Здание имеет план в форме прямоугольника, сильно вытянутого по оси запад–восток. В центральной части его боковых фасадов выступают ризалиты в три оси, соответствующие повышенному поперечному четверику. Над алтарной частью и западным притвором возвышаются еще два невысоких четверика — первый служил основанием главы, второй — полуярусом колокольни. К последней с запада примыкает пониженный объем лестницы с закрытыми боковыми всходами. Горизонтальная протяженность объема подчеркнута в декоре профилированным цоколем, доходящим до подоконников нижних окон, профилированной тягой в основании верхних окон, трехчастными карнизами в завершении и мерным ритмом проемов — невысоких, с пологими лучковыми перемычками в первом этаже и высоких арочных во втором. Аттиковая часть четверика на боковых фасадах украшена тремя крупными килевидными кокошниками, а четырехгранные объемы над алтарем и западным притвором — филенками, круглой в центре и прямоугольными по сторонам. Углы объемов и места примыкания внутренних стен отмечены филенчатыми лопатками. Окна второго этажа обрамлены узкими тягами, а на главном четверике, алтаре и западном притворе дополнительно подчеркнуты килевидными архивольтами. Наиболее наряден декор лестничной пристройки. Ее центральная часть выделена легким ризалитом, стороны которого в первом этаже подчеркнуты рустованными лопатками, а во втором кубышками. Над входом, акцентированным металлическим зонтом, помещены два арочных окна, освещающих площадку второго этажа, завершенную фронтоном из двух полуциркульных кокошников, соединенных щипцом. Аналогично завершены и боковые фасады лестничных всходов. Внутри поперечные стены делят каждый из этажей на пять основных помещений (западный притвор, трапезная, основной четверик, предалтарное помещение и алтарь), соединявшихся своеобразной анфиладой, образованной проходами из трех арок, расположенных по одной оси. Между собой этажи соединяются чугунной лестницей, фрагментарно сохранившей ажурное ограждение в духе эклектики. Перекрытия обоих этажей плоские, однако в предалтарном помещении видны срубленные пяты низких сводов — судя по размерам кирпича, эти своды относятся ко времени перестройки храма в 1764 г. В этой же части здания, в цоколе, встречается кирпич нач. 18 в.

http://sobory.ru/article/?object=30287

Праздник врывается и приобщает нас вечности, давая почувствовать небесную радость, когда-то вторгшуюся в наш мир в конкретный исторический момент как событие Домостроительства нашего спасения, событие, не ушедшее безвозвратно в прошлое, но пребывающее в вечности и из вечности вновь и вновь прорывающееся к нам, и нас, живущих во времени, приобщающее вечности — это глоток вечности, вдох небесной жизни. А пост — предшествующий этому вдоху приготовительный период осознания своего плененного состояния, своей удаленности от Отечества Небесного и, в то же время, период утверждения в своей принадлежности ему: период осмысления своего небесного призвания, своей богоподобной природы, томящейся в посту и торжествующей в моменты приобщения родной вечности. Насколько пост соответствует своему предназначению, насколько он «приятен» Богу, настолько и приобщение благодати праздника полнее. Выше мы отметили парадоксальность праздника Успения Божией Матери. Что ж, парадоксальность присуща Евангелию, присуща нашей вере изначально, еще апостол Павел не раз на это указывал в своих посланиях. Но в данном случае парадоксальность не в том, что, вот, весь мир боится смерти, а мы в пику ему смерть отмечаем как радостное торжество. Радость радости рознь. Всякому христианскому празднику присуща радость, Успение — не исключение, но радость не всегда сопряжена с весельем. Было бы странно слышать нечто вроде: радуйтесь и веселитесь, ибо днесь Матерь Божия почила… Веселого тут ничего нет, а радость есть. Радость, которая, конечно, заключается не в самом факте смерти — это противоестественно. Священное Предание свидетельствует, что даже сама Пресвятая Богородица по-своему боялась смертного часа, впрочем, не столько его, сколько предстоящих мытарств, и молила Сына, чтобы не видеть ей отвратительных демонов, обычно встречающих по смерти человеческие души. Оттого на иконе Успения изображен Господь, у самого смертного одра принимающий на руки Ее душу, символически изображенную в виде спеленатого младенца.

http://pravmir.ru/uspenskij-post-kak-umi...

– Спасибо за совет! Когда Елена в следующий раз принесла Тане ее двести долларов, Таня спросила: – Ну, узнала ты про завещание, все в порядке? – Ничего я толком не узнала. Эта дура соседка сказала мне, что мама по завещанию оставила квартиру Котику. – Наверное, она не имеет права разглашать тайну завещания до смерти тетушки, – сказала Таня и, не сдержавшись, добавила: – Ты уж потерпи. – Придется, – вздохнула, не поняв подколки, сестрица. Таня благополучно сдала экзамены и по конкурсу прошла. Кроме вполне хороших знаний была еще одна причина ее поступления, о которой сама Таня не знала. Татьяна Васильевна зашла в приемную комиссию и потребовала: «У вас тут среди абитуриентов есть девочка из Вологды, красавица такая, с толстой русой косой. Так вот эту красавицу вы мне непременно примите! Эта девочка Божьей милостью врач!» – И чтобы не быть голословной и не вызывать подозрений, заведующая кардиологическим отделением поведала коллегам историю Тани и ее тетушки. Сдала Таня экзамены, а перед началом учебного года забрала тетушку из больницы и взяла академический отпуск. В виде исключения ей пошли навстречу. Выкарабкалась тетя. «Два моих целителя подарили мне еще кусочек жизни, может быть, самый важный – подготовительный!» Целителями она называла не врачей, а Котика и Таню. А через две недели она даже снова стала выходить с Котиком на прогулки. И в августе они гуляли почти до конца месяца, потому что погода стояла ясная и теплая… Время от времени Екатерину Петровну навещал ее духовник из Предтеченского храма, беседовал с нею наедине, потом исповедовал и причащал. Многое успела тетушка за это время, которое с улыбкой называла «подаренной Богом, Котиком и Таней отсрочкой»: и второй том Андерсена успела она дочитать, и причаститься на Преображение и накануне Успения Божией Матери. А в ночь на самый праздник Успения она тихо скончалась во сне. Так тихо, что даже Котик не проснулся. Утром он долго сидел на коврике перед иконами, ждал, когда хозяйка придет молиться, но не дождался и пошел за Таней на кухню.

http://azbyka.ru/fiction/nechayannaya-ra...

Весьма чувствительно и прискорбно для меня было видеть из твоих писем скорбь твою и неумиротворение к твоему послушанию; тем более, что я не в силах подать тебе руку помощи. Два раза просил я отца И-а, но не получил благоволения. Что делать в таком случае? Я никак не доумеваю. Но советую тебе, с покорностию воле Божией, предаться Его водительству; видно, Он указал тебе сей путь, Он силен и укрепить тебя на оном; и весь оплот опасных и сомнительных помышлений разрушит, и козни вражии, востающие на тебя, уничтожит, и наставит тебя на истинный путь. Я рассуждал долго, и нахожу, что никто не мог бы сам собою устроить твоего перемещения, ежели бы не было на это воли Божией. Хотя и скорбно тебе по непривычке к месту и обычаям: но, видно, угодно Богу поставить тебя на скорбном пути, который вводит в живот вечный. Покорись Его Святой воле, и Он облегчит твою скорбь и подаст Свою помощь. А чрез пренемогание и ропот сам себе отягощаешь и умножаешь скорби: почему ты знал, что тебя и здесь ожидало? Пусть ты был мирен и спокоен, но разве не могло измениться устроение твое от мира в немирство, и без всякой сторонней причины, а от нашего устроения. Ежели ж станешь упорно настаивать, то я даже опасаюсь, не было бы это противоборством Промыслу Божию, указавшему тебе путь сей. Делай лучше с пожданием, вручая себя в волю и Промысл Божий; а пренемогание отвергай и настойчивость. Всякая скорбь не без воли Божией нам попущается, и нельзя, чтобы не скорбеть, но не пренемогать и не стужать. Св. Апостол пишет: во всем скорбяще, но не стужающе си ( 2Кор.4:8 ); ведь скорбь терпение соделовает ( Рим.5:3 ). Ко укреплению твоему читай учение св. отцов, св. Марка Подвижника , в «Добротолюбии» главы; там много найдешь к твоему укреплению, и в «Восторгнутых Класах» на 132 и 133 листах прочти написанное. Есть много и других учений, но за недосугом не упомню, а когда будешь читать, то сам обрящешь. Над всеми же имей в помысле и намерении исполнить заповедь об отвержении своей воли и разума, и безропотное послушание, чрез которые Господь избавит тебя от тех сетей, коих ты опасаешься. Как много видим, что за послушание быв посланы, и находясь в сильнейших искушениях, сохранялись невредимыми; и тебя да сохранит Господь – смиренно молю Его благость, и тебя прошу, предавшись воле Божией, смиренно подклонить выю свою послушанию. А когда будет воля Божия, то Он силен и уволить тебя оттоль; только не упорно поступай, а ищи и ожидай воли Божией. Остаюсь желатель твоего здравия, мира и спасения, и смолитвенник, многогрешный И. М. Посылаю тебе образок Успения Божией Матери. 6 августа 1850 года. 175

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

На местах боевых действий и воинских захоронений будет совершено поминовение павших по Синодику, составленному в петербургском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 4 мая. ПРАВМИР. По местам кровопролитных боев под Санкт-Петербургом 7 мая пройдет Георгиевский крестный ход. В нем примут участие священнослужители, ветераны войны, поисковики, учащиеся СПбПДАиС, курсанты военных училищ, прихожане храмов города и области. Маршрут пройдет через Невский пятачок и Синявинские высоты к храму Успения Божией Матери села Лезье-Сологубовка, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. На местах боевых действий и воинских захоронений будет совершено поминовение павших по Синодику, составленному в петербургском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Начало крестного хода в 10:00 на Невском пятачке (г. Кировск Ленобласти). Отправление автобусами из Санкт-Петербурга в 8:30 от Скорбященского храма на Шпалерной ул.,35. Справки по тел. 273 54 69. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 мая, 2024 10 мая, 2024 10 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/georgievskij-krestnyj-...

Возлюбленные! Старайтесь благоговейно провести этот праздник. На территории обители шуметь ни в коем случае нельзя. Если и службы нет, то все равно ангелы Божии витают, и когда мы непристойно ведем себя, то мы огорчаем ангелов, черним свою совесть. Поэтому, возлюбленные, вы сюда приехали не в дом отдыха, не в санаторий, а вы приехали в дом молитвы. А то некоторые огорчаются: – Тут и квартиры нет, а тут еще дождь, и зачем я приехала? Отдых – это хорошо для нас, а подвиг – выше. А вы приехали в обитель, чтобы совершить подвиг, то есть перенести все лишения, неудобства для тела, и надо все перенести без огорчения. Вот вас промочило, пришли отдохнуть, обсушиться, а квартира не совсем уютная, да там еще и неверующие живут... А ведь сказано: «Аще и во ад сниду, если Ты, Господи, со мною, не убоится сердце мое». Неверующие пусть себе делают, что хотят, а вы молитесь под одеялом. Они вас не слышат и не знают, чем вы заняты, а Господь знает. Он и намерение целует. Поэтому не надо огорчаться. Раньше в Киев и в другие святые места пешком ходили, на дворе спали и радовались, что они совершили подвиг, а вы приехали на поезде, и здесь вам все удовольствия предоставь. Все у вас получаются упреки и огорчения: «Батюшка, я приехала, и негде остановиться, а тут еще дождь промочил...» А Матерь Божия обижается, что у вас такое огорчение на такой великий праздник! Значит, вы приезжаете сюда, чтобы получить удовольствие, а сюда приезжают не удовольствие получить, а подвиг совершить и получить благодать. За подвиг Матерь Божия даст и награду, и утешение, и исцеление от болезней. Понятно вам? Итак, старайтесь, возлюбленные, на территории обители вести себя благоговейно, как по-мирскому говорят, «культурно», или так еще говорят: «В общественном месте это нехорошо», то есть кричать, свободно разговаривать, ходить, толкать людей. Возлюбленные, перед иконой Успения Божией Матери читается две молитвы. Одна молитва большая, она будет читаться завтра вечером после соборного акафиста Божией Матери, а другая молитва короче, ее чаще поют у нас, это «Царице моя Преблагая». Так сегодня мы споем «Царице моя Преблагая», а завтра вечером послушаем большую молитву, которую будут читать после соборного акафиста Успению Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Вот уже и две недели, как вы от нас поехали, а в своей обители 9-ый день. Время течет нечувствительно, и не видим, как оно летит, измеряемое секундами, минутами, часами, днями и далее, и всякая секунда приближает нас к вечности. Мы, зная это, плохо печемся о том, как предстать и дать отчет нелицеприятному Судье. Чувственность помрачает ум наш, все наше попечение и помышление о том, чтобы доставить покой телу, а о душе мало радим, страстей не искореняем и даже не противимся им, и от того лишаемся мира и покоя душевного. Надобно смиряться и просить Божией помощи, но у нас и смирение только в книгах, да на письме и на языке, а понести какое-нибудь уничижение или скорбь от кого, то ярость и вознесет главу свою. Надобно опомниться и приниматься за дело, а паче мне, грешному, глаголющему о сем, но не творящему ничто же благо. Как-то вы проводите время по приезде, не скоро узнаешь, завтра если и получу письмо ваше, то только от 27 октября. Будьте мирны и спокойны. Испрашивая на вас Божие благословение, остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный иеромонах Макарий. 1854. Письмо 104 3 ноября. Вчера послал к вам письмо, а сегодня, как и полагал, получил ваше от 27 окт. Слава Богу, что вы начинаете жить в вашей келейке мирно, спокойно и утешительно. Бог вас утешает за то, что вы сами подвизались при постройке оной, да и самое то, что вы были при постройке и трудились, доставляет вам удовольствие. Слава Богу! Но не нами, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу ( Пс. 113, 9 ). Об обращении с сестрами с осторожностью должно учиться из прежних опытов и просить Божией помощи, чтобы избежать мирской политики, а иметь искусство духовное быть мудрыми яко змии и целыми яко голубие ( Мф. 10, 16 ). Очень рад, что келья ваша украшается иконой Успения Божией Матери и что лампада перед оной устроена, а когда бы наши сердца так горели огнем любви к Богу и к пречистой Его Матери, заступнице нашей и ходатаице нашего спасения? Пишете, что хотели просить удостоить посещением вашу келью икону Царицы Небесной Казанской, что, думаю, уже и исполнилось, и я очень рад, что она, Заступница наша, сподобила вас сей милости и посещением Своим освятила ваше новое жительство, и да будет на вас её благословение и заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Известныя письма не уничтожал я по предположению, что могут понадобиться. Это и случилось. Н.Г. 76 был у меня, доставил мне новое письмо, новаго лица, с новыми требованиями. Посему я нашел не излишним еще раз обратиться и к первому письму, и буквально указать то, почему не почитаю сих сообщений правильными, и вновь советую не продолжать их. Он не противоречил моим замечаниям: но кажется, ему не хочется разстаться с тем, что в письмах примечательно и для него приятно. ЗА исм письма уничножены. – Наименованных можете представить к рукоположению. Августа 4-го 1864. 1550 Поздравляю отца наместника с праздником. – Прочитайте прилагаемое письмо. Видите, как деятелен предприниматель. И требует, и торопит. А действует, кажется, только произволение, а не потребность. Скажите вашу мысль. Августа 6-го 1864. 1551 Отцу наместнику и братии мир. Ища облегчения моей немощи на трудный день, посылаю Вениамина, чтобы вы прислали с ним облачение, в котором я служил в день преподобнаго Сергия, и, кроме того, один саккос от облачения шереметьескаго пунцоваго бархата. Августа 13-го 1864. 1552 От Господа, при предстательстве преблагословенныя Божия Матери, мир и утешение в священном празднестве Ея, отцу наместнику и братии. Благодарение Богу, праздник Успения Божией Матери мы совершили в мире. И встретил я Государя Императора, и литургию совершил, и к святителю Алексию проводил, среди воскликновений народа. Но бы в приглашен на молебствие в Измайловскую военную богадельню, не нашел себя в силах принять сие. Е. отпустить на ярманку я не согласился потому, что он не имеет права сделаться сыщиком, и войдя в сие дело без законнаго права, может сам подвергнуться неприятностям; а также и потому, что, как говорят, ярманка превратилась в болото всяких порочных нечистот. Но о самозванцах сборщиках я писал и Петербург и к преосвященному Нижегородскому. Августа 17-го1864. 1553 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за благословение от праздников Божией Матери. Преосвященный Дмитровский конечно уведомил вас, что Государь Император наведывался о вас и послал вам поклон. Он был на Измайловском празднике вместо меня; очень хорошо принят Государем; и я доволен, что мог поставить его в сие положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Воистину, умиленные мы и поем Ей гимны словами церковных песнопений: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу…» Мы слагаем у подножия Богоматерней святыни свои сыновние благодарные чувства, святую благодарность своих сердец. Разве можно не приносить Ей этого чувства? Мы знаем из священного предания, как Божия Матерь, явившись апостолам в третий день после Своего Успения, сказала им: радуйтесь, Я с вами буду во все дни. И как Она исполняет это Свое обещание! Каждый из нас знает, как проторены дорожки к Ее чудотворным иконам, какими слезами политы эти святыни, сколькими вздохами верующих сердец они овеяны1. Уже за одно то мы должны благодарить Господа, что имеем такую Мать, что мы не сироты, что у каждого из нас есть где выплакать свое горе и рассказать о своих скорбях и нуждах. А каждый из нас разве не плакал — и не раз — перед Нею? И разве не знает каждый из нас, что после этих слез мы находим себе утешение, подкрепление, облегчение в страданиях, как отклик со стороны Той, Которая все видит, все слышит и, как мать, склоняется к воздыхающим перед Ней? В дни Ее праздников, окружая Ее иконы, с особой ясностью в нашем духовном взоре мы представляем себе несчетные тысячи верующих людей, которые еще задолго до нас, в протекшие века, вереницами шли к Ней, к Ее иконам, с верой и надеждой и тысячами ответных знамений от Божией Матери прославили во веки веков Ее иконы, как чудотворные. Из жития св. Андрея — Христа ради юродивого мы знаем об открывшемся ему видении. Ему были показаны красоты рая и, проходя мимо них и не увидев в раю Божией Матери, он спросил у своего таинственного спутника: где же Она? Он услышал ответ: Она ходит по земле и собирает слезы плачущих. Вот так и ходит Она и по сей час и будет ходить по земле, собирая наши слезы. А сколько раз Божия Матерь своим покровом спасала нашу родную страну? Когда казалось, что страна, наводненная врагом, гибнет. Она через свои чудотворные иконы, перед которыми молились наши предки в годины испытаний, проявляла особую Свою заботу о нас и помогала нам освободить нашу страну от татар, шведов, поляков, французов, вторгавшихся в паши пределы и разорявших нашу родину. А в последнюю страшную войну? Мы знаем, что в каждом храме около икон Божией Матери стояли толпы матерей, жен, детей наших воинов, теплили свечи, вздыхали и молили Ее о своих близких воинах, о нашей победе, о скором конце кровавого испытания, о наступлении мирной жизни. О, мы верим, что и в эту войну Она, не отвратив Своей любви от нас, Своим ходатайством перед Сыном содействовала нашему воинству и оберегла нас от порабощения врагом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

– Мама, но мы умираем с голода, а ты не принимаешь подарок Пречистой для нас, лишенных пищи? – Деточки мои милые, давайте мы вначале воздадим пост Царице Небесной, а Она в свою очередь пошлет изобильно Свою благодать. Что бы мы ни съели, если на то нет Ее воли, всё равно помрем. Зайца взял сосед и устроил себе небольшой праздник со сладким винцом. Пост провели на овощах, которые скудно вырастали засушливым летом. Канун Успения. Люди обходят виноградники в поисках упавших на землю виноградин, чтобы положить хоть что-то в рот и немного подкрепиться. – Дмитрий, нашел виноградины? – Да, мама, нашел, но проклятые осы высосали весь сок и оставили только шкурки. – Видишь, за наши грехи, сынок, и бессловесная тварь скорбит и страдает. Кирия Мария снова собрала немного муки. – Дети, завтра праздник. Давайте затопим печку и испечем немного хлеба, единого насущного. На завтра не останется ни кусочка. Дети с радостью пошли за хворостом в сарай, затопили печь и начали бросать в огонь сухие ветки. Огонь разгорался, и языки пламени лизали устье печи. Хвороста всё меньше и меньше в углу сарая. И вот, опять на том же месте, большой кролик спрятался от преследования голодных, а может быть и сытых, мечтающих отпраздновать Успение с тушеной крольчатиной и сладким вином. – Дети, – воскликнула кирия Мария, – на сей раз это действительно от Божией Матери. Предыдущий зверь был от диавола. Бог попустил испытать нашу любовь к Божией Матери, которая охраняет и защищает наш остров. Я вам приготовлю кролика, как можно вкуснее, чтобы вы порадовались и спели: «Во Успении мира не оставила ecu, Богородице» 16 . Святое терпение сестры милосердия В 70-х годах я находился на лечении в больнице Евангелисмос. В этом месте скорби и боли служили женщины, которых на улице дразнили «святошами», а народ Божий звал посвященными Господу и служению страждущему человеку. Эти труженицы воздвигли оружие веры, любви и самопожертвования среди рационалистически мыслящего мира. Ни одна не склонилась на атеистическое пустословие безумных. Предавшие себя благодати Божией и в послушание духовнику, они, эти немощные сосуды, были светильниками миру. Больницы действовали, как монастыри, со своим чином, дисциплиной и нравами. У нынешних медсестер есть знания, которые они приобретают в училищах, а нравственности где они научатся?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010