Высочайше утверждённые положения о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости, ожидаются мною с часу на час; немедленно по получении они будут разосланы по всей губернии. Засим нам будет предстоять святое дело введения в действие этих положений. На мне и товарищах моих по губернскому присутствию лежит значительная часть этого труда... Поместное дворянство наше, без сомнения, значительно облегчит нам это дело. Оно выступило бодро и честно навстречу преобразованиям; оно и теперь всеми мерами будет способствовать ускорению развязки, равно необходимой для охранения всех вообще интересов». По Манифесту об отмене крепостного права к компетенции присутствия по крестьянским делам относились вопросы проведения реформы, надзорные функции и руководство всеми крестьянскими организациями на местах. Председателем присутствия избрали князя Голицына. Членами состояли Н. П. Бороздна, И. Н. Дурново, П. Л. Левдик, А. С. Соколов, Г. П. Галаган, И. Г. Есимонтовский, П. А. Васильчиков, А. И. Лизогуб. Секретарём назначили В. Д. Заику. Периодически в работе участвовал митрополит Филарет. К 1 января 1862 года состоялось 77 заседаний присутствия. Уже в первом заседании был поднят вопрос об образовании на местах мировых учреждений и организации крестьянских обществ. Крестьяне Российской империи. Фото С. М. Прокудина-Горского Одновременно губернатор приступил к избранию кандидатов в мировые посредники для заведывания мировыми участками. На эти должности назначались потомственные дворяне с земельным и образовательным цензом. По представлению губернатора они утверждались Сенатом. Всего было рекомендовано 57 кандидатур. Жалобы на действия и решения мировых посредников рассматривались в мировых съездах, учреждённых в каждом уезде. Они состояли из председателя — уездного предводителя дворянства, всех мировых посредников уезда, а также особых членов от правительства, утверждаемых Министерством внутренних дел и обслуживающих сразу несколько уездов. В Черниговской губернии таких представителей было четверо: А. М. Лазаревский, А. В. Маркович, П. Г. Борсук. Новозыбковский, Суражский и Мглинский уезды обслуживал Н. Ф. Лузганов.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/13/veliki...

Иконы в иконостасе были написаны при участии монахинь монастырской иконописной мастерской под руководством Алипии (А.И.Герасимовой); некоторые из них (в том числе и Алипия) по благословению игумении Таисии обучались в Академии художеств. К сожалению, иконы погибли при затоплении монастыря. Литература: 1. Игумения Таисия Леушинская. Келейные записки. Автобиография. Издательство " Леушинское подворье " , СПб, 2004 2. Н.А.Яковлев. Михаил Щурупов. СПб, " Белое и черное " , 2001 3. Леушино. Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге и Мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. http://leushino.ru/ Каменный собор Похвалы Божией Матери с приделами Михаила Архангела и Николая Чудотворца (главный храм обители). Строился по проекту известного архитектора М.А. Щурупова (1815-1901), создателя многих храмов в России, на Афоне и в Японии. Архитектура собора сочетала в себе традиции популярного тогда «русского стиля», а также умеренность в декоративных элементах и уравновешенность композиции, характерные для классицизма. В этом состояло главное отличие М.А. Щурупова от ведущих представителей «русского стиля» И.П. Ропета и В.А. Гартмана. Центральный придел освящен 08.09.1891 г., боковые – 09.09.1891 г. в сослужении 3 владык: архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана (Руднева), епископа Орловского и Севского Мисаила (Крылова) и епископа Старорусского Антония (Соколова). В храме была похоронена игумения Таисия. Изначально собор не был оштукатурен. Таковым он зафиксирован на фото С.М. Прокудина-Горского (1909 г.). Но в 1910 г. из-за начавшегося разрушения наружных кирпичей его пришлось оштукатурить и побелить. Храм закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 15.04.1935 г. и передан на нужды школы для трудновоспитуемых. http://leushino.cerkov.ru/istoriya/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=35041

Крестьянка мнет лен. Пермской губ. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Преподобный Иларион в юности обучался портновскому ремеслу. Рассудительный юноша, помышлявший о монашестве, решил, что в монастыре как раз и пригодится ему эта профессия. Для совершенствования в ремесле он отправился в Москву. Именно тогда утвердилось в нём убеждение, что ко всякому делу следует относиться добросовестно: то, что делаешь, надо стараться делать хорошо. А это как раз и есть то самое правило, на которое как новоначальным, так и возросшим в духовной жизни инокам, святые отцы указывают как на необходимое условие для спасения, и которое они в своих писаниях называют «хранением совести»... Будучи двадцати четырех лет от роду, будущий старец переехал вместе с родителями на жительство в Саратов. Он не только сам старался вести строго благочестивую жизнь, но и ввёл в обычай, чтобы в воскресные и праздничные дни вся артель его работников (человек тридцать) непременно бывала на службе в храме. Кроме того, он обучал своих рабочих церковному пению и завёл, чтобы они за работою вместо светских песен пели песни духовные. Празднословие же и всякие непристойные шутки во время работы он своим мастеровым всячески воспрещал. Будучи хотя и живого темперамента, преподобный Иларион, в миру Родион Никитич, во всех своих действиях отличался чрезвычайною мягкостью, кротостью и миролюбием. Когда он заставал кого-либо, даже и семейных своих ссорящимися, то своим миролюбивым вмешательством и внушениями всегда умел умиротворять враждебное настроение и переменять его в мирное. На рабочих он действовал не страхом, угрозами или наказаниями, а разнообразными мягкими способами, влиявшими на нравственное расположение виновных. Группа рабочих на сборе чая: гречанки, Чаква. Фото С. М. Прокудина-Горского Будущий старец Анатолий (Зерцалов) , в миру Алексей, до поступления в монастырь служил в Казённой Палате. Получая жалование, он делился с родными, был скромен и строг в жизни, всеми любим и уважаем. Аккуратный в одежде, ровный характером, он был утешением для родных, когда приезжал к ним. Мать также часто его навещала и всегда слышала много похвал сыну. Общественных увеселений Алексей избегал, и, если бывал в гостях, то с большим выбором, и там вносил доброе веяние.

http://pravoslavie.ru/57261.html

Будущий старец Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) учился в Оренбургском военном училище, затем закончил штабные офицерские курсы в Петербурге. Постепенно повышаясь в чинах, он скоро стал начальником мобилизационного отделения, а затем полковником. Сослуживцы его прожигали жизнь в развлечениях, а Павел Иванович приходил в своём быту к всё большему аскетизму. Комната его напоминала келью монаха простотой убранства, порядком, а также множеством икон и книг. По службе Павел Иванович числился на самом блестящем счету, и не за горами был для него генеральский чин. Будущий старец ставил выше мирских благ стяжание духовных высот. Однако в монастырь он ушёл только по благословению преподобного Амвросия, а до назначенного срока продолжал служить, при этом выполнял благословение старца и жертвовал на определённые храмы некоторые суммы из своего довольно высокого жалования полковника. Будущий старец Нектарий, в миру Николай, рано остался сиротой и с одиннадцати лет стал работать в лавке богатого купца. Был Николай трудолюбив и к семнадцати годам дослужился до младшего приказчика. В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги. Его отличали кротость, скромность, душевная чистота. Накатка дров для обжига руды. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Вот только несколько примеров из трудовой биографии Оптинских преподобных, но они свидетельствуют о том, что трудились они добросовестно, стараясь жить в миру по Заповедям Христовым. Старцы Оптинские давали советы относительно работы, карьеры, отношению к сослуживцам, достойного прохождения должности руководителя. Эти советы актуальны и в наше время. Преподобный Лев строго наказывал придерживаться Заповедей и не допускать противных совести поступков: «По торговой части храните совесть свою непреткновенно, чтобы не причинить ближним тщеты в покупке и продаже; а себе оным вместо мнимой пользы – великий вред и душевную тщету». Преподобный Авмвросий учил трудиться по силе и ожидать воздаяния за труды от Бога, не домогаясь людской славы:

http://pravoslavie.ru/57261.html

В XVI веке царскими почестями и боярскими вкладами обитель разбогатела. В 1520-х годах при игумене Феофиле и по проекту известного тогда ростовского каменных дел мастера Григория Борисова обитель была обстроена каменными храмами, а потом и стенами. Кирпич для масштабной стройки делали на месте – благо, залежи глины находились неподалеку. Строили с молитвой и на века. В XVIII веке монастырь уже не был богатым, поэтому все древние здания уцелели практически в первозданном виде. Так выглядела обитель в начале XX века, когда ее посетил знаменитый фотограф, изобретатель цветной фотографии Прокудин-Горский. Фото начала XX века. Работа Прокудина-Горского «Лицо» монастыря — надвратные храмы. Они очень разные. Величественный, серьезный Сергиевский над Южными воротами и изящный, ликующий Сретенский – над Северными. Оба храма богато украшены каменной резьбой, но несколько по-разному. Надвратный Сретенский храм. XVII век Надвратные храмы – и духовные, и боевые сооружения. В Сергиевском храме впервые в России был применен метод строительства, до этого не встречавшийся – две фланкирующие башни по обе стороны от ворот. Потом этом метод применили и в Сретенском. Надвратный Сергиевский храм. XVI век. Сохранился монастырь на удивление хорошо – даже дубовым воротам несколько столетий. Только вот фрески, когда-то покрывавшие стены изнутри, выцвели от времени. Фреска свт.Алексий, митр. Московский Когда-то обитель была меньше. Каменные стены XVI века расширили его неравномерно, так что большинство зданий оказалось в северо-восточном углу новых мощных стен. Такая вот необычная черта… А еще, пройдя по Сергиевской церковью, можно попасть в узкий проход в стене, сделанный так, что в него может попасть только пеший… Стены Борисоглеба Не стоит город без святого. Таким подвижником, прославившим Борисоглеб, стал прп. Иринарх Затворник. (1548-1616). Уроженец села Кондакова (это примерно 30 км по дороге от Борисоглеба на Углич) Илья (таково его мирское имя), пришел сюда в 30-летнем возрасте. Из 38 лет, проведенных потом в монастыре, 30 он прожил в затворе, приняв строгий пост, нося на теле тяжелые вериги. Монах Иринарх стал молитвенником за всю Русь, переживавшую страшное время смуты. Даже хозяйничавшие на Руси и, судя по всему, захватившие обитель после осады поляки уважали его.

http://pravmir.ru/po-rusi-velikoj-boriso...

В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста , Григория Богослова и Василия Великого. Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность).На галерею ведут крыльца на ползучих арках(т.е.арках на разной высоте).Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали. Церковь Воскресения в Костроме, 1910 год (фото Сергея Прокудина-Горского) Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый-1852 года ,но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

ВНИИЛ проводит также совместные исследования с научными учреждениями, опытными станциями и вузами многих городов не только России, но и Белоруссии, Украины, Польши, Франции, Канады, Китая... Лен – поистине универсальное и, без сомнения, одно из самых ценных технических растений. Он дает нам несколько продуктов, важнейшие из которых – волокно и масло. Льняные ткани славятся своими гигиеническими свойствами. Льняное масло употребляется в пищу, а также для приготовления парфюмерных и лекарственных препаратов. Специалистами Центрального научно-исследовательского института комплексной автоматизации легкой промышленности (ЦНИИЛКА) изучили возможность замещения ряда импортных товаров изделиями из котонина, произведенными на базе отечественного льноволокна. Оказалось, что в России такие товары способны удовлетворить спрос на вату, бинты, одноразовую одежду для хирургов и другие изделия медицинского назначения, которые закупаются за рубежом на 60 миллионов долларов ежегодно. Весьма широки и экспортные возможности. Так, производителям автомобилей Западной Европы к 2010 году потребуется для отделки салонов 150 тысяч тонн котонина. Фото из коллекции С. М. Прокудина-Горского 1910-е годы С конца 1950-х и до первой половины 1980-х годов до 70 – 75 процентов товаров нашего льнокомплекса вывозилось в капиталистические страны. Ввиду роста мировых цен на лен это приносило стабильную валютную выручку, поэтому все контролировалось на уровне ЦК КПСС. Так что в те годы экспортный сектор отрасли ни в чем не нуждался. Вместе с тем опыт выращивания льна был утрачен большинством наших хозяйств еще в эпоху СССР. В начале 60-х годов удар по производству льноволокна нанесла пресловутая «кукурузная» кампания, в 70-е и начале 80-х – общегосударственный курс на узкую специализацию агрохозяйств, во многом из-за ориентированности советской текстильной промышленности на переработку среднеазиатского хлопка. После финансового кризиса 1998 года выпуск и экспорт льняных тканей увеличились: из-за резкого падения курса рубля российские товары подешевели. Рост объема заказов от зарубежных партнеров на производство льняных тканей в России привел к необходимости ежегодного импорта сырья. Значительная часть льна поступает теперь к нам только для переработки.

http://pravoslavie.ru/389.html

Внутренний вид электрической станции в Гундукуше. Фото С. М. Прокудина-Горского. Да, действительно, в области разных изобретений мы далеко ушли вперед, но стало ли лучше жить людям? Увы, наоборот, стало еще хуже. В 1884–1885 году была в Париже Всемирная выставка. Ее посетил один профессор Оксфордского университета. Возвратясь домой, он говорил студентам: “Видел я всевозможные машины, машины на все – только одной, притом простой, машины я не видал, и на мой вопрос, будет ли такая изобретена, дают отрицательный ответ”. “Какая же это машина, профессор?” – удивленно спросили студенты. “Машина, делающая счастье”, – ответил он. Действительно, счастья нет, так как его хотят создать без Христа – и горько ошибаются. Вот вы занимаете скромное положение, но имеете веру и любовь ко Господу, а потому и обладаете миром душевным». Преподобный Варсонофий наставлял, что наука не препятствует духовному развитию, а даже способствует ему, но только при правильном подходе: «Наука не только не препятствует, а даже способствует духовному, религиозному развитию. Об этом говорят таким же образом святитель Василий Великий, святой апостол Павел и другие. Наукой злоупотребляют, это правда. Ну, возьмите брак – это таинство. Если брак совершен в Церкви и если он честен, то плохого ничего нет. Святитель Николай Чудотворец, святитель Василий Великий были плодом таких честных браков хороших честных людей. А можно обольстить и растлить девицу, что теперь очень часто бывает. Злоупотреблять всем можно». Старец приводил в пример профессора Пирогова, который свои знания и занятия наукой употреблял во славу Божию: Н. И. Пирогов «Известный доктор и всесторонне образованный профессор Пирогов обладал обширной ученостью, пользовался ею во славу Божию. Когда его спрашивали, как он может совместить исполнение обрядов и постановлений Православной Церкви со своей огромной практикой, он отвечал: “Господь помогает мне, так как знания свои я употребляю во славу Господа моего Иисуса Христа”. От такого богатства, то есть знаний, и отказываться не надо».

http://pravoslavie.ru/57430.html

Преподобный Варсонофий учил также использовать знания и наблюдения за окружающей природой для укрепления в вере: «Много назидательного дает нам и наблюдение окружающей природы. Все знают растение подсолнечник. Свою желтую голову он всегда обращает к солнцу, тянется к нему, откуда и получил свое название. Но случается, что подсолнечник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле говорят, что он начал портиться, в нем завелся червь, надо его срезать. Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу, Источнику света; если же перестала искать Его, следовательно, такая душа гибнет». Преподобный Нектарий говорил о себе: «Я к научности приникаю». Старец занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. В единственный час отдыха, после обеда, он читал Пушкина или народные сказки. Мог прочитать наизусть Пушкина и Державина. Как-то сказал: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». В первую же очередь советовал читать святоотеческую литературу, жития святых, а самым главным считал чтение Священного Писания: «Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания». До последних дней своей жизни преподобный Нектарий просил привозить ему книги, интересовался направлениями современного искусства, расспрашивал о постановке образования. И все эти разнообразные познания он направлял на служение Богу и на пользу людям. Окончив лишь сельскую церковно-приходскую школу, мог легко общаться с писателями, учеными. Электростанция, Спасо-Преображенский собор и Филипповская церковь. Соловецкий монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1916 г. Однажды, еще до революции, пришли к отцу Нектарию семинаристы со своими преподавателями и просили сказать им что-нибудь на пользу. Преподобный так вспоминал об этой встрече: «Ко мне однажды пришли юноши с преподавателем своим и просили сказать им что-нибудь о научности. Я им и сказал: “Юноши, надо, чтобы нравственность ваша не мешала научности, а научность – нравственности”».

http://pravoslavie.ru/57430.html

Смоленская икона в кафедральном соборе Смоленска. Фото Прокудина-Горского, 1912 wikipedia.org /Общественное достояние B XIV cmoлemuu, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город — ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно — на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из версий, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в известном теперь Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат. Читайте также: Новодевичий монастырь: там, где Москва простилась со святыней Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV beke, горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ обратно в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III ha месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь. Смоленская икона Божией Матери. Москва, 1456 год shakko /Wikipedia/ CC BY-SA 4.0 Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве еще один раз. В 1666 году его привез архиепископ Смоленский Варсонофий с целью поновить почерневший от времени образ. Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX beka. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения — 26 августа (7 сентября) — владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом обносил Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года.

http://foma.ru/smolenskaya-ikona-bozhiey...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010