LXXXII. Речь при посещении Чистопольского городского собора 86 . Приглашение пасомых оказать материальную помощь на устройство нового храма У меня уж такой обычай, по прибытии в какой-нибудь город, прежде всего посетить собор. Так я делаю потому, что соборный храм в каждом городе есть, как показывает самое название «соборный», храм не одной части, а всего города. Он объединяет в себе всех жителей города. Так я делаю не только в тех городах, где соборные храмы, как здешний, отличаются благолепием и благоукрашениями, но и там, где соборы отличаются неблаголепием, но скудостью, чтобы прежде помолиться совместно со всем городом и за благосостояние всего города. Но в настоящий раз я прибыл сюда не только для сего, но и чтобы из этого центра духовной городской жизни совершить вместе с вами крестный ход для освящения места, назначенного под постройку нового в вашем городе храма. Два раза уже я был в вашем городе; в здешних церквах совершал не одно служение, видел весь город, ознакомился с его местоположением и с его духовными потребностями и нуждами. И убедился я, что вашему городу не достает церквей, что для такого многолюдного города слишком мало церквей. Непременно требуется построить хоть одну церковь и открыть новый 3-й приход. Лишь только мной было сделано об этом надлежащее распоряжение, как явилась добрая благочестивая душа, которая пожертвовала для сего место. Сам я не видал этого места, но мне донесено, что место прекрасное, во всех отношениях, подходящее для этого святого дела. Также донесено мне, что мое намерение построить у вас храм встречено вами, для которых он назначается, с немалой радостью. И я радуюсь и утешаюсь как добрым началом дела, так и вашим сочувствием, вашей радостью. Но от вас, граждане, зависит скорое исполнение этого святого и великого дела. На вас лежит обязанность оказать материальную помощь от своих избытков, в изобилии дарованных вам Богом в настоящее время. Возблагодарите Господа Бога за его явленную к вашему граду неизреченную милость, и ваши посильные жертвы на храм создадут памятник вашей благодарности перед Господом Богом. Я знаю, что ваш город считается богатым и что при желании вашем и христианском усердии недостатка в средствах к созданию храма не должно быть. А теперь, следуя издревле православному обычаю – начинать всякое дело молитвой к Богу, а тем более такое дело, как создание храма, пойдемте и помолимся на самом месте, чтобы Господь освятил своей благодатью избранное нами место в земное селение славы Его и чтобы Он послал нам силы благополучно начать и кончить его. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXX. Речь, сказанная при посещении тюремной церкви г. Спасска 74 . О покаянии в грехах и молитве к Спасителю Велико милосердие Божие к грешным людям. По своей бесконечной любви, Сын Божий Иисус Христос не оставляет без своего благодатного присутствия и тех, кои за свои вины и преступления содержатся, подобно вам, во узах и темницах. Итак, узники, вы здесь не одни. С вами и при вас Тот, Кто силен на землю просветить всех, сидевших во тьме и сени смертной. С вами пребывает Тот, Кто некогда душой Своей сходил во ад и, сокрушив узы ада, освободил из него всех томившихся там от века узников – это Искупитель и Спаситель наш. Он не только с вами, но и принимает на Себя Самого наш образ, ваше несчастное положение. Кто оказывает вам милость и сострадание, тот в лице вашем оказывает оные Ему Самому. И вам, узники, чаще и чаще нужно прибегать к Спасителю с благодарными молитвами за Его великие милости. Правда, тяжела ваша здесь участь. Вы теперь не пользуетесь той свободой, которой пользуются другие, вы удалены от общества людей, даже от своих родных и знакомых, вы здесь, не можете жить и располагать временем так, как бы вам хотелось; но спросите самих себя, загляните глубже в свою совесть и скажите, кто был причиной вашего заключения и ваших уз? Кто лишил вас свободы и сообщества с ближними? Кто виноват в этом? Виноваты вы сами. Причиной, заключившей вас в эту темницу, ваша злая воля, направившая вас на худые и преступные дела. Ничто другое, как именно грехи и беззакония ваши связали вас, заключили в эту темницу и лишили вас свободы и общежития. С сознанием этих-то грехов, тайных и явных, вы и приходите сюда, в этот устроенный для вас храм. И здесь – пред этими св. иконами, пред этим престолом Господним со слезами покаяния и сердечного сокрушения кайтесь в них и горько оплакивайте их, и Господь Бог, видя ваше искреннее сокрушение о преступлениях ваших, пощадит вас кающихся, покроет Своей милостью все грехи ваши, облегчит тяжесть души вашей, просветит очи ума вашего и возвысит радостью скорбное сердце ваше. Но при этом дайте себе строгий зарок, твердо обещайтесь, никогда не делать того, за что вы попали сюда, а постарайтесь, в случае выхода отсюда, жить трезвенной жизнью и добывать себе кусок хлеба честным трудом. Господь благословит вас и да поможет вам сделаться истинными людьми. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

L. Речь при открытии «Общества вспомоществования бедным учащимся» в духовно-учебных заведениях Рижской епархии 49 Польза открытии «Общества вспомоществования нуждающимся учащимся» в Рижских духовно-учебных заведениях При настоящем, радостном для духовно учебных заведений Рижской епархии, событии – открытии «Общества вспомоществования нуждающимся» в сих учебных заведениях, мне приятно выразить свою душевную радость, так как в этом деле исполнилось моё давнее желание. Нужды учащихся в означенных учебных заведениях, конечно, ближе известны начальствующим в них. Но хорошо известны они и мне. Были многочисленные случаи, когда и учащиеся в сих учебных заведениях, и стремящиеся в оные, и родители их обращались ко мне за помощью, чтобы дать детям возможность поступить в духовно-учебные заведения или продолжить в них учение. Давно я думал, как помочь, хотя сколько-нибудь, этой бедности. Прибалтийский край богат учебными заведениями и почти в каждом из них есть попечительство или общество вспомоществования недостаточным учащимся в них. Решился и я хлопотать об основании здесь такого общества для недостаточных учащихся в наших духовных учебных заведениях. Благодарение Богу, мои хлопоты увенчались успехом. Конечно, трудно предположить, чтобы общество, в состоянии было по своим средствам, во всей полноте удовлетворить намеченной нужде, но с надеждой можно сказать, что оно окажет помощь десяткам нуждающихся учащихся, если только оно встретит сочувствие в православных жителях Прибалтийского края. Наши учащиеся готовятся на служение в Прибалтийском крае православному населению, без различия сословий, и, главным образом, к учительству в православных народных школах и на служение Церкви Божией. А первое, в настоящее время, составляет нашу общую заботу, последняя же – наша общая мать, наше общее драгоценное достояние. Поэтому, нужды учащихся в духовно-учебных заведениях Рижской епархии, должны быть близки для священно- и церковнослужителей наших, самая большая часть которых вышла из сих учебных заведений и весьма многие из коих испытали бедность и терпели нужду. Вверяя будущее, открываемого ныне нами, общества всеблагому Промыслу Божию и надеясь на сочувствие местных православных жителей и всего православного края, объявляю «Общество вспомоществования недостаточным учащимся» в духовно-учебных заведениях Рижской епархии отрытым. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

VIII. Речь при открытии Попечительства при Богородице-Рождественской церкви Казанского Епархиального женского училища 13 . О пользе и необходимости новооткрываемого Попечительства Я очень счастлив, что сегодня принес бескровную жертву в храме, посвященном имени Божией Матери, и особенно счастлив потому, что помолился пред чудотворным Казанским образом Богоматери, покровительницы г. Казани, да и не одной Казани, а всей России. Мне приятно ознаменовать свое первое служение в училищной церкви добрым делом–открытием Попечительства о бедных ученицах. Бедность нашего духовенства, особенно низших членов причта, известна всем. Я знаю эту бедность не только по служебному своему положению, но и сам испытал ее, когда в дни своего обучения получал от отца на свое содержание 3 руб. в 4 месяца, итого 9 рублей в год. В мое время даже в академии студенты-товарищи собирали деньги в складчину, чтобы купить чаю и сахару некоторым беднякам из своей братии. Хотя я недавно в Казанской епархии, но уже и здесь мне приходилось видеть низших членов сельского духовенства в самом беспомощном положении. Прожив по своим делам три-четыре дня в городе и истратив здесь все свои сбережения, некоторые из них вынуждаются обращаться к сторонней помощи за какими-нибудь 50 – 70 копейками, чтобы возвратиться из города домой... При такой бедности духовенство лишено возможности давать соответствующее образование всем своим детям. Впрочем, мальчики еще получают образование в училище и семинарии, – и кто не знает, как много выдающихся и полезных деятелей выходило из среды бедного сельского духовенства ... Но дочери, особенно низших членов клира, часто остаются без образования, за недостатком или отсутствием материальных средств. В самом деле, даже священники, получающие годового содержания от 300 до 500 р., как, на какие средства могут содержать своих детей, одновременно обучающихся и в семинарии и в училищах? А что сказать о бедных дьяконах, и псаломщиках... Между тем, в надлежащем школьном образовании не менее мальчиков нуждаются девочки, особенно дочери псаломщиков и бедных дьяконов, священников. Поэтому не думаю, чтобы кто стал сомневаться в пользе и необходимости устройства при Казанском епархиальном женском училище благотворительного учреждения. Итак, объявляю Попечительство открытым. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

VII. Речь перед молебном на провождение из Риги Псково-Печерской Чудотворной иконы Божьей Матери «Умиления» 7 Добрый обычай принимать св. иконы в свои дома Мы собрались проводить дорогую гостью нашу, чудотворную икону Божьей Матери «Умиления» к месту её постоянного пребывания, Псково-Печорский монастырь. Это в третий раз уже мы провожаем дорогую святыню сию. Но настоящее провождение наполняет нашу душу другими чувствами, чем в прежние годы. Прежде, провожая сию православно-христианскую святыню, мы не твёрдо надеялись видеть её ещё среди нас, или, по крайней мере, думали, что это духовное утешение нам придётся испытывать нечасто. Теперь же мы знаем, что это – дорогая святыня, и в это же время будет посещать нас ежегодно, – мы провожаем её с надеждой ещё много раз встречать и провожать её. Чувство прежней грусти при проводах, сменилось чувством радости, умиления и благодарности. Слава Господу Богу за Его великие милости, явленные через чудотворные иконы роду христианскому! Слава Пресвятой Богородице за сию святую икону Её и за посылаемые через неё благодеяния! Благодарение и высшему нашему духовному начальству за то, что оно исполнило наше общее желание иметь сию св. икону среди нас, разрешив ежегодно, в сентябре, поднимать её из Псково-Печерского монастыря в г. Ригу. Во время пребывания своего в нашем городе чудотворная икона Божьей Матери «Умиления» была поднимаема почти во все православные рижские храмы и в весьма многие частные дома; в это же время мы совершили: один раз – при встрече св. иконы, а другой – ныне, при провождении её, торжественные крёстные ходы. А как всё это важно! Сколько религиозного утешения для верующих сердец! Какое сильное возбуждение религиозных чувств в холодных душах! В самих же торжествах с крестными ходами выражается торжество православия, сила и могучесть русского народа, и русского государства, воспитываемых православной верой и проявляющихся в религиозных торжествах. Нынешнее наше духовное празднование во время пребывания чудотворной иконы Божьей Матери в Риге увеличено было прибытием к нам сюда молитвенника земли русской – известного о. протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадтского. Поистине, сугубая милость Божья к нам! Да не оскудевают на земле русской носители особенного дара благодати Божьей, проливающие спасительное действие её на верующих! Да будет благодать Божья и милость Пресвятой Богородицы, явленные через сию чудотворную икону, присущи и нам, а мы – достойны сих духовных даров по своей вере и благочестию!.. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

VII. Речь при первом посещении Казанского мужского духовного училища 12 . Благожелания архипастыря учащемуся юношеству Первое мое благословение я желаю преподать вам, дети, под осенением Честнаго и Животворящего креста Господня, чтобы оно было и жизненно и действенно. Прежде всего, да коснется оно вашего здоровья; здоровье – самое необходимое условие всякого обучения: без здоровья нельзя учиться. Далее благословение да повлияет на ваш ум, на развитие ваших способностей я желаю, чтобы вы преуспевали в познаниях и, совершенствуясь, переходили из младших классов в старшие, поступали в семинарию, а лучшие из вас и в академию. Но так как одних познаний еще недостаточно без доброго поведения, то благословение да простирается и на ваши сердца: я желаю, чтобы вы были добрыми и благонравными воспитанниками, слушались бы воспитателей и наставников, кто ведет себя хорошо, тот лучше и может учиться. Самое же важное для вас вера в Бога; она должна лежать в основе вашего обучения и воспитания. Кто верует в Бога, тот скромнее ведет себя, лучше учится, больше слушается воспитателей и наставников, тот лучше и обращается с товарищами. Верующий человек любит также часто обращаться к Богу с молитвой. Молитесь и вы, дети, Господу Богу, в Троице славимому, Господу нашему Иисусу Христу и Святым Его угодникам, чтобы Бог даровал вам силы к уразумению учения и к укреплению в добрых навыках и обычаях. Усерднее молитесь Св. Ангелу Хранителю, чтобы он оберегал вас от нападений лукавого, который, по Писанию, «яко лев рыкая ходит, ища кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). Больше же всего молитесь Пречистой Владычице Богородице , ибо храм ваш и ваше училище находятся рядом с св. обителью и храмом Царицы Небесной, построенными на месте явления высокочествуемого на Руси чудотворного образа Казанской Божией Матери: вы, так сказать, находитесь под особенным, ближайшим покровом Божией Матери. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XCIV. Речь при посвящении Казанской Духовной академии 98 . О желательности служения кандидатов академии на духовном поприще Очень рад видеть вас, возлюбленные братья. Скажу по правде: те добрые впечатления, которые получал я здесь, в академии всегда хранились в моем сердце, и я неоднократно делился этими впечатлениями с высшими духовными властями, с которыми за это время приходилось иметь дело. Теперь же скажу только: дай Бог, чтобы в академии и впредь жил дух религиозности и церковности, которым наиболее утешалось здесь мое сердце. На окончивших курс и вступающих в жизнь призываю благословение Божие и желаю им быть добрыми тружениками во славу своей матери–родной академии и св. православной церкви. Разнообразны будут пути служения вашего; но всем вам, конечно, известно мое искреннее, сердечное желание, чтобы вы служили делу духовного просвещения на церковном поприще, а еще лучше – в духовном, пастырском сане. Учительской должности в семинарии или духовном училище приходится иногда дожидаться долго, несколько лет; но это да не служит для вас побуждением к тому, чтобы уходить на службу в другие ведомства. Помните, что для вас открыто служение пастырское: церковь нуждается в священниках и пастырю всегда найдется место, особенно теперь, когда так много самых разнообразных церковных школ. Правда, духовная служба может быть далеко не так выгодна, как служба светская; но не для того мы все учимся в духовной академии, чтобы выше всего в жизни ставить материальные выгоды. Мне пришлось теперь увидеться с вами на самом конце учебного года; от души желаю всем прочим студентам благополучно закончить его и с честью и успехом продолжать высшее духовное образование. А об окончивших курс и выступающих на жизненный путь молю Господа, да дарует Он им благополучие и сохранит их от бед и скорбей; а если и приключатся с ними неизбежные скорби, да перенесут они их по-христиански, сохраняя заветы того доброго христианского воспитания, которое получили еще с детства, и которое завершили здесь, в академии. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XCI. Речь при вручении жезла новопоставленной игуменьи Вершино-Сумского Черемисского монастыря Магдалине 95 . О несении подвига управления обителью Вручаю тебе жезл сей, как знак власти, как знамение духовного правления, тебе вверенного. Приняв его, ты должна помнить, что с этим жезлом ты не только сама должна идти прямым путем ко спасению, но должна вести по сему пути и других, врученных твоему управлению. Этот жезл должен тебе всегда напоминать не столько о правах твоих, сколько об обязанностях, соединенных с этими правами. Ты должна прилагать все свое старание и все свои заботы к тому, чтобы соблюсти пасомых тобой духовных овец в чистоте душевной и жизни непорочной, чтобы направить их твердо ходить по пути незлобия, смирения, послушания, воздержания, молитвенных подвигов и других спасительных добродетелей. Зная обязанности, возлагаемые на тебя принятием жезла сего, я, однако же, не могу считать его легким и безопасным в употреблении. Ты до сих пор управляла только собой, своими мыслями и пожеланиями, но и тут немало видела ты скорбей и искушений как от себя самой, от собственной своей воли и сердечных движений, так и от других. Но теперь предстоит тебе другой подвиг, более тяжкий и ответственный – это подвиг управления не собой только, но и другими. Этого подвига боялись и люди опытные в жизни м делах. Теперь ты должна принадлежать не столько себе, сколько другим, ты должна быть светильником, не для себя только, но и для других. Ты должна быть первой во всех иноческих добродетелях, должна служить примером во всех иноческих трудах и спасительных подвигах. С этим жезлом тебе дается немалая власть над другими сестрами, но за то возлагается на тебя и большая ответственность, если не употребишь во благо власть сию. Знай, что каждая погибшая душа сестры твоей взыщется с тебя не здесь только пред судом человеческим, но и там, пред судом Бога, имеющего воздать каждому по делам его. Знай и то, что этот самый жезл ты получаешь от меня только видимо, а невидимо дает его тебе Сам Иисус Христос. Он вверяет тебе власть распоряжаться сестрами твоей обители, Он и взыщет с тебя за каждую из них, если она погибнет от твоего нерадения, или пристрастия, или послабления. Старайся исправлять и возвышать житие инокинь вверенной тебе обители не жезлом строгости и наказания, а кротостью, милостью, участливым вразумлением и разумным благоснисхождением, в чем и да поможет тебе Господь Бог! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XIII. Речь, сказанная перед панихидой по, в Бозе почившем, Императоре Александре III 13 О последних днях, часах и минутах жизни Государя Императора Александра III Нет и не может быть для нас утешительнее и поучительнее известия о последних днях, часах и минутах жизни, в Бозе почившего, Императора Александра III по Его кончине, как известие, полученное вчера: «Кончина Императора Александра Александровича была праведная, как праведна была жизнь Его, исполненная веры, любви и смирения. Несколько дней он уже чувствовал приближение смерти и готовился к ней, как верующий христианин, не оставляя забот о делах правления. Два раза, 9 и 17 октября, Государь приобщился Св. Таин. Не спав всю ночь, рано утром 20 числа, в Бозе почивший Император сказал Императрице: «Чувствую конец, будь покойна, Я совершенно покоен», и, собрав всю семью Свою около Себя, пригласил духовника и приобщился Св. Тайн, с великим умилением произнося вслух ясным для всех голосом молитву перед причащением, сидя в креслах. Государь всё время не терял ни на минуту сознания. После обеда он послал за о. Иоанном Сергиевым и вместе с ним молился, потом, через полчаса призвал его снова, и о. Иоанн, вновь напутствовав Его молитвой и помазанием Св. елея, оставался при нём до самой кончины. В два часа пополудни усилился у Государя пульс, и взор Его как бы оживился, но через четверть часа, закрыв глаза и склонив голову, Он предал дух Всевышнему Богу, завещав народу своему благословение мира и завет доброй жизни. Что может быть поучительнее этой кончины великого Монарха?! В благодарность за Его светлое, счастливое и мирное царствование, за Его истинно русскую и добрую христианскую жизнь, за Его добро во всём и для всех – помолимся о Нём Господу с верой, что он будет молиться там – у Престола Божья о дорогой для Него России. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XIV. Речь пред началом молебна по случаю 4-ой годовщины Казанского общества хоругвеносцев 18 . О пользе, приносимой обществом хоругвеносцев Я очень был рад, когда узнал, что в Казани есть общество хоругвеносцев. Вполне сочувствуя процветанию общества, я вошел в члены оного и теперь считаю его своим. Главная цель общества хоругвеносцев служить благолепию крестных ходов. Об этих крестных ходах в древние времена христианства и речи не могло быть: тогда благочестивые христиане не могли открыто отправлять и служб церковных. Но когда православная вера восторжествовала над неверием и сделалась господствующей, крестные ходы являются выражением этого торжества. Крестные ходы нигде не совершаются столь часто и с такой торжественностью, как у нас в России. Какую величественность и благолепие придает крестное шествие нашим церковным торжествам! Несколько лет тому назад мне пришлось быть в Москве в октябре месяце и я был очевидцем редкого, можно сказать, торжества: совершался, в воспоминание изгнания французов из Москвы, крестный ход из кремлевских соборов вокруг всего Кремля. Какое неотразимое глубокое впечатление произвело на меня это торжественное благолепное шествие со святыми иконами и хоругвями, которые несли хоругвеносцы – члены известного всем московского общества хоругвеносцев, в особых присвоенных им костюмах! В недавнее время открыты общества хоругвеносцев в северной столице Петербурге и других городах России. Но Москва служит светочем православия и средоточием церковных торжеств. Казань во многом напоминает Москву; и здесь я вижу благочестивых граждан, сильно ревнующих о благолепии храмов Божиих и о крестных ходах. Это многолюдное собрание, которое я вижу здесь, ясно свидетельствует об этом благочестии граждан богоспасаемого града Казани. Казанское общество хоругвеносцев имеет своей целью служить, как я сказал, устроению благолепия крестных ходов, совершаемых у нас в Казани, заботиться об устройстве новых хоругвей, а с умножением средств и о благолепии храмов Божиих. Цель эта святая и нельзя не сочувствовать и не содействовать ее осуществлению. От души желаю, чтобы Казанское общество хоругвеносцев развивалось и утверждалось, и я всегда буду оказывать нужное содействие его процветанию. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010