1527 Филарет. Собрание мнений. 5. 1. С. 18—20. 1528 Об истории этого комитета под председательством архиепископа Димитрия Муретова: Титлинов. 2. С. 230—281; Смирнов Н. К. Высокопреосв. Димитрий Муретов, архиеп. Херсонский и Одесский (М., 1898). С. 210. В педагогических кругах России мнение, что в школе как воспитательном учреждении решающее значение имеет не система, а люди, было в то время широко распространено. Его придерживался, например, известный русский педагог Н. И. Пирогов (1810—1881), чьи взгляды в остальном резко отличались от взглядов митрополита Филарета (Стоюнин В. Н. Педагогические задачи Пирогова. СПб., 1892). О Пирогове как представителе философии 60-х гг. см.: Зеньковский. 1. С. 382—390. 1529 Извлечения… за 1866 г. С. 55; У Троицы в Академии. С. 471; Савва. Хроника. 2. С. 441, 465, 497; 3. С. 63, 129, 207 и др.; Надеждин (1885). С. 532—561; Горский А. В. Дневник, в: БВ. 1914. 10—12. С. 397, 399, 400 и след., 418 и след. Проекты школьной реформы (кроме проекта комитета, существовали еще проекты ректора Киевской Академии и инспектора Московской Академии) по желанию обер-прокурора были представлены на отзыв также престарелому митрополиту Филарету в Москву (Филарет. Собрание мнений. 5. 2. С. 849—862, 926—930). См. также: Савва. Хроника. 2. С. 62 и след., 129 и след., 302 и след.; Титлинов. 2. С. 230 и след., 282—300. 1530 Извлечения… за 1867 год. С. 55, 59 и след. 1531 2 ПСЗ. 42. 44570; Извлечения… за 1867 г. С. 119—123; Филарет. Собрание мнений. 5. 2. С. 916—922. Нектарий был типичным представителем ученого монашества; об И. В. Васильеве см. § 18, а также: Титлинов. 1. С. 300—374. 1532 Членами Учебного комитета были: И. В. Васильев (председатель), архимандрит Хрисанф Ретивцев, протоиерей С. Михайловский, протоиерей А. Рудаков и три профессора: Н. М. Благовещенский (Московский университет), И. А. Чистович (Петербургская Академия) и Н. Кедров (Петербургская семинария) (Извлечения… за 1867 год. С. 122 и след.). 1533 Книга Ростиславова была не только критической, но и во многих своих положениях тенденциозной и несправедливой; ср.: Казанский. Переписка, в: БВ. 1912. 6. С. 284. Насколько активно в то время дискутировался вопрос о необходимости школьной реформы см. там же. 4. С. 747; 5. С. 128; У Троицы в Академии. С. 534.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

295 Чевалков ставил избу русского образца. При ее постройке ряды бревен прокладывали сухим мхом; пол в избе находился сравнительно высоко и, чтобы дом был теплым, делался из толстых плах. С той же целью крышу, а иногда и стены засыпали землей. 298 Правильнее – сойонцы, сойоны или сойоты, они же тувинцы, тубалары, тывалары; коренное население территории современной Республики Тыва. 309 Иоанн Васильевич Солодчин (1842–1919), в монашестве Иннокентий, в схиме Иоанн, с 1899 года епископ Приамурский и Благовещенский. Родился в семье священника Рязанской губернии Касимовского уезда села Малеевского; вскоре семья переселилась в Сибирь. Первоначальное образование получил в Томском училище. Окончил Томскую Духовную семинарию. В 1863 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую оставил на третьем курсе и поступил в Алтайскую Духовную миссию, где был учителем Улалинского миссионерского училища. 16 февраля 1874 года перемещен в Забайкальскую миссию при Кударинском стане. 30 ноября 1875 года пострижен в монашество, а 7 декабря рукоположен в сан иеромонаха. 21 мая 1876 года получил Тарабагатайский миссионерский стан-приход. В 1878 году переведен к Крестовой архиерейской церкви духовником ставленников. С 25 февраля 1880 года – заведующий Катандинским миссионерским станом. С 28 февраля 1885 года – духовник Томской Духовной семинарии. С 19 сентября 1890 года – помощник начальника Алтайской миссии. В 1893 году возведен в сан архимандрита. С 7 апреля 1894 года – епархиальный наблюдатель церковных школ Томской епархии. С 31 августа 1898 года – настоятель Томского Алексеевского монастыря. 9 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Приамурского; хиротония состоялась в Томске. 24 сентября 1900 года уволен на покой. С 1902 года – управляющий Херсонским князь Владимирским монастырем Таврической епархии. 30 января 1906 года назначен управляющим Свияжского Успенского Богородицкого монастыря Казанской епархии. 28 апреля 1909 года перемещен снова в Херсонский монастырь. 2 мая 1915 года освобожден, согласно прошению, от управления монастырем и определен на жительство в Покровский монастырь Московской епархии. Скончался 23 октября 1919 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

367 . Пилипчук Михаил Лаврентиевич – Хлебопашец – По избранию – Мирянин от Волынской епархии – 56 – Начальное училище – М. Красилов, Староконстантиновского у., Волынской епархии. 368 . Пилкин Александр Петрович – Товарищ Обер-Прокурора Правительствующего Сената – Член Предсоборного Совета – ? – Университет – Петроград. (Признан выбывшим из из состава Собора за неприбытием). 369 . Писарев Леонид Иванович – Профессор Казанской Духовной Академии, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – По избранию – Мирянин от Казанской епархии – 51 – Доктор церковной истории – Казань. 370 . Писарев Николай Николаевич – Протоиерей, экстраординарный профессор Казанской Духовной Академии – По избранию – От Казанской Духовной Академии – 41 – Магистр богословия – Казань. 371 . Писарев Павел Иванович – Агент правительственного страхования от огня – По избранию – Мирянин от Томской епархии – 46 – Земское училище – Мариинск, Томской епархии. 372 . Пионткевич Алексей Фомич – Председатель съезда мировых судей – По избранию – Мирянин от Волынской епархии – 46 – Университет – Овруч, Волынской епархии. 373 . Платон – Епископ Ревельский, с 20 янв. 1918 г. Управляющий Рижской епархией – По должности – ? – Кандидат богословия – ? 374 . Платон – Митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский, засим Митрополит Херсонский и Одесский, Первоприсутствующий в Святейшем Синоде, член Предсоборного Совета, Член Соборного Совета, председатель отдела о внешней и внутренней миссии, избран в члены Священного Синода – По должности и по участию в Предсоборном Совете – 51 – Магистр богословия – Тифлис. 375 . Пляскин Петр Иванович – Конторщик Алексеевского строительного участка Амурской железной дороги – По избранию – Мирянин от Благовещенской епархии – 42 – Нерчинско-заводское горное училище – Алексеевск, Амурской области. (Признан выбывшим из состава Собора). 376 . Погодин Александр Львович – Профессор Харьковского Университета – По избранию – Мирянин от Харьковской епархии – 45 – Доктор славянской филологии – Харьков. (Признан выбывшим из состава Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Для вызова в состав Священного Синода епархиальных архиереев все епархии Православной Российской Церкви разделяются на следующие пять групп: 1) Северо-Западную с епархиями: Архангельской, Варшавской, Вологодской, Гродненской, Литовской, Минской, Могилевской, Новгородской, Олонецкой, Петроградской, —118— Полоцкой, Псковской, Рижской, Финляндской; 2) Юго-Западную с епархиями: Волынской, Воронежской, Донской, Екатеринославской, Кишиневской, Курской, Подольской, Полтавской, Таврической, Харьковской, Херсонской, Холмской, Черниговской; 3) Центральную с епархиями: Владимирской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Смоленской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской; 5) Восточную с епархиями: Астраханской, Владикавказской, Вятской, Казанской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Сухумской, Тифлисской, Уфимской и 5) Сибирскую с епархиями: Благовещенской, Владивостокской, Екатеринбургской, Енисейской, Забайкальской, Иркутской, Омской, Тобольской, Томской, Туркестанской, Якутской, Северо-Американской и с миссиями: Японской, Китайской и Урмийской. 6 . Вызов епископа по очереди в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока управления его данною епархией. При вызове епископов по очереди Священный Синод должен руководствоваться общим правилом, чтобы в его составе были всегда представители из каждой упомянутой выше группы епархий. Из Японской, Китайской и Урмийской миссий иерархи вызываются на полгода. 7 . В состав Высшего Церковного Совета входят Патриарх-Председатель и пятнадцать членов: три иерарха из состава Священного Синода, по его избранию, и по избранию Всероссийского Поместного Собора; один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян. Примечание: члены Высшего Церковного Совета от клириков могут быть избираемы из пресвитеров, диаконов и псаломщиков. 8 . Члены Высшего Церковного Совета клирики, монашествующий и миряне избираются Всероссийским Поместным Собором на междусоборный срок (три года) как из числа лиц, участвующих на Соборе, так и не участвующих, если они изъявили свое согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8-го января 1883 г. Высочайше утверждено определение Св. Синода о перемещении епископа Израиля на острожское викариатство Волынской епархии, а 4-го февраля пр. Израиль выбыл из Одессы, простившись с пр. Димитрием и испросив у него позволение продолжать духовное общение при помощи переписки. На вакансию Новомиргородского викария назначен был (12 марта 1886 г.) ректор Екатеринославской семинарии архимандрит Далмат. По случаю этого назначения преосв. Димитрию привелось быть председателем временного собора епископов и принимать главное участие в редком для провинции торжестве, так как хиротония еп. Далмата назначена была в Одессе 482 . Прежде чем состоялось определение Синода о возведении архимандрита Далмата в сан епископа, обер-прокурор спрашивал Димитрия: позволят ли ему силы совершить наречение и хиротонию нового викария? – Ответ дан был утвердительный. Был еще вопрос о назначении соседних епископов на помощь Херсонскому архиепископу; но, по совету митрополита Исидора, решено предоставить это усмотрению самого Херсонского преосвященного. Димитрий пригласил принять участие в одесском торжестве подольского епископа Иустина и аккерманского викария Августина. Но пр. Иустин не мог прибыть, и собор составился из двух епископов – Неофита и Августина под председательством архиепископа Димитрия. 9-го апреля в крестовой церкви одесского архиерейского дома состоялось наречение архим. Далмата во епископа Новомиргородского, а 10-го, в воскресенье, совершена была его хиротония в Одесском кафедральном соборе. Вручая архиерейский посох, пр. Димитрий приветствовал новопоставленного епископа речью, в которой глубоко изъяснил важнейшие обязанности епископского служения 483 . Новому викарию пр. Димитрий предоставил такое же участие в управлении епархией, какое дано было раньше епископу елисаветградскому, второму викарию херсонской епархии. В новом предложении Его Высокопреосвященства, данном на имя консистории, между прочим сказано: «нахожу нужным вверить пр. Далмату наблюдение за благовещенским женским монастырем, перепелицынским приютом, и рассмотрение и решение некоторых дел, касающихся ближайших к г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

94 Вознесенский Петр Евфимиевич – выпускник КазДА (1885), многолетний секретарь Совета и Правления академии. 97 В 1911 г. А. А. Дмитриевский хотел возобновить профессорскую деятельность и подал заявление в КДА на кафедру греческого языка. Но, хотя был единогласно избран Советом КДА и утвержден указом Синода от 25 июля 1911 г., в Киев не вернулся и от кафедры отказался (ОР РНБ. Ф. 253. Ед. хр. 96. Л. 1–2). 101 Петров Николай Васильевич (1875–1956), протоиерей – выпускник (1898) и профессор КазДА по кафедре истории философии, затем Священного Писания Нового Завета; в 1908 г. принял священный сан; профессор богословия в Казанском университете (1912). После революции был профессором истории религий в Казанском пединституте (1919–1920); в 1921 г. возглавил новообразованный Казанский богословский институт; неоднократно был арестован, отбывал ссылку; в 1943–1945 гг. был протоиереем Благовещенского собора города Мурома. Александров Александр Иванович (1861–1918) – выпускник и профессор Казанского университета по кафедре славянской филологии, доктор славянской филологии (1888); доктор церковной истории (1910). 7 июля 1910 г. был пострижен в монашество, возведен в сан иеромонаха; ординарный профессор КазДА по кафедре истории славянских и Румынской Церквей (1910–1911), церковнославянского и русского языков и палеографии (1911–1913), инспектор академии (1910–1912), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии и ректор КазДА (1912); епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской (с 1914 г. Петроградской) епархии, ректор СПбДА (с 1914 г. ПгДА). 103 Назарий (Кириллов Николай Яковлевич; 1850–1928), митрополит – выпускник КДА (1880); с 1893 г. епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, в том же году епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии; с 1897 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский; с 1901 г. епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1909 г. архиепископ; с 1910 г. Полтавский и Переяславский; с 1913 г. Херсонский и Одесский. С 1920 г. архиепископ Курский и Обоянский, с 1921 г. митрополит. С 1909 г. был почетным членом КазДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

94 Феофилакт Русанов , воспитанник и Учитель Невской Семинарии, в 1792 вступил в монашество, 1795 Архимандрит Зеленецкого мон., потом Сергиевой пустыни, 1799 Новгород. Иверского мон., с 30 Окт. Епископ Калужский, 1807 вызван в С-Петербург для присутствования в Св. Синоде. 1808 Архиепископ. 1809 Рязанский, 1817 Экзарх Грузии, 1819 Митрополит Карталинский; св. 1821, июля 19. 102 Виталий Шепетев, Магистр 5-го курса Петерб. Акад., 1823 Инспектор Моск. Семинарии, 1826 Ректор Семинарии, 1833 Петерб. Академии, 1837 Викарий Московский, 1842 Епископ Костромской, 1845 ув. на покой; ск.1846, янв. 29. 103 Аарон Нарциссов, 1807 Учитель, Катехизатор и Проповедник Моск. Академии 1826 из Настоятелей Толгского мон., близ Ярославля, Епископ Архангельский, 1830 ув. в Донской мон.; ск. 1842, янв. 15. 104 Дионисий Цветаев, 1800 пострижен, 1802 из Учителей Префект, а 1805 Ректор Орловской, 1811 Астраханской Семинарии, 1821 Настоятель Донского мон., с увольнением от Училищной службы, 1823 Епископ Пермский, ст. 1828 жил в Моск. Богоявленском мон.; ск. 1846, Апр. 24. 105 Феофан Александров, 1850 переведен в Нежинский Благовещенский мон., Черниговской Еп., а оттоле в Калязинский Троицкий, Тверской Епархии, где и ск. 1852, окт. 23. 109 Гермоген Сперанский, ск. 1845, июня 19. Он товарищ Преосв. Аарона, роста среднего, с окладистою седою бородой и густыми бровями, походил на подвижника. 110 Иосиф Богословский, кандидат 6-го курса Моск. Ак., 1828 пострижен и определен Смотрителем Перервинских Училищ, 1829 Инспектор, а 1834 Ректор Моск. Семинарии, 1842 Викарий Московский, 1849 Епископ Оренбургский, 1853 Воронежский, 1860 Архиепископ, 1864 ув. на покой. 112 Гавриил Розанов , в Окт. 1799 поступил из Костромской в Троицкую Семинарии, 1803 Учитель Костромской Сем., 1811 пострижен и Префект Вологодской Сем., 1814 Ректор. 1820 Настоятель Толгского мон., 1821 Епископ Орловский, 1828 Архиепископ Екатеринославский, 1837 Херсонский и Одесский, 1848 Тверской, 1857 ув. на покой; ск. 1858. сент. 8. 113 Иринарх Попов, 1817 старший Кандидат Петерб. Ак. 2-го курса и, в сане Иеромонаха, Инспектор Орловской Сем., 1818 Магистр; в 1819 послан в Италию, в г. Милан, к домовой церкви Маркизы Терци, урожденной Княгини Голицыной; с 1824 находился при Посольской церкви во Флоренции, с 1827 в Риме, с 1833 в Афинах, а с 1831 по 1833 был Архимандритом Толгского мон.. 1836 Викарий Тверской, с 15 сент. Псковский, 1841 Воронежский, 1842 Епископ Вологодский, 1844 Кишиневский, 1845 Архиепископ, 1858 Подольский, 1863 Рязанский. 1867 ув. на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

veronika 28 февраля 2012, 22:23 grazie,tanto,lei sempre vicino,a tutti noi. иеромонах Платон (Норматов) 23 января 2012, 19:48 Отец Тихон, низкий Вам поклон из Благовещенской епархии, и большая благодарность за книгу " Несвятые святые " . Дорогие комментаторы! Не переживайте по поводу прославления монахини Алипии! Пока не прославлена- молитесь о упокоении и спасении, когда прославят- служите молебны. Главное- С ЛЮБОВЬЮ! Татьтяна 28 декабря 2011, 10:53 Книги о матушке Алипии: " Стяжавшая любовь " , " На пажити Божией Матери " , а также глава " Светильник леса Голосеевского " в книге " Матушки земли Российской " . Параскева 26 декабря 2011, 19:36 Зашла посмотреть эту страницу, ища в сети информацию о м.Алипии, только что случайно посмотрев фильм о ней " Путь мудрости " на ютубе. Фильм, честно говоря, нехорош. Какой-то осадок от него, не понравился ни тон-голос диктора, ни глаза свидетелей и чад. О м.Алипии Господь откроет, если будет воля Его. Но хотелось бы узнать из других источников, минуя сей фильм. Работа просто топорная.... Параскева 26 декабря 2011, 19:14 Зашла посмотреть эту страницу, ища в сети информацию о м.Алипии, только что случайно посмотрев фильм о ней " Путь мудрости " на ютубе. Фильм, честно говоря, нехорош. Какой-то осадок от него, не понравился ни тон-голос диктора, ни глаза свидетелей и чад. О м.Алипии Господь откроет, если будет воля Его. Но хотелось бы узнать из других источников, минуя сей фильм. Работа просто топорная.... Людмила 20 декабря 2011, 18:21 Добрый день, всем! Вы знаете, мне было очень тяжело на душе (эти жизненные проблемы) и я Чудом попала в Голосеево к Матушке Алипии. Первый раз я просила Матушку о помощи. Потом поехала второй раз (разница между первым и вторым приездами была где-то две недели) и после второго посещения Матушки Алипии я почувствовала такое облегчение на душе!!! Вы даже себе представить не можете!!!Причем я это почувствовала!!! Спасибо, Тебе Матушка Алипия, за то, что ты мне помогаешь. Максим 7 декабря 2011, 12:07 Вот что говорил Архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн: «Снова и снова возвращаемся к житию матушки Алипии из Голосеевской пустыни.

http://pravoslavie.ru/48896.html

Ближе других у него были отношения к стурдзовским заведениям, получившим, с Высочайшего соизволения, такое название в память известного политического деятеля и одесского благотворителя Александра Скурлатовича Стурдзы, которому принадлежала мысль и первый заботы об устройстве их (в 1848–1850 годах); по его ходатайству этим учреждениям дано было прочное обеспечение пожертвованиями от Императриц Александры Федоровны и Марии Александровны и от Великих княгинь Марии Николаевны и Елены Павловны. Стурдзовские учреждения состоят из а) богадельни, б) больницы и в) общины сестер милосердия. В 1866 году при богадельне устроена церковь . Преосв. Димитрий сам полагал основание этой церкви, освящал ее 404 и потом нередко служил здесь в храмовой праздник, или в дни, назначенные для возложения крестов на сердобольных сестер, всегда благоговевших пред лицом кроткого и учительного Владыки 405 . – Затем следовала группа (6) учреждений, находившихся в ведении «Одесского женского благотворительного общества», которое также пользовалось услугами и жертвами преосвященного. Общество это образовалось в 1835 году и, благодаря попечительности высоких гражданок Одессы (княг. Воронцовой, кн. Барятинской, Шостак, Шевич, Гурко и друг.), широко ставило задачи благотворительности, хотя не всегда соображалось с своими средствами. Пр. Димитрий часто помогал учреждениям общества, особенно «Благовещенскому сиротскому дому», при котором находилась церковь общества и «странноприимный дом». Последний, до устройства Афонского подворья, был единственным местом временного пристанища для всех наших паломников, которые по необходимости проживают в Одессе по несколько дней, чтобы выправить заграничные паспорта для следования на Афон или в Иерусалим. Случалось, что за недостатком места в странноприимном доме, богомольцы с разрешения преосвященного, помещались и в архиерейском доме. – Были еще в Одессе городские богоугодный заведения: городские богадельни, больница и городское попечительство детских приютов; были также частные благотворительный общества, – например, «Общество Красного Креста», «Общество помощи бедным города Одессы», «Общество ночлежных приютов», «Общество покровительства животных» и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

В 1934 г. упоминается подворье М. м. при Благовещенском храме в г. Ковеле, где до первой мировой войны находилось подворье владимиро-волынского Христорождественского муж. мон-ря, упраздненного в 1921 г. В 1936 г. подворье было преобразовано в приходский храм. С 1938 г., после переезда еп. Антония в Камень-Каширский, настоятелем М. м. был архим. Стефан (Оставовский), в 1940 г. по собственному желанию перешедший в новооткрытый правосл. Рождество-Богородицкий храм с. Нов. Загоров (ныне Локачинского р-на). Архим. Стефан пытался возобновить при храме Новозагоровский (или Загоровский) Рождество-Богородицкий мон-рь, существовавший до 1923 г., но не смог реализовать задуманное, скончался в 1941 г. В 1941-1942 гг. настоятелем М. м. был архим. Серафим (Кушнерук), из вдовых священников Волынской епархии, 21 июля 1942 г. хиротонисанный во епископа Николаевского, викария Херсонской епархии. В 1942-1944 гг. М. м. возглавлял игум. Иов (Романюк), уроженец с. Ст. Алексинец Кременецкого р-на, переведенный из Почаевской лавры. 5 сент. 1943 г. в ходе карательной операции немецко-фашистских войск были убиты иером. Феофил (Богут), регент монастырского хора иером. Иоанн (Шпичак), псаломщик Всеволод Варницкий, 4 послушника и 2 трудницы. По совету игум. Иова, узнавшего о приближении к селу карательной группы немцев от местных жителей, почти все иноки укрылись в лесу. Судя по всему, нападение немцев на мон-рь было спровоцировано действиями бандеровцев, использовавших монастырские здания в качестве складов продовольствия, оружия и пропагандистской лит-ры. В пользу данной версии говорит и тот факт, что настоятель игум. Иов сразу же с приходом советских войск 3 марта 1944 г. был арестован по обвинению в сотрудничестве с ОУН. 18 окт. того же года игумен был приговорен военным трибуналом войск НКВД по Киевской обл. к расстрелу. 5 янв. 1945 г. приговор приведен в исполнение. Сменивший его в должности настоятеля прот. Полиевкт Скрыпник, бывш. благочинный Седлищанского р-на, весной 1944 г. был расстрелян за то, что якобы являлся одним из «военных капелланов» т. н. Украинской повстанческой армии (боевого подразделения ОУН). В документах НКВД по этому поводу сообщалось, что в М. м. находились средства связи бандеровцев, а также националистическая лит-ра.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010