Дринов М.С. Южные славяне и Византия в X веке. М., 1876. Дука Михаил. История//Византийские историки о падении Константинополя в 1453 г. СПб., 2006. Дюрюи Виктор. История Франции с древнейших времен. В 2 т. Минск, 2014. Дюшен Л. История древней Церкви. В 2 т. М., 1914. Евагрий Схоластик . Церковная история. СПб., 2006. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 2001. Евтушенко Григорий, священник. Храм Святой Софии в Константинополе. СПб., 2008. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 2003. Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи//Византийский временник. 56 (81). 1995. Жанэ Поль. История государственной науки в связи с нравственной философией. В 2 т. Т. 1. СПб., 1876. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ростовского . В 13 т. М., 1910. Жуанвилль Жан де. Жизнь Людовика Святого//Жан де Жуанвилль. Жоффруа де Виллардуэн. История Крестовых походов. М., 2008. Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. СПб., 2012. Загурский Л.Н. Элементарный учебник римского права. Общая часть. Выпуск I. Харьков, 1897. Задворный А. История Римских пап. От св. Феликса II до Пелагия II. М., 1997. Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. Захаров Г.Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV – начало V). М., 2012. Захария Ритор. Церковная история// Евагрий Схоластик . Церковная история. СПб., 2006. Максим Исповедник . Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007. Иванов К.А. Средневековое папство и его представители. М., 2014. Император Юлиан. Сочинения. СПб., 2007. Иерофей (Влахос) , митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. Иоанн Бикларский. Хроника// Евагрий Схоластик . Церковная история. СПб., 2006. Иоанн (Соколов) , архимандрит. Опыт курса церковного законоведения. Т. 1. СПб., 1851.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За многие и великие чудеса Святителя, которыми он прославился не только по смерти, но и при жизни своей, Св. Православная церковь установила совершать великие праздники сему святителю, прославляя его равночество с апостолами, и это празднование началось сейчас же после блаженной его кончины. В своих свящ. песнопениях Св. Церковь величает его правилом веры, образцом кротости, учителем воздержания, стяжавшим смирением высокая, нищетой богатая, великим тайником Божией благодати, спасителем невинных, чудотворцем великим, предивным и милостивым, и призывает на прославление и поклонение ему всех: «Цари и князи,– воспевает она в одной из своих священных песней, прославляя сего Святителя, – да стекутся к нему, да воспоют в нем пастыри и учители доброго пастыря, иже в недузех – врача, и иже в бедах – избавителя, грешнии – заступника, нищии – сокровище, и иже в скорбех – решителя, путешествующий – путника, на мори сущи – правителя, и вси везде тепле восхвалят великого святителя»! И действительно, ничье имя так высоко не чтится в православном мире, как имя Св. Николая Чудотворца; да не только православные чтут сего великого угодника Божья, его чтут даже магометане и язычники, потому что он и им – как говорят они сами – нередко являет свою дивную помощь в разных опасностях на воде и на суше; некоторые язычники имеют у себя даже его изображения, перед которыми возжигают свечи... Да будет же и для нас сей великий угодник Христов примером твёрдого стояния и хранения нашей святой веры православной, образцом кротости и смирения христианского, учителем воздержания от страстей и пороков. Будем, как можно чаще, прибегать в скорбях и несчастьях к нему с молитвой за помощью, твёрдо веруя, что и нас не оставит он своим предстательством и заступлением. Но, в тоже время, будем стараться заслуживать своей добродетельной и благочестивой жизнью милостивое заступление сего святителя, твёрдо памятуя, что он помогает только людям добродетельным, благочестивым и богобоязненным. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

И на этот раз Зосима исполнил желание Марии. Но когда он пришел в эту пустыню, то нашел преподобную Марию уже умершей; руки у ней были сложены, как обыкновенно складывают для молитвы. И преподобный Зосима, предав тело праведницы Марии погребению в могиле, возвратился в свою обитель и поведал братии о дивных подвигах и блаженной кончине той, которая раньше была грешницей, а потом за святость свою сделалась достойной беседовать с ангелами небесными. Со слов этого преподобного Зосимы и было записано житие преподобной Марии Египетской святым патриархом Иерусалимским Софронием. Потом это житие преподобной было рассмотрено отцами Вселенского Собора, который и постановил вспоминать о преподобной Марии каждый год на 5 неделе Великого поста. Вот видите, братья, как жизнь для одного Христа очищает души людей, даже великих грешников. Благодать Божия, действующая невидимо на сердце человека , приводит его к сознанию своего бессилия в собственном исправлении, возбуждает в нем жажду быть в общении только со Христом и на Него только полагать надежду на спасение свое. Теперь я и вернусь к вопросу, как надо вам жить теперь и всегда, как вам служить, когда вы кончите курс учения здесь. Надо жить вам со Христом, любить молитву, чаще ходить в Церковь Божию, исполнять Закон Божий и по совести своей служить ближним, как Господь служил на спасение рода человеческого. Первенства и господства никогда не ищите. Вам родители вверяют своих детей, из которых вы будете воспитывать новое поколение в христианской вере и благочестии. При добросовестном исполнении этого великого и трудного служения вы можете быть полезными членами общества. При праведной жизни своей, при Господней помощи, вы можете сделаться лучше, чище и можете быть даже святыми людьми. Надейтесь только на благодать Христову! Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Колокольня же варьируется от двух ярусов до четырех. Церковь выстроена в руссковизантийском стиле, строгом, скупом на украшения. В 1897-1898 гг. храм реконструировал архитектор М.И. Ловцов, автор Благовещенского Собора и Дмитриевской церкви. Он украсил фасад церкви декоративными деталями, что придало церкви нарядный и праздничный вид. Реконструкция церкви также предполагала и расширение. Из архива архитектурных стилей Ловцов заимствовал детали русской архитектуры XVI XVII вв. Над главным входом появился шатровый купол, а по бокам декоративные башеники с луковичным завершением. С революцией 1917 г. положение Церкви в государстве усложнилась. В феврале 1930 г. храм был закрыт и отдан под клуб глухонемых, школа-интернат которых находилась рядом, на Тургеневской улице. Позднее в церкви разместилась школа чувствовалась нехватка зданий для учебных заведений. В процессе эксплуатации были демонтированы башня с куполом, декоративные башенки, шатровое завершение над главным входом, из купола колокольни был просто вырван крест. Во время Великой Отечественной войны в храме вновь были возобновлены богослужения. Службы совершались в правом приделе, освященном в честь явления Ахтырской иконы Божией Матери до 1961 г. В этом же году храм был закрыт и использовался как складское помещение. В 1982 г. помещение церкви отдано спортивному обществу Динамо под музей. В помещении храма должен был быть произведен капитальный ремонт, но за 7 лет ничего не было сделано. В 1989 г. храм св. вмч. Пантелеимона был возвращен Харьковской Епархии Украинской Православной Церкви. Первую Литургию в полуразрушенном храме совершил, Митрополит Харьковский и Богодуховский, Никодим 21 октября этого же года. Настоятелем храма, в последствии, с благословения Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, был назначен священник Леонтий Танашкин. Предстояла тяжелая работа по восстановлению оскверненной святыни. Благодаря архипастырской заботе и материальной поддержке Владыки Никодима, трудолюбию и организаторским способностям молодого настоятеля, а также боголюбивым жертводателям и благочестивым прихожанам храм быстро начал возрождаться.

http://sobory.ru/article/?object=03882

На Университетской ул., за собором, располагался праздничный базар, где богомольцы могли приобрести копии О. и. ( Г-ий. 1913. С. 4). В торжествах принимали участие высшие чины администрации, представители городского управления, военного ведомства, правительственных и общественных учреждений. В 1913 г. «икону из монастыря вынесли управляющий губернией П. Н. Масальский-Кошуро и временно и[сполнявший] д[ела] командира корпуса генерал-майор Хитров. Крестный ход сопровождал епископ Феодор» (Крестный ход//Утро: Газ. Х., 1913. 1942, 23 апр. С. 4). В 1862 г. жители Озерянки и Мерефы, а также харьковский купец Н. И. Павлов, выстроивший над источником в Озерянке каменную часовню, подали прошение в Синод о принесении иконы в эти села. Прошение поддержал Харьковский архиеп. Макарий (Булгаков) (впосл. митрополит Московский), и указом от 26 авг. 1862 г. Синод разрешил ежегодно 15 июня «привозить в приличном экипаже» ( Ковалевский. 1897. С. 32) О. и. из Куряжского мон-ря в с. Мерефу, 16 июня переносить чудотворный образ крестным ходом в Озерянку, 28 июня крестным ходом возвращать его в Мерефу, а оттуда в экипаже - в Куряжский мон-рь. В сент. 1916 г. озерянские прихожане решили задержать у себя икону. Поэтому ввиду предстоящего традиц. крестного хода с О. и. из Куряжа в Харьков состоялось собрание духовенства и приходских городских советов, на к-ром была создана особая комиссия во главе с еп. Митрофаном (Абрамовым). Комиссия должна была обратиться к озерянским прихожанам с просьбой вернуть икону. В случае отказа предполагалось крестный ход 30 сент. совершить с копией О. и. (Озерянская икона. 1917. С. 5). Последний крестный ход с иконой в 1926 г. состоялся (31 авг. по 18 сент.) в Волчанском у. по маршруту дер. Польная - с. Белый Колодезь - г. Волчанск - с. Графское и обратно. Затем следы О. и. теряются, предполагают, что она была уничтожена. До наст. времени сохранились списки чудотворного образа. В кон. 40-х гг. XIX в. была построена часовня на Холодной Горе для встречи чудотворного образа во время ежегодного крестного хода из Харькова в Куряж и обратно. В 1874 г. ее перестроили в храм в честь О. и., который в 1890 г. стал приходским. В 1892-1901 гг. на месте общественного амбара была построена новая церковь с главным престолом в честь О. и., 2 др. престола освящены во имя равноап. кн. Владимира и св. Амвросия Медиоланскаго ( Багалей, Миллер. 1912. Т. 2. С. 48, 71). На пожертвование жителей Харькова по благословению преосвящ. Амвросия (Ключарева) на территории Покровского мон-ря архит. В. Х. Немкиным была построена ц. в честь О. и. (освящена 21 нояб. 1896) с боковыми приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и ап. Иоанна Богослова; престол в усыпальнице - во имя Трех Святителей (Там же. С. 66). В этом храме на рубеже XIX и XX вв. и находилась чудотворная О. и. Иконография

http://pravenc.ru/text/2578229.html

Немало усилий было приложено для восстановления её внутреннего убранства... Кладбищенский храм во имя Преподобной Эмилии устроен был основательницей монастыря игуменьей Эмилией в 1865 году и 29 августа по благословению Высокопреосвященного Макария Архиепископа Харьковского освящён священнослужителями монастыря. Храм был каменный, небольшой, расположен в саду за оградой монастыря, среди могил сестёр обители. Отличался чёрным (траурным) иконостасом. Богослужения совершались только в летнее время, с разрешения епархиального начальства совершались и венчания жителей села Стрелечье. Эта церковь до настоящего времени не сохранилась. Заброшены и сад, и кладбище. Сохранилась только одна могила 400 психически больных, расстрелянных немецкими оккупантами в период Второй мировой войны. Уход за ней осуществляется администрацией больницы, в прошлом совместно с комсомольской, а сейчас с профсоюзной организацией больницы. С западной стороны монастыря в черте ограды находилась главная монастырская каменная 4-ярусная колокольня, 52 аршин высоты. Под ней были устроены главные ворота, а в двух этажах по обеим сторонам - несколько келий для сестёр. Колоколов было пять, часть из них находились на колокольне при Николаевской церкви. Сейчас верхние этажи колокольни не сохранились, нижние два этажа используются приёмным отделением больницы. Толщина основных стен помещения позволяет в жаркое лето сохранять прохладу, а в любую зимнюю стужу - тепло. Часовня во имя святителя Николая в железнодорожном вокзальном зале 3 класса станции Харьков была устроена в 1897 году с разрешения Епархиального и железнодорожного начальства. Часовня была деревянная, резная, красивой архитектуры со святыми иконами художественной работы. До настоящего времени она не сохранилась. Часовня во имя Нерукотворного Спаса вблизи хутора Епанчин, в 4 километрах от монастыря. Была устроена в 1889 году в память чудесного спасения Царской семьи при крушении Императорского поезда в 1888 году возле станции Борки. Часовня была небольшая, деревянная, покрашенная и покрытая железом.

http://sobory.ru/article/?object=57164

Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие. – Порфирий (Успенский) , еп. Афон. Ч. 1: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 году. Киев, 1877. ПСПР. – Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1: (1721). СПб., 1869 (1879 2 ); Т. 2: (1722). СПб., 1872; Т. 4: (1724–1725). СПб., 1876; Т. 5: (1725–1727). СПб., 1881; Т. 6: (1727–1730). СПб., 1889. Рогожин. Указатель. – Рогожин В. Н. Указатель к «Опыту российской библиографии В. С. Сопикова». (К книгам гражданской печати.) М., 1900. Родосский. Описание книг. – Родосский А. С. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Вып. 1. СПб., 1891. Вып. 2. СПб., 1894. [Данный труд также являлся приложением к журналу «Христианское чтение» за 1884–1898.] Русские книги. – Русские книги с биографическими данными об авторах и переводчиках (1708–1893)/Под ред. С. А. Венгерова. Т. 1. СПб., 1897. Савва (Тихомиров) , еп. Указатель ризницы. – Савва (Тихомиров) , еп. Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы. М., 1863 4 . Свод законов. – Свод законов Российской империи. Т. 14. СПб., 1842 2 . Сергиев И. [прав. Иоанн Кронштадтский ], прот. Моя жизнь во Христе. – Сергиев И., прот. [св. прав. Иоанн Кронштадтский ]. Моя жизнь во Христе или минуты духовного отрезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. 2-е изд. СПб., 1893. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. – Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением учения Церкви, преобразований и пророчеств, относящихся к Ней, и чудес Ее, на основании Священного Писания, свидетельств св. отцов и церковных преданий. СПб., 1869. Снегирев. Богослужебная поэзия Греческой Церкви. – Снегирев А. А. О богослужебной поэзии древней Греческой Церкви до конца IV века. Харьков, 1891. Собрание мнений и отзывов митр. Филарета. – Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам/Под ред. Саввы, архиеп. Тверского. Т. 3. СПб., 1885; Т. 4. СПб., 1886; Т. 5. Ч. 1. СПб., 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Состоял депутатом от духовенства в Харьковском Уездном земском собрании. Состоял депутатом 2-го Харьковского благочинного округа. В память войны 1853-1856 г.г. имеет бронзовый наперсный крест на владимирской ленте. За отличную и усердную службу награжден сребро-позлащенным наперсным крестом, от Синода выдаваемым. Орден св. Анны 3 ст. медаль в память незабвенного царя Миротворца Имп. Александра III. Имеет златой, усыпанный драгоценными каменьями крест, поднесенный с разрешения архиеп. Амвросия от 6 октября 1899 г. за 3408 прихожанами за долгосрочно-усердную службу в Григоровском приходе. Протоиерей с 6 мая 1904 г. За 50 лет в сане награжден орденом св. кн. Владимира 4 ст. 27 января 1906 г. Вдов, сын Михаил - жена его Вера Сергеева их дети: Борис, Всеволод, Михаил, Георгий, Валентин, Раиса. В разное время в этом храме служили: 1) Диакон Василий Ковалевский, из низшего отделения духовной семинарии, псаломщик с 1868 г., диакон с 1886 г., на настоящем месте с 1903 г. 2) Псаломщик Алексей Котяков, из 2 класса духовной семинарии, псаломщик с 1897 г., на настоящем месте с 1902 г. 3) Церковный староста поч. гражд. Георгий Алексеев, последняя награда - орден св. Анны 3-й степени. 4) Диакон Иоанн Дмитриевич Тюков. закончил ХДС. Жена Екатерина Иулианова. Дети: Валентина, Владимир, Галина. 5) Псаломщик-диакон Антоний Иоаннович Мудраховский 60 л., имел не очень хорошую характеристику, неоднократно отбывал епетимии в Святогорском монастыре. Просфоры для службы брали в Покровском монастыре. В начале 20-го столетия население прихода было следующее: 345 дворов, 1383 душ муж. и столько же женщин, всего около 2670 чел. Было несколько военных поселений. Социальный состав: крестьяне и немногочисленные военные. С революцией ситуация изменилась. Делами церкви занимался 5-й отдел Харьковского Окружного Исполкома. В начале 1920-х г.г. от прежнего благолепия храма почти ничего не осталось. Были изъяты все церковные ценности. В мае 1924 г. на собрании церковного совета избраны Священник Георгий Ефимович Стуканев и диак.

http://sobory.ru/article/?object=03848

Многие его работы дополнялись и перерабатывались, выдержав ряд переизданий. Помимо книг, брошюр и статей, также публиковались и тексты некоторых его публичных лекций: «О явлениях утомления при умственной работе у детей школьного возраста» («Здоровье». 1879 г. 104); «О заикании» (СПб., 1889); «Дневник больного, злоупотреблявшего гашишем и морфием» (1896); «Черты из психологии славян. Речь в торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 мая 1895 г.» (Киев, 1895); «Алкоголизм и питейное дело» (1897); «Об успехах медицины в деле охранения высших сторон здоровья» (1898); «О влиянии спиртных напитков на здоровье и нравственность населения России: Статистическое исследование по официальным источникам» (1899); «Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены» (Киев-Харьков, 1899-1900. Кн. 1-5); «Характеристика трех основных человеческих рас – черной, желтой и белой, в связи с вопросами Русско-Японской войны: (Публичная лекция в пользу Красного Креста, читанная в Университете св. Владимира 23 февраля 1904 г.) (1904); «Психологические основы воспитания и обучения» (Киев, 1909); «Основы теоретической и клинической психиатрии с кратким очерком судебной психологии» (Киев, 1910); «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении» (Киев, 1912); «Надвигающийся великий кризис от вина» (Киев, 1912); «Основы алкогольной политики в России» (Киев, 1912) и др. (последняя из упомянутых брошюр заинтересовала С.Ю. Витте, который приобрел экземпляр для своей личной библиотеки). Многие работ Сикорского переводились на немецкий, французский и английский и другие европейские языки. Работа «Душа ребенка» (СПб., 1901) выдержала в Германии свыше 14 изданий. Такая работоспособность во многом была следствием самодисциплины и ограничения. Алкоголь, курение, изысканные блюда и всевозможные развлечения были не для Сикорского. Не случайно в шутку говорили, что у него 36 часов в сутках. По своим политическим убеждениям Сикорский был монархистом и русским националистом, полагая, что «националисты во всех странах – это такие люди, которые хотят показывать душевные качества и духовную мощь своего народа».

http://pravoslavie.ru/36833.html

К строительству церкви, начатому в 1904 году, были привлечены мастера из старинного города Сарова (ныне Нижегородская область), вернее будет сказать - из мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни. Дело в том, что последний храм обители Саровской пустыни был заложен в 1897-м, а освящен в 1903-м году в честь преподобного Серафима Саровского. Через год хорошо зарекомендовавшие себя строители из Сарова были приглашены в Харьков для возведения новой церкви на Лысой Горе. Потому не случайно Казанскую церковь еще называют Серафимовской, а её правый предел освящен в честь чудотворца Серафима Саровского. Уткин лично следил за качеством работ и поставками сюда глинообожженного красного кирпича из Нижнегиевского, Сортировочного и Керамического заводов. До открытия церкви купец, к сожалению, не дожил: в сентябре 1911 года вместе с сыном он был убит неизвестными. Есть данные, что Уткина, с учетом его заслуг, похоронили в алтаре храма. Это один из немногих храмов Харьковской епархии, в которых с самого основания и до наших дней никогда не прекращались богослужения. Более того, в 1938 году Казанский храм (как единственный действующий в городе) стал на время кафедральным собором. 16 июля 1912 г. в день празднования 300 летия освобождения Москвы и государства Российского от войск польских захватчиков дружинами народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского в 1612 г. в Харькове был освящён последний из построенных в дореволюционное время храмов - храм Казанской иконы Божьей Матери на Лысой горе. Храм молодой и отдалённый от центральных харьковских улиц, тем не менее, с самого начала имел примечательную судьбу. Строительством храма для жителей одной из молодых окраин города озаботился видный харьковский купец Константин Петрович Уткин. Как человек, с давних пор являвшийся благоустроителем кафедрального Успенского собора, затем - председателем комитета по строительству нового Благовещенского храма, Уткин с опытом взялся за дело, вложив в него, притом, немало собственных средств. Величественный храм в русско-византийском стиле спроектировал бессменный харьковский епархиальный архитектор Владимир Христианович Немкин, а строительством руководил его коллега, архитектор Владимир Николаевич Покровский. Интересно, что для строительства храма была приглашена группа строителей, только двумя годами ранее выстроивших новый храм для мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни Нижегородской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=03887

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010