Строительство больницы-богадельни было осуществлено в 1893 – 1896 годах. В августе 1894 года было принято решение об устройстве также каменной ограды вокруг строящегося комплекса, «для безопасности и благоприличия. На северо-западном углу для крепости предположена малая башня, а на средине северной ее части – флигель для отдельного помещения заразных больных, примерно на 10 человек». Проект ограды и инфекционного корпуса составлен также А. А. Латковым. К началу 1895 года здание больницы с церковью посередине его во имя прп. Иоанна Лествичника было построено вчерне и 18 февраля Учрежденный собор просит благословения Высокопреосвященного Сергия, митрополита Московского и Коломенского на устройство в храме прп. Иоанна иконостаса по проекту А. Латкова. Иконостас предполагалось соорудить из дерева, одноярусный, сплошь позолоченный. На царских дверях должны были быть изображены: Благовещение и четыре евангелиста, по сторонам от царских врат – Спаситель и Божия Матерь, на северной и южной дверях – соответственно Архангелы Михаил и Рафаил, у южной стены – храмовая икона Иоанна Лествичника, а у северной – явление Богоматери прп. Сергию. Стоимость иконостаса обошлась в 2 500 рублей. Иконостас церкви прп. Иоанна Лествичника и некоторая церковная утварь были устроены на средства благотворителей. 23 февраля 1895 года Высокопреосвященный Сергий (Ляпидевский) благословил «по приложенному рисунку иконостас поставить». В мае 1895 года были закончены работы по отоплению и вентиляции. Для отопления здания были поставлены два трубчатых паровых котла фирмы А. В. Бари. В 1896 году 30 октября, Учрежденный собор доложил митрополиту Сергию о том, что «начатое в 1893 году новое при Лавре трехэтажное здание больницы-богадельни с церковью внутри посередине, в настоящее время вполне окончено, помещения все отделаны, некоторые из них уже занимаются братиею, и самая церковь вполне готова к освящению, имея все необходимые для сего принадлежности. Днем же освящения Учрежденный собор полагал бы назначить 10 ноября сего года».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_п...

Б. Никитская, 13 Большой зал консерватории С. Прокофьев, Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев, Концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьев, Симфония Олли Мустонен (фортепиано) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Москва Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей Талдомская, 4 Камерный хор «Пектораль» Камерный хор «Пектораль» (Киев) Художественный руководитель и дирижер — Андрей Карпинец Москва МГУ им. М.В. Ломосонова Воробьевы горы Благотворительный концерт С. Барбер, Адажио для струнного оркестра Д. Шостакович, Симфония Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Липецк Концертный зал Липецкой областной филармонии Фрунзе, 7а Мастер-класс Ларисы Гергиевой для солистов Липецкой филармоний Москва Успенский собор Московского Кремля Соборная пл. Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря Регент — Георгий Сафонов Москва Храм Иоанна Лествичника в Кремле (колокольня «Иван Великий») Соборная площадь Храм Иоанна Лествичника в Кремле Липецк Концертный зал Липецкой областной филармонии Фрунзе, 7а Русские романсы и оперные шедевры западноевропейских композиторов Академия молодых певцов Мариинского театра Художественный руководитель — Лариса Гергиева Электросталь Центр культуры АНО КСК «Кристалл» Карла Маркса, 9 Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК Сводный хор гимназистов Свято-Алексеевской пустыни (Сергиев Посад) Художественный руководитель и дирижер — Лидия Илюшина Москва Концертный зал им. П.И. Чайковского Триумфальная пл. 4/31 Концертный зал им. П.И. Чайковского Г. Берлиоз «Фантастическая симфония» Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Москва Храм Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине Столешников пер., 2 Камерный хор «Пектораль» (Киев) Художественный руководитель и дирижер — Андрей Карпинец Москва Храм прп. Марона Пустынника в Старых Панех Б. Якиманка,32 Храм прп. Марона Пустынника в Старых Панех Москва Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке

http://e-vestnik.ru/db/15_aprelya-9_maya...

Комплекс больницы-богадельни в Троице-Сергиевой лавре. 1893–1896 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 90-х гг. XIX в. Л. стал архитектором Троице-Сергиевой лавры и занимал эту должность до 1915 г. Первой его постройкой в Сергиевском посаде (ныне г. Сергиев Посад) стал 3-этажный странноприимный дом лавры (1892), возведенный к 500-летию кончины прп. Сергия Радонежского, со сдержанным декором в «кирпичном стиле». В 1893-1896 гг. к западу от лавры Л. выстроил комплекс больницы-богадельни для братии, живописно расположенный на участке с неровным рельефом местности. Он включает главное здание, соединенное с мон-рем переходным, или мастеровым, корпусом, длиной 147 м, 2-этажный корпус для инфекционных больных и ограду больничной территории. Главное здание богадельни (ныне семинарский корпус МДА) являлось огромным для своего времени (ок. 77×17 м); оно повторяет рельеф холма, на котором расположено: имеет 3 этажа с запада и 4 - с востока. Представляет собой симметричный объем с центральным ризалитом и боковыми крыльями. Юж. крыло занимала больница, северное - богадельня, на верхних этажах центральной части расположена двусветная ц. во имя прп. Иоанна Лествичника. Кубический одноглавый храм с единственной апсидой представляет собой самостоятельный объем, выступающий из плоскости вост. фасада. Поперечная ось здания выделена на зап. фасаде завершающей его композицией из 5 главок и шатровым крыльцом. Для декора постройки характерны мотивы рус. зодчества XVII в. (аркатура, кокошники, висячие гирьки, архивольты с перехватами). Иконостас для ц. прп. Иоанна Лествичника спроектировал Л., роспись выполнил иконописец Н. М. Сафонов (1901, утрачена). Под храмом размещались аптека и ц. во имя великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины (1901). С постройкой больницы-богадельни старцы и немощные иноки лавры получили удобное и спроектированное с учетом последних новшеств в больничном строительстве жилье, которое давало возможность посещать богослужения, не покидая здание. В длинном переходном корпусе (1895-1896) располагались монастырские службы, типография и мастерские. Здание стоит над оврагом и в зависимости от его глубины имеет разную этажность (1-3 этажа). Композиционным центром постройки стали ворота с башнями в восточной части, построенные в духе средневек. крепостных сооружений. Больничный комплекс с запада от лавры и странноприимный дом с юго-востока связала кирпичная ограда с 8-гранными шатровыми башенками (1898), охватывающая и монастырский Пафнутьев сад.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

29 июля 1901 года церковь была освящена казначеем Лавры архимандритом Никоном (Рождественским). На одной из диаконских дверей иконостаса храма прп. Иоанна Лествичника был изображен архангел Рафаил. Возможно, это было связано с просьбой купца И.Е. Ефимова, который мог испросить благословение на изображение архангела Рафаила в память небесного покровителя А.А. Смирновой в тайном монашестве. Монахиня была Рафаила погребена напротив алтаря собора Всемилостивого Спаса московского Скорбященского монастыря. В Казанском Головинском монастыре в память об Акилине Алексеевне после 1893 года был возведен больничный корпус с храмом в честь св. мц. Акилины — ее небесной покровительницы. В богослужебном цикле московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря 13/26 июня обозначен как день празднования св. мц. Акилины — небесной покровительницы А.А. Смирновой. Соотнесение информации архивных документов и исторических трудов, посвященных истории Лавры и ее архитектурных памятников, с биографическими сведениями об устроительницах церкви, опубликованными в Интернете, дает возможность точно установить, что церковь была освящена в честь свв. вмцц. Варвары Илиопольской (ок. 306; память 4/17 декабря), Анастасии Узорешительницы (ок. 304; память 22 декабря/4 января) и св. мц. Акилины (293; память 13/26 июня). В эпоху революционных перемен больнично-богадельный корпус, как и все здания архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры, был национализирован и передан органам советской власти. Храм прп. Иоанна Лествичника и церковь свв. вмцц. Варвары, Анастасии и св. мц. Акилины были управзднены. 15 января 1919 года в больнице-богадельне открылся сыпно-тифозный госпиталь, а в 1921 году — лечебница, в которой через два года открылось хирургическое отделение, в последующие годы в здании располагалась Загорская районная больница. Распоряжением Совета министров СССР больнично-богадельный корпус в 1986 году был передан Московской Патриархии для размещения в нем Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/5085494.ht...

Юнкера вели строгую благочестивую жизнь, выделяясь особым религиозно-нравственным настроем, и получили прозвище «товарищи-монахи»; они изучали творения святителей Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Лествичника, сб. «Добротолюбие», а также труды С.-Петербургского митр. Михаила (Десницкого) . Законоучитель уч-ща и настоятель Михаило-Архангельской ц. прот. А. И. Малов заподозрил друзей, желавших по инициативе Брянчанинова бороться с греховными помыслами и еженедельно принимать Св. Тайны, в «политических замыслах» и масонстве. После этого оба друга вынуждены были сменить духовника. Каждое воскресенье они стали тайно исповедоваться и причащаться в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамского подворья на Мясной ул., 9 (не сохр.). Один из старцев подворья мон. Серафим (Козлов; с 1834 г.- иеромонах, насельник Троице-Сергиевой пуст., с 1838 г.- строитель Череменецкого во имя апостола Иоанна Богослова монастыря ) сказал друзьям: «Здесь вы не удовлетворите души вашей, а… есть в Невском монастыре ученики отца Леонида, старца опытного и получившего образование монашеское от учеников старца Паисия Молдавского, они вам лучше укажут путь» ( Соколов. 1915. Ч. 1. С. 66). По воспоминаниям М., они обычно с 7 до 13 ч. проводили время в классах училища. По возвращении, скромно отобедав, отправлялись к вечерне в Александро-Невскую лавру , где после богослужений заходили для беседы и исповедования помыслов к ученикам прп. Леонида (Наголкина, в схиме Льва): иером. Аарону (Марякину; 1780-1844), казначею лавры, духовнику иером. Афанасию или монахам Харитону и Иоанникию (Бочарову, в схиме Леониду; 1783-1853), с 1834 г. насельнику Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . По окончании юнкерских классов Брянчанинов и Чихачёв поселились вместе на Невском проспекте в доме И. Ф. Лопатина, ежедневно посещали раннюю литургию в лавре, строго соблюдали посты, избегали увеселений. Друзья «совещались с иноками как с духовными отцами обо всем, что касается внутреннего монашеского делания, исповедовали свои помыслы, учились, как охранять себя от страстей, греховных навыков и преткновений» (Жизнеописание еп. Игнатия. 2002. С. 35-36). Сведения о друзьях дошли до митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) , к-рый после беседы с Брянчаниновым разрешил иером. Афанасию исповедовать молодых офицеров. Сам прп. Леонид (Наголкин) весной 1826 г. остановился в лавре, где с ним в присутствии о. Иоанникия общался Брянчанинов. После этой встречи Дмитрий сказал М. В. Чихачёву, что принял решение просить отставки и искать спасения в уединении, но начальством был направлен в Динабургскую крепость (совр. Даугавпилс). В Инженерном училище еще в 30-х гг. XIX в. ощущалось влияние кружка любителей и почитателей «святости и чести», который в шутку именовался «сектой Брянчанинова», но оно приобрело более секулярный характер.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

В мае 1893 года Учрежденный собор испрашивает и получает разрешение на постройку нового здания в Сергиево-Посадской городской управе, после чего собственно и были начаты строительные работы. Через месяц - 13 июня 1893 года - при викариатстве епископа Александра Дмитровского и настоятельстве Московского митрополита Леонтия (Лебединского) произошла закладка нового здания. Вот что сообщают «Московские Церковные Ведомости»: «13 июня в Троице-Сергиевой Лавре после литургии состоялась закладка громадного здания, предназначенного под богадельню престарелой братии и больницу. В здании будут две церкви: во имя прп. Иоанна Лествичника и во имя свв. мучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Закладку совершал наместник Лавры архимандрит Павел в сослужении с архимандритами Никоном и Товиею и иеромонахом Досифеем. По совершении закладки провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне императрице, Наследнику Цесаревичу, митрополиту Леонтию и архимандриту о. Павлу, по мысли которого строится это редкое по своим размерам здание. Стечение народа на закладке было громадное». Еще до совершения закладки здания больницы, 5 июня 1893 года, редактор «Троицких листков» архимандрит Никон (Рождественский) получил письмо от владельца типографии Ивана Ефимовича Ефимова, который более 16 лет печатал издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Глубоко сочувствуя доброму делу, которое предпринято Лаврою Преподобного Сергия с целью успокоить немощную братию в богадельне и врачевать приходящих на поклонение Преподобному Сергию богомольцев прилагаю при сем 5%-й банковский билет в 10 000 рублей..., как мое пожертвование на храм при оных богоугодных заведениях с тем, чтобы к именам великомучениц Варвары и Анастасии было присоединено имя мученицы Акилины, и во-вторых, в оном храме ежедневно, вместе с именами графини Варвары (Татищевой) об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины». Указом Учрежденного собора от 9 июня 1893 года пожертвование И. Е. Ефимова было принято и просьба исполнена, о чем мы видим свидетельство в сообщении «Московских Церковных Ведомостей» о совершении закладки нового здания больницы-богадельни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_п...

В мае 1893 г. Учрежденный собор испрашивает и получает разрешение на постройку нового здания в Сергиево-Посадской городской управе, после чего собственно и были начаты строительные работы. Через месяц - 13 июня 1893 г. - при викариатстве епископа Александра Дмитровского и настоятельстве Московского митрополита Леонтия (Лебединского) произошла закладка нового здания. Вот что сообщают «Московские Церковные Ведомости»: «13 июня в Троице-Сергиевой Лавре после литургии состоялась закладка громадного здания, предназначенного под богадельню престарелой братии и больницу. В здании будут две церкви: во имя прп. Иоанна Лествичника и во имя свв. мучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Закладку совершал наместник Лавры архимандрит Павел в сослужении с архимандритами Никоном и Товиею и иеромонахом Досифеем. По совершении закладки провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне императрице, Наследнику Цесаревичу, митрополиту Леонтию и архимандриту о. Павлу, по мысли которого строится это редкое по своим размерам здание. Стечение народа на закладке было громадное». Еще до совершения закладки здания больницы, 5 июня 1893 г., редактор «Троицких листков» архимандрит Никон (Рождественский) получил письмо от владельца типографии Ивана Ефимовича Ефимова, который более 16 лет печатал издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Глубоко сочувствуя доброму делу, которое предпринято Лаврою Преподобного Сергия с целью успокоить немощную братию в богадельне и врачевать приходящих на поклонение Преподобному Сергию богомольцев прилагаю при сем 5%-й банковский билет в 10 000 рублей…, как моё пожертвование на храм при оных богоугодных заведениях с тем, чтобы к именам великомучениц Варвары и Анастасии было присоединено имя мученицы Акилины, и во-вторых, в оном храме ежедневно, вместе с именами графини Варвары (Татищевой) об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины». Указом Учрежденного собора от 9 июня 1893 г. пожертвование И.Е. Ефимова было принято и просьба исполнена, о чем мы видим свидетельство в сообщении «Московских Церковных Ведомостей» о совершении закладки нового здания больницы-богадельни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://sobory.ru/article/?object=04149

К 1764 г., при строительнице Наталии, мон-рь содержал себя за счет 22 четвертей пахотной земли и сенокосных угодий на 400 копен. При утверждении штатов в указанном году Н. П. м. был упразднен как безвотчинный. Петропавловский храм обращен в приходский и вскоре приписан к Воскресенскому мон-рю на Мячине. В кон. XVIII в. деревянная ц. прп. Иоанна Лествичника и др. деревянные постройки были разобраны за ветхостью. В XIX в. при Петропавловской ц. было открыто городское кладбище. Реликвии В юго-зап. углу Петропавловской ц. находилась медная побеленная рака над мощами под спудом прп. Харитины , кнж. Литовской. Из сохранившейся надписи-граффити на стене храма известно, что она была настоятельницей Н. П. м. и скончалась 5 окт. 1492 г. (дата может быть неточной из-за 2 последних недописанных цифр). Тем не менее мощи преподобной не указаны в 2 росписях «новгородской святыни», относящихся ко времени митр. Киприана (Старорусенкова (Старорусенникова)) (1626-1634) ( Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 218-224). В ризнице обители хранилось Евангелие 1721 г., пожертвованное генерал-адмиралом Ф. М. Апраксиным. Церковь во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище Церковь во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище, памятник архитектуры кон. XII в., сохранилась, несмотря на нек-рые перестройки, почти в полном объеме. Она представляет собой 4-столпный 3-апсидный одноглавый храм с 3 порталами, позакомарным покрытием и лестницей на хоры в зап. стене. Церковь выстроена на булыжном фундаменте почти целиком из тонкого кирпича (плинфы) с поочередно заглубленными и выступающими рядами, что сближает ее с киевскими храмами кон. XI в. и полоцкими XI-XII вв. Не исключено, что строили церкви мастера, приглашенные из Юж. Руси. Вероятно, при восстановлении после швед. оккупации стены, столпы, арки и своды укрепили кирпичными прикладками, к-рые существенно исказили облик интерьера, затеснили пространство (прикладки датируются по возрасту строительного материала в широких пределах - XVI-XVII вв., возможно даже XV в.). Предположительно в этот же период устроено межэтажное перекрытие, уничтожены хоры, сделаны крыльца, ведущие на 2-й этаж. В кон. XVIII-XIX в. храм перестраивался: один боковой портал заложен, др. превращен в окно, мн. древние окна заложены или переделаны, пробиты новые широкие проемы, стены надложены, устроены карниз и 4-скатная кровля.

http://pravenc.ru/text/2577783.html

21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

О. придерживалась правил полного нестяжания и воздержания, с терпением и любовью управляла обителью, обладала красноречием и даром убеждения. Она также имела прекрасную память, читала наизусть Псалтирь и отрывки из Свящ. Писания. За 15 лет, в течение к-рых она управляла обителью, Арзамасская община стала широко известна по всей России. О. была наставницей 5-й и 7-й настоятельниц общины, Марфы (Пирожниковой) и Варвары (Вильронд), среди ее духовных чад был прп. Антоний (Медведев; впосл. архимандрит Троице-Сергиевой лавры ). В 1821 г. был перестроен и украшен Вознесенский храм с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. О. не только подготовила план перестройки и заранее собрала необходимые материалы, но и руководила работами, побудив сестер личным примером помогать в строительстве. 6 июня 1821 г. было получено разрешение на перестройку храма от епархиального начальства, а 28 авг. в новоосвященном храме уже совершались богослужения ( Четыркин. 1887. С. 68). При О. усердием благотворителей в Вознесенском храме помимо главного было устроено 5 приделов (еще 2 придела в 1841-1842, во время настоятельства Марфы (Пирожниковой)). О приобрела для общины часть Животворящего Креста Господня и 35 частиц мощей, которые хранились в Вознесенском храме в ковчеге, пожертвованном обители шуйским купцом В. М. Киселёвым. За время ее настоятельства на территории общины были построены 3 каменных корпуса, один из них - на средства ее отца. Также при О. в 1825 г. на пожертвования московской купчихи П. И. Мухиной был возведен больничный корпус, в вост. крыле к-рого располагалась церковь с 2 престолами: главный, во имя прп. Иоанна Лествичника и вмц. Варвары, освящен в 1826 г., придельный, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», освящен в 1827 г. Вокруг обители была возведена каменная стена с 5 башнями (северная и восточная стороны не окончены), а также устроены деревянная мельница и колодец, приобретены участки земли для огородов. В 1827 г. О. просила разрешения Нижегородского и Арзамасского еп.

http://pravenc.ru/text/2578319.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010