Известно, что в феврале 1238 года деревянный храм Спаса сожгли татаро-монголы. Первый каменный собор в центре новоторжской крепости был построен в 1364 году на средства новгородских и новоторжских купцов. В 1406 году в часовне под правым престолом в каменной гробнице были погребены останки благоверной княгини Иулиании, жены вяземского князя Симеона Мстиславовича, правившего в Торжке вместе со смоленским князем Юрием Святославичем. Иулиания была убита князем Юрием, посягнувшим на ее верность мужу. Доныне сохранившееся здание собора было построено в 1812-1822 годах по проекту архитектора К.И. Росси, считается одним из лучших храмов города. В соборе было три престола; главный — в честь Преображения Господня, правый — во имя святой благоверной княгини Новоторжской (Вяземской) Иулиании, левый — в честь Пресвятой Богородице ради ее чудотворной иконы Одигитрии — Выдропусской (или Муромской). Храм Входа Господня в Иерусалим построен в 1840 году по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова на средства купцов Уваровых, являлся теплым храмом при холодном Спасо-Преображенском соборе. Два года назад Спасо−Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь были переданы Тверской епархии. Был подготовлен проект реставрации, заказчиком которой выступило Министерство культуры России. Первые исследования и раскопки показали, что работы по восстановлению Преображенского храма позволят сделать много открытий искусствоведам и археологам. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь.

http://patriarchia.ru/db/text/5475269.ht...

После закрытия монастыря главки храма и колокольню разобрали, а в здании поместили клуб свинооткормчего совхоза. В корпусе, где были монашеские кельи, расположили сначала детский дом, потом мастерские, склады и т.д. Разобрали на камень часовню, игуменский домик, хозяйственные постройки и даже вымощенные булыжником дорожки. Возрождаться обитель стала в конце 1980-х годов. По благословению правящего архиерея митрополита Владимира (Сабодана) образовалась инициативная группа, усилиями которой поруганная святыня была возвращена Церкви. Первые богослужения начались в полуразрушенном нижнем храме в честь святителя Димитрия Ростовского. В 1991 году постановлением Священного Синода в Ростовской епархии был учрежден Свято-Иверский женский монастырь. В 1992 году митрополитом Владимиром (Сабоданом) была передана в дар монастырю Иверская икона Божией Матери, на которой сохранилась надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афонской в русском Андреевском общежительном ските». В 1996 году правящий архиерей Ростовской епархии архиепископ Пантелеимон (Долганов) освятил восстановленный верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери. С этого момента в нем ежедневно стали совершаться богослужения. В 2016 году в обители был освящен Троицкий храм. Иверский монастырь остается единственной женской обителью в Ростовской епархии. На сегодняшний день здесь проживают 35 насельниц. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь.

http://patriarchia.ru/db/text/5519510.ht...

«Еще раз хочу сказать, что радуюсь тем переменам, которые происходят в жизни Кубы. Глубоко уверен, что перемены эти будут, в том числе, содействовать росту религиозной жизни в вашей стране, ибо религиозная жизнь является очень важной частью жизни народа. Мы как Церковь поддерживаем дальнейшее развитие отношений между Россией и Кубой во всех возможных областях, в том числе и в области человеческого духа», — в завершение сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В свою очередь Президент Кубы Мигель Бермудес поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за возможность встретиться и передал приветствие Его Святейшеству от главнокомандующего Вооруженных сил Кубы Рауля Кастро. «Ваш визит на Кубу в 2016 году оставил наилучшие впечатления», — сказал Диас-Канель. Глава государства назвал большой честью для всего латиноамериканского региона тот факт, что именно на Кубе, в одной из стран Латинской Америки, состоялась историческая встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Он также засвидетельствовал, что русский православный храм, построенный на Кубе в знак дружбы двух народов, имеет огромное духовное и культурное значение. «Мы хотим продолжать укреплять связи между Московским Патриархатом и кубинским правительством. Мы очень удовлетворены нынешним состоянием наших двусторонних отношений и стремимся их наращивать. Эти отношения являются также символом дружбы между российским и кубинским народами», — сказал в завершение Мигель Бермудес. По окончании встречи Святейший Патриарх Кирилл и Президент Кубы обменялись памятными подарками. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров.

http://patriarchia.ru/db/text/5522340.ht...

ч. за службами, совершёнными свт. Тихоном (Белавиным) , которого почитал совестью Православной Российской Церкви. Летом 1922 дважды арестовывался за публичное обличение обновленцев-живоцерковников (в Бутырской тюрьме находился в одной камере с С. И. Фуделем ); выслан в Пенджикент (Таджикистан), где участвовал в хиротонии свт. Луки (Войно-Ясенецкого) и написал «Тайное поучение о нашем спасении». По возвращении в Москву в декабре 1924 создал общину в хр. сщмч. Панкратия на Сретенке, вёл еженедельные беседы о прп. Серафиме Саровском и творениях св. Иоанна Лествичника . Осенью 1925 представил доклад «Против общей исповеди» Патриаршему Местоблюстителю митр. Петру (Полянскому) и по его благословению провёл Великим Постом 1926 шесть чтений «О Таинстве покаяния и его истории». Летом 1926 вместе с общиной совершил паломничество в Саров и Дивеево, где получил предсказание блж. Марии (Фединой) о переходе в другой храм. Через месяц назначен исполняющим обязанности настоятеля хр. свт. Николая Чудотворца на Ильинке («Никола Большой Крест»), а ещё через полгода – его настоятелем. В январе 1928 по благословению еп. Димитрия (Любимова) разорвал каноническое и молитвенное общение с митр. Сергием (Страгородским) и вышел из его юрисдикции вместе с паствой. Провёл с возросшей и окрепшей общиной 20 бесед о монастыре в миру (основной идее своего служения и задаче современной церковной эпохи), под которым понимал духовную преграду внешним соблазнам жизни и борьбу с внутренними страстями. На Пасху 1928 арестован за неприятие т. н. «Декларации», выражавшей позитивное отношение к советской власти части иерархов, и сослан в Тракт-Ужет (ныне Красноярский кр.), где написал итоговый труд «Диалоги», и по сей день приводящий в Церковь взыскующих истины. В 1930 начались долгие мучения от каменно-почечной болезни. Перед смертью, не изменив мнения о «компромиссах, граничащих с преступлением», просил духовных детей последовать своему примеру: покаяться в отпадении от соборного единства. Умолял Патриаршего Местоблюстителя как законного первого епископа о воссоединении со Святой Православной Церковью и получил прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Энергичные иноки, защищаемые крепкими монастырскими стенами, затворили ворота и не пустили к себе стрельцов. Началось знаменитое «Соловецкое сидение», т. е. осада монастыря отрядами правительственных войск, которая продолжалась семь лет, с 1669 до 1676 года. Семь лет суровые, фанатичные иноки упорно и с успехом защищались. Но, наконец, монастырь был взят, и бунт усмирен. Другой факт из недавнего прошлого характеризует обитель с другой стороны. В 1854 году, во время тяжелой Крымской войны, английский флот внезапно появился на Белом море и стал делать рейсы вдоль русского побережья. В Соловецком монастыре это вызвало необыкновенный подъем патриотизма. В случае нападения неприятелей иноки решили защищаться до последней возможности и стали делать к тому необходимые приготовления. Опасения осады оправдались. 5 июля флот приблизился к монастырю и подверг его жестокой бомбардировке, которая повторилась и 6 июля. Неприятельские ядра причинили значительные повреждения монастырским зданиям и храмам, но, по милости Божией, убитых и раненых не было. Монастырь мужественно защищался и на английскую жестокую канонаду отвечал стрельбой из своих пушек, а на требование сдаться отвечал решительным отказом. После страшного вторичного бомбардирования неприятельский флот оставил обитель в покое и уже более не появлялся у Соловецких островов. Соловецкая обитель отличается обилием величественных храмов, созидавшихся в продолжение ее многовекового существования. Главный соборный храм каменный, трехъярусный, в честь Преображения Господня, начат постройкой еще при игумене св. Филиппе, в 1588 году. В нем пять приделов: один внизу, с южной стороны, во имя архистратига Михаила, и четыре – в третьем ярусе, под четырьмя угловыми главами, во имя 12 апостолов, во имя 70 апостолов, прп. Феодора Стратилата и преподобного  Иоанна Лествичника . Верх Преображенского собора поддерживается двумя каменными колоннами, на которые опираются своды с большим куполом. Над престолом в алтаре обращает на себя внимание деревянная, золоченая снаружи и внутри, резная восьмигранная сень древней искусной работы; как гласит надпись на ней, она сооружена в царствование Феодора Алексеевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Свой нынешний вид монастырь приобрел при императрице Екатерине II, которая самолично заложила первый камень в основание главного храма обители — собора Бориса и Глеба. Сегодня монастырь входит в федеральную программу «Культура России», благодаря которой постепенно преображается. Уже полностью отреставрированы старинный братский корпус, который сейчас используется как паломническая гостиница, трапезная, настоятельский корпус, Входоиерусалимский храм. Символично, что именно в монастыре расположено самое высокое здание Торжка — надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней в три яруса. Сейчас это гармоничное сооружение высотой 45 метров находится на реставрации, которая должна завершиться к концу нынешнего года. Самым поздним строением Борисоглебского монастыря стала Свечная башня, которая завершила комплекс монастырских зданий и стен, строившихся с первой трети XVIII столетия. Именно в ней располагалась знаменитая монастырская библиотека, в которой, по преданию, Карамзин работал над своей «Историей государства Российского». Новоторжский Борисоглебский монастырь, которому в прошлом году исполнилось 980 лет, — один из 92 памятников федерального значения, расположенных в Торжке. По количеству уникальных объектов культурного наследия — а здесь их без малого 300 — этот древний город превосходит все другие города Тверской области. Историко-архитектурный центр Торжка является заповедником градостроительства, который в ближайшие годы заметно преобразится благодаря значительных государственной поддержке восстановительных работ, рассчитанных до 2025 года. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 .

http://patriarchia.ru/db/text/5475240.ht...

Уходят не все, а избранные. Не может человек принимать на себя ничего, если не будет дано ему с неба (Евангелие от Иоанна, 3; 27). Далеко не все, даже глубоко верующие люди, призваны и способны к такой жизни. Великий учитель монашества 7 — го века прп. Иоанн Лествичник говорит: «Если бы знали, какие скорби ждут монахов, никто никогда не пошел бы в монастыри» — мне, монаху, как никому другому, хорошо известно, что это значит. Но тот же святой говорит дальше: «Если бы знали, какие радости ждут монахов в Царствии Небесном, все, не задумываясь, пошли бы в монастыри». Добавлю. Не только в Царствии Небесном, но уже здесь, в земной жизни тот, кто проводит подлинно монашескую жизнь, испытывает временами неизреченную благодатную радость. Сначала изредка, потом чаще и сильнее. Радость монаха — Господь, Который посещает его сердце. «Чем больше прохожу путь жизни и приближаюсь к концу его, тем более радуюсь, что вступил в монашество, тем более воспламеняюсь сердечною ревностью достигнуть той цели, для которой Дух Святой установил в Церкви монашество. Милость из милостей Царя царей, когда Он призовет человека к монашеской жизни, когда в ней дарует ему молитвенный плач и когда причастием Святаго Духа освободит его от насилия страстей и введет в предвкушение вечного блаженства. Оставил я мир не как односторонний искатель уединения или чего другого, но как любитель высшей науки; и эта наука доставила мне все: спокойствие, хладность ко всем земным пустякам, утешение в скорбях, силу в борьбе с собою, доставила друзей, доставила счастье на земле, какого почти не встречал. Религия вместе с этим обратилась для меня в поэзию и держит в непрерывном чудном вдохновении, в беседе с видимым и невидимым мирами, в несказанном наслаждении», — — пишет свт.Игнатий (Брянчанинов). Но чтобы ощутить эту радость, ее нужно «заработать» тяжелым монашеским трудом. Михаил Нестеров. Великий постриг Понять монашескую жизнь и по — настоящему захотеть жить ею может только тот, кто, имея глубокую веру, не один год прежде проводил церковную жизнь: регулярно посещал богослужения, много и часто молился дома, строго соблюдал посты, часто причащался, любит читать духовные книги, совершает паломничества по святым обителям, но самое главное, — строит свои отношения с окружающими в соответствии с Божиими заповедями, изложенными в Евангелии. Для такого человека вера и все, что с ней связано, — главная потребность души. Недостаточно иногда ходить в храм, соблюдать православные обычаи, которым учила бабушка. Недостаточна вера только как культурно — историческая традиция. Она должна быть живой — наполнять всю жизнь человека, все ее проявления без исключения. Наполнять ум, сердце и душу.

http://pravmir.ru/uxod-v-monastyr-legkij...

Освящение церкви прп. Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 309) Освящение церкви прп. Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 309) Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, которые обеспечивали сохранность здания. На их прочность не повлиял даже взрыв мин, заложенных в 1812 г. франц. войсками под соборные звонницы. Видимо, именно характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента, сложенного на сплошном свайном поле (на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу), выше его - ступенчатый белокаменный стилобат. На нем из кирпича был возведен восьмерик 1-го яруса, состоящий из 2 этажей, на нижнем этаже разместился храм. Толщина стен достигает 5 м. Входили в церковь-колокольню с запада, через небольшой, но высокий притвор, перекрытый крестовым сводом (не сохр.), к-рый опирался на белокаменные импосты (стесаны, в наст. время восстановлен один). Из притвора открывался вход в храм, а также на 2 внутристенные лестницы: прямую северную и винтовую южную. В плане церковь представляла собой один из известных в архитектуре Ренессанса типов центрического храма с экседрами. Однако традиц. октаконх подвергся здесь модификации. Из-за необходимости устроить притвор, а также из-за наличия 2 лестниц, проходящих в толще стен восьмерика, архитектор отказался от 3 экседр, сделав 3 стороны зап. части восьмерика прямыми, упразднил окно в сев. экседре. Храм освещается только 4 окнами. Конструкция оконных проемов весьма необычна и определена, с одной стороны, огромной толщиной стен, с другой - высотой конх над экседрами. Световой проем, прорезанный в стене экседры, значительно ниже соответствующего ему проема в наружной стене восьмерика. Из-за этого образовался крутой по подъему и длинный подоконный откос, а свод ниши окна значительно выше светового проема, прорезанного в стене экседры. Наос храма перекрыт 8-гранным сводом, у основания которого проходит белокаменный карниз, а в вершине установлена белокаменная розетка.

http://pravenc.ru/text/577898.html

В отличие от церкви 1329 г. новый храм не был расписан. Летописные сведения об этом отсутствуют, а также не найдены фрагменты возможных росписей при реставрационном исследовании стен в 1977 г. Нижний восьмерик был предназначен не только для размещения храма, но и для оборудования 1-го яруса звона с массивными колоколами. При размере церкви, ограниченном архитектурной целесообразностью, и при необходимости поднять тяжелые колокола на значительную высоту возникала задача уменьшения массы кладки и ее давления на своды церкви. Поэтому Бон Фрязин создал промежуточный этаж между храмом и площадкой звона. Он устроил центрическое 8-гранное помещение, располагающееся непосредственно над храмом. С ним сообщаются 3 камеры, призванные освободить от тяжести кладки своды притвора и прямой лестницы. Все помещения могли иметь при этом и хозяйственное назначение. Войти на промежуточный этаж можно с площадки прямой лестницы, к-рая предположительно предназначалась для подъема сундуков с казной в случае пожара Кремля. Далее по этой же лестнице можно попасть на уровень 1-го яруса звона, куда с 1-го этажа напрямую вела 2-я, винтовая лестница. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 м) сузил стены 8-гранного столба. Снаружи столба была устроена крытая галерея, пилоны к-рой были соединены арочными перемычками. Между пилонами были повешены колокола. Звон в колокола ц. прп. Иоанна Лествичника. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 493) Звон в колокола ц. прп. Иоанна Лествичника. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 493) Второй ярус столба, к-рый условно можно назвать средним восьмериком, значительно уже нижнего, за счет чего над сводами галереи 1-го яруса звона образовалось свободное гульбище. Большая часть среднего восьмерика, самой высокой части столба,- постамент для расположенного в его верхней части, на высоте более 40 м от земли, 2-го яруса звона. Для облегчения веса конструкции и увеличения устойчивости архитектор создал внутри пустое пространство почти на всю высоту восьмерика. Оно не имеет самостоятельного назначения и выполняет только конструктивную функцию. Подъем с 1-го яруса звона на 2-й осуществляется по внутристенной винтовой лестнице. Для устройства 2-го яруса звона стены восьмерика были прорезаны арками, в к-рых висели колокола. В центре площадки 2-го яруса звона, окруженной арками, соединяющими пилоны, возведен каменный столб, внутри его - каменная винтовая лестница на верхний ярус звона, где располагаются зазвонные, самые мелкие, колокола. На уровне верхнего яруса звона для уменьшения веса толщина стен сокращена до 80 см, за счет чего над 2-м ярусом звона, как и над 1-м, образовалось гульбище, на сей раз декоративное. Т. о., постепенно уменьшая толщину стен и облегчая их за счет полых камер, архитектор создал сооружение, отличающееся, несмотря на высоту, особой прочностью и устойчивостью.

http://pravenc.ru/text/577898.html

Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Фотография. 2017 г. Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Фотография. 2017 г. Почитанию обители царской семьей Романовых способствовало то обстоятельство, что монастырская ц. прп. Марии Египетской единственная из московских была освящена во имя св. покровительницы супруги царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской. Накануне их свадьбы (16 янв. 1648) храм был отремонтирован. В 1651-1652 гг. царь Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в мон-рь для местного ряда иконостаса Сретенского собора общую икону своих небесных святых - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Марии Египетской (ныне в Музее им. А. Рублёва; Чугреева. 1997). По инициативе царицы для этой церкви в 1668 г. был изготовлен т. н. Мариинский колокол (в наст. время он висит на среднем ярусе колокольни ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле). С 1648 г. торжества 1 апр., в день памяти прп. Марии, в М. С. м. приобрело характер гос. праздника, на к-рый торжественно приходили из Кремля царь и патриарх с митрополитами, собирались бояре и знать. Во время Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , в день памяти прп. Марии в 1667 г., в обители служили патриархи Макарий III Антиохийский, Паисий Александрийский и новоизбранный патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II . 31 марта 1668 г. патриарх Иоасаф II поздравлял здесь царицу. Торжественное почитание прп. Марии продолжалось в мон-ре и после кончины в 1669 г. Марии Ильиничны. Сведения Записных книг приказа Тайных дел о выдаче рыбы от 22 февр. 1674 г. предписывают выдать «в Стретенской игумену пол осетра, 16 человеком белуга, осетр» (РИБ. Т. 21. Стб. 1713), что позволяет судить о численности братии в этот период. По заказу царя Феодора Алексеевича вместо обветшавшего Сретенского собора был возведен каменный, его торжественное освящение состоялось 24 авг. 1679 г. В 1680 г., подобно родителям, Феодор Алексеевич поставил в иконостас Сретенского собора иконы св. покровителей своей семьи - прп. Феодора Стратилата и мц. Агафии (небесной покровительницы его жены А. С. Грушецкой).

http://pravenc.ru/text/2564214.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010