Строительство больницы-богадельни было осуществлено в 1893 – 1896 годах. В августе 1894 года было принято решение об устройстве также каменной ограды вокруг строящегося комплекса, «для безопасности и благоприличия. На северо-западном углу для крепости предположена малая башня, а на средине северной ее части – флигель для отдельного помещения заразных больных, примерно на 10 человек». Проект ограды и инфекционного корпуса составлен также А. А. Латковым. К началу 1895 года здание больницы с церковью посередине его во имя прп. Иоанна Лествичника было построено вчерне и 18 февраля Учрежденный собор просит благословения Высокопреосвященного Сергия, митрополита Московского и Коломенского на устройство в храме прп. Иоанна иконостаса по проекту А. Латкова. Иконостас предполагалось соорудить из дерева, одноярусный, сплошь позолоченный. На царских дверях должны были быть изображены: Благовещение и четыре евангелиста, по сторонам от царских врат – Спаситель и Божия Матерь, на северной и южной дверях – соответственно Архангелы Михаил и Рафаил, у южной стены – храмовая икона Иоанна Лествичника, а у северной – явление Богоматери прп. Сергию. Стоимость иконостаса обошлась в 2 500 рублей. Иконостас церкви прп. Иоанна Лествичника и некоторая церковная утварь были устроены на средства благотворителей. 23 февраля 1895 года Высокопреосвященный Сергий (Ляпидевский) благословил «по приложенному рисунку иконостас поставить». В мае 1895 года были закончены работы по отоплению и вентиляции. Для отопления здания были поставлены два трубчатых паровых котла фирмы А. В. Бари. В 1896 году 30 октября, Учрежденный собор доложил митрополиту Сергию о том, что «начатое в 1893 году новое при Лавре трехэтажное здание больницы-богадельни с церковью внутри посередине, в настоящее время вполне окончено, помещения все отделаны, некоторые из них уже занимаются братиею, и самая церковь вполне готова к освящению, имея все необходимые для сего принадлежности. Днем же освящения Учрежденный собор полагал бы назначить 10 ноября сего года». |
Б. Никитская, 13 Большой зал консерватории С. Прокофьев, Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев, Концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьев, Симфония Олли Мустонен (фортепиано) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Москва Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей Талдомская, 4 Камерный хор «Пектораль» Камерный хор «Пектораль» (Киев) Художественный руководитель и дирижер — Андрей Карпинец Москва МГУ им. М.В. Ломосонова Воробьевы горы Благотворительный концерт С. Барбер, Адажио для струнного оркестра Д. Шостакович, Симфония Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Липецк Концертный зал Липецкой областной филармонии Фрунзе, 7а Мастер-класс Ларисы Гергиевой для солистов Липецкой филармоний Москва Успенский собор Московского Кремля Соборная пл. Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря Регент — Георгий Сафонов Москва Храм Иоанна Лествичника в Кремле (колокольня «Иван Великий») Соборная площадь Храм Иоанна Лествичника в Кремле Липецк Концертный зал Липецкой областной филармонии Фрунзе, 7а Русские романсы и оперные шедевры западноевропейских композиторов Академия молодых певцов Мариинского театра Художественный руководитель — Лариса Гергиева Электросталь Центр культуры АНО КСК «Кристалл» Карла Маркса, 9 Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК Сводный хор гимназистов Свято-Алексеевской пустыни (Сергиев Посад) Художественный руководитель и дирижер — Лидия Илюшина Москва Концертный зал им. П.И. Чайковского Триумфальная пл. 4/31 Концертный зал им. П.И. Чайковского Г. Берлиоз «Фантастическая симфония» Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Москва Храм Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине Столешников пер., 2 Камерный хор «Пектораль» (Киев) Художественный руководитель и дирижер — Андрей Карпинец Москва Храм прп. Марона Пустынника в Старых Панех Б. Якиманка,32 Храм прп. Марона Пустынника в Старых Панех Москва Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке |
Комплекс больницы-богадельни в Троице-Сергиевой лавре. 1893–1896 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 90-х гг. XIX в. Л. стал архитектором Троице-Сергиевой лавры и занимал эту должность до 1915 г. Первой его постройкой в Сергиевском посаде (ныне г. Сергиев Посад) стал 3-этажный странноприимный дом лавры (1892), возведенный к 500-летию кончины прп. Сергия Радонежского, со сдержанным декором в «кирпичном стиле». В 1893-1896 гг. к западу от лавры Л. выстроил комплекс больницы-богадельни для братии, живописно расположенный на участке с неровным рельефом местности. Он включает главное здание, соединенное с мон-рем переходным, или мастеровым, корпусом, длиной 147 м, 2-этажный корпус для инфекционных больных и ограду больничной территории. Главное здание богадельни (ныне семинарский корпус МДА) являлось огромным для своего времени (ок. 77×17 м); оно повторяет рельеф холма, на котором расположено: имеет 3 этажа с запада и 4 - с востока. Представляет собой симметричный объем с центральным ризалитом и боковыми крыльями. Юж. крыло занимала больница, северное - богадельня, на верхних этажах центральной части расположена двусветная ц. во имя прп. Иоанна Лествичника. Кубический одноглавый храм с единственной апсидой представляет собой самостоятельный объем, выступающий из плоскости вост. фасада. Поперечная ось здания выделена на зап. фасаде завершающей его композицией из 5 главок и шатровым крыльцом. Для декора постройки характерны мотивы рус. зодчества XVII в. (аркатура, кокошники, висячие гирьки, архивольты с перехватами). Иконостас для ц. прп. Иоанна Лествичника спроектировал Л., роспись выполнил иконописец Н. М. Сафонов (1901, утрачена). Под храмом размещались аптека и ц. во имя великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины (1901). С постройкой больницы-богадельни старцы и немощные иноки лавры получили удобное и спроектированное с учетом последних новшеств в больничном строительстве жилье, которое давало возможность посещать богослужения, не покидая здание. В длинном переходном корпусе (1895-1896) располагались монастырские службы, типография и мастерские. Здание стоит над оврагом и в зависимости от его глубины имеет разную этажность (1-3 этажа). Композиционным центром постройки стали ворота с башнями в восточной части, построенные в духе средневек. крепостных сооружений. Больничный комплекс с запада от лавры и странноприимный дом с юго-востока связала кирпичная ограда с 8-гранными шатровыми башенками (1898), охватывающая и монастырский Пафнутьев сад. |
29 июля 1901 года церковь была освящена казначеем Лавры архимандритом Никоном (Рождественским). На одной из диаконских дверей иконостаса храма прп. Иоанна Лествичника был изображен архангел Рафаил. Возможно, это было связано с просьбой купца И.Е. Ефимова, который мог испросить благословение на изображение архангела Рафаила в память небесного покровителя А.А. Смирновой в тайном монашестве. Монахиня была Рафаила погребена напротив алтаря собора Всемилостивого Спаса московского Скорбященского монастыря. В Казанском Головинском монастыре в память об Акилине Алексеевне после 1893 года был возведен больничный корпус с храмом в честь св. мц. Акилины — ее небесной покровительницы. В богослужебном цикле московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря 13/26 июня обозначен как день празднования св. мц. Акилины — небесной покровительницы А.А. Смирновой. Соотнесение информации архивных документов и исторических трудов, посвященных истории Лавры и ее архитектурных памятников, с биографическими сведениями об устроительницах церкви, опубликованными в Интернете, дает возможность точно установить, что церковь была освящена в честь свв. вмцц. Варвары Илиопольской (ок. 306; память 4/17 декабря), Анастасии Узорешительницы (ок. 304; память 22 декабря/4 января) и св. мц. Акилины (293; память 13/26 июня). В эпоху революционных перемен больнично-богадельный корпус, как и все здания архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры, был национализирован и передан органам советской власти. Храм прп. Иоанна Лествичника и церковь свв. вмцц. Варвары, Анастасии и св. мц. Акилины были управзднены. 15 января 1919 года в больнице-богадельне открылся сыпно-тифозный госпиталь, а в 1921 году — лечебница, в которой через два года открылось хирургическое отделение, в последующие годы в здании располагалась Загорская районная больница. Распоряжением Совета министров СССР больнично-богадельный корпус в 1986 году был передан Московской Патриархии для размещения в нем Московской духовной академии. |
Юнкера вели строгую благочестивую жизнь, выделяясь особым религиозно-нравственным настроем, и получили прозвище «товарищи-монахи»; они изучали творения святителей Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Лествичника, сб. «Добротолюбие», а также труды С.-Петербургского митр. Михаила (Десницкого) . Законоучитель уч-ща и настоятель Михаило-Архангельской ц. прот. А. И. Малов заподозрил друзей, желавших по инициативе Брянчанинова бороться с греховными помыслами и еженедельно принимать Св. Тайны, в «политических замыслах» и масонстве. После этого оба друга вынуждены были сменить духовника. Каждое воскресенье они стали тайно исповедоваться и причащаться в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамского подворья на Мясной ул., 9 (не сохр.). Один из старцев подворья мон. Серафим (Козлов; с 1834 г.- иеромонах, насельник Троице-Сергиевой пуст., с 1838 г.- строитель Череменецкого во имя апостола Иоанна Богослова монастыря ) сказал друзьям: «Здесь вы не удовлетворите души вашей, а… есть в Невском монастыре ученики отца Леонида, старца опытного и получившего образование монашеское от учеников старца Паисия Молдавского, они вам лучше укажут путь» ( Соколов. 1915. Ч. 1. С. 66). По воспоминаниям М., они обычно с 7 до 13 ч. проводили время в классах училища. По возвращении, скромно отобедав, отправлялись к вечерне в Александро-Невскую лавру , где после богослужений заходили для беседы и исповедования помыслов к ученикам прп. Леонида (Наголкина, в схиме Льва): иером. Аарону (Марякину; 1780-1844), казначею лавры, духовнику иером. Афанасию или монахам Харитону и Иоанникию (Бочарову, в схиме Леониду; 1783-1853), с 1834 г. насельнику Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . По окончании юнкерских классов Брянчанинов и Чихачёв поселились вместе на Невском проспекте в доме И. Ф. Лопатина, ежедневно посещали раннюю литургию в лавре, строго соблюдали посты, избегали увеселений. Друзья «совещались с иноками как с духовными отцами обо всем, что касается внутреннего монашеского делания, исповедовали свои помыслы, учились, как охранять себя от страстей, греховных навыков и преткновений» (Жизнеописание еп. Игнатия. 2002. С. 35-36). Сведения о друзьях дошли до митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) , к-рый после беседы с Брянчаниновым разрешил иером. Афанасию исповедовать молодых офицеров. Сам прп. Леонид (Наголкин) весной 1826 г. остановился в лавре, где с ним в присутствии о. Иоанникия общался Брянчанинов. После этой встречи Дмитрий сказал М. В. Чихачёву, что принял решение просить отставки и искать спасения в уединении, но начальством был направлен в Динабургскую крепость (совр. Даугавпилс). В Инженерном училище еще в 30-х гг. XIX в. ощущалось влияние кружка любителей и почитателей «святости и чести», который в шутку именовался «сектой Брянчанинова», но оно приобрело более секулярный характер. |
В мае 1893 года Учрежденный собор испрашивает и получает разрешение на постройку нового здания в Сергиево-Посадской городской управе, после чего собственно и были начаты строительные работы. Через месяц - 13 июня 1893 года - при викариатстве епископа Александра Дмитровского и настоятельстве Московского митрополита Леонтия (Лебединского) произошла закладка нового здания. Вот что сообщают «Московские Церковные Ведомости»: «13 июня в Троице-Сергиевой Лавре после литургии состоялась закладка громадного здания, предназначенного под богадельню престарелой братии и больницу. В здании будут две церкви: во имя прп. Иоанна Лествичника и во имя свв. мучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Закладку совершал наместник Лавры архимандрит Павел в сослужении с архимандритами Никоном и Товиею и иеромонахом Досифеем. По совершении закладки провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне императрице, Наследнику Цесаревичу, митрополиту Леонтию и архимандриту о. Павлу, по мысли которого строится это редкое по своим размерам здание. Стечение народа на закладке было громадное». Еще до совершения закладки здания больницы, 5 июня 1893 года, редактор «Троицких листков» архимандрит Никон (Рождественский) получил письмо от владельца типографии Ивана Ефимовича Ефимова, который более 16 лет печатал издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Глубоко сочувствуя доброму делу, которое предпринято Лаврою Преподобного Сергия с целью успокоить немощную братию в богадельне и врачевать приходящих на поклонение Преподобному Сергию богомольцев прилагаю при сем 5%-й банковский билет в 10 000 рублей..., как мое пожертвование на храм при оных богоугодных заведениях с тем, чтобы к именам великомучениц Варвары и Анастасии было присоединено имя мученицы Акилины, и во-вторых, в оном храме ежедневно, вместе с именами графини Варвары (Татищевой) об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины». Указом Учрежденного собора от 9 июня 1893 года пожертвование И. Е. Ефимова было принято и просьба исполнена, о чем мы видим свидетельство в сообщении «Московских Церковных Ведомостей» о совершении закладки нового здания больницы-богадельни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. |
В мае 1893 г. Учрежденный собор испрашивает и получает разрешение на постройку нового здания в Сергиево-Посадской городской управе, после чего собственно и были начаты строительные работы. Через месяц - 13 июня 1893 г. - при викариатстве епископа Александра Дмитровского и настоятельстве Московского митрополита Леонтия (Лебединского) произошла закладка нового здания. Вот что сообщают «Московские Церковные Ведомости»: «13 июня в Троице-Сергиевой Лавре после литургии состоялась закладка громадного здания, предназначенного под богадельню престарелой братии и больницу. В здании будут две церкви: во имя прп. Иоанна Лествичника и во имя свв. мучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Закладку совершал наместник Лавры архимандрит Павел в сослужении с архимандритами Никоном и Товиею и иеромонахом Досифеем. По совершении закладки провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне императрице, Наследнику Цесаревичу, митрополиту Леонтию и архимандриту о. Павлу, по мысли которого строится это редкое по своим размерам здание. Стечение народа на закладке было громадное». Еще до совершения закладки здания больницы, 5 июня 1893 г., редактор «Троицких листков» архимандрит Никон (Рождественский) получил письмо от владельца типографии Ивана Ефимовича Ефимова, который более 16 лет печатал издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Глубоко сочувствуя доброму делу, которое предпринято Лаврою Преподобного Сергия с целью успокоить немощную братию в богадельне и врачевать приходящих на поклонение Преподобному Сергию богомольцев прилагаю при сем 5%-й банковский билет в 10 000 рублей…, как моё пожертвование на храм при оных богоугодных заведениях с тем, чтобы к именам великомучениц Варвары и Анастасии было присоединено имя мученицы Акилины, и во-вторых, в оном храме ежедневно, вместе с именами графини Варвары (Татищевой) об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины». Указом Учрежденного собора от 9 июня 1893 г. пожертвование И.Е. Ефимова было принято и просьба исполнена, о чем мы видим свидетельство в сообщении «Московских Церковных Ведомостей» о совершении закладки нового здания больницы-богадельни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. |
К 1764 г., при строительнице Наталии, мон-рь содержал себя за счет 22 четвертей пахотной земли и сенокосных угодий на 400 копен. При утверждении штатов в указанном году Н. П. м. был упразднен как безвотчинный. Петропавловский храм обращен в приходский и вскоре приписан к Воскресенскому мон-рю на Мячине. В кон. XVIII в. деревянная ц. прп. Иоанна Лествичника и др. деревянные постройки были разобраны за ветхостью. В XIX в. при Петропавловской ц. было открыто городское кладбище. Реликвии В юго-зап. углу Петропавловской ц. находилась медная побеленная рака над мощами под спудом прп. Харитины , кнж. Литовской. Из сохранившейся надписи-граффити на стене храма известно, что она была настоятельницей Н. П. м. и скончалась 5 окт. 1492 г. (дата может быть неточной из-за 2 последних недописанных цифр). Тем не менее мощи преподобной не указаны в 2 росписях «новгородской святыни», относящихся ко времени митр. Киприана (Старорусенкова (Старорусенникова)) (1626-1634) ( Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 218-224). В ризнице обители хранилось Евангелие 1721 г., пожертвованное генерал-адмиралом Ф. М. Апраксиным. Церковь во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище Церковь во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище, памятник архитектуры кон. XII в., сохранилась, несмотря на нек-рые перестройки, почти в полном объеме. Она представляет собой 4-столпный 3-апсидный одноглавый храм с 3 порталами, позакомарным покрытием и лестницей на хоры в зап. стене. Церковь выстроена на булыжном фундаменте почти целиком из тонкого кирпича (плинфы) с поочередно заглубленными и выступающими рядами, что сближает ее с киевскими храмами кон. XI в. и полоцкими XI-XII вв. Не исключено, что строили церкви мастера, приглашенные из Юж. Руси. Вероятно, при восстановлении после швед. оккупации стены, столпы, арки и своды укрепили кирпичными прикладками, к-рые существенно исказили облик интерьера, затеснили пространство (прикладки датируются по возрасту строительного материала в широких пределах - XVI-XVII вв., возможно даже XV в.). Предположительно в этот же период устроено межэтажное перекрытие, уничтожены хоры, сделаны крыльца, ведущие на 2-й этаж. В кон. XVIII-XIX в. храм перестраивался: один боковой портал заложен, др. превращен в окно, мн. древние окна заложены или переделаны, пробиты новые широкие проемы, стены надложены, устроены карниз и 4-скатная кровля. |
21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье. |
О. придерживалась правил полного нестяжания и воздержания, с терпением и любовью управляла обителью, обладала красноречием и даром убеждения. Она также имела прекрасную память, читала наизусть Псалтирь и отрывки из Свящ. Писания. За 15 лет, в течение к-рых она управляла обителью, Арзамасская община стала широко известна по всей России. О. была наставницей 5-й и 7-й настоятельниц общины, Марфы (Пирожниковой) и Варвары (Вильронд), среди ее духовных чад был прп. Антоний (Медведев; впосл. архимандрит Троице-Сергиевой лавры ). В 1821 г. был перестроен и украшен Вознесенский храм с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. О. не только подготовила план перестройки и заранее собрала необходимые материалы, но и руководила работами, побудив сестер личным примером помогать в строительстве. 6 июня 1821 г. было получено разрешение на перестройку храма от епархиального начальства, а 28 авг. в новоосвященном храме уже совершались богослужения ( Четыркин. 1887. С. 68). При О. усердием благотворителей в Вознесенском храме помимо главного было устроено 5 приделов (еще 2 придела в 1841-1842, во время настоятельства Марфы (Пирожниковой)). О приобрела для общины часть Животворящего Креста Господня и 35 частиц мощей, которые хранились в Вознесенском храме в ковчеге, пожертвованном обители шуйским купцом В. М. Киселёвым. За время ее настоятельства на территории общины были построены 3 каменных корпуса, один из них - на средства ее отца. Также при О. в 1825 г. на пожертвования московской купчихи П. И. Мухиной был возведен больничный корпус, в вост. крыле к-рого располагалась церковь с 2 престолами: главный, во имя прп. Иоанна Лествичника и вмц. Варвары, освящен в 1826 г., придельный, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», освящен в 1827 г. Вокруг обители была возведена каменная стена с 5 башнями (северная и восточная стороны не окончены), а также устроены деревянная мельница и колодец, приобретены участки земли для огородов. В 1827 г. О. просила разрешения Нижегородского и Арзамасского еп. |
| |