В 1994 г. в мон-рь были перенесены мощи прп. Макария, ранее хранившиеся в ц. Рождества Христова г. Макарьева. В 1997 г. из надвратной Никольской ц. был выведен музей. В ночь на 10 нояб. 2001 г. из-за глубоких трещин рухнула колокольня Благовещенской ц. В ночь на 7 дек. в монастыре вспыхнул пожар, выгорели сестринский и трапезный корпуса. Ист.: Письма рус. государей и др. особ царского семейства. М., 1848. Т. 1. С. 21, 40-41, 46-48; Платон (Марковский), архим. Сказание о явлениях и чудесах чудотв. Макарьевской иконы Божией Матери: С присовокуплением Сказания об обретении и чудесах чудотв. иконы Божией Матери (копии с Макарьевской иконы - «Одигитрии»), извлечено из рукописей, хранящихся в Макарьевской обители. СПб., 1863; Херсонский И. К. Описание старинных рукописей в архиве Макариево-Унженского мон-ря Костромской губ. Кострома, 1887; он же. Рукописи из архива Макариева Унженского мон-ря//Костромская старина. Кострома, 1890. Вып. 1. С. 1-48; 1892. Вып. 2. С. 1-55 (отд. паг.); Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1900. Вып. 2: Солигаличская и Унженская десятины. С. 137-141; Писцовая и межевая книги по г. Юрьевцу Поволжскому и Стрелецкой слободе 7184 (1676) г.//Костромская старина. 1912. Вып. 7. Отд. 2. С. 63; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. археол. комиссии. СПб., 1909. С. 144-151; Виноградов Н. Н. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых в Костромской губ. 19-20 мая 1913 г. Кострома, 1914. С. 61; Гневушев А. А. Акты времени правления царя Василия Шуйского. М., 1914. 19. С. 23; Виссарион (Ильинский), архим. Священноархим. Иов: (Некр.)//Костромские ЕВ. 1915. Отд. неофиц. 8. С. 148-150; Деятельность духовенства Костромской епархии на удовлетворение нужд военного времени//Там же. 1917. Отд. неофиц. 5. С. 89; Архив П. М. Строева. Пг., 1917. Т. 2. Стб. 453-454. (РИБ; Т. 35); Макарьевский мон-рь закрыть//Крестьянский край: Газ. Макарьев, 1928. 29 дек.; Муравьёв С. За стеной Макарьевского мон-ря//Там же. 1929. 30 апр.; 15 уездный съезд Советов//Там же.

http://pravenc.ru/text/Макариев ...

В храме против правого клироса устроено было царское место, подобное устроенному в придворной церкви 3554 . Над ним портрет Императрицы Екатерины II-й, во весь рост, писанный Левицким, а напротив, на левом столбе, портрет Петра Великого. Под последним укрплена бронзовая золоченая доска, на которой вырезана летопись построения Монастыря 3555 . Лепные барельефные и карнизные работы закончены в 1789-м году. В 1790-м году поставлен иконостас 3556 и 30-го августа 1790-го года, в присутствии Государыни и императорской Фамилии, совершено было освящение храма митрополитом Гаврилом 3557 . В 9-м часу утра кавалеры ордена святого Александра Невского и знатные особы собрались в собор. К 10-и часам прибыл крестный ход из Казанского собора. В 10 часов прибыла Императрица, была встречена, по обычаю, у святых врат митрополитом с духовенством и затем проследовала в Благовещенскую церковь , в которую накануне были снесены святые мощи Александра Невского из верхней Александро-Невской церкви. Под колокольный звон и при громе орудий, сторжественным крестным ходом святые мощи были перенесены в собор. В преднесении святого креста, священных хоругвей и святых икон следовало духовенство. Духовник Государыни нес великокняжескую корону святого Александра Невского. Кавалеры ордена святого Александра Невского несли святые мощи, а кавалеры ордена святого Владимира поддерживали над ними балдахин. За святыми мощами следовала Государыня, окруженная кавалергардами, за Государыней – Наследник Цесаревич Павел Петрович с супругой, великою княгинею Марией Феодоровной и великие князья Александр и Константин, статс-дамы, фрейлины и прочие знатные особы обоего пола. Расставленные по Монастырю войска отдавали воинские почести склонением знамен, музыкой и барабанным боем. Рака со святыми мощами благоверного великого князя Александра Невского поставлена за правым клиросом. В этот день митрополиту Гавриилу сослужили архиепископы Псковский Иннокентий (Нечаев) и бывший Херсонский Евгений (Булгар). Слово произносил архимандрит Юрьевский Ириней (Клементьевский) , впоследствии архиепископ Тверской, потом Псковский. После Богослужения Императрица в покоях митрополита принимала поздравления и имела обеденный стол 3558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

великомученика Феодора Стратилата; в Благовещенском – он уготовал себе место в храме св. Алексия, митрополита Московского. Смотря на эти могилы, старец-святитель воспоминал о неизбежном часе смерти и умилялся духом; задолго до кончины он приготовил себе и гроб и погребальные одеяния, будучи готовым умереть каждую минуту. Из своей отшельнической келлии он зорко следил за церковно-общественной жизнью. Радости родной земли приносили ему тихую и святую радость, печали ее – подвизали святителя к молитве усердной. Он писал из своего затвора о необходимости прекращения в Ростове-Ярославском ярмарки, как известно, продолжающейся всю первую неделю св. четыредесятницы, на другое более удобное к тому время; заботился об установлении повсеместного празднования св. Михаилу, митрополиту Киевскому, как крестителю русской земли. Ему писали, обращались за советами и указаниями, посещали лично наши архипастыри. Сам великий Филарет, при увольнении преосв. Иеремии на покой, сказал посетившему его иеромонаху Макарию (впослед. архиеп. Донской, † 24 дек. 1894 г.): «жаль, что преосв. Иеремия уходит так рано на покой: в таких епископах теперь в особенности нуждается церковь ». Получаемую пенсию владыка всю без изъятия употреблял на дела благотворения: его лепты шли и в далекий Алтай, и на Кавказ, и в Полтаву, и в Орел, и в Нижегородскую семинарию, и в губернскую мужскую гимназию. Он учредил несколько стипендий, но ни одну не назвал своим именем, а именами близких к нему по духу лиц: Антония и Феодосия (Печерских), Сергия (Радонежского), Дмитрия (Ростовского), Серафима (Саровского), Иакова (Нижегородского), Иннокентия (Херсонского). Приходившим к нему за благословением лицам он высылал через келейного книги духовно-нравственного содержания, чаще всего Евангелия на русском языке и изображения на атласе св. великомуч. Пантелеимона, или иконы Богоматери, именуемой «Скоропослушницей». Нестяжательность его дошла, если так можно выразиться, до совершенного обнищания. Преосвященный раздавал все, что представляло собою хотя бы какую-либо ценность: книги, иконы, кресты, панагии то в учебные заведения, то в дар храмам и обителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Виновным себя ни в чем не считаю. Через несколько дней, 11 января, следствие было закончено. Архиепископ Прокопий обвинялся в том, что «будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, примыкал к организованной По­повым контрреволюционной группировке церковников в городе Камы­шине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским». Священномученик Иоанн родился 30 мая 1874 года в городе Херсоне в семье потомственного дворянина Георгия Львовича Скадовского, предводителя дворянства в городе Херсоне и крупного землевладельца. Георгий Львович имел 14-15 тысяч десятин земли, усадьбу, скот, сельскохозяйственные орудия; часть земли он отдавал в аренду, остальную обрабатывали наемные рабочие, которых в имении был постоянный штат. Дед Ивана Ска­­довского, штаб-ротмистр Лев Скадовский, в 1867 году основал неподале­ку от Херсона на пожертвованной им земле Благовещенский общежитель­­ный женский монастырь. При обители был организован приют-школа для десяти дворянских девочек-сирот из Херсонской губернии. Начатое Львом Скадовским строительство монастыря было вполне завершено его сы­ном Георгием. По свидетельству родственников, Георгий Львович Скадов­­ский был убит на пороге своего дома в 1919 году. В 1890 году Иван окончил реальное училище, в 1896 – сельскохозяйственное. Два года после окончания учебы он жил в имении отца. В 1899 году Иван Георгиевич поступил учиться на высшие курсы химии, виноделия и виноградарства в городе Ялте, которые окончил в 1902 году. После этого жил дома на средства отца. С 1906 по 1909 год был земским начальником в Херсонском уезде. В 1909 году ушел в отставку и занялся сельским хозяй­ством в своей усадьбе, при которой было семьсот пятьдесят десятин земли, сад в двадцать десятин, сорок лошадей, десять коров, шесть волов и всевозможные сельскохозяйственные орудия: двигатель в десять лошадиных сил, жнейки, веялки, косилки и тому подобное. В усадьбе был постоянный штат наемных рабочих в семь-восемь человек, в период сельскохозяйствен­ных работ нанималось до семидесяти человек.

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

Владимир Владимирович Перцов (Перцев) (1875 г.– 29 августа 1921 г.), статистик, ботаник, педагог, коллекционер. Алексей Михайлович Рухлядев (1882–1946 гг.), архитектор, преподаватель Казанских архитектурно-художественных мастерских (АРХУМАС, бывшая художественная школа). Летом 1920 г. уехал в Уфу, на его место был выбран Егерев В. В. Ивановский (Иоанно-Предтеченский) мужской монастырь располагаеься напротив Спасской башни Казанского Кремля. Основан около 1567 г. архиепископом Казанским и Свияжским свт. Германом. С 1764 г. заштатный. После революции 1917 г. некоторое время принадлежал обновленцам, с 1936 г. на территории монастыря располагалась мастерская «по привитию профессиональных навыков беспризорным и безнадзорным детям». С 1992 г. монастырские здания возвращены Казанской епархии. Николай АлексеевичБобровников (1854 г.– 2 февраля 1921 г.), педагог, директор Казанской учительской семинарии, член совета Казанского Родионовского института благородных девиц. В 1906–1908 гг. попечитель Оренбургского учебного округа, затем до 1917 г. член Совета при министре народного просвещения. Член ОАИЭ, с 1919 г. возглавил его Востоковедную комиссию. Митрофанович Руфимский (1864/1865 г.– 30 октября 1923 г.), митрофорный протоиерей (с 1922 г.), священник с 1889 г., кандидат богословия, священник Крестовоздвиженской церкви, законоучитель 1-й казанской гимназии с 1899 г.; член Казанского епархиального совета в 1918–1923 гг., с 1919 г. его председатель. С 3 мая 1919 г. настоятель, протоиерей Грузинской церкви; обновленец. Анатолий (Грисюк; 1880–1938 гг.), сщмч., в 1913–1922 гг. епископ Чистопольский, 1-й викарий Казанской епархии, ректор Казанской духовной академии. С сентября 1918 г. по январь 1920 г. временно управлял Казанской епархией. 26 марта 1921 г. арестован, осужден на 1 год исправительно-трудовых работ. В 1922–1928 гг. архиепископ Самарский, отбыл 3 года в ссылке, с 1928 г. архиепископ, затем митрополит Одесский и Херсонский. 9 августа 1936 г. вновь арестован, осужден 5 годам исправительно-трудовых работ. Умер в заключении.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Выход газеты в июле следующего года возобновил уже Н. Жеденов. В нач. 1910 г. в «Церковных ведомостях» было опубликовано открытое письмо в редакцию «Чему и как мы веруем» за подписью Пустошкина, Уткина, Ф. Соломатова, А. Корепина и И. Ладыгина. Лидеры И. в очередной раз заверяли, что почитают Иоанна Кронштадтского не за Христа, а «лишь за угодника Божия и нашего праведного молитвенника», никаких «христов» и «богородиц», а равно «апостолов, пророков и тому подобных угодников библейских» в своей среде они «не допускают, также рабу Божию Порфирию, старца Назария, болящего раба Божия Матвея» считают только людьми праведной жизни. По поводу еретических мыслей в прежних изданиях авторы письма заявили: «Ежели что и писали и издавали сомнительного и соблазнительного, виновата в том простота наша. А потому от всего, что нашлось бы неправославного в наших изданиях, отрекаемся с радостью и с молитвою к Богу о прощении нам невольных согрешений» (О некоторых «иоаннитах». 1910. С. 367-368). После кончины Иоанна Кронштадтского гражданские власти разрешили деятельность «Иоанновского братства», в к-ром видную роль играл защитник иоаннитства игум. Арсений (Алексеев). Однако в 1909 г., после проведения следствия, братство было закрыто, как и 2 его детских приюта. Находившиеся там 90 девочек, собранных со всей России, как оказалось, не получали никакого обучения. Детей содержали в соответствии с аскетическими представлениями И. (постоянный строгий пост, большие молитвенные правила, замкнутый образ жизни), и они были сильно истощены. К нач. 10-х гг. XX в. общины И. продолжали существовать в Костромской, Владимирской, Ярославской, Донской, Таврической, Херсонской, Одесской, Самарской, Киевской, Харьковской, Могилёвской, Вологодской, Пермской, Уфимской, Оренбургской епархиях, а также на Кавказе, в Сибири и на Дальн. Востоке. В 1910-1911 гг. печать сообщала о беспрецедентном событии - «захвате» И. Благовещенского женского монастыря в с. Воронцове Холмского у. Псковской губ. Обитель была основана в 1898 г.

http://pravenc.ru/text/578020.html

Да будут благословенны насадители и делатели его! И да почиет милость и благодать Твоя на тех, иже возрастили и возвращают, уготовлялись и предуготовляются в нем во спасение ближних и во славу Пресвятой Троицы. Аминь». В благодарную память за свою образование в Академии Он в июле 1879 года препроводил в Академическую церковь Иерусалимский крест с частицами Святых мощей, дарствованный ему Первосвятителем Киевским Митрополитом Филаретом. Сочинений Преосвященного Иеремии очень много, и они находятся в рукописях в Нижегородском Благовещенском монастыре, в Кавказской духовной семинарии, в Кавказской обители Иоанно-Мариинской, в Полтаве – при Архиерейском доме, в Орловской духовной семинарии и у родственника Преосвященного Иеремии, Нижегородской Похвалинской церкви настоятеля, священника Доримедонта Васильевича Покровского. Судя по оглавлениям рукописей, сочинения эти составят, если будут отпечатаны, богатый вклад в сокровищницу духовной литературы. Особенное внимание наше остановилось при чтении перечня рукописей Преосвященного, на оглавлении его рукописного сочинения: «Сокровищница сельских духовных уроков» (366 уроков). При составлении для поселян сей духовной сокровищницы, пишет Преосвященный, имелось в виду доставить им чтение простое, душеполезное, подручное, как в школах, так и в жилищах их, и желалось, чтобы из нее получались необходимые для христианина понятия о всех предметах веры и деятельности христианской. Посему изложенные в ней уроки большею частию заимствованы от вещей и слов, в житейском быту встречных и обычных и, кроме отдельных размышлений, содержат в себе поясненеия о Символе веры , десяти заповедей, о молитве Господней, о таинствах, о Божественной литургии, также сведения о соборах, о церкви и проч. Святые, живоносные источники, из которых взималось это пояснение, суть: духовное сокровище Святителя Тихона Задонского , от мира собранное, шестоднев Святого Василия Великого , Голгофские поучения, говоренные Святым Кириллом Иерусалимским , творения Святых Афанасия и Кирилла Александрийских и Святого Иоанна Златоуста , катехизис и зерцало православного исповедания Святителя Димитрия Ростовского . Дабы облегчить память и разумение, все предметы предложены в вопросах и ответах. Аще сокровищница эта удостоится издания в свете, то лепта от нее да будет в пользу бедных и немоществующих, по усмотрению церковных попечительств и начальства в Богохранимых паствах Нижегородской и Орловской. В сей да принадлежит оная уроженцам уездов – Елецкого и Ливенского. О сем прошу и молю. Паче же молю: «Да благословит и приимет Господь Бог сию скудную жертву. Аминь». Эта рукопись находится в библиотеке Нижегородской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

еженедельно. Помимо официальной части к «Ведомостям» полагалось и «Прибавление». Если в официальной части публиковались Высочайшие повеления, грамоты, указы, правительственные сообщения, определения Св. Синода, приказы обер-прокурора и т. п., то в «Прибавлениях» – статьи религиозно-нравственного, исторического и публицистического содержания, поучения и проповеди , информация о церковной жизни в России и за рубежом, некрологи и библиография. В начале XX столетия журнал печатался тиражом более 40 тысяч экземпляров. 332 « " Церковные Ведомости» издаются еженедельно и рассылаются во все православные приходы России и во все духовно-учебные заведения», – отмечалось во всеподданнейшем отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1894–1895 гг. 333 Следовательно, количество печатавшихся ежегодно экземпляров «Церковных ведомостей» зависело от роста числа приходов Православной Российской Церкви, хотя, скорее всего, прямой зависимости от него искать не следует. В конце XIX–haчaлe XX столетий практически во всех епархиях Православной Российской Церкви и в Грузинском Экзархате издавались епархиальные ведомости. Первые ходатайства архиереев об открытии журналов датируются 1860 г. (именно тогда вышел в свет первый номер Ярославских и Херсонских епархиальных ведомостей; вскоре примеру этих епархий последовали и другие). В эпоху последнего царствования лишь 6 епархий обзавелись местными периодическими изданиями: Благовещенская (Приамурская) – в 1899 г.; Владивостокская – в 1903 г.; Забайкальская – в 1900 г.; Омская – в 1898 г.; С.-Петербургская (как ни странно) – в 1895 г. («Известия по С.-Петербургской епархии»); Туркестанская – в 1906 г. Только Финляндская епархия не имела своего епархиального издания, но это обстоятельство удивления не вызывает. По существу, эта епархия, пограничная со столичной, воспринималась как ее часть. Епархиальные ведомости были самым распространенным видом епархиальных изданий, появившись тогда, «когда церковные власти осознали значение местной периодической печати для провинциальной жизни, и в то же время, обратили внимание на недостаточное освещение в «Губернских Ведомостях» церковных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Епископ Тульский и Белевский Питирим (с 1896 г.). – Епископ Тобольский и Сибирский Антоний (с 1897 г.). – Епископ Рязанский и Зарайский Вениамин (с 1901 г.). Викарий Рязанской епархии, Епископ Михайловский Иосиф. – Епископ Гродненский и Брестский Иоаким (с 1900 г.). – Епископ Туркестанский и Ташкентский Аркадий (с 1897 г.). – Епископ Енисейский и Красноярский Евфимий (с 1898 г.). – Епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (с 1899 г.). – Епископ Минский и Туровский Михаил (с 1899 г.). – Епископ Уфимский и Мензелинский Антоний (с 1900 г.). – Епископ Якутский и Вилюйский Никанор (с 1898 г.). – Епископ Курский и Белоградский Лаврентий (с 1898 г.). – Епископ Омский и Семипалатинский Сергий (с 1901 г.). h11 II. В Грузинском экзархате: – Синодальный Член, Экзарх Грузии Архиепископ Карталинский и Кахетинский Флавиан (с 1898 г.). Первый Викарий Грузинской епархии. Епископ Горийский Кирион. – Епископ Имеретинский Леонид (с 1900 г.). – Епископ Гурийско-Мингрельский Александр (с 1898 г.). – Епископ Сухумский Арсений (с 1895 г.). h11 III. В Америке: – Епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон, (с 1898 г.). h11 IV. Заведующий придворным духовенством, Духовник Их Императорских Величеств, Протопресвитер придворных соборов: Императорского Зимнего Дворца и Московского Благовещенского Иоанн Леонтьевич Янышев (с 1893 г.) h11 V. Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский (с 1890 г.) Приложение VII. Алфавитный список епархий Русской Церкви Алеутская, Архангельская, Астраханская, Благовещенская, Владивостокская, Владикавказская, Владимирская, Вологодская, Волынская, Воронежская, Вятская, Гродненская, Грузинская, Гурийско-мингрельская, Донская, Екатеринбургская, Екатерянославская, Енисейская, Забайкальская, Имеретинская, Иркутская, Казанская, Калужская, Кишинёвская, Киевская, Костромская, Курская, Литовская, Минская, Могилёвская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Олонецкая, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Подольская, Полоцкая, Полтавская, Псковская, Рижская, Рязанская, Самарская, С.-Петербургская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Ставропольская, Сухумская, Таврическая, Тамбовская, Тверская, Тобольская, Томская, Тульская, Туркестанская, Уфимская, Финляндская, Харьковская, Херсонская, Холмская, Черниговская, Якутская, Ярославская.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Жители слоб. Боровой просили 20 ноября 1780 г. Синод о перечислении их. Архиепископ славянский и херсонский Никифор не только соглашался на это перечисление, но даже сам ходатайствовал о том перед Св. Синодом. 10 февраля, следующего 1781 г. Св. Синод, приписал слоб. Боровую к Белгородской епархии. 762 Сокращение пределов Славянской епархии, вследствие отписки от нее слободы Боровой, было ничтожно сравнительно с расширением её территории на юге. Вместе Готфийской и Кафийской митрополией к Славянской епархии присоединена была Таврическая область в полном её составе, образованная в 1784 году. Таврическую область составляли города с уездами: Симферополь, Феодосия, Евпатория, Перекоп, Днепровск, Мелитополь и Фанагория, и безуездные города Севастополь – крепость и порт, Балаклава, Инкерман, Бахчисарай, Карасубазар, Левкополь, Арабат, Афиней, Воспор, Керчь, Еникале и Кинбурн. 763 28 ноября 1786 года Славянская и Херсонская епархия, после образования на её территории двух наместничеств Екатеринославского и Таврического, переименована в Екатеринославскую и Таврическую. Преемник архиепископа Никифора Феотоки, переведенного в Астрахань в день переименования Славянской епархии, архиепископ Амвросий (Серебренников) получил титул архиепископа Екатеринославского и Херсониса-Таврического или короче Херсонского. 764 Чтобы не прерывать географической связи в дальнейшей истории епархиального устройства Новороссийского края, мы зайдем несколько вперед. От новых присоединений территория Екатеринославской епархии значительно увеличилась. Число её уездных и безуездных городов в двух наместничествах дошло до 44. 765 При разнообразии населения и обширности территории одному архиепископу Амвросию не было никакой возможности управлять ей. Поэтому 7 марта 1787 года Высочайшим указом повелено в Екатеринославской епархии быть викарному епископу с титулом феодосийского и мариупольского. Викарию феодосийскому поручена паства всех церквей в г. Мариуполе, и Таврической области, состоявшая преимущественно из греков. Первым викарием феодосийским и мариупольским назначен был архимандрит Благовещенского Нежинского монастыря Дорофей (Возмуйлов). 766 С 22 декабря 1789 года архиепископ екатеринославский Амвросий получил титул местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии. С таким титулом архиепископу Амвросию была подчинена в церковно-административном отношении, так именуемая Ханская Украина. Под этим именем состояла в духовном управлении молдо-влахийских митрополитов второй половине XVIII в. бывшая Очаковская область, присоединенная к России по Ясскому трактату 1791 года. Тамошнее православное население жило по левому берегу Днестра до р. Мокрого Ягорлыка, по Ягорлыку до Балиты и по р. Кадыме до соединения р. Буга с Синюхой при Ольвиополе. Правый берег Буга – прежняя русская граница с Турцией – до времени присоединения его к России был совершенно не заселён, тут бродили кочевые орды татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010