Ловят сельдь два раза в год: после Успения Божией Матери – в августе и с 21 ноября – то есть и летом и зимой. Летом после Успения Божией Матери ездят на утреннюю зорю 9 , ездят тогда, как зазвонит к завтрене, с фонарями и на один, много на два часа. Сельдь тогда подымается с самой глубины, говорят рыбаки, поиграть на верху озера. Ловля эта не так обильна, но зато сельдь бывает особенно вкусна и крупна. Зимой ловят, как только застынет озеро, почему и сельдь называется полёдная; этот лов бывает обилен, но зато сельдь помельче. На заре ловится сельдь всего лучше тогда, когда, по выражению рыбаков, ветерок дохнёт с нова. Сельдь зорка и пуглива – как увидит закинутую снасть и идёт в глубь, а при ветре зарябеет вода в озере – она нехорошо разглядит снасть и попадает. Места или тони для лова сельдей заранее определяются жеребьем, и каждый едет на то место, которое досталось ему по жеребью. Другую рыбу ловят артелями, человек в 10-ть, как сказано выше. Для лова сельдей употребляется особая снасть, называемая выпорками. Это есть четвероугольное полотно, связанное из самых тонких некручёных ниток в одну рядь, с ячеями шириною в два пальца. Ширина полотна бывает от 1,5 до 2-х аршин, м] длина до 15-ти сажен; м] обе стороны полотна прикрепляются к одной верхней бечёвке мочальной, толщиною в палец; к другой стороне полотна нижней привешиваются глиняные плитки, а к верхней деревянные поплавочки или берестяные. Это делается для того, чтобы выпорки не ложились на дно воды, так как сельди гуляют на верху воды. Здесь не бывает режей, а одно полотно, потому что сельдь не может запутываться: она так нежна и робка, что если заденет хоть пёрышком за одну из ячеек, даже за одну ниточку, то сейчас останавливается и засыпает, почему никто никогда не видал сельдей живыми изловленными. Выпорки ставят на глубоких местах и оставляют их на всю ночь. Ветром и волнами часто относит их от места на полверсты и более, а иногда они и совсем пропадают; иногда они по десятку перепутываются вместе и уже дома разбираются. Чтобы можно было каждому скоро найти свои выпорки, для того на концах их ставят большой четвероугольный дощатый поплавок, а в нём укрепляется палочка со флагом, отличающимся от других особенным цветом. По окончании лова выпорки разбирают, развешивают на шесты и проветривают. После того домашние – жёны и дети чешут (расправляют) сжавшиеся выпорки и складывают в стягло 10 до вечера. Вечером снова отправляются с теми же выпорками на озеро и лов совершается таким же образом. Так они ловят постоянно до самых заморозков. Только на воскресные дни и на праздники рыбаки никогда не ловят рыбы – свято хранят они эти дни, и кому какая нужда ни была бы в рыбе – просидит без рыбы, если не догадается купить до праздника. Зимой под льдом ловят сельди неводом. (О нём будет сказано дальше).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Обратимся теперь к соседней Киевской епархии. В Киевской губернии Каневского уезда, в селе Дыбинцах, при храме Успения Божией Матери, и в настоящее время (по крайней мере, в шестидесятых годах текущего столетия) существует братство, с таким устройством, как будто бы мы видим пред собою братство эпохи XVI века. Когда и кем основано названное братство остается неизвестным. Его приходо-расходные записи идут с 1745 года. По этим записям возможно составить себе некоторое понятие об устройстве этого братства, его средствах, и отчасти, его деятельности. Годичное собрание братчиков назначается на масляной неделе; в это время представляется общий отчет, производится выбор новых должностных лиц (которым передается братская казна), а также общий братский суд над собратом, провинившимся в чем-либо в течении года. Суду братскому подсудны все лица живущие в селе, от старого до малого, и никто не в праве сопротивляться решению братского суда. Суд этот назначает различные наказания преимущественно денежные пени; но главная цель наказаний состоит в том, чтобы виновный принес раскаяние пред братством. Если виновный раскаялся пред братством и уплатил определенный ему штраф, то уже потом никто не смеет укорять его в сделанном проступке. Цели и стремления братства разнообразны; они состоят; в поддержании местного храма Успения Божией Матери и в заботе о его благолепии, в устроении обедов в храмовые праздники, в выдаче пособий обедневшим братьям, и вообще местным бедным, в погребении на общий счет таких бедных, в обучении желающих грамоте и горшечному мастерству, (в с. Дыбинцах с незапамятных времен процветает выделка глиняной посуды). В 1779 году учреждено было в Дыбинцах и сестричное братство с исключительною целью заботиться об украшении храма Божия. Полное уважение к братству, и покорность его распоряжениям, соблюдались, как прежде, так соблюдаются и теперь. Когда умирал бедняк, которого нужно было похоронить на счет братства, то от этого последнего исходило распоряжение: кому копать могилу, кому готовить гроб и т. п. В знак того, что распоряжение исходит от братства, посылалась назначенному на работу круглая дощечка с изображением местного храма, почти такая самая, какая употреблялась в Луцком и других древних братствах, и где бы не заставала эта дощечка того, к кому относилось распоряжение братства, в гостях ли, в поле ли за работой, в хозяйственных ли хлопотах на дому, он тотчас же бросал все и шел, куда указывало ему братство. 201

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В 2003 г. была образована Южно-Сахалинска Префектура, курируемая Апостольским Администратором епископом Кириллом Климовичем. В неё вошли приходы Успения Божией Матери и Св. Иакова в Южно-Сахалинске и молитвенные группы в городах Корсакове, Холмске, Аниве. В 2005 г. в Южно-Сахалинске закрылся приход Успения Божьей Матери из-за небольшого числа верующих. Вернулись в Америку отцы Фернанд и Лоренц из конгрегации Maryknoll Fathers, а им на смену временно назначен приезжающий из Владивостока епархиальный священник о. Себастиан Д’Силва (Индия). В 2009 г. на Сахалин приехал о. Томаш Рафаляк (Польша) и задержался почти на 10 лет. Вот что он говорит о своём служении: «Конечно, служить на Сахалине пастырем непросто. Если в католических странах храм – это центр культуры, в котором бурлит жизнь, очень много прихожан, в том числе и молодежи, то на острове гораздо все спокойней. Прихожан немного. Быть может, сказывается суровый островной климат и то, что несколько поколений островитян выросли в атмосфере безбожия. Островной мир по-своему интересен. Он заставляет многое переосмыслить в жизни. Потребность в служении Богу и церкви не зависит от количества прихожан. В Польше с ее старинной духовной культурой вокруг священника всегда много людей. А здесь нет. Священники в Европе занимаются в основном духовной жизнью, а здесь я вынужден был много времени уделять решению материальных вопросов, вплоть до того, что сам чистил снег и занимался обслуживанием сантехники». Настоятель прихода св. Иакова о. Томаш Рафаляк. 2014 г. В 2018 г. в приходе Святого Иакова сменился настоятель. На место о. Томаша прибыл епархиальный священник и монах конгрегации вербистов – Общества Слова Божья о. Роберт Балек. Отец Роберт родился и учился в Словакии в Университете Братиславы (по специальности математика и информатика) и в Университете И.А. Коменского на богословском факультете. «Россия на протяжении многих лет стала для меня родной – люди, природа – особенно на Сахалине всё очень похоже на Словакию. Моё служение на Сахалине – думаю, это Божья воля, поскольку не я этого хотел, а Бог, который меня привел на Сахалин очень необычным способом. Служить на Сахалине просто и сложно. Просто, потому что люди здесь сердечные, дружелюбные и бескорыстно помогают, когда видят любую нужду храма. И сложно потому, что здесь, особенно в советское время, несколько поколений людей не были приобщены к духовной жизни и к познанию Бога. Помогать им познать Бога и верить Ему надо сейчас с нуля – как учить детей ходить и разговаривать. Но главное, что я понял – любящий и милосердный Бог – везде, и везде находятся люди, которые ищут Его и дорогу к Нему. Очень рад, что такими являются и прихожане на Сахалине».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

– Спасибо за совет! Когда Елена в следующий раз принесла Тане ее двести долларов, Таня спросила: – Ну, узнала ты про завещание, все в порядке? – Ничего я толком не узнала. Эта дура соседка сказала мне, что мама по завещанию оставила квартиру Котику. – Наверное, она не имеет права разглашать тайну завещания до смерти тетушки, – сказала Таня и, не сдержавшись, добавила: – Ты уж потерпи. – Придется, – вздохнула, не поняв подколки, сестрица. Таня благополучно сдала экзамены и по конкурсу прошла. Кроме вполне хороших знаний была еще одна причина ее поступления, о которой сама Таня не знала. Татьяна Васильевна зашла в приемную комиссию и потребовала: «У вас тут среди абитуриентов есть девочка из Вологды, красавица такая, с толстой русой косой. Так вот эту красавицу вы мне непременно примите! Эта девочка Божьей милостью врач!» – И чтобы не быть голословной и не вызывать подозрений, заведующая кардиологическим отделением поведала коллегам историю Тани и ее тетушки. Сдала Таня экзамены, а перед началом учебного года забрала тетушку из больницы и взяла академический отпуск. В виде исключения ей пошли навстречу. Выкарабкалась тетя. «Два моих целителя подарили мне еще кусочек жизни, может быть, самый важный – подготовительный!» Целителями она называла не врачей, а Котика и Таню. А через две недели она даже снова стала выходить с Котиком на прогулки. И в августе они гуляли почти до конца месяца, потому что погода стояла ясная и теплая… Время от времени Екатерину Петровну навещал ее духовник из Предтеченского храма, беседовал с нею наедине, потом исповедовал и причащал. Многое успела тетушка за это время, которое с улыбкой называла «подаренной Богом, Котиком и Таней отсрочкой»: и второй том Андерсена успела она дочитать, и причаститься на Преображение и накануне Успения Божией Матери. А в ночь на самый праздник Успения она тихо скончалась во сне. Так тихо, что даже Котик не проснулся. Утром он долго сидел на коврике перед иконами, ждал, когда хозяйка придет молиться, но не дождался и пошел за Таней на кухню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Срок моего отпуска истекал 26 августа, но так как я задержалась на несколько дней после его начала на работе, да и занятия фактически начинались не 1 сентября, а 1 октября, я решила возвращаться в Ленинград 29 августа, на другой день после Успения. Насчет билета я не беспокоилась – мне было обещано достать его накануне отъезда. Но когда я 27 августа пошла на вокзал за обещанным билетом, оказалось, что мой «блат» недействителен и что брать билет придется собственными силами. Так как в этом году было введено правило об отдаче под суд не явившихся из отпуска в срок, нужно было выехать из Рыбинска во что бы то ни стало. Праздник Успения был испорчен – пришлось просидеть целый день на вокзале. Отец Сергий всенощной не служил, был очень нервен и беспокоен, и я простилась с ним как-то наспех. 29-го я зашла к Шуре проститься, так как собиралась весь день сидеть на вокзале, добиваясь билета. Очереди были огромные, давка и духота ужасные. Обещали добавочные поезда, но их не давали. Наконец около шести часов вечера объявили, что в час ночи пустят товарный поезд с большим количеством вагонов и отправят всех пассажиров. Начали составлять списки, назначили перекличку в десять часов вечера. Меня вдруг осенила мысль: ведь сейчас отец Сергий служит утреню на Погребение Божией Матери. Неужели же мне сидеть на вокзале, когда билетом я обеспечена? Но надо торопиться, от вокзала до Шуры не близко, да и паром может задержать. Охваченная мыслью, что мне необходимо еще раз увидеть отца Сергия и присутствовать на его службе, я пустилась обратно за Волгу. Совершилось что-то странное: тот путь, на который я обычно тратила около часа, на этот раз я проделала не больше как за полчаса. Бежать я с моими больными ногами и сердцем, конечно, не могла, но у меня было такое ощущение, что меня что-то плавно несет и что я двигаюсь не сама. С бьющимся от волнения сердцем (ведь меня никто не приглашал) я подошла к дому, где жила Шура. Мне открыла дверь она сама и впустила в комнату мужа. Читались уже «Непорочны». С каким-то особым чувством простояла я всю службу и внимательно ловила каждое слово. Мне хотелось запечатлеть в душе все виденное и слышанное. Служба кончилась. Я имела возможность только еще раз принять благословение отца Сергия и, не простясь с хозяевами, пустилась в обратный путь. Когда я вышла, было совсем темно. Я вдруг остановилась на дороге, ведущей к Волге. «Ведь ты его никогда больше не увидишь», – ясно прозвучало в душе. «Этого не может быть. Я хочу видеть его, хоть еще раз». – «Нет, больше нельзя». И это было сказано столь категорически, что я протестовать не смела. Я поняла, что действительно видела отца Сергия в последний раз и что Господь оказал мне великую милость, дозволив на прощание лицезреть [отца Сергия] в полном облачении, выполняющим свое священническое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Рубрики Коллекции Караваджо: «Успение Марии» (Успение Божией Матери) 10 мин., 24.08.2016 Поделиться 28 августа – праздник Успения Божией Матери по новому стилю. Это важное для христиан событие отражено в работах многих известных живописцев . О том, как увидел Успение великий итальянский мастер Микеланджело да Караваджо, о его судьбе и работах мы говорим с богословом, экскурсоводом, руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофеем Китнисом. Караваджо: жизнь и судьба Тимофей, говорить в связи с Успением Божией Матери именно о Караваджо была Ваша идея. Почему Вы выбрали его работу? Во-первых, он действительно великий художник, а во-вторых, у него интересная, довольно необычная судьба. Он был известен как гуляка, дуэлянт, скандальный человек, с одной стороны. А с другой – большинство его лучших картин посвящены библейским темам, и он вкладывал в них всю мощь своего таланта. О масштабе его дарования свидетельствует среди прочего и тот факт, что Караваджо не оставил ни одного наброска к своим картинам – вполне возможно, он обходился без них. Конечно, никто из искусствоведов не отрицает его таланта. Обычно о нем говорят, что он большой мастер, что он преодолел маньеризм, который главенствовал в живописи после Ренессанса… А что такое маньеризм? Это направление в живописи, расцвет которого пришелся на XVI век. Если говорить в общих чертах, то в самом названии отражена его суть: в сюжетах, технике много манерности, вычурности. Так вот Караваджо был ярким противником этого стиля. По характеру он был революционером. В работах он придерживался подчеркнутого реализма, все его герои – просто живые люди из плоти и крови, причем часто ему позировали люди из народа. Его работы порой поражают натурализмом. На эту тему существует множество легенд. Рассказывали, например, что когда он писал «Воскрешение Лазаря», то выкопал только что погребенное тело и заставлял двух своих помощников его держать – на манер того, как если бы его клали в гроб. А когда те отказались, то он даже якобы достал шпагу и начал им угрожать, что сейчас расправится с ними, если они ему не помогут.

http://foma.ru/karavadzho-uspenie-marii-...

Но скромное положение Богоматери на страницах евангельского повествования зависело, таким образом, от особых причин, а не от того, конечно, чтобы Ее жизнь и личный характер не заслуживали внимания со стороны верующих, – зависело от особых задач Евангелия, исключавших для Евангелистов возможность подробного повествования о ком-либо другом, помимо Спасителя. Эта мысль, очевидно, скоро должна была войти в сознание верующих, и Матерь Господа скоро должна была привлечь к Себе мысль их высотою того положения, какого Она удостоилась и какое заняла во всем домостроительстве искупления. Отсюда естественно у христиан явилось желание знать о Ней более тех кратких сведений, какие предлагаются в Евангелии, – явилось сознание недостаточности этих сведений, краткости их. Благоговейная мысль христиан, не удовлетворяясь рамками Евангелия, начала задумываться над событиями из жизни Божией Матери, лежащими за чертою евангельского повествования, и отсюда возник громадный интерес к тем сведениям, какие помимо Евангелия сохранились еще в устном Церковном предании. В этом предании сохранились некоторые верные черты, хотя несколько обрисовывавшие картину частной жизни Божией Матери, хотя отчасти выяснившие те стороны этой жизни, которых совершенно не коснулось перо Евангелистов. Но эти свидетельства предания, – также краткие и скудные, – далеко не удовлетворяли той любознательности, с какою стремились усвоять их христиане, – и вот их недостаточность и краткость восполняется благочестивыми предположениями, образами благоговейно настроенного воображения. В большинстве случаев религиозное воображение действовало при этом не самостоятельно, а старалось черты предания разработать и редактировать в тех формах, в каких отлилось евангельское повествование, и какие поэтому сделались дорогими и священными для христиан. В этих формах и передавалось по большей части содержание многочисленных поэтических творений, стремившихся возвеличить образ Божией Матери и в возвышенном тоне изложить неизвестные из Евангелия события Ее жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Можно ли умолчать о чудных делах Ее милосердия к оставленному Ей в наследие роду человеческому? Сколько раз избавляла Она от опасностей и спасала от врагов и бедствий каждого из нас! Матерь Божия по обещанию Своему не оставила мира и во успении Своем: Она всюду является Радостью скорбящих, Охранительницей царств, Заступницей обидимых, Защитницей беззащитных. Прошло почти два тысячелетия после Ее благодатного успения, и не прекращаются знамения Ее могущественного и милостивого ходатайства за нас, бедных грешников. Она всех слышит, о всех милосердствует, никого не оставляет без помощи. Нет человеческой возможности исчислить все благодеяния нашей Заступницы, в молитвах не усыпающей! Трудно и даже невозможно изобразить все чудотворные иконы, которые как знамение попечения Царицы Небесной сохраняются верующими и как неисчерпаемый источник благодати Божией изливают на всех людей дивную помощь и неисчислимые благодеяния. Как бы ни были велики твои грехи, христианин, но если случится с тобою какая беда, несчастье, – смело прибегай под державный покров Богоматери, и Она – Заступница усердная – защитит тебя от всякого зла. Примеров сильного ходатайства Божией Матери за грешников весьма много. В одной стране был могучий и отчаянный разбойник. Занимая пути и распутья, он с отважной шайкой бил, грабил и убивал всех встречных; но находясь в таком погибельном состоянии, он, между прочим, имел добрый обычай – каждодневно совершать известное правило и читать молитвы, особенно молитву Богородице: «Богородице Дево, радуйся!..» Однажды некоторый подвижник-прозорливец проходил тем путем, где разъезжали разбойники. Они, как дикие звери, схватили подвижника и представили своему атаману. Перед атаманом прозорливец начал говорить: «Послушай, чадо, я хочу открыть тебе и твоим товарищам великую тайну: прикажи для этого собрать сюда всех твоих подчиненных». Атаман подал знак предстоявшим, и в один миг собрана была вся шайка разбойников. «Все ли здесь, – оглядывая шайку, спросил подвижник, – или кого еще нет?» «Один еще не пришел», – ответил атаман.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Неплохо знавший Платонова, часто встречавшийся с ним прозаик Лев Гумилевский писал в мемуарах «Судьба и жизнь»: «Счастье Платонова было в том, что он читал очень мало в период своего писательского возрастания, а потом в зрелом возрасте уже мог противостоять воздействию классического литературного языка». Однако по меньшей мере первая часть этого высказывания не соответствует действительности, да и со второй не все так однозначно. То же самое относится и к воспоминаниям жены писателя Марии Александровны: «Андрей до шестнадцати лет и книг-то не читал». На самом деле, конечно, читал и читал очень много в детстве, в отрочестве, в юности — глубокие, серьезные книги. Вот почему за Платоновым стоят не только почва, не только та степная черноземная полоса, где «лето было длинно и прекрасно, но не злило землю до бесплодия, а открывало всю ее благотворность и помогало до зимы вполне разродиться», не только первооснова воды, огня, воздуха и земли, материи и духа, но есть за ним и книжность, и ученость, и культура. Платонов — фигура рубежа, он находится на самой линии разрыва между жизнью и смертью, между Богом и человеком, человеком и машиной, человеком и природой. Он этот разрыв пропустил через сердце, пытаясь соединить несоединимое, и, быть может, в этом пограничье и таится ключ к его творчеству и судьбе. Долгое время считалось, что Андрей Платонович Климентов — такова настоящая фамилия писателя — родился 20 августа 1899 года (1 сентября по новому стилю). Этот день упоминается во многих книгах, энциклопедиях и справочных материалах, Платонову посвященных, но не так давно воронежский краевед Олег Григорьевич Ласунский установил более точную дату рождения своего земляка — 16 августа (28-го по новому стилю) 1899 года. Число было указано самим Андреем Климентовым в заполненном им «Извещении о принятии на службу» в 1915 году, оно же значится в выписке из метрической книги за 1899 год, выданной родителям при поступлении сына в церковно-приходскую школу. В ХХ веке, так же как и в нынешнем, на этот день приходится праздник Успения Божией Матери. В веке XIX, на исходе которого Платонов родился, 16-го отмечали попразднство Успения . Связь Платонова и с материнством, и со смертью слишком очевидна, чтобы считать это совпадение случайным.

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Во-вторых, мы радуемся о Сам " ой Пречистой, ибо Она после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона, преисполнена была Ее жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ее добродетели. Пречистая Дева до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смирялась, терпела; но с этих пор, со дня Ее Успения, начинается и Ее возвеличение и прославление. Таким образом при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех , она сделалась теперь свидетельницей добродетели, наградой за подвиги, совершенные в жизни. Третью причину радости изъясняет церковная песнь: В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста. Если при жизни Своей Она была Ходатаицей за бедных пред Сыном Своим, то по преставлении Ее и вознесении на небо во всей силе стали исполняться сказанные Ею в утешение скорбевшим об Ее отшествии слова: «Не оставлю вас в сиротстве по Моем преставлении – не только вас, но и мир буду посещать, назирать и помогать бедным». По Своем преставлении Пресвятая Дева стала могущественнейшей Предстательницей и Заступницей за всех, поистине Матерью всего христианского мира. Воспоминая, дорогие братия и сестры, блаженную кончину Богоматери, мы должны позаботиться о том, чтобы и себя достойно приготовить к смерти, чтобы встретить нам ее не со страхом, но с радостью; а для этого нужно постоянное памятование о ней. Это памятование будет постепенно приготовлять нашу душу к переходу в вечную жизнь, отрешать сердце от всех чувственных страстных земных привязанностей. Святые Отцы говорят: «Кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить». Второе средство против страха смерти – чистая совесть. Человек с чистой совестью может спокойно переступить порог вечности – смерть телесную. Такой человек может спокойно сказать с праведным Симеоном: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром ( Лк. 2:29 ). Но у кого же совесть может быть действительно спокойна? – У того, кто старался жить истинно христианской жизнью, кто был послушным сыном Церкви, кто примирился с Богом и людьми, кто приготовился к смерти таинством Покаяния, которое снимает тяготеющее над совестью бремя грехов, и вкусил в таинстве Причащения Тело и Кровь Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010