Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди – не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений и, если окажется, что состоят или разделяют, то разъяснять таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина – члена Христовой Церкви, что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений или, если они этого не исполнят, то не будут удостаиваться Св. Причащения, а при дальнейшей нераскаянности будут отлучаться от Св. Церкви. Преподав вам наши архипастырские указания относительно врагов Божиих и врагов вашего спасения, мы хотим напомнить вам апостольские увещания: «Возлюбленные, имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым... Назидая себя в любви Божией, ... ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни» (Иуд. Ï3, 19–21). «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий... Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( I Uoah. 5:4–5, 19–20 ). Аминь. Председатель Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей Митрополит Антоний (Храповицкий) 15/28 августа 1932 г. День Успения Божией Матери О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) За последние годы издано огромное количество святоотеческой литературы, которая с предельной точностью и глубиной выражает догматическое и нравственно-аскетическое учение Православной Церкви. Но в этом духовном изобилии практически полностью отсутствуют творения святых отцов, посвященные проблемам внешнего церковного устройства, положению Церкви в государстве и обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

После праздника Пасхи между годичными праздниками первое место занимают праздники Господские и Богородичные. Они следующие: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, праздник Пятидесятницы, день Воздвижения Честного Креста, день Успения Богородицы. За этими двунадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери. Все эти праздники суть памятники величайших благодеяний Божиих роду человеческому. Нет ни одного из них, который не напоминал бы нам или о каком-либо важном событии из жизни Христа Спасителя и Богоматери, или о какой-либо милости Божией к нам. Они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Издревле почитая святых, Церковь издревле посвятила им особые праздничные дни. Празднование этих дней, соединенное с воспоминанием жизни святых угодников и их подвигов, является для нас наилучшим училищем веры и благочестия, согласно словам апостола: поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). О должном освящении праздничных дней Господь так говорит чрез пророка Исаию: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям: дам им вечное имя, которое не истребится... всех, хранящих субботу от осквернения ея и твердо держащихся завета Моего, Я приведу в святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис.56:4 –7 ). е) О постах Посты, содержимые православною Церковью, суть божественное установление и имеют незыблемые основания для себя в священном Писании. Начало посту, как воздержанию и борьбе с чувственностью, положено было еще в раю заповедью, данной Богом человеку о невкушении плодов древа познания добра и зла ( Быт.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Прежде всего я спрошу у детей рассказ о рождестве и введении во храм Пресвятой Девы Марии, о благовещении Пресвятой Деве Марии, а затем, сама расскажу детям о «посещении Божией Матерью праведной Елизаветы». Когда отошел Архангел Гавриил от Пресвятой Девы Марии, она поспешила посетить свою родственницу Елизавету, жену священника Захарии. Когда Пресвятая Дева Мария вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету, то исполнилась Елизавета Духа Святого и воскликнула громким голосом: «благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне (такая честь, радость), что пришла Матерь Господа Моего ко мне. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа». Тогда, услышав повторение Ангельского приветствия, Мария сказала: «величит душа Моя Господа и возрадовался Дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне ублажат (будут восхвалять) Меня все роды, потому что сотворил мне величие Сильный и Свято имя Его». Пресвятая Дева пробыла у Елизаветы три месяца, а затем возвратилась в дом свой, т. е. в Назарет. ( Лк.1:38–56 ). Затем, предложу детям ряд вопросов, на которые непременно буду требовать полных ответов. В. Куда поспешила Божия Матерь после благовестия? В. Как назвала праведная Елизавета Пресвятую Деву Марию, будучи научена Духом Святым? В. Что сказала Мария? Вы знаете, что со дня Своего Успения Божия Матерь непрестанно молится о нас, и Господь исполняет её молитвы. Поэтому во всяком горе и радости мы прибегаем к Ней с горячими молитвами. В. Какие вы знаете молитвы к Божией Матери? Отв. «Достойно есть, …» В. Найдите в прочитанной молитве слова, которыми мы прославляем, восхваляем Божию Матерь? Отв. Слова молитвы, которыми мы прославляем, восхваляем Божию Матерь, суть следующие: «достойно есть яко воистину блажити Тя, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, Тя величаем». В. Читайте молитву сначала. Как сказано, что мы должны делать по всей справедливости, непременно? Отв. Мы должны по всей справедливости непременно «блажити Тя».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ибо в Ефесе воздвиг против апостолов мятеж среброковач Димитрий 625 . Другие же в Коринфе во­пияли: Эти всесветные возмутители пришли и сюда 626 ; а в Ие­русалиме иудеи, подвигнув весь город на богомудрого Павла, напоследок предали его римлянам» 627 . Пророческий образ использован в четвертой песне Канона Утрени на праздник Успения Божией Матери. Речи пророков и гадания воплощение проявиша от Девы Твое, Христе, сияние блистания Твоего во свет языков изыдет, и возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче. Бездна, возглашающая с веселием славу Христу, по мысли гимнотворца, отождествляется с «языками», то есть с народами, просвещенными сияни­ем блистания Христова. Так сбылись речи пророка Аввакума при рождении Христа от Девы. Через Чермное море, от Синая через пустыню, через Иордан по Ханаан­ской земле шествует Бог в народе Своем. Безнаказанно бесчинствовали в нечестии своем хананеи. И вот идет Бог. Как при внезапном ночном включении света разбегаются тараканы и бывают поражаемы хозяином дома, так воссияли солнце и луна над царями Аморрейскими в Гаваоне и поражены были Иисусом Навином. То была брань Ягве Бога и шествие его. Во мраке идолопоклонства и растления устанавливался новый порядок правды Божией. 3.11 Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, сиянием сверкающих копьев Твоих. Позади Чермное море, пустыня Синая, Иордан. Бог в шествии Своем вступает во владение землей, обетованной отцам народа Божия. Потоками воинств Израилевых Господь рассек землю, веками осквернявшуюся нечес­тием хананеев. Жители Гаваона зовут Иисуса Навина, и он, совершив ночной маршбросок, внезапно напал на царей Аморрейских и поразил их. При этом Ягве-Бог бросал на аморреев с небес большие камни града, так что больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертви­ли сыны Израилевы мечом 628 . Метеоритный камнепад от Гос­пода поразил нечестивых. И вот бы возблагодарить за то Бога! – так нет же, – Иисус воззвал к Ягве в тот день...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ее неисповедимое терпение и преданность воле Божией, соделавшие Ее избраннейшей служительницей и хранительницей тайн спасения нашего, увенчали Ее венцом Царицы небес и земли. Нет также сомнения, что и для нас лучшим и благонадежнейшим средством приготовления к блаженной кончине есть истинно христианская жизнь по вере и благочестию, охранение себя от всякой скверны плоти и духа, хождение во всех заповедях Господних неуклонное. Ибо что такое смерть? Есть конец настоящей жизни: но конец не может разногласить с началом и продолжением. Если благочестиво пребывает душа в теле в продолжение жизни, благочестиво и разлучается с телом во время смерти; если же в беспечности и нечестии проводит жизнь, в нечестии постигает и смерть. Кто, возлегая на смертный одр, может сказать о себе с Апостолом: подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру соблюл; тот только и может сказать с несомненным упованием: прочее соблюдается мне венец правды, его же воздаст мне Господь в день он праведный Судья ( 2Тим.4:7–8 ). Но, при этом главном и необходимом условии к снисканию мирной и блаженной кончины живота, есть некоторые особенные средства приготовления себя к исходу, которые находим в обстоятельствах Успения Божией Матери, и на которые желаем обратить внимание. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, Пречистая Матерь Его всю остальную жизнь свою проводила так, как проводят жизнь странники, с нетерпением желающие возвратиться на родину. Она помышляла только о небе, куда вознесся Божественный Сын Ее; желала только того, чтобы скорее соединиться с Ним в вечной жизни. Часто, оставляя Иерусалим, удалялась Она на гору Елеонскую, которую Господь избрал местом своего вознесения; и там, в уединении, возносила пламенные молитвы о блаженной кончине своей. – И наша, братья, настоящая жизнь есть только краткое время разлуки со Христом; истинное жительство наше на небесах ( Флп. 3:20 ), а не на земле, и истинный живот наш сокровен теперь со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ). Аще убо воскреснете со Христом, вышних ищите, горняя мудрствуйте, а не земная (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры 29 августа 2021 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Божественной литургии архипастырь обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь Иисус Христос изгнал беса из бесноватого отрока. Когда ученики спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17.19), Сын Божий ответил: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17.20). Слова эти часто звучат в нашем сердце, и мы спрашиваем себя: а как же возможно человеку иметь такую веру, чтобы она двигала горами? И почему, когда мы молимся и о чем-то просим, мы не получаем этого? Потому ли, что у нас слабая вера? Или потому, что Бог не хочет нам дать просимое? Или по каким-то иным причинам? Если у человека сильная вера, то самая главная молитва, которую он произносит – это молитва, которой нас научил Господь Иисус Христос: да будет воля Твоя. Сам Христос явил именно такой образ молитвы, когда перед Своим крестным страданием, зная, что в эту ночь Он будет предан на смерть, молился в Гефсиманском саду Своему Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26. 39). Это были слова Человека, Который страшился смерти, как страшатся ее все земные люди, но в то же время в этой молитве Сын Божий вверял Себя Богу Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 41). Это была молитва Человека, Который всю Свою волю всецело соединил с волей Небесного Отца. Это была молитва Богочеловека, Который пришел спасти людей от всякого греха. И эта молитва научает нас тому, как мы должны молиться, и какую мы призваны иметь веру.

http://mospat.ru/ru/news/87928/

Когда же, в ответ на молитвенные слова Богоматери принять дух Её с миром и охранить Её от лукавых духов, возлюбленный Сын Её Иисус Христос утешил Её не бояться силы вражьей, которая уже попрана ногами Её, и с любовью призывал Её прейти от земли в небесные обители, Матерь Божья, с радостью, воскликнула: «Готово сердце Моё, Боже, готово сердце Моё! » – и, сказавши: «буди Мне ныне по глаголу Твоему», возлегла на одр и мирно и безболезненно предала Святую душу Свою в пречистые руки возлюбленного Сына Своего, как бы уснувши сладким сном. Да, действительно готово было сердце Царицы Небесной к такому блаженному успению Её! Будут ли также готовы наши души и сердца перед кончиной нашей, и будет ли наша кончина так же тиха, мирна, безболезненна и непостыдна, как кончина Матери Божией? Будем же молиться Господу, чтобы Он даровал нам такую кончину и сподобил нас услышать на страшном суде Его блаженный глас: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира!.. Но не о себе только молилась перед Своим блаженным успением Царица Небесная, Она, милостивая, молилась и о нас, молилась о всех, верующих в Сына Её Иисуса Христа. Когда пресвятая Душа Её вознесена была Божественными руками Господа на небо, Она, предстоя престолу Божию, молит Сына Своего и Бога нашего, чтобы избавил Он нас от всех бед и скорбей и сохранил нас при кончине нашей неповрежденными от сетей вражьих в воздушных мытарствах. Наконец, когда апостолы оплакивали Её блаженную кончину, Матерь Божия явилась им во время вечерней трапезы их, на воздухе, в небесном сиянии, со множеством ангелов и сказала им: «Радуйтесь, потому что Я с вами есмь во вся дни! » Эти слова утешения Богоматери апостолам служат великим утешением и для всего христианского мира, потому что Матерь Божия действительно и во успении Своём не оставила мира христианского; но всегда и невидимо пребывает с нами, надзирает и помогает нам в нуждах наших, и видимо являет нам знамения в своих чудотворных иконах, в бесчисленном множестве сияющих чудесами, по всему христианскому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Он же не мог ослушаться молений их и, не желая, повинуется и по святительскому благословению начальствование принимает. Начальствование дивный муж принял и большие подвиги показал, всем образцом себя являя, к большим и совершеннейшим добродетелям восшел. Постом вооружился, чтобы страсти плотские духу покорить молитвою. Каждый день собеседником Богу был. Более же всего смирение стяжал. Добродетели и многое трудолюбие каждый день являл. Иноки же, видя его таким, радовались и великую хвалу Христу Богу воссылали, что такого благодатного пастыря им даровал. Богомудрый же Филипп, так правя, немало лет провел. Также совещается с иноками о деле благом, чтобы поставить церковь каменную драгоценного Успения Пречистой Богородицы. Прекрасную воздвиг церковь в похвалу Божией Матери, рядом же с ней и святому Иоанну Предтече храм присоединил же и трапезу огромную, имеющую внутри 12 сажень и одностолпную, особо же и другие многие строения. О его трудах если мы умолчим, то дела его объявят о себе: ибо горы великие прокопал, долины избороздил, воду из озера в озеро направил, к двадцати озерам пятьдесят озер и два источника присоединил, и под монастырь в озеро привел от озера же, воду внутрь обители провел, жернова и мельницу для удобства братьев устроил. Хотя оскудение было в казне, но на милость Божию уповал и Пречистую Его Матерь призывал с основателями Зосимою и Савватием, чтобы помогли делу – воздвигнуть величайшую церковь из кирпича во имя Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа там, где видел луч светлого сияния Божества руководитель и отец, наставник и чудотворец, преподобный Зосима. И открыл братьям мысль свою к Богу о построении церкви. Они же, услышав, в недоумении пребывали, но не смели препятствовать доброй его заботе, тихо беседовали и кротко говорили, приводя слово из самого Писания: «Если кто, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться» 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русские должны знать свою русскую национальную идею, свое предназначение, возложенное на русский народ Богом. Рассмотрим предлагаемые нами основные положения Русской Национальной Идеи. Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом Ищите же прежде Царства Божия И правды Его, и это все приложится вам. (Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 31-33) II . Русская национальная идея Основные положения русской национальной идеи. 1. Русский народ - народ Богоносец. Русский народ относится к народам православной мировоззренческой цивилизации. Генотип Русских сформировался на базе многовекового воспитания христианских духовных ценностей с устойчивым православным мировоззрением. При этом русские люди стремились к святости, к жизни по заповедям Божиим, в сердцах своих и умах носили имя Божие. Русь стала называться Святой Русью, а русский народ - народом Богоносцем. Россия после гибели Византии стала системообразующим государством православной цивилизации. Попытки навязать русскому народу мировоззрения иных цивилизаций, попытки изменить его генетический тип, изменить и разрушить его этнопсихологический склад (менталитет), например, насаждением либеральной идеологии стран Запада во главе с США неизбежно будут приводить к деградации и вырождению русской нации. 2. Россия - Дом Пресвятой Богородицы «Уже в X веке постройкой и освящением знаменитой Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы Киев, подобно Константинополю, посвящал себя Царице Небесной», - пишет протоиерей Лев Лебедев. Один из самых любимых церковных праздников в русском народе - это Покров Божией Матери. Пресвятая Богородица покрывает русский народ от врагов видимых и невидимых, Она усердно заступается и ходатайствует за нас пред Сыном Своим и Богом нашим Иисусом Христом. Как пишет схиигумен Савва: «На всем земном шаре в обширном христианском мире нет царства, нет народа, который бы не благоговел пред святой Девою. Но ни одна христианская страна и ни один христианский народ не преисполнен столь чудными знамениями Ее милости, как наше Отечество, русский народ, или, лучше сказать, Православная Русь».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Потом, осмотревшись, пришел к дому, где многие христиане собрались и молились. Когда Петр постучался у ворот, вышла послушать служанка. Узнав голос Петра, от радости она не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. Ей сказали: «в своем ли ты уме?» Но она утверждала свое. Тогда сказали; «это Ангел его». Между тем Петр продолжал стучать. Когда отворили, то увидели его и удивились. Петр рассказал им, как вывел его Господь из темницы. Затем, вышедши из дома, Петр пошел в другое место. Потом апостол Петр удалился из Иерусалима и из Палестины, посетил разные города, и наконец прибыл в Рим. Здесь он проповедовал о Христе. При императоре Нероне началось гонение на христиан. Верующие умоляли Петра скрыться из Рима; он послушался. Выходя из городских ворот, Петр встретил идущего в город Иисуса Христа и спросил: «куда Ты идешь, Господи?» Господь сказал: «иду в Рим опять распяться» – и сделался невидим. Петр понял из этого, что Господь желает, чтобы он пострадал. Тогда Петр возвратился в Рим, и был схвачен воинами. Осужденный на распятие, Петр упросил, чтобы они распяли его вниз головой, считая себя недостойным уподобиться в распятии Господу. †† 143. Апостол Иоанн Богослов Возлюбленный ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов до успения Божией Матери жил в Иерусалиме, служа Ей, как сын. После сего он отправился в Малую Азию, управлял там многими церквами и главным образом жил в Ефесе. Император Домициан, подняв гонение на христиан, вытребовал Иоанна в Рим. Здесь его били, пытались отравить ядом, варили в котле с кипящим маслом, но он остался невредим. Домициан сослал его на остров Патмос. Здесь Иоанн научил жителей учению Христову; здесь же он написал Апокалипсис (Откровение) о судьбах церкви Христовой до конца мира. После смерти Домициана апостол Иоанн возвратился в Ефес и продолжал проповедовать христианство . Однажды Иоанн пришел в один город, недалеко от Ефеса, обратил там ко Христу одного юношу, который был очень умный и способный, и поручил его заботам епископа. Епископ воспитал юношу, но рано отпустил от себя. Юноша подружился с худыми людьми и, наконец, сделался предводителем шайки разбойников. Через несколько времени Иоанн опять пришел в тот же город и спросил епископа об юноше. Епископ отвечал: «он погиб, стал разбойником». Иоанн тотчас отправился в то место, где скрывался юноша с разбойниками. Как только юноша увидел Иоанна, со стыда бросился бежать. Апостол, позабыв свою старость, погнался за ним и кричал: «зачем ты бежишь от меня, от своего отца. Остановись. Христос послал меня к тебе дать тебе прощение грехов. Я за тебя пострадаю. Пусть на мне будет кровь, которую ты пролил». Юноша остановился, задрожал и заплакал и, бросившись к Иоанну, стал со слезами целовать его, прося прощения. Иоанн взял его в Ефес, долго наставлял его, молился с ним и не прежде его, как увидел совершенное исправление его.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010