Филипп (Ставицкий Виталий Стефанович; 1884–1952), архиепископ. В 1916 г. хиротонисан во епископа Аляскинского. С 1917 г. находился в России. Арестован в 1918 г. С 1920 г. епископ Смоленский. Арестован в 1922 г., кратковременно примыкал к обновленчеству. После освобождения из тюрьмы, ушел в затвор, покаялся. Арестован в 1923 г., до 1928 г. в ссылке. С 1928 г. епископ Астраханский и Енотаевский. Арестован в 1929 г., в ссылке до 1931 г., где был вновь арестован, до 1937 г. в ссылке в Омской обл. С 1937 г. архиепископ Омский, арестован в 1937 г., был в ссылке до 1940 г., до 1943 г. проживал в г. Борисоглебске Московской обл. на покое. С 1943 г. архиепископ Астраханский и (временно) Сталинградский; с 1949 г. архиепископ Астраханский и Саратовский. Филофей, Патриарх Константинопольский. Флоран, кардинал. Флятон, западный богослов. Фомин Ц., протоиерей. Фомин П., протоиерей. Фотий (Нечепоренко), иеромонах. Фотий (Пероглу Георгиас; 1853–1925), Патриарх Александрийский и всея Африки с 1900 г. Фудель Иосиф, протоиерей, член Братства святителей Московских. Харитон (Дунаев), иеромонах. Харитонов, мирянин Брянской епархии, член обновленческого собора. Холмогоров Михаил Кузьмич (1870–1951), протодиакон. С 1910 по 1930 гг. служил в церкви Никиты Мученика на Старой Басманной ул. в Москве, в 1920 г. параллельно со службой в храме Михаил Кузьмич поступил в известный хор под управлением И. И. Юхнова, с 1930 г. служил в церкви Вознесения в г. Пушкино. В 1939 г. арестован. С 1943 по 1951 гг. служил в церкви св. Апостола Филиппа на Арбате. Храмухина Аполлинария Михайловна, монахиня. Храмушина см. Храмухина Аполлинария Михайловна, монахиня. Хреновский Лев Митрофанович (1875–?), присяжный поверенный. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра». Приговорен к высылке в Казахстан на два года. Дальнейшая судьба неизвестна. Христофор (Смирнов Федор Алексеевич; 1842 – после 1918), епископ. В 1886–1887 гг. ректор МДА. В 1887 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии; с 1890 г. на покое; с 1892 г. епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; с 1897 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский; с 1900 г. епископ Подольский и Брацлавский; с 1903 г. епископ Уфимский и Мензелинский; с 1908 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

222        Протоиерей Иоанн Петелин. Письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1 от 24 марта 1945.//ив ОВЦС Московской Патриархии. Д , 39. Цит. по га.: Священник Дионисий Поздняед. Православие в Китае (1900–1997 гг.). М., 1998. С, 88. 224        Цит. по ст.: Диакон Иоанн Хайдаров. Харбинские. архиереи и поклонение Аматерасу в Маньчжурской империи//Китайский благовестиик. М., 2000, 2. С. 20. 226        Дьяков И.А. Аматерасу. Правда о пережигом в Трехречье за веру , и отчизну//Священник Дионисий Поздняев. Указ. соч. С. 189. См. также отд.; изд.; Дьяков И.А. О пережитом в Маньчжурии за веру и Отечество. Записки православного. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. 230        Цит. по ст.: Диакон Иоанн Хайдаров. Харбинские-архиереи и поклонение Аматерасу и Маньчжурской империи. С.:21. 237        Священник Андрей Голиков, С. Фомин. Кровью убелённые. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940–1955). М.: Паломникъ, 1999. С. XLII. 241        В течение почти что пяти лет император Пу И находился в СССР. Затем был передан властям КНР по их просьбе. Там он до 1959 г. находился в заключении в особом лагере. Позднее, амнистированный, стал депутатом Всекитайского народно-политического консультативного совета. Работал в ботаническом саду Академии наук КНР. Известны его мемуары. Скончался в 1967 г. – С.Ф. 246        «В 1922 г., – пишет отец Дионисий Поздняев, – Харбинская епархия была выделена из Владивостокской епархии Заграничным Высшим Церковным Управлением, её правящим архиереем был назначен архиепископ Мефодий . Открытие Харбинской епархии было фактически признано Всероссийской церковной властью: её не приписывали к соседней Пекинской епархии и не назначали в Харбин нового архиерея. Владивостокским архиереям Харбинская епархия не подчинялась. Вместе с тем Московская Церковная власть не подчиняла Харбинскую епархию каким-либо иерархам, находившимся за рубежом. Епархия эта, выделившаяся из состава Владивостокской, подобно Благовещенской, должна была быть рассматриваема как каноническая территория Русской Православной Церкви, находящаяся в пределах Китая. Вопрос о выделении Харбинской епархии в самостоятельную стоял ещё в 1907 г., поднимался он и на Поместном Соборе 1917–1918 гг. С 1907 г. в составе Владивостокской епархии существовало Харбинское благочиние, не подчинявшееся Духовной Миссии в Китае, хотя и находившееся на его территории» (Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае, 1900–1997 гг. М., 1998.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Оратор восклицает: “Да здравствует единый вождь России Патриарх Тихон!” . С 1 по 11 июня 1922 г. в Приморье разразился политический кризис, явившийся логическим финалом несоциалистического движения, пёстрого по своему составу и неоднородного по идеологической созидательной платформе. Наученные горьким опытом революции и гражданской войны, русские люди во Владивостоке смогли преодолеть внутреннюю смуту. Указом Приамурского Временного правительства 149 от 6 июня 1922 г. объявлялось о созыве Земского Собора» 97 , прошедшего во Владивостоке с 10 (23) июля по 28 июля (10 августа) 1922 года. Подобно свече, вспыхивающей ярко, прежде чем окончательно потухнуть, явился он на нашей земле, на последнем её клочке, не погрузившемся ещё в красную мглу. На этом Соборе русские православные люди договорили всё до конца. Собор высветил наши грехи, приведшие к падению, от имени всего народа покаялся в них, наметил пути выхода из создавшегося положения. Ключевую роль в Соборе сыграл генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс (1874–1937), вызванный к политической жизни из харбинского прозябания, где этот несомненно выдающийся человек, разработавший план «брусиловского прорыва», Главнокомандующий войсками Восточного фронта адмирала Колчака, возглавлявший следствие по цареубийству, зарабатывал на хлеб тем, что работал сапожником. Твёрдая его православная вера давала пищу многочисленным кривотолкам в обезбоженной уже к тому времени армейской среде. Многие подобные острословы называли его (заглазно, разумеется) «Ваше Преосвященство» 98 . Таков был, к сожалению, состав сформированных генералом из прежних полков дружин, вошедших в численно невеликую армию края – Земскую рать. Став в результате Собора Правителем Приамурского Земского Края, Михаил Константинович был у всех на виду. Деятельность же епископа Нестора была внешне не столь заметной для широкой публики по многим причинам. Не последнюю роль в этом играла близость Владыки к святителю Тихону, несомненно, предоставившему ему широкие полномочия. Кое-какие подтверждения этому имеются в материалах самого Земского Собора. Уже на втором его заседании 25 июля аплодисментами было встречено предложение об избрании Святейшего Патриарха Тихона почётным председателем Приамурского

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

8 апреля 1937 г. митрополит Алексий ввиду болезни архимандрита Иосафа поручил до его выздоровления совершать богослужения в Греческом храме протоиерею Знаменской церкви Феодору Ласкееву. Болезнь о. Иоасафа затянулась, и 22 апреля его перевели на должность 2-го священника, а настоятелем был назначен переведенный из Афонской церкви Новодевичьего монастыря протоиерей Лев Александрович Муллер. Он родился в 1887 г. в Могилеве, имел высшее образование, до революции служил в Министерстве путей сообщения, а после рукоположения в 1922 г. в сан иерея – в разных храмах Петроградской (Ленинградской) епархии. На посту настоятеля Греческой церкви о. Лев оставался до 30 августа 1937 г., перейдя затем в Князь-Владимирский собор. Протоиерей был арестован в начале 1942 г. в блокадном Ленинграде и 30 июня 1942 г. скончался в заключении. Следует упомянуть также, что с 20 июня по 30 августа 1937 г. вторым священником Греческой церкви служил один из авторитетных клириков епархии протоиерей Владимир Александрович Румянцев – настоятель кафедрального Николо-Богоявленского собора в период блокады Ленинграда (годы жизни 1877–1947). 30 августа настоятелем храма св. Димитрия Солунского вновь был назначен архимандрит Иоасаф, а вторым священником переведен из Троице-Измайловского собора протоиерей Василий Дмитриевич Фомин, служивший в Греческой церкви до 23 ноября 1937 г. В связи с плохим здоровьем о. Иоасафа 7 декабря того же года на посту настоятеля его сменил протоиерей Симеон Симеонович Никиташин. Он родился в 1888 г. в Новгородской губернии в семье крестьянина (позднее священника), окончил Духовную семинарию и, служа настоятелем Скорбященской церкви в Петрограде, в 1922 г. подвергался аресту ГПУ. По этой причине о. Симеон не мог уцелеть в период «большого террора», и через месяц после назначения в Греческую церковь, вероятно, был арестован и расстрелян. В январе 1938 г. о. Иоасафу пришлось вернуться к исполнению обязанностей настоятеля [xii] . Состав церковнослужителей Греческого храма с течением времени также постепенно менялся. После оставления должности смотрителя А.М. Антонов с апреля по сентябрь 1935 г. работал бухгалтером, а после его ухода на пенсию – с октября 1935 по март 1938 гг. – счетоводом общины был грек И.Н. Теодори (Феодори). Свечницей церкви с февраля 1936 по 1938 гг. работала Ольга Петровна Визанирис, сторожем в это время оставался Ф.И. Садибов. Кроме них имелось еще четыре платных церковнослужителя: алтарница, уборщица и два дворника. Регентом церковного хора в 1936–1938 гг. был Ф. Самошин, число певчих в этот период колебалось от 25 до 15 человек.

http://bogoslov.ru/article/3756641

Игумен Феодосии (в миру Александр Васильевич Поморцев, 1854–1920) — принял постриг в 1899 г., спустя год перемещен в Оптину пустынь, где в 1902 г. был рукоположен в иеромонаха. Ученик старца Варсонофия, в 1912 г. был назначен на его место скитоначальником и духовником Оптинской братии. Обладал даром рассуждения, много времени и внимания уделял интеллигентной молодежи. Был последним скитоначальником Оптиной до ее закрытия. Калужская икона Божией Матери явлена чудесным образом в селе Тиньково в 1748 г. (рядом с Калугой) в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Празднуется 1 сентября в честь избавления Калуги в 1771 г. от моровой язвы, 12 октября в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 г., 18 июля за охранение от холеры в 1898 г., а также в первое воскресенье Петрова поста. В настоящее время находится в кафедральном соборе Калуги. Прп. Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812–1891) — один из самых знаменитых и любимых оптинских старцев. Родился в селе Большая Липовица Тамбовской губернии Тамбовского уезда в семье пономаря. В 1836 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию, работал учителем в Липецком духовном училище. Во время болезни дал обет уйти в монастырь. В 1839 г. поступил в Оптину пустынь, в 1841–1846 гг. был келейником прп. Макария (Иванова). В 1842 г. был пострижен в мантию, в 1845 г. рукоположен в иеромонаха, между 1846 и 1848 гг. принял тайную схиму. В 1846 г. по болезни был вынужден уйти за штат, в 1890 г. переехал в Шамордино, где и скончался 10 октября. За советом и утешением старца в обитель приезжали люди разных сословий со всех концов России; среди самых известных посетителей старца — Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев. Канонизирован в 1988 г. Память 10 октября. См. о нем: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). Жизнеописание … оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия в двух частях. М., 1900. Ч. 1–2. Игумен Андроник (Трубачев). Преподобный Амвросий Оптинский .….М., 1993. Прп. Анатолий Оптинский (в миру Анатолий Алексеевич Потапов, 1855–1922) — родился в Москве, в семье мещан, в Оптину пустынь поступил в 1885 г., был келейником прп. Амвросия. В 1895 г. пострижен в мантию, в 1906 г. рукоположен в иеромонаха. Окормлял мирских людей, был «народным» старцем. С 1906 г. назначен духовником женского Шамординского монастыря. В 1920 г. был арестован, но вскоре освобожден. В 1921 г. во время тяжелой болезни принял схиму. Скончался 30 июля 1922 г. за несколько часов до нового ареста. В тексте воспоминаний год его смерти ошибочно указан как 1921. Канонизирован в 1996 г. Память 11 октября. См. о нем: Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Козельск, 1995. Цветочки Оптиной пустыни.…/Сост. С. Фомин. М., 1995.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

25.01(07.02)1928 11(24)05.1928 25.09(07.10)1932 23.10(05.11)1932 27.11(10.12)1932 23.11(06.12)1934 13(26)02.1937 Михаил III Свидерский 13(26)02.1937 07(20)10.1937 Соликамская Основана в 1916 г. Именование – по г. Соликамск (Пермская губерния). Пермское викариатство. Упразднена в 1933 г. 01.07.1916 21.01.1917 Сергий Лавров 26.02.1917 11(24)12.1918 05(18)06.1919 Варлаам Новгородский 30.01(12.02)1925 01.1926 25.06(08.07)1932 03(16)06.1933 Глеб Покровский Солнечногорская Основана 03(16)11.1979. Именование – по г. Солнечногорск (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 2003 г. 03(16)11.1979 12(25)11.1979 12(25)11.1979 03(16)07.1982 20.11(03.12)1982 16(29)01.1983 в/у Сергий Фомин 17(30)01.1983 24.04(07.05)2003 Сосницкая Основана в 1921 г. (?) Именование – по пос. Сосница (Черниговская область УССР). Черниговское викариатство. Упразднена в 1922 г. 1921 Спас-Клепиковская Основана в 1925 г. Именование – по г. Спас-Клепики (Рязанская область). Рязанское викариатство. 29.06(12.07)1925 09.1925 Спасская Основана в 1921 или 1923 г. Именование – по г. Спасск (Казанская губерния). Казанское викариатство. Упразднена в 1929 г. До 01(14)09.1921 (?) 21.08(03.09)1923 15(28)12.1923 15(28)12.1923 08.1924 30.03(12.04).1926 11 (24).04.1929 Варсонофий Лузин Спасская, обн. (Ряз.) Основана в 1931 г. (местопребывание – в г. Спас-Клепики, Рязанская область). Рязанское викариатство. Упразднена 1933 г. 04.1931 04.1933 Спасская, обн. (Хабар.) Основана ок. 1930 г. Именование – по г. Спасск-Дальний (Приморский край). Хабаровское викариатство. Упразднена в 1933 г. 08(21)01.1930 05(18)06.1930 Константин Соболев Ставропольская Основана 17.07.1842 (по др. 04.04.1842, 01.03.1843). Выделена из Астраханской епархии. Именовалась: Кавказская и Черноморская; с 30.07.1867 – Кавказская и Екатеринодарская; с 08.03.1886 – Ставропольская и Екатеринодарская; с 05.10.1916 – Кавказская и Ставропольская; с 1922 г. – Ставропольская и Кубанская; с 1935 г. – Ставропольская и Донская; с 01(14)09.1943 – Ставропольская и Пятигорская, паки;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В программе созданного там Уфимского братства, в частности, говорилось: «...Через церковное единение славянства идти к единению Вселенской Церкви и будущему VIII Вселенскому Собору». В 1921 г. назначен епископом Томским, но к месту служения не поехал. Арестован в феврале 1922 г. «за произнесение проповеди, в которой призывал крестьян организоваться в крестьянские союзы»; этапирован в Москву на Лубянку, где был выпущен на свободу для лечения (!). В том же году Московский ревтрибунал постановил прекратить дело Владыки «за недостатком улик». В 1922–1928 гг. во исполнение благословения свт. Тихона явно и тайно поставил (хиротонисал) ряд архиереев. В 1923 г. сослан в Среднюю Азию (Ташкент, Педжент, Ашхабад). 28.8.1925 в молитвенном доме ашхабадской старообрядческой общины во имя Святителя Николая епископ Андрей принял миропомазание от старообрядцев, перейдя таким образом в раскол, за что Патриаршим Местоблюстителем Петром (Полянским) , митрополитом Крутицким; запрещён в священнослужении (13/26.4.1928); Осенью 1927 г. арестован в Москве и выслан в Казахстан, в Кэыл-Орду. Вновь арестован (4.10.1928) и препровожден в Ярославль, где в местном изоляторе отсидел в одиночной камере три года (до 7.10.1931). После освобождения уехал в Москву, где находился в молитвенном общении со старообрядцами. Новый арест и новая ссылка, на этот раз в Алма-Ату (с 1.4.1932). Характерно, что в письмах этого периода владыка Андрей рекомендовал своим ученикам посещать собрания евангелистов (протестантов), когда там читалось и толковалось Священное Писание . Это, по его мнению, должно было способствовать укреплению веры, а также помочь осознать непреходящее значение Библии. 19.9.1932 епископ Андрей получил Святые Дары и миро от старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Мелетия. В письме, написанном 23.5.1933 предсовнаркома В.Молотову, он призывал главу советского правительства дать возможность созвать собор, целью которого будет «нравственное оправдание социализма». Сведения о дальнейшей судьбе Владыки противоречивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вещи выкупались по весу на драгоценный металл. Во время проведения этой меры в жизнь бывали в некоторых храмах столкновения с исполнителями декрета, проявляющими иногда резкость и неуважение к чувствам верующего человека. В храм Николы-Кленники комиссия по изъятию ценностей прибыла весной 1922 года, во второй половине дня. Дорого стоил этот день батюшке о. Алексею. Помимо личных переживаний он, знавший горячность о.Сергия, присутствовавшего вместе с ним в храме, все время старался успокоить его, уберечь от каких бы то ни было проявлений возмущения и резких слов, которые при сложившихся обстоятельствах могли только обострить и усложнить и без того трудный момент. Когда все было закончено и грузовая машина с заколоченными ящиками выехала со двора, Батюшка направился домой. Во дворе его ожидали несколько сестер и пошли проводить до квартиры. Измученный физически и нравственно, он едва шел, по-прежнему был ласков и даже как будто покоен, по-прежнему благословлял и подбадривал провожавших, как будто ничего не случилось. Жизнеописание... С.139. 273 Из архиереев, приходивших на исповедь к о. Алексию, можно назвать епископа Германа (Ряшенцева). См. прим. 280 Мч.Иоанн Воин – при Иулиане Отступнике был послан преследовать христиан, но, будучи сам христианином, чем мог, помогал им. Был ввергнут в темницу, по смерти императора получив свободу. Память 30 июля. В Москве существует храм Мч.Иоанна Воина на Большой Якиманке. 285 Татиана Васильевна Фомина (31.12.1900 – 7/20.7.1980) – дочь профессора-медика, депутата Верховного Совета. Училась в гимназии Е.В.Винклер, где учителем был о. Алексий Мечев (см. прим.). Тайно от родителей ходила на Маросейку. По благословению прп. Алексия Зосимовского поступила в Борисо-Глебский Аносин женский монастырь (1922). В мантию с именем Магдалина ее постриг епископ Серафим (Звездинский , †1937) на ст.Пионерская в доме схиигумении Фамари (Марджановой). Дважды сидела в тюрьме. Своей пламенной молитвой привела к вере своих родных: мать и младшую сестру Людмилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Печатается впервые по машинописной копии из архива Е.В.Апушкиной. По желанию автора воспоминания об о. Алексии и о. Сергии Мечевых объединены в одно. Елена Владимировна Апушкина, урожд. Быкова (21.3/3.4.1901 – 25.1» 7.2.1999) – духовная дочь о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Училась на философском факультете Московского университета (1919–1920). Отбывала ссылку в Казахстане (1932–1935). Вышла замуж за К.К.Апушкина (1936) – также духовного сына о. Алексия и о. Сергия Мечевых . В предвоенные годы работала в Москве секретарем-машинисткой; во время войны – в различных артелях в Москве. Вышла на пенсию (1956), получив инвалидность (I группы) по зрению. Перепечатывала труды для епископа Афанасия (Сахарова) . Собирала материалы о церковной жизни России эпохи гонений. Писала воспоминания. Отпевали ее в храме свт.Николая на Маросейке. Была погребена рядом с могилой о. Алексия Мечева (до обретения его мощей). Исходя из свидетельств, содержащихся в тексте, воспоминания (во всяком случае, об о. Алексии Мечеве ) в настоящем их виде были записаны около 1953 г. 60 Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) – поэт, философ, теоретик символизма. «В.Иванов, – писал Н.А.Бердяев , – был виртуозом в овладении душами людей. Его пронизывающий змеиный взгляд на многих, особенно на женщин, действовал неотразимо. Но в конце концов люди от него уходили. Его отношение к людям было деспотическое, иногда даже вампирическое, но внимательное, широко благожелательное» (Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М. 1991. С.156). 61 Храм Святителя Николая Явленного на Арбате был освящен 2.10.1860 (престолы Никольский и Покровский, придел равноапп. Кирилла и Мефодия) на месте разобранной церкви, известной с 1593 г. В октябре 1929 г. президиум Моссовета постановил снести храм. Разрушен в 1931 г. На пустыре была построена школа, занятая впоследствии Главным управлением народного образования исполкома Моссовета. 62 Протоиерей Александр Добролюбов (1864 – ?) – арестован по «делу об изъятии церковных ценностей» (1922); Московским революционным трибуналом был осужден по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей (8.5.1922).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

«После столкновений, которые произошли в ряде московских храмов в марте-апреле (1922 г.) (в связи с изъятием церковных ценностей), начались аресты среди московского духовенства. Несколько дней спустя после Благовещения [были] арестованы: протоиерей В.Соколов , настоятель храма Николы Явленного на Арбате, благочинный храмов центрального района Москвы, [...] благочинный прот. А.Добролюбов и многие другие. 26 апреля в помещении Политехнического музея начался этот громкий процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в Москве. Дело вел революционный трибунал под предводительством Бека. На скамье подсудимых – 17 человек разных сословий и положения. Рядом с известными священнослужителями – инженер и декадентский поэт, старый профессор-юрист и 22-летняя девушка. Приговор был объявлен в воскресенье 8 мая в 2 часа дня: протоиерей А.Заозерский (42 года), протоиерей А.Добролюбов (56 лет) [...] – приговорены к высшей мере «социальной защиты» – расстрелу. Да еще с конфискацией имущества. В итоге (после кассации): трое были оправданы, трое были приговорены к различным срокам заключения. Четверо [...] были расстреляны» (Владимир Русак. Пир сатаны. Русская Православная Церковь в «ленинский» период (1917–1924). Издательство «Заря». Канада. 1991. С.99–100). Настоятель храма Свт.Николая Явленного прот. Василий Александрович Соколов (1876 20.5.1922) был расстрелян, а о. Александр Добролюбов получил срок (10 лет). Приговор к расстрелу последнего был отменен по ходатайству «прогрессивного духовенства». 63 Татьяна Ивановна Куприянова (31.3.1900 – 11.2.1954) – родилась в семье офицера-артиллериста. Некоторое время жила в Пензе. Из-за болезни (туберкулез) получила домашнее образование. До 1914 г. проходила курс лечения в Италии и Швейцарии. Воспитанница Московского дворянского института имени Императора Александра III (1915–1918). Закончила философское отделение Московского университета (1918–1923). Одновременно занималась живописью в Училище живописи и ваяния. Была, по воспоминаниям знавших ее, человеком одаренным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010