А между тем Церковь наша знает великую тайну о двух смертях, точнее, о двух её разновидностях. Наиболее распространённая — это именно та, которая так хорошо знакома всем нам и печальным итогом которой есть смердение. Удивительно глубоко и полно изложено об этом в замечательной повести «Архиерей» иеромонаха Тихона, написанной в начале прошлого века и не только не потерявшей за это время своей актуальности, но и приобретшей её. Вслушаемся, какие удивительные, какие таинственные слова о смерти произнёс когда-то святой апостол Павел: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое; имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп. 21-25). В течение целой череды веков христианские паломники припадают к святым мощам тех, кто сподобился — как небесной награды за духовные подвиги — по окончании земной жизни успения; и в раке мы можем порой лицезреть по сути уснувшего человека. Более того, учёные неоднократно замеряют температуру их святых мощей (а так хочется назвать их телами) и диву даются, потому как она неизменно соответствует 36.6 — теплоте живого человеческого организма. А ещё они источают удивительное благоухание и истекают душистым многоцелебным миром. Когда-то, ещё юношей, встретил афоризм, поразивший меня, и по этой причине не мог не запомнить его: «О том, что он жил, узнали лишь из объявления о его смерти». Вот и получается, что если подлинная живость многих из нас, пока ещё топчущих землю, под большим вопросом, то эти святые живы в самом сокровенном смысле этого слова: богоносные отцы наши Александр Свирский , Спиридон Тримифунтский, Иов Почаевский … Так уж получилось, что пишу эти строки на подмосковной даче, в самый день праздника Успения Божией Матери. И дело даже не в том, что никому из нас и в голову не придёт считать или называть этот день, прости Господи, днём смерти Пречистой. Одна эта мысль кажется кощунственной, и это справедливо. Автор сейчас о другом: день окончания земной жизни Приснодевы, только вдумаемся, нами празднуется… Воистину, «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Урна или домовина?

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Они создали учение, правда, чуждое нам, но мудрое. Они говорят, что стяжавшие духовное зрение видят людей окруженными лучами различных цветов: добрые и чистые люди окружены прекрасным голубым сиянием, злые и жестокие красным, тупые и всецело преданные низменным интересам погружены в темное и черное излучение. Может быть, и действительно видят они это, но зачем я об этом рассказываю вам? Затем, что в этом учении йогов есть некоторая доля истины, недалеко оно от великих и глубоких слов Христовых: «Добрый человек из доброго сокровища (души своей) износит доброе, а злой человек из злого сокровища износит злое» ( Мф. 12, 35 ). Добром и светом души своей, неприметно изливающимся во тьму внешнюю, праведники освещают эту тьму. Они подобны человеку, идущему в темноте с фонарем: и себе освещает дорогу, и другим показывает ее. А если и сердце человека тьма, то непроглядна для него и внешняя тьма («а какова же тьма»). Горе ему, горе сугубое тому, чьи руки в крови, которого йоги видят окруженным красным излучением! Да не постигнет никого из нас такое страшное горе! Да услышит и исполнит Христос прошение наше: «Да воссияет и нам грешным свет твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Но этого великого счастья надо заслужить усердным исполнением всех заповедей Христовых. Надо стать праведниками, которые просветятся, как солнце, в царстве Отца Небесного. Аминь. 1951 г. Слово в день Успения Божией Матери Кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О никто, никто, конечно, никто! Не смертью, а блаженным успением называем мы кончину Пресвятой Богородицы. Она уснула блаженным вечным сном. На ней исполнились слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Святой, сойдя с коня, сказал: «Где бы ты хотела поставить столб твой?» Женщина ответила: «По правую сторону храма». Святой перстом написал на столбе, что он должен быть поставлен при втором столбе по правую сторону храма. Потом сказал ей: «Теперь ты сама помоги мне». И вместе с женщиной бросили столб в море. Этим сон закончился. На другой день столб оказался близ строящейся церкви, в том месте, где и указал святой. Царь и народ, видя такое чудо, ужаснулись и прославили Бога. Они поставили столб по правую сторону храма, как и было написано перстом великомученика (112, 639–640). Инок Киево-Печерского монастыря, именем Никон, был взят половцами в плен и содержался в оковах. Три года каждый день с бранью вязали его, бросали в огонь, резали ножами, заковывали руки и ноги, ставили жечься на солнце, морили голодом и жаждой, так что он иногда день, иногда два и три оставался без всякой пищи. И за все это он благодарил Бога и молился Ему. Зимой же выбрасывали его на снег и на мороз. Все это делали окаянные половцы, желая получить с него хороший выкуп. Он же сказал им: «Христос избавит меня от рук ваших; я уже получил извещение об этом: явился мне брат мой Евстратий, которого вы продали жидам на распятие. Осудятся они со сказавшими: возьми, возьми распни Его ( Ин. 19, 15 ); кровь Его на нас и на детях наших ( Мф. 27, 25 ). Вы же вечно будете мучиться с Иудою, как предатели, нечестивые беззаконники. И вот что сказал мне святой Евстратий: «На третий день ты будешь в монастыре, ради молитв святых Антония и Феодосия и других черноризцев, спасшихся с ними». Половчанин подумал, что блаженный хочет бежать, и обрезал ему икры, чтобы он не смог ходить. И строго стерегли его... Вдруг в шестом часу он сделался невидим, и всем слышен был голос: «Хвалите Господа с небес!» Один христолюбец заказал блаженному Алипию написать икону к празднику Успения Божией Матери. Через несколько дней Алипий разболелся, икона же не была еще закончена. Боголюбец начал докучать ему, но блаженный сказал: «Сын мой, не приходи ко мне, не докучай мне, положись в своей печали на Господа, и Он сделает, как Ему угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

потом явился и Иакову, также всем апостолам, а после всех явился и мне как некоему извергу». Павел же в синагоге Антиохии Писидийской говорит так: «Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые суть ныне свидетели перед народом» ( Деян. 13:30–31 ). Во всех этих перечислениях, однако, отсутствует, по смирению Рабы Господней, утаено сладчайшее Имя Той, Которой Он явился первой, – Матери Божией. В отношении к этому приходится здесь различить двоякого рода явления: так сказать, прижизненное, после Воскресения Христова, но ранее Её Успения, вместе с апостолами и другими, того удостоенными, и в Её Успении, в котором, по верованию Церкви, Господь Сам явился, чтобы принять Её святую душу при отшествии Её из этого мира. Это соответствует и Её воскресению из мёртвых, в котором Она, конечно, пребывает в непрестанном созерцании Воскресшего Сына Своего. 138 О. Кассиану (Безобразову) принадлежит заслуга обратить внимание на эту особую богословскую проблему «явления» Господа. Он связал её с собственным теологуменом об «Иоанновской пятидесятнице», и потому всё её рассмотрение приурочено к этой её постановке и ею ограничивается. Однако сама эта проблема, в особенности, как Проблема Апокалипсиса, гораздо шире и значительнее его постановки, которая может быть даже и отвергнута при сохранении всей значительности проблемы. См. Archimandrit. Casslen. La Pentecôte Johanique, 1939. Ср. мой разбор этой работы: «Иоаннова Пятидесятница» (рукописно). 140 Здесь мы имеем уже и антиномическую постановку вопроса о возможности для человека видеть Бога: Бог говорит Моисею: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале. Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь. Меня сзади, и лицо Мое не будет видимо». Этот мифологический язык выражает собой антитетику «апофатического и катафатического богословия», в которой соединяется полная недоступность Божества для человеческого познания, соединяющаяся с некоторой его познаваемостью, что выражается в образах «лица» и «заднего» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Поучение 14. В день Успения Божией Матери День Успения и погребения Божия Матери мы ныне празднуем. Она Матерь Сына Божия – Источника вечной жизни и бессмертия, а потому Она без страха закрыла пречистые очи Свои. Она знала и то, что Она не умирает, а только засыпает на краткое время, что Она по кратком успении тотчас узрит Сына своего и Бога, и преселится от смерти к жизни, из гроба – на престол, окружаемый Херувимами и Серафимами: а мы? Что с нами будет, когда мы закроем очи свои? Хорошо, если очи душевные наши останутся открытыми, а если мы по закрытии телесных очей погружены будем душею в глубокою тьму? И вместо того, чтобы узреть по смерти свет, мы увидим тьму, вместо людей и Ангелов увидим бесчисленное множество злых духов? И вместо надежды на блаженное воскресение, услышим из уст Ангела Хранителя следующие слова: «Иди, грешная душа, – иди на руки демонов. – Ты не увидишь меня до страшного суда Божия! Сколько раз я тебя охранял, ограждал от грехов и беззаконий; но ты не слушала меня: ты слушалась голоса плоти и страстей, голоса мира и диавола.– Не наследовать тебе вечного рая, ты умерла без покаяния, ты предавалась пьянству, разврату, ты собирала тленные сокровища, а не купила себе елея добрых дел: светильник разума твоего и совести навеки угаснет, иди, пока увидимся на Страшном Суде Божием!» Как думаешь, христианин: что почувствуешь ты, когда услышишь эти слова? И начнут демоны влачить и водить тебя по пустым, нечистым и оскверненным грехами домам и местам. Да, демоны будут изображать пред тобою все твои грешные дела, напоминать каждый грех , тобою соделанный и говорить: «Помнишь ли ты, скажут они, как ты тогда-то и тогда валялась в пьянстве, в распутстве? Как ты такого-то осудила, оклеветала, обманом обобрала? Как ты не почитала ни постов, ни праздников, ни милостыни не давала, нерадиво молилась Богу, пиршествовала с беспутными, посещала корчемницы, ближних презирала, осуждала, ложно присягала, весами и мерою обкрадывала, произносила гнилые слова? Помнишь ли ты, как ты тогда-то и тогда, под праздник или в праздник так-то и так грешила, и бесчестила праздник Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

У меня отнималось правое плечо, с большим трудом я могла положить крестное знамение. Лежала в больнице, но улучшения не было. Приехала к отцу. На исповеди он стал говорить о болезнях, потом приблизился ко мне, положил руки на мое больное плечо и с силой нажал. И я сразу перестала чувствовать боль. И до сих пор это плечо меня больше не беспокоит. Заболели у меня глаза, резко падало зрение. Врачи предлагают операцию. Я поехала к отцу за благословением. – На операцию сейчас не благословляю. Вот тебе маслице, будешь мазать, и закажи молебен с акафистом Казанской Божией Матери, – сказал мне отец. Я все сделала так, как благословил батюшка. Глаза мои болеть перестали, зрение остановилось на одном уровне. Молодая девица Л. приехала к отцу. Отец ей говорит: – Хоть ты и хочешь на праздник Успения Божией Матери остаться здесь, но я тебя не благословляю. Поезжай-ка ты домой, а духом будешь здесь. Если же ты останешься, о чем ты мечтаешь, то будешь находиться под конвоем бесов. Но она все-таки осталась в Печорах. Нас приехало шесть человек, и отец заранее знал, что одна ослушается его, дал нам в дорогу только пять просфорочек и пять крестиков. А Л. в Печорах душевно заболела. В Печорах я упала, получила перелом руки в трех местах. Отец благословил мне провожатого до дома и дал святое масло, мазать руку. Дома я пошла в больницу только на третий день. Там сделали снимок. Врач посмотрел и говорит: – Не знаю, каким чудом, но у вас все срослось! В следующий раз, когда я была в Печорах, мне очень нездоровилось, поднялась высокая температура, но я все-таки, почти ползком, поплелась в храм. Стояла у чудотворной иконы Успения Божией Матери и тут увидела отца. Прикладываясь к иконе, он взмахнул своей мантией, и я оказалась вся ею покрыта. Потом отец ушел в алтарь, а я сразу почувствовала легкость, радость: исчезла боль, и силы восстановились. Так чудесно, в одно мгновение, исцелил меня отец. Мне предложили красивую шерстяную кофту. Я решила спросить отца, можно ее взять или нет. Он ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если любишь Меня, то отдай Мне твои грехи». Конечно, пост – это всегда время покаяния, неслучайно Успенский пост так же строг, как и Великий. Только вот что есть покаяние, стоило бы правильно понимать. Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился: «Господи, что мне подарить Тебе?» И вдруг Бог ответил ему: «Мне ничего не надо. Всё, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе». Но человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи». Покаяние – это не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Если воздушный шар обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В таинстве Покаяния Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился. Каждый раз, когда мы вступаем на поприще поста, нужно вспоминать, что это время особенного покаяния, то есть освобождения души от груза грехов. И только с чистой душой можно предстать пред Небесной Царицей в великий праздник Успения. Успенский пост – пост весьма отрадный: 14 августа в храмах освящается мед, 19-го – фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Вместе с тем Успенский пост – это пост весьма отрадный. Он отличается своими неповторимыми церковными праздниками и традициями. В первый день поста, 14 августа – Изнесение честных древ Животворящего Креста . То есть мы сразу же обращаемся к Честному Кресту как к главному духовному оружию в нашей невидимой брани. В этот же день освящается мед, то есть Успенский пост не так уж и горек. 19 августа – яблочный Спас, в храмах освящаются фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Господь оказывает милость как нашей душе, так и телу.      Но самое главное – это дни, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под Ее благодатным покровом обрести покой мятущейся душе и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.

http://pravoslavie.ru/72951.html

В самом деле, чем же изменялось внешнее, если позволено здесь так выразиться, материальное положение Марии после смерти Сына? Разве Он, всегда преходя по градам и весям в проповеди Царствия Божия и, не имея где главу преклонить, жил вместе с Матерью, одним, так сказать, хозяйством? Мы знаем, что этого не было: человеческая любовь к Матери как и Материнская любовь к Сыну были принесены в жертву служению Богу, как это совершенно ясно видно из одного случая, рассказанного у всех синоптиков ( Мф. 22, 46–50 , Мр. 3, 31–5 , Лк. 8, 19–21 ): о том, как пришли видеться с Ним, Мать и братья Его, а Он ответил: «вот Матерь Моя и братья Мои», дав понять, что Его личные чувства принесены Им в жертву Своему служению. Следует также обратить внимание и на то обращение к Матери: Жено – γναι. Это обращение 21 напрашивается на сопоставление с тем, которое было пред совершением чуда в Кане Галилейской: «глагола Ей Иисус, что есть Мне и Тебе, Жено? Не у прииде час Мой» (Ио. 2, 4), причем Матерь вполне поняла этот ответ, ибо, невзирая на его форму, сказала служителям: «что Он скажет вам, то и сделайте». Это торжественное жено в ответ «Матери», свидетельствующее об особой значительности происходящего, сказано перед совершением чуда, преобразующего св. Евхаристию, оно же было и «началом чудес», которым Он «явил славу Свою». И ныне, перед совершишася, перед самым принесением мировой умилостивительной Жертвы, повторяется это жено: речь идет не о личной Матери Иисуса, но и о матери всего нового Адама, о новой Еве, о Матери всего человеческого рода. Это та Жена, о которой было сказано в раю змию: «вражду положу между тобою и между Женою, между семенем твоим и семенем Ея» ( Быт. 3, 15 ). Одним словом, жено есть обращение не к «матери Иисуса», но к Богоматери. Здесь надлежит произвести тот исторический комментарий к этому тексту, который вытекает из времени написания Иоаннова Евангелия именно после Успения Божией Матери и преславного ее восхождения от земли на небо. Если во времена синоптиков еще могла оставаться некоторая недовыясненность в почитании «матери Иисуса», как Богоматери, то после того, как апостолы чудесно явились свидетелями ее прославления, никакое колебание не было уже возможно, и для апостолов догмат о Богоматери был уже раскрыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В свободные часы служило ей утешением вышивание воздухов и других церковных вещей, и это ей запретили под предлогом больших затрат на материалы; но втайне продолжала она и это благочестивое свое занятие, и даже собственноручно вышила схиму для иеросхимонаха Парфения, которую и передала она ему чрез свою крестную мать, посетившую опять Киев. «Отдашь ты Богу ответ, раба Божия, что оторвала от плодоносного стебелька Божий цветочек», такими словами встретил ее подвижник, в сильных выражениях выговаривая ей неразумное ее попечение об участи крестницы. Марии же велел передать от его имени совет: терпеть все скорбное без ропота, с благодарностью к Богу. И точно, много скорбей приходилось кроткой и молчаливой Марии переносить от немилосердной своей свекрови: однажды в зимнее время, по ее приказанию, по целым, иногда, суткам не топили занимаемые ею покои, и только сильная болезнь молодой женщины, грозившая опасностью самой ее жизни, положила конец этому тяжелому испытанию ее терпения. Болезнь эта расстроила окончательно и без того слабое здоровье Марии: с тех пор никогда не была она совершенно здорова. В то же время, еще один случай, образумил отчасти ее свекровь, показав ей все благочестие безответной ее невестки. Привиделся свекрови во сне образ Успения Божией Матери, причем, какой-то незнакомый ей инок сказал ей, что лишь вполне достойная и богоугодная душа может его обрести. Не обратив сперва внимания на это сновидение, вскоре она его позабыла. Но вот, немного времени спустя, Мария, посланная ею в огород присматривать за работами, находит там среди гряд круглый кусок железа, на котором написан был образ Успения Божией Матери. Обрадованная дорогой находкой, благочестивая женщина спешить поделиться радостью своею со своими домашними. Свекровь узнала в найденной ею иконе виденную ею во сне, вспомнила и сказанные ей при этом слова, и с тех пор стала гораздо ласковее и милостивее обращаться со своею невесткой. Вскорости даже согласилась она отправиться вместе с нею в Киев, куда жаждала душа Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

79. В день Успения Божией Матери (о холере) Не бойся смерти, не страшись гроба, не ужасайся могилы между мертвецами; бойся того, что пред смертью бывает, до гроба производится, до могилы совершается; еще больше бойся того, что после смерти случится, что по ту сторону гроба с тобою встретится, что увидишь за могилою. В смерти нет страха, ибо страхи эти разогнал Сын Божий, который Сам лежал во гробе, и расторг утробу смерти. Во гробе не должен быть ужас, ибо в нем покоилась Царица небесная, которой всечестное Успение мы ныне празднуем. Одного боюсь: грехов моих, в жизни настоящей собранных в душе и теле; в уме, в памяти и в совести, и в сердце. Тления боюсь, ибо праведников тела не подлежат тлению; а грешников – отвратительны тела во гробе, – смрадны, нечисты и предаются тлению. Второй смерти боюсь, которая начинается вместе с содеянием смертного греха, наказывается проклятием Отца небесного на суде Божием и оканчивается вечною погибелью во аде. Вечная погибель, вечная тьма, вечная встреча с демонами, вечное мучение совести, терзание сердца, бичевание от бесов, угрызение от червей; самые страшные мучения, какие не бывают на земле. Вспомните только о жажде адской, для утушения которой евангельский богач просил хотя одной только капли воды. Капли воды – и никто не даст. Боже мой! Если на земле есть муки, которых не могли переносить и терпеливейшие некоторые из мучеников; если в жизни настоящей есть страдания такие, от которых многие умерли; то какой разум может помыслить, какое человеческое воображение представить то: какие будут муки во аде, и притом муки вечные? Так говорит Евангелие, так говорят все святые, так говорит Сам Бог чрез пророков и апостолов. Нет! не бойся смерти временной, телесной; не бойся сего гроба и помни, что в нем покоилась Царица небесная, в нем почивал три дня и три нощи Владыка неба и земли – Христос Господь. В настояние дни, когда гнев Божий носится над нашими головами, – меня одно ужасает: беспечность христиан. Итак, ты не хочешь прийти к источнику жизни; ты все еще думаешь и говоришь: „а вот меня смерть минет“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010