А сколько имеем мы различных нужд, в которых мы прибегаем с молитвой ко Господу! То болезни телесные, то скорби душевные, то засухи и голод, то другие какие-либо горя и бедствия, то грехи и беззакония – все это весьма часто сильно и больно тяготит и подавляет нашу душу. А где скорее мы можем найти успокоение, облегчение и утешение в постигающих нас бедах, скорбях и напастях, как, опять, не здесь – в храме Божием, куда Сам Бог призывает всех скорбящих и угнетенных, всех труждающихся и обремененных, чтобы их утешить и упокоить. И вот, христиане, храм-то ваш, где живет Сам Бог и где вы молитесь Ему, находится у вас в таком жалком и мной еще нигде невиданном запустении. То, что должно быть на земле для вас всего выше, лучше и дороже, о том вы почти совсем не заботитесь, а это, друзья мои, великий, тяжкий грех. Дома свои поправляете, а о поправке дома Божия и не помышляете – это, повторяю, очень худо. Впрочем, ваш батюшка о. Сергий мне сказал, что вы недавно составили мирской приговор о сборе денег на поновление храма. Это утешительно и за это вас хвалю, а благодарить буду тогда, когда, как следует, будет отремонтирован и поновлен ваш храм. Слышите, православные, что я вам говорю? Благословляю вас скорее взяться за дело. Слышал я, что вы трудолюбивы и трезвы, в питейный не ходите и водки не пьете – дело это самое лучшее, самое похвальное; но нельзя похвалить вас за то, что вы не бросаете еще прежних ваших обычаев, что вы не покидаете еще своих киреметей, и будто ходите еще в дубовые рощи и приносите там кровавые жертвы. Грешно, худо, позорно и богопротивно, православные, так делать. Оставлять единого истинного Бога, Бога благодеющего, милующего, спасающего, всегда и во всем нам помогающего и безмерно нас любящего, и менять св. храм Его на какую то рощу и идти в нее колоть там жертву какому-то злому киремети, не имеющему над человеком решительно никакой власти, да и вовсе не существующему, – это уже хуже, несноснее и нестерпимее всякого греха, какой только за человеком может водиться. Бог ни за что так больно не наказывает и не карает, как за моление вместо Него кому и чему-нибудь другому, вроде киремети. Так будьте благоразумны, православные, оставьте свои злые языческие обычаи, не ходите в рощи к киремети. а по звону колокола всегда спешите в храм Божий и в нем усердно молитесь Господу, Который один только силен избавить нас от всех житейских бед, напастей и злоключений. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Господь, заповедавший не бояться убивающих тело, прославил Своего верного служителя нетлением его тела. Оно было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 годах. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь. Память его совершалась прежде в день тезоименитства (18 января), но с 1827 года перенесена на день его кончины. В этот день мощи его обносились вокруг Софийского собора при пении тропаря: «Божественный Безкровныя совершая Жертвы, кровь твою, от безбожных агарян излиянную, в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу. егоже моли, молим тя, пролито гнев на языки, хотящия браней». Ныне святые мощи священномученика Макария покоятся в Киеве во Владимирском кафедральном соборе. Литература: Стеллецкий Н. С., протоиерей. Святой священномученик и всея России чудотворец Макарий, первый митрополит Киевский и Галицкий и его время. – Харьков, 1897. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 281. пр. 6. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев. 1888. – С. 198–204. Семектовский Н. М. Киев, его святыни, древности. достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 102. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899. – Т. 2. – С. 11–116. Корольков И. Н., протоиерей. Киевский митрополит, священномученик Макарий и его значение в истории юго-западной церкви. – Киев, 1897. Титов Ф. , священник. Житие Макария, священномученика митрополита Киевского и всея России. – Киев, 1897. Орловский П. И., протоиерей. Житие Макария, митрополита Киевского, священномученика, нетленно почивающего в Киево-Софийском кафедральном соборе. – Киев, 1897. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 152.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Детей нужно с ранних лет приучать к хождению в церковь , развивая в них любовь к Богу и к св. храму Его; ставьте их на молитву пред св. иконами и дома каждый день. Чрез это разовьются и окрепнут в детях добрые качества; они будут послушными, кроткими, уважительными; – будут истинными христианами и полезными для родителей домочадцами. Вы сами по опыту знаете, что кто с малых лет был приучен к неопустительному посещению Церкви, тот и теперь посещает ее весьма усердно. Воспитание детей составляет главный предмет вашего попечения о них. Воспитывайте детей в правилах нашей св. веры и доброй нравственности, и прилагайте к этому все свое старание. Должны будут дать ответь Господу те родители, которые не заботились о воспитании своих детей. Ныне, слава Богу, существуют везде школы, которые помогают родителям воспитывать детей Бывало вся обязанность воспитания и научения грамоте детей лежала на родителях; добрые, попечительные родители или сами учили их грамоте, как умели, или отдавали их учить другим за плату; сами для детей покупали книжки, бумагу и прочее, а ныне все для детей готово: и книжки, и бумага, и чернила и перья; только отдавай деток в школу. Отдавайте как мальчиков, так и девочек. Нужно заботиться, чтобы девочек училось не меньше мальчиков; девочки ваши вырастут и впоследствии, по благословению Божию, сами сделаются матерями. Мать есть хозяйка дома. Мужчины большей частью проводят время вне дома, добывая хлеб и пропитывая семью. Таким образом, на матери лежит весь домашний порядок и попечение о воспитании детей. Грамотная мать постарается научить детей своих еще до школы, не только молитвам, но и преподаст им наставление из жизни и учения Спасителя нашего, Божией Матери и угодников Божиих. Такая мать и время для этого найдет: –сядет она вечером, а особенно в длинные зимние вечера, прясть или другое что либо делать, а деток посадит около себя, и станет учить их молитвам и занимать их душеполезными рассказами. А пред сном она поставит их на молитву и вместе с ними станет молиться, научая их читать молитвы и творить поклоны. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Догмат о Троичности Лиц во Едином Божестве составляет глубочайшую тайну, непостижимую и для умов ангельских; но что Бог един в Троице, об этом мы знаем из неоднократных Богоявлений. Так, например Бог в Троице явился во время крещения Господня, на ту же Троичность Лиц указывают явления и при Преображении Господнем, а еще прежде Бог в Троице явил себя Аврааму в виде трех странников, во всей же полноте и ясности учение о Триедином Боге Отце, и Сыне, и Святом Духе открыл людям воплощенный Сын Божий Господь наш И. Христос, заповедав ученикам Своим пред Своим вознесением на небо идти в мир весь проповедывать евангелие всем людям и крестить их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Соответственно Богоявлений пишутся у нас и св. иконы. Так, например, на Троичной иконе мы видим трех странников, под которыми разумеются Три Лица Пресвятой Троицы; на иконе Крещения Господня пишут над главой крещающагося Господа голубя, в виде которого явился на Иордане Дух Святой. Духа Святого изображают еще в виде огненных языков, в каковых Он явился в день сошествия своего на апостолов. Бога Отца пишут на иконах старцем сообразно тому, каким Он явился пророку в видении, пророку же в видении Он явил Себя ветхим деньми. Пришедшего во плоти Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа изображают различно – то в божественной славе, как мы видим на иконам Его распятия, страданий, смерти и погребения. Вот как мы должны веровать во Единого Бога по Существу, но Троичного в Лицах –Отца, и Сына, и Святого Духа, и кто желает спастись, тому необходимо твердо и неизменно держать эту веру, без этой же веры не только спастись, но и христианином быть нельзя. Но чтобы оправдать все величие и высоту христианской веры и иметь несомненную надежду на спасение, для этого необходимо нам с верой в Пресвятую Троицу Отца, и Сына, и Святого Духа соединять и добрые дела, одна же вера без добрых дел мертва. Итак, благословение единосущной Троицы – Отца, и Сына, и Святого Духа да утвердит вас всех в единой спасительной вере Христовой и да укрепит вас в подвигах добра и благочестия. Аминь». Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

мерами нравственного воздействия, может научить младших полюбить иноческую жизнь, полюбить молитву, труд, бдение, смирение и послушание. А вы, младшие, никогда не выходите из послушания старшим. Послушание – это основание и корень всех монашеских добродетелей: оно важнее поста и молитвы; поэтому, кто не хочет слушаться, тот и не монах, тот и не послушник, а ослушник, а тому нечего и жить в монастыре, ему место не в монастыре, а за стенами монастыря на воле, в миру. За то, каким уважением, какой доброй славой, пользуются те монастыри, где иноки живут по уставу монашескому, с строгим соблюдением тех обетов, которые даны ими при вступлении в монашество! К таким инокам относятся всегда с почтением, к ним обращаются за наставлениями и советами, у них просят св. молитв, к ним спешат и в радости и в горе, и такие иноки, стоя на высоте своего иноческого жития и подвигов, спасая себя, возвышают с сим и самую обитель, скажу более, возвышают и самое монашество, ныне, к сожалению, унижаемое, порицаемое и многими не признаваемое. А последнему виной мы сами. Рассудите: вот пришел человек в монастырь поговеть и помолиться, исповедаться и причаститься. Шел он за тем, чтобы здесь, в тиши уединения, хоть на несколько времени забыться от забот мира и грешной мирской суеты – и что же? Вместо усердия к молитве, он видит холодность к ней и небрежную рассеянность, подчас замечая у некоторых шепот, говор, улыбки и даже смех, вместо послушания младших к старшим и взаимной почтительности, он видит у них невнимание, неуважение, а нередко грубость, дерзость и горделивое друг друга осуждение. Все эти, конечно, непохвальные явления кладут тяжелую грусть на сердце пришельца, и он уходит из монастыря не с чувством душевного успокоения, а с чувством расстройства, разнося недобрую молву о нем не только среди своих односельчан, но и дальше – среди жителей всех соседних сел и деревень. Другое дело, если монашествующие, при набожности, будут держать себя во всем безукоризненно, если у них и службы Божии будут отправляться всегда чинно и по уставу, и если они будут жить между собой во всегдашнем совете, любви и мире: тогда и обитель их, стяжав себе славу добрую, послужит примерным училищем благочестия для всех, кто только желает и ищет себе спасения. Живите же, братья, сообразно своему монашескому званию и будьте всегда искренно набожны и благочестивы. Господь да благословит вас! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Потом, православный храм, устроенный в сем училище, как светильник православной, господствующей в нашем отечестве, веры, которая есть честь и слава, сила и могущество России, да внушает то, что в стенах сего заведения и под сенью сего храма должно воспитываться юношество в духе православной веры, любви к отечеству и преданности Царскому Престолу, да внушает сей храм, что истинный патриотизм основывается на вере, что вера рождает патриотов, что отличительная черта патриотизма и патриота – дорожить, более всего, верой отечественной, быть истинным сыном не только своего отечества, но и своей св. веры православной и матери своей – Церкви православной. Наконец, устроение православного храма в высшем учебном заведении в Прибалтийском крае, в стране более инославной, чем православной, где это учебное заведение всегда было сосредоточением (центром) здешней представительной жизни и рассеивало своих питомцев для деятельности по обширному нашему отечеству и, особенно, по сему краю, да внушает духовным чадам сего храма – здесь учащим и учащимся, что в сем крае особенно нужны православно-русские деятели, с твёрдым закалом православно-русского направления, где православие, хотя насаждено от лет древних, но в силу исторических обстоятельств, по сие время ещё не может назваться здесь господствующим вероисповеданием, и где жизнь на русских началах, ведущих сей край к органическому соединению с Россией, началась недавно и ещё нуждается в распространении, утверждении и укреплении. Вот мой привет и благожелание всем тем, для коих устроен сей храм Божий, с показанием значения оного в сем храме науки. Взялись князи врат сего дома, и вошёл в них Царь славы и поселился в сем доме. Да будет Он вашим наставником и руководителем в достижении благих целей сего храма, но, помните, братья, Он же будет вашим судьёй и мздовоздаятелем. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Второе обретение мощей святителя Митрофана было совершено в 1989 году, а в 1998 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, было установлено особое празднование второму обретению его мощей 4/17 сентября. Ныне мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском соборе Воронежа. Труды: Духовное завещание//Духовное завещание святителя Митрофана, епископа Воронежского//Воронежская старина. – Воронеж, 1902–1916; 1903. – Вып. 3. – С. I-IV, 188–219. Литература: Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 3-е изд. – СПб., 1903. – Т. 3. – С. 167–176. Введенский С. Н. Святитель Митрофан Воронежский как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. – Воронеж, 1904. Введенский С. Н. Два эпизода для характеристики нравов в Воронежской епархии при святителе Митрофане (1682–1703). – Воронеж, 1903. Введенский С. Н. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при святителе Митрофане. – Воронеж, 1903. Введенский С. Н. Васька Желтовский: Эпизод из истории раскола в Воронежском крае при святителе Митрофане//Памятная книжка Воронежской губернии на 1904 г. – Воронеж, 1904. – Отд. 3. – С. 183–190. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. – С. 111. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 576, 600–604, прим. 27. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 30, 31, 32. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 4. – С. 163. Булгаков С. В. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви: в 5 вып. – Харьков, 1897, вып. 3, 4. – С. 199. Макарий (Миролюбов) , иеромонах. Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. – М., 1850. – С. 64. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Житие святого Митрофана, епископа Воронежского. – СПб., 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

14. Какая взаимосвязь естественного и сверхъестественного способа богопознания? 15. Объясните, что такое Священное Писание в контексте взаимосвязи естественного и сверхъестественного способа богопознания. 16. Развивалось ли сверхъестественное Откровение? Обязательно к прочтению: Каллист (Уэр) , епископ Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. 32 с. 2. Михайлов П. Б. Прп. Максим Исповедник о естественном созерцании//Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2013. С. 74–84. Рекомендуемая литература: 1. Богопознание//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 476–486. 2. Естественное и сверхъестественное богословие у св. Григория Нисского //Философия религии: Альманах. Наука. М., 2007. Вып. 1. С. 264–281. 3. Естественная теология в латинской патристике//Философия религии: Альманах. Наука. М., 2007. Вып. 1. С. 282– 301. 4. Глаголев С. С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900. 466 с. 5. Давыденков Олег , прот. Понятие о богопознании и его границах//Догматическое богословие. М., 2005. С. 59–78. 6. Иларион (Алфеев) , игум. Учение свт. Григория Богослова о Святой Троице//Материалы международной богословско–философской конференции «Пресвятая Троица»//М., 2001. С. 126–155. 7. Иларион (Алфеев) , митр. Вероучение. Гл. 1–2//Православие. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. Т. 1. С. 337–473. 8. Каллист (Уэр) , еп. Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. 32 с. 9. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к авве Фалассию. Вопросы XIII, XIV, XIX//Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 55– 57, 67. 10.Михайлов П. Б. Прп. Максим Исповедник о естественном созерцании//Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2013. С. 74–84. 11.Михайлов П. Б. Эвристические возможности естественной теологии//Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2013. С. 48–73. 12.Попов И. В. Естественный нравственный закон. Психологические основы нравственности. Сергиев Посад, 1897. VIII, XIX, 597, III с. 13. Сильвестр (Малеванский) , еп. Истина бытия Божия. О познаваемости Бога при непознаваемости Его существа. О способах богопознания и их значении//Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 1. С. 181–325.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Ап. Петра, в Византии – храм св. Софии, в Милане и других городах. В следующие затем века, чем более распространялось и укреплялось христианство , тем более умножались храмы Божии. От дальних стран восточных перенесёмся мысленно в наше отечество – Россию: и здесь мы увидим то же самое: лишь только свет православной веры Христовой, принесённый из Византии при Владимире Святом, воссиял на горах киевских, тотчас же по лицу земли русской, вместе с распространением святой веры, стали появляться и умножаться и святые храмы Божии. Да, наконец, и в сем Кренгольме, что вызвало к бытию этот новоустроенный великолепный храм Божий, как не присущая человеческому духу потребность реального проявления прирождённого ему чувства, и благочестивое желание устроителей сего храма удовлетворить сей священной потребности трудящихся в Кренгольмской мануфактуре? Да воздаст же им за это Господь Своей милостью! Из этого краткого исторического обзора возникновения и построения храмов Божьих видно, что везде, и во все времена, прирождённое человеку чувство религии вызывало к бытию храмы Божии. Так было и в ветхозаветное, и в новозаветное время, и на востоке, и на западе. Особенно же сильно бьёт широким ключом это чувство у нас, в православной России, потому что нигде нет такой любви и усердия к построению храмов, как в России; но нигде нет и такого множества храмов, как в нашем отечестве; каждое самое небольшое селение старается, прежде всего, устроить свой отдельный храм Божий. Оно же – это чувство, вызвало к бытию и сей величественный храм Божий. Но о значении храмов Божьих, как вообще для человека, так и, в частности, и сего храма для тех, для кого он построен, скажем несколько слов завтра, в день его освящения. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Штепа А.В. Социальное служение Русской Православной Церкви в Калужской епархии (вторая половина XIX – начало XX века). Калуга, 2007. GuntherS. Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in Russland 1917/18 – ein unbekanntes Reformpotential. Gottingen, 1995. Литература по церковному праву Бердников И.С Краткий курс церковного права Православной Церкви. Казань, 1903. Вып. 1. Никодим (Милаш) , еп. Православное церковное право. СПб., 1897. Николин А., свящ. Церковь и государство: История правовых отношений. М., 1997. Остроумов М. Очерки православного церковного права. Харьков, 1893. Павлов А. С. Курс церковного права. Св.-Тр. Серп Лавра, 1902. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. СПб., 1896. Ч. 1–2. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898. Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. М., 1874. Вып. 1. Суворов Н.С. Курс церковного права. Ярославль, 1889. Т. 1–2. Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. Цыпин В., прот. Каноны и церковная жизнь//Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г.: Материалы конференции. М., 2000. Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2002. Справочные материалы Анфимов A.M. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах: Опыт подтверждения и опровержения//Из истории экономической мысли и народного хозяйства России. М., 1993. Вып. 1.4.1. Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI – начало XX в.). М., 1973. Генеалогическая информация в государственных архивах России: Справочное пособие. М., 1999 (Электронная книга. СИФ ОЦНТИ, 178–97, ФАП 28). Дубинский А.Ю. Вифанская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1881–1900 : Генеалогический справочник. М., 2002. Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов : Генеалогический справочник. М., 1998. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Январь, февраль. Тверь, 2005. За Христа пострадавшие : Биографический справочник. М. : ПСТБИ, 1997. Кн. 1 :А-К.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010