Важным событием в жизни Й. стала его встреча с Эразмом в нач. 1519 г. По поручению курфюрста Саксонского Фридриха III Мудрого (1463-1525), покровительствовавшего Лютеру, Й. и еще один эрфуртский гуманист, Каспар Шальбе, должны были доставить Эразму письмо курфюрста (не сохранилось), а также письмо Лютера (это было 1-е письмо Лютера Эразму; текст см.: Luther M. WA: BW. Bd. 1. S. 361-363). Возможно, Й. уже был знаком с Лютером через Ланга, но даже если личное знакомство произошло позднее, подобное поручение свидетельствует о том, что Й. в это время воспринимался вождями Реформации как надежный соратник, сочувственно относящийся к протестант. движению ( Delius. 1952. S. 15-16). В письмах курфюрст и Лютер сообщали Эразму о ходе спора с католич. теологами об индульгенциях и о папской власти, призывая его поддержать выступление Лютера против царивших в католич. Церкви злоупотреблений. В апр. 1519 г. Й. и Шальбе передали письма Эразму в Лёвене; поскольку Эразм ввиду занятости не сразу смог подготовить ответы, они вместе с ним путешествовали по разным городам Нидерландов. Ответ Лютеру Эразм написал лишь 30 мая 1519 г.; в нем гуманист соглашался объединить усилия с Лютером в борьбе с католич. схоластической теологией, однако делал акцент на необходимости реформирования образования, обходя молчанием вопросы об отношении к церковным злоупотреблениям и папской власти (текст см.: Luther M. WA: BW. Bd. 1. S. 410-414; ср.: Delius. 1952. S. 17). Вместе с этим ответом Эразм написал пространное прощальное письмо Й. (текст см.: JJBW. Bd. 1. S. 21-24). Центральной темой этого письма является обращенный к Й. призыв посвятить себя служению «славе Христовой» на поприще теологии (возможно, этот призыв продолжал темы, затронутые в беседах Й. с Эразмом). В частности, Эразм в письме предупреждает Й., что большинство современных им теологов-схоластов и монашеских учителей проповедуют «не Христа, но людей, то есть самих себя» (Ibid. S. 23); побуждает его избегать «скотистских тонкостей» (scotisticas subtilitates; речь идет об учении последователей католического теолога и философа Иоанна Дунса Скота ) и «схоластических догматов» (scholastica dogmata); убеждает учиться самому и учить других «истинному благочестию» (vera pietas), «просвещать людские умы философией Христовой (philosophia Christi)» (Ibidem). С письмами Эразма Й. направился во Франкфурт-на-Майне, где в это время пребывал курфюрст Фридрих; после вручения писем в кон. июня 1519 г. Й. вернулся в Эрфурт ( Peters. 2009. S. 43).

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Муравьев А.Н. Записка о состоянии Православной Церкви в России//Русский архив. М., 1883. Кн. 3. Мухин И.Н. Приходское духовенство в пореформенной России (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии). М., 2006. Население России в XX в.: Исторические очерки. М., 2000. Т. 1. Настольная книга священнослужителя. М., 2001. Т. 4. Нечаев П.И. Практическое руководство для священнослужителей или систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав. СПб., 1912. Николин А., свящ. Церковь и государство: История правовых отношений. М., 1997. О духовенстве/Сост., ред. игум. Иларион (Алфеев) . Клин, 2001. Ореханов Г., диак. Генезис русского церковного реформаторства (1905–1906 гг.)//Богословский сборник: Изд-во ПСТГУ. М., 1999. Вып. 4. С.294–302. Ореханов Г., свящ. Дневник митрополита Арсения (Стадницкого) – новый источник по русской церковной истории (1905–1916)//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ : Материалы 2000 г. М., 2001. Ореханов Г., свящ. Витте contra Победоносцев: дискуссия о церковной реформе весной и летом 1905 года//Журнал Московской Патриархии. 2001. 11. С. 48–70. Ореханов Г., свящ. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. М. : ПСТБИ, 2002. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. Павлов А. Т. Было ли в России в начале XX века религиозно-философское возрождение?//Вопросы философии. 2004. 9. С. 163–169. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. Полищук И. С. Православие и мир русской деревни : Апологетический очерк. Тверь, 2008. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора: Государство и Церковь в эпоху Александра III. M., 1996. Польский М. , прот. Новые мученики Российские : Первое собрание материалов. Джорданвилль, 1949. Поршнева О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны. М., 2004. Пословицы русского народа: Сборник/Сост. В.И. Даль. М., 1989. Т. 1–2. Поспеловский Д.В. Некоторые вопросы отношений Церкви, государства и общества в дореволюционной России//Грани. [Франкфурт-на-Майне] 1983. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

190. С. 1. Лит.: РБС. Т. 10. С. 586; Андреев Г. Соловецкие острова//Грани. 1950. 8. С. 48; Тарле В. Е. Крымская война. М.; Л., 1950. Т. 2. Л. 331-333; Розанов М. Соловецкий лагерь в мон-ре, 1922-1939 гг.: Факты, домыслы, «параши»: Обзор восп. соловчан соловчанами. Франкфурт-на-Майне, 1980. Кн. 2. С. 50; Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. С. 304; Антонов А. А. , Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 1996. Т. 2. С. 64; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского ин-та//Минувшее. СПб., 1998. Вып. 24. С. 535; Телешова Н. Н. Дело лицеистов 1925 г.//Звезда. 1998. 6. С. 122; Шкаровский М. В. Иосифлянское течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 114-115, 278-279; Карпычева Л. А. Новомученик прот. Владимир Лозина-Лозинский//С.-Петербургские ЕВ. 2000. 13; Петров М. Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. С. 112; Об авторе стихов «Из старой папки...»: Сщмч. прот. Владимир Лозина-Лозинский (26 мая 1885 г.- 26 дек. 1937 г.)//Мир Божий. 2003. 1(9). Ж. Р. Багдасарова Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН Романович (Рейнович) Сарв (1867-1937), прот., сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе С.-Петербургских и Ладожских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Петрович Кулигин (1870-1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч.

http://pravenc.ru/text/158982.html

Об этом я должна написать подробнее, ведь кто поверит, что тринадцатилетняя девочка одинока в целом мире. А это, действительно, неправда, если взглянуть со стороны. У меня замечательные родители и шестнадцатилетняя сестра, я насчитала не менее тридцати знакомых, которые считаются моими подругами. Куча поклонников, которые глаз с меня не сводят, и даже пытаются во время уроков с помощью карманного зеркальца поймать мою улыбку. У меня много родственников и любящих тетушек, и в нашем доме всегда уютно. В общем, всего в избытке, но нет подруги! Со знакомыми я только веселюсь и дурачусь, но что-то мешает мне перейти с общепринятой и пустой болтовни на более глубокие и серьезные темы. Может, я сама такая недоверчивая? Вот почему мне нужен дневник. И чтобы моя воображаемая подруга стала более реальной, я вместо простого перечисления фактов буду обращаться в дневнике к ней, и дам ей имя: Китти. О, моя биография! Как глупо было не начать с нее! Правда, ужасно неохота. Но иначе из моей переписки с Китти ничего нельзя будет понять. Мой папа, несомненно, лучший отец в мире и добрейший человек, только в тридцать шесть лет женился на маме, которой тогда было двадцать пять. Моя сестра Марго родилась в 1926 году во Франкфурте-на-Майне, а в 12 июня 1929 года появилась я. До четырех лет я жила во Франкфурте. Поскольку мы полнокровные евреи, отец в 1933 году эмигрировал в Голландию, где возглавил Опекту — предприятие по производству джемов. В сентябре к нему переехала мама, Эдит Франк-Холландер, а мы с Марго остались у бабушки в Ахене. Марго приехала к родителям в декабре, а я в феврале, как раз ко дню рождения Марго: меня в качестве подарка усадили на ее стол! В Голландии я пошла сначала в детский сад, а с шести лет — в школу. Когда я училась в шестом классе, нашей классной руководительницей стала директриса госпожа Куперус. В конце года мы со слезами распрощались друг с другом, потому что я, как и Марго, перешла в еврейский лицей. Нашу жизнь омрачали постоянные волнения о родных и близких, оставшихся в Германии, где евреев унижали и преследовали. После погромов 1938 года два моих дяди, мамины братья, бежали в Северную Америку, а бабушка приехала к нам. Ей было тогда 73 года.

http://pravmir.ru/dnevniku-anny-frank-70...

Учиненный после казни Старицкого разгром Новгорода ошеломил современников. Мало кто знал правду о причинах трагедии: с самого начала новгородское дело окружено было глубокой тайной. Опричная дума приняла решение о походе на Новгород в декабре 1569 года. Царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о «великой измене» новгородцев. 8 января 1570 года царь прибыл в обреченный на заклание город. Дикие расправы подробно описаны неизвестным новгородцем, автором «Повести о погибели Новгорода», сохранившейся в составе новгородской летописи. Некоторые подробности летописного рассказа какое-то время вызывали у историков сомнения. Дело в том, что зима в 1570 году выдалась необыкновенно суровая, между тем летописец говорит, что одни опричники бросали в Волхов связанных по рукам и ногам женщин и детей, а другие разъезжали по реке на лодке и топорами и рогатинами топили тех, кому удавалось всплыть. Однако сомнения оказались напрасными. Вновь открытый немецкий источник о разгроме Новгорода, составленный на основании показаний очевидцев, бежавших за границу, и опубликованный уже в 1572 году во Франкфурте-на-Майне, рисует картину опричных деяний, в деталях полностью совпадающую с летописной. После Новгорода был еще Псков, но этому городу относительно повезло. Там тоже грабили и убивали, но посреди побоища царь столкнулся с юродивым, который предсказал ему большие неприятности за то, что он вытворяет. А юродивых Иван боялся не меньше призраков былого, поэтому тут же приказал карательные операции в городе свернуть. Ну, а закончилась бойня уже в Москве, где опричники смогли отыскать еще несколько сотен скрытых вольнодумцев и бунтарей, симпатизировавших Новгороду. Как рассказывает Костомаров: «На Красной площади поставлено было 18 виселиц и разложены разные орудия казни: печи, сковороды, острые железные когти, клещи, иглы, веревки для перетирания тел пополам, котлы с кипящей водой, кнуты и прочее». Народ, ужаснувшись увиденному, разбежался в разные стороны, но царю вид пустой площади, на которой оказались лишь опричники и триста осужденных на казнь в жутком после пыток виде, не понравился и он повелел народ на занимательное зрелище собрать силой. 180 человек, чтобы показать свое милосердие, Иван Грозный помиловал, а остальных казнили. Причем самыми изощренными способами, которые даже не хочу описывать. А на другой день по приказу царя в реке, предварительно изнасиловав, утопили и жен казненных.

http://pravmir.ru/kak-ivan-groznyj-s-pri...

Практическая деятельность Шпенера, направленная к улучшению церковной жизни в протестантстве, развивалась постепенно, в разных местах его служения, куда его призывали для занятия видных и важных должностей. Занявши первоначально (в 1663 году) место проповедника в Страсбурге, он в короткое время приобрел такую известность своей ревностью по благочестию и своим проповедничеством, что его скоро пригласили в имперский город Франкфурт-на-Майне на место не только проповедника, но и сеньора, по званию которого он должен был стоять во главе духовного правительства этого города. Не без колебания принял Шпенер это предложение, наперед посоветовавшись с своими начальниками и представителями богословского факультета страсбургского университета, и испросив их согласие на перемену места своего служения. Колебание вызвано было его скромностью, а с другой стороны, и относительной молодостью. Ему был только тридцать один год, а как сеньор духовного правительства, он должен был иметь в своем подчинении многих пасторов, гораздо старших его по возрасту. Двадцать лет продолжалось служение Шпенера во Франкфурте. Во все время служения здесь главные заботы его направлены были к тому, чтобы внешнее, формальное христианство восполнить христианством внутренним, сердечным, и он все силы употреблял на то, чтобы истине Евангелия, освящающей, оживотворяющей, спасающей и утешающей человека, проложить путь к сердцам людей, и веру мертвую, сухую сделать верой живой и деятельной. Для этого он обратил особенное внимание на улучшение катехизического учения и на поддержание церковной дисциплины, для чего он приглашал и мирян к содействию представителям духовного служения в их стремлении к достижению цели улучшения нравственно-религиозной жизни. Но особенным средством для этого, принадлежащим собственно Шпенеру и им вводимым в практику, было учреждение благочестивых собраний (collegia pietatis). Эти благочестивые собрания, учрежденные Шпенером, первоначально были в его доме, и на них на первых порах было немного участников только из высших сословий, но потом они расширялись более и более и на них являлись и простые люди, и женщины, и дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Протоиерею Андрею Мельничуку особенно запомнились великопостные службы, которые всегда на первой и Страстной седмицах возглавлял правящий архиерей: «Какое благолепие было на них! Владыка молился на всех службах от начала до конца, обращая внимание на то, как семинаристы читают богослужебные тексты. Для всех это было словно сдача экзамена. И видя, как митрополит Кирилл делает земные поклоны, а потом еще говорит такие прекрасные проповеди, нам, молодым, становилось стыдно, что мы так быстро устаем». Научная деятельность Митрополит Кирилл с первых лет образования духовной школы заложил прочные основы для ее научной деятельности. Одним из направлений стали международные научно-богословские конференции, на которых с докладами выступали не только богословы из ведущих российских духовных школ, но и из Свято-Владимирской духовной семинарии (Крествуд, США), Института восточных церквей (Регенсбург, Германия), Богословского университета во Франкфурте-на-Майне, Восточного института в Риме и других. А состоявшаяся в 1994 году Международная конференция на тему «Духовное просвещение в России. История и современность» открыла доб-рую традицию — регулярно проводить в стенах Смоленской духовной школы обсуждение путей развития религиозного образования в России. Участие преподавателей и студентов в научных богословских форумах не только в России, но и за рубежом с тех пор стало практиковаться постоянно. Лучшие студенты и выпускники проходили также стажировку в Греции и Германии (в частности, в Институте восточных церквей в Регенсбурге). Если вы побываете в здании семинарии, то увидите удивительные постеры, украшающие ее интерьеры. Это память о проекте 2009-2014 годов «Стопами святых апостолов», когда студенты вместе с преподавателями посещали места, где проповедовали апостолы: Египет, Малую Азию, Северную Африку, Грецию, а по результатам таких поездок писали статьи и исследовательские работы. Сегодня в научную жизнь учащиеся семинарии втягиваются уже с первого курса, участвуя, например, в ежегодной студенческой конференции «Вера и наука: от конфронтации к диалогу». «На нее приглашаются студенты из разных вузов со всей России и из-за рубежа. У каждого есть возможность представить свои первые опыты научного исследования в виде докладов. Студенты 3-4 курсов призываются в течение года поучаствовать с докладами не менее чем в двух научных конференциях, которые проходят не только в Смоленске, но и в других регионах. Студенческие исследовательские работы публикуются в сборниках конференций, в частности в нашем альманахе " Вера и наука " , — говорит помощник ректора по научной работе священник Илия Бурдуков. — В настоящее время мы выпускаем в печатном и электронном формате журнал " Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии " , где печатаются лучшие труды. Он входит в Российский индекс научного цитирования и перечень рекомендуемой церковной периодики».

http://75.patriarchia.ru/db/text/5864778...

Стремиться к упразднению телевидения, компьютерных игр и Интернета — абсурд: ведь технические достижения предоставляют и возможности полезные, достойные развития. Вопрос надо ставить иначе: что можно дать детям, чтобы они сумели как-то противостоять негативным воздействиям телевидения? Как воспитать в них правильное отношение к развлекательным техническим средствам, сделать так, чтобы дети на деле правильно относились к масс-медиа? Тому, кто ставит перед собой такие вопросы, эта книга поможет найти ответы. Райнер Пацлаф ясно и подробно описывает воздействие телеэкрана на детскую психику. Он объективно опровергает существующие на сей счет предрассудки. А что важнее всего, показывает, какими способами родители могут помочь своим детям жить собственным воображением в медийной окружающей среде: ведь именно это качество закладывает в них основы творческого отношения к труду в дальнейшей жизни. Кому-то эта книга может показаться неприятной. Она приводит в смятение — но делает это ради наших детей, ради нашего будущего! Хорошо, если ее прочтет как можно больше родителей, и главным образом молодых! Франкфурт-на-Майне, весна 2000 г. Эдвин Хюбнер Вступление Ни одно из масс-медиа не вторгалось в повседневную жизнь человечества так властно, как телевидение. С начала его всемирного триумфа прошло уже пять десятков лет — но в общем и целом оно по-прежнему удерживает позиции излюбленного и преимущественного способа проводить досуг, несмотря на наличие таких современных конкурентов, как Интернет и компьютер. Причину столь явного перевеса следует видеть, конечно же, в том, что телевидение, это «окно в мир», связывает зрителя со всем происходящим в большом мире, да так красочно и реалистично, как никакое другое СМИ. Зрителю кажется, что именно с его помощью легче всего приобрести широкий кругозор. Ведь тут человек не просто слышит или читает о событиях, а, можно сказать, самолично присутствует, наблюдая происходящее «собственными глазами». Эпоха, все решительней встающая под знак глобальной политики, глобальной экономики, глобальных экологических проблем, настоятельно нуждается в такого рода способах смотреть на мир. Направлять наше сознание на всю землю, на все человечество — вот что сегодня самое важное, и в этом смысле телевидение могло бы вносить значительный вклад в решение задач современности, расширяя наш духовный горизонт.

http://azbyka.ru/deti/zasty-vshij-vzglya...

Да. Имён, а тем более фамилий, здесь просто нет. Люди – ники, половину из которых невозможно написать, не употребив нецензурных слов. Полная анонимность, рождающая совершенную безответственность. И беспредел этот тем более ненаказуем, потому что серверы коммерческого, развлекательного сайта Пикабу расположены в Германии. Да-да, в той самой Германии, в городе Франкфурт-на-Майне. Эта «кукушка», как и всё «хорошее», залетела в нашу страну с запада и является адаптированным аналогом англоязычного портала Reddit. Кроме вполне познавательных, и даже полезных постов, здесь царит свободное общение, господствует оскорбление и щедро присутствует откровенный мат. Пикабу, как гласит Википедия, это такая западная игра для детей ясельного возраста, нечто вроде русской игры в ку-ку. «По сравнению с игрой в прятки, игра «ку-ку» рассчитана на значительно меньших детей, которые пока не в состоянии производить самостоятельный активный поиск. Однако в более сложной форме для детей от 8—10 месяцев и старше, вплоть до младших групп детского сада. Роль «ку-ку» и подобных игр в развитии детей рассматривается в психологической литературе». Вот эти кукушняки-переростки и развлекаются. Когда не жуют туалетную бумагу. А на всё это благословляющим взором смотрят модераторы и администрация портала. С которой и пришлось познакомиться моему товарищу, когда он попытался удалить оплёванные символы Победы. Но не тут-то было. Никаких инструментов, чтобы удалить свою собственную публикацию, на сайте просто нет. Требуется выпрашивать разрешение у админов портала. А админы не горят желанием убирать то, что уже оболгано и угваздано тем, для чего изначально производится туалетная бумага. Унылые пикабушники пользуют средство личной гигиены не по назначению, а модераторы только потворствуют этому. Судя по той переписке, которую предоставил мне мой друг, он общался аж с четырьмя разными личностями, представляющими сайт. И все эти личности реально не понимали, отчего хозяин своего поста и иллюстрации, требует их удаления. А самое главное – пошлейших комментариев пользователей. Впрочем, автор поста не настаивал на этом. Матерщину и всю грязь, сайт мог оставить себе. Каковы комментарии, таков и сайт…

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/14/...

(Περα, т. е. «Опыт») - анонимный сборник, содержащий материалы судебной практики Е. Р., к-рые изначально были собраны Е. Р., но позднее подверглись переработке. Полное название «Περα, ϒουν διδασκαλα κ τν πρξεων το μεϒλου κυρου Εσταθου το Ρωμαου» (Опыт, или Учебное пособие, составленное из судебных актов великого господина Евстафия Ромея) представляет собой позднейшую приписку к первоначальному тексту ( Perentidis. 1985. Σ. 645). «Пира» является единственным источником, содержащим сведения о практике визант. светских судов. Плохо сохранившаяся единственная рукопись (Laurent. LXXX 6. [XV в.]) содержит лакуны ( Zachari ae . 1847. S. 597; Pieler. Rechtsliteratur. S. 469); издана К. Э. Цахарие в 1856 г. Впосл. было предложено ок. 200 эмендаций текста «Пиры» на основе сопоставления его с иными сочинениями Е. Р., а также с «Прохироном» Арменопула и др. правовыми памятниками ( Χριστοφιλπουλος . 1944. S. 88-91; Γκνης. 1958. Σ. 250-257; Μτσης. 1959. Σ. 352-366). В наст. время сотрудниками визант. группы Ин-та истории европейского права (Франкфурт-на-Майне) готовится новое научное издание памятника ( Τρωνος. 1999. Σ. 218). Цахарие, опираясь на ряд косвенных данных, установил, что сборник был составлен в сер. XI в. Его автор был современником имп. Василия II Болгаробойцы, однако пережил его (Peira. IX 10 и 1, где Василий II упом. соответственно как «правящий» и «блаженной памяти»); он пишет о смерти имп. Романа III Аргира (Ibid. XLIX 4; 1034 г.); ему известно синодальное постановление о браках 1038 г. (Ibid. 3). В наст. время составление «Пиры» относят к 1040-1050 гг. ( Τρωνος. 1999. Σ. 215; Oikonomides. 1986. S. 175), однако эта и др. датировки имеют предположительный характер ( K öö pstein. 1993. S. 3). Очевидно также, что автор «Пиры» был близким к Е. Р. юристом и, возможно, вместе с ним работал в имп. суде. Он не скрывает восхищения Е. Р. как талантливым правоведом (Peira. XLIX 4). Мн. места «Пиры» представляют собой своеобразные правовые консультации: вопросы составителя (как правило, подробно излагающие к.-л. казус) и ответы на них Е. Р. (Ibid. VI 16). Но нигде не упоминается о смерти Е. Р., из чего Цахарие заключил, что он скончался незадолго до завершения работы над сборником.

http://pravenc.ru/text/187481.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010