8 августа в 17.00 в своём кремлёвском кабинете Молотов вручил японскому послу Сато Наотакэ ноту, где говорилось, что с 9 августа Япония и СССР будут находиться в состоянии войны. В этот момент в Хабаровске наступила полночь, и маршал Василевский только что приказал советским войскам начать сжимать клещи. Через десять минут передовые части Забайкальского фронта без шума проникли в Маньчжоуго. В течение часа границу перешли подразделения Первого и Второго Дальневосточных фронтов; кое-где наступлению предшествовала артиллерийская подготовка, в других местах оно началось скрытно под покровом грозы. В последующие три дня Квантунская армия была смята, как тростник под паровым катком. Три советские группы армий прорвали внешнюю линию обороны и двигались к Синьцзину и Мукдену с востока, запада и севера. В некоторых местах части Красной армии тихо переходили границу и овладевали позициями японцев, не давая им сделать ни единого выстрела. 18 августа части генерал-майора Г.А. Шелахова вошли в Харбин. На рассвете 19 августа красноармейцы заняли железнодорожные вокзалы и мост через Сунгари, а на главных дорогах установили посты. Марионеточный император Маньчжоуго Генри Пу И был схвачен советскими военными на аэродроме Мукдена, где он пытался сесть на самолёт, готовый к вылету в Японию 241 . 19 августа площадь у собора в Новом городе заполнили тысячи русских эмигрантов, кричавших “ура” советским солдатам и размахивавших красными флагами. Архиепископ Нестор отслужил на соборной площади в Харбине благодарственный молебен, на котором, сняв головные уборы, стояли и красноармейцы» 242 . Ещё до издания обращения Патриарха Алексия (Симанского) к архипастырям и клиру, находящимся в подчинении Заграничного Архиерейского Синода, русские епископы Дальнего Востока направили Святейшему 26 июня 1945 г. своё обращение: «Наша Дальневосточная Православная Церковь за границей и, в частности, Харбинская епархия, в течение всего своего существования с 1922 г., по милости Божией пользовалась тишиной и миром во внутренней своей жизни; Церковь умножалась, приходы устроились, насаждались рассадники духовного просвещения – Богословский факультет и Духовная семинария, и вся жизнь текла по указаниям Соборного определения 1917–1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Временное правительство не смогло удержать управления государственным кораблём, и в конце октября оно было сметено. В этот период Церковный Всероссийский Собор, продолжая реформу Православной Всероссийской Церкви, отделённой от государства, при строго церковном и соборном соблюдении канонических установлений, на общем пленарном заседании всех членов постановил после ряда прений подавляющим числом голосов всего Собора восстановить Патриаршество в Русской Православной Церкви, бывшее 200 лет тому назад на Руси, но уничтоженное императором Петром I. Патриархом Тихоном владыка Евсевий был назначен митрополитом Крутицким. Скончался он в 1922 г. Могила его в Ново-Девичьем монастыре. Всякий раз я с благоговением посещаю её, благодарю доброго авву, молюсь о его упокоении: «Архиерейство его да помянет Господь Бог во Царствии Своём». Я как епископ Камчатский и Петропавловский представительствовал на Соборе, имея поручение от Камчатского Собора духовенства и мирян. В том же Соборе участвовал, имея голос от мирян, камчадал П. Новограбленный. В 1918 году осенью мы возвращались на Камчатку в свою епархию, но поскольку прямой путь через Сибирь до Владивостока был нарушен сибирскими междоусобицами, то мне пришлось ехать на Камчатку окружным путем: через Киев, Одессу, Крым, Константинополь, Александрию, Египет, Суэцкий канал, Порт- Саид, Гонконг, Шанхай... В Константинополе я растерялся, так как у меня было только несколько бумажных керенок, нигде не признаваемых. В Турции над моими керенками менялы только посмеялись. Но мне улыбнулось неожиданное счастье. Я случайно узнал, что в Константинополе находился в то время господин Беклемишев – главный представитель Российского Добровольного флота. Я обратился к нему с просьбой взять меня на пароход «Томск», отплывавший вскоре на Камчатку, в счет моей уплаты по прибытии. На что он категорически возразил: – Вы, Ваше Преосвященство, всегда, будучи на Камчатке, без отказа исполняли любые просьбы Добровольного флота и весьма много пользы приносили нам во время зимних поездок по Камчатской области, а посему мы вам отведём каюту на «Томске» и не считайте себя нашим должником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вскоре после революции ее перевели игуменией в Борисо-Глебский Аносин женский монастырь, в котором она оставалась вплоть до его закрытия (1928). После этого последовали три года ссылки на Север. Вернувшись из ссылки, поселилась у благодетелей Аносина монастыря Лобовых в Москве на Большой Полянке, рядом с церковью Григория Кессарийского (зима 1931–1932 гг.), а с весны – на их даче в пяти километрах от Кубинки по Белорусской железной дороге. В 1930-е годы сообщалась со схиигуменией Фамарью, жившей на ст.Пионерская. Пострижена в схиму с именем Евгения. Скончалась и погребена рядом с домом, в котором жила (Воспоминания схим. Анны Тепляковой). 291 Скорее всего, речь идет о митрополите Трифоне (кн. Борисе Петровиче Туркестанове, 29.11.1861 – 1/14.7.1934). По окончании гимназии в Москве (1883) назначен учителем Александровского Осетинского училища. Пострижен в монашество (31.12.1889); рукоположен во иеромонахи (6.1.1890). Окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1895) и назначен смотрителем Донского духовного училища. Ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита (1897); ректор Московской духовной семинарии (1899). Хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии (1.7.1901). С началом Германской войны был полковым священником на передовых позициях. Награжден панагией на Георгиевской ленте (26.2.1915). По болезни уволен на покой с пребыванием в Ново-Иерусалимском монастыре (2.6.1916). С 1918 г. проживал в Москве. В 1923 г. возведен в сан архиепископа, 14.7.1931 – в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения. Скончался в Москве. Погребен на Введенском кладбище. Составитель благодарственного акафиста «Слава Богу за все». 292 Храм Преподобного Сергия в Рогожской – основан в начале XVII в.; в начале XVIII в. значится уже как каменный. В 1800 г. выстроена новая трапезная, а в 1818 г. нынешняя главная церковь . В 1838 г. обновлялся после пожара. В 1864 г. построена колокольня. В 1922 г. после закрытия Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры сюда, по ходатайству рабочих, была перенесена чудотворная Чернигово-Гефсиманская икона Божией Матери. Храм был закрыт в 1938 г. В храме пел известный хор слепых (возможно, перешедший сюда с Маросейки), у которых были ноты, специально изготовленные для незрячих. Слепые умоляли женщину, хлопотавшую о закрытии храма, а после кидавшую в разведенный ею огонь иконы и богослужебные книги, – не жечь их ноты, но та их сожгла, несмотря на мольбы. В 1990 г. храм возвращен верующим. 293 Храм Святителя Николая в Песках – впервые упоминается под 1635 г., в 1657 г. значится как каменный. Обновлялся в 1901 г. Разрушен в 1932 г. Читать далее Источник: «Пастырь добрый» : Жизнь и труды московского старца протоиерея А. Мечева : [Сборник/Сост. С. Фомин; Вступ. ст. С. Дурылина]. - Москва : Паломник, 1997. - 782 с. (Русское православие XX века). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Земского Собора 99 . Словно во плоть облекались слова крестьянина, участника Всероссийского Поместного Собора Российской Православной Церкви: «У нас нет больше Царя, нет больше отца, которого мы любили, Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха» 100 . Собор во Владивостоке завершился крестным ходом к кафедральному собору, во главе которого духовенство несло иконы Спасителя и Божией Матери «Державная», большая часть акафиста которой написана, как известно, святителем Тихоном. При огромном стечении народа епископ Камчатский Нестор (Анисимов) совершил молебен, кропил войска святою водою, вручив им одну из икон Божией Матери «Державная», а другую – Правителю генерал-лейтенанту М.К. Дитерихсу 101 . На последнем заседании Собора была избрана делегация из трёх человек во главе с епископом Нестором «для поездки в Западную Европу» 102 . Возможно, не последнюю роль в этом сыграло личное знакомство Владыки с Императрицей Марией Феодоровной, которую Собор приветствовал телеграммой. Примечательно, что именно во время работы Собора (8.8.1922) Великий Князь Кирилл Владимирович издал Манифест, в котором он объявил себя «блюстителем Русского Престола» вплоть до выяснения судьбы Императора Николая II и Великого Князя Михаила Александровича 103 . Кроме того, нужно было определить отношение к Реставрационному движению, оформлявшемуся я Европе. Перечислим лишь основные события такого рода. Летом 1920 г. в Баварии собрались монархисты трёх павших в результате первой мировой войны империй – Российской, Германской и Австро-Венгерской; был разработан план создания Союза побеждённых держав для восстановления тронов. В Меморандуме генерала В.В. Бискупского, представленном на Общеевропейскую конференцию монархистов, состоявшуюся в июне-июле 1920 г. в Будапеште, говорилось об охватившем всю Европу после войны кризисе: «Монархические группы, царские генералы и большая часть русского народа ясно видят, что это катастрофическое положение может кончиться лишь в одном случае: если побеждённые народы заключат между собой тайный союз, избрав общую программу и начав очень активную политику. Великая Россия, Великая Германия и Великая Венгрия, связанные друг с другом экономически и политически, – вот единственное спасение в нашем отчаянном положении» 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

К лику святых Патриарх Ермоген был причислен 12 мая 1914 г. Память 5 октября, 17 февраля и 12 мая. 239 Мч.Трифон, Чудотворец – проповедник христианства, принял мученический венец в Никее в 250 г. Память 1 февраля. Храм Мч.Трифона на 3-й Мещанской. После закрытия храма чудотворная икона мч.Трифона была перенесена в церковь Знамения Божией Матери в Крестовском переулке. 240 Архиепископ Феодор ( Александр Васильевич Поздеевский, 21.3.1876 – 23.10.1937), Волоколамский, викарий Московской епархии – родился в с.Макарьевское Ветлужского уезда Костромской губернии в семье священника. После окончания Казанской духовной академии (1900) оставлен при ней профессорским стипендиатом. Принял монашеский постриг. Преподаватель, а затем инспектор Калужской духовной семинарии (1901–1902). Магистр богословия (1903). Ректор духовных семинарий: Тамбовской (1904) и Московской (1906). Ректор Московской духовной академии (1909). Хиротонисан во епископа Волоколамского (14.9.1909). Его духовником был известный старец – схиархимандрит Гавриил (Зырянов) . Управляющий Московским Даниловым монастырем (1.5.1917). Читал курс аскетики в Высшей богословской школе, открытой при Даниловом монастыре (1918). Назначен Патриархом Тихоном на Пермскую и Кунгурскую кафедру (июнь 1918). Арест, а потом ссылка (1922). Возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке (август 1923). Назначен управляющим Петроградской епархией (октябрь 1923); от назначения отказался. Арестован (16.4.1924). Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 19.6.1925 осужден по ст.59 (сношение с иностранными государствами) и ст.73 (измышления и распространение в контрреволюционных целях ложных слухов или непроверенных сведений) УК РСФСР к высылке в Киркрай на три года. Ссылка (1925–1937). Расстрелян в Ивановской тюрьме. Незадолго до кончины принял схиму с именем своего покровителя прп.Даниила Московского. Строгий монах и аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права, пользовался большим уважением среди архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Но вот в руках у меня акафист Преподобному. Радость моя! Успокоение! От раскатов грозы и рева ливня я окружаю себя тихо льющимся «радуйся» молитвы. Радуйся, прелюбимое иноков похваление, Радуйся, живущим в мире предивное поможение, Радуйся, преподобие Серафиме, Саровский чудотворче. Москва. 1961 год, 28 июня. Память свв. мучч. и целителей Кира и Иоанна. Послесловие. (Десять мин) С Батюшкой я никогда не говорил о моей профессии писателя. Я уже начинал сознавать, что мое дело – недоброе дело, и трудно мне, служа ему, очистить сердце свое от страстей. И вот как-то на исповеди, говоря Батюшке о том, как трудна для меня эта борьба, я сказал: – Батюшка, мне это особенно трудно, ведь я писатель. – Знаю, знаю, – заговорил Батюшка очень быстро, и все больше разгорячаясь. Он даже не на меня смотрел, а точно говорил кругом стоящим: – Какое дарование! – Он покачал головой. – Какое дарование! И как расцветет, и облагоухает многих. – Батюшка, – сказал я с недоумением, – но ведь это путь греха. Писатель идет туда, куда влекут его демоны. Батюшка точно не слышал моих слов. Он на них ничего не ответил. Он сидел молча, а потом сказал тихо и очень просто: – А ты бы попробовал написать что-нибудь назидательное, что-нибудь на пользу для людей, близких тебе по духу. [...] Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ Москва. 1961 год, 11 августа. День памяти муч. архидиакона Евпла Автор воспоминаний – Александр Александрович Добровольский (1886–1964), литературный псевдоним А.Тришатов – писатель. Был членом Телешовской Среды. Встречался с Л.Андреевым, И.Буниным, Б.Зайцевым, И.Шмелевым и др.крупными писателями. В 1922 г. участвовал в журнале «Маковец». Библиотекарь в Московском доме литераторов. Арестовывался по делу поэта Даниила Андреева (1948). Отбывал срок в Потьминских лагерях (до 1954). Все рукописи законченных рассказов, дневники, записные книжки и литературные наброски были сожжены во время следствия. По свидетельству известного православного поэта А.А.Солодовникова (1893–1974), умер он «в условиях одинокой старости, но не оставленный друзьями по духу» (Московский журнал. 1992. С.50). Воспоминания, так же как и рассказы, известные под общим авторским названием «Десять мин» («Кремль», «Сережа», «Мама», «Петроград», «1917–1918 годы», «Красноярская обедня», «Исцеление», «Мой доклад», «Успенский пост», «Ливень» и Послесловие) были написаны в 1961 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Панагия — здесь: часть из просфоры, вынутая на проскомидии в честь Божией Матери. В монастырях Панагия особым чином переносится в трапезную: одну ее часть вкушают перед принятием пищи, другую по окончании трапезы. Игумения Екатерина (в миру Екатерина Васильевна Самбикина) третья настоятельница Шамординского монастыря. Иеромонах Адриан (в миру Архип Акильев, 1859-?) — один из духовников Оптиной пустыни. Пострижен в 1890 г., рукоположен в иеромонахи в 1899. Во время русско-японской и Первой мировой войн служил в госпиталях и лазаретах. В1915 г., согласно желанию, поехал на фронт. Свт. Серафим (Чичагов, 1856–1937)-родился в Санкт-Петербурге, в семье полковника, принадлежал знаменитому дворянскому роду. Окончил Пажеский корпус, служил гвардейским офицером, участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Был женат, имел четырех дочерей, в 34 года отказался от военной карьеры и в 1893 г. был рукоположен в священника. В 1898 г., спустя три года после смерти жены, принял иноческий постриг. В 1905 г. состоялась его епископская хиротония. Поочередно возглавлял несколько кафедр (Орловскую, Кишеневскую, Тверскую и Кашинскую, Варшавскую и Привисленскую). В 1921 г. возведен патриархом Тихоном в сан митрополита, трижды арестовывался; в 1922–1923 гг. находился в ссылке в Архангельской области. В 1927 г. поддержал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), в 1928 г. назначен митрополитом Ленинградским, с 1933 г. находился на покое, в 1937 был арестован и расстрелян в подмосковной деревне Бутово. Митрополит Серафим являлся одним из главных инициаторов канонизации преподобного Серафима Саровского, составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896) и акафист прп. Серафиму. Канонизирован в 1997 г. См. о нем: Митрополит Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. М.; СПб., 1993; «Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)». СПб. «Сатис», 1997. Память 28 ноября. Послушницей в Дивеевском монастыре была старшая дочь владыки Серафима, Вера Леонидовна Чичагова (1879–1962). Из-за нестроений с игуменьей Александрой (Траковской), а также развившейся склонности к пьянству послушница Вера покинула монастырь, вышла замуж, но в браке была несчастна, прожила очень непростую, полную лишений жизнь. За полтора года до смерти приняла иноческий постриг с именем Вероники. См. о ней: В гости к батюшке Серафиму/Сост. С. Фомин. М., 1997, с. 496–498.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

В самой Палестине между 1857 и 1914 гг. Русская Духовная миссия в Иерусалиме и Общество приобрели более 65 участков земли общей площадью около 150 гектаров. Для сравнения: эта площадь в шесть раз превышает территорию Московского Кремля. Деятельность Общества развивалась по трем направлениям: организация паломничества в Св. Землю, благотворительность и научные исследования. К 1912 г. в Палестине, Сирии и Ливане работали 101 школа и две учительские семинарии с интернатами, принадлежащими Обществу. До 1917 г. вышло 62 «Палестинских сборника». После революции большевики конфисковали все авуары Общества в русских банках, 4-этажный дом в Петрограде, где находились его правление и богатейшая библиотека (около 12 тысяч томов ее позднее были списаны в макулатуру). Общество, ставшее именоваться к тому времени просто «Палестинским», было включено болыпевицким правительством в систему Академии наук (29.8.1919). Большая часть земельных владений была захвачена правительством государства Израиль, либо продана советским правительством (за Православные Святыни мы получали апельсины). Некоторое оживление деятельности Общества наметилось в начале 1950-х гг. В 1954 г. был возобновлен выпуск «Палестинских сборников» (до наст. времени их издано чуть больше тридцати). Решением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 25.5.1992 Обществу было возвращено его первоначальное название Императорского Православного Палестинского. Правительству рекомендовано принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ему имущества «по имеющимся документам и другим официальным свидетельствам ». 216 Возможно речь идет об иеросхимонахе Анатолии-младшем (в миру Александре Алексеевиче Потапове, 1855 †30.7.1922) – великом Оптинском старце, последнем из скончавшихся в самой Пустыни. Читать далее Источник: «Свете тихий» : Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)/[Сост. Сергей Фомин] - Москва : Паломник, 1996-./Т. 1. - 1996. – 493 с. (Русское православие XX века). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Велико же было удивление мореплавателей, когда они вскоре обнаружили себя окружёнными целой флотилией яхт и парусников, команды которых приветствовали их с чувством восхищения и восторга: Говорят, и этому я верю, Что тот город, где кадет-матрос Бросил якорь, вынес бот на берег И по улицам его понёс. Всё это было, но, к сожалению, в глазах американцев так и осталось всего лишь спортивным подвигом. Действительных причин они не могли да, вероятно, и не хотели постигнуть… Милые, что ныне с вами сталось, Я не знаю. Вероятно там Растворившись, приняли за милость Славу, улыбнувшуюся вам. ……………………………. Лбом мы прошибали океаны Волн летящих и слепой тайги: В жребий отщепенства окаянный Заковал нас Рок, а не враги. Мы плечами поднимали подвиг, Только сердце было наш домкрат; Мы не знали, что такое отдых В раззолоченном венце наград. Много нас рассеяно по свету, Отоснившихся уже врагу; Мы – лишь тема, милая поэту, Мы – лишь след на тающем снегу. Победителя, конечно, судят, Только побеждённый не судим, И в грядущем мы одеты будем Ореолом славы золотым. И кричу, строфу восторгом скомкав, Зоркий, злой и цепкий, как репей: – Как торнадо, захлестнёт потомков Дерзкий ветер наших эпопей. Это строки из поэмы широко известного когда-то всей дальневосточной русской эмиграции поэта Арсения Несмелова (1889–1945), того самого офицера, который в 1917-м оборонял Московский Кремль, а после второй мировой принял смерть на бетонном полу советской тюремной камеры. Поэма называется «Через океан». Написана в Харбине в 1930 г. Вызвана она была потрясшим поэта сообщением о подвиге русских кадетов, переплывших Тихий океан, исходившим, вероятно, из кругов, близких епископу Нестору 112 . Судьба других беженцев из Приморья, хлынувших в Маньчжурию после падения Приамурского Земского Края в ноябре 1922 года, была более прозаичной. К тому времени их сосредоточилось здесь до 300 тысяч человек (в том числе в Харбине до 100 тысяч). Позднее, после массового переселения в область Трехречья 113 около 100 тысяч забайкальских казаков, число русских в Маньчжурии ещё более возросло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Через некоторое время пришлось помянуть о том же. – А он с тобой говорил? – Нет. Батюшка на минуту задумался, а затем особенно крепко наказал мне не думать и не предполагать ничего, а только молиться, ничего не изменяя в своем поведении. «Только ты ничего не думай, а то ты себя доведешь до того, что не в силах будешь сдерживаться». Я молилась указанным Батюшкой угодникам, но это было как-то неопределенно, пока Батюшка не угадал мое недоумение и не написал мне в единственном полученном мною от него письме текст молитвы. Она мне очень помогала. В 1922 году мои именины приходились под Троицын день. Мама моя напекла пирогов и вечером хотела справить мои именины. Между тем в те годы, когда я только подходила к Церкви, когда передо мной открывалась богатейшая сокровищница церковная, я и думать не могла не пойти ко всенощной и намеревалась исповедываться у Батюшки. Встала я. в конец длиннейшей очереди к нему на исповедь и простояла в ней до конца службы. О.Сергий в середине всенощной сказал проповедь о значении Троицкой вечерни, о реальности приобщения к вечности через церковное богослужение, о ежегодном обновлении в Церкви, в каждом верующем благодати Святого Духа. Ничего подобного я раньше никогда не слыхала, да и на душе был такой восторг, свет, какого я никогда не испытывала: казалось, что обновление благодати уже наступило. Всенощная кончалась. Я уже почти потеряла надежду на исповедь. Очередь была еще большая, а с правой стороны все подходили певчие в косынках... Но пришла, наконец, и моя очередь. – Тебя как зовут? Елена? Ну что же у тебя? Я покаялась во лжи. – Ну зачем? Не надо лгать, Леля. А то вот скажут: «Вот Леля какая, – неправду говорит», – и никто верить не станет. Знаешь, какая должна быть девушка? Девушка должна быть чистая, как нежный цветок, в него ничто не должно попадать, ничто грязное не должно его касаться. Батюшка так говорил, точно видел этот цветок, точно держал в руках что-то драгоценное и нежное. И я как бы увидела в темноте клироса сияющий белизной цветок, увидела, какова должна быть чистота, непорочность христианской души. А какова я?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010