событие в истории монастыря – возвращены основные храмы и здания монастырского комплекса. Собор в честь Воскресения Словущего нуждался в полной реконструкции. Началась многолетняя, очень трудоемкая и дорогостоящая реставрационная работа. Храм стал постепенно возрождаться: были убраны все перекрытия, восстановлены оконные заполнения, устроена отопительная система. 30 декабря 2006 г. произошло освящение малых куполов собора. В очень короткие сроки были сооружены центральные купол и крест, освящение которых произошло 3 марта 2007 г. Заключительным этапом восстановления собора стали работы по его росписи. Внутреннее убранство храма целиком создано заново. 31 мая 2019 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Воскресения Христова. Авторами проекта стали архитекторы Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлер. Чертежи и сметы были направлены из Духовной консистории в Строительное отделение Министерства Внутренних дел в мае 1891 года. 17 14 июля проект был Высочайше утвержден. Колокольня была заложена 19 июля 1891 года. Проект был рассмотрен 1 августа 1891 года в Техническо-строительном комитете и предварительно сооружение колокольни было признано одобрительным. Проект предусматривал возведение мощного четверика главных ворот с арочным проездом, задуманного как воротная башня каменной крепости. Над воротами возвышалась колокольня, в которой размещался надвратный храм во имя Прп. Исидора Пелусиота. Прототипом для архитектурного, в том числе и конструктивного, решения колокольни стала колокольня с храмом Иоанна Лествичника в Московском Кремле. Замысел, объединяющий высокую древнерусскую колокольню с крепостной башней, позволил придать монастырской ограде традиционный облик стены Горнего Града, воплотить на новом месте образ излюбленной в С.-Петербурге многоярусной колокольни, напомнив о первой колокольне Смольного монастыря, и завершить начатый в середине XIX в. ансамбль строений по Забалканскому проспекту стилистически близкой абсолютной доминантой.

http://sobory.ru/article/?object=05264

В 1528 г. повелением архиеп. Новгородского свт. Макария , запретившего совместное проживание иноков и инокинь, обитель становится женской и возглавляется игумениями. Согласно Дозорной книге Софийской стороны 1586 г., Петропавловской ц. (о мон-ре в документе не говорится) принадлежал фруктовый сад «на Петровской улице от Деревяного города по левой стороне» длиной 72 саж. с более чем 300 деревьями, с примыкающей пашенной землей длиной 43 саж. и участком в 11 саж. (Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в.: Сб. док-тов/Сост.: К. В. Баранов. СПб., 2001. С. 68). По писцовой книге 1623 г., строительница Н. П. м. с сестрами владела землями в «Алексеевском заполье» за Окольным («Деревяным») городом (Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов/Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003. С. 39). По Новгородской росписи 1615 г., в мон-ре имелись Петропавловский собор и деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной: «Монастырь девич, а в нем храм камен Петр и Павел, трапеза древяна, а в ней храм Никола чюдотворец» ( Анкудинов. 2008. С. 374). Т. о., мон-рь жил по общежительному уставу (вероятно, введенному вслед. реформ в отношении новгородского монашества при Новгородском свт. Макарии). В росписи отмечалось, что все указанные в ней церкви и мон-ри «вызжены и разорены» (Там же. С. 382). В ходе швед. оккупации Новгорода (1611-1617) Никольский храм был разобран, кельи и ограда утрачены. Каменный Петропавловский собор также пострадал; в нем сохранились 6 местных икон, напрестольное Евангелие и еще 5 книг, к-рые, по словам инокинь, были выкуплены «у немец», т. е. у шведов. В дальнейшем Н. П. м. оставался одной из наименее обеспеченных новгородских обителей. Он содержался на незначительные доходы от земли и покосов при недостаточном количестве имеющихся вотчин и вкладов. В 1669 г. было осуществлено 2 ремонта соборной Петропавловской ц., 3-й ремонт произведен в 1699 г. по указу новгородского воеводы П. М. Апраксина. 19 авг. 1691 г. Н. П. м. был приписан к Воскресенскому женскому монастырю на Мячине, но вскоре снова обрел самостоятельность. Согласно монастырским ведомостям 1722 г., в Н. П. м. проживали 15 инокинь и строительница Агафия, в 1738 г.- 5 монахинь с настоятельницей инокиней Мариной. В это время кроме монастырской ц. Петра и Павла имелась теплая деревянная ц. во имя прп. Иоанна Лествичника. Строительница Агафия писала в Сенат в 1728 г., что экономическое положение обители очень тяжелое, строения мон-ря обветшали, а на ремонт средств не имеется, поскольку «за тем монастырем крестьянства и вотчин не имеется, живут они без жалования и получают едва дневную пищу и ходят по миру...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 391. Л. 1; цит. по: Секретарь. 2011. С. 224).

http://pravenc.ru/text/2577783.html

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Сретенский храм стоял на землях, принадлежащих роду помещиков Хоненевых, и, повидимому, особо почитался ими. Здесь были их родовые могилы 18-19 веков. Сохранились надгробные плиты: Александр Семенович († 1787 г.), бригадир лейб-гвардии Преображенского полка; брат с сестрой Николай († 1845 г.) и Екатерина († 1855 г.) Александровны. А после того как Екатерина Александровна Хоненева (1788-1855 гг.) вышла замуж за князя Ивана Семеновича Храповицкого (1786-1864 гг.), тайного советника, столичного жителя, то и Храповицкие с их приближенными выбирали местом своего упокоения погост при храме Сретения Господня. В холодном храме за правым клиросом покоится И. С. Храповицкий. Над могильной плитой висела икона прп. Иоанна Лествичника с надписью " 17 февраля 1864 года " . Управляющий имением Храповицкого Александр Львович Воронов, скончавшийся в 1908 году в Петербурге, завещал перенести прах его на погост Сретенского храма. В 19 веке приход состоял из села Ново-Николаевского и сельца Муромцева (4 км), а также деревень: Травинки (2 км), Жукова (3 км), Степанова (1 км), Горок (1 км), Галанина (4 км), Малиновки (4км), Передела (7 км), Большой и Малой Артемовки (13 км), Райков (2 км). По клировым ведомостям во всех этих поселениях числилось 387 дворов, в них было 1386 человек мужского и 1494 женского пола. В середине 19 века в с. Ново-Николаевском было 6 дворов. С 1868 года в селе была земская народная школа, в которой числилось 64 ученика. В церковной библиотеке хранилось Евангелие печатью 1654 года с подписью: " сию книгу приложил из Володимера соборной церкви... Николе Чудотворцу поп Матвей Семенов с детьми своими " . Другое Евангелие 1766 года с надписью " сие Евангелие сделано старанием контрадмиральши вдовы Анны А. Жидовиновой в 1768 г., приложено к церкви погосту Николы Новаго " . Была Минея месячная с надписью: " вклад Марфы Петровны Хоненевой 1761 года " .

http://sobory.ru/article/?object=06164

Четки даны для того, чтобы не забывать творить молитву. Во время службы должно слушать, что читают, и перебирать четки с молитвой: «Господи, помилуй», а когда не слышно (чтения), то: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» (прп. Амвросий, 4). Оттого дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда (прп. Амвросий, 4). Ко всем службам ходить тебя не обязую за немощи, а последний день постарайся быть в церкви. Стоять – стой, сколько позволяют силы. А сверх сил – даже грех (прп. Анатолий, 18). В церковь ко всякой службе спеши прийти до начала и до конца не уходи, иначе не получишь в помощь Божией благодати и будешь всегда с окаменелым нечувствием сердца. Во время службы старайся ничего из читаемого и поемого не пропускать, иначе будешь рассеянна (прп. Иосиф, 19). Если когда по послушанию или по немощи телесной упустишь службу или правило, то не надо смущаться, а только покаяние приноси, да понуждай себя по силе (прп. Иосиф, 19). Писать подробно следует, сколько пропустила служб и пятисотниц. Через это и сама внимательнее будешь, да, может быть, иногда значительное количество пропущенного в страх или в сокрушение приведет (прп. Иосиф, 19). Если по лености не пойдешь к службе, тогда надо каяться и оставлять свою леность. А если по послушанию, то вычитывать не надо, послушание заменяет службу, только во время послушания хорошо бы молитву про себя творить (прп. Иосиф, 19). У преподобного Иоанна Лествичника спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или удаляется от Него?» Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки – хороши они или нет: когда, например, начинает гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные предметы начинают издавать дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче. Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурной запах или менять свой вид. На это вопрос святой отец ответил: «Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб». Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь , сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Каменная Успенская церковь была разобрана весной 1908 года, ее камень использовали для фундаментов нового собора. 15 июня 1908 года состоялась его закладка, и 15 августа 1910 года Владыка Агафангел, архиепископ Рижский и Митавский, совершил великое освящение храма и главного престола в честь Успения Пресвятой Богородицы. Южный придел в честь прп. Иоанна Лествичника (небесного покровителя И. Ф. Терещенко) и прп. Серафима Саровского был освящен 26 сентября 1910 года. Четырехстолпный, пятиглавый, трехпрестольный собор решен в крестово-купольных конструкциях. Интерьер украшают три иконостаса и киоты с иконами, выполненные в едином стиле (эклектика 19 века). Роспись стен выполнена позже, во второй половине 20 века. Проект пятиглавого храма, выдер­жанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами.  Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке. Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского. Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном до самой его кончины.

http://sobory.ru/article/?object=05398

По проектам Г. была выполнена роспись ц. прп. Василия Исповедника в Новой Деревне за Рогожской заставой (1903; перестроена; роспись не сохр.), резной иконостас в стиле московского Успенского собора и роспись в домовой церкви в имении кн. Ширинского-Шихматова при ст. Академическая Николаевской железной дороги (1903), отремонтированы колокольня и трапезная, выполнена ее роспись, установлен мраморный иконостас в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Бутырках (1908, совр. адрес.: Бутырская ул., 50; зап. часть трапезной разрушена). Наиболее значительная постройка Г.- храм-колокольня Рогожского кладбища в Москве, символический памятник, сооруженный в ознаменование распечатывания алтарей старообрядческих храмов. В архитектурном конкурсе (1906, всего поступило 28 работ) проект Г. был удостоен II премии и избран для осуществления (проект 1906-1908; закладка 20 апр. 1908; строительство 1908-1909, совместно с архит. З. И. Ивановым; освящена 18 авг. 1913). В облике колокольни, выполненной Г. «по-старинному» и ориентированной на архитектуру церкви-колокольни во имя Иоанна Лествичника (Иван Великий) с примыкающими к ней звонницами в Москве, колокольни Новоиерусалимского мон-ря и соответственно храма Гроба Господня в Иерусалиме, была возрождена идея воссоздания образа св. мест, предпринятая ранее Борисом Годуновым и патриархом Никоном. Др. прототипы памятника - Золотые ворота К-поля, Киева, Владимира, восходящие к Золотым воротам Иерусалима, храмы Москвы и Владимиро-Суздальской Руси. Это столпообразная 4-ярусная постройка высотой ок. 80 м, имеет боковые, увенчанные главками на барабанах объемы, непосредственно отсылающие к архитектуре иерусалимского прототипа. 3 первых яруса - прямоугольные в плане, 4-й - 8-угольный. В 1-м ярусе располагалась ц. в честь Воскресения Христова (в наст. время - Успения Пресв. Богородицы) с полукруглой апсидой с востока и крытой папертью с запада; во 2-м ярусе - помещения ризницы и б-ки; 3-й и 4-й - ярусы звона; постройка увенчана куполом на барабане, напоминающим завершение церкви-колокольни Иоанна Лествичника и равным ему по диаметру. Фасады колокольни, апсида, барабаны главок украшены аркатурными поясами, поребриком. Центральная арка нижнего яруса звона имеет фестончатый силуэт; над ней - рельеф с изображением «неясыть-птицы» (пеликана, кормящего своим телом и кровью птенцов), символа Христа; архивольт арки поддерживают рельефные изображения райских птиц алконоста и сирина.

http://pravenc.ru/text/166237.html

Храм святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского — Патриаршее подворье на Волжском г. Москвы — первый храм в столичном районе Текстильщики. Благотворитель храма: ПАО ГМК «Норильский никель». Архитектор: А.Н. Трофимов. Проектировщики: ОАО «Владимирреставрация», «Моспроект-3». Храм возведен в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Архитектура храма выполнена в древнерусском стиле эпохи Владимиро-Суздальской Руси. Прототипом церкви стал Успенский собор г. Владимира. Аркатурно-колончатый пояс на центральном и боковых барабанах, «оконца» на фасадах, порталы на входах, множество апсид, колонн и арок, белый цвет храма — все это повторяет черты зодчества, присущего эпохе князя Андрея Боголюбского. Патриаршее подворье было учреждено в 2013 году, ответственным за строительство был назначен иерей Кирилл Краев. В 2014 году отец Кирилл был назначен настоятелем строящегося храма. Осенью 2014 года началось строительство временной деревянной церкви в честь св. Андрея Боголюбского. 7 января 2015 года в храме была отслужена первая Литургия. 18 марта 2015 года чин малого освящения церкви совершил управляющий Юго-Восточным московским викариатством епископ Воскресенский Савва . В 2017 году началось строительство каменного храма и дома причта. В июне 2019 года храм и дом причта были сданы в эксплуатацию. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси  Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь.

http://patriarchia.ru/db/text/5547688.ht...

Театр был построен по проекту реконструкции существующего здания храма. Как следует из архивных и иных документов здание церкви никогда не сносилось, а только приспосабливалось для очередного пользователя. Несущие стены здания, составляющие объем храма, сохранены. В конце XX века в Ростове-на-Дону стал обсуждаться вопрос о возможном восстановлении Благовещенской церкви и переносе театра кукол в другое место. Однако эта идея не нашла большой поддержки, и тогда было решено возвести неподалеку новый храм. В 2003 году для строительства церкви был выделен земельный участок возле Донской публичной библиотеки. Автором проекта храма стал архитектор Г.А. Шевченко. 22 сентября 2007 года  архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон  совершил чин освящения закладного камня в основание нового храма. Первое богослужение состоялось 7 апреля 2011 года. В январе 2014 года были завершены основные строительные работы. 12 октября 2014 года на купола храма были установлены кресты.  Современный храм Благовещения Пресвятой Богородицы выполнен в неовизантийском стиле. Одна из его особенностей — так называемая византийская кладка: стены сделаны из перемежающихся каменных и керамических кирпичей, создающих красивые узоры. К работам по строительству и внутреннему убранству храма были привлечены лучшие мастера и специалисты из университетов, монастырей и церковных мастерских России и Греции, в том числе со Святой Горы Афон. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь.

http://patriarchia.ru/db/text/5519685.ht...

На выставке будут представлены многочисленные сюжеты из Патриаршего собора в честь Воскресения Христова (главный храм Вооруженных сил Российской Федерации), картины и репродукции в натуральную величину росписей и икон Храма Христа Спасителя, Успенского собора в Дмитрове, воинского храма Феодора Ушакова в Южном Бутово. К этому далеко не полному перечню исторических и духовных произведений Василия Нестеренко следует добавить многочисленные портретные произведения, натюрморты и пейзажи, передающие восхищение художника красотой и мощью природы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Василий Нестеренко — художник-патриот, чье творчество близко подавляющему большинству россиян. Его искусство призывает к добру, воспевает красоту, помогает заглянуть внутрь себя и попробовать ответить на вечные вопросы: что есть добро и зло, к чему должен стремиться каждый человек и во что верить.  Василий Нестеренко — академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, член Союза художников России. Более 15 лет посвятил творческим поездкам на Камчатку и Курилы, в Якутию и Амурский край, на Байкал и в Саяны, в Приэльбрусье и на Алтай, в Крым, на Белое море и Новую Землю. Выставка продлится с 11 мая по 25 июня 2023 года, время работы с 12.00 до 22.00. 11 мая состоится торжественное открытие выставки. Начало в 16.00. Требуется предварительная регистрация. Адрес: Центральный выставочный зал «Манеж», Манежная пл., д.1. Аккредитация для СМИ: +7 977 530-14-93 (Бондарева Оксана Владимировна), gallerynesterenko@culture.mos.ru. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 .

http://patriarchia.ru/db/text/6023241.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010