Дело в том, что Николай Антонович дружил с ним. Или, как писал владыка Иоанн, «на поприще работы с фотографией папа сблизился с известным тогда издателем фотографического журнала и крупным специалистом по цветной фотографии Прокудиным-Горским». Может быть, Буковецкий прямо или косвенно соприкасался с их кругом? Сергей Михайлович окончил Технологический институт, брал уроки живописи в Академии художеств, химии – у Менделеева. В начале ХХ века он был председателем светописного отдела Императорского русского технического общества, разработал несколько учебных курсов по технике фотографии, издавал журнал «Фотограф-любитель» и руководства по фотоделу. Малое озеро в верховьх Кок-Су Сегодня его имя имеет мировую известность. После революции он сумел вывезти свои работы за рубеж (пишут, что три железнодорожных вагона). В настоящее время большинство этих негативов хранится в библиотеке Конгресса США и экспонируются по всему миру. Современные почитатели дореволюционной фотографии создали каталог фамилий людей, так или иначе связанных с Прокудиным-Горским. В нем – купцы, предприниматели, изобретатели, владельцы фотоателье, адвокаты, ученые и даже представители Императорской фамилии. Есть в этом списке и Николай Антонович Вендланд: «Юрисконсульт Морского министерства (Адмиралтейства), фотограф-любитель, один из пионеров цветной фотографии в России. Он не раз выступал содокладчиком Прокудина-Горского на заседаниях V отдела ИРТО». Такая ему дана характеристика. Николай Антонович, кроме того, что занимался черно-белой фотографией, был одним из первых в России «цветников». Сегодня в специальных журналах его называют «пионером цветной фотографии». Дело это было и сложным, и очень дорогим. Фотоматериалы выписывали из Парижа. Многое приходилось делать своими руками. До наших дней дожило немного автохромов (пластинки, с которых печатали цветные фото) Самая крупная коллекция – 122 автохрома – хранится в собрании Политехнического музея в Москве. Есть в ней и замечательные автохромы «крупного чиновника Петербургского Адмиралтейства Николая Антоновича Вендланда». Так их оценивают специалисты. На них изображены пейзажи средней полосы России: цветущий луг, опушка леса, поле пшеницы, берег реки. Два самых больших автохрома сделаны в горах…

http://pravoslavie.ru/159269.html

Женский Сретенский монастырь в Кашине. Вход в дом, где жила великая княгиня Елизавета Федоровна в 1909 году. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin1.htm Жизнеописанию святой Анны Кашинской, рассказу о восстановлении ее церковного почитания, повествованию о торжествах 1909 года были посвящены несколько книг церковного историка протоиерея Серафима Архангелова . В 1909–1913 годах книги выдержали несколько переизданий и явились первыми подробными публикациями об истории Кашина, его святой покровительницы и благочестивых горожанах. Несколько ранее, в 1899 году, протоиерей Серафим Архангелов издал книгу об истории Николаевского Клобукова монастыря и о его святынях. К сожалению, в советское время в Кашине были закрыты почти все храмы. В 1930 году гробница святой была вскрыта и опечатана. В этом же году в Кашине вспыхнул религиозный бунт, было арестовано 53 человека, из которых впоследствии пять человек были расстреляны. В 1930 году был закрыт Воскресенский собор, и мощи святой переносились из храма в храм. С 1962 по конец 1980-х мощи пребывали в единственной действующей тогда в Кашине церкви – храме Петра и Павла. Сейчас в городе остались лишь один монастырь и четыре действующих храма: Вознесенский собор, храм Петра и Павла (на реставрации) , храм Рождества Христова на горе, Крестознаменский храм. Во Входо-Иерусалимском храме находится краеведческий музей, в двух других, в самом центре Кашина, открылись магазины. Многие храмы постепенно разрушаются, другие – используются различными организациями. Уже в наши дни, в 1998 году, сгорел старинный деревянный храм Иоакима и Анны . Вознесенский собор был возвращен Тверской епархии в 1993 году, и сюда 25 июня того же года крестным ходом и были перенесены мощи благоверной княгини Анны. А благодаря помощи предпринимателя Гусева, с апреля 1998 года началась реставрация Воскресенского собора, в мае были поставлены кресты на пять куполов, а 25 октября 1998 года был поднят крест на 70-метровую колокольню.

http://pravoslavie.ru/31112.html

Одновременно с Сергием во владениях московских князей подвизался воспитанник киево-печерского монашества, преподобный Стефан. Этот инок весьма строго следовал монашескому уставу и отличался огромными знаниями. Близ нынешнего города Александрова, в 40 километрах от обители Сергия, он вырастил Стефано-Махрищскую обитель. После кончины святого Сергия жар раскаленной веры, наполнивший его учеников, а через них и многие иноческие общины Московской Руси, не угас. Духовным водителем еще одного большого учителя иноков, преподобного Пафнутия Боровского, был воспитанник Сергия Радонежского — Никита Серпуховской. По воле Пафнутия появился Боровский Богородице-Рождественский монастырь — новая жемчужина, сияющая благодатью. «Замятня» Как хорошо, как славно было бы, кабы время, примыкающее к триумфу на поле Куликовом, наполнялось одним только великим подъемом национального, религиозного чувства! К сожалению, оно отмечено еще и попытками великого князя поставить под контроль Церковь — великую силу, которая столь много дала его земле. События, связанные с этими неблаговидными действиями Дмитрия Ивановича, известны под общим названием «замятня на митрополии». В 1378 году скончался митрополит Алексий. Зная о скорой кончине, он пожелал видеть в преемниках Сергия, основателя Радонежской обители. Можайский Николаевский собор. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911 Когда Сергию, быть может, самому достойному пастырю монашества на всей Руси, предложили стать митрополитом Московским, он решительно отказался. Не для того Сергий забрался в лес и там одиноко молился Богу, чтобы переселиться в шумную Москву и заняться делами большой политики... Сергия упрашивали, помимо митрополита, сам великий князь и московская знать. Тщетно! Игумен Радонежский стоял на своем. Тогда на место Алексия великий князь захотел поставить своего доверенного человека, попа Митяя, скоропостижно сделавшегося иноком с именем Михаил. Сего «новоука в монашестве» и притеснителя московского духовенства великий князь попытался «провести» через церковный собор как преемника Алексию. Но на соборе не сложилось единодушия. И в Константинополь, на утверждение патриарху, отправились два претендента: Михаил-Митяй и епископ Суздальский Дионисий. Вместе с тем на Московскую митрополию желал взойти также болгарин Киприан, до смерти Алексия духовно окормлявший некоторые западнорусские области.

http://foma.ru/moskovskaya-rus-rozhdenna...

Посмотрим, кто Вас теснит. Гермоген, протоиерей Кутневич, протоиерей Трехсвятительский (помнится, Ваш духовный отец), протоиерей Николо-Хлыновский, старец, известный кротостию? Они ли? Надеюсь, что скажете: нет. Но вот уже большинство голосов консистории. Кто же Вас теснит? Не защищаю консистории; жалуюсь иногда на нее и я за невнимательность или недеятельность, но дух притеснения совсем не есть дух Московской консистории. Послушайте же. Духовный человек никого не осуждает, а винить невинного и мирские не почитают добродетелью. Подумали ль Вы о сем, произнося суд Ваш на Московскую консисторию? Минута искушения показывает, столько ли мы успели в духовности, как казалось в минуты восторга или в часы мира. Вы прилагаете к себе изречение апостольское: брошены, но не пропадаем 769 . Смиренно ли и справедливо ли? Кто Вас бросил? До Вас еще никто не касался перстом. Не в воображении ли только представляете Вы себя гонимыми и отверженными? Вы признаетесь в ропоте и в дерзновенности. Не то ли это значит, что Вы признаетесь только в несоблюдении терпеливого молчания, а между тем думаете, что роптали и дерзновенно говорили против людей несправедливых и достойных осуждения? Если так, то истина и смирение самым признанием Вашим не удовлетворены. Видите, как мой взгляд отличен от Вашего. Выбирайте, кто видит правду, Вы или я? Может быть, из сего разбирательства извлечется некоторая польза для самопознания. А если найдете, что я защищаю гонителей и сам гоню, терпите меня без гнева, и да даст Вам Господь мир и венец терпения как за всякую скорбь 770 , так и за ту, которую наношу Вам прекословием. […] Молитесь о милости Божией, не виня в немилости людей, которые почему бы могли быть к Вам немилостивы. Думаю, [иначе] Вы думать не можете. 30 января 1833 года Спасо-Бородинский монастырь Вид от деревни Семеновское Бородино. 1911 г. Фото С. М. Прокудина-Горского (1863–1944). Реставратор: Олег Поляков Вот некоторые мысли по поводу Ваших мыслей. Неприятно, когда человек находит себя не таким, как бы желал. Но лучше ли было бы, если бы он был собою доволен и сказал: ничтоже требую – как сказал кто-то в третьей главе Апокалипсиса? 771 Припадем с нашей нищетою к богатому милосердием и у Него воспросим одеяния белого 772 , которого самим для себя ни сшить, ни соткать не удастся. Привязывающийся к месту земному пусть вспомнит изречение апостола: земля и яже на ней дела сгорят 773 . Привязывающийся к единодушным пусть старается еще теснее привязать их и себя к Единому, связующему Своих союзом любви чистой и свободной. Пусть вера дает дерзновение. Но не надобно забывать и то правило, которое дают отцы по внушению смирения: стяжи бездерзновение. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сторожка в Спасо-Бородинском монастыре, где жила основательница монастыря игумения Мария. Бородино 1911 г. Фото С. М. Прокудина-Горского. Реставратор: Олег Поляков Двум сестрам, связанным дружбой до того, что скорбь от разлучения жительством простирается у них до припадков, надобно сказать, что в дому Отца Небесного обители многи суть 786 , что они не могут требовать от Него помещения в одну небесную обитель, ибо там дается каждому что уготовано по вере, делам и предопределению; (сказать), что человек приносит в будущую жизнь то, что стяжал в настоящем; что, следовательно, если бы и на Небесах их разделили в разные обители, они, со своею частной привязанностью и скорбью друг о друге, не могли бы блаженствовать и, следовательно, были бы неспособны для рая. А по всему сему надобно благовременно упрямую частную привязанность умерять и подчинять общей любви, кроткой и послушной. С таким и подобным вразумлением надобно чрезмерно связанных дружбой побудить самих постепенно приучить себя благодушно переносить разлучение. […] 30 декабря 1838 года Благословение и утешение от Господа. Есть благий и благодетельный чин в делах судеб Господних. Призывая Вас к любви небесной, Господь постепенно взял от Вас предметы земной, хотя, впрочем, непорочной, любви. Оставалась подле Вас душа, которая разделяла с Вами память сей любви, дав Вам время привыкать к лишениям, Он взял наконец и ее. Отдайте Ему и сей залог с миром, с молитвою и с надеждою. Теперь Ваше чадо и Ваша подруга – Спасская обитель. Примите утешение и храните Ваш покой для ее мира и утешения. […] Суровой пищи, жесткого ложа и подобного сему Господь не требует от Вашей немощи, но тихой молитвы, любви, попечения о сестрах и сохранения Вашего здоровья для исполнения Ваших обязанностей. Снисхождение к строптивым – дело иное. Вот это хорошо вместо жесткого ложа. […] 18 января 1840 года Бог Слово да речет мир на люди Своя и на обращающия сердца к Нему 787 , в них же и душу рабы Его Марии да покрыет мир. Но для чего призываем мир? Для чего Сам Господь повелевает призывать его? Без сомнения, или для того, что имеем в нем недостаток или несовершенно им обладаем, или обладаем не без опасности нарушения и утраты оного. Так бывает со всем во времени: неизменное, ненарушимое, безопасное принадлежит вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Для меня одно из самых тяжелых впечатлений от съемок «Русской Голгофы» - это зрелище обезображенного и заброшенного исторического ландшафта. Нет никаких сомнений, что это прямое следствие богоборческой эпохи. Вот мы приехали на север Новосибирской области, в село Малокрасноярка на реке Тара... Прежде там были цветущие русские села и деревни. В главном селе стояла церковь, где служили два священника, Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. В разгар коллективизации, в 1928 году, их расстреляли... И что же мы видим в этих местах сегодня? Мерзость запустения. Картина, в общем-то, типичная. Хотя к русской жизни это не имеет ровным счетом никакого отношения. Ведь когда смотришь дореволюционные фото Прокудина-Горского, видишь совсем другую страну. Часто говорят, мол, не надо идеализировать то время. Согласен, в дореволюционной России было множество проблем, много неправды, иначе бы не обрушилась на нас революционная смута. Но как выглядела земля! Как выглядели города и села. Вот перед нами фотографии - от них никуда не деться. Это же была невероятной красоты, благоустроенности и поэтичности земля. Помните, у Бунина: Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. То есть сквозь родной пейзаж русскому человеку светила христианская картина мира. Что, собственно, и передал Левитан средствами реалистической живописи. Как ему это удалось? Непонятно. Гений - это тайна. ...Русский мир стоял и стоит на христианском фундаменте. Русскую душу, русское мирочувствие воспитала русская Церковь в евангельском духе, в духе Христа. А большевиков воодушевляла богоборческая идея: построить новый мир и воспитать нового человека. И потому Русский мир и русская Церковь должны быть разрушены. До основания. Если бы это можно было сделать за неделю, за один день, а лучше - за одно мгновение, лидер большевиков Ленин пошел бы на это без колебаний. И всех попов, всех монахов и епископов вместе с патриархом Тихоном доблестная ЧК поставила бы к стенке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закладка первого собора неразрывно связана с именем Владимира Мономаха , о котором в Ипатьевской летописи под 1101 г. сообщается, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Достраивался собор уже в 1140е гг. его внуком Ростиславом, а в 1150 г. он был освящен. Туда помещается чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по преданию написанная евангелистом Лукой, прославившаяся многими чудотворениями и получившая в дальнейшем название «Смоленской». (Историю иконы см. статью «Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь».) Одно из чудес икона явила в 1327 г., когда татары подступили к Смоленску. Жителям неоткуда было ждать помощи, кроме заступничества Богородицы, пред святым образом которой они пламенно молились. И Она явила свою милость, повелев благородному римлянину Меркурию, находившемуся на княжеской службе, выйти на поединок против татарского голиафа, внушавшего ужас всем ратникам. Сразившись с богатырем, он победил его, а Батый после ратоборства скоро отступил. Отважный Меркурий Смоленский был причислен клику святых и погребен в Успенском соборе, а его шлем до сих пор хранится рядом в Богоявленском храме. Икона Смоленской Богоматери в Успенском соборе г. Смоленска. Фото С. В. Прокудина-Горского. 1912 Поражая современников своим величием, древнерусский Успенский собор простоял до начала XVII в., сохраняя первоначальные архитектурные формы и пережив многие исторические события. Но Смутное время перевернуло судьбу православной святыни. В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III осаждает Смоленск, героическая оборона которого продолжалась более 20 месяцев. Во время решающего штурма 3 июня 1611 г. собор был значительно разрушен. По одной из версий, он был взорван самими защитниками. Подругой, во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в глубине Соборной горы под храмом. Взрывом была снесена вся верхняя часть собора. Захватив город, поляки приспособили его под костел, устроив деревянную крышу. Польские документы того времени характеризуют собор как «огромный и красивый», в котором проводятся униатские службы.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

(Крышка серебряной раки, работы Гаврилы Овдокимова и других мастеров под его руководством, 17 век, Москва 1644 г. Серебро, ковка, чеканка, золочение, драгоценные камни. 214.5 × 80.7 см) А вот два интересных покрова на раку, вышитые руками цариц (с помощью мастеровых) и поднесенных в дар монастырю: Москва. 1582. Преп. Александр Свирский. Мастерская Ирины Годуновой. Шитый покров. Москва. 1582 г. 229 х 108. Из Александро — Свирского монастыря. ГРМ. Спб. XVI в. (Покров на раку преподобного Александра Свирского. 1644. Москва. Вклад царя Михаила Федоровича) Вот еще несколько интересных святынь из Свирского монастыря: (Преподобный Александр Свирский Мастерская Александрова Свирского монастыря. Середина XVI в.) «Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью», пелена 1580 г. Напрестольный крест. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. (Считается одним из самых древнейших на Руси). На нижнем перекрестье также в медальоне помещен образ основателя монастыря Александра Свирского. Крест сделан из серебра, покрыт голубой эмалью. По краям заметны следы от креплений для жемчужного обрамления, которое не сохранилось. На рукояти указана дата создания креста — 1576. Крест выполнили в мастерской монастыря монахи, которые были хорошо знакомы с техникой чеканки, филиграни, эмалирования, умели обращаться с золотом и драгоценными камнями. (Рака преп. Александра Свирского. Фото Прокудина-Горского) Царь Федор Иоаннович пожаловал монастырю колокол весом в 96 пудов. И это не единственный колокол подаренный царями: «…Да на трапезе часы боевые, а колокол часовой пудов вдевять; данье гдря цря и великого кнзя Михаила Федоровича всеа Руссии; а прислан де тот колокол по гдреву указу из великого Нова города». (А упоминание о часах монастыря и вовсе встречается в документах 1646 и 1660 годов: «…часы боевые с перечасьем и с указным колесом…»). Колоколов (изделий весьма дорогих) к 1628 году находилось в монастыре уже восемь: «…Да в мнтреж на колокольнице колокол благовестной болшой весом двесте одинадцать пуд; данье цря и великого князя Бориса Феодоровича всея Руссии. Да под тем другой колокол весом девяносто шесть пуд; данье блженные памяти цря и великаго кнзя Федора Ивановича всеа Руссии. Да два колокола по смете пудов по сто; данье Олонецкого погоста крестьянина Карпа Костина. Да четыре колокола менших зазвонных по смете пудов всорок…»Впоследствии их стало еще больше, и все они были уникальны…Богатейшие и знатнейшие роды присылали сюда дары и пожертвования, прося монахов молиться за них. Сведения о дарителях аккуратно заносились монахами в «Переписные книги» (Ныне основная часть монастырского архива разделена между Национальной публичной библиотекой, библиотекой РАН и несколькими историческими архивами Петербурга).

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

133 Анатолий, иеромонах. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в. − Киев, 1911г. С.13. 135 По поводу этого жития см. также исследование «К истории сирийского сказания о св. Мар-Евгене» в кн: Дьяконов А.П. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды СПб., 2006. В этой работе, написанной в 1918 г., профессор А.П. Дьяконов доказал недостаточную убедительность доводов, отрицающих достоверность жития св. Мар-Евгена. 137 В наше время он был опубликован в качестве приложения к первому изданию жизнеописания епископа Пимена./См. О.И. Ходаковская. Священномученик Пимен епископ Семиреченский и Верненский. Изд-во Троице-Сергиевой Лавры. 2000. С. 322−264. 141 В их числе были военные соединения из Семиреченской области. Туркестанцы входили в состав отрядов, стоявших на северо-востоке Персии в Хорасанской провинции. Здесь находился 18-й Туркестанский стрелковый полк и 1-й генерала Колпаковского Семиреченский казачий полк. Казачьи сотни семиреков и части 13-го Туркестанского стрелкового полка входили в Кучанский и Барфрушский отряды. 143 Азербайджанский отряд, стоявший в Урмии, включал 5-й Кавказский стрелковый полк, 1-й Полтавский полк и 1-й Горско-Моздокский полк. 146 Дело по ходатайству Начальника Урмийской Духовной Миссии о замещении его помощника игумена Пимена другим лицом./РГИА. Ф. 796. 150 Агапит (Вишневский Антоний Иосифович, 1867 −1924), из вдовых священников; выпускник Киевской духовной академии (1896); третий викарий Киевской епархии (1902); епископ Владикавказский (1908−1911), Екатеринославский (1911−1919). 152 В зимнюю сессию Синода 1911−1912 гг был утверждён устав Общества ревнителей единства Восточно-Православной и Англиканской Церквей. 153 Питирим (Павел Васильевич Окнов, 1857−1919), митрополит; выпускник Киевской духовной академии (1884); архиепископ Владикавказский и Моздокский (1911−1913); 23 ноября 1915 г. – митрополит Петроградский и Ладожский. 6 марта 1917 г. уволен на покой за связь с Распутиным. Скончался от тифа в Новочеркасске 25 марта 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Трофимов Александр Учитель-помощник Бежецк. гор. по пол. 72 г. училища Ферин Ефрем Учитель-помощник Новоторжск. городского училища Чернышев Михаил Учитель Горковского училища Новоторжского уезда Знаменский Михаил Вольнослушатель в Московском университете Выпуск 16-й 1892 г. Арсенов Василий Заведующий Ульяновск. 2-кл. училища Старицкого уезда Белогостицкий Александр Занимается частной деятельностью Веселов Тимофей Учитель Виндавского городского по пол. 72 г. училища Волосов Федор Учитель Артемовск. 1-кл. училища Судогодского уезда, Владимировской губернии Зыков Петр Диакон с. Спас-Забер. Вышн. уезда Козлов Сергей Учитель Горско-Дудинского училища Новоторж. уезда Котиков Андрей Учитель Можайц. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Крылов Арсений Псаломщик Васильев Алексей Счетный чиновник 2-го разряда в Ржевском отделении государственного банка Павлов Иван Учитель Тихвинского училища Ржевского уезда Раков Иван Учитель Спасского 2-кл. училища Васильск. уезда, Ни-жегородской губернии Садиков Михаил Учитель 3-го приходского училища в г. Ржев Саутин Ефим Диакон в Тверской губернии Скворцов Петр Запасной учитель в Бежецком уезде Соколов Иван Диакон Шилов Димитрий Занимается частной деятельностью Шутов Николай Учитель Голенищенского училища Новоторжск. уезда Выпуск 17-й 1893 г. Бойцов Иван Воспитанник Виленского института Бредков Николай Учитель Весьегонск. городск. по пол. 72 г. училища Вернослов Алексей Учитель-помощник в Гжатском городском училище Иванов Гавриил Учитель Кудрино-Новосельск. 1-кл училища Владимир-ской губернии Каргин Николай Учитель-помощник Белевск. городского училища Карпов Семен Учитель Дорож. земского училища Зубцовского уезда Лазунский Иван Учитель Кудрино-Новосельск. 1-кл училища Владимир-ской губернии Разумовский Ефрем Учитель Сафонтьевск. училища Новоторжского уезда Рябков Сергей Учитель Каменск. сельского училища Новоторж. уезда Теляшов Михаил Учитель Гайновского училища Корчевского уезда Тихомиров Николай Занимается частной деятельностью Точилин Михаил Окончил Виленский учительский институт

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010