LXVII. Речь, сказанная при посещении храма в с. Болгарах 71 . Сведения из жизни св. мученика Авраамия Болгарского И прежде я слышал о вашем селе Болгарах. И прежде, когда, я не был еще в Казани, мне говорили, что здесь у вас, в вашем селе, а может где и вблизи его, пролил кровь свою за веру Христову св. мученик Авраамий, так и названный по вашему селу, Болгарский, и как жалко, как больно жалко, что ни в Казани, ни здесь у вас не сохранилось никакого памятника, который напоминал бы нам о великих страданиях этого первомученика страны нашей. Ведь св. мученик Авраамий был здесь первый христианин, он первый посеял здесь семя Христова учения и первый полил это семя своей страдальческой кровью. Из краткого жизнеописания св. мученика Авраамия Болгарского мы знаем, что он жил здесь, именно в Болгарах. Был богат, вел обширную торговлю и нередко по торговым делам бывал в Муроме. От Муромских христиан узнал он христианскую веру и, убедившись в превосходстве ее пред магометанской, которую до того времени исповедывал, решился креститься. Долго он не объявлял себя христианином, долго скрывал это, но, наконец, воодушевляемый благодатью Божией, он выступил твердым проповедником Христова учения и ревностным обличителем магометанства. Сильно вооружились и ожесточились на исповедника и праведника Христова учения Авраамия его соотечественники и в злобе на него предали его самой мучительной смерти: они сперва отсекли у него руки, потом ноги, а затем и голову. Это было 1-го апреля 1223 года. Узнали о мученической смерти Авраамия Муромские христиане, бывшие тогда по торговым делам в Болгарах, и они-то, взяв тело его, с честью похоронили его на особом кладбище, отведенном для них в Болгарах. Впоследствии, великий князь Георгий Всеволодович выпросил у Болгар, чтобы тело св. Авраамия было передано ему, и вот когда раскрыли могилу мученика, то увидели, что тело его осталось нетленным. Св. мощи Авраамия были в Болгарах недолго: 9-го марта 1230 года они перенесены были во Владимир, в Успенский женский монастырь, где обретаются и доныне. Чаще призывайте в молитвах Св. Авраамия, и Господь не оставит вас свою милостью! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XIII. Слово, сказанное по совершении преждеосвященной литургии в церкви Казанского мужского духовного училища 17 . О пользе молитвы для христианина Спасибо вам, дети, что усердно сегодня помолились со мной. Я и сам рад тому, что помолился с вами. Спасибо вам за хорошее пение и за внятное выразительное чтение. Пели все хорошо, догматики только следовало бы, впрочем, петь несколько быстрее. Читали вы все очень хорошо, если только это читали не самые лучшие из вас чтецы. Желательно, чтобы все вы так читали. Понравилось мне и ваше пение с канонархом. Доволен я также существующим у вас порядком: хорошо вы стоите в церкви и хорошо молитесь. Это делает честь вашим воспитателям и наставникам. Очень сожалею, что, по болезненному состоянию, я не мог за литургией сказать вам проповеди . Скажу, однако, теперь хотя краткое назидание. Хорошо сделало высшее начальство, что восстановило существовавший прежде и на время было оставленный обычай в духовно-учебных заведениях, чтобы все учащиеся и учащие посещали во время великого поста преждеосвященные литургии. Хорошо, что теперь вы имеете возможность принимать деятельное участие в этом глубоконазидательном великопостном богослужении. Хороша преждеосвященная литургия и умилительны ее песнопения. Я люблю молиться за этой литургией. Возьмем, например, песнопение – «Да исправится молитва моя», которое все вы пропели коленопреклоненно: как оно трогательно! Вы невольно начинаете молиться усерднее. Или другое песнопение – «Ныне силы небесные с нами невидимо служат»: как оно возвышает ум и окрыляет дух! Во время пения его вы забываете все земное и чувствуете, что вместе с ангелами как-бы предстоите престолу Господню. Но особенно трогательна и умилительна молитва св. Ефрема Сирина – «Господи и Владыко живота моего». Она возбуждает глубокие покаянные чувства. Хотя эта молитва приурочивается церковью к великопостному богослужению, однако, ее можно читать и в прочие дни в течение года. Есть обители, напр. Валаамская на Ладожском озере, где эту молитву читают каждый день. Я также читаю ее в своих келейных молитвах каждый день. Советую и вам, дети, чаще читать молитву св. Ефрема Сирина в ваших частных молитвах и вообще чаще и усерднее молиться Богу. Молитва укрепляет человека, она особенно необходима для вас, как готовящихся к духовному званию. Молитвой вы с юных лет закалите себя, как сталь, и будете тверды, как кремень, в благочестивой жизни здесь, на земле, и приготовленными перейдете в загробную жизнь. К этому должно стремиться всеми силами, об этом должно заботиться больше всего. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Великий Бурлук. Церковь Спаса Преображения (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1826 и 1839. Год утраты:приблизительно 1937 Архитектор: В.П. Стасов Адрес: Украина, Харьковская область, Купянский район, пгт Великий Бурлук Координаты: 50.054554, 37.389621 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Слобода Большой Бурлук Волчанского уезда/- 1889. - 5 сент. 7 августа состоялось празднование 50-летнего юбилея Преображенского храма (построен в 1839 году). Донец-Захаржевский Андрей Яковлевич (1768-17.03.1841) - гвардии ротмистр, имение сл. Великий Бурлук Волчанского уезда, строитель Преображенской церкви, в ней и похоронен. Надпись на могильной плите: " Да помянет Господь, как поминал он бедных и нуждающихся " . Харьков и губерния на страницах газеты " Южный край " (1880-1918). Библиографический указатель. Вып. 2. 1888-1890. Существовавшая Преображенская церковь построена была в 1839 г. ротмистром Андреем Донец-Захаржевским; каменная, однопрестольная. Прихожан муж. пола 3768 душ, жен. пола 3457 душ. Неприкосновенного капитала 2600 руб., процентами пользуются: с 1000 руб. церковь, а с остальных – причт. Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Причт помещается в церковных домах. Имеются две земских школы грамоты, одна церковно-приходская, приходское попечительство есть. В составе прихода село Великий Бурлук и хутора: Николаевка, Разореновка, Федоровка и Екатериновка. Священник Петр Лукашев, на настоящем месте с 1888 г., состоит законоучителем церковно-приходской школы и членом уездного отдел. Епархиального училищного совета. Священник Алексей Червонецкий, на настоящем месте с 1898 г., состоит законоучителем Велико-Бурлуцкого и Федоровского училищ. Диакон Василий Фаворов, на настоящем месте с 1873 г., за труды по народному образованию имеет серебряную медаль на Александровской ленте в 1897 г. Псаломщик Иосиф Заграфский, на настоящем месте с 1893 г. Псаломщик Харлампий Твердохлебов, на настоящем месте с 1901 г. Церковный староста дворянин Василий Андреевич Задонский с 1902 г. Справочная книга Харьковской епархии, составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика. Николаевская ул. дом 1904 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41200

Второе полное собрание законов. 33,289. – Июня 11-го 1858 года. „Описание Высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов го­ризонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая, (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют черному государственному орлу в желтом или золотом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время царствования императрицы Анны Иоановны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (св. Георгию) в московском гербе.” 1 „В великой книге истории человечества едва ли можно указать более печальную для цивилизации страницу чем 1453 год, когда Магомет II взял Константино­поль, и место культурной Византии заняла полудикая мусульманская империя... Падение Византии было несчастием для всего цивилизованного мира, – все пророчило близкую гибель юго-восточной части евро­пейского материка... Но провидение судило иначе. Племян­ница последнего византийского императора, Софья Палеолог, вышла замуж за Иоанна Ш, Царя Русского. Ничтож­ное, по-видимому, обстоятельство, имевшее место при этом браке, оказалось чрезвычайно важным по своим последствиям. Иоанн присоединил Регалии византийских императоров к знакам власти Русских Царей. Этим актом он как бы признавал себя законным наследником единоверных ему греческих императоров”… (Le Nord в перев. С.-Петерб. Вед., 1897 г., 81, стр. 2). „Отселе история России приемлет достоинство истинно-государственной, описывая деяния царства, прео6ретающего величие. Образуется держава сильная, как бы новая для Европы и Азии, которые, видя оную с удивлением, предлагают ей знаменитое место в их системе политической”... (Карамзина: История Гос. Росс. Изд. 1892 г. т. VI, стр. 3). 1 Полное собрание законов Росс. Имп., собрание второе т. XXXIII, отделение третье (книга 3) 1858 год. Приложения. Изд.1860 г. Штаты и табели,3 стр. 311. К 33289 – 1858 Июня 11. Читать далее Источник: Четырехсотлетие Российского Государственного герба/[соч. чл. О-ва ревнителей рус. историч. просвещения в память имп. Александра III Е. Н. Воронца] ; с рис. Е. Н. Воронца. - Харьков : Тип. " Южного Края " , 1898. - 53, II с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Константин (Дьяков Константин Григорьевич), митр. Киевский, Экзарх Украины Родился 21 мая 1871 года. Окончил Харьковскую духовную семинарию. 23 окт.1891 года возведен в сан иерея к соборной церкви гор. Чугуева. В 1897 года переведен в Харьков священником Христо-Рождественской церкви и назначен законоучителем средних учебных заведений. В 1924 году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 сентября 1924 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии с врем. управлением Харьковской епархией. С 18 мая 1927 года постоянный член временного Патриаршего Св. Синода. 12 ноября 1927 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским и Экзархом Украины. 2 апр.1931 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 18 мая 1932 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре. С 26 июня 1934 года – митрополит Киевский, Экзарх Украины. 25 дек.1936 года награжден предношением креста за богослужением. С 16 сент.1937 г. епархией не управлял. Скончался 23 октября 1938 года. Литература: «ЖМП» 1931, 5, стр.1,3. -«- 1932, стр.5. -»- 1932, 9–10, стр.2. -«- 1932, стр.1,2. -»- 1933, стр.4. - " - 1934, 20–21, стр.3. ФМП 34, стр.14. ФПС I, 211, стр.8. ФПС II, стр.5· ФПС IV, стр.4. ФПС V, 107. ФАМ I, 45, стр.12. /Газ. «Безбожник» (Киев), 1938, 5./ Da die Staatsbehörden bestimmt hatten, daß der Exarch am Sitz der Ukrainischen Regierung in Char‘kov residiere, nahm EB Konstantin den Titel des EB von Char‘kov an; erst als die Regierung ihren Sitz nach Kiev verlegte, hieß er M von Kiev. Er durfte aber seine Gottesdienste nicht in der großen Kathedrale in der Innenstadt feiern, sondern in der Ozeranskaja, im Stadtteil Solomenko. Nach einem Kathedralgottesdienst schleuderte eine jüdische Frau ihm einen Stein ins Gesicht. Er blieb, obwohl er blutete, unbeweglich und beherrscht und nahm damit der von antireligiösen Kräften inszenierten Provokation jeden Erfolg (F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 115/16). Nach M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 88, wurde er im Oktober 1937 verhaftet und nach 12 Tagen erschossen. Seiner Verwandten A.L. soll er erschienen sein und auf sein Grab hingewiesen haben. Sie fand es am Lukjanovskij Friedhof, in der Nähe des Gefängnisses. Literatur: M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 88. Regel‘son 414, 416, 556. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 7U, 115–116, 125, 127. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 15U. Patriarch Sergij i ego duchovnoe nasledstvo (Moskau 1937, 37). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отдел I Об источниках церковного права и собраниях церковных правил Пособия: Опыт курса Церковного Законоведения арх. Иоанна, Спб. 1851. Вып. 1. О церковном законодательстве. Хр. Чт. 1865. I. 368–404. Из лекций по Церковному праву, Соколова, М. 1874. Вып. 1. Курс Церковного права, Суворова, Ярославль; 1889, т. 1. Его же Учебник церковного права. Изд. 2. Москва. 1902. Остроумов, Введение в православное церковное право, т. 1. Харьков. 1893. Никодим, Православное церковное право. Спб. 1897. А. С. Павлова . Курс церковного права. 1902. Сергиев Посад. 1. Понятие об источниках церковного права В науке церковного права принято различать материальные и формальные источники церковного права. Материальные источники церковного права – это ситочные начала, посредством которых возникают церковноправовые нормы. Формальными же источниками церковного права служат сборники, содержащее в себе эти нормы. Кроме того, сведения о церковноправовых нормах мы можем почерпать не из одних сборников церковного права, употребляющихся в церковной административной и судебной практике, но и из творений древних отцов и учителей церкви, из сочинений церковных писателей вообще, из памятников церковной истории, из богослужебных книг и уставов церковных. Эти памятники называются источниками познания церковного права или науки церковного права. Во избежание сбивчивости в терминологии, лучше условиться называть источниками права церковного только материальные источники, а формальные именовать просто собраниями церковных правил. История источников церковного права и собраний правил, естественно, разделяется на два главных периода. Первый обнимает время от основания церкви Христовой до разделения ее на две половины, а второй с этого момента до настоящего времени. Первый дает нам источники церковного права общие, обязательные для всей церкви, а во втором развиваются нормы частного, местного характера, обязательные для той или другой поместной церкви. Читать далее Источник: Краткий курс церковного права православной церкви/Сост. проф. Казан. духов. акад. и Ун-та И.С. Бердников. - 2-е изд. перераб. и весьма знач. доп. - Вып. 1-2. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1903-1913./Вып. 1. - 1903. – II, VI, XX, 324 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Речь о причинах отчуждения от Церкви нашего образованного общества. «Церк.Вестн.» 1891, 10, стр.45· 28, стр.446. 34, стр.531. Воззвание к Харьковской пастве. «Приб. к «ЦВ» 1891, 38, стр.1283. Слово, произнесенное в Спасовом скиту 17.X.1891 г. «О христианском уединении». «Приб. к «ЦВ» 1891, 44, стр.1527· Слово на Новый год – о двоедушии в деле веры. «Приб. к «ЦВ» 1897, I, стр.2. «О религиозном сектантстве в нашем образованном обществе». СПБ, 1891. «О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества» · СПБ, 1891. Речь. «О делателях на жатве Божией». Харьков, Москва, 1901. «О воспитании детей у русского купечества». Харьков, 1902. «Об обязанности каждого православного христианина поучаться в слове Божием». Харьков, 1902. «Вразумление свыше». Харьков, 1902. «Вера жены хананеянки». Харьков, 1902. «Замечательные случаи при исповеди и приобщении больных». Харьков, 1902. «Евангельское повествование об исцелении Господом слепорожденного». · Харьков, 1902. «Евангельское повествование об исцелении Господом десяти прокаженных»· Харьков, 1902. «Евангельское повествование об исцелении Господом жены кровоточивой»· Харьков, 1902. Книга «Живое Слово», посвященная характеристике церковной проповеди и импровизации. Харьков I изд.1882. Харьков 2 изд.1892. Наставление детям, учащимся в сельских школах о кротости и жалостливом обращении с животными. 1903 год. «Преосвящ.Тихон, епископ Воронежский». М. 1844. «Сила привычки к вину». «Христианский обычай начинать каждое дело молитвой о благословении Божием». Харьков, 1902. Речь воспитанникам Московской духовной семинарии 8 ноября 1878 года после годичного акта Московской семинарии. «Изв.Казан.епарх.» 1878, 24, стр.683–688. Речь при выпуске воспитанниц Московского Николаевского института. «Изв.Казан.епарх.» 1880, 15, стр.409–416. Речь при открытии общества любителей церковного пения. «Правосл.обозр.» 1881, май-авг., стр.547–551· Слово, произнесенное 26 февраля в Московском большом Успенском соборе по случаю заключения мира с оттоманскою портой»·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Остроумов=Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. Павлов. Право=Павлов A.C. Курс церковного права. СПб., 2002. Павлов. Номоканон=Павлов A.C. Номоканон при Большом требнике. М., 1897. Патриарх Сергий=Патриарх Сергий и его духовное наследие. М. 1947. Писания мужей апостольских=Писания мужей апостольских. М., 1862. Плиний=Плиний Младший. Письма. М., 1983. Положение – 1945=Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945. Понкин=Понкин И.В. Религия, образование и право. М., 2002. Постановления 1917–1918=Собрание постановлений и определений Священного Собора Православной Российской Церкви. 1917–1918. М., 1994. Репр. с изд. М., 1918. Вып. 2. Правила Апостол=Правила святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец с толкованиями. Вып. 2, М., 1912. Правила ПС=Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. М., 1912. Православная мысль=Православная мысль. Париж, 1942. ПЭ=Православная энциклопедия. Раннехристианские отцы=Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978. Регламент=Духовный регламент. Изд. 4-е. М., 1897. Рейснер=Рейснер М. А. Государство и верующая личность. Сборник статей. СПБ, 1905. РПЦ в советское время=Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1. М., 1995. РПЦ и право=Русская Православная Церковь и право. М., 1999. Свод=Свод законов Российской империи. Т. 9. Законы о состояниях. СПБ., 1857. СГГД=СГГД. Ч. 2. М., 1819. Т. 201. Сергий (Страгородский) . Агафангелу=Сергий, митрополит. Послание митрополиту Агафангелу (рукопись). Сергий (Страгородский) . О полномочиях= Сергий (Страгородский ), митрополит. О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя. ЖМП. 1931. 1 и 3. Сергий (Страгородский) . Отношение= Сергий (Страгородский) . Отношение Церкви к отделившимся от нее обществам – Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1954. 19. Сергий (Страгородский) . О составе= Сергий (Страгородский ), архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. СПБ., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Бабушкин. С. Церковно- приходская община и земский собор. Кзань 1905. Багрецов Л. Положение древнерусской женщины христианки. (Церковно-исторический очерк). Харьков. 1908. – Современное устройство прихода по сравнению с древнерусским его устройством. Гродно. 1902. Байков А.Л. Современная международная правоспособность папства. СПБ.1904. Бажанов В. О религии. Изд. 3-е. СПБ. 1905. Баженов И. В. К вопросу о сожигании трупов, как погребении. Христ. Чт. 1898. VIII. – Римские кардиналы, их права и положение в римской церкви. Христ. Чт. 1895. Ч. I. Ballerini. De antiquis, tum editis, tum ineditis collectionibus et collectoribus canonum usque ad Gratianum. (Appendix ad. S. Leonis M. opera, t. III). 1757. Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью. СПБ. 1878. – Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Христ. Чтение. 1892. Ч. 1 и 2. 1893. Ч.2. – Об управлении русским военным духовенством. Там же. 1878. Ч 1 и 2. – Об участии государственной власти в деле охранения древней вселенской церкви и её веры. Там же. 1877. Ч. 1 и 2. – О духовном суде. Там же. 1870. Ч. 2. – О духовном суде, в виду предположения духовно-судебной реформы. Там же. 1873. Ч.1. – О каноническом элементе в церковном управлении. М. 1882. Барсов Т. О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния. Христ. Чтение. 1882. Ч.1. – О преподавании церковного права в наших университетах. Там же 1876. Ч.1. – О светских фискалах и духовных инквизиторах. Журн. Мин. Нар. Просв. 1878, февраль. – О собрании духовных законов. Христ. Чтение. 1897. Ч. 2. – О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающим духовных лиц светскому суду. Там же. 1875. Ч.1. – Положение Св. Синода в ряду высших государственных учреждений. Там же. 1896. Ч.1 – Процессы духовного суда в древней вселенской церкви. Там же. 1871. Ч. 2. – Проекты улучшений в нашем церковном управлении. Христ. Чт. 1893. Ч.1. 2. 1894. Ч.1. – Различные системы взаимных отношений церкви и государства. Странник. 1872.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Вскоре И. скончался от холеры в Ахтырском во имя Святой Троицы монастыре , во время посещения епархии. По распоряжению Московской синодальной конторы отпевание и погребение И. в правом приделе белгородского Троицкого собора совершил свт. Тихон Задонский. Сковорода, посвятивший И. одно из своих стихотворений, писал: «Был пастырь просвещен, кроток, милосерд, незлобив, престол чувства, любве светильник» ( Сковорода С. Г. Сад Божественных песней// Он же. Повне зiбpahhя mbopib. К., 1973. Т. 1. С. 85). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 36. Д. 184: 1755-1759. Л. 16-18. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 172, 605-608, 618; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 128; Аскоченский В. И. Киев с его древнейшим уч-щем - Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 127-128; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 32-34; Анатолий (Ключарёв), архим. Белгород и его святыня//Курские ЕВ. 1884. 9. С. 465-466; Смирнов В. А. История Новгородской ДС//Новгородские ЕВ. 1894. 15. С. 693; 18. С. 870; 1895. 3. С. 156-164; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии. Новгород, 1897. С. 84; он же. Заботы Новгородских владык о семинарии в 1745-1806 гг. и созданная ими семинарская б-ка//Новгородские ЕВ. 1899. 22. С. 145-147; Лебедев А. С. Белогородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 125-141; он же. Сведения о нек-рых архивах духовных ведомств в губерниях Курской и Харьковской//Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. Х., 1902. Т. 13. С. 129-137; Харьков: Его прошлое и настоящее/Собр. и изд.: А. Н. Гусев. Х., 1902. С. 95; Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской ДС. Пг., 1917. С. 165-167; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская ДС и традиции Киево-Могилянской академии: (К вопросу о характере межцивилизационных контактов)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 11-13 нояб 1998 г. Новгород, 1998. С. 103-106; Ящук О. В., Люпий Т. В. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 366-367; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.

http://pravenc.ru/text/578098.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010