На этом месте, по преданию, ему явилась Святая Троица, повелев основать храм. Постепенно к святому стали приходить люди и устраивать свои кельи. Так началась история одной из самых известных обителей Руси — Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Преставился преподобный в возрасте 85 лет. Канонизирован на Соборе 1561 года. В 1641 году состоялось обретение его мощей. Ил.: Преподобный Александр Свирский. Иконография; История обители : XVI-XVIII вв. — лучшее время монастыря. Здесь была своя библиотека, много земли, хозяйство, восемь храмов, много паломников и более 200 монахов. В XIX веке монастырь в народе называли «Северной Лаврой», у него в подчинении было 27 небольших монастырей. После революции монастырь был разграблен, ценности и мощи Александра Свирского вывезены в Петербург. Монахов разогнали, часть арестовали и расстреляли. В стенах монастыря в разное время были тюрьмы, казармы, инвалидные дома и психиатрическая больница. В 1997 году монастырь вернули Церкви, вернули мощи преподобного Александра. Сейчас это прекрасное место для паломничества и туризма. На фото 1909 года Сергея Прокудина-Горского отлично видны Преображенская (ближе к нам) и Троицкая части монастыря; Главные святыни обители преподобного Александра Свирского : Место явления Богородицы святому Александру Свирскому. Находится в храме Покрова Божией матери, построенном Александром Свирским в 1533 году. Богородица явилась здесь святому и обещала, что «над обителью не оскудеет Ее благотворный покров». Ил.: Храм Покрова Божией матери; Икона, посвященная явлению Богородицы; Место явления Святой Троицы святому Александру Свирскому. Находится в соборе святой Троицы. Он был построен в 1791 году на месте деревянной церкви, с которой началась история монастыря. Ил.: Собор Святой Троицы; Икона «Явление Святой Троицы» в храме; Мощи Александра Свирского . Покоятся в Преображенском соборе. Ил.: Рака с мощами Александра Свирского; Преображенский собор (1640-1644 гг.)//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.60-63.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

прохожий 30 июля 2017, 15:08 Было бы интересно прочесть на страницах сайта " Православие.ру " материал разбирающий вопрос появления так называемых большевиков (гонителей) из среды крещенных православных людей. Как это так была православная страна, храмы, монастыри, академии, а потом раз откуда ни возьмись появились гонители и все поломали. В 19 веке в Екатеринодаре (ныне Краснодар) дворяне те, что побогаче ( " знатнее " ) на богослужении отделялись от простых людей ширмочкой. Суть в том, что большевики гонители и прочие в ту пору это те же крещенные русские люди чуть ранее. Василий Петрович 30 июля 2017, 01:42 Страшно что в последнее время и среди именующих себя " православными " появляется мода на всё советское. Дескать, ух, КАКОЙ СИЛОЙ мы были, весь мир нас боялся! И не хотят слышать о планомерном уничтожении Церкви, о страшном геноциде русского же народа... Инна 28 июля 2017, 12:56 мой прадед прот. Леонтий был расстрелян 28 декабря 1938 года. К тому времени уже не служил, моя бабушка очень не любила обновленцев. Пётр 28 июля 2017, 11:40 Это была настоящая тьма, поразившая наш народ, опустившаяся на нашу землю. Тьма не должна повториться. Пётр 28 июля 2017, 00:48 Что тут сказать? Ничего кроме одного: истинно. 27 июля 2017, 23:30 О людях, сторонниках Сталина и его последователях думаю молится нужно. Хотя вряд ли кто это сделает. Если Господь попустил произойти этим трагическим событиям в истории нашей страны, наверное в назидание нам, после живущим. Нужно знать и помнить, чтобы не повторилось подобное. Юлия 27 июля 2017, 23:27 Слезы на глаза навернулись, когда читала. В нашей семье сразу после революции пропал без вести мой прапрадед - отец Василий Гончаров. В семье тоже было 11 детей. Даст Бог, на следующий год поеду навестить его храм в Базарово (Тверская область). Настало время узнать, как это происходило. Сколько горя! серг 27 июля 2017, 18:35 У нас в храме выставка идёт ,к 100-летию революции.Фото Прокудина -Горского, как страна до революции жила и генералы гражданской войны эту страну защищавшие.Вечная им память

http://pravoslavie.ru/105379.html

       Два фильма цикла «Русские без России»: «Дальневосточный исход. Русский Харбин» и «Между молотом и наковальней. Русские в Югославии». Реж. Галина Огурная . Это следующие фильмы замечательной летописи «русского исхода» после революции, создаваемой Фондом Русской культуры.   Наблюдая жизнь отдельных русских людей и целых сословий (например, казачества), ушедших на благополучный Запад, убеждаешься в одном: никто из русских революционного поколения - и на Западе, и в России – не избежал бед, утрат и гонений, идущих за ними по пятам. Ад, как возмездие за утрату веры и предательство Государя, они несли в себе. А потому – дело было не в географии их пребывания. Казалось бы, Сербия, благодарная России за заступничество, была лучшим местом для наших эмигрантов. Эта маленькая страна приняла столько русских, сколько и прокормить не могла, даже лучшие рабочие места отдавались русским. Но и это послабление было ненадолго. Сменилась власть, и снова – гонения.         Заключить, конечно же неполный, обзор фильмов хотелось бы на оптимистической ноте   фильмом с такого же рода же названием: «РОССИЯ В ЦВЕТЕ». Реж. Владимира Мелетина. Открываем еще одно имя во славу России - Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Это ему мы обязаны первыми цветными фото в начале ХХ века. В их числе - цветное фото Л. Н. Толстого к его 80-летию. Император Николай II обеспечивает Сергею Михайловичу и его группе возможность бесплатно путешествовать по России (в его распоряжении были корабли с командой, ж/д поезда) и снимать ее природу, памятники, людей, иначе говоря – РОССИЮ В ЦВЕТЕ. И вот –   в канун Первой мировой войны работа завершена. Государственник до мозга костей, считавший свою коллекцию достоянием России, после революции он вынужден вывезти ее за границу. А в 1948 г. его дети продают ее в библиотеку Конгресса США. Любопытно или промыслительно, но до создания цифрового фото в США все никак не доходили руки для разбора коллекции С. М. Прокудина-Горского. И вот, совсем недавно миру и России открыты шедевры. Это не только взорванные большевиками храмы, дворцы и их интерьеры, это не только корабли, техника, природа и быт   народов, населявших Россию. Современных специалистов поразило качество цветных фото, хранившихся на стеклянных пластинках. Даже «переведенные в цифру», они поражают невероятным светом, идущим из глубины цвета. Ну разве это не чудо: через сто лет к нам приходит В ЦВЕТЕ РОССИЯ, которую мы потеряли.

http://radonezh.ru/analytics/yubiley-467...

При этом желательно иметь ввиду, что законодательство о всеобщем обучении имеет два аспекта. Первый – «общедоступность», которую мы только что обсудили, и второй аспект – «обязательность», «то есть нормативное требование к населению, которые под угрозой административного или даже уголовного преследования (например, в СССР – под угрозой лишения родительских прав) обязаны отдавать детей в школу» . Если откинуть мелкие и непринципиальные замечания и придирки, то можно сделать вывод, что Думе желалось подправить правительственный законопроект, отражавший волю Государя по двум взаимосвязанным моментам. Во-первых, сделать начальное образование максимально светским, и присоединить к Министерству народного просвещения церковно-приходские школы, находящиеся в ведомстве Святейшего Синода. То есть, отдать практически всю систему начального образования, предварительно секуляризовав до мыслимого предела, исключительно в руки земств. А во-вторых, сделать такое секуляризованное образование не просто обязательным, но принудительным. Как и стало потом в СССР.     Женская школа в селе Леушино, у ныне затопленного Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Фото Прокудина-Горского 1909 год   Напомним, что уже просто всеобщее школьное образование вступало в противоречие со статьей 173 раздела «О родительской власти» Основных Законов, позволяющей родителям не отдавать ребенка в школу. Императорское Правительство было склонно считаться с таким установками, прежде всего крестьянских масс. Считаться с господствующим образом жизни основной массы русского народа, который и является одним из факторов, определяющих динамику и направление народной грамотности. И не ломать этот образ жизни и быт об коленку. Очевидно было, что при правильно поставленном народном образовании народ, − в истинном значении этого слова, − и сам потянется к нему. «Министерство народного просвещения считали необходимым строить свою политику с учетом предпочтений крестьянских семей» . . Ольгинская женская гимназия в Павловске – уездном городе Воронежской губернии

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/17/...

С другими просмотренными фото Сергея Михайловича окунулась в незабываемое счастливое детство. Вспомнилось лето у бабушки в малороссийской деревне с домом под соломенной крышей и земляным полом, поверх которого были настелены тёплые нарядные полосатые дорожки. Наталия Ростова 21 июля 2018, 13:32 Я прогуглила...Есть такая книга, объёмом 86 страниц. " Люди Российской Империи. Фотографии С.М.Прокудина-Горского. " Наталия 21 июля 2018, 00:17 В.Т., как сказано в статье, в каждом т.н. " социальном слое " есть и свой цвет и свой позор. История Российской империи и история СССР - это история одной страны, нашей страны, полагаю, что перечеркивать отдельные ее периоды не полезно. На мой взгляд, имущественное неравенство это совсем не одно и то же, что неравенство правовое, которое закреплено на законодательном уровне. Кстати, имущественный и правовой дисбаланс перечисленных Вами сословий во многом определил февральские события. В.Т. 20 июля 2018, 15:58 Наталия, в СССР были свои " сословия " , своя " номенклатура " , а прежние, да, истреблялись: дворянство, духовенство, купечество, крестьяне-собственники, казачество. Наталия 20 июля 2018, 13:52 " Что было такого в Российской Империи, чего не было в СССР? " Все таки Российская империя как юридически, так и фактически была сословным обществом. А СССР по Конституции - не был. Аркадий 20 июля 2018, 13:37 Замечательное интервью! СпасиБо порталу, за то, что даёте возможность узнать об уникальном человеке, вносящем колоссальный вклад в дело сохранения, исследования и популяризации Российского культурного наследия во всём мире. Уильям, здравия Вам, вдохновения, сил и Помощи Божией в ваших подвижнических трудах! Александр В 20 июля 2018, 10:40 " Что было такого в Российской Империи, чего не было в СССР? " СССР правила безбожная, антихристианская и человеконенавистническая власть, рядившаяся в одежды добра и уничтожавшая всех несогласных с её идеологией. В РИ такого не было. Сколько было казней на Сенатской площадей? А кого и за что казнили в РИ? Невиновных или террористов? Сколько злодеев было оправдано или прощено? По суду! В отличие от большевистской власти, которая казнила без суда и следствия ни в чём неповинных людей. Достаточно было быть православным, чтобы получить пулю в лоб.

http://pravoslavie.ru/114509.html

Схима святой Анны Кашинской. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin1.htm В начале июня в Александро-Невской лавре в Петербурге открылась выставка «Лики святой Руси: Михаил Тверской и Анна Кашинская» . По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора 19 июня в актовом зале исторического факультета Тверского государственного университета состоялась конференция, посвященная благоверной княгине. Вечером 24 июня 2009 года архиепископ Виктор, как всегда на день памяти святой Анны Кашинской, совершил всенощное бдение в Вознесенском соборе Кашина. В соборе служили митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, а также 30 священнослужителей. Перед елеопомазанием верующие смогли приложиться к открытым мощам святой. К торжествам была изготовлена серебряная рака, пожертвования для которой в течение года собирали прихожане Твери, Кашина и других городов епархии. Вместе с митрополитом Германом в Кашин приехали несколько казаков из особого подразделения Донского войска. Вместе с Центральным казачьим войском, в основном сформированным в Тверской области, они следили за порядком во время проведения крестного хода. Никольский Клобуков монастырь встречал паломниц, насельниц и игумений монастырей Тверской области (Вознесенского Оршина и Благовещенского, что в Бежецке). Служащая с 2009 года игуменией монастыря матушка Варвара вместе с настоятельницами других монастырей Тверской области пропела заупокойную литию у могилы первой настоятельницы возрожденной обители схиигумении Стефаниды (Топорковой). Матушка Варвара с трепетом и благоговением рассказывала о чудесным образом появившихся в обители мощевиках оптинских и тверских святых и о воссоздании по старинным чертежам кельи преподобного Макария Калязинского. Ее размеры примерно 2 на 2 метра, и высота также составляет около 2 метров. Старинную фотографию кельи можно увидеть на снимках С.М. Прокудина-Горского, посетившего Кашин в 1910 году – вскоре после торжеств 1909 года.

http://pravoslavie.ru/31112.html

– Нет. Точнее, посоветовать вы можете, но это будет бисер перед свиньями. Просто нет смысла. Совершенно разные задачи и желания у тех, кто роется в помойке, смакует дрянь, и тех, кто хочет видеть и видит доброе. Печаль по старым добрым временам не должна приводить к унынию, но содействовать доброй работе и молитве за Россию – Всё по Евангелию: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45). – Именно. То же и с фотоаппаратами и кинокамерами, не только с устами. Не хочу даже говорить об этом – таких в любом телевизоре или компьютере полно. Единственная надежда только на то, что со временем они поумнеют. Автопортрет. Водопад Кивач. Олонецкая губерния И в таких условиях Прокудин-Горский, к сожалению, экзотика. И по моему твердому убеждению, знакомство – не поверхностное, а действительное – с его работами окажется богатейшим подспорьем для любого человека, который хотел бы узнать Россию чуть ближе и искреннее, чем из телепередач, всевозможных блогов или газет. И давайте все-таки помнить: грусть и печаль по старым добрым временам не должны быть поводом для беспросветного уныния – эти чувства должны содействовать доброй работе и молитве за Россию. Рейтинг: 9.9 Голосов: 954 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Andrey Kozlov 20 августа 2018, 01:43 Интервью блистательное! какой подробный разбор вопроса со всеми его якобы " неудобными " сторонами. Поразительные слова о ностальгии. Действительно, можем ли мы испытывать ностальгию по тому, что безвозвратно ушло и навсегда утеряно? Ностальгируем ли мы, рассматривая Парфенон? Работы же Прокудина-Горского позволяют нам вступить в общение с нашей, а не " их " страной, страной ушедших Поклон вам и вашему труду. Ольга Б. 30 июля 2018, 11:04 Смотришь на фотографии Прокудина-Горского и восхищаешься не только мастерству фотографа, но и тому, с какой любовью относится мастер к своим фото объектам и фото персонажам. Наверно, поэтому через 100 лет эти фотографии излучают свет и добро.

http://pravoslavie.ru/114509.html

Божественная литургия 25 июня состоялась в 2009 году не в Вознесенском храме, а под открытым небом. Утром мощи святой Анны Кашинской были перенесены из Вознесенского собора на площадь перед Воскресенским собором. Торжественная литургия стала и завершением Волжского крестного хода, охватившего 16 муниципальных образований Тверской области. Начавшийся 30 мая 2009 года Волжский крестный ход прошел более 200 тысяч километров по волжским городам, районам Тверской области и Подмосковья. Крестным ходом были пронесены и мощи святой Анны Кашинской. К 24 июня участники хода прибыли в Кашин и вместе с другими паломниками молились на всенощном бдении и Божественной литургии. Литургия транслировалась на огромном экране, расположенном на наружной стене Воскресенского собора. Протоиерей Серафим Александрович Архангелов. На обратной стороне фото дарственная подпись: «Многоуважаемому господину Иоасафу Яковлевичу Кункину от священника Смольного собора в Петербурге Серафима Архангелова». Из фондов Кашинского краеведческого музея. Предоставлено праправнучкой И.Я. Кункина Н. Быковской Десять священников исповедовали паломников Твери, Кашина, Москвы, Тверской и Московской области, общее число которых составило около 8 тысяч человек. Для причастников было вынесено три чаши со святыми дарами. В начале литургии шел дождь, однако после возгласа «Святая – святым!» на рукав владыки Виктора сел голубь, а над Воскресенским собором закружились ласточки. С этого момента дождь прекратился, и засияло солнце. К торжествам по случаю 100-летия со дня восстановления церковного прославления святой Анны Кашинской было приурочено и долгожданное возвращение Воскресенского кафедрального собора. Рядом с собором был возведен памятник святой покровительнице города; его автор – скульптор Андрей Николаевич Ковальчук – создал и памятник святому Михаилу Тверскому в Твери. После освящения памятника в воздух были выпущены несколько белых голубей. Келья преподобного Макария Калязинского в Никольском Клобуковом монастыре. Фото С.М. Прокудина-Горского (1910), восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin2.htm Празднование было очень похоже на торжества 1909 года, когда так же «читались приветствия, адреса». На нынешнем торжестве выступали представители администрации и скульптор А.Н. Ковальчук. Архиепископ Виктор зачитал приветствие Святейшего Патриарха Кирилла, адресованное всем православным святой Руси, почитающим благоверную княгиню-инокиню Анну. Мэр Кашина вручил иконы святого Михаила Тверского благочинному Кашинского округа протоиерею Димитрию Кунченко. Звучали стихи в память святой княгини Анны и ее супруга святого князя Михаила Тверского.

http://pravoslavie.ru/31112.html

10 сентября 1846 года Если и с апостолами бывали беды во лжебратии 800 , то не надобно дивиться, если с нашей немощью встречаются скорби от несовершенства братолюбия. Вы не будете иметь недостатка в людях, но жаль душу, которая в пристани волнуется и хочет в путь, сама не зная куда. Пожелайте добра отходящей, как прибывающей, и останьтесь в мире. 7 октября 1846 года Ваш Ангел Хранитель учит Вас чисто созерцать Божественное в его безмерной высоте над ничтожностью человеческого (хотя и призванной в служение Божественному, по безмерному снисхождению), чтобы смирение было просто и чтобы под кровом его не скрывалось человекоугодия и кичливого хитрословесия собственного разума. Примите наставление и внимайте себе. […] 25 октября 1846 года Преподобной игумении Марии благословение Господне и мир. Силою Креста Своего да исцелит Господь всякую скорбь Вашу и да дарует Вам утешение духовное. Не зная в точности, какого рода молва о послушнице, огорчившая Вас, и из какого источника возникла клевета, не могу судить о сем определенно. Не думаю, чтобы игумения А[поллинария] пренебрегла, если бы могла, противодействовать клевете. Но клевета не просит позволения от начальствующих и не принимает от них приказаний замолчать. Могила игумении Марии и ее сына в Спасо-Бородинском монастыре Бородино. 1911 г. Фото С. М. Прокудина-Горского. Реставратор: Олег Поляков Говорил я Вам против обучения музыке. Если бы отказались от сего не очень монастырского занятия, менее было бы нужды в сношениях с людьми, подвергающимися толкам и пересудам. Правда, и пророк, видно, чувствовал тягость клеветы, когда написал: Избави мя от клеветы человеческой 801 . Но не надобно приписывать ей больше тягости, нежели есть. Иная клевета изгоняет, приводит в нищету, повергает в темницу – это тяжко. А то не легче ли, когда клевета проходит мимо ушей, как ветер? Вниди в клеть твою 802 и не слушай шума ветра. Сравните двух человек: оглаголанного клеветою и порицаемого справедливо. Который несчастнее? Конечно, порицаемый и виновный. Итак, подверженный молве клеветы не самый несчастный. И может быть, не несправедливо сказать о том человеке: счастлив, что оклеветан молвою и не обвинен совестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

21 февраля 1844 года Общий вид первой церкви в Спасо-Бородинском монастыре Бородино. 1911 г. Фото С. М. Прокудина-Горского. Реставратор: Олег Поляков Воистину Воскресе Христос! Радуйтеся о Господе воскресшем, с мироносицами принося Ему вместо мира молитву, благоухающую именем Его. Миро бо излиянное имя Его 791 . Господь да благословит миром и радостью Вас и подвизающихся с Вами. Радость земная проницается печалию, потому что душа сокровенно чувствует неудовлетворительность земного и потребности лучшего. Печаль о Господе проницается радостию, потому что душа предчувствует то, что сказано апостолом: Печаль, яже по Бозе… спасение соделывает 792 . Да взыщем радости, в которой бы не скрывалось жало печали. Да не страшимся и печали, которая в радость будет 793 . […] 3 апреля 1844 года Благословение Вам и мир. Вы уже знаете, что разрешено то, что Вы сделали без разрешения. Итак, видите, что нет беды в том, что делается в духе братолюбия. Оно не мешает управлять и не изгоняет рассуждения. Отставим от начальства страсть и свою волю, и братолюбие пусть управляет и рассуждение да будет ему помощником. 10 мая 1844 года Что нет постоянства в состоянии душевном, конечно, это не есть порядок и совершенство. Но вспомните, что постоянное и неизменное – на Небесах, а мы живем в мире перемен и сами подвержены переменам, чему и нужно быть для того, чтобы мы могли перемениться к лучшему. Итак, будем, сколько можем, стараться переменять себя к лучшему, а невольные изменения без нетерпения и тревоги (что не было бы полезно) станем переносить, призывая непрестанно помощь свыше. Благо есть, когда можем служить Богу с внутренним жаром и услаждением. Подвиг становится нетрудным, потому что сам себя награждает. Но если, несмотря на невольную холодность, с миром и твердостью продолжаем служение Богу – не благо ли и сие? Призрит Господь на неуслаждаемый подвиг и не лишит его награды, теперь скрываемой. Не сами ли Вы мешаете устроению внутреннему внешней заботою? Возверзи на Господа печаль твою 794 . Не сравнивайте Вашего монастыря со Спасо-Ефросиниевским, чтобы не прокралась мысль зависти, чтобы не утратился помысл смирения. Спросите себя: можно ли требовать для игумении Марии того, что делают для преподобной Ефросинии? – Ответ, кажется, не труден. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010