Надвратная Смоленская икона Божией Матери в Богоматерском храме над Днепровскими воротами (Смоленск). Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г. ЖМП 10 октябрь 2012 /  6 сентября 2012 г. Смоленская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Надвратная Смоленская икона Божией Матери Одигитрии (в переводе с греческого — Путеводительница), находящаяся ныне в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска, является одной из величайших святынь нашего Отечества. Этот образ представляет собой точный список с древней чудотворной Смоленской иконы Одигитрии, написанной апостолом и евангелистом Лукой [ 1 ] . По указанию выдающегося русского историка С.М. Соловьева, икона Божией Матери Одигитрии, ставшая затем Надвратной, была написана в 1535 году в Москве по повелению царя Иоанна IV Грозного художником Посником Ростовцем, за что ему пожаловали “ сукно в два рубля и еще два рубля денег” [ 2 ] . В Смоленск эту икону прислал в 1602 году царь Борис Годунов для сооруженной здесь в 1596-1602 годах крепостной стены, строительством которой он руководил [ 3 ] . Известный дореволюционный смоленский историк И.И. Орловский пишет об этом так: “Осенью 1602 года стену освятили, причем, на главных воротах города, Днепровских, поставили в нише большую икону Божией Матери — Одигитрии, копию с соборной иконы, присланную из Москвы царем Борисом Смоленску, как образ покровительницы града и небесного стража новой крепости” [ 4 ] . От места своего нахождения — над Днепровскими ( иначе Фроловскими — авт. ) воротами данная икона и получила наименование “Надвратная”. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич в “Историческом описании  Смоленской Чудотворной иконы Божией Матери — Одигитрии”, написанном в 1831 году, указывает размеры Надвратной иконы Одигитрии — “ высотой 2½ арш., шир. 1½ арш.” [ 5 ] . С момента принесения в Смоленск Надвратная икона постоянно находилась во Фроловской башне над Днепровскими воротами в специально устроенной со стороны города нише [ 6 ] . В 1611-1654 годах, когда Смоленск пребывал в составе Речи Посполитой, не смотря на насильственное окатоличивание, икона по-прежнему оставалась на своем месте. Именно перед Надвратной иконой Одигитрии совершил свою первую благодарственную молитву присоединивший Смоленск к Московскому государству царь Алексей Михайлович, который торжественно въехал в город 23 сентября (по новому стилю 6 октября) 1654 года [ 7 ] .

http://e-vestnik.ru/history/smolenskaya_...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Россия в цвете К 160-летию создателя современной цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского Валерий Габрусенко   06:03 31.08.2023 304 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором Попытки получения цветных фотографий предпринимались и до него, но технология была громоздка и трудоёмка. С одной точки через три разных фильтра – синий, жёлтый и красный – снимали три негатива, затем контактным способом (без увеличения) получали три окрашенных в основные цвета позитива, после чего позитивы точно совмещали и проецировали через «волшебный фонарь» на экран. Таким способом можно было фотографировать только неподвижные объекты и демонстрировать их только на экране. В 1905 году в цветной фотографии произошёл переворот. Совершил его Сергей Михайлович Прокудин-Горский – учёный-химик, изобретатель, фотограф, путешественник, издатель, педагог, общественный деятель, член Императорского Русского географического общества (ИРГО), Императорского Русского технического общества (ИРТО) и Русского фотографического общества. Он изобрёл новое красящее вещество, которое делало бромсеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/ro...

“Русь” и “Русская земля” в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. Фото С. М. Прокудина-Горского В науке, как отечественной, так и зарубежной, до сих пор не прекращаются споры о происхождении названий Русь, русский: варяжском, южнорусском, греческом и т.д. До конца не определены и понятия, этими словами обозначаемые. Не существует и единого мнения о формировании и значении концепта Русская земля. И я не ставлю перед собой целью разобрать в данной статье различные точки зрения на поставленные выше вопросы и выявить (на основе уже моего субъективного мнения) более предпочтительные ответы, поддерживая ту или иную научную гипотезу. Мне бы хотелось взглянуть на проблему, так сказать, “изнутри”, глазами древнерусских писателей, то есть, предпринять попытку рассмотреть генезис концептов русь/Русь и Русская земля в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. и попытаться выяснить, что же они сами вкладывали в эти понятия. «…ОТ ВАРЯГЪ БО ПРОЗВАШАСЯ РУСЬЮ…» Наиболее часто и концептуально осознанно понятия Русь и Русская земля используются в раннем русском летописании. И связаны они с общей историософской концепцией начальной русской истории, осмысленной через призму Святого Писания и изложенной древнерусскими книжниками в «Повести временных лет». Рассмотрим, когда же впервые используется концепт Русь и какое понятие вкладывает в него летописец. Древнейшая русская летопись, в недатированной части, начинает свое повествование с космографической теории расселения народов – потомков библейского Ноя праведного – после всемирного потопа: «По потопе трие сынове Ноеви разделиша землю, Симъ, Хамъ, Афетъ». Симу достались восточные страны, Хаму – «яся полуденьная страна», «Афету же яшася полунощныя страны и западныя», в том числе и «реки Десна, Припеть, Двина, Волховъ, Волъга». И здесь впервые летописец перечисляет народы, которые оказываются в Иафетовой части земли: «В Афетове же части седять русь (здесь и далее выделено мной. – А.У.), чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра, литва… Ляхове же, и пруси, чюдь преседять к морю Варяжьскому. По сему же морю седять варязи…» .

http://pravoslavie.ru/268.html

Крестовское. Часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Усекновения главы Иоанна Предтечи Год постройки:1887. Год утраты:1930 (снесена) Ссылки:   Адрес: Россия, Курганская область, Шадринский район, д. Крестовское, возле святого источника на северной окраине деревни Координаты: 56.116571, 64.041857 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Крестовское село находится от епархиального города в 240 вер., от уездного в 27 вер. на восток по Ялуторовскому тракту, расположено по берегам незначительной речки Мостовки в четырех верстах от впадения ее в р. Исеть. Храм в селе Крестовском каменный, трехпрестольный. До возникновения самостоятельного прихода в селении Крестовском или " Крестах " была каменная часовня, воздвигнутая взамен креста на месте явления иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. В приходе, кроме упомянутой каменной часовни на месте обретения иконы, находится еще другая каменная же в самом селе, устроенная на средства общества в память священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года и деревянная в д. Верхозиной в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В первую, каменную часовню с самого основания прихода ежегодно совершается крестный ход 25 мая и 29 августа. По материалам книги " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902 Комментарии и обсуждение Комментарий к фотографии С.М. Прокудина-Горского Это фото отнесено мной к часовне Усекновения главы Иоанна Предтечи села Крестовского исключительно на основе моих предположений. Предлагаю сопоставить факты. На сайте " Наследие С.М. Прокудина-Горского " фотография называется " Близ Шадринска (24 версты). Этюд. Часовня в память явления иконы Николая Чудотворца. 1912 год " , но имеет примечание к названию - " Окончательно не идентифицировано (возможно, есть ошибки) " , описание проблемы - " Необходимо подтвердить правильность объекта съёмки " и пояснение - " По информации из Шадринского краевед. музея по данной часовне материалов нет, как нет и информации о явленной иконе Николая Чудотворца в Шадринском уезде " .

http://sobory.ru/article/?object=49244

Добрый свет лучше черного уныния Профессор Уильям Брумфилд рассматривает фотографии С.М. Прокудина-Горского и рассуждает о России Петр Давыдов Уильям Брумфилд. Фото: Алексей Колосов/rusroads.com Уильям Крафт Брумфилд , профессор славистики Тулейнского университета (США), историк русской архитектуры, краевед, фотохудожник, – организатор первой выставки работ Сергея Михайловича Прокудина-Горского, которая прошла в Библиотеке Конгресса США в далеком 1986 году. Благодаря этой выставке многие, по убеждению Брумфилда, начали избавляться от унизительных стереотипов в отношении России. Сама же выставка фоторабот Прокудина-Горского была устроена в том числе и благодаря фотографиям и книгам о России самого Уильяма. «Это был прорыв, – не без удовольствия говорит Брумфилд. – Можно даже сказать – фурор. Люблю такие фуроры!» Мы рассуждаем с профессором о мастерстве С.М. Прокудина-Горского, изобразившего в своих работах то, казалось бы, светлое и безоблачное для Российской империи время, по которому многие из нас так сильно тоскуют, считая силу России безвозвратно утраченной. Унывать и тосковать нельзя, – убежден американский славист, – надо спокойно и с любовью работать дальше. Не потеряли! Сергей Михайлович Прокудин-Горский – Уильям, перед нами – прекрасные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанные им во время своих творческих поездок по Российской империи. Смотрю на них, и, честное слово, к восторгу примешивается чувство обиды и горечи: сколько всего утеряно, погибло, варварски уничтожено. Потеряли мы Россию. – Ну-ну-ну! «Потеряли Россию». Начать я должен не прямо с Сергея Михайловича. Недавно скончался Станислав Сергеевич Говорухин , христианин, прекрасный режиссер, автор фильма и книги «Россия, которую мы потеряли». С одной стороны, я с огромным уважением отношусь к Станиславу Сергеевичу и разделяю его боль за его Отечество. С другой стороны, тут я, уже руководствуясь собственным полувековым опытом узнавания России, должен немного воспротивиться его мнению, да и вашей печали. А именно: я считаю, что повода для уныния нет, хоронить Россию ой как рано, она продолжает оставаться великой страной, цивилизацией.

http://pravoslavie.ru/114509.html

390 лет назад почил Иринарх Затворник, благословивший на битву Дмитрия Пожарского Борисоглебский, 26 января 2006 г . Преподобный Иринарх, Затворник Ростовский Вериги прп. Иринарха. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. Сегодня исполняется 390 лет со дня блаженной кончины преподобного Иринарха, Затворника Ростовского. В конце 16 века, в Смутное Время спасался в Борисо-Глебском монастыре преподобный Иринарх Затворник, проведший в добровольном затворе и веригах 38 лет, вплоть до своего преставления 13 января (26 января по новому стилю) 1616 г . Иринарх получил откровение от Бога о надвигающемся польском нашествии и пешком пришел в Москву к царю поведать о грядущем бедствии. Во время войны поляки пораженные его подвижничеством не тронули его и не причинили вреда святой обители. Они даже оставили преподобному охранное знамя, которое теперь хранится в Третьяковской галерее. Охранное знамя Сапеги. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. Преподобный Иринарх посылал благословения вождям русского ополчения, призывая их с решимостью и мужеством идти освобождать от захватчиков Кремлевские святыни. Он предсказал совершенный успех князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, шедшему на избавление Москвы, и князю Михаилу Скопину-Шуйскому в битве с литовцами. Крест, которым прп. Иринарх благословил князя Д. Пожарского. Фото Прокудина-Горского, 1911 г. С 1998 года в Борисо-Глебском монастыре проходят Иринарховские чтения. Участие в них принимают ученые, священнослужители, военачальники, журналисты и писатели из многих городов России и зарубежья. В 2005 году чтения прошли уже в восьмой раз . И интерес к ним из года в год растет. День памяти святого стал общим праздником для всех жителей поселка Борисоглебский Ярославской области. Борисоглебский. Памятник святому Александру (Пересвету) Жителям поселка, наконец, возвращают историю края. В прошлом году в поселке на главной площади перед зданием местной администрации был установлен бюст князя Дмитрия Пожарского. Примечательно, что предварительно с этого места был перенесен бюст Ленина (не без возмущения коммунистов). А примерно год назад из парка убрали памятник вождю пролетариата, стоявшего спиной к южным воротам монастыря и протягивающего руку, как бы призывая прочь от монастыря.

http://pravoslavie.ru/16028.html

В возрождающемся монастыре Ростова Великого почтили память преподобного Авраамия Ростов, 12 ноября 2004 г. 11 ноября Церковь празднует память преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского, основателя первого монастыря в северо-восточной Руси XI века, подвижника, удостоившегося видения святого Иоанна Богослова и беседы с ним. Его подвиг был сродни подвигу святителя Леонтия, епископа Ростовского. Оба подвижника несли свет веры Христовой язычникам, населявшим в ту пору Ростовские земли. Оба много претерпели от их жестокости, но не ослабляли своих апостольских подвигов, и многие язычники крестились. Церковь Иоанна Богослова на Икше. Фото Прокудина-Горского. Преподобный Авраамий в молодых летах принял иночество, пришел в Ростов, поставил на берегу озера Неро хижину и проводил время в посте и молитве. Жить молодому подвижнику приходилось в окружении язычников, которые поклонялись каменному идолу Велесу. В своих молитвах преподобный просил Господа вразумить язычников и истребить каменного идола. По совету одного старца Авраамий отправился к храму Иоанна Богослова помолиться. По дороге он встретил дивного старца, который подал ему свою трость и сказал: " Иди к идолу и ударь его этой тростью со словами: во имя Господа Иисуса Христа повелевает тебе Иоанн Богослов сокрушиться " . Авраамий исполнил волю апостола, и идол рассыпался. На том месте преподобный поставил храм Богоявления Господня и основал монастырь. Церковь Иоанна Богослова на Икше. Царские врата. Фото Прокудина-Горского. А на месте явления святого апостола Иоанна Богослова, в четырех верстах от Ростова за рекой Ишней, он построил храм в его честь. Апостольский жезл пребывал всегда в обители. Злые язычники не раз пытались сжечь Авраамиев монастырь. Но преподобный все претерпевал и неустанно проповедовал. Большей частью слушателями были дети, они научались грамоте и началам веры у преподобного, и многие из них крестились. Они же потом и принимали монашество. Более тридцати лет продолжалась подвижническая жизнь преподобного Авраамия в обители. Почил он в глубокой старости. Нетленные мощи преподобного были обретены в 1210 году.

http://pravoslavie.ru/11814.html

Оптинские старцы признавали полезность науки, но предупреждали о необходимости в первую очередь иметь правую веру и заботу об исполнении заповедей Божиих. Преподобные предостерегали: достижения науки без веры в Бога могут быть опасны, как опасно оружие в руках безумного. Наблюдение солнечного затмения 1/I 1907 г. близ ст. Черняево в горах Тянь-Шаня над Салюктинскими копями. Фото С. М. Прокудина-Горского. Преподобный Макарий на просьбы о молитве за сдающего экзамены сына отвечал: «Вы просите нас, дабы молиться о сыне, чтобы Господь помог ему выдержать экзамен в науках… Паче всего нужно для нас, дабы имели правую веру и истинный разум и старались о исполнении заповедей Божиих. При таком устроении не помешают науки, но еще более способствуют к благочестию, а в противном случае что может быть?.. Умолчу». Преподобный Амвросий напоминал о том, что научный прогресс не совпадает с нравственным совершенствованием человека, которое и не зависит от этого прогресса, а приобретается личными усилиями каждого по мере исполнения заповедей Божиих и смирения: Мобильная паросиловая установка (локомобиль) в ангаре чайной фабрике в местечке Чаква Батумской губернии, 1912 г. Фото С. М. Прокудина-Горского. «…несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобстве жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, которых прежде не было; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных, и т. д. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет… Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения». Старец Варсонофий также отмечал, что в области науки и различных изобретений человечество движется вперед, но людям от этого лучше жить не становится, и без Христа невозможно обрести ни душевный покой, ни счастье: «Наука идет вперед большими шагами; если бы нашим отцам или дедам сказали, что люди научатся по телеграфной проволоке говорить через огромное расстояние или, например, переговариваться по телефону, то они не поверили бы и, пожалуй, сочли бы человека, рассказывающего о таких вещах, за сумасшедшего.

http://pravoslavie.ru/57430.html

Процессия с честными мощами свт. Иоасафа следует по белгородским улица. 16 сентября 2014 года. Фото: С. Минаков/Православие.Ru      Воистину: Белгород, вся Белгородчина стали процветать, когда снова оказались под покровом святителя Иоасафа Белгородского, то есть когда его честные мощи, чудесным образом обретенные в Санкт-Петербурге вместе с мощами преподобного Серафима Саровского , возвратились в город. Три года назад русское Православие отметило 100 лет со дня прославления святителя Иоасафа, состоявшееся в 1911 году по инициативе и при непосредственном содействии Государя Николая II Александровича. Утром 16-го сентября 2011 года крестные ходы, шедшие в течение нескольких дней в Белгород из Ровеньков, Алексеевки, Старого Оскола, Красного, Прохоровки, Красной Яруги, Грайворона, Губкина и других городов и районов области, а также из соседствующих с Белгородчиной областей Украины, собрались в пяти пригородных точках и двинулись по улицам Белгорода на Свято-Троицкий бульвар. Конечным пунктом их движения стал нововозведенный на Свято-Троицком бульваре, рядом с домом 20, храм-часовня во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. В день прославления свт. Иоасафа. Белгород Фото С. М. Прокудина-Горского с колокольни Св.-Троицкого монастыря. 4 сентября 1911 г      Как и в нынешнем году, так и тогда мощи небесного покровителя Белгорода из кафедрального Спасо-Преображенского собора в праздник Преображения Господня были перенесены через два квартала в Николо-Иоасафовский храм на старом кладбище, где находится не только знаменитый камень из иоасафовой «пещерки», на коем полтора века простояла рака с честными мощами святителя, но и некоторые личные вещи епископа. В Николо-Иоасафовском соборе архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн накануне юбилейных торжеств совместно с духовенством епархии совершил переоблачение мощей святителя Иоасафа Белгородского. Новое облачение, пошитое к празднованию 100-летия со дня канонизации, сходно с тем, что изображено на иконе святителя. В три часа дня священство, после молебна и чтения акафиста святителю Иоасафу вынесло на своих плечах раку (к юбилею была изготовлена новая) со святыми мощами и с большим числом прихожан проследовало по улицам Попова, Соборной площади и Свято-Троицкому бульвару к новому храму-часовне.

http://pravoslavie.ru/73651.html

«Без знания Православия нельзя быть специалистом по России» Беседа с Гарольдом Ляйхом, специалистом по русским фондам Библиотеки Конгресса США Антон Поспелов Гарольд Ляйх, сотрудник Библиотеки Конгресса США, специалист по ее русским фондам, уже многие годы занимается изучением русской культуры – и прежде всего уникального собрания фотографий замечательного русского ученого и фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863–1944), которое хранится в этой библиотеке. Приезжая в Россию, он всегда приходит в Сретенский монастырь. Гарольд Ляйх. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru – Гарольд, расскажите немного о себе. Как так случилось, что вы, американец, имеющий немецкие корни, занялись изучением русской культуры? – До поступления в Дартмутский колледж (в 1963 году) я изучал испанский, французский, латынь и хотел чего-нибудь более экзотического, не связанного с Западной Европой. Разумеется, в то время в американских университетах не преподавали ни китайского, ни японского, ни арабского. Но в Дартмуте была возможность изучать русский. Вот я и решил заняться русским языком. В то время все профессора этой специализации были из первой волны русской эмиграции. Они все родились в Российской империи (главным образом в Петербурге) и говорили на чистом «досоветском» русском языке. К тому же, они были не только носителями русского языка, но и знатоками жизни дореволюционной России. Это были очень интересные люди. Благодаря им я прошел полный курс русского языка, познакомился с русской цивилизацией, русской литературой. И как-то само собой получилось, что главным направлением моей карьеры стала Россия. В начале 1970-х годов я стал библиотекарем и библиографом в Университете штата Иллинойс по специализации «Фонды материалов о России на русском и других языках». – А сейчас, насколько нам известно, вы возглавляете русский отдел Библиотеки Конгресса США? – Поправлю вас: сейчас это называется европейским отделом. У нас работают специалисты по каждой более или менее крупной стране Европы, по Балканам, Прибалтике, Скандинавии. А по большим странам, таким как Франция, Германия, Италия и Россия, есть отдельный специалист.

http://pravoslavie.ru/57000.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009