Избирайте, советуют святые отцы, смиренного, молитвенного, не осуждающего никого, имеющего страх Божий. Молитесь, чтобы Господь послал Вам такого батюшку. А как и когда встречаться с ним, решите позже, это само собой происходит. Почему у нас принято отдыхать в воскресенье? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:3 ). У евреев седьмым днем была суббота (шаббат). Предписанный в этот день праздничный покой относился к ветхому Израилю. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Субботний же день стал символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:9–10 ). С рождением новозаветной Церкви потеряли силу ветхозаветные обрядовые установления. Об этот писал св. апостол Павел к галатам: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (5:4–6). Что такое Успенский Пост? Надо ли скрывать от других свое пощение? иеромонах Иов (Гумеров) Двухнедельный пост в августе с 1 (14 н. ст.) по 15 (28 н. ст.) именуется Богородничным или Успенским, так как установлен перед великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы. Церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, Которая перед Своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Успенский пост – древнее установление. Одно из самых ранних упоминаний о нем встречается у св.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Лишь тогда, когда Дева Мария вернулась домой и занялась рукодельем, Архангел предстал перед Ней, сказав: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его (Лк. 1: 30–32). Эти события нашли отражение в иконе Благовещения. Обычно Архангел Гавриил изображается там с посохом или с цветком лилии, а Пресвятая Богородица с веретеном или водоносом. Архангел Гавриил продолжил служение делу спасения явлениями праведному Иосифу-обручнику. Впервые Архангел был послан к нему, когда Иосиф усомнился в чистоте вверенной ему Девы – и Архангел развеял сомнения Иосифа. Затем Архангел явился Иосифу, дабы предупредить его о коварстве Ирода, и повелел взять Младенца Христа и Матерь Его и идти в Египет. Когда же Ирод умер, Архангел Гавриил вновь явился Иосифу и повелел возвратиться в землю Израилеву. В дальнейшем Архангел Гавриил никак не упоминается в евангельской истории, однако есть мнения, что ангелом, укреплявшим Господа Иисуса в Гефсиманском саду и явившемся уже по Воскресении Христовом женам-мироносицам, был именно он. Следующее известное церковному Преданию явление Архангела Гавриила вновь имеет отношение к Пресвятой Богородице. Архангел был послан к Матери Божией незадолго до Ее Успения. Согласно Преданию, Архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве о Ее скором отшествии на небо. В знак этого отшествия Архангел принес Ей райский цветок. Последующая церковная история сохранила еще несколько свидетельств о явлениях Архангела Гавриила. Наиболее известное из них связано с молитвой «Достойно есть». В целом все остальные явления Архангела Гавриила можно охарактеризовать следующим образом – в основном он, в отличие от грозного воина Архистратига Михаила, является как вдохновитель и утешитель, возвещающий радость. Именно поэтому в молитвах к Архангелу Гавриилу обращаются как к «прерадостному благовестнику» и просят его споспешествовать нашему спасению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Радуйтесь, Я всегда с вами». «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это было сказано на третий день после Успения Божией Матери. Это повторяется почти две тысячи лет, и это будет повторяться, пока не придёт во славе Своей судить живых и мёртвых Сын Её и Господь и Бог наш Иисус Христос. Аминь. 28 августа 1927 г. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда совершается таинство Евхаристии, на Престоле стоит дискос, на котором Агнец, а рядом частицы, знаменующие собой Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, а с другой стороны частицы – пророки, апостолы, мученики, мученицы, бессребреники, святые угодники Божии. А вот частицы, вынутые из поданных просфор. Это всё люди, это всё души живых и мёртвых. Какие здесь тяжкие грехи, какие здесь скорби, какие здесь немощи! Никому никогда не каялась: в молодости родила младенца и задушила его... А этот всё пьёт, и не может отстать от греха своего, и впадает в блуд, в мерзость и скверну. А у этого гордыня, а у этого тщеславие, а у этого повседневные, но засасывающие духовную жизнь грехи... Всё люди, всё люди... И за умерших здесь вынуты частицы из просфор... Давно лежащие в земле, давно погребённые люди, а сколько унесено ими туда грехов.. и все скорби, все грехи, все немощи наши... И чувствуешь, и веруешь, что здесь, вокруг Святого Агнца, в жертву ныне приносимого, стоящего вместе с Пресвятой Владычицей, святыми мучениками и угодниками Божиими, эти грешные живущие и отошедшие души получат прощение, освобождение от грехов Кровию Святою Господа Иисуса Христа. И веруешь так потому, что даже и в своём немощном сердце, когда ты любишь близких тебе людей, находишь любовь для прощения. Разве ты не простишь сына своего, что бы он ни сделал? Разве ты не пожалеешь его, в какой бы грех он ни впал? А здесь сама жертвенная, голгофская любовь Господа... И когда будешь ты погружать все эти частицы в потир и произносить слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих», они покроются истинною Кровию Спасителя и будут напоены Ею, и это таинственно и невидимо омоет грехи зде поминавшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Всякия кончины видех конец» ( Пс. 118, 96 ), – сказал Богоотец пророк Давид 653 ; видел он и конец нечестивых: они «будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою; но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте» ( 2Цар. 23:6–7 ). С кем будешь ты сопричтена, душа моя, внегда будеши судитися 654 ? Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к Небесем: почто не имела еси восхода тверда, благочестия. «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» ( Быт. 28, 12–13 ). «Ты же разумела ведь, душа моя, лествицу Иакова, которая была явлена от земли к Небесам! почему же, и после этого откровения, не имела твердого восхождения – благочестия?» Видишь, как удивляется твоей неосновательности, душа моя, преподобный? Ведь сколько событий случилось после того, как праотец получил это откровение! Эта невидимая простым глазом лествица воплотилась 655 , она стала видимой и простыми глазами – в Той, Которая соединила в Себе земное и Небесное, в Матери Божией, которую Церковь именует лествицей Небесной. Эта незримая лествица соединила в погребении Ее земной и Небесный миры. По этой лествице Матерь Божия – первая из земных! – телом 656 взошла выше Небес 657 , до Престола Божия, где свет Троицы страшный и неприступный 658 , где Она предстоит ныне Божеству Триипостасному, лицем к лицу зряще, идеже лица покрывают Серафими 659 , и зрит на Престоле Божии всенепорочное тело Господа обоже?нное 660 . В этом восхождении – великом чуде, совершенном нас ради 661 , – человецы со Ангелы соединишася 662 : «Ныне проходно бысть Небо и человеком, при- дите убо, вси христоноснии, взыдем с Материю Божиею» 663 , ибо «в Небеси заключися нетленное тело» 664 Богоматери, «Еяже ради мы обожихомся» 665 . И Церковь поэтому воспевает в день Успения Владычицы: «Погребение Твое, Богородице, лествице Небесная, Тебе лествица бысть, еюже возшла есь к Богу, сущему верху ея» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

    «Всякия кончины видех конец» (Пс. 118:96), — сказал Богоотец пророк Давид; видел он и конец нечестивых: они «будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою; но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте» (2Цар. 23:6—7).    С кем будешь ты сопричтена, душа моя, внегда будеши судитися?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к Небесем: почто не имела еси восхода тверда, благочестия.     «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» (Быт. 28:12—13).    «Ты же разумела ведь, душа моя, лествицу Иакова, которая была явлена от земли к Небесам! почему же, и после этого откровения, не имела твердого восхождения — благочестия?» Видишь, как удивляется твоей неосновательности, душа моя, преподобный? Ведь сколько событий случилось после того, как праотец получил это откровение!    Эта невидимая простым глазом лествица воплотилась, она стала видимой и простыми глазами — в Той, Которая соединила в Себе земное и Небесное, в Матери Божией, которую Церковь именует лествицей Небесной.    Эта незримая лествица соединила в погребении Ее земной и Небесный миры. По этой лествице Матерь Божия — первая из земных! — телом взошла выше Небес, до Престола Божия, где свет Троицы страшный и неприступный, где Она предстоит ныне Божеству Триипостасному, лицем к лицу зряще, идеже лица покрывают Серафими, и зрит на Престоле Божии всенепорочное тело Господа обоже?нное.    В этом восхождении — великом чуде, совершенном нас ради, — человецы со Ангелы соединишася: «Ныне проходно бысть Небо и человеком, при- дите убо, вси христоноснии, взыдем с Материю Божиею», ибо «в Небеси заключися нетленное тело» Богоматери, «Еяже радимы обожихомся».    И Церковь поэтому воспевает в день Успения Владычицы: «Погребение Твое, Богородице, лествице Небесная, Тебе лествица бысть, еюже возшла есь к Богу, сущему верху ея».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но когда он помыслил это – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:18-21 ). А когда Господь наш родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью свои стада и сказал: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк. 2:8-12 ). Архангел Гавриил предупредил Иосифа Обручника о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицею: «. . .се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» ( Мф.2:13-14 ). «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» ( Мф.2:19-21 ). Жены-мироносицы услышали от него радостную весть о Воскрешении Христовом. По мнению Богомудрых мужей, Архангел Гавриил был послан для подкрепления Спасителя в Гефсиманском саду и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения. Хвалебной песне Божией Матери «достойно есть» научил инока Афонского монастыря также Архангел Гавриил. Посему Церковь именует Архангела Гавриила служителем чудес и таин Божиих, возвестителем радости и спасения, провозвестником и служителем Божественного всемогущества. 26 марта (8 апреля) празднование в честь Архангела Гавриила есть день Собора 7 , потому что христиане на другой день Благовещения собираются вместе славить священными песнями святого Архангела, как небесного вестника великой тайны воплощения Сына Божия.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

Символом апостольского неверия стала реакция ап. Фомы: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин. 20: 25 ). Вошло в привычку порицательное отношение к неверию Фомы как некой духовной слабости; любой скептик – это «Фома неверующий». Но богослужение Фоминой недели (антипасхи) неожиданно называет неверие Фомы благим 472 . Благость не в самом упрямстве Фомы, а в его последствиях. Для нас, верующих по слову апостолов, их сомнения и недоверие являются надежнейшим доказательством Воскресения. «Сомнение учеников могло также подчеркнуть, что они не были жертвами иллюзии и что в явлениях вера не навязывалась… Как и пустая гробница, явления не привели учеников автоматически к полному убеждению в том, что умерший восстал, и все же они пробуждали веру. Сомнение препятствовало признанию. Но когда оно было преодолено, ученики испытывали радость и утешение, осознавая, что среди них был Христос… Ученики не были бы посланы на служение, если бы не были в полноте убеждены, что Иисус из Назарета и воскресший Христос – это одна и та же личность» 473 . Воскресение Христово отличается от прочих известных воскресений своей необратимостью: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6: 9 ). Для остального человечества такая окончательная победа над смертью является делом будущего, но, как уже отмечалось, Евангелия говорят о воскресении некоторых праведников в день воскресения Христа, что понимается как приобщение избранных праведников к этой окончательной победе над смертью – как окончательное воскресение. 474 По церковному Преданию, отраженному в содержании праздника Успения Божией Матери, Пресвятая Богородица также одной из первых вкусила плоды этой победы, предупредив всеобщее воскресение мертвых. Завершая часть о воскресении, напомним песнопение, которое поется на каждом всенощном бдении и в пасхальный период: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» В нем мы говорим, что, увидев воскресение Христа, поклоняемся Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

— Дитя мое, не изнуряй тела своего неупотреблением пищи; такое суровое воздержание может причинить тебе болезнь. — Не принуждай меня к этому, мать моя, — отвечал на это отрок, — воздержание избавит меня от грехов. — Какие же грехи, дитя мое, — спрашивала мать, — имеешь ты, будучи в таких юных годах? Одна благодать Божия в тебе и никаких грехов мы не видим у тебя. На это отрок отвечал матери: — Мать моя! перестань говорить такие слова, послушай, что говорит Писание: пусть никто из людей не хвалится тем, что он безгрешен; без греха — Один только Бог (Рим.3:10,23; 1 Иоан.1:8,9). И еще: пища и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор.8:8). Посему не будем питать тела своего, чтобы оно не стало врагом нашим. Такими словами уговаривал блаженный Иоанн мать свою. Хотя сам он был и неграмотен, но научен был данною ему благодатию Святого Духа, как сказал пророк: «Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою» (Пс.70:15–16). После сего отец блаженного из села Пухова переселился в находившийся тоже в окрестностях Устюга город, по имени Орлец на реку Юг и здесь скончался. Тогда мать его отправилась в бывший там монастырь Живоначальныя Троицы, приняла иноческое пострижение и вскоре избрана была игумениею этого монастыря. Все время она имела сына при себе, но блаженный отрок, познав суету мира сего, принял на себя вид юродивого и мать, видя, что он так ведет себя, предоставила его воле Божией. После сего преподобный Иоанн ушел из монастыря и, пришедши в город Устюг, поселился вблизи соборной церкви Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения в церковной сторожке. Бодрствуя по ночам, он возносил непрестанные молитвы Господу, а днем старался казаться людям юродивым и бегал по улицам, чтобы не узнали его притворства. Отдыхал он обыкновенно на навозе и ходил совершенно нагим, только на пояснице носил одно разорванное рубище. Но когда случалось ему одевать на себя рубашку, то и она всегда была ветха и никогда он не мыл ее. Много терпел преподобный от легкомысленных людей оскорблений, насмешек и побоев, постоянно терпел голод и жажду и при этом ни от кого ничего не брал. Однажды вследствие зимнего холода он влез в сильно раскаленную печь, лёг в ней на горящие угли, как на постель, и нисколько от этого не пострадал. Кроме сего он исцелил от горячки жену одного князя, по имени Феодора, прозванного Красным княгиню, по имени Марию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Так видите, христиане, для чего Господь вознесся на небо: для того, чтобы приготовить там для нас место. Прежде же всего Он Сам сказал: в дому Отца Моего обителей много; много так, что станет для всех святых. Если обителей много, то и мест должно быть много; но что это за места? что это за обители, –  это не открыто нам прежде времени. И в чем будет состоять это приготовление – мы того не знаем. Да и знать прежде времени не полезно; ибо для познавшего будет не любопытно. Апостол Павел был на третьем небе, и слышал слова неизреченные и в одном случае сказал: иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых. 101    Это значит, что великая разность будет между воскресшими. А в откровении Иоанна, написано, что будет новая земля и новое небо, что для святых будет святый город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего, и что праведники будут Его (Божия) народом и Сам Бог будет Богом их (21;1–1). Город этот не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божий осветила его (23). Кто любопытствует и хочет больше знать –  прочти в откровении Иоанна 21 и 22 главы. Так вот, где будут места и обители для праведников в новом небесном Иерусалиме! Туда же вознесся и Господь, чтобы и нам приготовить места и обители: когда пойду и приготовлю вам место, Прийду опять, и возьму вас к Себе, что бы, и вы там были, где Я. Когда же Господь придет за нами? Во второе Его славное пришествие на землю. Но это время, быть может, очень далекое. Нет – Он приходит за праведною душою тотчас после смерти. Это мы знаем из Успения Божией Матери, и многих святых, за душами которых Он Сам приходил, да еще со многими святыми и ангелами. Он хочет, чтобы все праведники были там, где Он Сам. Указать на это место никто не может: где Он Сам, и где Его святые и ангелы; ибо Он по Божеству вездесущ; а по человечеству там, где святейшая Его плоть и кровь и кости, в которых Он по воскресении являлся святым апостолам: Аз есмь с вами, во вся дни до скончания века. Где это? Во святом своем храме, в котором Он невидимо восседает; сюда Он ежедневно и приходит, чтоб каждого из нас готового – взять на небо с собою, чтоб и мы были там, где Он Сам. Не сомневаемся: кто имеет в себе Его тело и Его кровь, тот непременно взят будет туда, где и Он

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Итак, человек, который понял, что у него есть душа, дальше должен решить: «Где я сам? С какой из фракций я себя идентифицирую? Где тот, который настоящий я? Я — это моя социальная маска? Или моё тело? Или моя душа? Или мой дух?». Кстати, дух — это то, что влечёт за пределы человека, то, что влечёт человека к Богу. Так вот, труд самопознания — это труд самоопознавания, самоидентификации. А затем — дисциплинирование себя в направлении на главную цель. Но начинается все — с бунта. Русские переводчики отчего-то оставили название города повстанцев без перевода — «Зион». Что является такой же глупостью, как если бы в русском переводе фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы» действовал персонаж по имени «Джизас». Тот, Кого по английски зовут Джизас, а по французски — Жезю, по русски все же именуется Иисус. Так же английское Зион и немецкое Цион должно быть передано по русски как Сион. И это еще одна прямая отсылка к Библии. То, что бунт в «Матрице» носит религиозный характер, видно уже из названия сообщества восставших. Сион — гора в центре Иерусалима. Это место Тайной Вечери, место успения Божией Матери, место погребения царя Давида. Именно в давидовом «Псалтыре» Сион становится символом верности и сопротивления. Одна империя за другой «асфальтировала» и «зачищала» Израиль, но память о завете с Богом возвращала народ Израиля в историю. И эту память о своем Боге пленники связывали с Сионом — «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136, 1). «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек» (Пс. 124, 1). «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: „великое сотворил Господь над ними!“ Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс. 125, 1–5). Но в первой серии эти намеки на Библию остаются почти случайными и даже провокационными, почти кощунственными (имя любовницы Нео — Тринити — означает Троица).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010